Рабочая программа по черчению для учащихся 8–9 классов по УМК А.Д. Ботвинникова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЧЕРЧЕНИЕ»
8 - 9 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по учебному предмету «Черчение» составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный государственный стандарт основного общего образования.
3. С использованием Примерной программы основного общего образования. «Черчение». – М.: Просвещение, 2010.
4. С использованием авторской программы Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 2010
5. Учебный план МБОУ «СОШ № 5.
На изучение предмета «Черчение» в основной школе выделяется 68 часов
Класс |
Количество часов в неделю |
Количество часов за учебный год |
8 класс |
1 |
34 |
9 класс |
1 |
34 |
ИТОГО |
68 |
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы следующих предметных, метапредметных и личностных результатов.
Предметные результаты
1.Приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации;
2. Развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления;
3. Развитие визуально – пространственного мышления;
4. Приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ;
5. Формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
6. Сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
7. Ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
8. Обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
9. Развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
10. Обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
11. Прививать культуру графического труда.
12. Научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
Метапредметные результаты
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки;
6. Умение работать со справочниками и ГОСТами;
7. Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные результаты
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки и личностные качества;
2. Сформированность основ российской, гражданской идентичности:
патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
3. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;
4. Готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению;
5. Формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности;
6. Осознание значения семьи в жизни человека и общества.
Содержание курса
Введение в предмет. Техника выполнения чертежей и правила их оформления
Правила оформления чертежей. Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения из истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места. Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.
Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертёжном шрифте. Буквы, цифры и знаки.
Способы проецирования . Проецирование. Центральное параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трёх взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направления осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объёмных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа её построения.
Чтение и выполнение чертежей деталей. Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части). Чертежи группы геометрических тел. Нахождение на чертеже вершин, рёбер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учётом формы предметов. Использование знака квадрат. Развёртывание поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжения. Чтение чертежей. Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических задач, в том числе творческих.
Обобщение сведений о способах проецирования. Повторение сведений о способах проецирования.
Сечения и разрезы. Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. Правила выполнения сечений.
Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. Соединение вида и разреза.
Тонкие стенки и спицы на разрезе.
Определение необходимого количества изображений. Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.
Сборочные чертежи.
Общие сведения о соединениях деталей. Изображение и обозначение резьбы. Чертежи болтовых и шпилечных соединений. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Разрезы на сборочных чертежах. Размеры на сборочных чертежах. Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Понятие о деталировании.
Чтение строительных чертежей. Основные особенности строительных чертежей. Условные изображения на строительных чертежах. Порядок чтения строительных чертежей.
Разновидности графических изображений. Обзор разновидностей графических изображений.
Тематическое планирование
Классы |
Разделы, темы |
Количество часов |
8 класс |
Введение в предмет |
1час |
Правила оформления чертежей |
6 часов |
|
Способы проецирования |
11 часов |
|
Чтение и выполнение чертежей деталей |
16 часов |
|
9 класс |
Обобщение сведений о способах проецирования. |
1час |
Сечения и разрезы |
14 часов |
|
Определение необходимого количества изображений |
4 часа |
|
Сборочные чертежи |
11 часов |
|
Чтение строительных чертежей |
4 часа |
|
Разновидности графических изображений |
1час |
Приложение 1.
