Рабочая программа по литературе в 10 классе (УМК Г. С. Меркина)

2
0
Материал опубликован 9 May 2021

Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)






Дата


Тема урока, тип урока


Кол-во часов

Элемент

содержания


Требования к результатам

Контрольно-оценочная деятельность

Информац. сопровождение, ЭОР



План

Факт

Предметные

Метапредметные

Вид

Форма



Введение (1 ч)


1

3.09


Введение.

Прекрасное

начало

(к истории

литературы

19 в.).


Урок усвоения

новых знаний

1

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художеств. открытия русских писателей-классиков. Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

Этапы развития литературы. Характеризовать этапы развития русской литературы 19 века. Повторить изученное в 5-9 классах, продолжить формирование представления о развитии исторического и литературного процессов.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приёмы решения задач; Р: формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. К: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Л: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; гуманистическое сознание.

Входной

Лекция - презентация, мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, ответы на вопросы.

Слайдовая презентация


Из литературы первой половины 19 века (11+1)


2-3

4.09

5.09


А.С. Пушкин.

Лирика.


Повторительно-

обобщающий

урок

2

«Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия), отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Деревня», «К Чаадаеву». Трагизм мировосприятия и его преодоление. «Погасло дневное светило…», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Пророк».

Усвоить основные темы и мотивы творчества; тексты произведений; характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов. Уметь выразительно наизусть читать поэтические произведения; выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку; составлять простой и сложный план ответа, конспект, готовить сообщение.

Р: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной деятельности. П: сформированность представлений о литературе как части общечеловеческого гуманитарного знания; сформированность представлений о литературе как многофункциональной развивающейся системе; владение знаниями о биографии, творчестве писателей 19 века; сформированность умений филологического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности владение различными приемами редактирования текстов; осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений; владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста; сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле; владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера; умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка); сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики. К: умение вести диалог на учебные темы, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; умение строить монолог на заданную тему, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь учитывать; разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничеств; участие в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. Л: в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую филологическую науку, гуманизм, постепенно выстраиваемое собственное целостное мировоззрение; в трудовой сфере — трудолюбие, целеустремленность; настойчивость; в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью; понимание ценности образования как средства развития культуры личности; осознание ведущих ценностей мировой культуры; проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; формирование способности к целеполаганию и проектированию собственной учебной деятельности.

Текущий

Выступления учащихся, составление опорных схем, выразительное чтение наизусть, анализ лирического стихотворения.

Слайдовая презентация


4-5

10.09

11.09


«Медный

всадник».


Урок усвоения

новых знаний


2

Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме.

Социально - философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России. Сравнительная характеристика «Два лика Петра».


Воспринимать текст литературного произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Определять художественное своеобразие произведения; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку; составлять простой и сложный план ответа, конспект, готовить сообщение. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Текущий

Аналитическое чтение Выступления учащихся, слайдовая презентация, составление опорных схем, выразительное чтение наизусть.

Слайдовая презентация


6-7

12.09

17.09


М.Ю. Лермонтов

Лирика.

2

Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Валерик», «Молитва», «Поэт», «Кинжал» и др. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Выхожу один я на дорогу…». Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Соотносить содержание литературного произведения русской литературы второй половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления. Знать основные факты биографии писателя, содержание, проблематику произведений, композиционные, сюжетные линии. Знать эпоху создания произведений. Уметь определять тему, идею произведения, авторскую позицию.

Текущий

Аналитическое чтение Выступления учащихся, слайдовая презентация, составление опорных схем, выразительное чтение наизусть.

Слайдовая презентация


8-9

18.09

19.09


Поэма «Демон».


Урок усвоения

новых знаний

2

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонто­ва «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмо­циональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Вечные проблемы противостояния между добром и злом. Богоборческая тема в поэме Лермонтова. Совершенствовать навыки анализа поэтического текста.

Текущий

Фронтальный и индивидуальный опрос, составление цитатных характеристик

Слайдовая презентация


10-12

24.09

25.09

26.09


Н.В. Гоголь.

Повести «Невский

проспект», «Нос».


Повторительно-

обобщающий

урок

3

Образ города в повести. Боль за судьбу «маленького человека». Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе.

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести. Сатира на страницах повести «Нос». Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительно читать фрагменты произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя. Конспектировать литературно-критическую статью. Выяснить идейные позиции писателя, обусловившие его интерес к определенным явлениям современной ему действительности.

