Рабочая программа по литературе (6 класс)

0
0
Материал опубликован 28 August 2017

I. Аннотация

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы по литературе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой, а также Примерной программы по учебным предметам «Литература 5-9 классы» (М.: Просвещение, 2011) и обеспечена УМК авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой.

ФГОС основного общего образования признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру, уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.

В основу программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования.

Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на творчества.

Цель литературного образования в школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Компетентность читателя предполагает:

способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

готовность к самостоятельному общению с литературным произведением, к диалогу с автором через текст;

овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования определяет его задачи:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Общая характеристика учебного предмета «Литература»

В программе для 6-го класса (как и в программе 5,7,8 классов) выделяются произведения для текстуального изучения и для обзорного изучения. Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга»* избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При определении подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения для текстуального изучения рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения для обзорного изучения читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текст, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.

Учитель вправе выбрать текст для обзорного изучения в соответствии с возможностями и интересами учащихся, собственными читательскими предпочтениями.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5–8-го классов читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно*, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объём произведений, обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся. Вместе с тем учитель вправе выделить часы на проведение уроков внеклассного чтения (из расчета один урок после изучения произведений определенного раздела).

Основные содержательные линии

Разделы программы ориентированы в первую очередь на возрастные читательские интересы и возможности учащихся объясняет её значительное обновление по сравнению с другими действующими программами.

В соответствии с целями и задачами курса выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Литература».

Линии, общие с курсом «Русский язык».

1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).

2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литература».

4. Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).

5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.

6. Приобретение, систематизация и использование сведений по истории и теории литературы.

В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:

соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;

эмоциональная ценность произведения;

опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.

Кроме того, при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:

национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;

способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;

психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.

Выделяются следующие этапы литературного образования школьников в основной школе:

5–6-й классы – постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и основной школе. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах. Основные учебные цели: 1) формирование личностного отношения к прочитанному; 2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.

7–8-й классы – период развития читательской культуры учащихся: расширяется и углубляется их жизненный и художественный опыт; знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей способствует постижению содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. Меняется круг чтения: в центре программы – произведения нравственно-этической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие учащимся, как может изображаться человек в художественной литературе. Основные учебные цели: 1) развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения; 2) осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.

9-й класс – завершение литературного образования по концентрической системе; очерки истории родной литературы, изучение творческих биографий отдельных писателей. Предусмотрены элективные курсы (спецкурсы, курсы по выбору учащихся), что позволяет на практике реализовать идею предпрофильного обучения. Основные учебные цели: 1) формирование эмоционально-ценностного опыта освоения художественной литературы; 2) осознание эстетической ценности художественного текста и его места в истории отечественной литературы.

В программе и реализующих ее учебниках тексты русских писателей разных эпох соседствуют с текстами зарубежных писателей, что даёт возможность показать место русской литературы в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерности развития литературного процесса. Кроме того, адекватного отражения в содержании литературного образования требуют произошедшие сегодня в обществе существенные изменения. Снятие идеологических оценочных клише, представление различных, иногда противоборствующих позиций – такой подход к отбору содержания программы способствует формированию грамотного читателя, осознающего многообразие жизненных позиций, умеющего понять иную точку зрения, готового к адаптации в современной, постоянно меняющейся действительности. Все это позволяет сделать изучение литературы мотивированным, а обучение проблемным.

Названия учебников отражают содержательную доминанту, ориентированную на познавательные, личностные интересы школьников определённого возраста:

5-й класс – «Шаг за горизонт»;

6-й класс – «Год после детства»;

7-й класс – «Путь к станции «Я»;

8-й класс – «Дом без стен»;

9-й класс – «История твоей литературы».

Как основа структурирования курса традиционно выделяются базовые теоретико-литературные понятия:

Класс

Базовые понятия

Структурообразующий

принцип

5

6

7

8

9

жанр

роды и жанры

характер – герой

литературный герой – образ – литературный процесс

эпоха – писатель – произведение – читатель

тематический

тематический

проблемно-тематический

проблемно-тематический

хронологический

Теоретико-литературные понятия включены в аннотации к темам на этапе первоначального знакомства с ними. Динамика их дальнейшего изучения определяется в соответствии с возможностями учащихся и художественными задачами рассматриваемых произведений. Обращаем внимание педагогов: теоретико-литературные понятия рассматриваются как инструмент, способствующий постижению художественного произведения, что не предполагает их системного изучения. Работа по теории литературы положена в основу «Тетрадей по литературе». Основные сведения вводятся до начала изучения систематического курса в 9-м классе.

