Рабочая программа по литературе в 5 классе (УМК Г. С. Меркина)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе ________________________________
учебный предмет
Уровень общего образования (класс) - 5 «б» класс основное общее образование
Количество часов – 99 ч (3 часа в неделю)
Учитель –
Программа разработана на основе общеобразовательной программы по литературному образованию для общеобразовательных школ 5 – 11 классов, авторы-составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, Москва :«Русское слово» , 2017г. автор, название, издательство, год издания
2021 – 2022 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ
В 5 КЛАССЕ И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в следующем:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Уважительно относиться к русской литературе, к культурам других народов;
- Различать основные нравственно-эстетические понятия.
- Выражать положительное отношение к процессу познания.
- Понимать значение литературы в процессе получения школьного образования.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать литературу как одну из основных национально-культурных и мировых ценностей.
- Оценивать свои и чужие поступки.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Удерживать цель деятельности до получения её результата.
- Анализу достижения цели.
Ученик получит возможность научиться:
- Самостоятельно ставить новые учебные цели, задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях.
- Понимать модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях.
- Осуществлять синтез как составление целого из его частей.
- Проводить сравнение и классификацию по заданным основаниям (критериям).
- Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
- Обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
- Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
- Умению смыслового восприятия текста.
- Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- Формулировать собственное мнение и аргументацию.
- Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
В результате изучения литературы:
Устное народное творчество
Ученик научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Ученик научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата
В результате освоения программы учащиеся должны овладеть следующими способами деятельности:
Познавательная деятельность
Умение разделять тексты на абзацы; выделение главное содержание прочитанного в виде тезисов.
Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение частичного информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний различных стилей, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана параграфа учебника. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.
Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане: согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение литературы в 5 классе отводится 2 часа в неделю, всего - 99 часа.
Промежуточная аттестация проводится в форме проверочных (контрольных) работ (по 30 -35 минут). В рабочей программе 2 контрольные работы по разделам. Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку в соответствии ФГОС.
Система оценивания: традиционная в соответствии ФГОС.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
Тема 1. Введение – 2ч (2)
Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).
Тема 2. Из мифологии -4ч(3+1)
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.
Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.
Тема 2. Из устного народного творчества -8ч(6+2)
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовые сказки: «Падчерица», «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия.
Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.
Р.Р. Обучение рассказыванию сказки.
Р.Р. Классное сочинение «Волшебная сказка».
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.
Тема 3. Из древнерусской литературы-3ч(3)
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет » («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам» — по выбору). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.
Тема 4. Из басен народов мира-7ч(6+1)
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. «Лиса и виноград », «Ворон и Лисица»; Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». Краткие сведения о писателе. Раскрытие характера персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Русская басня
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. «Ворона и Лиса».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. «Ворона и Лиса».
М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. «Случились вместе два Астронома в пиру... »
«Бродячие сюжеты» в баснях. Различные способы реализации одного и того же сюжета. Своеобразие пафоса басен (комические и поучительные элементы). Своеобразие басни М.В. Ломоносова (связь с научной деятельностью писателя).
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.
Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов ».
Тема 5. Из литературы XIX века-35ч.
5.1 А.С. Пушкин
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога», «Бесы». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.
Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
5.2 Поэзия XIX века о родной природе.
5.3 М.Ю. Лермонтов
Краткие сведения о детских годах писателя. «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).
Р.Р. Сочинению «Путешествие на поле славы»(Повествование о событиях от лица их участника).
Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.
5.4 Н.В. Гоголь
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.
Р.Р.Художественный пересказ эпизода.
Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».
5.5 И.С. Тургенев
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. «Муму», «Щи». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Внутренняя связь рассказа «Муму» и стихотворения в прозе «Щи». Отношение автора к событиям. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе и стихотворении в прозе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.
Р.Р. Сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление».
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.
5.6 Н.А. Некрасов
Детские впечатления поэта. «Орина, мать солдатская», «Забытая деревня». Темы крестьянской жизни. Труд, судьба, народные страдания в изображении поэта. Характеристика персонажа. Элементы народной поэтики в поэме. Н.А. Некрасов — поэт для детей. «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения.