Календарно-поурочное планирование по учебному предмету «Черчение». 8-9 класс
№п/п |
Дата |
Темы уроков |
Особые пометы |
|
9А |
9Б |
|||
1 |
Обобщение сведений о способах проецирования (1 ч.) Повторение сведений о способах проецирования. |
|||
2 |
Сечения и разрезы (14 ч.) Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. |
|||
3 |
Правила выполнения сечений. |
|||
4 |
Графическая работа №12 по теме «Эскиз детали с выполнением сечений» |
|||
5 |
Назначение разрезов |
|||
6 |
Правила выполнения разрезов. |
|||
7 |
Фронтальный разрез |
|||
8 |
Горизонтальный разрез |
|||
9 |
Профильный разрез. Местный разрез |
|||
10 |
Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях. |
|||
11 |
Применение разрезов в аксонометрических проекциях |
|||
12 |
Графическая работа №13 по теме «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза» |
|||
13 |
Определение необходимого количества изображений (4 ч.) Выбор количества изображений и главного вида |
|||
14 |
Графическая работа №14 по теме «Чертеж детали с применением разреза». |
|||
15 |
Практическая работа №15 по теме «Чтение чертежей». |
|||
16 |
Графическая работа №16 по теме «Эскиз с натуры». |
|||
17 |
Сборочные чертежи (11 ч.) Общие сведения о соединениях деталей. |
|||
18 |
Изображение и обозначение резьбы. |
|||
19 |
Чертежи болтовых и шпилечных соединений. |
|||
20 |
Графическая работа №17 по теме «Чертежи резьбового соединения». |
|||
21 |
Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. |
|||
22 |
Общие сведения о сборочных чертежах изделий |
|||
23 |
Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах |
|||
24 |
Практическая работа № 18 по теме «Чтение сборочных чертежей» |
|||
25 |
Понятие о деталирование. |
|||
26 |
Условные изображения на строительных чертежах. |
|||
27 |
Графическая работа №19 по теме «Деталирование». |
|||
28 |
Практическая работа № 20 по теме «Решение творческих задач с элементами конструирования» |
|||
29 |
Графическая работа №21 по теме «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы» |
|||
30 |
Чтение строительных чертежей (4 ч.) Основные особенности строительных чертежей |
|||
31 |
Контрольная работа за курс 9 класса |
|||
32 |
Порядок чтения строительных чертежей |
|||
33 |
Практическая работа №22 по теме «Чтение строительных чертежей». |
|||
34 |
Разновидности графических изображений (1 ч.) Разновидности графических изображений |
|||
Итого 34часа |
№п/п |
Дата |
Темы уроков |
Особые пометы |
|||||||
8А |
8Б |
8В |
||||||||
1 |
Введение в предмет (1ч). Техника выполнения чертежей и правила их оформления |
|||||||||
2 |
Правила оформления чертежей (6 часов) Чертежные инструменты, материалы и принадлежности |
|||||||||
3 |
Правила оформления чертежей |
|||||||||
4 |
Линии |
|||||||||
5 |
Графическая работа №1 Линии чертежа |
|||||||||
6 |
Шрифты чертежные. Прописные буквы |
|||||||||
7 |
Строчные буквы |
|||||||||
8 |
Масштабы |
|||||||||
9 |
Правила нанесения размеров |
|||||||||
10 |
Графическая работа №2 Чертеж «плоской детали |
|||||||||
11 |
Способы проецирования (11 часов) Проецирование |
|||||||||
12 |
Прямоугольное проецирование |
|||||||||
13 |
Расположение видов на чертеже |
|||||||||
14 |
Практическая работа №3 Моделирование по чертежу |
|||||||||
15 |
Получение аксонометрических проекций |
|||||||||
16 |
Аксонометрические проекции плоских фигур |
|||||||||
17 |
Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности |
|||||||||
18 |
Чтение и выполнение чертежей деталей (16 часов) Анализ геометрической формы предмета. Технический рисунок |
|||||||||
19 |
Графическая работа №4 Чертежи и аксонометрические проекции предметов |
|||||||||
20 |
Порядок построения изображений на чертежах |
|||||||||
21 |
Графическая работа №5 Построение третьего вида по двум данным |
|||||||||
22 |
Нанесение размеров с учетом формы предмета |
|||||||||
23 |
Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей |
|||||||||
24 |
Сопряжение |
|||||||||
25 |
Графическая работа №6 Чертеж детали с использованием сопряжений |
|||||||||
26 |
Эскизы |
|||||||||
27 |
Чертежи разверток поверхностей геометрических тел |
|||||||||
28 |
Порядок чтения чертежей деталей |
|||||||||
29 |
Практическая работа №7 Чтение чертежей |
|||||||||
30 |
Графическая работа №8 Выполнение чертежа в трех видах |
|||||||||
31 |
Контрольная работа за курс 8 класса |
|||||||||
32 |
Графическая работа №9 Эскиз и технический рисунок детали |
|||||||||
33 |
Графическая работа №10 Выполнение эскизов деталей с элементами конструирования |
|||||||||
34 |
Графическая работа №11 Выполнение чертежа предмета |
|||||||||
Итого 34часа |
Буньков Андрей Владимирович