В программе выделяется раздел «Развитие речи учащихся», обозначено основное содержание работы по развитию речи в каждом классе.

Линия речевого развития учащихся одновременно реализуется во всей Образовательной системе «Школа 2100» (курсы русского языка, литературы, риторики).

Задача развития речи в курсе русского языка – овладение всеми видами речевой деятельности с опорой на изучаемый языковой материал; в курсе риторики – обучение эффективному и результативному общению и освоение речевых жанров; в курсе литературы – обучение восприятию чужого высказывания, переложению авторского текста и составлению собственного в устной и письменной форме. В программе каждого класса в разделе «Развитие речи» виды работ указаны по четырём линиям: 1) переложение авторского текста; 2) читательская интерпретация художественного текста (в устной и письменной форме); 3) устные развернутые высказывания и сочинения на литературную и морально-этическую тему; 4) письменные творческие работы в разных жанрах.

Программа по литературе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год (35 рабочих недель). В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на изучение предмета «Литература» в 6 классе отводится 3 часа в неделю, 105 часов в год. Программа увеличена на 35 часов, которые отведены на изучение русской литературы. В программу включены произведения древнерусской литературы, произведения писателей XIX, XX веков (Ф. Достоевского, А. Куприна, М. Зощенко, Н. Тэффи, В. Астафьева, В. Железникова), произведения наших современников, а также добавлены часы на изучение произведений А.С. Пушкина.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:

видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;

определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;

воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;

воспринимать и характеризовать текст как произведение искусства, как художественное целое, с учётом его специфики;

давать интерпретацию прочитанного на основе личностного восприятия; отбирать произведения для чтения;

использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке

понимать связь изученного произведения со временем его написания (5–8-й кл.);

выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);

грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;

выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;

работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации, владеть основными способами обработки и представления информации.

Взаимосвязь результатов освоения предмета «Литература» можно системно представить в виде схемы.

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

результаты

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

2-я линия развития: приёмы понимания и анализа художественного текста

3-я линия развития: продуктивные умения различных видов устной и письменной речи

1-я линия развития: чтение и навыки работы с информацией

6-я линия развития: сведения по теории и истории литературы

4-я линия развития: создание собственной интерпретации прочитанного

5-я линия развития: восприятие и характеристика текста как произведения искусства

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ

·Технология продуктивного чтения

· Групповая работа


 

·Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

 

КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

·Проектные задания на предметном материале

· Жизненные задачи

 

 

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных дей-ствий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

На повышенном уровне:

сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект) Содержание учебного предмета «Литература» 6-й класс (105 ч.)

Введение (1 ч.).

Становление читателя. Литература художественная и нехудожественная. Роль художественной литературы в жизни человека.

Раздел 1. Пролетая над снами… (18 ч.).

Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое многообразие мистической литературы. Мистика как способ художественного отражения действительности. Способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях.

Для текстуального изучения.

В.А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь». Эпическое начало в балладе.

А.С. Пушкин «Бесы». Мистика как отражение внутреннего мира автора.

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика и реальность в повести.

М. Метерлинк «Синяя птица» (в сокращении). Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями.

Для обзорного изучения.

А.С. Пушкин «Песни западных славян».

А.П. Чехов «Страшная ночь».

Истоки мистического в литературе.

П. Мериме «Венера Илльская» (в сокращении).

Философский смысл новеллы и повести.

Теория литературы. Мистика. Мистификация. Символ. Сон как художественный прием. Перевод и переработка художественного произведения. Баллада, новелла. Роды литературы. Эпическое (повествование) в стихах и прозе. Драма как литературный род. Эпиграф, его смысловая нагрузка.

Раздел 2. Сказки для взрослых (12 ч.).

«Вечные» темы в художественной литературе и разные формы их воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Место сказки в мире художественной литературы. Нравственные ценности в сказках для взрослых.

Для текстуального изучения.

В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и её «недетские вопросы». Построение сказки («рассказ в рассказе»).

Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Нравственные уроки сказки.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании.

Для обзорного изучения.

Н.Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим.

А.Н. Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе любви.

М.Ю. Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись в стихотворении.

В.В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте.

Теория литературы.

Роды литературы. Жизнь сказки в эпосе и лирике. Литературная cказка. Художественная деталь в литературной сказке. Композиционный прием «рассказ в рассказе».

