Рабочая программа по литературе, 6 класс, УМК: Б.А. Ланина
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: |
Литература 6 Б.А.Ланин 68 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе разработана для 6 класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно – методическими документами:
• Федеральный закон N 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (ст. 28)
• Типовое положение об общеобразовательном учреждении (п. 36), утверждённый постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) (с изменениями и дополнениями
• Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н)
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
• Фундаментальное ядро содержания общего образования
• Приказ Минобрнауки РФ от 27.12.2011 N 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год"
• Программа по литературе для 5-9-х классов общеобразовательных учреждений Б.А. Ланина, Л.Ю.УстиновойВентана-Граф, 2013
• В настоящей программе использованы материалы книг «Примерные программы по учебным предметам.Литература 5-9 классы»М. «Просвещение»2011
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цели и задачи изучения учебного предмета:
В системе школьного образования литература является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.
Основные цели изучения литературы в школе:
Воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно–нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творческом самовыражении.
обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;
овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).
Указанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Задачи:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским сознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной и авторской программами:
Рабочая программа включает резервные уроки для защиты проектов и проведения мониторинга образовательного процесса.
Технологии и методики обучения
1. Личностно-ориентированные технологии обучения
1. Технология обучения как учебного исследования
2. Технология коллективноймыследеятельности (КМД)
3. Технология эвристического обучения
4. Метод проектов
2. Предметно-ориентированные технологии обучения - это технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, они являются составной частью так называемой «знаньевой» педагогики, альтернативой которой является личностно-ориентированная педагогика
1. Технология постановки цели
2. Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
3. Технология концентрированного обучения
4. Модульное обучение.
3. Технологии оценивания достижений учащихся
1. Технология "Портфолио"
2. Безотметочное обучение
4. Интерактивные технологии
1. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
2. Технология проведения дискуссий
3. Технология «Дебаты»
5. Технология дифференцированного обучения
1. Внешняя дифференциация – создание на основе определенных принципов (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов, проектируемой профессии)
2. Внутренняя (уровневая) дифференциация – совокупность методов, форм и средств обучения, применяемых с учетом индивидуальных особенностей учеников на основе выделения разных уровней учебных требований
Особенности организации учебного процесса:
Образовательные технологии |
Формы организации учебной деятельности |
Методы и приёмы обучения |
здоровьесберегающие; игровые; личностно - ориентированные |
Фронтальная Групповая Индивидуальная |
Словесные; наглядные; метод проекта |
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,
Формы контроля: входной, текущий, промежуточный, итоговый
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов;
Уровень контроля |
Вид контроля |
||
Контрольные сочинения |
Классные сочинения |
Домашние сочинения |
|
Урочный |
1 |
3 |
2 |
Административный |
1 |
||
Всего |
1 |
4 |
2 |
Технические средства обучения
• Компьютер
• Интерактивная доска
• Программное обеспечение интерактивной доски
Примеры работ при использовании компьютера:
• редактирование (взаиморедактирование);
• создание текста, его коллективное обсуждение;
• создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности;
• различные виды анализа текста
• просмотр и прослушивание отрывков художественных произведений в актерскомисполнениии др.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых
II. Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса литературы в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
информационных технологий.
В программу заложены следующие взаимосвязанные компоненты литературного образования: образовательный, просветительский, воспитательный.
- образовательный – чтобы понять произведение, нужно знать ( в самых общих чертах), как оно «сделано» и как оно функционирует;
- просветительский – биографические сведения о писателях и те сведения о внетекстовой, внехудожественной реальности, которая связана с литературным текстом (отражается в нем или им открытвается);
- воспитательный – литературными текстами, жизнью самого писателя, «воспитывает не прямо, а чаще всего подсознательно – и тем глубже. Она учит понимать Другого, вступать равноправным собеседником в диалог с другой Личностью и другой Эпохой» (В.Г.Белинский).
Таким образом, рабочая программа, созданная основе программы по литературе Б.А.Ланина и Л.Ю. Устиновой и линии учебников под редакцией Б.А. Ланина, должна реализовывать следующие идеи ФГОС второго поколения.
Ориентация на системно-деятельностный подход
Внимание к личностному развитию школьников
Достижение метапредметных результатов, в числе которых – умение работать с информацией, организация самостоятельной деятельности, определение сферы интересов, социализация учащихся
Отражение различных видов деятельности (особенно чтения) при изучении той или иной темы
Воспитание привычки к чтению и развитие литературного вкуса
Использование интернет-ресурсов и новых информационных технологий, особенно в проектной деятельности учащихся
Развитие творческой самостоятельности школьников, в том числе с помощью системы уроков развития речи
Мотивация к изучению литературы как учебного предмета и воспитание квалифицированного современного читателя, творческой, развивающейся личности
Подготовка к государственной итоговой аттестации
Концепция (основная идея программы).