Текущий

Рассказ, беседа, художественный пересказ

Слайдовая презентация


13

1.10


РР Сочинение по литературе

1 половины XIX века.


Урок развития

речи


1

Обобщить наблюдения, сделанные в ходе предыдущих уроков, создание рабочих материалов, выявление основных событий, которые найдут отражение в сочинении, конструирование начала и финала сочинения, определение основной мысли работы.

Составлять план, в том числе и цитатный, литерат. произведения. Дать общую характеристику худож. мира произведения, писателя, поэта. Формулировать вопросы по тексту произведения. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя. Конспектировать литературно-критич. статью. Составлять план творч. работы, отбирать материалы к сочинению.

Л: желание осваивать но­вые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Р: принимает и сохраня­ет учебную задачу; планирует необхо­димые действия, операции, действует по плану. П: осознает познава­тельную задачу; читает и слушает, из­влекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материа­лах учебников, рабочих тетрадей. К: использует речь для регуляции своих действий; строит монологические высказывания.

Итоговый

Сочинение



Из литературы второй половины 19 века

Творчество А.Н. Островского (9+1)


14-15

2.10

3.10


Литература и

журналистика

50–80-х годов

ХIХ века.

2

Основные проблемы, характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Мировое значение русской классической литературы. Расцвет русского национального театра.

Усвоить основные проблемы, характеристику русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Мировое значение русской классической литературы. Уметь конспектировать лекцию учителя и статью учебника. Уметь выразительно читать и анализировать произведения, определять основную проблематику произведения.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приёмы решения задач; Р: формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. К: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Л: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; гуманистическое сознание.

Входной

Рассказ-презентация об особенностях литературы второй половины 19 века

Слайдовая презентация


16-17

8.10

9.10


А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купече­ства в пьесе «Свои люди - сочтемся!».


Урок усвоения

новых знаний


2

Роль А.Н. Островского в развитии русской драматургии и театра. Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологи­ческой проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь ге­роев и ее характерологическая функция.

Усвоить важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении. Знать текст произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи.

Уметь анализировать и конспектировать критическую статью.

Р: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать е. и координировать е. с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Текущий

Фронтальный и индивидуальный опрос, составление цитатных характеристик

Слайдовая презентация


18

10.10


Драма «Гроза». Изображение «затерянного мира» города Калинова в дра­ме «Гроза».


Урок усвоения

новых знаний

1

История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта, смысл названия. Образ жизни провинциального купечества и мещанства, способы выражения авторской позиции.

Текущий

Выразительное чтение; подготовка сообщения; работа с текстом и иллюстрациями; работа с терминами.

Слайдовая презентация


19-20

15.10

16.10


Катерина и Кабаниха как два

нравственных

полю­са народной жизни.


Урок усвоения

новых знаний



















2

Истоки характера Катерины, трагическая сторона ее конфликта с «темным царством».

Текущий

Выразительное чтение; подготовка сообщения; работа с текстом и иллюстрациями; составление цитатных характеристик

Слайдовая презентация


21-22

17.10

22.10


Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.


Урок усвоения

новых знаний

2

Обзорная символика и смысл названия драмы. «Гроза» в русской критике. Анализ статей Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве», А.А. Григорьева «После “Грозы” Островского».

Аналитическое чтение Выступления учащихся, составление опорных схем

Слайдовая презентация


23

23.10


РР

«Гроза» в русской критике

(Н.А. Добролюбов,

Д.И. Писарев,

А.А. Григорьев).

Подготовка к

сочинению по

творчеству

А.Н. Островского.


Урок развития речи

1

Обобщить наблюдения, сделанные в ходе предыдущих уроков, создание рабочих материалов, выявление основных событий, которые найдут отражение в сочинении, конструирование начала и финала сочинения, определение основной мысли работы.

Составлять план, в том числе и цитатный, литер. произведения. Дать общую характеристику худож. мира произведения, писателя, поэта. Формулировать вопросы по тексту произведения. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя. Конспектировать литературно-критич. статью. Составлять план творческой работы, отбирать материалы к сочинению.

Л: желание осваивать но­вые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Р: принимает и сохраня­ет учебную задачу; планирует необхо­димые действия, операции, действует по плану. П: осознает познава­тельную задачу; читает и слушает, из­влекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материа­лах учебников, рабочих тетрадей. К: использует речь для регуляции своих действий; строит монологические высказывания.

