Рабочая программа по литературному краеведению «Культура народов Поволжья» (5–9 классы)
Программа «Культура народов Поволжья» рекомендована министерством образования Саратовской области для использования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений области ООО КИЦ «Саратовтелефильм» -
«Добродея» 2009год.
Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе программы «Культура народов Поволжья».ООО КИЦ- «Саратовтелефильм»- «Добродея». 2009 г. (авторы Юнг Е.Л. Сторожева Т.Ю) и учебного пособия для 5 класса «Волжские сказки, легенды, были» КИЦ- «Саратовтелефильм» - Добродея.2008 г.(Составитель
Толкачева Л.П.).
Результаты освоения программы по литературному краеведению
В результате изучения краеведения ученик научится:
*узнавать основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь;
*принимать и правильно понимать богатое многообразие культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности;
*понимать фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья;
*понимать теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений; *находить этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, праздниках, интересных обычаях.
Ученик получит возможность научиться:
-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
-определять главные эпизоды в эпическом произведении;
-выразительно читать текст-описание, текст- повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;
-отыскивать справки в словарях и справочной литературе, энциклопедиях;
- отбирать нужные материалы из периодических изданий, классифицировать их.
II. Содержание учебного предмета с определением основных видов учебной деятельности
5 класс
№ | Содержание | Количество часов | Характеристика учебной деятельности |
1 | Введение | 1 | Понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии. Выделять специфику художественной литературы и ее содержания. Работать с учебником. Создавать связные высказывания. Оценивать произведения литературы Выразительно читать, анализировать сцены и эпизоды, оценивать героев и их поступки, строить рассказ, синтезировать материал. Анализировать сцены и эпизоды, оценивать героев и их поступки, строить рассказ. Видеть соотношение реального и фантастического в произведениях. Владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). Уметь передать настроение лирического героя в выразительном чтении. |
2 | Предания волгарей | 2 | |
3 | Топонимика | 2 | |
4 | Моя родословная | 2 | Знать назначение предмета, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, выражать собственное отношение к изучению предмета. |
5 | Обитатели Древней Волги | 2 | Уметь использовать языковые средства для создания образа. |
6 | Сербы | 2 | Формулировать вопросы по тексту. Приводить доказательства из текста, отстаивать свою точку зрения. Характеризовать героя произведения. Подбирать цитаты из текста. Писать отзывы на произведения. |
7 | Татары | 3 | Воспринимать текст художественного произведения. Характеризовать героя произведения. Передавать личное отношение к произведению. Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, строить логически обоснованные рассуждения. |
8 | Чуваши | 2 | Выразительно читать произведения. Характеризовать сюжет, проблематику, тематику, идейно-эмоциональное содержание. |
9 | Мордва | 2 | Воспринимать текст художественного произведения. Формулировать вопросы по тексту. Приводить доказательства из текста, отстаивать свою точку зрения. Охарактеризовать героя произведения. |
10 | Русские | 3 | Анализировать произведение, иллюстрировать свои мысли примерами из произведения. Видеть основную идею рассказов. Оценивать и давать характеристику героям произведения. |
11 | Немцы | 2 | Воспринимать текст художественного произведения. Формулировать вопросы по тексту. Приводить доказательства из текста, отстаивать свою точку зрения. Характеризовать героя произведения. Подбирать цитаты из текста. |
12 | Казахи | 3 | Воспринимать текст художественного произведения. Формулировать вопросы по тексту. Характеризовать героя произведения. Подбирать цитаты из текста. |
13 | Украинцы | 4 | Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, строить логически обоснованные рассуждения. |
14 | Калмыки | 3 | Анализировать произведение, иллюстрировать свои мысли примерами из произведения. Видеть основную идею рассказов. Оценивать и давать характеристику героям произведения. |
15 | Проектная деятельность | 2 | Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями. Анализировать свою работу, иллюстрировать свои мысли примерами из произведений. Оценивать и давать характеристику выступающим. |
| Всего | 35 | |
Календарно-тематическое планирование по литературному краеведению 5 класс
№ урока | Тема урока | Планируемая дата | Фактическая дата | Применение ИКТ Проектная деятельность | Примечание |
1 | Введение | | | Презентация | |
2 | Предания волгарей | | | | |
3 | Мы родом с Волги | | | | |
4 | Топонимика. Что изучает топонимика? | | | Презентация | |
5 | Предания о родном городе. Место моей семьи в истории родного края и на карте области | | | | |
6 | Моя родословная | | | Презентация | |
7 | Принципы и правила составления родословной | | | | |
8 | Обитатели Древней Волги. Легенды, предания. | | | | |
9 | Обитатели Древней Волги. Легенды, предания. | | | | |
10 | Сербы. Сербы на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи | | | Презентация | |