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XXвеков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).
В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования; дается общая характеристика курса литературы, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса литературы, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по литературе на ступени основного общего образования.
Ведущая тема.
6 кл. – От истоков литературы – к литературным жанрам.
Предполагаемые результаты.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
работать с книгой;
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Программа по литературе для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примернойпрограммы (Серия «Стандарты второго поколения».
Содержание учебников полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по литературе. Курс литературы в УМК под ред. Б.А. Ланина направлен на включение обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приёмов работы с ресурсами Интернета. Интернет используется не только как источник информации, но и как стимул к изучению литературы. Новые информационные технологии позволяют каждому желающему ученику увидеть свои тексты опубликованными. Стратегия программы также даёт возможность школьникам не только научиться выражать своё отношение к прочитанным литературным произведениям, но и сверять своё мнение с оценками других: сверстников, учителей, литературных критиков, писателей.
Количество учебных часов
Данная программа рассчитана на 68часов (2 часа в неделю). Обучение ведётся по учебнику Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю., Шапчиковой В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература 6 класс.В двух частях.Москва«Вентана-Граф» 2012 г.
Место предмета «Литература» в базисном учебном плане .
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 68 ч, в 6 классе — 68 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч.
Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами рабочих программ.
Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме 455 ч, в том числе в 6 классе – 68 часов (2часа в неделю)
Результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
в познавательно сфере:
- уметь воспринимать художественное произведение и анализировать его: знать героев, сюжет, проблематику и идею.
в коммуникативное сфере:
- выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;
- составлять план;
- писать сочинения на литературные и свободные темы.
В эстетической сфере:
- понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств;
- развивать художественный вкус.
Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования
Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики
Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста
Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев
Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения
Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся
Календарно-тематический план
Раздел/тема, количество часов |
||||||||
№ урока |
Тема урока |
Планируемые результаты |
Информационное и методическое обеспечение |
Дата |
Примеча-ние |
|||
предметные |
метапредметные |
личностные |
||||||
1 |
Введение. От истоков литературы – к литературным жанрам. Диагностика уровня литературного развития учащихся |
знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии, формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы, умение решать тесты |
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. |
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры |
1. Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения (любое издание). 2. Словарь литературоведческих терминов (любое издание) Печатные пособия: Цифровые образовательные ресурсы: 1. Аудиофайлы (интернет – ресурсы) Интернет - источники: http://1сентября.рф/ - электронные версии журнала «Литература», газеты «Первое сентября» www.openclass.ru Материалы для педагогов: мастер-классы, конспекты уроков, цифровые материалы, блоги, форумы, пр. Предметная база учебных материалов. http://www.proshkolu.ru/Методическая копилка - по предметам. Онлайн-клубы учителей. |
|||
2 |
Истоки литературы. Фольклор. Повторение: лирические и эпические жанры фольклора (былины, сказки, предания, легенды) Письменный ответ на проблемный вопрос. |
знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора, использование их в устных и письменных высказываниях; различать пословицы и поговорки.использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях, устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, исполнения актеров. |
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать |
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа, приобщение к архетипам и мифологемам народного сознания |
||||
3-4 |
Героический эпос. Былина « Илья Муромец и Соловей –Разбойник»3ч 1.Развитие представлений о русских былинах.. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих характерные для произведений героического эпоса ,темы, образы и приемы изображения человека. 2. Былинные богатыри как выразители народного идеала, их сила и скромность. |
знать жанры фольклора, понятие об эпосе, рыцарском романе, видеть нравственные аспекты былин, уметь характеризовать стиль произведения, подбирать цитатные примеры для характеристики образов и приемов изображения человека, составлять устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, участвовать в коллективном диалоге. Историческая основа былин. Традиционные былинные сюжеты. Образ сказителя в былинах, его оценка происходящих в былинах событий. ' |
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, уметь работать с разными источниками информации |
воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа |
Обучающие диски Серия компакт-дисков «Уроки литературы КиМ» Электронные наглядные пособия с приложением(компакт-диск,методические рекомендации).М.Новый диск-ИДДК,2000-2003 Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - http://www.feb-web.ru |