Теория литературы: поэма; фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.
Р.Р. Анализ домашних письменных работ.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме. Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)
5.7 Л.Н. Толстой
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.
Теория литературы: повесть (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
Р.Р. Сочинению « Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого “Кавказский пленник”?»
Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
5.8 А.П. Чехов
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. «Пересолил»: тема рассказа; осмеяние страха, трусости; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.
Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
Р.Р. Урок подготовки к сочинению. Юмористический рассказ о случае из жизни.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Контрольная работа №1 (тест)
Тема 6. Из литературы XX века-27ч
6.1 И.А. Бунин
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. «Густой зеленый ельник у дороги... »: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменной ответ на вопрос.
6.2 Л.Н. .Андреев
Краткие сведения о писателе. «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; «сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании oбразa героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
6.3 А.И. Куприн
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления и их отражение в художественных произведениях А.И. Куприна.
«Золотой петух». Цель личная и общественная, отцовская любовь, преданность, честность, смелость — основные нравственные проблемы рассказа. Особенности создания образа.
Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Р.Р. Работа творческой мастерской. Обучение анализу эпизода.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
6.5 А.А. Блок
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). «Летний вечер» - умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей - «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза.
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.
6.6 С.А. Есенин
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. «Ты запой мне ту песню, что прежде... », «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...» — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).
Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.
Р.Р. Обучение анализу поэтического текста.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.
6.7 А.П. Платонов
Краткие биографические сведения о писателе. «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.
Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
6.8 П.П. Бажов
Краткие сведения о писателе. «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Р.Р. Обучение анализу художественного образа.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
6.9 Е.И. Носов
Краткие сведения о писателе. «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.
6.10 В.П. Астафьев
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Образ главного героя. Борьба за спасение. Становление характера.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Р.Р. Сочинение «Мир детства и мир взрослых в творчестве русских писателей»
6.11 Е.И. Носов
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.
Контрольная работа №2 (тест)
Тема 7. Родная природа в произведениях писателей ХХ века-2ч
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон »;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;
Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья »;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок).
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, рассказ о поэтах.
Тема 8. Из зарубежной литературы- 11ч.
8.1 Д. Дефо
Краткие сведения о писателе. «Робинзон Крузо» (отрывки). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).
Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
8.2 Х.К. Андерсен
Краткие сведения о писателе, его детстве. «Снежная королева»: добро и зло, внешняя и внутренняя красота, гармония, дружба, верность, любовь, надежда, искренность, доброта; библейский и мифологический мотивы в сказке Андерсена.
Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизации «Снежной королевы».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.
8.3 М. Твен
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
8.4 Ж. Рони-Старший
Краткие сведения о писателе. «Борьба за огонь» (главы из повести). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.
8.5 Дж. Лондон
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
Теория литературы: рассказ (развитие представлений).
Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.
8.6 А. Линдгрен.
Краткие сведения о писательнице. «Приключения Эмиля из Лённеберги» - мечта и реальность, жизнелюбие, доброта — основные мотивы произведения.
Теория литературы: фантастика и реальность, земное и космическое.
Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Итоговый урок
Литературный час «Я хочу рассказать вам…»
Для заучивания наизусть
И.А. Крылов. Басня — на выбор.
А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и
о семи богатырях».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).
Н.А. Некрасов. Стихотворение или отрывок из поэмы
«Орина, мать солдатская».
Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века.
А.А. Блок. «Летний вечер».
И.А. Бунин. Одно из стихотворений по выбору.
С.А. Есенин. Одно из стихотворений по выбору.
Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок... »
А.Т. Твардовский. «Станция Починок».
Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
Содержательные линии (темы) | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) | Кол-во часов |
Введение. Книга — твой друг. | Работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа. | 2 |
Из мифологии. | Выразительное чтение эпизодов мифа, подготовка сообщений, экскурсия по галерее изображений мифологических героев (слайдовая презентация), беседа. Сообщения учителя и учащихся, составление плана легенды, выразительное чтение отрывка из «Одиссеи» Гомера, составление слайдовой презентации, работа над составлением таблицы в ходе прослушивания сообщений. | 4 |
Из устного народного творчества. | Работа со статьей учебника, заполнение таблицы, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение сказки, мифа, конструирование загадки. Экскурсия по книжной выставке. Слово учителя, составление таблиц, беседа. Конструирование диалога на основе материала статьи учебника, подбор пословиц и поговорок на заданную ему, установление смысловых связей между пословицами разных народов, конструирование пословиц по заданным словам, составление толкований, определение темы пословиц, защита иллюстраций. Выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование Составление плана сказки и таблицы в ходе исследования композиции, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, работа с иллюстрациями. Беседа, художественный пересказ, работа с таблицей, создание комментариев к иллюстрациям. Сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с таблицами, составление рабочих материалов для сочинения. Выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование. | 8 |
Из древнерусской литературы. | Сообщения учителя и учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника. Конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть. Художественный пересказ, сообщения учителя и учащихся, сравнение оборотов, свойственных древнерусскому языку, с современными формами речи. Выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование. | 3 |
Из басен народов мира. | Конструирование вопросов к статей учебника, выразительное чтение (инсценирование) легенды об Эзопе, лексическая работа, беседа, сообщения учителя и учащихся. Составление плана статьи учебника, сообщение учителя, лексическая и терминологическая работа, беседа, выразительное чтение. Составление вопросов к статье учебника, работа с портретом писателя и иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся. Сообщения учителя и учащихся, работа с ил- люстрациями, беседа, лексическая работа. Сообщения учащихся, выразительное чтение по ролям, лексическая работа, беседа. Выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование. | 7 |
Из литературы XIX века. | Работа с учебником. Сообщения учителя и учащихся, беседа, выявление роли художественно-изобразительных средств в лирическом произведении, работа с иллюстрациями в учебнике. Выразительное чтение наизусть, прослушивание музыкальных фрагментов, сообщения учителя и учащихся, заполнение таблиц, опорных схем, кластеров, беседа, словарная работа, составление ассоциативных рядов, работа с терминами, составление комментариев к портретам писателей, работа с учебником, самостоятельная исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, слайдовая презентация, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, пересказ эпизода от лица героев, пересказ-анализ, формулирование письменного ответа на вопрос, выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование, составление вопросов к тексту, выполнение коллективных творческих заданий, создание иллюстраций, чтение по ролям, составление устного высказывания об услышанном. | 35 |
Из литературы XX века. | Самостоятельная исследовательская работа, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, выразительное чтение наизусть, прослушивание музыкальной композиции, беседа, работа с учебником, художественный пересказ, выявление речевых, логических и фактических ошибок, редактирование, работа с иллюстрациями, заполнение таблицы, слайдовая презентация, работа с терминами, отбор наиболее важных для понимания произведения вопросов, чтение по ролям, дискуссия. | 29 |
