Рабочая программа по литературе 8 класс (УМК Г. С. Меркина)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | ||||||||||
| | ||||||||||||
| Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информац. сопровождение, цифровые и ОЭР | ||||||
| План | Факт. | Предметные | Метапредметные | Вид | Форма | |||||||
Введение (1 ч) | |||||||||||||
1. | 05.09 | | Художественная литература и история. Урок усвоения новых знаний | 1 | Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс. | Характеризовать структуру учебника и его содержание; высказывать личные соображения относительно включения в учебник отдельных произведений, самостоятельно прочитанных учащимися; определять сущность понятий творчество, творческий процесс; давать письменный ответ на вопрос. | Р.: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П.: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К.: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. Л.: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. | Входной | Составление вопросов к статье учебника; анкетирование; беседа; письменный ответ на вопрос. | ЦОР: Писатели о книге и чтении | |||
Из устного народного творчества (3 ч) | |||||||||||||
2-4 | 09.09 12.09 16.09 | | Историческая песня: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска…»). Урок усвоения новых знаний | 3 | Периоды создания русских исторических песен. Темы и герои. XVI век. Связь с представлениями и исторической памятью народа и отражение их в песне «Иван Грозный молится по сыне» «Плач Ксении», «Возвращение Филарета». Средства выразительности в исторической песне. Параллелизм. Постоянные эпитеты. Нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче. | Понимать природу словесного искусства; особенности жанра народной песни; отличительные черты исторических песен, настроения, чувства, переданные в народных песнях; значение народных песен в сохранении народных традиций. Находить общее и различное в былинах и исторических песнях; находить в поэтических текстах изобразительно- выразительные средства и определять их роль. Выразительно читать песни, определять их тему, идею, находит в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Р.: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П.: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Л.: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. | Текущий | Различные виды чтения; составление словаря одной из исторических песен. | ЦОР: Что такое фольклор? | |||
Из древнерусской литературы (3) | |||||||||||||
5-7 | 19.09 23.09 26.09 | | «Житие Сергия Радонежского», Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагмент), «Слово о погибели земли», «Житие Александра Невского» (фрагмент). Урок усвоения новых знаний | 3 | Тематическое и жанровое многообразие произведений древнерусской литературы. Агиография. «Житие Сергия Радонежского». Духовный путь Сергия Радонежского. Идейное содержание произведения. Соответствие образа героя и его жизненного пути канону житийной литературы. Сочетание исторического, бытового и чудесного в житии. Сила духа и святость героя. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы в историческом очерке Б. Зайцева. Слово и моление как жанры древнерусской литературы, летописный свод. Тема добра и зла в «Слове о погибели Русской земли». Глубина нравственных представлений о человеке в «Житии Александра Невского». Основные нравственные проблемы житийной литературы. | Понимать основные жанры древнерусской литературы особенности жанра жития, отношение неизвестного автора к герою, значение произведения в развитии русской литературы, патриотический пафос. Понимать: сюжет и содержание «Слова о погибели Русской земли», актуальность произведения. Воспринимать и анализировать художественный текст. Понимать особенности жанра жития, отношение неизвестного автора к герою, значение произведения в развитии русской литературы, патриотический пафос. Воспринимать и анализировать художественный текст, находить портрет героя в тексте, отбирать ключевые эпизоды; владеть различными видами пересказа. | П.: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Р.: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. К.: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Л.: уважение истории, культурных и исторических памятников. | Текущий | Различные виды чтения и пересказа; работа с учебником; подготовка сообщения; формулировка и запись выводов. | Презентация | |||
Из русской литературы XVIII века (4+1) | |||||||||||||
