Рабочая программа по литературе (5-9 класс, УМК: Т.Ф. Курдюмова)

3
0
Материал опубликован 2 March 2016


Здесь будет файл: /data/edu/files/s1456933508.doc (Рабочая программа по литературе)

Пояснительная записка.

Рабочая  программа по литературе за курс  основной школы составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программе по литературе, учебной программы (автор Т.Ф. Курдюмова.) (Литература: программы для общеообразовательных учреждений. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2008.).

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение

следующих целей:

· воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

· освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

· овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским литературным  языком  при создании собственных устных и письменных высказываний.

 

Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература).

В примерной программе представлены следующие разделы:

1. Устное народное творчество.

2. Древнерусская литература.

3. Русская литература XVIII в.

4. Русская литература первой половины XIX в.

5. Русская литература второй половины XIX в.

6. Русская литература первой половины XX в.

7. Русская литература второй половины XX в.

8. Литература народов России.

9.  Зарубежная литература.

Рабочая программа рассчитана на следующее количество часов:

5 класс – 70 часов (2 часа в неделю);

6 класс – 70часов (2 часа в неделю);

7 класс – 70часов (2 часа в неделю);

8 класс – 70 часов (2 часа в неделю);

9 класс – 105 часа (3 часа в неделю).

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть.Развернутый ответ на вопрос, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов

- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме, создание презентации.

 

Формы работы

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.

Активные формы обучения: семинар, экскурсия, игровые формы обучения, метод проблемного обучения, методы ТРКМ.

Формы практической подготовки: практическое  занятие

 

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений.

-             Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

-             Выразительное чтение.

-             Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

-             Заучивание наизусть стихотворных текстов.

-             Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

-             Анализ и интерпретация произведений.

-             Составление планов и написание отзывов о произведениях.

-             Написание изложений с элементами сочинения.

-             Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

-             Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

 

Учебно-методический комплекс.

1.                   Литература. 5 класс. В 2 ч.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений /автор-составитель Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа,2008

2.                   Литература 5  класс: поурочные планы по программе Т.Ф.Курдюмовой - Волгоград: Учитель, 2006

3.                   Литература. 6 класс. В 2 ч.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений /автор-составитель Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа,2008

4.                   Литература 6  класс: поурочные планы по программе Т.Ф.Курдюмовой - Волгоград: Учитель, 2006

5.                   Литература. 7 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений /автор-составитель Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа,2004

6.                   Литература7  класс: поурочные планы по программе Т.Ф.Курдюмовой - Волгоград: Учитель, 2006

7.                   Литература. 8 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений /автор-составитель Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа,2008

8.                   Литература 8 класс: поурочные планы по программе Т.Ф.Курдюмовой - Волгоград: Учитель, 2009

9.                   Литература. 9 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений /автор-составитель Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа,2008.

10.                Литература 9 класс: поурочные планы по программе Т.Ф.Курдюмовой - Волгоград: Учитель, 2009

 

11.                Сборник нормативных документов. Литература\сост.Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007.

12.                Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2008

 

Обязательный минимум содержания основных  образовательных программ.

Литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения.

Русский фольклор

Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных – по одной сказке).

Народные песни, загадки, пословицы, поговорки.

Одна былина по выбору (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).

Древнерусская литература «Слово о полку Игореве» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении). Три произведения разных жанров по выбору. Русская литература XVIII века М.В. Ломоносов Одно стихотворение по выбору. Д.И. Фонвизин

Комедия «Недоросль».

Г.Р. Державин

Два произведения по выбору.

А.Н. Радищев

«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).

Н.М. Карамзин

Повесть «Бедная Лиза».

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения литература XVIII века изучается обзорно с чтением фрагментов вышеуказанных произведений.

Русская литература XIX века И.А. Крылов

Четыре басни по выбору.

В.А. Жуковский

Баллада «Светлана».

Одна баллада по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

Два лирических стихотворения по выбору.

А.С. Грибоедов

Комедия «Горе от ума» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).

А.С. Пушкин

Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», а также три стихотворения по выбору.

Одна романтическая поэма по выбору (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).

«Повести Белкина» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – одна повесть по выбору).

Повесть «Пиковая дама» (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

«Маленькие трагедии» (одна трагедия по выбору) (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

Романы: «Дубровский», «Капитанская дочка» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения оба романа изучаются в сокращении).

Роман в стихах «Евгений Онегин» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – обзорное изучение с чтением отдельных глав).

М.Ю. Лермонтов

Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», а также три стихотворения по выбору.

Поэмы: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения обе поэмы изучаются в сокращении).

Роман «Герой нашего времени» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения изучаются повести «Бэла» и «Максим Максимыч»).

 

Поэты пушкинской поры

Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Д.В. Давыдов, А.В. Кольцов, Н.М. Языков.

