Рабочая программа по литературе в 6–7 классе по УМК Т.Ф. Курдюмовой
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 23»
Рабочая программа
по литературе для 6-7 классов
Разработчик программы: Сычёва Е. С.
учитель русского языка и литературы
го Дегтярск
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6-7 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных учреждений «Литература» Т.Ф. Курдюмова, М. Просвещение 2012 год.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета «Литература» в учебном плане школы, содержание тем учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся, перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения, планируемые результаты обучения.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых ля успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями
• использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
• обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
• обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
• обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы,
• взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной про граммы с социальными партнерами;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
• социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
• сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
6 класс
Введение. Герой художественного произведения. Герой художественного произведения как главное действующее лицо сюжета. Герой художественного произведения как организатор событий сюжета.
«Разновозрастный отряд» героев художественных произведений. «Золотое детство» и «пустыня отрочества» (Лев Толстой) в художественной литературе. Представления учеников об отрочестве. Знаменитые писатели и великие люди в отрочестве: их жизнь, их попытки творчества
История человечества в произведениях литературы. Главные герои русского народного эпоса - былинные богатыри. Герой как организатор событий сюжета. Разнообразие участников событий и их роль в развитии сюжета.
«На заставе богатырской», «Три поездки Ильи Муромца». События на краю родной земли. Герои былин – атаман Илья Муромец, податаман Добрыня Никитич и есаул Алёша Попович на заставе богатырской. Поединок Ильи Муромца с «нахвальщиком». Связь героя с родной землёй и его победа. Подвиг богатыря – основа сюжета былины. Сила, смелость, решительность и отсутствие жестокости как характерные качества героев былин. Прозаический пересказ былины и его особенности. Герои былин в других видах искусств.
Теория литературы. Герой былины. Портрет героя былины.
Александр Николаевич Островский. «Снегурочка» (сцены). А.Н. Островский как создатель русского национального театра. Пьеса
«Снегурочка» - «весенняя сказка», по определению автора. Идеальное царство берендеев и юная героиня этой пьесы в стихах.
Теория литературы. Пьеса-сказка в стихах (драматическая поэма в стихах).
Литература XIX века.Иван Андреевич Крылов. «Два мальчика». «Волк и Ягнёнок». Школа жизни подростка в баснях Крылова. Басня «Два мальчика» Федюша и Сеня как герои, представляющие два типа поведения. Осуждение эгоизма и отсутствия чувства благодарности у Федюши. Басня «Волк и Ягнёнок». Мораль взаимоотношений сильного и слабого в мире людей и зверей. Обличение несправедливости, жестокости, наглого обмана в басне. Суровые уроки басен Крылова и их мораль. Басни Крылова в восприятии юного читателя. «Слон и Моська», «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука», «Осел и Соловей».Теория литературы. Мораль в басне
Василий Андреевич Жуковский. «Лесной царь». Годы учёбы в благородном пансионе. Жуковский – автор баллад. Тематика и герои его баллад. Смелость, благородство, бесстрашие юных герое баллад. Трагические события баллады «Лесной царь». Школа рыцарской доблести и сюжеты баллад Жуковского. Роль метафоры в загадках.Теория литературы. Баллада. Герои и события баллады. Загадка в стихах.
Сергей Тимофеевич Аксаков. «Детские годы Багрова - внука».«Буран». Читатель-подросток а автобиографическом произведении (фрагмент из «Детский годов Багрова - внука»). Гимназические годы подростка. Герой произведения как читатель.
«Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе 18 века. Художественные особенности картины бурана. Человек и стихия в этой зарисовке.
Теория литературы. Пейзаж и приёмы его воспроизведения в прозаическом произведении. Герой литературного произведения как читатель.
Владимир Фёдорович Одоевский. «Пёстрые сказки» В. Ф. Одоевского. Повести, рассказы и другие жанры прозы, объединённые в этом сборнике. Дневник Маши («Отрывки из журнала Маши»). Сюжет и особенности повествования. Дневник и его автор. Герои и героини дневника Маши.Теория литературы. Дневник как жанр художественного произведения.