11 | Сербские сказки. Сюжеты и герои разных сказок | | | | |
12 | Татары. Татары на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи | | | Презентация | |
13 | Устройство дома татар. Этикет гостеприимства | | | | |
14 | Чуваши. Чуваши на Волге | | | Презентация | |
15 | Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах | | | | |
16 | Мордва на Волге | | | Презентация | |
17 | Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы | | | | |
18 | Русские на Волге. Что значит быть русским? | | | Презентация | |
19 | Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси | | | | |
20 | Обрядовая поэзия | | | | |
21 | Немцы. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома | | | Презентация | |
22 | Сказания о немцах Поволжья | | | | |
23 | Казахи. Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах | | | Презентация | |
24 | Казахи. Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах | | | | |
25 | Сюжет, герои. "Сказания об орлах", Легенда о Ер Кап Тагае | | | | |
26 | Украинцы. Откуда есть пошла украинская земля?" Обычаи и быт малороссов | | | Презентация | |
27 | Обрядовая поэзия. "Иван-да-Марья" | | | | |
28 | Обрядовая поэзия. "Иван-да-Марья" | | | | |
29 | Творческая работа. Проект «Сочинение сказки» | | | | |
30 | Калмыки. Обычаи. Устройство дома | | | Презентация | |
31 | Легенды и предания калмыков. "Лотос" | | | | |
32 | Легенды и предания калмыков. "Три мудреца" | | | | |
33 | Легенды и предания калмыков. «Как ленивый старик работать стал" | | | | |
34 | «Мы разные, но мы вместе – Россия» (работа над проектом) | | | Проекты учащихся | |
35 | Создание и защита итогового проекта «Мы разные, но мы вместе –Россия» | | | Проекты учащихся | |
Планирование составлено на основе _ региональной программы рекомендованной Министерством образования Саратовской области для использования в учебно - воспитательном процессе общеобразовательных учреждений области .
Учебник Л.В. Макарцева « Географическое краеведение Саратовской области»
У М К: Географический атлас: 6 класс. - М.: Дрофа, 2014. Сиротин, В. И._______
Результаты освоения программы по географическому краеведению
В результате изучения краеведения ученик научится:
Выпускник научится:
осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;
осознавать себя гражданином России;
объяснять свою связь с историей, культурой, судьбой своего народа и всей России;
•искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
уважать иное мнение;
вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
составлять краткую характеристику родного населенного пункта;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы и представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельного поиска краеведческой информации из разных источников; понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни; ориентирования на местности и чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов.
II. Содержание учебного предмета с определением основных видов учебной деятельности
6класс
№ | Содержание | Количество часов | Характеристика учебной деятельности |
1 | Введение. Что изучает географическое краеведение | 1 | Определять понятие «краеведение», «географические исследования». |
2 | Методы научного познания. | 3 | Организация наблюдения за высотой солнца над горизонтом, погодой, сезонными наблюдениями в природе. Изучение природы нашего края с древнейших времен. |
4 | Особенности географического положения области, района | 2 | Уметь работать с картой Саратовской области, находить в разных источниках географическую информацию . |
5 | Строение земной коры. Минеральные и горные породы | 2 | Формирование представлений о геологии, древних эпохах. Развитие любознательность, формировать интерес к изучению природы. |
6 | Рельеф Саратовской области, своего района | 2 | Формирование понятий «рельеф », его виды в Саратовской области . уметь показывать на глобусе и картах географические объекты Саратовской области. |
7 | Воды суши Саратовской области | 4 | Формирование понятий «внутренние воды», и уметь находить на карте реки и озера области х виды. Развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета |
8 | Атмосфера. Климат области | 5 | Формировать понятие об особенностях времен года области. Уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации. . Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Составление характеристики климата своего района |
9 | Природные комплексы Саратовской области | 5 | Определять типы почв Саратовской области. Уметь работать с почвенной картой области. Выявлять закономерность распределения животных по территории области. |
10 | План местности | 5 | Уметь описывать маршрут по плану. Уметь ориентироваться по плану и компасу. Определять условные топографические знаки. |
11 | Население области, своего района | 3 | Изучить национальный состав, плотность населения, очаги его концентрации. Этническое разнообразие. Расширить знание об обычаях, традициях народа. Дать знания о народных художественных промыслах. Половозрастной состав населения. Особенности размещения населения. крупные города. Крупные города. |
12 | Защита проектов | 2 | Уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор. |
13 | Резерв | 1 | |
Календарно-тематическое планирование по географическому краеведению 6 класс.