Стихотворения не менее трех авторов по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

Н.В. Гоголь

Повести: «Вечера на хуторе близ Диканьки» (одна повесть по выбору), «Тарас Бульба», «Шинель» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения указанные повести изучаются в сокращении).

Комедия «Ревизор» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).

Поэма «Мертвые души» (первый том) (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – отдельные главы).

А.Н. Островский

Одна пьеса по выбору (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).

И.С. Тургенев

«Записки охотника» (два рассказа по выбору).

«Стихотворения в прозе» (два стихотворения по выбору).

Одна повесть по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

Ф.И. Тютчев

Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», а также три стихотворения по выбору.

А.А. Фет

Стихотворения: «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», а также три стихотворения по выбору.

А.К. Толстой

Три произведения по выбору.

Н.А. Некрасов

Стихотворения: «Крестьянские дети», «Железная дорога», а также два стихотворения по выбору.

Одна поэма по выбору.

Н.С. Лесков

Одно произведение по выбору.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Три сказки по выбору.

Ф.М. Достоевский

Одна повесть по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

Л.Н. Толстой

Одна повесть по выбору.

Один рассказ по выбору.

В.М. Гаршин Одно произведение по выбору.   А.П. Чехов

Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», а также 2 рассказа по выбору.

В.Г. Короленко

Одно произведение по выбору.

Русская литература ХХ века И.А. Бунин

Два рассказа по выбору.

А.И. Куприн

Одно произведение по выбору.

М. Горький

Два произведения по выбору.

А.А. Блок

Три стихотворения по выбору.

В.В. Маяковский

Три стихотворения по выбору.

С.А. Есенин

Три стихотворения по выбору.

А.А. Ахматова

Три стихотворения по выбору.

Б.Л. Пастернак

Два стихотворения по выбору.

М.А. Булгаков

Повесть «Собачье сердце».

М.М. Зощенко

Два рассказа по выбору.

А.П. Платонов

Один рассказ по выбору.

А.С. Грин

Одно произведение по выбору.

К.Г. Паустовский Один рассказ по выбору. М.М. Пришвин

Одно произведение по выбору.

Н.А. Заболоцкий

Два стихотворения по выбору.

А.Т. Твардовский

Поэма «Василий Теркин» (три главы по выбору).

М.А. Шолохов

Рассказ «Судьба человека».

В.М. Шукшин

Два рассказа по выбору.

А.И. Солженицын

Рассказ «Матренин двор» (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

Рассказ «Как жаль» (только для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения).

 

РУССКАЯ ПРОЗА второй половины ХХ века

Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, В.В.Быков, Ф.А.Искандер, Ю.П.Казаков, В.Л.Кондратьев, Е.И.Носов, В.Г.Распу-тин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф.Тендряков, В.Т.Шаламов.

Произведения не менее трех авторов по выбору.

 

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С.Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Б.Ш.Окуджава, Н.М.Рубцов.

Стихотворения не менее трех авторов по выбору.

 

Литература народов России

Героический эпос народов России: «Гэсэр», «Джангар», «Калевала», «Маадай-Кара», «Меге Баян-Тоолай», «Нарты», «Олонхо», «Урал-батыр».

Одно произведение по выбору во фрагментах.

Г. Айги, Р. Гамзатов, С. Данилов, М. Джалиль, Н. Доможаков, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов.

Произведения не менее двух авторов по выбору.

 

Зарубежная литература

Гомер

«Илиада», «Одиссея» (фрагменты).

Античная лирика

Два стихотворения по выбору.

Данте

«Божественная комедия» (фрагменты).

М. Сервантес

Роман «Дон Кихот» (фрагменты).

У. Шекспир

Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Гамлет» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения обе трагедии изучаются в сокращении).

Два сонета по выбору.

Ж.-Б. Мольер

Одна комедия по выбору.

И.-В. Гете

«Фауст» (фрагменты).

Ф. Шиллер

Одно произведение по выбору.

Э.Т.А. Гофман

Одно произведение по выбору.

Дж. Г. Байрон

Одно произведение по выбору.

П. Мериме

Одно произведение по выбору.

Э.А. По

Одно произведение по выбору.

О. Генри

Одно произведение по выбору.

Д. Лондон

Одно произведение по выбору.

А. Сент-Экзюпери

Сказка «Маленький принц».

Х.К.Андерсен, Р.Бернс, У.Блейк, Р.Брэдбери, Ж.Верн, Ф.Вийон, Г.Гейне, У.Голдинг, В.Гюго, Д.Дефо, А.К.Дойл, Р.Киплинг, Л. Кэрролл, Ф.Купер, Дж.Свифт, Дж.Сэлинджер, В.Скотт, Р.Л.Стивен-сон, М.Твен, Э.Хемингуэй.

Произведения не менее трех авторов по выбору.

 

Содержание программы 5-6класс

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

- Художественная литература как искусство слова.

- Художественный образ.

- Фольклор. Жанры фольклора.

- Литературные роды и жанры.

- Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

- Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

- Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

 

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (5 час)

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовной жизни человека.

Литература и другие виды искусства. Литература как живое, развивающееся явление. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства.

Труд писателя и труд читателя. Искусство. Виды искусств. Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Происхождение литературы. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. Тема детства в русской литературе.

Миф. Мифология и ее влияние на возникновение, и развитие литературы.Календарные мифы. Масленица. Мифология и фольклор народов России как средоточие народной мудрости. Национальное своеобразие героических эпосов народов России, обусловленное особенностями исторической и духовной жизни каждого народа.

Мифы о сотворении мира. Знакомство с мифами о Геракле. Миф « Золотые яблоки Гесперид». Персонажи славянской мифологии.

 

Русский фольклор (9 час)

Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Теория. Фольклор. Жанры фольклора.

Русские народные сказки. Сказка как популярный жанр народного творчества Теория. Художественные особенности волшебной сказки. Народные идеалы в сюжете и образах сказки

Сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Волк и журавль»(возможен выбор трех других сказок).

Миф и сказка. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Народная мудрость сказок.. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах.

Сказки народов мира. «Тысяча и одна ночь» («Рассказ  о первом путешествии Синдбада-морехода»). Богатство отражения жизни в сказках народов мира. "Тысяча и одна ночь".

Фольклорная и литературная сказка. Понятие об эпосе.

Малые жанры фольклора. Народные песни, загадки, пословицы, поговорки.  Разнообразие малых жанров фольклора.

Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Богатство и разнообразие тематики.Загадка как один из видов фольклора.Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров. Анекдот как один из малых жанров фольклора. Сказка-анекдот. Песни, частушки. Песня как форма словесно-музыкального искусства. Теория. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Исторические песни как особый эпический жанр. Песня, частушка. Рифма. Музыка в произведениях фольклора.

Народный театр в истории русской культуры. Герой кукольных пьес – озорник Петрушка. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора. Пьесы о Петрушке. "Озорник Петрушка". И их сюжеты. Исполнение народной драмы «Озорник Петрушка» в лицах.

Былины.Русский народный эпос – былины. Циклы былин. Теория. Былина. Сюжет былины. Гипербола. Былина « Три поездки Ильи Муромца». Былины и их герои в живописи и музыке. Герои былин и сказок.

«На заставе богатырской». События на краю родной земли. Герои былин – атаман Илья Муромец, податаман Добрыня Никитич и есаул Алёша Попович на заставе богатырской. Поединок Ильи Муромца с «нахвальщиком». Связь героя с родной землёй и его победа. Подвиг богатыря – основа сюжета былины. Сила, смелость, решительность и отсутствие жестокости как характерные качества героев былин. Прозаический пересказ былины и его особенности. Герои былин в других видах искусств.

 

Литературная сказка

Х.К. Андерсен (2 час)

Слово о писателе.

Сказка «Снежная королева».

Борьба добра и зла в сказках Андерсена. Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров.

 

Древнерусская литература (3 час)

Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

«Повесть временных лет» (фрагменты, например, «Основание Киева», «Сказание о Кожемяке»).

Образно-стилистические особенности жанра летописи. "Повесть" как исторический и литературный памятник Древней Руси.

«Повесть о Петре и ФевронииМуромских».Представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека. Изображение идеальных человеческих отношений. Тема любви и святости в повести. Цельность характеров героев.

 

Зарубежная литература(12)

Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия.

Д. Дефо (2 час)

Слово о писателе. Жизнь талантливого писателя иэнергичного купца Даниэля Дефо. Герой его книги- Робинзон

Роман «Робинзон Крузо».

История освоения мира человеком. Природа и цивилизация. Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах. Образ главного героя. Характерные черты главного героя: способность не поддаваться обстоятельствам, мужество, трудолюбие, оптимизм.

Р.Э. Распэ(1час)

«Приключения барона Мюнхгаузена». Теория. Гротеск. Гипербола. Литота в «подлинных историях»

Астрид Линдгрен.(1час)

«Приключения Калле Блюмквиста» Астрид Линдгрен и её девиз «Не хочу писать для взрослых» Находчивость, энергия и изобретательность главного героя. Утверждение положительного идеала и нравственных ценностей в повести.

Ж. Верн.(3часа)

«Таинственный остров». Жюль Верн и его 65 романов. «Таинственный остров»- одна из самых популярных «робинзонад».

Герберт – юный герой среди взрослых и товарищей по несчастью. Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе великого фантаста. Названия героев и имена героев.

Оскар Уайльд(5часов)

«Кентервильское привидение».Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе ХХ в. Сатира и юмор, реальное и фантастическое. Постановка острых проблем современности в литературных произведениях.

Рассказ «Кентервильское привидение»как остроумное разоблачение мистических настроений и суеверий.

Юные герои и воинствующее Кентервильское привидение, их забавный поединок и победа юных героев.