8-9 | 30.09 03.10 | | Г.Р. Державин – поэт и государственный деятель. «Памятник», «Вельможа». Урок усвоения новых знаний | 2 | Жизнеутверждающий характер поэзии Державина. Стихотворение «Памятник». Тема поэта и поэзии. «Вельможа» (служба, служение, власть и на род, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). | Сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина, содержание стихотворений. Понимать: философский смысл и гуманистический пафос стихотворений. Выразительно читать произведение; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; определять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; соотносить произведения с литературным направлением эпохи. | Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Лексическая работа; выразительное чтение; письменный ответ на вопрос; работа с текстом; составление сравнительных таблиц. | Презентация | |||
10-11 | 07.10 10.10 | | Сентиментализм. Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Урок усвоения новых знаний | 2 | Сентиментализм и его обращение к изображению внутреннего мира обычного человека. Н.М. Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Своеобразие проблематики произведения. Конфликт истинных и ложных ценностей. Изображение внутреннего мира и эмоционального состояния человека. | Сведения о жизни и творчестве Н.М. Карамзина, о его политических взглядах, теоретико-литературное понятие сентиментализм. Понимать: значение творчества для развития литературы. Записывать основные положения лекции строить развернутые высказывания на основе прочитанного; соотносить произведения с литературным направлением эпохи. Понимать теоретико-литературное понятие сентиментализм; сюжет и героев повести «Бедная Лиза», сентиментальную направленность и гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям; роль конфликта; художественных средств; значение повести и всего творчества Н.М. Карамзина. Уметь: анализировать произведение в единстве формы и содержания; давать характеристику героев; анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | П: Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Р: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической речью. Л: Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Текущий | Различные виды чтения и пересказа; исследовательская работа с текстом; формулировка и запись выводов; работа с репродукциями и иллюстрациями; план характеристики образов. | Презентация | |||
12 | 14.10 | | РР Сочинение «И бедные тоже любить умеют…» Урок развития речи | 1 | Р.: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. П.: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Итоговый | Презентация | ||||||
Из русской литературы XIX века (26+7 часов) | |||||||||||||
13 | 17.10 | | Романтизм в русской литературе. В.А. Жуковский. Стихотворения «Море», «Невыразимое». Урок усвоения новых знаний | 1 | Романтизм в русской литературе. В.А. Жуковский. Краткие сведения о поэте. Основные темы и образы поэзии Жуковского. Лирический герой романтической поэзии его восприятие мира. Тема поэтического вдохновения. Отношение романтика к слову. Романтический образ моря. Своеобразие поэтического языка Жуковского. Стихотворения «Море», «Невыразимое» | Понимать теоретико-литературные понятия романтизм, баллада, лирический герой; лирические и эпические произведения В.А. Жуковского, роль Жуковского в развитии русской поэзии; гуманистический пафос творчества поэта. Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; выразительно читать; знать теоретико-литературные понятия; выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, сюжет, композицию, роль изобразительно-выразительных средств. | Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Составление цитатного или тезисного плана; выразительное чтение наизусть и по ролям; составление вопросов к статье учебника; работа с иллюстрациями; исследовательская работа с текстом. | Презентация | |||
14 | 21.10 | | ВН.ЧТ. «Лесной царь». «Перчатка». Урок усвоения новых знаний | 1 | Баллады западноевропейских поэтов в переводах Жуковского. «Лесной царь» В.А. Жуковского и И.-В. Гете. «Перчатка» В.А. Жуковского и Ф. Шиллера. | Л: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; формирование представлений о смысле жизни как ценности гуманизма; образ дороги как изображение жизненного пути человека (жизненные невзгоды, скитания, поиски счастья, перемены). Р: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. П: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, читают наизусть. | Текущий | Презентация | |||||
15 | 24.10 | | К.Ф. Рылеев. Думы «Иван Сусанин», «Смерть Ермака». Урок усвоения новых знаний | 1 | Краткие сведения о поэте. Основные темы, мотивы его стихотворений. Думы «Иван Сусанин», «Смерть Ермака». | Понимать сведения о жизни и творчестве К.Ф. Рылеева; характерные особенности жанра думы; содержание дум «Иван Сусанин» и «Смерть Ермака», тему и идею думы; отношение автора к герою; патриотический, героический пафос произведения. Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, сюжет, композицию, роль изобразительно-выразительных средств; определять авторскую позицию; уметь составлять историко-литературный комментарий. | Текущий | Составление цитатного или тезисного плана; выразительное чтение наизусть и по ролям; составление вопросов к статье учебника; работа с иллюстрациями и репродукциями; исследовательская работа с текстом. | Презентация | ||||