Раздел 3. Следы во времени (20 ч.).

Миф. Героический эпос разных народов. Миф, фольклор и литература. Герои эпоса.

Для текстуального изучения.

Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Герои и язык русского былинного эпоса.

Для обзорного изучения.

Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле.

Гомер «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе.

Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды. Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунин).

Эпос разных народов.

Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр».

Из абхазских сказаний о нартах.

Из киргизского эпоса «Манас».

Из якутского эпоса «Олонхо».

Из карело-финского эпоса «Калевала».

Воплощение в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа.

Теория литературы.

Героический эпос, миф, былина. Отличие мифа от сказки. Герой-богатырь. Приемы создания героического характера в эпосе. Роль художественного слова в эпическом произведении. Гипербола.

Раздел 4. Открывая мир вокруг (29 ч.).

Многообразие реального и художественного мира. Вечные темы в литературе. Литература как способ познания жизни.

Для текстуального изучения.

А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Выстрел»), «Дубровский».

И.С. Тургенев «Муму», «Бирюк».

Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ собственных переживаний автора в рассказе.

К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете».

Многостороннее изображение человека в эпических произведениях. Автор и его герои.

Для обзорного изучения.

М. Лермонтов «Сон», К. Симонов «Жди меня», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики...», М. Петровых «Апрель 1942», Б. Слуцкий «Лошади в океане». Размышления о ценности человеческой жизни.

А. Грин «Четырнадцать футов». Изображение человека в рассказе.

О. Генри «Последний лист». Герои О. Генри. Размышление о назначении художника и искусства вообще.

Теория литературы.

Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры. Мастерство писателя, роль художественной детали в повествовании.

Раздел 5. Смеясь сквозь слёзы… (17 ч.).

Авторский взгляд на мир и его отображение в художественной литературе. Смешное в жизни и литературе. Поучительная литература. Жанры комического.

Для текстуального изучения.

И.А. Крылов. Басни: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягнёнок», «Демьянова уха», «Петух и Жемчужное зерно», «Тришкин кафтан». Аллегорический смысл басен.

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Мастерство иносказания. Объект сатиры писателя.

А.П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон». Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова.

Для обзорного изучения.

Эзоп. Басни.

Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей».

И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола».

Р. Бернс. Эпиграммы и эпитафии.

Джером К. Джером «Трое в одной лодке, не считая собаки» (главы).

Теория литературы.

Басня как литературный жанр. Аллегория, эзопов язык, мораль, нравоучение, олицетворение. Юмор и сатира, как средства выражения авторского отношения к изображаемому, приёмы создания комического.

Раздел 6. Стихи из заветной тетради (4 ч.).

Отражение мира чувств человека в лирическом тексте.

Для текстуального и обзорного изучения.

С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом...», М. Цветаева «Домики старой Москвы», А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...», И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз...», И. Бродский «Ветер оставил лес...», Б. Пастернак «Никого не будет в доме...» и др. по выбору учителя и учащихся.

Теория литературы.

Роды литературы. Лирика. Лирическое стихотворение. Особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа). Поэтическая антология. Метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение.

Обобщение (1 ч.).

Мир твоей литературы.

Развитие речи.

1) Подробный, сжатый, выброчный пересказ текста.

2) Аннотация на прочитанную книгу. Сочинение размышление о книге.

3) Сочинение о литературном герое, сравнительная характеристика двух героев.

Чтение и изучение произведений – 98 ч.

Развитие речи – 7 ч.

Резервные часы - 3ч.


 

Календарно-тематическое планирование учебного предмета « Литература» , 6 класс, 105 часов, 3 часа в неделю

урока

Тема урока

Дата

по плану

Дата по факту

     

 

Книга 1

   

Введение

Прощай, детство! Здравствуй, отрочество!

 

Баллада как литературный жанр

   

 

В.А. ЖУКОВСКИЙ (2 ЧАСА)

В.А. Жуковский и его баллада «Светлана»

   

 

Таинственная сила мистики (баллада И.-В. Гёте «Лесной царь» в переводе В.А. Жуковского)

   

 

Н.В. ГОГОЛЬ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ» (2 часа)

Быт и нравы Малороссии в изображении Н.В. Гоголя (по повести «Ночь перед Рождеством»)

   

 

Смешно или страшно? (Изображение нечистой силы в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»)

   

 

А.С. ПУШКИН «УТОПЛЕННИК», «БЕСЫ» (1 час)

Мистическое и лирическое в стихотворениях А.С. Пушкина «Утопленник» и «Бесы»