№ | Тема уроков | Дата по плану | Дата факт. | Применение ИКТ Проектная деятельность | Примечание |
1 | Введение. Что изучает географическое краеведение | | | | |
2 | Методы научного познания. История исследования природы Саратовской области. | | | | |
3 | Саратовцы – исследователи континентов | | | | |
4 | Метод наблюдения. Пр.р. « Организация наблюдения за высотой солнца над горизонтом» | | | | |
5 | Изучение природы нашего края с древнейших времен. Исследование Поволжья . | | | | |
6 | Саратовцы – покорители горных вершин . | | | презентация | |
7 | Особенности географического положения области, района | | | | |
8 | Расположение области, района на материке, части света, Восточно-Европейской равнине. | | | | |
9 | Пр.р.«Географическое положение области, своей местности». | | | презентация | |
10 | Строение земной коры. Минеральные и горные породы | | | | |
11 | Геологическое строение. Различия в геологическом строении правобережья и левобережья. | | | Презентация | |
12 | Практическая работа. Определение горных пород по образцам | | | | |
13- 14 | Рельеф Саратовской области, своего района. Формы рельефа | | | | |
15 | Особенности рельефа правобережья и левобережья. | | | | |
16 | Оценка рельефа своей местности. | | | | |
17 | Пр.р. «Работа с контурной картой: обозначение основных форм рельефа и полезных ископаемых.» | | | | |
18 | Воды суши Саратовской области | | | | |
19 | Внутренние воды области. Волга – главная река области. | | | презентация | |
20 | Реки Волжского бассейна. | | | | |
21 | Реки бессточного бассейна. | | | презентация | |
22 | Практическая работа. «Описание реки своей местности» | | | | |
23 | Пр.р. «Определение ширины и глубины малых рек» | | | | |
24 | Атмосфера. Климат области | | | | |
25 | Методы исследования. Метеорологические элементы. Местные признаки погоды. | | | | |
26 | Температура воздуха по сезонам. Годовой ход температуры воздуха. | | | | |
27 | Ветры, господствующие в области. Роза ветров. | | | | |
28 | Климат своего района. | | | | |
29 | Составление характеристики климата своего района | | | | |
30 | Природные комплексы Саратовской области | | | | |
31 | Типы почв Саратовской области. | | | | |
32 | План местности | | | | |
33 | Условные топографические знаки. | | | | |
34 | Население области, своего района | | | | |
35 | Защита проектов | | | | |
Программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии. «Биологическое краеведение»: учебное пособие для 7 кл./Сост. В.Б. Сельцер, Л.П. Худякова, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская. - Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2013 - 96 с.
Результаты освоения программы по биологическому краеведению
В результате изучения краеведения ученик научится:
Выпускник научится: понимать - сущность понятия «флора», «природное сообщество», «фитоценоз», «зооценоз»;
- значение различных экологических факторов для живых организмов;
- роль и значение растений, грибов и бактерий, животных в круговороте веществ и непрерывности жизни;
- роль растений, грибов и животных в жизни человека; - распространённые сельскохозяйственные культуры нашей местности;
- виды опасных и ядовитых растений, грибов и животных нашей местности, правила безопасного поведения в природной среде;
- роль человека в охране органического мира, в сохранении биоразнообразия.