16 | 04.11 | | РР Сопоставление баллад Жуковского «Лесной царь» и Рылеева «Смерть Ермака». Урок развития речи | 1 | Р.: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. П.: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Презентация | ||||||
17-18 | 07.11 11.11 | | А.С. Пушкин. «И.И. Пущину», «Бесы». Повторительно -обобщающий урок | 2 | А.С. Пушкин. Тематическое богатство его поэзии. Художественная идея стихотворений «И.И. Пущину», «Бесы». Послание как жанр. | Сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина; стихотворения, посвященные друзьям. Понимать: роль дружбы в жизни поэта, его отношение к друзьям. Уметь: анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания. | Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Лексическая работа; выразительное чтение, чтение наизусть; составление планов разных типов; работа с эпиграфами к главам романа. работа с портретами и репродукциями; прослушивания музыкальных произведений; составление цитатного плана. | | |||
19-22 | 14.11 18.11 21.11 25.11 | | А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Урок усвоения новых знаний | 4 | История создания романа. Историческое исследование «История Пугачева» и роман «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю. Роль эпиграфов в романе. Становление, развитие характера, личности Петра Гринева. Значение образа Савельича. Образ-характер. Нравственная красота Маши Мироновой. Изображение исторических деятелей на страницах романа (Пугачев, Екатерина II). Художественная функция народных песен, сказок, пословиц и поговорок. Образ антигероя Швабрина. Проблемы долга, чести, милосердия, нравственного выбора. Название и идейный смысл произведения. | Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. Понимать авторскую позицию и свое отношение к ней; образную природу литературы как явления словесного. Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. | Л: Понимать связь литературного произведения с эпохой написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. Р: Выделение морально-этического содержания событий и действий; построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение». выделение морально-этического содержания событий и действий; освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. П: Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. К: Овладение различными типами пересказа. | Текущий | | ||||
23 | 28.11 | | Р/Р Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Урок развития речи | 1 | Обобщить наблюдения, сделанные в ходе предыдущих уроков, создание рабочих материалов, выявление основных событий, которые найдут отражение в сочинении, конструирование начала и финала сочинения, определение основной мысли работы. | Поиск нужной информации по заданной теме. Свободная работа с текстом художественного произведения. Уметь выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное. | Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: выполняет учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: умеет формулировать собственное мнение и позицию. | Итоговый | Сочинение. | | |||
24 | 02.12 | | ВН.ЧТ. А.С. Пушкин «Маленькие трагедии». Урок усвоения новых знаний | 1 | Цикл маленьких трагедий – пьес о сильных личностях и нравственном законе. Проблема «гения и злодейства». Образы Моцарта и Сальери. Два типа мировосприятия. Выраженные в образах главных героев трагедии. Образ слепого скрипача и его роль в развитии сюжета. Образ «черного человека». Сценическая и кинематографическая судьба трагедии. | история написания и основная проблематика «Маленьких трагедий». Понимать: гуманистический пафос; отношение автора к героям. Уметь: анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Лексическая работа; выразительное чтение, составление планов разных типов. | | |||
25-27 | 05.12 09.12 | | М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта. Поэма Мцыри». Урок усвоения новых знаний | 3 | М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта. Проект «М.Ю. Лермонтов – художник». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения к нему. | Сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; сюжет и содержание поэмы «Мцыри». Понимать: позицию автора, его отношение к героям; противоречивость образа Мцыри. Выразительно читать произведение; воспринимать и анализировать художественный текст; анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы. Формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героя; характеризовать особенности сюжета, композиции, художественно-изобразительных средств; выявлять авторскую позицию. | П: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Р: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. К: учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы его разрешения. Л: уважение общечеловеческих ценностей, экологическое воспитание. | Входной | Лексическая работа; различные виды чтения, чтение наизусть; составление цитатного плана; подготовка сообщения; работа с портретами и репродукциями; устное сочинение. | | |||