Остроумная и доброжелательная концовка «страшной» истории. Ирония и весёлая пародия как способ борьбы писателя против человеческих заблуждений .

 

Литература XIX века (61 час)

Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) на русскую литературу. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы.

Проблема личности и общества. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе . Многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей.

Роль литературы в формировании русского языка.

Мировое значение русской литературы.

И.А. Крылов (6 час)

Слово о писателе.

Басни: “Квартет", "Волк и ягненок», "Свинья под Дубом", "Волк на псарне" (возможен выбор других басен).

Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова. Злободневность морали басен «Зеркало и Обезьяна», «Осел и Мужик». Роль афоризма в басне.

«Два мальчика».Школа жизни подростка в баснях Крылова. Басня «Два мальчика» Федюша и Сеня как герои, представляющие два типа поведения. Осуждение эгоизма и отсутствия чувства благодарности у Федюши.

«Волк и ягненок». Мораль взаимоотношений сильного и слабого в мире людей и зверей. Обличение несправедливости, жестокости, наглого обмана в басне.

Суровые уроки басен Крылова и их мораль. Басни Крылова в восприятии юного читателя

В.А. Жуковский (4час)

Слово о поэте.

Баллада «Лесной царь»,

Реальное и фантастическое в балладе. Диалог как способ организации конфликта. Талант В.А. Жуковского-переводчика. Годы учёбы в благородном пансионе. Жуковский – автор баллад. Тематика и герои его баллад. Смелость, благородство, бесстрашие юных героев баллад. Трагические события баллады «Лесной царь».

Школа рыцарской доблести и сюжеты баллад Жуковского. Роль метафоры в загадках.

Сказка «Спящая царевна». Состязания в создании сказок. Сюжет и герои сказки.

 

Жанр баллады в зарубежной литературе

Ф. Шиллер  (1 час)

Слово о поэте.

Баллада «Кубок»

Идея чести и человеческого достоинства в балладе Шиллера. Напряженность сюжета и неожиданность развязки. Сюжет и герои баллады «Кубок».

А.С. Пушкин (9 час)

Слово о поэте. Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Повествование, описание, рассуждение. Родна природа и мир народной фантазии в лирике А.С. Пушкина. Стихи и проза.

Стихотворения: «Няне», «И.И. Пущину», «Зимнее утро» «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы». Родная природа в лирике поэта.

Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Тема дружбы в лирике Пушкина. Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя.

Годы учения великого поэта. Лицей. Учителя и товарищи отроческих лет. Тема юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина и в последующие годы. Послание близким, друзьям и родным. Оптимизм и радостное чувство от общения с близкими людьми. Стихотворение «Товарищам» как гимн школьной дружбе.
Совершенство и лёгкость формы пушкинских посланий.

«Руслан и Людмила»

Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Утверждение высоких нравственных ценностей. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра.  Понятие о стихотворной сказке.Связь пролога к поэме с русскими народными сказками. Фантастические события сюжета.

Повесть «Выстрел».

Своеобразие главного героя повести. Характер Сильвио: благородство и самолюбие. Мстительность и ее преодоление. Смысл названия произведения.

М.Ю. Лермонтов (3час)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Листок», «Три пальмы». «Утёс», «Листок» - стихотворения, которые ярко воплощают тему одиночества. Эпиграммы как жанр, способствующий острой постановке нравственных вопросов.

«Панорама Москвы» - патриотическая картина родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта

«Бородино».История  Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Образ простого солдата – защитника родины. Патриотическая тема в стихотворении. Композиция и идейное содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.

Н.В. Гоголь (3 час)

Слово о писателе.

Повесть "Пропавшая грамота" Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы.

Образ Родины в стихотворениях русских поэтов (3 часа): А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.В.Кольцова, А.К.Толстого, Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов.

Стихотворение «Песня пахаря»

Поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни. Фольклорная образность. Картины русской природы в изображении Тютчева. Пейзаж как средство создания настроения.

Ф.И. Тютчев Стихотворение «Есть в осени первоначальной…».

А.А. Фет Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них - у дуба, у березы…».

Лирический герой стихотворения Фета. Средства передачи настроения. Человек и природа в лирике Фета. Понятие о параллелизме

И.С. Тургенев (8 час)

Слово о писателе Детство И.С. Тургенева. История создания рассказа "Муму".

Повесть «Муму»

Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления.Сюжет и герой рассказа Герасим в доме барыни. Герасим и Татьяна. Герасим и Муму. Богатырский поступок... Богатырский облик и нравственная чистота Герасима. Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Характеристика героев рассказа. Природа и быт российской лесостепи в «Записках охотника». «Бежин луг» - один из самых популярных рассказов сборника.героев. Сравнительная характеристика рассказчиков. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей. Поэтический мир народных поверий в их рассказах. Легенды, мифы, сказки, предания, поверья, былички. Их различие. Отличие быличек от сказок. Особенности диалога в рассказе. Выразительность сцены у костра и её инсценировки..Речевая характеристика героев.