|||
5 |
ГЕРОИЧЕСКОЕ СКАЗАНИЕ. ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС НАРОДОВ РОССИИ. Сказание о нартах: «Песнь о Бадыноко» (фрагменты). |
уметь характеризовать стиль произведения, работать со словарем лингвистических терминов, знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль. Авторская характеристика героя. Нравственный выбор героя. Тема для обсуждения: Герои эпоса: национальные и общечеловеческие черты. |
принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. |
формирование ответственного отношения к учению. Герои эпоса: национальные и общечеловеческие черты. |
Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия». www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет». www.rubricon.ru Энциклопеция «Рубрикон». www.slovari.ru Электронные словари. www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия. |
|||
6-7 |
РЫЦАРСКАЯ ГЕРОИЧЕСКАЯ ПОЭМА Песнь о Роланде (фрагменты) Рыцарский героический эпос. Представление об идеальном герое: образы Роланда и Оливье. Подвиги рыцарей во славу Родины и короля |
принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. |
освоение социальных норм, правил поведения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - http://www.feb-web.ru |
|||
8-9 |
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ. 1.Историческая песня (о Стеньке Разине, Емельяне Пугачёве и др. народных героях) - по выбору учителя. 2.Лирическая песня («Цвели в поле цветики, да поблекли...», «Породила меня маменька...» и др.) - по выбору учителя.Развитие представлений об эпитете, метафоре, композиции, выявление черт фольклорной традиции в русских народных песнях. Исповедальность лирической песни, ей диалогичность. Образы «доброго молодца» и «красной девушки». Напевность и мелодичность песни. |
Расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра народной песни. |
Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. |
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, Исторические факты и вымысел в песнях. Образ народного героя. Связь с былинами. |
1.Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала - http://litera.edu.ru 2. BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки - http://www.bibliogid.ru 3. Kidsbook: библиотека детской литературы - http://kidsbook.narod.ru 4. Виртуальный музей литературных героев - http://www.likt590.ru/project/museum/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - http://www.feb-web.ru |
|||
Развитие фольклорных жанров в литературе- ч. Баллада- ч. Задачи: - эмоциональное развитие на материале «романтики ужасов», приобщение к историческим сюжетам; - усвоение и активизация литературоведческого термина — баллада. Виды ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: сопоставление литературных произведений. Повторение: Былина, песня, баллада, сказка. Понятия для изучения: жанровые особенности баллады, сюжет в балладе. |
||||||||
10-11 |
В.А. Жуковский. Лесной царь 1.Фантастический сюжет. «Романтика ужасов» в балладе. 2.Диалогичность произведения. «Лесной царь» Жуковского и «Лесной царь» Гёте. Тема для обсуждения. Два Лесных царя (по одноимённой статье М.И. Цветаевой). Баллада Жуковского - перевод или оригинальное произведение? Начальные понятия о поэтической интонации, развитие представлений о балладе. |
Анализировать эпизод текста, составлять план анализа, подбирать примеры, иллюстрирующие различные формы выражения авторской позиции. Составлять сравнительную характеристику героев, составлять план анализа эпизода, |
работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы |
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. |
1.Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала - http://litera.edu.ru 2. BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки - http://www.bibliogid.ru 3. Kidsbook: библиотека детской литературы - http://kidsbook.narod.ru 4. Виртуальный музей литературных героев - http://www.likt590.ru/project/museum/ |
|||
12-14 |
А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге». 1.Исторический сюжет. Летописи и «Песнь...». 2. Образ кудесника, его свободный правдивый дар, равный дару поэта 3.Своеобразие языка произведения, стилистическая роль высокой поэтической лексики. Повторение: былина - песня - баллада – сказка. |
выделять этапы развития сюжета, различать образы рассказчика и автора-повествователя, Изучить летописный источник «Песни…», её балладный характер. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси |
Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. |
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию |
Альбом «Русские писатели IXX века» 2. Альбом «Русские писатели XX века» 3. Таблица «Литературоведческие термины» |
|||
15 |
Развитие речи. Подготовка к сочинению. Письменный ответ на проблемные вопросы: - В чем сходство и различие летописи и баллады? |
Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос , владеть начальными навыками литературоведческого анализа. |
Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности |
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразова- нию. |
||||
ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА - 12 Ч. Задачи: повторение литературоведческих терминов литературная сказка, аллегория, олицетворение. Виды деятельности: чтение, рассказывание, интерпретация Повторение: аллегория, олицетворение.. |
||||||||
16-17 |
А.Н. Островский. «Снегурочка». 1.Фольклорные корни образа Снегурочки. 2.Преданность героини и тема предательства в сказке. |
Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта, определять их художественные функции в произведении, определять виды рифм и способов рифмовки |
Умение работать со словарем литературоведческих терминов, со справочной литературой и ресурсами Интернета с целью поиска материалов о биографии и творчестве поэта (под руководством учителя) |