28 | | | Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии писателя. Урок усвоения новых знаний | 1 | Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Драма как род литературы. Комедия «Ревизор». История создания комедии и ее сценическая судьба. Основной конфликт комедии и стадии его развития. Особенности завязки, развития действия, кульминации и развязки. Новизна финала (немая сцена). Гоголь о комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Русское чиновничество в сатирическом изображении: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества и казнокрадства, лживости. Образ типичного уездного города. Городничий и чиновники. Женские образы в комедии. | Сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; история создания, сценическая судьба, сюжет и содержание комедии «Ревизор». Понимать: замысел автора; социальную остроту и сатирический пафос комедии. Соотносить произведение с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое; знать теоретико-лит. понятия; определять род и жанр произведения; сопоставлять творчество 2 авторов. | П: уметь синтезировать полученную информацию для составле¬ния ответа. Р: уметь определять меры усвоения изученного материала. К: уметь делать анализ текста, используя изученную терминоло¬гию и полученные знания. Л: Понимать связь литературного произведения с эпохой написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, определять элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. | Входной | Лексическая работа; различные виды чтения и комментирования; цитатный план; подготовка вопросов для обсуждения. | | |||
29-31 | | | Комедия «Ревизор». Урок усвоения новых знаний | 3 | Сюжет и содержание комедии; приемы сатирического изображения, теоретико-литературные понятия комедия, сатира, юмор. Понимать: отношение автора к героям; роль ремарок в прояснении авторской позиции. Формулировать тему, идею, проблематику произведения, характеристику персонажей; выявлять авторское отношение к героям; аргументировать свою точку зрения; аргументировать свою точку зрения; выразительно читать по ролям. Понимать: в чем загадка образа Хлестакова; значение слова хлестаковщина; сатирический пафос комедии; отношение автора к героям. Охарактеризовать персонаж; выделять смысловые части и составлять тезисный план, пересказать текст; выразительно читать произведение; выявлять авторское отношение к героям. | Текущий | Работа со статьей учебника; работа с портретом и иллюстрациями; подготовка сообщения; характеристика персонажей, сопоставительная характеристика. | | |||||
32 | | | РР Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Урок развития речи | 1 | Обобщить наблюдения, сделанные в ходе предыдущих уроков, создание рабочих материалов, выявление основных событий, которые найдут отражение в сочинении, конструирование начала и финала сочинения, определение основной мысли работы. | Сюжет и содержание комедии; теоретико-литературные понятия. Понимать: отношение автора к героям; способы выражения позиции и нравственных идеалов автора. Определять тему и идею произведения; выражать свое отношение к прочитанному; строить письменные высказывания; выявлять авторскую позицию и аргументировать свой ответ. | Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: выполняет учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: умеет формулировать собственное мнение и позицию. | Итоговый | Сочинение. | | |||
33-34 | | | И.С. Тургенев. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Урок усвоения новых знаний | 2 | Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Прототипы лирической повести. Сюжет и фабула произведения. | Сведения о жизни и творчестве И.С. Тургенева. Понимать позицию автора, его отношение к героям. Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, воспринимать и анализировать художественный текст. Сюжет и содержание повести «Ася. Понимать: отношение автора к героине. Уметь: выражать свое отношение к прочитанному; характеризовать героев и их поступки; выразительно читать и анализировать текст | П. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Р. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. К. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. Л. Позитивная моральная самооценка. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. К.: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Входной | Лексическая работа, различные виды пересказа; тезис.план; характеристика персонажей, характеристика персонажа; отзыв о прочитанном. | | |||