Портрет героя литературного произведенияГерой литературного произведения и описание его внешности.
Александр Сергеевич Пушкин. «К сестре». «К Пущину» (4 мая).«Послание к Юдину». «Товарищам». Годы учения великого поэта. Лицей. Учителя и товарищи отроческих лет. Тема юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина и в последующие годы. Послание близким, друзьям и родным. Оптимизм и радостное чувство от общения с близкими людьми. Совершенство и лёгкость формы пушкинских посланий. Стихотворение
«Товарищам» как гимн школьной дружбе. Теория литературы. Гимн.
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Утёс», «На севере диком стоит одиноко…», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива»,«Листок». «Панорама Москвы». Эпиграммы. «Утёс», «Листок» - стихотворения, которые ярко воплощают тему одиночества. Эпиграммы как жанр, способствующий острой постановке нравственных вопросов.
«Панорама Москвы» - патриотическая картина родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта.Теория литературы. Эпиграмма.
Иван Сергеевич Тургенев. «Бежин луг». Природа и быт российской лесостепи в «Записках охотника». «Бежин луг» - один из самых популярных рассказов сборника. Мальчики: Павлуша, Илюша, Костя, Ванечка, Федя - герои рассказа. Мастерство портретных характеристик. Групповая характеристика героев. Сравнительная характеристика рассказчиков. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей. Поэтический мир народных поверий в их рассказах. Легенды, мифы, сказки, предания, поверья, былички. Их различие. Отличие быличек от сказок. Особенности диалога в рассказе. Выразительность сцены у костра и её инсценировки. Картины природы и их связь с рассказами мальчиков. Речевая характеристика героев. Теория литературы. Былички.
Речевая характеристика героевГерой художественного произведения и его речь. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.
Николай Алексеевич Некрасов.Тема детства в лирике Некрасова: «Крестьянские дети», «Школьник». Тяга к знаниям и упорство как черта характера подростка. Теория литературы. Сюжет в лирическом произведении. Речевая характеристика героев.
Лев Николаевич Толстой. «Отрочество» (главы). «Отрочество» как часть автобиографической трилогии писателя. «Пустыня отрочества», сменяющая в трилогии картины «золотого детства». Отрочество Николеньки Иртеньева. Николенька и его окружение: семья, друзья, учителя. Формирование взглядов подростка. Его мечты и планы.
Теория литературы. Автобиографическая трилогия.
Николай Васильевич Гоголь. «Старосветские помещики». «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Обывательская сторона жизни Миргорода.
Фёдор Михайлович Достоевский. «Мальчики» (фрагмент романа«Братья Карамазовы»). Герои фрагмента. Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героев. Теория литературы. Эпизод в художественном произведении.
Антон Павлович Чехов. «Каникулярные работы институтки Наденьки №», «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Юношеские рассказы Чехова. Рассказы о подростках. «Каникулярные работы институтки Наденьки
№». Комментарий к творчеству Наденьки. «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Смысл заголовков. Юмор сменяет сатира. Герои сатирических рассказов. Особенности композиции. Художественная деталь в рассказах. Говорящие фамилии и говорящие характеристики героев.
Теория литературы. Герой и сюжет. Поступок героя и характер. Герой и его имя.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов»,«Ябеда»). Отрочество героя в главах повести «Детство Тёмы». Годы учёбы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести. героя.
Теория литературы. Диалог в прозе. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.
Мир путешествий и приключенийПутешествия и приключения в нашем чтении.
Далёкое прошлое человечества на страницах художественных произведений (беседа по материалам самостоятельного чтения). Интерес читателей к событиям и приключениям в жизни героев прошедших времён. Научная достоверность, доступная времени создания произведения, художественная убедительность изображения. Обзор произведений, прочитанных на уроках истории и внеклассного чтения (Рони - старший.