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия |
Альбом «Русские писатели IXX века» 2. Альбом «Русские писатели XX века» 3. Таблица «Литературоведческие термины» |
|||
18 |
Развитие речи.Инсценирование отдельных сцен сказки « Снегурочка» Рассказ о славянском божестве Яриле-солнце. Презентация. Иллюстрации по сказке. |
Владеть начальными навыками литературоведческого анализа. Умение составлять инсценировку под руководством учителя, составлять цитатный план письменного высказывания |
Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. |
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию |
||||
19 |
В.М.Гаршнн «Attalcaprinscepsn». Стремление к свободе главной героини. Дружба пальмы и маленькой травки. Нетрадиционное», сказочного финала. |
Символика сказки. Средства создания сказочного повествования. |
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; |
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. |
Альбом «Русские писатели IXX века» 2. Альбом «Русские писатели XX века» 3. Таблица «Литературоведческие термины» |
|||
20-21 |
В.А. Каверин. «Легкие шаги». 1.Две Снегурочки. 2.Сходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличия от нее. Снегурочка среди современных людей. |
Приемы создания сказочных ситуаций. Особенности рассказывания. Аллегория. |
Приемы создания сказочных ситуаций. Особенности рассказывания. Аллегория. |
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа, приобщение к архетипам и мифологемам народного сознания |
Альбом «Русские писатели XX века» Таблица «Литературоведческие термины» |
|||
22 |
Развитие речи. Творческий проект.стр.142. Сочинение на тему . « Каверин всегда был и остается писателем сюжетным?» |
Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос , владеть начальными навыками литературоведческого анализа |
уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов |
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию |
Таблица «Литературоведческие термины» |
|||
23-24 |
А. де Сект-Экзюпери. «Маленький принц».1.Афористичность сказки. Аллегорическая основа произведения . 2.Развитие представлений о портретной характеристике персонажей, понятие о пейзаже в литературном произведении, создание собственных иллюстраций к рассказу |
Развивать представление о портретной характеристике персонажей, определять роль пейзажа в литературном произведении, выразительно читать фрагменты ( в том числе по ролям), участвовать в коллективном диалоге, различать образ рассказчика и автора-повествователя |
Смысловое чтение умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. |
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа. Понятие о притче. Анализ эпизода |
1.Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала - http://litera.edu.ru 2. BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки - http://www.bibliogid.ru 3. Kidsbook: библиотека детской литературы - http://kidsbook.narod.ru 4. Виртуальный музей литературных героев - http://www.likt590.ru/project/museum/ |
|||
ЛИТЕРАТУРНАЯ ПЕСНЯ - 1 ч. Задачи: - приобщение к традициям народной культуры - усвоение и активизация литературоведческого термина - литературная песня. ВИЛЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: чтение, заучивание наизусть, рисование словесных картин. Понятия для изучения: Песня народная и литературная |
||||||||
25 |
А.В. Кольцов. «Косарь», «Кольцо», «Не шуми ты рожь...», «Разлука». Развитие понятия о пейзажной лирике, развитие понятия о звукописи, начальное представление о строфе. Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова. Картины природы, их роль в создании образов главного героя и героини. |
Знать особенности построения поэтического произведения, уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта |
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель- ной деятельности |
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. |
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - http://www.feb-web.ru |
|||
ВООБРАЖЕНИЕ И МЕЧТА В ЛИТЕРАТУРЕ: ПУТЕШЕСТВИЯ, ПРИКЛЮЧЕНИЯ, ДЕТЕКТИВ.-10 ч. Задачи: - расширение пространственно-географических представлений - усвоение и активизация литературоведческих терминов - жанры путешествия и детектива Виды ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: чтение и интерпретация. Понятия для изучения: жанр путешествия, понятие о детективном жанре. Связь между видами искусства: Воплощение литературных образов в живописи и музыке, театре и кино: музыка И.-С. Баха, Брамса, Грига; художественные фильмы «Алые паруса» (реж.А. Птушко, 1961А «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (реж. С. Говорухин, 1972J. |
||||||||
26-27 |
Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору учителя). Образ путешественника в литературе. Человек на необитаемом острове: его мужество и умение противостоять жизненным невзгодам. |
выделять этапы развития сюжета, различать образы рассказчика и автора-повествователя, |
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель- ной деятельности |
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. Преобразование мира как жизненная потребность человека. |
1.Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала - http://litera.edu.ru 2. BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки - http://www.bibliogid.ru 3. Kidsbook: библиотека детской литературы - http://kidsbook.narod.ru 4. Виртуальный музей литературных героев - http://www.likt590.ru/project/museum/ |
|||
28 |
Контрольная работа за 1 полугодие. Тестовая проверка знаний по теории литературы |
Знать изученные теоретико-литературные понятия. Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос , владеть начальными навыками литературоведческого анализа |
уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов |
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию |
Таблица «Литературоведческие термины» |