35 | | | РР Анализ эпизода. Урок развития речи | 1 | Итоговый | | |||||||
36-37 | | | Н.А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…». «Зеленый шум». Урок усвоения новых знаний | 2 | Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народа в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…» Человек и природа в стихотворении Н.А. Некрасова «Зеленый шум». Народность. Фольклорные приемы в поэзии. Выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм. | Сведения о жизни и творчестве Н.А. Некрасова; содержание стихотворений. Понимать: восхищение поэта силой духа народа; нравственную позицию автора. Уметь: анализировать лирическое стихотворение; выразительно читать наизусть; находить изобразительно- выразительные средства, определять их роль. Понимать: лирический пафос стихотворения. Уметь: сопоставлять произведения разных видов искусства; выделять и формулировать тему, идею, особенности композиции, роль художественно-изобразительных средств. | П. Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Р. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. К. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Л. Позитивная моральная самооценка. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. | Текущий | Составление тезисного плана по ранее изученным материалам и статье учебника; выразит. чтение наизусть; составление словаря для характеристики лирического персонажа. | | |||
38 | | | А.А. Фет. «Учись у них – у дуба, у березы…». Урок усвоения новых знаний | 1 | А.А. Фет. Краткие сведения о поэте. Философская проблематика стихотворений Фета. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания. Стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы…». | Сведения о жизни и творчестве А.А. Фета; основные мотивы лирики поэта. Понимать: лирический пафос стихотворений. Уметь: анализировать лирическое стихотворение; выразительно читать наизусть; находить изобразительно-вырази тельные средства, определять их роль, работать со статьей и иллюстративным рядом учебника. | Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Лексическая работа; выразительное чтение; работа с иллюстрациями; подбор цитат к сочинению-описанию; исследовательская работа с текстом. | | |||
39 | | | РР Анализ стихотворений А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты…» Урок развития речи | 1 | Анализ стихотворения А.А. Фета («Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты…») Исследовательская работа с текстом. | Текущий | | ||||||
40-41 | | | А.Н. Островский. Пьеса-сказка «Снегурочка». Урок усвоения новых знаний | 2 | А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Образ Снегурочки. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. | Сведения о жизни и творчестве А.Н. Островского; историю создания, сюжет и героев пьесы-сказки «Снегурочка»; теоретико-литературные понятия пьеса-сказка, драматическая поэма в стихах пролог, действие, ремарка, явление, диалог, монолог. Понимать: особенности пьесы-сказки в стихах, смысл подзаголовка «Весенняя сказка». Определять род и жанр литературного произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, давать характеристику персонажам. Уметь: выделять и формулировать тему, идею, особенности композиции, роль художественно-изобразит. средств; выражать свое отношение к прочитанному; выявлять авторскую позицию. | П. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Р. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. К. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. Л. Позитивная моральная самооценка. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. | Входной | Лексическая работа; выразительное чтение; чтение по ролям; письменный отзыв на эпизод; работа с иллюстрациями; составление цитатного плана. | | |||
42 | | | РР Составление цитатного плана. Урок развития речи | 1 | Итоговый | | |||||||
43 | | | Л.Н. Толстой. Вехи биографии писателя. «Отрочество». Урок усвоения новых знаний | 1 | Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви – основные мотивы рассказа. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. | Сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, сюжет и героев повести. воспринимать и понимать: нравственную позицию автора. Уметь: анализировать художественный текст; находить характеристику героев в тексте. | П: Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. К: Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Л: Чувство гордости при следовании моральным нормам. | Входной | Лексическая работа; выразительное чтение; различные виды пересказа; тезисный план; работа с репродукциями; исследовательская работа с текстом; дискуссия. | | |||