Итоговый

Сочинение



И.А. Гончаров (6+1)


24-26

24.10

5.11

6.11



И.А. Гончаров. «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова в романе.


Урок усвоения

новых знаний

3

Особенности композиции романа. Социальная и нравственная проблематика. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская).

Усвоить важнейшие биографические сведения о писателе, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества. Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности.

Р: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации:; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; пользоваться разными видами чтения; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать е. и координировать е. с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; быть готовым корректировать свою точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Текущий

Сообщения учащихся, работа с иллюстрациями, заполнение таблицы, лексическая работа, работа с учебником, беседа

Слайдовая презентация


27-29

7.11

12.11

13.11


Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя.

Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины».


Урок усвоения

новых знаний

3

Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа.

Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову. Авторская оценка итогов жизненного пути героя. Историко- философский смысл произведения.

Знать текст произведения; характерные ИВС языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов. Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку.

Текущий

Составление сопоставительных таблиц, лексическая работа, выразительное чтение, самостоятельная исследовательская работа с текстом, беседа; цитатный план

Слайдовая презентация


30

14.11


РР «Что такое

обломовщина?»

Роман «Обломов» в русской критике.


Урок развития речи

1

Н.А. Добролюбов «Что такое “обломовщина”?»; Д.И. Писарев «Обломов»; А.В. Дружинин «“Обломов” - роман Гончарова».

Уметь анализировать и конспектировать критическую статью.

Итоговый

Аналитическое чтение, составление опорных схем

Слайдовая презентация


И.С. Тургенев (9+1)


31-32

19.11

20.11


Жизненный и творческий путь

И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника»

(обзор).


Повторительно-

обобщающий

урок

2

Обстоятельства жизни писателя, повлиявшими на его характер, общественно-политические взгляды. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского челове­ка как центральная тема цикла.

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь анализировать художественное произведение.

Р: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. П: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информацию; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; пользоваться разными видами чтения; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Текущий

Сообщения учащихся, работа с иллюстрациями, заполнение таблицы, лексическая работа, работа с учебником, беседа

Слайдовая презентация


33

21.11


Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи.


Урок усвоения

новых знаний

1

Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Эпоха в романе, идейно-

жественное своеобразие романа.

Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи.

Текущий

 Подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, пересказ эпизода от лица героев и пересказ-анализ, беседа, лексическая работа, сообщение учащегося, чтение по ролям, выразительное чтение

Слайдовая презентация


34

26.11


Мир «отцов»

в романе.

Черты «увядающей аристократии» в образах братьев

Кирсановых.


Урок усвоения

новых знаний

1

Двойственный характер конфликта в романе, позиция Тургенева в споре двух поколений. Конфликт романа и авторское отношение к представителям партий «отцов» и «детей».

Текущий

Слайдовая презентация


35-36

27.11

28.11


Нигилизм

База­рова, его

социальные и нравственно-философские

истоки.


Урок усвоения

новых знаний

2

Глубина и сложность натуры Базарова, представление и понимание любви в художественном мире Тургенева, «психологизм» романа.

Текущий

Слайдовая презентация


37



Ба­заров и

Аркадий.

Любовная линия в романе и ее место в общей

проблематике произведения.


Урок усвоения

новых знаний

1

Глубина и сложность натуры Базарова, представление и понимание любви в художественном мире Тургенева, «психологизм» романа.

Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи.

Текущий

Сообщения, выразительное чтение, работа с иллюстрациями. Беседа, работа с учебником.

Слайдовая презентация


38



Философские итоги рома­на, смысл его названия.

Русская критика о романе и его

герое.

Урок усвоения

новых знаний

1

Трагической характер конфликта в романе, смысл финала. Критические статьи М.А. Антонович «Асмодеи нашего времени», Д.И. Писарева «Базаров», Н.Н. Страхова «“Отцы и дети” И.С. Тургенева».

Текущий

Аналитическое чтение, составление опорных схем

Слайдовая презентация


39



Вн. Чт. Гимн

вечной жизни: поэтика стихотворений в прозе Тургенева.



Урок усвоения

новых знаний

1

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художеств. выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Знать литературоведческие термины «стихотворение в прозе», «эпитете», «сравнение»; эстетическое восприятие произведений литературы.