|||
29-31 |
А.С. Грин. «Алые паруса». Алые паруса как образ мечты. Дружная скромная жизнь Ассоль и Лонгрена. Встреча с "волшебником" - знак судьбы. Детство и юность Грея, его взросление и мужание. |
выделять этапы развития сюжета, различать образы рассказчика и автора-повествователя, Понятие о жанре феерии, Составление таблицы «Сравнительная характеристика Ассоль и Грея», подбор цитат, иллюстрирующих роль антитезы в композиции повести, сопоставление повести и ее киноверсии |
уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов |
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа Воплощение мечты как сюжетный прием |
BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки - |
|||
32-33 |
Э. По. «Золотой жук».Литературные истоки детективного жанра. Поиски сокровищ.знать понятие о детективной литературе; особенности сюжета и композиции в детективе; |
выделять этапы развития сюжета, различать образы рассказчика и автора-повествователя, Приключенческий рассказ и детектив Знать содержание прочитанного литературного произведения. Уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции |
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель- ной деятельности |
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера |
1.Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала - http://litera.edu.ru 2. BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки - http://www.bibliogid.ru 3. Kidsbook: библиотека детской литературы - http://kidsbook.narod.ru 4. Виртуальный музей литературных героев - http://www.likt590.ru/project/museum/ |
|||
Наедине с поэтом. Стихи о природе и о природе творчества -.14 ч. Задачи: - воспитание любви к природе, , - усвоение и активизации литературоведческого термина - лирический герой. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: поиск материалов но литературных сайтах. ПОВТОРЕНИЕ: пейзаж Понятия для изучения: лирический герой в стихотворении. Автор и пейзаж в лирике. Интернет: Знакомство с детскими литературными сайтами, составление списка любимых сайтов |
||||||||
34-35 |
А.С. Пушкин. «Узник»; «Зимняя дорога»; «Туча». Выявление характерных признаков лирики в изучаемых стихотворениях, составление устного и письменного сопоставительного анализа стихотворений, выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции |
Выделять характерные признаки лирики в изучаемых стихотворениях, составлять устный и письменный сопоставительный анализ стихотворений, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта |
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. |
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры Совершенство- вание духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе Выявление особенностей поэзии Лермонтова. Работа над языком. Подготовка к выразительному чтению. |
Семыкина, Е.Н. Комплексный литературоведческий анализ (от теории к практике): учебное пособие / Е.Н. Семыкина, Л.П. Соломахина, Е.А. Ширина. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2011. – 294 с. 3. Тодоров, Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении / Л.В. Тодоров. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с. 4. Тодоров, Л.В. Поэзия: образы и понятия: Пособие для учителя / Л.В. Тодоров. – М.: Русское слово, 2010. – 192 с. |
|||
36 |
Е.А. Баратынский. «Водопад». Выявление характерных признаков лирики в изучаемых стихотворениях, составление устного и письменного сопоставительного анализа стихотворений, выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции |
анализ стихотворений, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта |
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей |
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры Совершенство- вание духовно-нравственных качеств личности, |
Русское стихосложение в школьном изучении / Л.В. Тодоров. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с. 4. Тодоров, Л.В. Поэзия: образы и понятия: Пособие для учителя / Л.В. Тодоров. – М.: Русское слово, 2010. – 192 с. |
|||
37 |
М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Раскрыть тему красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром в стихотворении «Три пальмы». Аллегорический смысл стихотворения |
анализ стихотворений, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта |
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей |
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры Совершенство- вание духовно-нравственных качеств личности, |
Лермонтов Михаил Юрьевич- http://www.lermontow.org.ru |
|||
38-39 |
С.А. Есенин. «В зимний вечер по задворкам»; «Сыплет черёмуха снегом»; «Край любимый! Сердцу снятся...»; «Топи да болота». Конкурс на лучшее прочтение стихотворений. Лирика. Лирические жанры |
анализ стихотворений, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта |
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры Совершенство- вание духовно-нравственных качеств личности, |
Слова: поэзия Серебряного века - http://slova.org.ru . Стихия: классическая русская / советская поэзия - http://litera.ru/stihiya/ Виртуальная экскурсия в музей-заповедник «Константиново» |
||||
40-41 |
Б.Л. Пастернак. «Снег идет». Д.С. Самойлов. «Перед снегом». Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги...» Авторское мироощущение и читательские впечатления. Автор и пейзаж в лирическом стихотворении, особенности пейзажа в стихотворениях разных авторов. Образы природы как средство раскрытия души лирического героя. |
Выделять характерные признаки лирики в изучаемых стихотворениях, составлять устный и письменный сопоставительный анализ стихотворений, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта |
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель- ной деятельности, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. |
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. Философский смысл пейзажных стихотворений, их символика. |
BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки - http://www.bibliogid.ru Kidsbook: библиотека детской литературы - http://kidsbook.narod.ru Виртуальный музей литературных героев - http://www.likt590.ru/project/museum / |
|||
42 |
Развитие речи. Сопоставительный анализ стихотворений. Образ русской природы в стихах русских поэтов и романсах русских композиторов, Сопоставление проекта под руководством учителя альбома «Русская природа в стихотворениях русских поэтов 19 века, полотнах русских художников и романсах русских композиторов» |
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов |
понимать проблему, выдвигать гипотезу, структуриро- вать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции |
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразова- нию |
http://rifma.com.ru/ Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всѐ по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений. |
|||
43 |
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Образ поэта в лирике. Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества. Знать отличительные признаки стихотворной речи. Читать выразительно наизусть стихотворение. Уметь определять стихотворный размер |
Выделять характерные признаки лирики в изучаемых стихотворениях, составлять устный и письменный сопоставительный анализ стихотворений, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта |
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель- ной деятельности, определять понятия |
Философский смысл пейзажных стихотворений, их символика. |
BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки - http://www.bibliogid.ru Kidsbook: библиотека детской литературы - http://kidsbook.narod.ru Виртуальный музей литературных героев - http://www.likt590.ru/project/museum/ |
|||
44 |
М. Цветаева «Моим стихам...» В.Ф. Ходасевич. «Поэту».Образ поэта в лирике. Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества. |
Выделять характерные признаки лирики в изучаемых стихотворениях, составлять устный и письменный сопоставительный анализ стихотворений, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта |
выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы |
Автор и пейзаж в лирическом стихотворении, особенности пейзажа в стихотворениях разных авторов. Образы природы как средство раскрытия души лирического героя. |
||||
СТРАНИЦЫ КЛАССИКИ -18 ч. Задачи: - приобщение к национальной истории; - усвоение и активизация литературоведческих терминов - конфликт, развитие сюжета, роль детали, понятие о пафосе. Виды ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: чтение и интерпретация. Понятия для изучения: Конфликт, движение сюжета, деталь, рассказчик, пафос, сатира, характеристика персонажа. Связь между видами искусства. Музыка Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель». Экранизации повестей «Метель» (реж. П. Фоменко, 1984) и «Выстрел» (реж. П. Фоменко, 1981).Фильм «Вечера на хуторе близ Диканыси» (реж.А. Роу, 1961) |
||||||||
45 |
А.С. Пушкин. «Повести Белкина». Из биографии поэта (к истории создания «Повестей Белкина»), «Выстрел» Тайная мысль героя: месть или … |
Знать, что такое рождественский рассказ, подбирать цитатные примеры, анализировать различные формы выражения авторской позиции, составлять план устного и письменного высказывания |
умение работать с разными источниками информации из ресурсов Интернета находить ее, анализировать, использовать в самостоятель- ной деятельности, |
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры |
Пушкин Александр Сергеевич - http://www.aleksandrpushkin.net.ru |
|||
46-47 |
«Выстрел». Картины офицерского быта. Сильвио и его обидчики. Поиск цитатных примеров к понятию «образ-символ», подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в рассказах |
Познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества; воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев , своеобразие стилистики |
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью |
Совершенство- вание духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе. |
Пушкин Александр Сергеевич - http://www.aleksandrpushkin.net.ru |
|||
49-50 |
М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения Рассказ о поэте. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения. |
Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям |
Смысловое чтение, уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов |
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. Осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы |
Лермонтов Михаил Юрьевич- http://www.lermontow.org.ru |
|||
51-53 |
Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки», Ночь перед Рождеством» Поэтизация народной жизни в повести. |
принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Знать: содержание прочитанного произведения Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям |
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель- ной деятельности |
. Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. |
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала - http://litera.edu.ru Гоголь Николай Васильевич - http://www.nikolaygogol.org.ru/ |
|||
54-55 |
С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука», служащие продолжением семейной хроники(повесть) Знать содержание прочитанного произведении, воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведению, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению |
развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, описания картин знать, Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. |
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, речью |
Знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей. |
BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки - http://www.bibliogid.ru |
|||
56-57 |
Л.Н.Толстой. «Детство»(повесть) Чтение критической статьи , подборка материала о биографии и творчестве писателя ,обсуждение высказываний. |