44 | | | Л.Н. Толстой. «После бала». Урок усвоения новых знаний | 1 | Сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, сюжет и героев рассказа. Понимать: тему и идею рассказа, отношение автора к героям, гуманистический пафос произведения. Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; находить характеристику героев в тексте; выделять смысловые части художественного произведения. | Текущий | | ||||||
45 | | | РР Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала». Урок развития речи | 1 | Обобщить наблюдения, сделанные в ходе предыдущих уроков, создание рабочих материалов, выявление основных событий, которые найдут отражение в сочинении, конструирование начала и финала сочинения, определение основной мысли работы. | Содержание и герои произведения, анализировать текст. Понимать: проблематику произведения, отношение автора к изображаемому, роль изобразительно-выразительных средств в произведении. характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного, аргументировать свою точку зрения. | Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: выполняет учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: умеет формулировать собственное мнение и позицию. | Итоговый | Сочинение. | | |||
Из русской литературы ХХ века (23 ч) | |||||||||||||
46-47 | | | М. Горький. Рассказы «Макар Чудра», «Мой спутник» (обзор). Урок усвоения новых знаний | 2 | М. Горький. Основные вехи биографии писателя, традиции романтизма в его творчестве. Проблема цели и смысла жизни; истинные и ложные ценности в рассказе «Макар Чудра». Образы-символы. | Сведения о жизни и творчестве М. Горького, сюжет и содержание рассказа. Понимать: проблематику и специфику романтического рассказа. Соотносить художественную литературу с общественной жизнью, воспринимать и анализировать художественный текст; находить характеристику героев в тексте; овладеть навыком художественного пересказа. | Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Л. Испытывает чувство гордости при следовании моральным нормам. | Входной | Различные виды чтения и пересказа, цитат. план; работа со статьей учебника; работа с иллюстрациями. | | |||
48 | | | РР Исследовательские проекты о творчестве М. Горького. Урок развития речи | 1 | Исследовательские проекты о творчестве М. Горького. «Горький, Толстой и Тургенев о русском языке», «Раннее творчество Горького: проблематика и художественные особенности», «Герои ранних рассказов Горького», «Произведения Горького в живописи и киноискусстве». | Владеть навыками защиты проектной работы. | Р.: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. П.: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: строит небольшие монол. высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Итоговый | Защита проекта. | | |||
49-50 | | | В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Урок усвоения новых знаний | 2 | В.В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям». Конфликт в лирическом стихотворении. | Особенности художественного метода поэта. Понимать: в чем своеобразие лирического героя В.В. Маяковского, новаторский характер произведений поэта. выделять и формулировать тему, идею, особенности композиции, роль художественно-изобразительных средств; выражать свое отношение к прочитанному, выявлять авторскую позицию. | Р: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. П: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | Текущий | Лексическая работа; выразительное чтение наизусть; подготовка сообщения. | | |||
51 | | | Н.А. Тэффи. Рассказ «Свои и чужие». Урок усвоения новых знаний | 1 | Краткие сведения о писателе. Рассказ «Свои и чужие». История жанра рассказа. Жанровые признаки. Особая роль рассказывания. Жанровые разновидности рассказа: святочный, юмористический, научно-фантастический, детективный. Лирическая сатира. Литературный анекдот. Юмор, сатира, сарказм. | Сведения о жизни и творчестве Н.А. Тэффи и М.М. Зощенко, сюжеты и содержание рассказов. Понимать: особенности авторской иронии, сатирический пафос произведений. Уметь: воспринимать юмористические произведения, выразительно читать и анализировать текст, определять его тему и идею. | Л: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания; К: умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств; владение устной и письменной монологической речью, уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. Р: уметь определять меры усвоения изученного материала. | Текущий | Лексическая работа; выразительное чтение; различные виды пересказа; тезисный план; составление словаря лексики персонажа; запись основных положений лекции учителя. | | |||