Л: воспитание российской гражданской идентичности, уважения к Отечеству, формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности.

М: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Текущий

Художественная роль тропов и фигур в тексте; выразительное чтение, беседа.

ЦОР: Тест «Стихотворения в прозе»


40



РР

Подготовка к

сочинению по

творчеству

И.С. Тургенева.


Урок развития речи

1

Обобщить наблюдения, сделанные в ходе предыдущих уроков, создание рабочих материалов, выявление основных событий, которые найдут отражение в сочинении, конструирование начала и финала сочинения, определение основной мысли работы.

Составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения. Дать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, поэта. Формулировать вопросы по тексту произведения. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя. Конспектировать литературно-критическую статью. Составлять план творческой работы, отбирать материалы к сочинению.

Л: желание осваивать но­вые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Р: принимает и сохраня­ет учебную задачу; планирует (в со­трудничестве с учителем и одноклас­сниками или самостоятельно) необхо­димые действия, операции, действует по плану. П: осознает познава­тельную задачу; читает и слушает, из­влекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материа­лах учебников, рабочих тетрадей. К: использует речь для регуляции своих действий; строит монологические высказывания.

Итоговый

Сочинение



Н.Г. Чернышевский (3)


41



Личность

Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?»

Урок усвоения

новых знаний

1

«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический от­клик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи.

Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Текущий

Сообщения учащихся, заполнение таблицы, лексическая работа, работа с учебником, беседа

Слайдовая презентация


42



«Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как

важнейшие

составляющие

авторской концепции переустройства России.

1

«Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России.

Текущий

 Подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, пересказ эпизода от лица героев и пересказ-анализ, беседа, лексическая работа

Слайдовая презентация


43



Глава «Четвер­тый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произ­ведения.

Урок усвоения

новых знаний

1

Образное и сюжетное своеобразие «идеологическо­го» романа Н.Г. Чернышевского.


Текущий

Слайдовая презентация


Н.А. Некрасов (7+2)










44-45



Н.А. Некрасов.

Основные вехи жизни и творчества.

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасо­ва-лирика.

Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике

Н.А. Некрасова разных лет.

Урок усвоения

новых знаний

2

Истоки формирования личности поэта и его мироощущения, переданного в поэзии. Тематика лирики Некрасова, ее своеобразие, новизна содержания и поэтического языка. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…», «Тройка» и др.

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи.


Р: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. П: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информацию; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; пользоваться разными видами чтения; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Текущий

Сообщения, выразительное чтение, работа с иллюстрациями. Беседа, работа с учебником.

Слайдовая презентация


46



Социальные и гражданские мотивы в лирике

Не­красова.


Урок усвоения

новых знаний


1

Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобивый поэт…» и др. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Поэт и гражданин», «О Муза! Я у двери гроба…».

Текущий

Анализ поэтического текста, выявление выразительных средств языка и их роли в стихотворении; работа с иллюстрациями.

Слайдовая презентация


47



Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и про­блематика.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни.


Урок усвоения

новых знаний

1

Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы.

Знать текст произведения; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи.

Текущий

Анализ поэтического текста, выявление выразительных средств языка и их роли в стихотворении..

Слайдовая презентация


48



Пред­ставители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.).

Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.).

Урок усвоения

новых знаний

1

Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова.

Раскрыть многогранность понятия «счастье» в поэме; показать, как изображает поэт постепенный рост народного самосознания. Поиски счастья. Многообразие народных типов.

Текущий

Анализ поэтического текста, выявление выразительных средств языка и их роли в стихотворении; работа с иллюстрациями.

Слайдовая презентация


49



Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме.


Урок усвоения

новых знаний

1

Истоки сильного характера русской женщины.

Текущий

Анализ поэтического текста, выявление выразительных средств языка и их роли в стихотворении; работа с иллюстрациями.

Слайдовая презентация


50



Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.


Урок усвоения

новых знаний


1

Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. «Пел он воплощение счастья народного...»: философские итоги некрасовского эпоса.

Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание. Гриша Добросклонов. Значение части «Пир на весь мир» в решении основного вопроса поэмы.

Текущий

Слайдовая презентация


51-52



РР

Подготовка к

сочинению по

творчеству

Н.А. Некрасова.


Урок развития речи

2

Обобщить наблюдения, сделанные в ходе предыдущих уроков, создание рабочих материалов, выявление основных событий, которые найдут отражение в сочинении, конструирование начала и финала сочинения, определение основной мысли работы.

Составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения. Дать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, поэта. Формулировать вопросы по тексту произведения. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя. Конспектировать литературно-критическую статью. Составлять план творческой работы, отбирать материалы к сочинению.

Л: желание осваивать но­вые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Р: принимает и сохраня­ет учебную задачу; планирует (в со­трудничестве с учителем и одноклас­сниками или самостоятельно) необхо­димые действия, операции, действует по плану. П: осознает познава­тельную задачу; читает и слушает, из­влекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материа­лах учебников, рабочих тетрадей. К: использует речь для регуляции своих действий; строит монологические высказывания.

Итоговый

Сочинение



Ф.И. Тютчев (3)



53



Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия.

«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глуби­на и образная насыщенность.

Повторительно-

обобщающий

урок

1

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Осноные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта.

Знать важнейшие биографические сведения о поэте, основные темы его творчества; тексты произведений. Уметь выразительно и наизусть читать поэтические тексты; анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка.

Р: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. П: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Текущий

Выступления учащихся, составление опорных схем, выразительное чтение наизусть, анализ лирического стихотворения.

Слайдовая презентация


54



Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской

лирике.

Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории.

Урок усвоения

новых знаний

1

Человек, природа и история в лирике Тютчева. Жанр лирического фрагмента в творчестве. Мировоззренческая основа поэзии Тютчева. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид». «Эти бедные селенья», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…».

Текущий

Выступления учащихся, составление опорных схем, выразительное чтение наизусть, анализ лирического стихотворения.

Слайдовая презентация


55



Любовная лирика.


Урок усвоения

новых знаний

1

Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…»).

Текущий

Составление опорных схем, анализ лирич. стихотворения.

Слайдовая презентация



А.А. Фет (3+1)



56



А.А. Фет. Жизнь и творчество.

Эмоциональная глубина и образно-стилистическое бо­гатство лирики А.А. Фета.


Повторительно-

обобщающий

урок

1

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). «Еще майская ночь», «Даль», «Еще весны душистой нега…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря прощается с землею…» и др. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного на­строения внутри и вовне человека.

Знать важнейшие биографические сведения о поэте, основные темы его творчества; тексты произведений. Уметь выразительно и наизусть читать поэтические тексты; анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка.

Р: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. П: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Текущий

Выступления учащихся, составление опорных схем, выразительное чтение наизусть, анализ лирического стихотворения.

Слайдовая презентация


57



Природа и человек в лирике Фета.


Урок усвоения

новых знаний



1

«Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта…», «Учись у них - у дуба, у березы...» и др. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.

Текущий

Выступления учащихся, выразительное чтение наизусть, анализ лирического стихотворения.

Слайдовая презентация


58



Кра­сота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике

А.А. Фета.


Урок усвоения

новых знаний

1

Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики. «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Певице». Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта.

Текущий

Выступления учащихся, составление опорных схем, выразительное чтение наизусть, анализ лирич. стих.

Слайдовая презентация


59



РР Анализ

стихотворения Ф.И. Тютчева,

А.А. Фета.


Урок развития речи

1

Обобщить наблюдения, сделанные в ходе предыдущих уроков, создание рабочих материалов, выявление основных событий, которые найдут отражение в сочинении, конструирование начала и финала сочинения, определение основной мысли работы.

Составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения. Дать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, поэта. Формулировать вопросы по тексту произведения. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя. Составлять план творческой работы, отбирать материалы.

Л: желание осваивать но­вые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Р: принимает и сохраня­ет учебную задачу; планирует (в со­трудничестве с учителем и одноклас­сниками или самостоятельно) необхо­димые действия, операции, действует по плану. П: осознает познава­тельную задачу; читает и слушает, из­влекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материа­лах учебников, рабочих тетрадей. К: использует речь для регуляции своих действий; строит монологические высказывания.

Итоговый

Анализ стихотворения



Н.С. Лесков (3+1)



60



Н.С. Лесков.

Жизненный и

творческий путь.

Стремление

Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов.

Урок усвоения

новых знаний

1

Личность писателя. Художественный мир Лескова: традиционное и новаторское.

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции.

Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе образов.

Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Текущий

Сообщения учащихся, заполнение таблицы, лексическая работа, работа с учебником, беседа

Слайдовая презентация


61-62



Тема «очарованной души» в повести «Очарован­ный странник».