Мальчики: Павлуша, Илюша, Костя, Ванечка, Федя- герои рассказа. Мастерство портретных характеристик. Групповая характеристика

Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа.

Н.А. Некрасов (2 час)

Слово о поэте.

Стихотворение «Крестьянские дети»

Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Тема крестьянской доли. Тема детства в лирике Некрасова Внимание Некрасова к жизни простого народа.

Стихотворение «Железная дорога». «Школьник». Тяга к знаниям и упорство как черта характера героя стихотворения.

Образ народа-труженика и народа-страдальца. Народность некрасовской лирики.

А.П. Чехов (2 час)

Слово о писателе.

Рассказ «Толстый и тонкий».

Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали. «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Смысл заголовков.

Герои сатирических рассказов Особенности композиции. Художественная деталь в рассказах. Говорящие фамилии и говорящие характеристики героев.

А.Н. Островский (2час)

Жизнь и творчество (обзор).

А.Н. Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка» - «весенняя сказка», по определению автора.

Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка». Власть природы и порывы человеческого сердца. Берендеи и Снегурочка. Гуманизм театра Островского. Идеальное царство берендеев и юная героиня этой пьесы в стихах

С.Т. Аксаков (3часа)

«Детские годы Багрова-внука».Читатель-подросток а автобиографическом произведении (фрагмент из «Детский годов Багрова- внука»). Гимназические годы подростка. Герой произведения как читатель.

С.Т.Аксаков. «Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе 18 века. Художественные особенности картины бурана. Человек и стихия в этой зарисовке.

 

Жанр новеллы в зарубежной литературе

П. Мериме (1 час)

Новелла «Маттео Фальконе» Характер как двигатель сюжета. Своеобразие главного героя.

В.Г. Короленко (2 час)

Слово о писателе.

Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья») (возможен выбор другого произведения).

Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести.

Гарин-Михайловский(1)

Отрывки из книги «Детство Темы».

Отрочество героя в главах повести «Детство Тёмы». Годы учёбы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести. Героя

Ф.М. Достоевский. (2)

Фрагменты романа «Братья Карамазовы»

Герои фрагмента. Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героев

Л.Н. Толстой. (5)

Автобиографическая трилогия. «Отрочество»

«Отрочество» как часть автобиографической трилогии писателя. «Пустыня отрочества», сменяющая в трилогии картины «золотого детства». Отрочество Николеньки Иртеньева. Николенька и его окружение: семья, друзья, учителя. Формирование взглядов подростка. Его мечты и планы.

Л.Н.Толстой.Петя Ростов (отрывок из романа «Война и мир»)

Отрывки из романа «Война и мир» Петя Ростов в партизанском отряде. Петя в разведке.  Последний бой и героическая  гибель как кульминация  подвига. Теория. Роман-эпопея.(Анализ эпизода)

В. Ф. Одоевский. (1)

«Отрывки из журнала Маши». «Пёстрые сказки» В. Ф. Одоевского. Повести, рассказы и другие жанры прозы, объединённые в этом сборнике. Дневник Маши («Отрывки из журнала Маши»). Сюжет и особенности повествования. Дневник и его автор. Герои и героини дневника Маши.

 

Тема детства в зарубежной литературе

М. Твен (3 час)

Слово о писателе. Марк Твен – мастер занимательного и веселого повествования. Автобиографическая повесть и её герои.

Повесть "Приключения Тома Сойера".

Герои и события повести. Тема дружбы и мечты. Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров.

«Приключения Геккльбери Финна». Твен и его автобиографические повести. «Приключения Гекльберри Финна» как вторая часть автобиографического повествования. Странствия Гека и Джима по полноводной реке Миссисипи. Гек и Том стали старше: становление изменение характеров. Диалог в повести. Мастерство Марка Твена – юмориста. Природа на страницах повести.

 

Литература ХХ века (28 час)

Классические традиции и новые течения в русской литературе конца XIX–начала ХХ вв.

Русская литература советского времени. Проблема героя. Тема родины. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе и литературе других народов России. Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война).

Обращение писателей второй половины ХХ в. к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров.

Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях писателей ХХ века

В.В. Маяковский (1 час)

Слово о поэте.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

Художественное новаторство поэзии В. Маяковского, словотворчество. Гуманистический смысл стихотворения.

С.А. Есенин (1 час)

Слово о поэте.

Стихотворение «Песнь о собаке» (возможен выбор другого стихотворения).

Сострадание ко всему живому как основа есенинского творчества.

 

Зарубежные писатели о животных

Д. Лондон (1час).

Слово о писателе.

Повесть “Белый клык” (возможен выбор другого произведения).

Мир человека и мир природы в повести Лондона. Искусство автора в изображении животных.

А.П. Платонов (1 час)

Слово о писателе.

Рассказ "Волшебное кольцо». Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Теория. Пути рождения сказок.

Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы.

