Рабочая программа по курсу «Черчение» для 8–11 классов
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа № 19
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СШ № 19»
_________ ____________ ___________ _________
подпись Ф.И.О. подпись Ф.И.О.
____________ 2022 года Приказ № ____
от ________ 2022 года
Рабочая программа
основного общего образования
курса «Черчение»
Срок реализации программы: 1 год
Уровень обучения: базовый
Количество часов: 30 часов
Составитель программы: Скоробогаткина Ирина Леонидовна
Иваново 2022
Рабочая программа по черчению для 8-11 классов составлена на основе нормативных правовых документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. N 1089 (ред. от 19.10.2009 г., с изм. от 31.01.2012 г;
Авторска\ программа В.В. Степаковой «Черчение» 8-9 классы - М.: Просвещение, 2008
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
Положение о рабочих программах по предметам муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 19»
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2008 г.
Программа рассчитана на 30 учебных часов (по 1 часу в неделю).
Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.
Цель обучения предмету конкретизируется в основных зачах.
Задачи:
• формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
• научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы; аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;
• развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.; научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
• воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда;
• получить опыт применения политехнических, технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами обще учебной деятельности для всех направлений образовательной области «Черчение» на этапе основного общего образования являются:
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной пли письменной форме результатов своей деятельности;
умение перефразировать мысль (объяснять иными словами). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта н др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
владение умениями совместной деятельности:
объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Общая характеристика курса
Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.
Огромную роль в обучении учащихся ОУ играет развитие образно-пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует полноценному развитию творческих способностей школьников, т.к. основная часть усваиваемого учебного материала школьных предметов представлена в вербальной форме.
Изучение графической грамоты необходимо в школах, т.к. требуется подготовка кадров на предприятия именно по техническим специальностям, и существует ряд факультетов в ВУЗах и ССУЗах для освоения графических дисциплин которых должна предшествовать первоначальная подготовка в школах.
Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин, а также лучше адаптироваться в системе высшего образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить более сложную вузовскую программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений.
В соответствии с ФГОС в ходе изучения курса обучающимися предполагается достижение совокупности основных личностных, метапредметных и предметных результатов
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;
осознание ценности науки как фундамента технологий;
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз
активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей;
умение ориентироваться в мире современных профессий
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
понимать смысл условных графических обозначений, создавать с их помощью графические тексты;
владеть ручными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков деталей;
владеть автоматизированными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков;
уметь читать чертежи деталей и осуществлять расчёты по чертежам;
овладевать средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графи- ческой документации.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
Обчающиеся должны знать:
• правила выполнения чертежей в соответствии с основными стандартами ЕСКД и приемы основных геометрических построений;
• основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
• основные правила выполнения и обозначения простых и сложных разрезов;
• условности изображения и обозначения резьбы;
• основные правила выполнения и обозначения сечений, а также их назначение.
Обчающиеся должны уметь:
• рационально использовать чертежные инструменты;
• анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
• анализировать графический состав изображений;
• читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения предметов;
• выбирать необходимое число видов на чертежах;
• осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
• выполнять необходимые разрезы;
• правильно определять необходимое число изображений;
• выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с
преобразованием;
• выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
• читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5—7 деталей;
• читать несложные строительные чертежи;
• пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;
• применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
Содержание учебного курса
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (6 ч.)
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (4 ч.)
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная, фронтальная, диметрическая и изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (10 ч.)
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Чтение чертежей детали.
Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических задач, в том числе творческих. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих.
РАЗРЕЗЫ И СЕЧЕНИЯ (5ч.)
Повторение материала по темам: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции».
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение сечений предметов.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый и ломаный). Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (3ч.)
Чертежи типовых соединений деталей . Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей. Выполнение чертежей резьбовых соединений.
ЧТЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ (2 ч.)
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Авторская программа по Черчению/автор –составитель Степакова В.В. - М. Просвещение, 2008г
2. Ботвинников А.Д. Черчение: Учебник для общеобразоват. учреждений/ А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский – 4-е изд., дораб. -М.: АСТ: Астрель, 2008
3. Методическое пособие по черчению к учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение» / А. Д Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2006
4. Черчение: Чертежи типовых соединений деталей: Рабочая тетрадь № 7- 2-е издание переработанное -М.: Венда-Граф,2005
5. Черчение: Аксонометрические проекции: Рабочая тетрадь № 4- 2-е издание переработанное и дополненное -М.: Венда-Граф,2007
6. Черчение : Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией профессора Н.Г. Преображенской - М.: Венда-Граф,2006
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| Тема урока | Кол-во часов |
1 | Правила оформления чертежей. | 1 |
2 | Графическая работа № 1 «Линии чертежа» | 1 |
3 | Сведения о чертёжном шрифте | 1 |
4 | Графическая работа №2«Шрифт» | 1 |
5 | Сведения о нанесении размеров | 1 |
6 | Графическая работа № 3 «Рамка» | 1 |
7 | Графическая работа № 3 «Чертёж детали с использованием геометрических построений» | 1 |
8 | Способы проецирования | 1 |
9 | Проецирование детали на три плоскости проекций | 1 |
10 | Расположение видов на чертеже. Местные виды. | 1 |
11 | Графическая работа № 4 «Построение трёх проекций предмета». | 1 |
12 | Графическая работа № 6 «Построение третьей проекции по двум данным». | 1 |
13 | Получение и построение аксонометрических проекций. | 1 |
14 | Графическая работа № 10 «Выполнение чертежа предмета» | 1 |
15 | Разрезы. Назначение, правила выполнения разрезов. | 1 |
16 | Простые разрезы. Фронтальный разрез. | 1 |
17 | Профильный разрез. | 1 |
18 | Горизонтальный разрез. | 1 |
19 | Графическая работа №2 «Простые разрезы». | 1 |
20 | Общие сведения о соединениях деталей. | 1 |
21 | Изображение и обозначение резьбы. | 1 |
22 | Изображение болтовых и шпилечных соединений. | 1 |
23 | Изображение болтовых и шпилечных соединений. | 1 |
24 | Графическая работа № 5«Чертеж резьбового соединения». | 1 |
25 | Шпоночные и штифтовые соединения. | 1 |
26 | Общие сведения о сборочных чертежах изделий. | 1 |
27 | Разрезы на сборочных чертежах. | 1 |
28 | Понятие о деталировании. | 1 |
29 | Графическая работа № 6 «Деталирование» | 1 |
30 | Практическая работа «Чтение строительного чертежа» | 1 |