Урок усвоения

новых знаний

2

Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и гре­ховности, наивности и душевной глубины в русском националь­ном характере. Сказовый характер повествования, стилистиче­ская и языковая яркость «Очарованного странника».

Текущий

Составление сопоставительных таблиц, лексическая работа, выразительное чтение, беседа; цитатный план


Слайдовая презентация


63



РР

Подготовка к

сочинению по

творчеству

Н.С. Лескова.


Урок развития речи

1

Обобщить наблюдения, сделанные в ходе предыдущих уроков, создание рабочих материалов, выявление основных событий, которые найдут отражение в сочинении, конструирование начала и финала сочинения, определение основной мысли работы.

Составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения. Дать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, поэта. Формулировать вопросы по тексту произведения. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя. Конспектировать литературно-критическую статью. Составлять план творческой работы, отбирать материалы к сочинению.

Л: желание осваивать но­вые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Р: принимает и сохраня­ет учебную задачу; планирует (в со­трудничестве с учителем и одноклас­сниками или самостоятельно) необхо­димые действия, операции, действует по плану. П: осознает познава­тельную задачу; читает и слушает, из­влекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материа­лах учебников, рабочих тетрадей. К: использует речь для регуляции своих действий; строит монологические высказывания.

Итоговый

Сочинение



М.Е. Салтыков-Щедрин (5+1)



64-68



М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество великого сатирика.

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика.


Урок усвоения

новых знаний

5

Подвиг великого сатирика. Обзор творчества. Сатирич. осмысление про­блем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обы­вательской психологии, рабского начала в человеке («Премуд­рый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действи­тельности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя; понятие «сатира»; особенности художественного мира М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Л: осознает себя как граж­данина и представителя определенного народа, его культуры, испытывает интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы. Р: принимает и сохраня­ет учебную задачу и познавательную цель; четко выполняет требование по­знавательной задачи; определяет по­следовательность промежуточных це­лей с учетом конечного результата; при выполнении действий ориентиру­ется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения за­дач, почти не допуская ошибок. П: выполняет учебно-познавательные действия в материали­зованной и умственной форме; осуще­ствляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает при­ чинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Текущий

Сообщения учащихся, лексическая работа, работа с учебником, беседа

Слайдовая презентация



Фронтальный и индивидуальный опрос, составление цитатных характеристик



69



РР

Подготовка к

сочинению по

творчеству

М.Е. Салтыкова-Щедрина.


Урок развития речи

1

Обобщить наблюдения, сделанные в ходе предыдущих уроков, создание рабочих материалов, выявление основных событий, которые найдут отражение в сочинении, конструирование начала и финала сочинения, определение основной мысли работы.

Составлять план, в том числе и цитатный, литерат. произведения. Дать общую характеристику худож. мира произведения, писателя, поэта. Формулировать вопросы по тексту произведения. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя. Конспектировать литературно-критическую статью. Составлять план творческой работы, отбирать материалы к сочинению.

Л: желание осваивать но­вые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Р: принимает и сохраня­ет учебную задачу; планирует (в со­трудничестве с учителем и одноклас­сниками или самостоятельно) необхо­димые действия, операции, действует по плану. П: осознает познава­тельную задачу; читает и слушает, из­влекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материа­лах учебников, рабочих тетрадей. К: использует речь для регуляции своих действий; строит монологические высказывания.

Итоговый

Сочинение



А.К. Толстой (2 ч)



70-71



А.К. Толстой.

Исповедальность и лирическая

проникновенность поэзии

А.К. Толстого.


Урок усвоения

новых знаний

2

Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире. («Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревни­вом взоре...» и др.). Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. («Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Когда природа вся трепещет и сияет...» и др.).

Знать важнейшие биографические сведения о поэте, основные темы его творчества; тексты произведений. Уметь выразительно и наизусть читать поэтические тексты; анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка.

Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Текущий

Анализ поэтического текста, выявление выразительных средств языка и их роли в стихотворении; работа с иллюстрациями.

Слайдовая презентация



Л.Н. Толстой (14+2)



72-73




Жизненный и

творческий путь Л.Н. Толстого.

История создания и авторский замысел романа- эпопеи «Война и мир».


Урок усвоения

новых знаний

2

Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.