52 | | | М.М. Зощенко. Рассказ «Обезьяний язык». Урок усвоения новых знаний | 1 | Слово о писателе. Рассказ «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказа: от анекдота – к фельетону, от фельетона – к юмористическому рассказу. | Понимать: особенности авторской иронии, сатирический пафос произведений. Уметь: воспринимать юмористические произведения, выразительно читать и анализировать текст, определять его тему и идею. | Текущий | | |||||
53 | | | Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Урок усвоения новых знаний | 1 | Н.А. Заболоцкий – поэт труда, духовной красоты. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950 – 60-х годов. Тема и мотив в стихотворениях: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка». | Сведения о жизни и творчестве Н.А. Заболоцкого, особенности худож. метода. Понимать: в чем своеобразие лирического героя Н.А. Заболоцкого Уметь: выразительно читать его стихотворения; выделять и формулировать тему, идею, характеризовать роль художест.-изобразит. средств; аргументировать свою точку зрения; выявлять авторскую позицию. | Р: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. П: выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Л: выделяет морально-этического содержание событий и действий; построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора, выделение морально-этического содержания событий и действий. | Текущий | Лексич. работа; формулировка микровыводов; выразительное чтение наизусть. | | |||
54 | | | М.В. Исаковский. «Катюша». «Враги сожгли родную хату…», «Три ровесницы». Урок усвоения новых знаний | 1 | Основные вехи биографии поэта. Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века. Исследовательская работа с текстом стихотворений «Враги сожгли родную хату…», «Три ровесницы». Литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского». | Особенности художественного метода М.В. Исаковского. Понимать: в чем своеобразие лирического героя. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть, самостоятельно анализировать лирическое произведение; выделять и формулировать тему, идею, характеризовать роль художественно-изобразительных средств; выявлять авторскую позицию. | Текущий | Выразительное чтение; подготовка сообщения; беседа; работа с учебником; прослушивание музыкальных записей. | | ||||
55 | | | ВН.ЧТ. «Живое наследие М.В. Исаковского». Урок усвоения новых знаний | 1 | Текущий | | |||||||
56-57 | | | В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Урок усвоения новых знаний | 2 | В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева. Проблема нравственной памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет». | Сюжет и содержание рассказа, теоретико- литературные понятия. Понимать: смысл названия рассказа, гуманистический пафос произведения. Уметь: анализировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, особенности композиции); составлять тезисные планы; выявлять авторскую позицию. | Р.: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. П.: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: строит небольшие монол. высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Входной | Различные виды чтения; подготовка сообщения; работа со статьей учебника; художественный пересказ. | | |||
58 | | | РР Образ рассказчика. Урок развития речи | 1 | Текущий | | |||||||
59-60 | | | А.Т. Твардовский. «За далью – даль». Урок усвоения новых знаний | 2 | Биографические сведения о поэте. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью – даль». Дорога и путешествие в эпосе Твардовского. | Сведения о жизни и творчестве А. Т. Твардовского. Уметь: анализировать произведение, используя сведениями по истории и теории литературы; выявлять авторскую позицию. | П: Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. К: Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Л: Чувство гордости при следовании моральным нормам. | Текущий | Выраз. чтение; подготовка сообщения; беседа; работа с учебником. | | |||
61 | | | ВН.ЧТ. «Музы не молчали» (стихи поэтов 20 века о войне). Урок усвоения новых знаний | 1 | А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»; Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»; К.М. Симонов. «Жди меня»; П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы); О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»; М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»; Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли». | Стихотворения поэтов 20 века о России. Понимать: лирический и патриотический пафос произведений. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть, строить письменные и устные высказывания в связи с изученным произведением; выражать и аргументировать свою точку зрения. | П: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Лексическая работа; формулировка микровыводов; выразительное чтение наизусть. | | |||