Из зарубежной литературы. | Пересказ, сообщение учителя и учащихся, выразительное чтение, составление плана статьи, беседа, дискуссия, самостоятельная и коллективная исследовательская работа, создание словесных портретов, обмен впечатлениями об услышанном, лексическая работа, работа с терминами. | 11 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАССА
Дата проведения урока | № уро ка | Тема урока | Количество часов |
ВВЕДЕНИЕ-2ч (2) | |||
02.09 | 1 | Книга — твой друг. | 1 |
03.09 | 2 | Внеклассное чтение. Книга, о которой хочется рассказать. | 1 |
ИЗ МИФОЛОГИИ- 4ч (3+1) | |||
06.09 | 3 | Миф и мифология. Мифы Древней Греции. | 1 |
09.09 | 4 | Античный миф. Миф «Олимп», «Пять веков». | 1 |
10.09 | 5 | Двенадцатый подвиг Геракла. Миф «Яблоки Гесперид». | 1 |
13.09 | 6 | Р.Р. Словесное рисование мифологического персонажа. | 1 |
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА-8ч (6+2) | |||
16.09 | 7 | Устное народное творчество. Загадки. | 1 |
17.09 | 8 | Устное народное творчество. Пословицы и поговорки. | 1 |
20.09 | 9 | Виды народных сказок. Композиция волшебной сказки. | 1 |
23.09 | 10 | Сказка «Царевна-лягушка». | 1 |
24.09 | 11 | Р.Р. Обучение рассказыванию сказки. | 1 |
27.09 | 12 | Бытовая сказка «Падчерица». | 1 |
30.09 | 13 | Р.Р. Классное сочинение «Волшебная сказка». | 1 |
01.10 | 14 | Внеклассное чтение. Сказка «Чего на свете не бывает» | 1 |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-3ч (3) | |||
04.10 | 15 | Создание первичных представлений о древнерусской литературе. | 1 |
07.10 | 16 | Из «Повести временных лет». «Расселение славян». | 1 |
08.10 | 17 | Из «Повести временных лет». «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». | 1 |
ИЗ БАСЕН НАРОДОВ МИРА- 7ч (6+1) | |||
11.10 | 18 | Эзоп. Басня «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». | 1 |
14.10 | 19 | Русские басни. М.В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…». | 1 |
15.10 | 20 | Басни И.А. Крылова. Сравнение басен В.К. Тредиаковского «Ворон и Лисица» и И.А. Крылова . | 1 |
18.10 | 21 | И.А. Крылов «Волк и Ягнёнок», «Волк на псарне». | 1 |
21.10 | 22 | Мораль в басне И.А.Крылова «Свинья под Дубом». | 1 |
22.10 | 23 | Русская басня в XX веке. С.В.Михалков. | 1 |
08.11 | 24 | Р.Р. Обучение инсценированию басни. | 1 |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 35ч. | |||
11.11 | 25 | А.С. Пушкина. Краткие сведения об А.С.Пушкине. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няня». | 1 |
12.11 | 26 | Сказки Пушкина. Жанр литературной сказки. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1 |
15.11 | 27 | Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки. | 1 |
18.11 | 28 | А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Сказочные элементы. Богатство выразительных средств. | 1 |
19.11 | 29 | А.С. Пушкин «Зимняя дорога». Образ природы. | 1 |
22.11 | 30 | Р.Р. Обучение анализу поэтического текста. | 1 |
25.11 | 31 | Поэзия XIX века о родной природе. | 1 |
26.11 | 32 | Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. Бородинское сражение и его герои. | 1 |
29.11 | 33 | Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». | 1 |
02.12 | 34 | Р.Р. Сочинению «Путешествие на поле славы». | 1 |
03.12 | 35 | Н.В. Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни писателя. | 1 |
06.12 | 36 | Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. | 1 |
09.12 | 37 | Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». | 1 |
10.12 | 38 | Оксана и кузнец Вакула. | 1 |
13.12 | 39 | Р.Р.Художественный пересказ эпизода. | 1 |
16.12 | 40 | Детские впечатления И.С. Тургенева. Рассказ «Муму». Образ Герасима. | 1 |
17.12 20.12 | 41 42 | Герасим и дворня. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. | 2 |
23.12 | 43 | Герасим и Муму. Немой протест героя — символ безмолвия крепостных крестьян. | 1 |
24.12 | 44 | Р.Р. Сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление». | 1 |
27.12 10.01 | 45 46 | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей», «Русский язык». | 2 |
13.01 | 47 | Н.А. Некрасов. Детские впечатления поэта. «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения. | 1 |
14.01 | 48 | Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. | 1 |