Иметь представление об особенностях героев Толстого, выполнять письменный выборочный пересказ с творческим заданием |
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. |
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. |
Толстой Лев Николаевич - http://www.levtolstoy.org.ru |
|||
58-59 |
М.Горький. «Детство»(повесть) В чем странность и привлекательность героев Горького - Каков образ моего ровесника в изученных произведениях |
Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос , владеть начальными навыками литературоведческого анализа. |
уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов |
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию |
http://www.ayguo.com/ Ресурс содержит материалы по русской классической литературе: звуковые записи для свободного некоммерческого использования. |
|||
60-61 |
Багульник.(рассказ) Подбор цитат, иллюстрирующих общечеловеческое и национальное в произведениях . ». Детство как открытие мира, самосознания ребенка. Драматическое познание противоречий жизни. |
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, |
воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов. |
Словарь смыслов русского языка – справочное онлайн издание по русскому языку - http://www.slovo.zovu.ru |
||||
62 |
А.Г.Алексин. «Мой брат играет на кларнете.»(повесть) Чтение произведения, работа над образом повести. Чтение и обсуждение, работа в группах. Выполнение творческих заданий |
осуществлять расширенный поиск информации с использование ресурсов библиотек. Давать определение понятиям. Предметные: выразительно читать текст, использовать сведения из истории при объяснении темы и идеи произведения. Личностные: совершенствование нравственных качеств, формирование милосердия отзывчивости, толерантности. |
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси- фицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации |
Знание основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей |
http://audiotheater.indeep.ru/ Ресурс предназначен для учащихся основной и старшей школы. Он содержит библиотеку аудиофайлов: аудиоспектакли, радиопостановки, говорящие книги, саундтреки и пр., а также историю создания и концепция «Аудио Театра», обсуждение тематических вопросов в форуме и новости проекта. |
|||
63-65 |
В.К.Железников. «Чучело»(повесть) Чтение и обсуждение, работа в группах. Выполнение творческих заданий |
Выполнять сопоставительный анализ произведений умение пользоваться интернетом, воспитание нравственности, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.. |
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси- фицировать |
http://audiotheater.indeep.ru/ Ресурс предназначен для учащихся основной и старшей школы. Он содержит библиотеку аудиофайлов: аудиоспектакли, радиопостановки, говорящие книги, саундтреки и пр., а также историю создания и концепция «Аудио Театра», обсуждение тематических вопросов в форуме и новости проекта. |
||||
66 |
Ю.П.Мориц. « Всадник Алеша» (рассказ) Знать содержание произведения, Видеть в тексте средства создания характера героя.осуществлять расширенный поиск информации с использованием дополнительной литературы |
Устные ответы на вопросы с использованием цитирования, участие в коллективном диалоге |
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси- фицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации |
http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200600414 |
||||
67-68 |
Повторение, обобщение, итоговый контроль. Выразительное чтение стихотворений, выученных наизусть, устные пересказы произведений, сообщения о произведениях и литературных героях, Выявление уровня литературного развития учащихся по вопросам: Круг чтения. |
Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям. |
владение основами самоконтроля, самооценки,принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. |
приобщение к духовно-нравственным ценностям культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов |
Дидактическое обеспечение учебного процесса включает:
учебники и учебные пособия; учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.); учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся); инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания филологического образования); варианты разноуровневых и творческих домашних заданий; материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).
«индивидуальные маршруты» обучения.
http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200600414
http://www.prosv.ru/ebooks/Todorov_Literat_Olimpiadi/5.html
1. Белоусова, Е.И. Всероссийские олимпиады для школьников. Литература 9-11 класс. 2005 / Е.И. Белоусова, Л.В. Тодоров. – М.: Дрофа, 2007. – 224 с.
2. Беляева, Н.В. Олимпиады по литературе: искусство побеждать / Н.В. Беляева. – М.: Вербум-М, 2006. – 248 с.
3. Введение в литературоведение / под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1976, 1983, 1988.
4. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец – М., 1999.
5. Введение в литературоведение. Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева – М., 1988.
6. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А.Б. Есин. – М.: Флинта, Наука, 2000 – 248 с.
7. Квятковский, А.П. Поэтический словарь / А.П. Квятковский. – М.: Сов. Энцикл., 1966. – 376 с.
8. Князева, Е.А. Введение в литературоведение / Е.А. Князева. – Пермь, 2002.
9. Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. – М.: ИНП «Интелвак», 2001. – 1600 стлб.
10. Мещерякова, М. Литература в таблицах и схемах / М. Мещерякова. – М.: Айрис-Пресс, 2009. – 224 с.
11. Олимпиадные задания по литературе. 9-11 классы / авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 95 с.
12. Основы литературоведения: учеб.пособие для филологических факультетов пед. ун-в / под ред. В.П. Мещерякова. – М.: Московский лицей, 2000.