«Борьба за огонь», Д Эрвильи. «Приключения доисторического мальчика»). Природа и человек в произведениях о доисторическом прошлом. Теория литературы. Богатство литературы для детей и юношества. Жанры исторической прозы: повесть, роман, рассказ.
Т. Х. Уайт. «Свеча на ветру». Жизнь короля Артура и его рыцарей в зарубежной литературе. «Король былого и грядущего» Теренса Хенбери Уайта, — одна из популярных тетралогий о легендарном короле.
«Свеча на ветру» как часть этой тетралогии. Ее герои — король Артур и Ланселот. В ней Ланселот — подросток. Сочетание в произведении сказки и реальной истории, живого юмора и трагических событий. Решение нравственной проблемы соотношения Сильной руки и Справедливости. Решение вопроса о роли Красоты в жизни человека. Т е о р и я. Тетралогия.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Марк Твен и его автобиографические повести. «Приключения Гекльберри Финна» как вторая часть автобиографического повествования. Странствия Гека и Джима по полноводной реке Миссисипи. Гек и Том стали старше: становление изменение характеров. Диалог в повести. Мастерство Марка Твена – юмориста. Природа на страницах повести. Теория литературы. Юмор.
Жюль Верн. «Таинственный остров». Жюль Верн и 65 романов его«необыкновенных путешествий». «Таинственный остров» - одна из самых популярных «робинзонад». Герберт – юный герой среди взрослых и товарищей по несчастью. Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе великого фантаста. Названия героев и имена героев.
Теория литературы. Научно-фантастический роман. Жюль Верн как создатель жанра научно-фантастического романа.
О. Уайльд. «Кентервильское привидение». Рассказы и сказки О. Уальда. Рассказ «Кентервильское привидение» как остроумное разоблачение мистических настроений и суеверий. Ирония и весёлая пародия как способ борьбы писателя против человеческих заблуждений. Юные герои и воинствующие Кентервильское привидение, их забавный поединок и победа юных героев. Остроумная и доброжелательная концовка «страшной» истории.
Теория. Пародия.
О. Генри. «Дары волхвов». Истинные и ложные ценности. Сентиментальный сюжет новеллы и ее герои. Особенности сюжета Рождественский рассказ и его особенности.
Т е о р и я. Рождественский рассказ.
А. де Сент-Экзюпери. «М а л е н ь к и й п р и н ц». Герой сказки и ее сюжет. Ответственность человека за свою планету. Философское звучание сказки.
Т е о р и я. Философское звучание романтической сказки.
Литература 20 века.XX век и культура чтения.
Юный читатель XX века. Чтение и образование. Роль художественной литературы в становлении характера и взглядов подростка. Литература XX века и читатель XX века. Любимые авторы. Путь к собственному творчеству. М. Эндэ. «Бесконечеая книга» - путешествие мальчика Бастина по стране под названием Фантазия. «Бесконечная книга» в багаже читателя.
«Бесконечная книга» и чтение.
Родная природа в стихах русских поэтовА. Блок. «В е т е р п р и н е с и з д а л е к а...», «П о л н ы й м е с я ц в с т а л н а д л у г о м», «Б е л о й н о ч ь ю м е с я ц к р а с н ы й...». Отражение высоких идеалов в лирике поэта.
Н. С. Гумилев «Капитаны». Поэтичность образов.
И. А. Бунин. «Д е т с т в о», «П о м н ю д о л г и й з и м н и й в е ч е р...», «П е р в ы й с о л о в е й». Мир воспоминаний в процессе творчества. Лирический образ живой природы. Голос автора в строках стихов.
К. Д. Бальмонт. «З о л о т а я р ы б к а», «К а к я п и ш у с т и х и». Совершенство стиха поэта. Близость фольклорным образам. Лирика Бальмонта и ее воплощение в музыке многих композиторов.
Б. Л. Пастернак. «И ю л ь». Необычность мира природы в стихах поэта.