17.01 20.01 | 49 50 | Н.А. Некрасов «Тройка». Строфа. | 2 |
21.01 24.01 | 51 52 | Л.Н. Толстой. Яснополянская школа. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». | 2 |
27.01 | 53 | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Сюжет и фабула. | 1 |
28.01 | 54 | Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа. | 1 |
31.01 | 55 | Р.Р. Сочинению « Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого “Кавказский пленник”?» | 1 |
03.02 | 56 | А.П. Чехов «Злоумышленник». Жанровое своеобразие рассказа. | 1 |
04.02 | 57 | А.П. Чехов «Пересолил». Приемы создания характеров и ситуаций. | 1 |
07.02 | 58 | Р.Р. Урок подготовки к сочинению. Юмористический рассказ о случае из жизни. | 1 |
10.02 | 59 | Контрольная работа №1 (тест) | 1 |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА-27ч. | |||
11.02 | 60 | И.А. Бунин. Стихотворение И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги...». Тема природы и приемы ее реализации. | 1 |
14.02 | 61 | И.А. Бунин. Рассказ «В деревне». | 1 |
17.02 | 62 | И.А. Бунин. Своеобразие рассказа «Подснежник». | 1 |
18.02 | 63 | Р.Р. Работа творческой мастерской. | 1 |
21.02 | 64 | Л.Н. Андреев «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. | 1 |
24.02 | 65 | Тематика и нравственная проблематика рассказа «Петька на даче». | 1 |
25.02 | 66 | Рассказ А.И. Куприна «Золотой петух». Тема, особенности создания образа. | 1 |
28.02 | 67 | Р.Р. Работа творческой мастерской. Обучение анализу эпизода. | 1 |
03.03 | 68 | Детские впечатления А.А. Блока. Блоковские места. «Летний вечер», | 1 |
04.03 | 69 | А.А. Блок «Полный месяц встал над лугом...» | 1 |
10.03 | 70 | С.А. Есенин. В есенинском Константинове. «Ты запой мне ту песню, Что прежде…». | 1 |
11.03 | 71 | С.А. Есенин «Поет зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…». | 1 |
14.03 | 72 | Р.Р. Обучение анализу поэтического текста. | 1 |
17.03 | 73 | А.П. Платонов «Никита». Мир глазами ребенка (беды и радость, злое и доброе начало в мире). | 1 |
28.03 | 74 | А.П. Платонов «Цветок на земле». | 1 |
31.03 | 75 | П.П. Бажов. Сказ и сказка. Человек труда в сказе П.П. Бажова «Каменный цветок». | 1 |
01.04 | 76 | П.П. Бажов «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа. | 1 |
04.04 | 77 | Р.Р. Обучение анализу художественного образа. | 1 |
07.04 | 78 | Н.Н. Носов. Рассказ Н.Н. Носова «Три охотника». Тема, система, образов. | 1 |
08.04 11.04 | 79 80 | В.П. Астафьев «Васюткино озеро». «Заблудился!» | 2 |
14.04 | 81 | «Тайга хлипких не любит». | 1 |
15.04 | 82 | «Встреча с Енисеем. Спасение». | 1 |
18.04 | 83 | Васютка дома. Пересказ эпизода. | 1 |
21.04 | 84 | Р.Р. Сочинение «Мир детства и мир взрослых в творчестве русских писателей» | 1 |
22.04 | 85 | Е.И. Носов. Добро и доброта. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. | 1 |
25.04 | 86 | Контрольная работа №2 (тест) | 1 |
РОДНАЯ ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА-2ч. | |||
28.04 | 87 | В.Ф. Боков «Поклон»; Н.М. Рубцов «В осеннем лесу»; Р.Г. Гамзатов «Песня соловья». | 1 |
29.04 | 88 | В.И. Белов «Весенняя ночь». В.Г. Распутин «Век живи — век люби». | 1 |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ- 11ч. | |||
05.05 06.05 | 89 90 | Д. Дефо. Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь и удиви- тельные приключения Робинзона Крузо…». Сюжетные линии, характеристика персонажей. | 2 |
12.05 | 91 | Х.К. Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность. | 1 |
13.05 | 92 | Р.Р. Сочинение отзыв на прочитанное произведение. | 1 |
16.05 | 93 | М. Твен. Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях М. Твена. | 1 |
19.05 | 94 | М. Твен. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок). Мир детей и мир взрослых. | 1 |
20.05 | 95 | Ж. Рони - Старший. Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь». | 1 |
23.05 | 96 | Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека. | 1 |
26.05 | 97 | Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. Дж. Лондон «Сказание о Кише». | 1 |
27.05 | 98 | А. Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. «Приключения Эмиля из Лённеберги». | 1 |
30.05 | 99 | Р.Р. Литературный час «Я хочу рассказать вам…» Рекомендации для лет него чтения | 1 |