13. Семыкина, Е.Н. Комплексный литературоведческий анализ (от теории к практике): учебное пособие / Е.Н. Семыкина, Л.П. Соломахина, Е.А. Ширина. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2011. – 294 с.
14. Спивак, Р.С. Русская философская лирика. 1910-е годы. И. Бунин. А. Блок. В. Маяковский / Р.С. Спивак. – М.: Флинта, Наука, 2005.
15. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. В 3-х кн. – М.: Наука, 1962-1965.
16. Тодоров, Л.В. Всероссийские олимпиады – 2 / Л.В. Тодоров. – М: Просвещение, 2010. – 224 с.
17. Тодоров, Л.В. Всероссийские олимпиады – 3 / Л.В. Тодоров, А.В. Фѐдоров. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
18. Тодоров, Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении / Л.В. Тодоров. – М.: Просвещение, 2010. – 96
Скригайло, Т.О. Творческое развитие школьников: диалоги и монологи на основе художественного текста: книга для учителя / Т.О. Скригайло. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 200 с.
10. Липина, Е.Ю. Литература. 5-8 классы / Е.Ю. Липина. – М.: Дрофа, 2011. – 137 с. – (ЕГЭ: шаг за шагом).
11. Липина, Е.Ю. Литература. 9 класс / Е.Ю. Липина. – М.: Дрофа, 2011. – 70 с. – (ЕГЭ: шаг за шагом).
12. Каганович, С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 112 с.
13. Журнал Литература в школе.
14. Тралкова, Н.Б.Литература: учеб. Пособие / Н.Б. Тралкова. – М.: Дрофа, 2011. – 157 с. – (Готовимся к ЕГЭ).
В сети Интернет также есть ресурсы, содержащие информацию и методическое сопровождение предмета, которые могут быть использованы в процессе преподавания и изучения литературы. Приведем некоторые ссылки.
http://lit.1september.ru Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»
http://litera.edu.ru Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала
http://metlit.nm.ru Методика преподавания литературы
http://pisatel.org/old/ Древнерусская литература
http://profile-edu.ru/ профильное обучение в старшей школе
http://rifma.com.ru/ Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всѐ по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.
http://slova.org.ru Слова: поэзия Серебряного века
http://som.fio.ru/ сетевое объединение методистов
http://www.9151394.ru/ Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
http://www.foxdesign.ru/legend/ Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия
http://www.likt590.ru/project/museum/ Виртуальный музей литературных героев
http://www.ug.ru/ «Учительская газета
http://likhachev.lfond.spb.ru Академик Дмитрий Сереевич Лихачев http://www.aleksandrpushkin.net.ru Пушкин Александр Сергеевич http://www.antonchehov.org.ru Чехов Антон Павлович
http://www.belinskiy.net.ru Белинский Виссарион Григорьевич
http://www.bulgakov.ru Булгаковская энциклопедия http://www.chernishevskiy.net.ru Чернышевский Николай Гаврилович http://www.dobrolyubov.net.ru Добролюбов Николай Александрович
http://www.dostoevskiy.net.ru Достоевский Федор Михайлович http://www.fonvisin.net.ru Фонвизин Денис Иванович
http://www.gercen.net.ru Герцен Александр Иванович
http://www.goncharov.spb.ru Иван Александрович
http://www.griboedow.net.ru Грибоедов Александр Сергеевич http://www.karamzin.net.ru Карамзин Николай Михайлович http://www.krylov.net.ru Крылов Иван Андреевич http://www.kuprin.org.ru Куприн Александр Иванович http://www.lermontow.org.ru Лермонтов Михаил Юрьевич http://www.levtolstoy.org.ru Толстой Лев Николаевич http://www.nekrasow.org.ru Некрасов Николай Алексеевич http://www.nikolaygogol.org.ru Гоголь Николай Васильевич http://www.ostrovskiy.org.ru Островский Александр Николаевич http://www.saltykov.net.ru Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович http://www.tolstoy.ru Лев Толстой и «Ясная Поляна» http://www.turgenev.org.ru Тургенев Иван Сергеевич http://www.tutchev.net.ru Тютчев Федор Иванович http://www.zhukovskiy.net.ru Жуковский Василий Андреевич
Учебно-методический комплект:
1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература 6 класс. В двух частях.Москва«Вентана-Граф», 2012 г.
2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях.Москва «Вентана-Граф», 2012 г.
Дополнительная учебная литература
Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.
Егорова Н.В. Поурочные разработки 6 класс. - М.: Вако, 2007.
Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 5 классе. - Просвещение, 2006.
Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 6 класс. – М.: Радиус, 1999.
Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
Обернихина Г.А. Как написать сочинение в 6 классе? 5 – М.: Наука, 2003.
Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.
Справочные пособия
Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.
Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.
Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.
Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.
9