Родная природа в стихотворениях уральских поэтов.
Т е о р и я. Творчество читателя как исполнителя стихов и прозы.
А. Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника». Герой рассказа и его любимые книги. Мечты юного читателя о судьбе африканского охотника и реальность.
Посещение цирка и встреча с цирковыми артистами. Разочарование увлечённого любителя приключенческой литературы. Эпилог рассказа. Смысл заголовка.
Теория литературы. Эпилог. Смысл названия.
М. Горький «Детство» (фрагмент). Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции. Теория литературы. Авторская позиция.
А. С. Грин. «Гнев отца». Преданность сына отцу – путешественнику. Как возник сюжет и название рассказа. Комизм сюжета. Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну.
Теория литературы. Слово в рассказе.
К. Г. Паустовский. «Повесть о жизни» (главы «Гардемарин», «Как выглядит рай»). Цикл автобиографических повестей писателя. «Далёкие годы» как первая из шести частей повести «Повести о жизни». Глава
«Гардемарин». Встреча героя с гардемарином. Благородство поведения гардемарина. Прав ли автор, утверждая, что «жалость оставляет в душе горький осадок»? Игра в свой флот. «Как выглядит рай» в автобиографической повести. Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы повести как этапы рассказа о становлении характера.
Теория литературы. Роль пейзажа в прозе.
Ф. А. Искандер. «Детство Чика» («Чик и Пушкин»). Герой цикла рассказов по имени Чик. Увлекательная игра со словом в прозе Искандера.Важность главы «Чик и Пушкин» как описание пути юного читателя к постижению тайны собственного творчества. Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене. Яркость изображения характера героя. Герой и автор. Теория литературы. Инсценировка.
Великая Отечественная война в лирике и прозе.Лирические и прозаические произведения о жизни и подвигах подростков в годы Великой Отечественной войны: Б. А. Лавренев
«Разведчик Вихров»; К. М. Симонов. «Мальчишка на лафете», «Сын артиллериста»; Е. К. Винокуров. «В полях за Вислой сонной…»; песни военных лет; «Моя Москва» (стихи М. Лисянского, музыка И. Дунаевского). Теория литературы. Быстрота отклика искусства на события жизни. Изображение героизма и патриотизма в художественном произведении.
Итоги. Чтение и обсуждение современных произведений юношеской литературы А. Петрова «Волки на парашютах». Важнейшие проблемы в жизни подростка.
Тема защиты природы в литературе XX века. Произведения М. М. Пришвина и В. В. Бианки. Книга Б. Андерсена «Простите, где тут природа?», созданная по письмам ребят Дании.
Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.
Тематический план по литературе 6 класс
№ |
Тема урока |
Дата |
1 |
Герой в мире художественного слова. |
|
2 |
Былины – богатырский эпос русского народа. |
|
3 |
« На заставе богатырской». Связь героя с родной землей. |
|
4 |
Художественное совершенство былины. Проверочная работа. |
|
5 |
«Три поездки Ильи Муромца». Подвиг богатыря - основа сюжета былины. |
|
6 |
А.Н. Островский как создатель русского национального театра. |
|
7 |
Пьеса «Снегурочка». Основные герои. |
|
8 |
Предания и обряды. Мир вещей далекого прошлого. |
|
9 |
Литература 19 века. Все начинается с детства. Обзор. |
|
10 |
И. А. Крылов «Два мальчика» - осуждение эгоизма. |
|
11 |
« Волк и ягненок». Мораль взаимоотношения сильного и слабого. |
|
12 |
Урок – концерт. Любимая басня. |
|
13 |
Контрольная работа . Баллада как жанр литературы. В.А. Жуковский. |
|
14 |