А.Т. Аверченко(2час)

«Смерть африканского охотника».

Мечты юного читателя о судьбе африканского охотника и реальность.

Посещение цирка и встреча с цирковыми артистами. Разочарование увлечённого любителя приключенческой литературы. Эпилог рассказа. Смысл заголовка.

М. Горький(1час)

«Детство». Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

А.И. Куприн.(2час)

«Чудесный доктор». Судьба героев рассказа.

Очерк «Мой полет»

Рассказ о мечте подростков начала  XX века. Сюжет, который рождён прочитанной книгой. Комическая развязка. Очерк А.И. Куприна «Мой полет».

Е.И. Замятин(1час)

«Огненное «А»»

Рассказ о мечте подростков начала  XX века. Сюжет, который рождён прочитанной книгой. Комическая развязка

И.С. Шмелёв(2час)

«Как я встречался с Чеховым. За карасями». Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» - Антоном Чеховым. Двойное название рассказа. Рассказ И.С. Шмелева « На святой».

А.С. Грин (1 час)

Слово о писателе.

Повесть "Гнев отца"

Преданность сына отцу – путешественнику. Как возник сюжет и название рассказа. Комизм сюжета. Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну.

К.Г. Паустовский (2 час)

Слово о писателе.

Рассказ «Телеграмма».«Повесть о жизни».

Тематика и проблематика произведения. Цикл автобиографических повестей писателя. «Далёкие годы» как первая из шести частей повести «Повести о жизни». Глава «Гардемарин». Встреча героя с гардемарином. Благородство поведения гардемарина. Прав ли автор, утверждая, что «жалость оставляет в душе горький осадок»? Игра в свой флот. «Как выглядит рай» в автобиографической повести. Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы повести как этапы рассказа о становлении характера

«Теплый хлеб».сказочный сюжет и реальные герои. Столкновение эгоизма и добрых чувств и победа добра в этом поединке

М.М. Пришвин (2 час)

Слово о писателе.

Сказка-быль «Кладовая солнца».

Поэзия природы в творчестве Пришвина. Образы Насти и Митраши. Смысл названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.

М.М. Булгаков (1час)

«Петя Ростов»(Фрагмент из инсценировки романа Л.Н.Толстого«Война и мир»)М.А. Булгаков. "Петя Ростов". (Фрагмент из инсценировки романа). Диалог в инсценировке.  Теория. Инсценировка прозаического произведения.

Н.М. Рубцов (1час)

Слово о поэте.

Стихотворения:"Звезда полей", "Листья осенние", «В горнице» (возможен выбор других стихотворений).

Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и  природа в “тихой” лирике Рубцова.

Ф.А. Искандер.(1час)

«Чик и Пушкин»

Герой цикла рассказов по имени Чик. Увлекательная игра со словом в прозе Искандера. Важность главы «Чик и Пушкин» как описание пути юного читателя к постижению тайны собственного творчества. Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене. Яркость изображения характера героя. Герой и автор.

В.П. Астафьев (2 час)

Слово о писателе.

Рассказ «Васюткино озеро».

Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями.

Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы. Автобиографическое произведение писателя. Сюжет и композиция рассказа. Герой рассказа В.П. Астафьева « Васюткино озеро». Радость спасения. Смысл названия рассказа.

 

Зарубежная литература

Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе ХХ в. Сатира и юмор, реальное и фантастическое. Постановка острых проблем современности в литературных произведениях

О. Генри (1 час)

Слово о писателе.

Рассказ «Дары волхвов».

Смысл названия рассказа. Мастерство писателя в построении интриги. Неожиданность и закономерность финала. Любовь как дар; жертвенная сущность любви. Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе ХХ в. Сатира и юмор, реальное и фантастическое. Постановка острых проблем современности в литературных произведениях.

М. Энде и его «Бесконечная книга».(2час)

Путешествие мальчика Бастина по стране под названием Фантазия. «Бесконечная книга» в багаже читателя. «Бесконечная книга» и чтение.

Туве Янссон(1час)

«Последний в мире дракон»

Утверждение права современной литературы на сказку. Мумми-тролли, хемули, снусмумрики и другие существа, которых придумала и нарисовала художница, как герои её книг.

ДжанниРодари «Сказки по телефону»,

В.В. Набоков «Аня в стране чудес», (1 час)

Д. Толкин «Хоббит, или Туда и Обратно». (1час)

 

Литература народов России. (2час)

 Многообразие литератур народов России, отражение в них национальных картин мира. Общее и национально-специфическое в литературе народов России. Контактные связи русских писателей с писателями – представителями других литератур народов России. Духовные истоки национальных литератур.

Р.Г. Гамзатов.(2час)

Слово о поэте. Стихи о мире.

Итого  в V-VI классах – 132 час. Развитие речи 8 часов

 

Содержание программы в 7-8 классах (140 час)

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (3 час)

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека. Литература и другие виды искусства. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

 

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (7 час)

Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом.. Жанры фольклора. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы

Былина «Садко – купец богатый гость».

Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей.

Народная историческая песня. «Правеж», «ПетраI узнают в шведском городе».

Разнообразии исторических песен, их жанровых особенностях. История в произведениях фольклора. Пётр Iкак герой народных песен; художественные особенности песен исторической тематики

Народный театр. «Как француз Москву брал»

Представление о народной пьесе как жанре фольклора; художественные особенности пьесы о французском нашествии, её патриотическая направленность

Героический эпос в мировой культуре

Национальное своеобразие героических эпосов народов России, обусловленное особенностями исторической и духовной жизни каждого народа.

Генри Лонгфелло (2часа)

«Песнь о Гайавате». Сюжет и герои поэмы. Художественные особенности, образность и красота поэтического языка .Особенности творчества поэта; мифология разных народов

Гомер (1 час)

Античная литература. «Одиссея». Фрагмент «Одиссей у Циклопа» (возможен выбор другого фрагмента).

«Одиссея» как «поэма странствий». Главный герой поэмы. Своеобразие гомеровского эпоса.

 

Древнерусская литература (9 час)

Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

«Повесть временных лет». «Смерть Олега от своего коня»

Изображение исторической личности в летописном произведении

«Житие Сергия Радонежского».

Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в "Житии…". Способы создания характера в "Житии".

Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Понятие о жанре воинской повести; связь с фольклором; художественные особенности повести

Литература европейского Возрождения

М. Сервантес (2 час)

Слово о писателе.

Роман «Дон Кихот» (фрагменты).

Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ.

У. Шекспир (2 час)

Гуманистический пафос литературы Возрождения.

Слово о писателе.

Трагедия «Ромео и Джульетта».

Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии "вечных" тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии.

Сонеты: № 66 («Зову я смерть.Мне видеть невтерпеж…»); № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…») (возможен выбор двух других сонетов).

Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.

 

Литература XVIII века (4 час)

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Классицистическая комедия. Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы «человек и природа». Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

Театр европейского классицизма

Ж.-Б. Мольер (1 час)

 Европейский классицизм

Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Мещанин во дворянстве».

Особенности классицистической драматургии. "Мещанин во дворянстве" как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы.

Н.М. Карамзин (3 час)

Слово о писателе.

 «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода».

Отражение и оценка событий русской истории в научном и художественном творчестве Н.М.Карамзина.образы-антиподы : Иван III и Марфа Борецкая.  Художественный смысл финала повести и историческая реальность.

 

Литература XIX века (75 час)

Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) на русскую литературу. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Формирование представлений о национальной самобытности. А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы.

Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и ее развитие. Образ «героя времени». Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа.Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей.

Русская классическая литература в оценке русских критиков (И.А.Гончаров о Грибоедове, В.Г.Белинский о Пушкине).

Роль литературы в формировании русского языка.

Мировое значение русской литературы.

В.А. Жуковский (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Баллады  «Кубок», «Перчатка».

Баллада как лироэпический жанр. Сюжетные особенности баллад В.А. Жуковского. Образная система баллады. Нравственное содержание баллады. Сюжет и герои баллады

 

Европейская литература эпохи романтизма

Дж. Г. Байрон (2 час)

Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Сложность и противоречивость человеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Соотношение идеала и действительности.

Жизнь и творчество (обзор).

«Я хочу быть ребенком вольным…», «Видение Валтасара», «Стансы», «Романс», «В  день моего тридцатилетия».

Романтизм поэзии Байрона. Своеобразие “байронического”  героя, загадочность мотивов его поступков. Нравственный максимализм авторской позиции. Вера и скепсис в художественном мире Байрона.

И.А. Крылов (3часа)

«Волк на псарне». Историческое событие и жанр басни. Кутузов и Наполеон.

А.С. Пушкин  (20 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Песнь о вещем Олеге», «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»).

Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика произведения. Тема природы в лирике Пушкина. Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта

А.С. Пушкин «Полтава». Образ Петра в поэме. Идея государственности

Значение поэмы; художественные приёмы в тексте

Роман «Дубровский»

Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт. Образ Владимира Дубровского.  Нравственная проблематика повести. Тема «отцов и детей». Образы крестьян в повести.Сюжетные особенности незавершенного произведения, в котором соединены признаки любовного и социального романа. Владимир Дубровский как романтический герой. Маша. Их окружение. Судьба героев.

Роман «Капитанская дочка»

Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел и история создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей.  Тема "русского бунта" и образ Пугачева. Гринев и Швабрин. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов. Жанровое своеобразие повести; истоки формирования личности Петра Гринёва; анализ текста. Путь духовного становления Гринёва. Характеристика героев

Повесть «Барышня-крестьянка»

Сюжет и герои повести. Переосмысление Пушкиным проблематики шекспировской трагедии. Преодоление преград на пути к счастью. Особенности жанра и композиции повести «Барышня-крестьянка», роль автора и рассказчика в «Повестях Белкина»

Повесть «Пиковая дама»

Образ главного героя повести и «наполеоновская» тема. Нравственно-философская проблематика произведения. Особенности использования фантастического.

