12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина Леонидовна58
Россия, Ивановская обл., Иваново

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа № 19




Согласовано Утверждаю

Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СШ № 19»

_________ ____________ ___________ _________

подпись Ф.И.О. подпись Ф.И.О.

____________ 2022 года Приказ № ____

от ________ 2022 года



Рабочая программа

основного общего образования

курса «Черчение»



Срок реализации программы: 1 год

Уровень обучения: базовый

Количество часов: 30 часов

Составитель программы: Скоробогаткина Ирина Леонидовна









Иваново 2022

Рабочая программа по черчению для 8-11 классов составлена на основе нормативных правовых документов:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. N 1089 (ред. от 19.10.2009 г., с изм. от 31.01.2012 г;

Авторска\ программа В.В. Степаковой «Черчение» 8-9 классы - М.: Просвещение, 2008

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

Положение о рабочих программах по предметам муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 19»


Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2008 г.

Программа рассчитана на 30 учебных часов (по 1 часу в неделю).

Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.

Цель обучения предмету конкретизируется в основных зачах.

Задачи:

формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;

научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы; аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;

развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.; научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;

воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда;

получить опыт применения политехнических, технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами обще учебной деятельности для всех направлений образовательной области «Черчение» на этапе основного общего образования являются:

определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной пли письменной форме результатов своей деятельности;

умение перефразировать мысль (объяснять иными словами). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта н др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

владение умениями совместной деятельности:

объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.


Общая характеристика курса


Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.

Огромную роль в обучении учащихся ОУ играет развитие образно-пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует полноценному развитию творческих способностей школьников, т.к. основная часть усваиваемого учебного материала школьных предметов представлена в вербальной форме.

Изучение графической грамоты необходимо в школах, т.к. требуется подготовка кадров на предприятия именно по техническим специальностям, и существует ряд факультетов в ВУЗах и ССУЗах для освоения графических дисциплин которых должна предшествовать первоначальная подготовка в школах.

Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин, а также лучше адаптироваться в системе высшего образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить более сложную вузовскую программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений.


Планируемые результаты освоения курса «Черчение»

В соответствии с ФГОС в ходе изучения курса обучающимися предполагается достижение совокупности основных личностных, метапредметных и предметных результатов

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных

осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;

осознание ценности науки как фундамента технологий;

осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;

умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз

активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей;

умение ориентироваться в мире современных профессий

осознание пределов преобразовательной деятельности человека.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Основные межпредметные связи осуществляются с уроками геометрии, технологии, информационных технологий, изобразительным искусством, физикой. Учебные задания года предусматривают развитие навыков работы карандашом, циркулем и другими инструментами и принадлежностями. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


соблюдать правила безопасности;

организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;

понимать смысл условных графических обозначений, создавать с их помощью графические тексты;

владеть ручными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков деталей;

владеть автоматизированными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков;

уметь читать чертежи деталей и осуществлять расчёты по чертежам;

овладевать средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графи- ческой документации.


Регулятивные универсальные учебные действия


Выпускник научится:

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

Обчающиеся должны знать:

правила выполнения чертежей в соответствии с основными стандартами ЕСКД и приемы основных геометрических построений;

основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;

основные правила выполнения и обозначения простых и сложных разрезов;

условности изображения и обозначения резьбы;

основные правила выполнения и обозначения сечений, а также их назначение.

Обчающиеся должны уметь:

рационально использовать чертежные инструменты;

анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

анализировать графический состав изображений;

читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения предметов;

выбирать необходимое число видов на чертежах;

осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

выполнять необходимые разрезы;

правильно определять необходимое число изображений;

выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с

преобразованием;

выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;

читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5—7 деталей;

читать несложные строительные чертежи;

пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;

применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.


Содержание учебного курса


ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (6 ч.)

Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места.

Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.


СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (4 ч.)

Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная, фронтальная, диметрическая и изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.


ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (10 ч.)

Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.

Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Чтение чертежей детали.

Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических задач, в том числе творческих. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих.

РАЗРЕЗЫ И СЕЧЕНИЯ (5ч.)

Повторение материала по темам: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции».

Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение сечений предметов.

Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый и ломаный). Применение разрезов в аксонометрических проекциях.


СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (3ч.)

Чертежи типовых соединений деталей . Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей. Выполнение чертежей резьбовых соединений.


ЧТЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ (2 ч.)

Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


1. Авторская программа по Черчению/автор –составитель Степакова В.В. - М. Просвещение, 2008г

2. Ботвинников А.Д. Черчение: Учебник для общеобразоват. учреждений/ А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский – 4-е изд., дораб. -М.: АСТ: Астрель, 2008

3. Методическое пособие по черчению к учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение» / А. Д Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2006

4. Черчение: Чертежи типовых соединений деталей: Рабочая тетрадь № 7- 2-е издание переработанное -М.: Венда-Граф,2005

5. Черчение: Аксонометрические проекции: Рабочая тетрадь № 4- 2-е издание переработанное и дополненное -М.: Венда-Граф,2007

6. Черчение : Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией профессора Н.Г. Преображенской - М.: Венда-Граф,2006

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема урока

Кол-во

часов

1

Правила оформления чертежей.

1

2

Графическая работа № 1 «Линии чертежа»

1

3

Сведения о чертёжном шрифте

1

4

Графическая работа №2«Шрифт»

1

5

Сведения о нанесении размеров

1

6

Графическая работа № 3 «Рамка»

1

7

Графическая работа № 3 «Чертёж детали с использованием геометрических построений»

1

8

Способы проецирования

1

9

Проецирование детали на три плоскости проекций

1

10

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

1

11

Графическая работа № 4 «Построение трёх проекций предмета».

1

12

Графическая работа № 6 «Построение третьей проекции по двум данным».

1

13

Получение и построение аксонометрических проекций.

1

14

Графическая работа № 10 «Выполнение чертежа предмета»

1

15

Разрезы. Назначение, правила выполнения разрезов.

1

16

Простые разрезы. Фронтальный разрез.

1

17

Профильный разрез.

1

18

Горизонтальный разрез.

1

19

Графическая работа №2 «Простые разрезы».

1

20

Общие сведения о соединениях деталей.

1

21

Изображение и обозначение резьбы.

1

22

Изображение болтовых и шпилечных соединений.

1

23

Изображение болтовых и шпилечных соединений.

1

24

Графическая работа № 5«Чертеж резьбового соединения».

1

25

Шпоночные и штифтовые соединения.

1

26

Общие сведения о сборочных чертежах изделий.

1

27

Разрезы на сборочных чертежах.

1

28

Понятие о деталировании.

1

29

Графическая работа № 6 «Деталирование»

1

30

Практическая работа «Чтение строительного чертежа»

1



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.