Трагические события баллады «Лесной царь». |
|
15 |
Особенности повествования. |
|
16 |
Характеристика героев. |
|
17 |
С.Т. Аксаков. Читатель - подросток в автобиографическом произведении «Детские годы Багрова - внука». |
|
18 |
Герой произведения как читатель. |
|
19 |
«Буран». Описание стихийного бедствия. |
|
20 |
Человек и стихия в зарисовке. |
|
21 |
Анализ эпизода «Стихийное бедствие». |
|
22 |
Мир природы в поэтических строках 19 века. Обзор. |
|
23 |
М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». |
|
24 |
В.Ф. Одоевский. Сборник «Пестрые сказки». «Отрывки из журнала Маши». Особенности дневника. |
|
25 |
Сюжет и особенности повествования. |
|
26 |
Творческая работа. Создание дневника. |
|
27 |
А.С. Пушкин. Послания и их роль в творчестве поэта. «К сестре». |
|
28 |
« К Пущину», «Послание к Юдину». Особенности жанра. |
|
29 |
«Товарищам». Послание как гимн дружбе. |
|
30 |
М.Ю. Лермонтов. Ранняя лирика. «Утес», «Листок». |
|
32 |
Тема одиночества. «На севере диком стоит одиноко…», «Три пальмы» |
|
33 |
Комплексный анализ стихотворения (на выбор). |
|
34 |
«Панорама Москвы». Работа с описанием. |
|
35 |
Природа и быт российской лесостепи в «Записках охотника» И.С.Тургенева. |
|
36 |
«Бежин луг». Речевая характеристика героев. |
|
37 |
Рассказы мальчиков у костра.Былички. |
|
38 |
Сравнительная характеристика Павла и Ильюши. |
|
39 |
Речевая характеристика одного из героев. |
|
40 |
Мир природы в произведениях дегтярских поэтов. Т.Дроздова, В. Гуськова,А. Савчук. |
|
41 |
Тема детства в лирике Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». |
|
42 |
«Школьник». Тяга к знаниям и упорство как характерные черты подростка. |
|
43 |
Л.Н. Толстой. «Отрочество» как часть автобиографической трилогии. |
|
44 |
Герой-подросток и круг его чтения. |
|
45 |
Мысли, чувства и поступки Николеньки Иртеньева. |
|
46 |
Формирование взглядов подростка. |
|
47 |
Н.В.Гоголь «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». |
|
48 |
«Старосветские помещики» |
|
49 |
Ф.М. Достоевский. Мальчики (из романа «Братья Карамазовы»). Анализ фрагмента. |
|
50 |
Алеша Карамазов. Поведение героев. |
|
51 |
Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах героев. |
|
52 |
Юношеские рассказы А. П. Чехова. «Каникулярные работы институтки Наденьки №» |
|
53 |
А.П. Чехов «Хамелеон». Смысл названия. |
|
54 |
Художественная деталь в рассказе. |
|
55 |
«Толстый и тонкий». Особенности композиции. |
|
56 |
Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» как рассказ о детстве и отрочестве. |
|
57 |
«Иванов», «Ябеда». Нравственная атмосфера в гимназии. |
|
58 59 |
Глава «В Америку»: мечты и попытки их реализовать. Глава «Экзамены». Поступок героя и характер. |
|
60 |
Поступок героя и характер. Характеристика литературного персонажа. Творческая работа. |
|
61 |
Мир путешествий и приключений. Обзор. |
|
62 63 |
Т. Х. Уайт. «Свеча на ветру». Сочетание сказки и реальной истории. Нравственные проблемы произведения. |
|
64 |
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Вторая часть автобиографического повествования. |
|
65 |
Мастерство М.Твена – юмориста. |
|
66 |
Ж. Верн. «Таинственный остров» - одна из самых популярных «робинзонад». |
|
67 |
Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе. |
|
68 |
О. Уайльд. Рассказы и сказки. |
|
69 |
«Кентервильское приведение». Сюжет и его важнейшие моменты. |
|
70 |
Главные герои. Автор: отношение к событиям и их участникам. |
|
71 |
Остроумное разоблачение мистических настроений. |
|