Выпускник получит возможность научиться:
- определять виды растений и животных с помощью школьного определителя;
-называть основные типичные виды растений, грибов, животных своей местности;
- узнавать по внешнему виду распространённые сельскохозяйственные культуры нашей местности;
- приводить различные примеры природных сообществ и их видового состава;
- объяснять приспособление живых организмов к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на их жизнедеятельность;
- давать характеристику различным природным сообществам, взаимосвязям внутри сообщества, различным сезонным изменениям в жизни растений и животных;
- определять антропогенное влияние на природные сообщества, уровни жизненного состояния растений;
- прогнозировать изменения в развитии природных сообществ под воздействием антропогенной нагрузки;
- применять полученные знания для изучения и улучшения экологической ситуации в своем посёлке, районе.
II. Содержание учебного предмета с определением основных видов учебной деятельности
№ | Содержание | Количество часов | Характеристика учебной деятельности |
1 | Введение. Методы краеведческой работы | 3 | Работа с картографическим материалом, видеоматериалом, фотографиями природы родного края Экскурсия в отделы природы районного, городского, областного, школьного музея краеведения Изучение экспозиций музея, выявление взаимосвязи между физико-географическими факторами и биологическим разнообразием области. Поиск информации о родном крае в краеведческой литературе и Интернете. Работа со школьными определителями растений и животных. |
2 | Характеристика природных сообществ | 3 | Составление схем, характеризующих структуры местных природных сообществ. Практическая работа с атласом карт Саратовской области. Наблюдение и выявление особенностей представителей живого мира, обитающих в разных условиях. |
4 | Растительный мир | 8 | Поиск информации об особенностях саратовской флоры в краеведческой литературе и Интернете. Выявление особенностей представителей живого мира, обитающих в разных условиях. Изготовление гербариев растений. Работа с готовым гербарным материалом, рисунками, фотографиями. Подготовка сообщений, презентаций по теме. Наблюдение и выявление особенностей строения лесных растений в связи с умеренным увлажнением, размещением в пространстве. Работа с готовым гербарным материалом, рисунками, фотографиями. Выявление отличительных особенности растений-паразитов. |
5 | Животный мир | 8 | Работа с рисунками, фотографиями. Подготовка сообщений, презентаций о животном мире и отдельных интересных животных района. Работа с рисунками, фотографиями. Подготовка сообщений, презентаций. Выявление приспособлений животных к периодическому влиянию паводков. Экскурсия «Животный мир населенных пунктов». Наблюдение за птицами. Составление списков промысловых животных. Подготовка сообщений. Экскурсия «Животные родного края» в краеведческий музей или экскурсия «Жизнь птиц и зверей зимой». |
6 | Живое прошлое Саратовского края. Прошлое, настоящее, будущее | 8 | Работа с литературой, геохронологической таблицей, коллекциями окаменелостей в кабинете биологии. Экскурсия на обнажения с палеонтологическими остатками. Сбор коллекции проводится в сентябре за счет резервного часа, либо изготавливаются муляжи палеонтологических объектов из пластилина, гипса. Оформление коллекции по геологическому прошлому, рисунков, подготовка сообщений, презентаций. Эволюция жизни в связи с изменениями среды обитания. Поиск информации о состоянии растительного и животного мира в Саратовской области. Работа с данными докладов «О состоянии и об охране окружающей среды» за разные годы Наблюдение и выявление примеров влияния человека на животный и растительный мир родного края. |
7 | Охрана природы | 5 | Составление красной книги своего района. Создание учебного продукта (проекта) на основе предъявленного учебного материала. Участие в итоговой конференции. |
8 | Всего | 35 | |
Календарно-тематическое планирование по биологическому краеведению 7 класс.