Историческая основа и проблематика романа. Смысл названия романа, герои, композиция, жанр. Жанровое своеобразие романа. масштабность изображения исторических собы­тий, переплетение различных сюжетных линий. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности.

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение.

Л: российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, гражданская позицию активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и обществ. практики, осознание своего места в поликультурном мире; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеч. ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;  нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеч. ценностей; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию. П: адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; извлекать информацию, представленную в разных формах; владеть различными видами аудирования– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Р: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать е. с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание.

Текущий

Сообщения учащихся, заполнение таблицы, лексическая работа, работа с учебником, беседа

Слайдовая презентация


74-75



Художественно-философское осмысление

сущ­ности войны в романе.

Критическое изображение высшего света в романе.


Урок усвоения

новых знаний

2

Противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г.

Текущий

Фронтальный и индивидуальный опрос, составление цитатных характеристик

Слайдовая презентация


76-77



«Мысль семейная» и ее развитие в

романе. Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.


Урок усвоения

новых знаний

2

Мысль семейная” в романе. семьи Болкон­ских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Нравственно-психологический облик Н. Ростовой, М. Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи.

Текущий

Выразительное чтение; подготовка сообщения; работа с текстом и иллюстрациями; работа с терминами.

Слайдовая презентация


78-79



Этапы духовного самосовершенствова­ния Андрея

Болконского и

Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.


Урок усвоения

новых знаний

2

Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым.

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение.

Текущий

Выразительное чтение; подготовка сообщения; работа с текстом и иллюстрациями; составление цитатных характеристик

Слайдовая презентация


80-81



«Мысль народная» как идейно-художественная основа тол­стовского эпоса. Образ «дубины народной войны» в рома­не.

Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания.

Урок усвоения

новых знаний

2

Мысль народная” в романе. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина.





82-83



Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.


Урок усвоения

новых знаний

2

Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.

Текущий

Подготовка сообщения; работа с текстом и иллюстрациями

Слайдовая презентация


84-85



Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.


Урок усвоения

новых знаний

2

Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.


Аналитическое чтение Выступления учащихся, составление опорных схем

Слайдовая презентация


86-87



РР

Подготовка к

сочинению по

творчеству

Л.Н. Толстого.


Урок развития речи

2

Обобщить наблюдения, сделанные в ходе предыдущих уроков, создание рабочих материалов, выявление основных событий, которые найдут отражение в сочинении, конструирование начала и финала сочинения, определение основной мысли работы.

Составлять план, в том числе и цитатный, литер. произведения. Дать общую характеристику худож. мира произведения, писателя, поэта. Формулировать вопросы по тексту произведения. Делать выводы об особенностях худож. мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя. Конспектировать литературно-критич.статью. Составлять план творческой работы, отбирать материалы к сочинению.

Л: желание осваивать но­вые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Р: принимает и сохраня­ет учебную задачу; необхо­димые действия, операции, действует по плану. П: осознает познава­тельную задачу; читает и слушает, из­влекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материа­лах учебников, рабочих тетрадей. К: использует речь для регуляции своих действий; строит монологические высказывания.

Итоговый

Сочинение



Ф.М. Достоевский (7+1)



88



Ф.М. Достоевский. Жизненный и

творческий путь.

Урок усвоения

новых знаний

1

Связь между обстоятельствами жизни и мировоззрением писателя. Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение.

Л: российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; сформированность мировоззрения, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей. П: адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; пользоваться разными видами чтения; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Р: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать е. с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; создавать тексты различного типа, стиля, жанра, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Текущий

Сообщения учащихся, работа с учебником, беседа

Слайдовая презентация


89



Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоз­дания в романе.

Урок усвоения

новых знаний

1

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Приемы создания образа Петербурга.

Текущий

Выступления учащихся, беседа, рецензия устных ответов Составление развёрнутого тезисного плана, анализ эпизодов, выступления учащихся, беседа

Слайдовая презентация


90



Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.

Урок усвоения

новых знаний

1

«Маленькие люди в романе. Образы «униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи.

Текущий

Слайдовая презентация


91



Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия.

Урок усвоения

новых знаний

1

Теория Раскольникова и ее развенчание. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Роль внутренних монологов и снов героев в романе.

Текущий

Слайдовая презентация


92



Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.).

Урок усвоения

новых знаний

1

Образы Лужина и Свидригайлова. Значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Родиона Раскольникова. Принцип полифонии в решении философской проблема­тики романа.