   

 

А.П. ЧЕХОВ «СТРАШНАЯ НОЧЬ» (1 час)

Шуточки писателя А.П. Чехова (рассказ А.П. Чехова «Страшная ночь»)

   

 

ПРОСПЕР МЕРИМЕ И ЕГО ТВОРЧЕСТВО (2 часа)

Проспер Мериме и «Песни западных славян»

А.С. Пушкина

   

 

«Берегись любящей» (новелла П. Мериме «Венера Илльская»)

   

 

ГИ ДЕ МОПАССАН «ОРЛЯ» (2 часа)

«Как глубока эта тайна Невидимого!» (по рассказу Ги де Мопассана «Орля»)

   

 

«Он, мой пленник, новое Существо, новый повелитель – Орля!»

   

 

МОРИС МЕТЕРЛИНК «СИНЯЯ ПТИЦА» (5 часов)

Лауреат Нобелевской премии (несколько слов о писателе Морисе Метерлинке)

   

 

В каждом предмете есть своя душа (начало работы над пьесой)

   

 

В поисках Синей птицы

   

 

Блаженства и Радости в жизни каждого из нас

   

 

Где же наша Синяя птица?

   

 

Подведём итоги (обобщающий урок по разделу I)

   

 

Развитие речи. Сочинение по разделу «Пролетая над снами…»

   

 

ВИЛЬГЕЛЬМ ГАУФ «МАЛЕНЬКИЙ МУК» (2 часа)

Волшебники бывают молодыми (жизнь и творчество Вильгельма Гауфа)

   

 

Бедный маленький Мук (анализ сказки В. Гауфа «Маленький Мук»)

   

 

Н.Д. ТЕЛЕШОВ «БЕЛАЯ ЦАПЛЯ» (1 час)

Преступление принцессы Изольды (по сказке Н.Д. Телешова «Белая цапля)

   

 

Книга 2

   

ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН «ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ»(3 часа)

«Музыкант» Гофман (несколько слов о жизни и творчестве писателя)

 

Кто же такой крёстный Дроссельмейер? (Двоемирие в сказке «Щелкунчик и Мышиный король»)

   

 

Добрая Мари и отважный Щелкунчик

   

 

ГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН «РУСАЛОЧКА» (2 часа)

Наш чудесный сказочник (жизнь и творчество Г.-Х. Андерсена)

   

 

Любовь, самоотверженность, страдание (анализ сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка»)

   

 

А.Н. ТОЛСТОЙ «РУСАЛКА» (1 час)

Русалочье коварство (по сказке А.Н. Толстого «Русалка»)

   

 

В.В. ВЕРЕСАЕВ «СОСТЯЗАНИЕ» (1 час)

Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)

   

 

Подведём итоги (обобщающий урок по разделу II)

   

 

Развитие речи. Сочинение по разделу «Сказки для взрослых»

   
     

 

РУССКИЕ БЫЛИНЫ(3 часа)

«То старина, то и деяние» (о русской былине)

   

 

«А тут станут мужички меня похваливати: «Молодой Микула Селянинович!..» (былина «Вольга и Микула Селянинович»)

   

 

«Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович» (былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»)

   

 

ИЗ УСТНОГО НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВА

Жанр легенды. «Солдат и смерть»

   

 

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Сказание о белгородских колодцах»

(Из «Повести временных лет» )

   

 

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

   

 

«Поучение…» Владимира Мономаха

   

 

ЭПОС РАЗНЫХ НАРОДОВ (4 часа)

«Вот для чего я рождён батыром» (башкирский народный эпос «Урал- батыр»)

   

 

Сасрыква и Манас (эпос народов Кавказа и киргизский эпос)

   

 

«Калевала» – карело-финский народный эпос

   

 

«Вам из диких стран принёс я эту песнь о Гайавате!» (Г. Лонг- фелло. «Песнь о Гайавате». Из древнего эпоса североамериканскихиндейцев)

   

 

Предание как жанр. «Как Бадыноко победил одноглазого великана»

   

 

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (3 часа)

«Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи…»

   

 

«Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи…»

   

 

Мифы о подвигах Геракла

   

 

ГОМЕР «ОДИССЕЯ» (3 часа)

Анализ фрагмента из поэмы Гомера «Одиссея»

   

 

Анализ фрагмента из поэмы Гомера «Одиссея»)

   

 

Возвращение Одиссея.

   

 

Подведём итоги (обобщающий урок по разделу 3)

   

 

Развитие речи. Сочинение по разделу 3 «То времена, то деяния...»