72 |
Ирония и веселая пародия как способ борьбы против человеческих заблуждений |
|
73 |
О. Генри. «Дары волхвов». Истинные и ложные ценности |
|
74 |
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Герой сказки и ее сюжет. |
|
75 |
Ответственность человека за свою планету. Философское звучание сказки. |
|
76 |
Литература 20 века и культура чтения. |
|
77 |
Любимые авторы. Работа над проектом. |
|
78 |
Родная природа в стихах русских поэтов 20 века. А. Блок. Отражение высоких идеалов в лирике поэта. «Ветер принес издалека…», «Полный |
|
месяц встал над лугом», «Белой ночью месяц красный…». Н. С. Гумилев « Капитаны». |
||
79 |
Лирический образ живой природы. И. Бунин. «Детство», «Помню долгий зимний вечер…», «Первый соловей»; К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка», «Как я пишу стихи»; Б. Пастернак «Июль». |
|
80 |
А.Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника». Мечты юного читателя. |
|
81 |
М. Горький. «Детство». Изображение внутреннего мира подростка. |
|
82 |
Активность авторской позиции. |
|
83 |
А.С. Грин. «Гнев отца». Преданность сына отцу. |
|
84 |
Благородство и чуткость отношений героев. |
|
85 |
К.Г. Паустовский. «Повести о жизни» - цикл автобиографических повестей. |
|
86 |
Глава «Гардемарин». Благородство поведения гардемарина. |
|
87 |
« Как выглядит рай». Мастерство пейзажа в прозе писателя. |
|
88 |
М. М. Зощенко «Аристократка», « Баня». |
|
89 |
Ф.А. Искандер «Детство Чика».Увлекательная игра со словом в прозе Искандера. |
|
90 |
Яркость изображения характера героев. |
|
91 |
Радость творчества и путь к творчеству. |
|
92 |
Великая Отечественная война в лирике и прозе. |
|
94 |
Подросток на войне: жизнь и подвиги. Б.А.Лавренев «Разведчик Вихров». |
|
95 |
Образ Коли Вихрова. |
|
96 |
К.М. Симонов. «Сын артиллериста», «Мальчишка на лафете». Анализ стихотворений. |
|
97 |
Песни военных лет. «Моя Москва» М. Лисянского, «В полях за Вислой сонной…» Е. Винокурова. |
|
98 |
Современная литература для подростков. Ася Петрова «Волки на парашютах» |
|
99 |
Важнейшие проблемы в жизни подростка. Ася Петрова «Волки на парашютах» |
|
100 |
Тема защиты природы в литературе 20 века. М. М. Пришвин, В. Бианки, Б. Андерсен «Простите, а где здесь природа?» |
|
101 |
Итоговый контрольный тест. |
|
102 |
Подведём итоги. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул |
7 класс
Роды и жанры художественной литературы.
Богатство и разнообразие жанров. Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов. Богатство и разнообразие трёх родов литературы.
Античная литератураГомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты).
Фольклор. Жанры фольклора. Драма «Барин». Детский фольклор. Былина
«Садко-купец, богатый гость»
Литература эпохи Возрождения. У. Шекспир «Ромео и Джульетта»; Сонеты Сонет № 130 «Её глаза на звезды не похожи..»
Литература XIX векаЖанры классической литературы XIX века. Золотой век русской поэзии.
Из истории басни. Басня в античной литературе. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица», Лафонтен «Ворон и Лисица». Русская басня. Сумароков «Ворона и Лисица», Крылов «Ворона и Лисица».
Из истории баллады. Трагический сюжет и нравственные позиции автора. В. А. Жуковский. «Перчатка», «Элегия», «Море». А. С. Пушкин. Лирика «Туча», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «К морю». Жанры прозы А.С. Пушкина. Повесть «Барышня-крестьянка». Роман «Дубровский». Жанры лирики и эпоса. М. Ю. Лермонтов. «Смерть Поэта». «Элегия». «Романс». «Песня».