Текущий

Аналитическое чтение Выступления учащихся, составление опорных схем

Слайдовая презентация


93



Сонечка как нравственный идеал автора. Раскольников и «вечная Сонечка».

Урок усвоения

новых знаний

1

Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения.

Текущий

Анализ эпизодов, выступления учащихся, беседа, составление плана-характеристики к образу героя


Слайдовая презентация


94



Нравственно-фило­софский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Урок усвоения

новых знаний


1

Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Текущий

Слайдовая презентация


95



РР

Подготовка к

сочинению по

творчеству

Ф.М. Достоевского.


Урок развития речи

1

Обобщить наблюдения, сделанные в ходе предыдущих уроков, создание рабочих материалов, выявление основных событий, которые найдут отражение в сочинении, конструирование начала и финала сочинения, определение основной мысли работы.

Составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения. Дать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, поэта. Формулировать вопросы по тексту произведения. Делать выводы об особенностях художеств. мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя. Конспектировать литературно-критич. статью. Составлять план творческой работы, отбирать материалы к сочинению.

Л: желание осваивать но­вые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Р: принимает и сохраня­ет учебную задачу; планирует необхо­димые действия, операции, действует по плану. П: осознает познава­тельную задачу; читает и слушает, из­влекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материа­лах учебников, рабочих тетрадей. К: использует речь для регуляции своих действий; строит монологические высказывания.

Итоговый

Сочинение



А.П. Чехов (5+1)



96



Жизнь и творчество А.П. Чехова.

Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова.



Повторительно-

обобщающий

урок

1

Особенности рассказов 80-90-х годов. Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.












Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц.

Л: гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; навыки сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей. П: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; пользоваться разными видами чтения; извлекать информацию, представленную в разных формах; владеть различными видами аудирования; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; устанавливать причинно-следственные связи. Р: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Текущий

Составление хронологической таблицы, выступления учащихся, беседа.

Слайдовая презентация


97-98



Образы

«футлярных» людей в чеховских

рассказах и

пробле­ма

«самостояния»

человека в мире жестокости и

пошлости.


Урок усвоения

новых знаний

2

Трагикомедия

«футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник»). Выбор доктора Старцева. (Анализ рассказа «Ионыч»). Душевная деградация человека. Трагизм человеческой души в рассказе «Ионыч». Лаконизм, выразительность худож. детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чехов­ской прозы.

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение.

Знать символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга.

Текущий

Анализ текста, составление плана анализа, беседа

Выступления учащихся, эвристическая беседа, анализ произведения




Слайдовая презентация


99



Своеобразие

образной системы и конфликта коме­дии

«Вишневый сад».

Лириче­ское и

драматическое

начала в пьесе.

Урок усвоения

новых знаний

1

Особенности драматургии. Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад».

Текущий

Поисковая работа с художественным текстом, работа над портретной характеристикой героев, самостоятельный анализ эпизода


Слайдовая презентация


100-101



Фигуры героев - «недо­теп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепен­ных и внесценических персонажей в

чеховской пьесе.


Урок усвоения

новых знаний

2

Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и не­однозначность авторской позиции в произведении. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Текущий



102



РР

Подготовка к

сочинению по

творчеству

А.П. Чехова.


Урок развития речи

1

Обобщить наблюдения, сделанные в ходе предыдущих уроков, создание рабочих материалов, выявление основных событий, которые найдут отражение в сочинении, конструирование начала и финала сочинения, определение основной мысли работы.

Составлять план, в том числе и цитатный, литер. произведения. Дать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, поэта. Формулировать вопросы по тексту произведения. Делать выводы об особенностях художеств. мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя. Конспектировать литературно-критич. статью. Составлять план творч. работы, отбирать материалы к сочинению.

Л: желание осваивать но­вые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Р: принимает и сохраня­ет учебную задачу; планирует необхо­димые действия, операции, действует по плану. П: осознает познава­тельную задачу; читает и слушает, из­влекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материа­лах учебников, рабочих тетрадей. К: использует речь для регуляции своих действий; строит монологические высказывания.

Итоговый

Сочинение



Итоговый урок (2)


103-104



Нравственные уроки русской литературы 19 века. Урок-диспут.

Рекомендация книг для летнего чтения.


Повторительно-

обобщающий

урок

2

Подведение итогов года.



Ито

говый

Диспут

Слайдовая презентация


105



Резервные уроки

1









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.