 

Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе

Э.А. По (1 час)

Слово о писателе.

Новелла «Падение дома Ашеров» (возможен выбор другого произведения)

Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение.

А.К. Дойл (2часа)

Понятие о новелле. Слово о писателе. «Пляшущие человечки». Конан Дойл и его герой Шерлок Холмс в оценке читателей XIX и XXI столетий. Особенности композиции новелл о Холмсе.

Сюжет «Пляшущих человечков» и герои новеллы. Причины творческого долголетия героя новелл. А.К.Дойля

Вальтер Скотт. (2час)

Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Сложность и противоречивость человеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Соотношение идеала и действительности.

«Айвенго».

Типы исторических романов. Герои и эпоха. Пушкин о Вальтере Скотте.

А. Дюма(1)

«Три мушкетера». Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Историческая приключенческая литература; роль романов А.Дюма в формировании представлений об исторической эпохе

М.Ю. Лермонтов (10 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Тучи», «Листок». «Элегия», «Стансы», «Романс», «Нет, я не Байрон…»

Развитие и переосмысление пушкинских традиций в пейзажной лирике Лермонтова. Богатство жанров лирики Лермонтова, роль стихотворения «Смерть поэта» в судьбе автора

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в "Песне…". Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством

Поэма «Мцыри».

«Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Тема природы. Особенности композиции и смысл финала. Особенности образа романтического героя и романтического конфликта в поэме Лермонтова

Н.В. Гоголь (12 час).

Слово о писателе.

Повесть «Тарас Бульба».

Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Особенности изображения человека и природы в повести. Роль детали в раскрытии характера. Роль лирических отступлений в повествовании. Авторское отношение к героям

Комедия «Ревизор».

История создания комедии. Отражение России ХIХ века в сюжете и героях комедии. Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и  сатирическая направленность комедии.

Образ города и тема чиновничества. Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров.

Мастерство речевых характеристик персонажей.

Многозначность финала пьесы. Авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии.

Повесть «Шинель».

«Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и «маленького человека». Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.

И.С. Тургенев (3час)

Слово о писателе.

Рассказы: «Бирюк»,

Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа.

«Стихотворения в прозе»: «Воробей», «Русский язык» (1 час) (возможен выбор двух других произведений из цикла «Стихотворения в прозе»)

Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева.

Ф.И. Тютчев (1час)

Слово о поэте.

Стихотворение «С поляны коршун поднялся…», «Тени сизые смесились…», «Предопределение», «Фонтан»

Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и бессилия человека. Трагическое звучание темы любви.

А.А. Фет (1 час)

Слово о поэте.

Стихотворение «Я тебе ничего не скажу…» "Культ мгновения" в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы.

А.К. Толстой (4час)

Слово о писателе.

Роман «Князь Серебряный», стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»  Творчество писателя; художественные приёмы в балладе; идея произведения. Историческая тематика в творчестве Толстого. Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведений Толстого.

Тема любви в лирике Толстого. Глубина и непосредственность чувств лирического героя. Живописность и музыкальность стихотворений  Толстого

Баллада «Василий Шибанов» (возможен выбор другого произведения).

Цельность характера главного героя. Образ Ивана Грозного. Тема преданности и предательства. Нравственная проблематика баллады.

Н.А. Некрасов (1 час)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Тройка», «Размышления у парадного подъезда» .Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова.

Н.С. Лесков (2 час)

Слово о писателе.

Рассказ «Левша».

Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта русского народа.

Проблема народа и власти в рассказе. Образ повествователя и стилистические особенности сказа Лескова

М.Е. Салтыков-Щедрин (2часа)

Слово о писателе.

Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве».

Особенности сюжетов и проблематики "сказок для детей изрядного возраста". Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.

Л.Н. Толстой (3 час)

Слово о писателе.

Рассказ «После бала».

Особенности сюжета и композиции. Решение темы любви в рассказе. Проблема смысла жизни. Проблема жестокости. Идея нравственного самосовершенствования. Прием контраста в рассказе. Роль художественной детали в раскрытии характеров.

Ф.М. Достоевский (1 час)

Повесть «Белые ночи»

Традиции сентиментализма в повести «Белые ночи». Судьба Мечтателя и образ Петербурга. Особенности художественной манеры Ф.М. Достоевского.

В.М. Гаршин (1 час)

Слово о писателе.

Рассказ «Красный цветок».

Обыденность и героизм в художественном мире Гаршина. Тема страстного сопротивления злу. Символический образ Красного цветка.

А.П. Чехов (2 час)

Слово о писателе.

Рассказ «Хамелеон».

Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к  нему. Сатирический пафос произведения.

 

Полная версия рабочей программы в прикрепленном файле.

Комментарии
Комментариев пока нет.