62-63 | | | В.Г. Распутин. «Уроки французского». Урок усвоения новых знаний | 2 | Основные вехи биографии писателя. Изображение трудностей послевоенного времени в рассказе «Уроки французского». События, рассказанные от лица мальчика, и авторские оценки. Нравственная проблематика произведения. | Сведения о жизни и творчестве. Понимать: проблематику прозы. Уметь: соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведений. | Р.: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. П.: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Входной | Выразительное чтение; составление словаря понятий, характеризующих различные нравств. представления. | | |||
64 | | | РР Сочинение по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского». «Уроки на всю жизнь». Урок развития речи | 1 | Обобщить наблюдения, сделанные в ходе предыдущих уроков, создание рабочих материалов, выявление основных событий, которые найдут отражение в сочинении, конструирование начала и финала сочинения, определение основной мысли работы. | Содержание и герои произведения, анализировать текст. Понимать: проблематику произведения, отношение автора к изображаемому, роль изобрази-тельно-выразительных средств в произведении. характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного, аргументировать свою точку зрения. | Л.: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Р.: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану. П.: выполняет учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: умеет формулировать собственное мнение и позицию. | Итоговый | Сочинение | | |||
Из зарубежной литературы (4 ч) | |||||||||||||
65-66 | | | У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Урок усвоения новых знаний | 2 | Краткие сведения о писателе. «Ромео и Джульетта». Сценическая история пьесы. Отражение в трагедии «Ромео и Джульетта» «вечных тем»: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии. Ответ на один из вопросов: «Как природа раскрывает чувства героев?», «Почему пьесу Шекспира можно назвать гимном любви?», «Кто из героев трагедии наиболее близок мне по духу?» | Сведения о жизни и творчестве У. Шекспира, сюжет и содержание трагедии «Ромео и Джульетта». Понимать: гуманистический пафос произведения, проблематику, отношение автора к изображаемому. Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой. | Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану. П: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Л: уважение к культуре других народов мира и принятие их культурных ценностей. | Входной | Лексическая работа; работа с материалами учебника; выразительное чтение по ролям; подготовка сообщения. | | |||
67 | | | М. Сервантес. Рыцарский роман «Дон Кихот». Урок усвоения новых знаний | 1 | Краткие сведения о писателе. Рыцарский роман «Дон Кихот». Образы благородного рыцаря и его верного слуги. Философская и нравственная проблематика романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Конфликт иллюзии и реальной действительности. Пародия. | Сведения о жизни и творчестве, сюжет и содержание романа. Понимать: проблематику отношение авторов к изображаемому. Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой. | Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Л: уважение к культуре других народов мира и принятие их культурных ценностей. | Текущий | Составление плана рассказа о писателе; различные виды пересказа; подготовка сообщения; работа с иллюстрациями. | | |||
68 | | | Дж.Г. Байрон. Своеобразие романтической поэзии Байрона. «Душа моя мрачна». Урок усвоения новых знаний | 1 | Своеобразие романтической поэзии Байрона. «Мировая скорбь» в западноевропейской поэзии. Ощущение трагического разлада героя с жизнью, окружающим его обществом в стихотворении «Душа моя мрачна». Байрон и русская литература. | Сведения о жизни и творчестве, сюжет и содержание романа. Понимать: проблематику отношение авторов к изображаемому. Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой. | Текущий | Лексическая работа; формулировка микровыводов; выразительное чтение. | | ||||
Итоги года (2 ч) | |||||||||||||
69-70 | | | Литературная викторина. Рекомендации книг для летнего чтения. Повторительно -обобщающий урок | 2 | Обобщение изученного материала, выявление уровня сформированности литературных компетенций учащихся. Обзор книг для самостоятельного летнего чтения с включением произведений курса литературы 9 класса. | Определять роды и жанры произведений; владеть теоретико–литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение, объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям. | Р.: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П.: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К.: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Итоговый | | Презентация |