   

 

Новелла К. Паустовского «Старик в станционном буфете».

   

 

И.С. ТУРГЕНЕВ. «МУМУ», «БИРЮК» (4 часа)

Рассказ о страдающих душах (И.С. Тургенев «Муму»)

   

 

Рассказ о страдающих душах (И.С. Тургенев «Муму»)

   

 

Рассказ о страдающих душах (И.С. Тургенев «Муму»)

   

 

Глубокий интерес к человеку (И.С. Тургенев «Бирюк»)

   

 

Книга 3

   

Л.Н. ТОЛСТОЙ «СЕВАСТОПОЛЬ В ДЕКАБРЕ МЕСЯЦЕ»(1 час)

Чувство, живущее в сердце солдата (по рассказу Л.Н. Толстого «Севастополь в декабре месяце»)

 

Поэты о войне. Александр Грин «Четырнадцать футов»

   

 

Наше тайное «я» (изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов»)

   

 

О. ГЕНРИ «ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ» (1 час)

Что такое истинный шедевр (по рассказу О. Генри «Последний лист»)

   

 

А.С. ПУШКИН. ПОВЕСТЬ «ВЫСТРЕЛ», РОМАН «ДУБРОВСКИЙ»

(8 часов)

«Предаю тебя твоей совести» (нравственные проблемы повести А.С. Пушкина «Выстрел»)

   

 

Тема «маленького человека» в рассказе «Станционный смотритель»

   

 

Проблема блудного сына в рассказе «Станционный смотритель»

   

 

«Дубровский». Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы.

   

 

Столкновение характеров упрямых и своенравных

   

 

Офицер становится разбойником

   

 

Искалеченные судьбы сына и дочери

   

 

Развитие речи. Сочинение по роману «Дубровский»

   

 

Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

   

 

Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

   

 

П. Мериме. «Маттео Фальконе».

   

 

Размышления о ценности человеческой жизни.

(К. Симонов «Жди меня»,

С. Гудзенко «Перед атакой»

   

 

Б. Окуджава «До свидания, мальчики...»,

М. Петровых «Апрель 1942»,

Б. Слуцкий «Лошади в океане».

   

 

Краткие сведения об А.И.Куприне. «Тапер»

   

 

Рассказы А.И. Куприна

   

 

В.П.Астафьев. Рассказы из цикла «Последний поклон»

   

 

В.П.Астафьев. Рассказы из цикла «Последний поклон»

   

 

В.П.Астафьев. Рассказы из цикла «Последний поклон»

   

 

Подведём итоги (обобщающий урок по разделу 4)

   

 

Развитие речи. Сочинение по разделу 4 «Открывая мир вокруг…»

   

 

БАСНЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР (3 часа)

Басня и её история

   

 

ВЕЛИКИЙ МАСТЕР РУССКОЙ БАСНИ (ТВОРЧЕСТВО И.А. КРЫЛОВА)

   

 

Русская басня XX века

   

 

М.Е. САЛТЫКОВ- ЩЕДРИН «ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ» (1 час)

Страшная сила сатиры (М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

   

 

А.П. ЧЕХОВ. РАССКАЗЫ (2 часа)

Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова

   

 

Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова

   

 

Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова

   

 

Умей отличить эпиграмму от эпитафии! Н.А. Тэффи«Митенька», «Переоценка ценностей».

   

 

Что такое фельетон? И. Ильф, Е. Петров«Любители футбола».

   

 

М. Зощенко. «Обезьяний язык»

   

 

М. Зощенко. «Аристократка»

   

 

ДЖЕРОМ К. ДЖЕРОМ. «ТРОЕ В ОДНОЙ ЛОДКЕ, НЕ СЧИТАЯ СОБАКИ»

   

 

Краткие сведения об О. Генри

«Вождь краснокожих»

   

 

В. Железников. Чудак из 6 «Б».

   

 

В. Железников. Чудак из 6 «Б».

   

 

Подведём итоги (обобщающий урок по разделу 5)

   

 

Развитие речи. Написание юмористического рассказа.

   

 

Твоя поэтическая антология

   

 

С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом...», М. Цветаева «Домики старой Москвы»

   

 

А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...», И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз...»

   

 

И. Бродский «Ветер оставил лес...», Б. Пастернак «Никого не будет в доме...»

   

 

Аннотация на прочитанную книгу.

   

 

Резервные уроки

   

 

Резервные уроки

   

 

Резервные уроки

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.