«Стансы». «Нет, я не Байрон, я другой...» Новогодние мадригалы и эпиграммы. Эпитафия. Из истории поэмы. Лермонтов. «Мцыри». Из истории комедии. Н. В. Гоголь. «Ревизор». «Шинель» И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе: «Собака»,
«Дурак», «Воробей», «Русский язык». Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога».
Н. С. Лесков. «Левша». Из истории сатиры. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь»,
«Карась-идеалист». М. Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». А. П. Чехов. «Жалобная книга». «Хирургия»
Портрет героя в художественных произведениях разных жанров
Литература XX векаЖанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века. Нравственная проблематика в лирике 20 века. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические и лирические произведения. Драматургия и читатель.
Отражение духовных поисков человека 20 века в лирике. В. Я. Брюсов.
«Труд». «Хвала Человеку». К. Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего...». И. Северянин. «Не завидуй другу». Р. Киплинг. «Если». Н.Гумилёв «Капитаны». М. Горький. «Старуха Изергиль». «Старый Год». В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Гимн обеду». М. А. Булгаков. «Роковые яйца». К. Г. Паустовский. «Рождение рассказа». Роман - повесть – рассказ. Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади». А.П.Платонов «Цветок на земле».
Великая Отечественная война в художественной литературе. Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман- эпопея. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема войны. А.Т. Твардовский Лирика М. А. Шолохов. «Они сражались за Родину». В. Г. Распутин. «Уроки французского».
Научно - фантастическая литератураФантастика и её жанры. Р. Шекли. «Запах мысли».
Детективная литератураДетектив. А. Конан Дойл. «Пляшущие человечки». Повторение, резерв.
Учебно-тематический план по литературе 7 класс
№ |
Тема урока |
Кол- во час |
Дата |
1 |
Роды и жанры художественной литературы. Жанры фольклора. |
1 |
|
Античная литература (2 ч.) |
|||
2-3 |
Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты). |
2 |
|
Фольклор (3ч.) |
|||
4 |
Жанры фольклора. Детский фольклор. |
1 |
|
5 |
Знакомство с былиной «Садко-купец, богатый гость» и ее анализ. |
1 |
|
6 |
Художественные особенности народной драмы «Барин». |
1 |
|
Литература эпохи Возрождения (3ч.) |
|||
7-8 |
"Ромео и Джульетта" – первая трагедия У.Шекспира. Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюблённых. |
2 |
|
9 |
Шекспир. Сонет № 130 «Её глаза на звезды не похожи..» Особенности жанра. |
1 |
|
Литература 19 века (34ч.) |
|||
10 |
Басни. Эзоп «Ворон и Лисица», Лафонтен «Ворон и Лисица». Сумароков «Ворона и Лисица» |
1 |
|
11 |
Великий баснописец И. А. Крылов Басня «Ворона и Лисица» . |
1 |
|
12 |
Истоки жанра баллады. Баллада Ф. Шиллера «Перчатка» в переводе В.А. Жуковского. |
1 |
|
13 |
В.А.Жуковский. «Элегия», «Море» |
1 |
|
14 |
Богатство и разнообразие жанров лирики и прозы А.С.Пушкина. Лирика «Туча», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «К морю». |
1 |
|
15 |
А.С. Пушкин. Обучение анализу лирического произведения. |
1 |
|
16- 17 |
Особенности жанра и композиции повестей А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель» |
2 |
|
18 |
История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский». Сюжет, композиция, герои романа |
1 |
|
19 |
Главный герой романа А.С.Пушкина «Дубровский». |
1 |
|
20 |
Дубровский и Маша Троекурова. Судьбы героев романа. |
1 |
|
21 |
Р/речи. Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский». |
1 |
|
22 |
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта» и его история. |