№ | Тема уроков | Дата по плану | Дата факт. | Применение ИКТ Проектная деятельность | Примечание |
1 | Краеведение – наука о местности, в которой мы живем. Предмет биологического краеведения | | | | |
2 | Методы краеведческой работы | | | | |
3 | Методы исследования природы родного края . | | | | |
4 | Экскурсия .Сбор биологического материала и палеонтологического материала | | | | |
5 | Характеристика природных сообществ области: лесостепь, степь, полупустыня | | | | |
6 | Природные сообщества пойм. Сообщества водоемов | | | презентация | |
7 | Экскурсия «Изучение местных экосистем: лес (лесополоса), степь (луг, поляна), водоем (река, пруд, озеро)». Фенологические наблюдения | | | | |
8 | Растительность Саратовской области | | | | |
9 | Растительные зоны на территории области. Лесостепная зона | | | презентация | |
10 | Растительность степной и полупустынной зоны | | | | |
11 | Пойменная растительность. Водные растения | | | Презентация | |
12 | Споровые растения. Грибы. Лишайники | | | | |
13- 14 | Полезные дикорастущие и культурные растения нашей области. Роль саратовских ученых в растениеводстве. Растения-паразиты, сорные растения. Ядовитые растения | | | | |
15 | Изучение флоры города (поселка) и его окрестностей | | | | |
16 | Общая характеристика фауны области. Животные лесостепной зоны | | | | |
17 | Фауна лесов Саратовской области | | | | |
18 | Животный мир степей и полупустынь | | | | |
19 | Наземные позвоночные пойм рек. Животный мир внутренних вод | | | презентация | |
20 | Животный мир населенных пунктов | | | | |
21 | Беспозвоночные Саратовской области | | | презентация | |
22 | Промысловые и сельскохозяйственные животные Саратовской области | | | | |
23 | Экскурсия «Животные родного края» в краеведческий музей или экскурсия «Жизнь птиц и зверей зимой» | | | | |
24 | Развитие животного и растительного мира Саратовского Поволжья в геологическом прошлом | | | | |
25 | Развитие животного и растительного мира Саратовского Поволжья в геологическом прошлом | | | | |
26 | Характерные ископаемые животные области | | | | |
27 | Влияние человека на природные объекты | | | | |
28 | Влияние человека на природные объекты | | | | |
29 | Природоохранная деятельность в Саратовской области | | | | |
30 | Природоохранные территории Саратовской области | | | | |
31 | Природоохранные территории Саратовской области | | | | |
32 | Итоговая конференция «Судьба природы – наша судьба» | | | | |
33 | Итоговая конференция «Судьба природы – наша судьба» | | | | |
34 | Защита проектов. | | | | |
35 | Защита проектов. | | | | |
Рабочая программа учебного предмета «Культура края» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Программа составлена на основе авторской программы Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В.
В результате изучения краеведения :
Выпускник научится:
наличие эстетического восприятия произведений искусства;
знание культурных традиций малой родины, знаменитых земляков, достижений культуры; сформированность опыта творческой деятельности;
содержание произведений, подлежащих изучению.
Выпускник получит возможность научиться:
Работать с книгой;
Определять принадлежность художественного произведения к одному из жанров устного народного творчества;
Выражать свое отношение к прочитанному;
Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
Владеть различными видами пересказа;
Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
№ | Содержание | Количество часов | Характеристика учебной деятельности |
1 | Вводное занятие | 1 | Раскрывать значение терминов, давать определение понятиям; осуществлять словарную работу. |
2 | «Каменная летопись края» | 5 | Раскрывать значение различных архитектурных стилей, направлений. Участвовать в обсуждении вопросов: Каково стилистическое разнообразие саратовских храмов? Раскрывать значение терминов. Участвовать в обсуждении вопросов: Как сохранился русский классицизм в архитектуре. |
4 | Мастера живописи и скульптуры | 6 | Раскрывать значение термина: «символизм». Участвовать в обсуждении вопросов: Каково влияние живописи художника на становление символизма в живописи начала XX века. Дать характеристику фактам из биографии Борисова-Мусатова, рассказать о его известных работах. Сознательно организовать и регулировать свою деятельность. Ученики смогут охарактеризовать работы художника, рассказать о фактах из его биографии и о событиях, повлиявших на складывание творческого пути Петрова- Водкина. |
5 | «Мир музея» | 5 | Ученики смогут рассказать об открытии музея им. Радищева, его филиалах, а также охарактеризовать экспонаты, хранящиеся в этих музеях. Участие в обсуждении вопросов: Каковы основные этапы развития Саратовской школы и еѐ влияние на отечественную культуру. Участие в обсуждении вопросов касающихся влияния музея на художественно- эстетическое воспитание. |
6 | «Театральное искусство» | 4 | Ученики смогут рассказать об истории создания и оформления театрального движения в Саратовском крае. Называть и характеризовать театры города Саратова. Рассказывать об актерах, выступавших на сценах театров, о репертуаре театров. |
7 | «Музыкальное искусство» | 6 | Рассказать об этапах становления музыкального образования в Саратове, первых учебных музыкальных учреждениях. Выяснить в какой период времени в Саратове начинает процветать концертная деятельность. Назвать факты из биографии известных учителей. Назвать знаменитых исполнителей, охарактеризовать факты из их биографии. Выяснить какое влияние они оказали на музыкальное искусство в городе Саратове. |
8 | «Костюмы народов Поволжья» | 8 | Характеризовать национальные костюмы различных народностей. Провести сравнительный анализ различных элементов костюма, выявить сходства и различия. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Ученики смогут дать характеристику изменениям произошедшим в национальных костюмах в результате взаимовлияния; смогут высказать собственное мнение, работать в группах. Подготовить проект на определенную тему. |
9 | итого | 35 | |
Календарно-тематическое планирование по краеведению 8 класс.
№ | Тема уроков | Дата по плану | Дата факт. | Применение ИКТ Проектная деятельность | Примечание |
1 | Вводный урок. Урок общеметодологичес кой направленности. | | | | |
2 | Памятники культовой архитектуры: монастыри, соборы, часовни. | | | | |
3 | Памятники культовой архитектуры: монастыри, соборы, часовни. | | | | |
4 | Памятники жилой архитектуры: городские и сельские жилые дома, особняки. | | | | |
5 | Памятники садово- паркового искусства- парковая декоративная скульптура, фонтаны, объекты малых архитектурных форм. | | | | |
6 | Архитектурно- скульптурные комплексы; архитектурные монументы- обелиски, колонны, стелы, арки; архитектурный металлический декор. | | | презентация | |
7 | Борисов-Мусатов . | | | | |
8 | Петров-Водкин. | | | | |
9 | Савинов, Карев, Уткин. | | | презентация | |
10 | Этапы развития саратовской школы | | | | |
11 | Этапы развития саратовской школы | | | Презентация | |
12 | Этапы развития саратовской школы | | | | |
13- | Художественный музей им. А.Н.Радищева и его филиалы | | | | |
14 | Художественный музей им. А.Н.Радищева и его филиалы | | | | |
15 | Художественный музей им. А.Н.Радищева и его филиалы | | | | |
16 | Музей краеведения. | | | | |
17 | Роль музеев в художественно- эстетическом воспитании. | | | | |
18 | Развитие театрального искусства в Саратовском крае. | | | презентация | |
19 | Театры Саратова и области | | | | |
20 | Мастера саратовской сцены | | | презентация | |
21 | Музыка и театр: история и современность. | | | | |
22 | История становления музыкального образования в Саратове. | | | | |
23 | Музыкальные традиции города | | | | |
24 | Знаменитые имена исполнителей. | | | | |
25 | Творчество композиторов: А.Г. Шнитке, Е.В. Гохман, Е.М. Бикташева, В.В. Ковалева. | | | | |
26 | Музыка в жизни современного Саратова | | | | |
27 | Музыка в жизни современного Саратова | | | | |
28 | Одежда народов Саратовского Поволжья. | | | | |
29 | Одежда народов Саратовского Поволжья. | | | | |
30 | Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. | | | | |
31 | Костюм как модель вселенной. | | | | |
32 | Костюм как модель вселенной. | | | | |
33 | Защита творческих проектов учащихся. | | | | |
34-35 | Защита творческих проектов учащихся. | | | | |
Рабочая программа курса «Историческое краеведение» разработана на основе авторской программы для 9 класса общеобразовательных школ (авторы Булычев М.В. Аристархова Е.В., Самсонов С.И.)
1.В результате изучения краеведения ученик научится:
Выпускник научится: выработка проблемного, диалектического понимания истории, усвоение ими знаний об основных этапах развития Саратовского края; его месте и роли в истории России;
умение оценивать наиболее значимые события и роль личности в истории Саратовского края;
стремление внести свой вклад в решение основных проблем развития региона.