1 |
|
23 |
Обучение анализу лирического произведения. |
1 |
|
24 |
Стихотворения «Элегия». «Романс». «Песня». «Стансы». «Нет, я не Байрон, я другой...». Новогодние мадригалы и эпиграммы. Эпитафия |
1 |
|
25 |
Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». История создания. Сюжет, композиция. |
1 |
|
26 |
Герой поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и его исповедь. |
1 |
|
27 |
Н.В.Гоголь. «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией. |
1 |
|
28 |
Н.В.Гоголя «Ревизор». Городничий и чиновники города N. Женские образы комедии. |
1 |
|
29 |
Хлестаков и «хлестаковщина». |
1 |
|
30 |
Обучение анализу отдельных сцен произведения. |
1 |
|
31 |
Р/речи. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». |
1 |
|
32 |
И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе»: «Собака», «Дурак». «Воробей», «Русский язык». Общая характеристика жанра. |
2 |
|
33 |
Н.А.Некрасов. Сюжет и герои стихотворения «Размышления у парадного подъезда». |
1 |
|
34 |
Судьба народа в произведении «Железная дорога». |
1 |
|
35 |
Творчество Н.С.Лескова. Сказ «Левша», особенности жанра сказа |
1 |
|
36 |
Характеристика героев сказа «Левша» |
1 |
|
37 |
М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сюжет сказки-повести. Образы героев. |
1 |
|
38 |
Герои сказок «Карась-идеалист», «Премудрый пискарь» |
1 |
|
39 |
М.Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». |
1 |
|
40- 41 |
А.П.Чехов. Ранние юмористические рассказы: «Хамелеон», «Жалобная книга», «Хирургия» |
2 |
|
42 |
Портрет героя в художественных произведениях различных жанров. |
1 |
|
43 |
Пейзаж в художественных произведениях различных жанров. |
1 |
|
Литература 20 века (15ч.) |
|||
44- 45 |
Отражение духовных поисков человека 20 века в лирике. В. Я. Брюсов. «Труд». «Хвала Человеку». К. Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего...». И. Северянин. «Не завидуй другу». Р. Киплинг. «Если…», Н Гумилёв «Капитаны» |
2 |
|
46 |
М.Горький. «Старуха Изергиль»: сюжет и герой легенды о Данко. |
1 |
|
47 |
М.Горький. Сказка «Старый год» и её герои. Элементы притчи в жанре сказки. |
1 |
|
48 |
В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче». |
1 |
|
49 |
Сатирические гимны поэта. «Гимн обеду». |
1 |
|
50 |
М.Булгаков «Роковые яйца». Сатира на злобу дня. |
1 |
|
51 |
К.Г.Паустовский. «Рождение рассказа». Мир героев писателя и мир творчества. |
1 |
|
52- 53 |
М.Шолохов «Они сражались за Родину». Стойкость и героизм участников сражений. |
2 |
|
54- 55 |
«Уроки французского» В.Г.Распутина. Значение названия рассказа. Душевная теплота учительницы, ее умение помочь ученику. |
2 |
|
56 |
Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади». Нравственные проблемы в рассказе. |
1 |
|
57 |
А.П.Платонов «Цветок на земле» |
1 |
|
58 |
Из истории эссе. Паустовский К.Г. «Радость творчества». Популярность жанра в современной литературе. |
1 |
|
Научно-фантастическая литература(1ч.) |
|||
59 |
Р.Шекли «Запах мысли». Жанр рассказа в научно-фантастической литературе. |
1 |
|
Детективная литература(3ч.) |
|||
60 |
Особенности произведений детективного жанра. Читатель классики и читатель детектива. |
1 |
|
61- 62 |
Новелла А.К.Дойла «Пляшущие человечки». Сюжет и герои новеллы. Анализ эпизода. |
2 |
|
63 |
Из истории пародии(1ч) |
1 |
|
Обобщение изученного (5ч.) |
|||
64 |
Мир литературы и богатство его жанров. Обобщение изученного материала. |
1 |
|
65 |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
|
66 |
Анализ контрольной работы. |
1 |
|
67 |
Итоговый урок. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул. |
1 |
|
68 |
Резервный урок. |
1 |