Выпускник получит возможность научиться:
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
№ | Содержание | Количество часов | Характеристика учебной деятельности |
1 | Введение | 1 | «Историческое краеведение» – раздел истории. |
2 | Саратовский край в конце ХУ1 - начале ХУП в. | 1 | Причины строительства крепостей на Волге. Гипотезы о месте основания Саратова. Функции нового города-крепости |
3 | Саратов и Саратовский край в начале ХУП – первой четверти ХУШ столетия | 2 | Заселение Саратовского края. Этапы колонизации края, факторы, благоприятствующие его освоению. Саратов на левом и правом берегу Волги. Саратов накануне и в ходе вторжения войск Пугачёва. Причины быстрых успехов восставших. Общие черты народного движения на территории края и специфика его появления |
4 | Саратовский край во второй половине ХУШ столетия | 4 | Возрастание военно-стратегического значения Нижнего Поволжья. Рост населения Саратовского края. Социальные преобразования этого периода. Рост населения саратовского края. Образование наместничества. Торгово-транспортное и промышленное значение Саратова. |
5 | Саратовский край в первой половине Х1Х в. | 3 | Массовое заселения края.. Отрасли сельского хозяйства. Специализация на зерновом производстве Развитие промышленности, торговли, транспорта. Становление культуры в Саратовской губернии. Развитие народного образования. Зарождение и становление театральной жизни. Духовная жизнь города. Религиозные организации Саратовской губернии: структура, деятельность. |
6 | Саратовский край во второй половине Х1Х столетия | 2 | Причины первой российской революции в России и специфика предреволюционной ситуации в Поволжье. Формы народного движения и его специфика. Влияние революционных событий на дальнейшее развитие общественно-политической ситуации в России и Саратовском крае. |
7 | Саратовский край в период с 1900 по 1917 г. | 5 | Саратовское Поволжье накануне Первой мировой войны. Изменения социально-экономического положения в годы войны. Меры правительства и местной администрации по мобилизации экономики и их итоги. Установление многовластия. Развитие революционного процесса весной–летом 1917 г. |
8 | Саратовское Поволжье в советскую эпоху | 10 | Культурная жизнь региона. Наука. Образование. Работа культурно–просветительских учреждений. Саратовская епархия в 1920-е –1930-е гг. Создание АССР немцев Поволжья. Экономическое и культурное развитие автономии в 1920-е — 1930–е гг. Ликвидация Немецкой автономии в 1941 г. |
9 | Постсоветский период истории Саратовского Поволжья | 3 | Промышленность, сельское хозяйство, транспорт в 1965–1985 гг. Культурное развитие. |
Календарно-тематическое планирование по краеведению 9 класс
№ | Тема урока Введение | Дата по плану | Дата факт. | Применение ИКТ | Примечание |
1 | Основание Саратова | | | | |
2 | Начальные этапы заселения Саратовского края (XVI-XVII вв.) | | | | |
3 | Саратов и саратовский край в конце XVII – первой четверти XVIII века | | | | |
4 | Население и экономическое развитие саратовского края в середине и второй половине XVIII века | | | | |
5 | Саратовский край в годы крестьянской войны 1773-1775 годов | | | | |
6 | От города-крепости до губернского города | | | презентация | |
7-8 | Заселение и экономическое развитие в первой половине XIX века | | | | |
9 | Культура саратовского края в конце XVIII – первой половине XIX века | | | | |
10-11 | Социально-экономическое развитие Саратовской губернии | | | презентация | |
12 | Народническое движение в Саратовском крае в пореформенный период | | | | |
12-13 | Саратовский край в годы первой русской революции (1905-1904) | | | Презентация | |
14 | Саратовский край в годы Первой мировой войны и Февральской революции | | | | |
15 | Культура Саратовского края второй половины XIX – начала XX века | | | | |
16-17 | Общественные движения в Саратовской губернии | | | | |
18 | Октябрьская революция в Саратовской губернии | | | | |
19 | Новая экономическая политика в саратовской губернии (1921-1928) | | | | |
20 | Культурное развитие Саратовского региона в 1920-1930-е годы | | | | |
21-22 | Немецкая автономия на Волге. От возникновения до ликвидации (1918-1941) | | | презентация | |
23 | Экономика Саратовской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) | | | | |
24 | Всенародная помощь трудящихся Саратовской области фронту | | | презентация | |
25 | Саратовская область в 1946-1964 годах | | | | |
26-27 | Саратовская область в 1965-1985 годах | | | | |
28 | Саратовская область в годы перестройки (1981-1991) | | | | |
29 | Саратовское Поволжье на рубеже XX-XXI веков | | | | |
30 | Символы Саратовской области | | | | |
31-32 | Урок-конференция | | | | |
33 | Урок-экскурсия | | | | |
34-35 | Защита проектов | | | | |
26