СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Андрей Файрузов247
Учитель начальных классов и информатики.
Россия, Татарстан респ., Елабуга

Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

Литература

8

Б.А.Ланин

70

Раздел 1.Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8 класса является экспериментальной, она составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, основана на программе Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. «Литература: Программа: 5-11 классы общеобразователь­ных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2008». Количество часов на изучение курса соответствует Базис­ному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации -70 часов (2 часа в неделю). Учебник Б.А.Ланина апробируется в течение 3 лет /Приказ Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области №2720 от 27.10.10 /.

В программу заложены следующие взаимосвязанные ком­поненты литературного образования: образовательный, просве­тительский, воспитательный.

В программе реализуются идеи Стандарта полного (обще­го) образования по литературе и полностью охвачен минимум литературного образования. Предполагается, что не входя­щие в минимум литературного образования произведения учи­тель может заменить или пропустить, исходя из конкретных особенностей учебного процесса

В рабочей программе реализуется важнейшая цель литературного образования: воспитывать у учащихся любовь и привычку к чте­нию; приобщать их к богатствам отечественной и мировой художественной литературы; развивать способность воспри­нимать и оценивать явления художественной литературы; формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей, их потребность в творческом самовыражении. Критерии отбора авторов и произведений:

литературная, культурная и общественная значимость творчества писателя;

репрезентативность произведения для творчества изу­чаемого писателя;

3) методическая и культурная традиция;

доступность литературного произведения школьни­кам — развиваемая и взятая в динамике;

«интересность» произведения (как по тематике, так и по художественному воплощению).

Программа построена на сочетании концентрического (в основной школе), хронологического и жанрового принципов, утвер­дившихся в отечественной методике литературного образо­вания.

Специфика программы заключается в организации мате­риала, которая позволяет учителю решать следующие задачи: постепенно приобщать учащихся к миру литературы; форми­ровать способности к восприятию, интерпретации и крити­ческой оценке произведения как искусства слова; развивать индивидуальный читательский вкус и тем самым способство­вать становлению личностного самосознания школьников. Очевидной новизной является активное использование Интер­нета в процессе формирования читательской деятельности — не только в качестве источника информации, но и как стимула к изучению литературы, что позволяет на доступном учащим­ся уровне проследить основные тенденции ее развития, опре­делить «вечные» темы и проблемы, в том числе интересующие юных читателей.

Специфика рабочей программы заключается также в ее нацеленности на включение ученика в современный литературный процесс — в качестве читателя или (по мере способностей и желания) участника. Новые информационные технологии, особен­но Интернет, позволяют каждому желающему школьнику увидеть свои тексты опубликованными. Вместе с тем тексты, написанные тысячами и тысячами различных авторов, стано­вятся настоящим валом, захватывающим современного чита­теля и ставящим его перед необходимостью самостоятельно выстраивать свой круг чтения.

Использование Интернет-ресурсов является принципи­ально важным новшеством программы. В начале XXI века ко­личество пользователей Интернета удваивается в России каж­дые два с половиной года. Временное отставание от потребно­стей общества в техническом оснащении преодолевается невероятно быстро. Будущее чтение неразрывно связано как с печатным текстом, так и с электронными его форматами. Поэтому наряду с понятием «текст» мы вводим и необходимое в новую информационную эпоху понятие «гипертекст». Пред­ставление о гипертексте является ключевым для Интернет-чтения и для написания текстов с целью последующей публи­кации в Интернете. Противопоставление в нашей программе (без использования излишних терминов) «линейных/нели­нейных повествований», т. е. текста и гипертекста, не только является принципиальной новизной методики, но и откры­вает реальные перспективы, философски, информационно и технологически обоснованные, для развития и совершен­ствования преподавания литературы в школе XXI века.

Стратегия программы в случае успешной практической реализации дает возможность школьникам не только нау­читься выражать свое отношение к прочитанным литератур­ным произведениям, но и, благодаря публикациям в Интер­нете, сверять свое мнение с оценками других корреспонден­тов — сверстников, учителей, литературных критиков, писателей.

Программа включает оптимальный объем теоретиче­ских сведений, тесно связанных с конкретными литератур­ными произведениями, расширяет историко-литературный контекст, в том числе за счет привлечения мемуарных и раз­личных историко-литературных материалов. Реализация про­граммы предполагает максимальное включение учащихся в само­стоятельную творческую деятельность, разнообразную по формам и содержанию: от простейшего ученического иссле­дования до публикации в Интернете своих работ и самостоя­тельного создания собственных сайтов (в том числе литера­турных). Среди традиционных классических форм, методов и приемов обучения мы особенно выделяем общение в ма­лых группах на уроках литературы и «медленное чтение» (М.О. Гершензон), при котором читатель, погружаясь в текст, раскрывает многие не заметные на первый взгляд особенности языка и стиля писателя.

.

2.Требования к уровню подготовки учащихся

Программа Б.А.Ланина предполагает развивать у учащихся следующие составляющие современной учебной и читатель­ской деятельности:

«культурно-навигационные» навыки, позволяющие сво­бодно ориентироваться в литературных текстах, представлен­ных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электрон­ном форматах;

навыки находить экспертные оценки: мнения учите­лей, критиков, родителей, новостную информацию и т. д. — и опираться на них;

умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники

навыки в специфическом чтении и составлении Интер­нет-текстов (краткость «в три экрана», графическое выделе­ние важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контек­стные ссылки, позволяющие найти нужную информацию «в три клика»).

Ученики должны:

-воспринимать художественное произведение с учетом специфики языка художественной литературы, истолковы­вать проблематику и систему образов, особенности компози­ции и средства создания образов-персонажей; выделять изо­бразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в художественном тексте, воспроизводить его конкрет­ное содержание: знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия;

-рассматривать изученное произведение в связи с лите­ратурными направлениями эпохи (классицизмом, роман­тизмом, реализмом, модернизмом), их эстетическими мани­фестами, раскрывать основные черты этих направлений, определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;

-использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного про­изведения;

-интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблема­тикой изученного произведения;

-различать авторский замысел и особенности его вопло­щения;

-выделять сквозные линии развития литературы (Д.С. Ли­хачев), составляющие ее национальную специфику («малень­кий человек», «лишний человек» и т. п.);

-выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;

- пользоваться справочным аппаратом книги, находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятель­ной работе литературные ресурсы Интернета и в связи с по­следним — понимать разницу между текстом и гипертекстом;

3. Календарно-тематическое планирование

п/п

Содержание

(разделы, темы)

Дата

Понятия

и термины

Деятельность

уча­щихся

Домашнее

задание

план

факт

     

1

Жанры устного народного творчества и лите­ратурные жанры.

3.09.2011

 

Основные темы и художественные особенности.

 

Конспект вступительной статьи

2

«Повесть временных лет» (отрывки по выбору учителя) «Повесть временных лет» как исторический и литератур­ный памятник, художественные особенности.

7.09.2011

 

Летописные жанры: историческая повесть, поучение, житие.

   

3

«Житие Сергия Радонежского» (фрагменты в пересказе Б. Зайцева)

Особенность изображения героя в житии. Реальное и чу­десное в произведении. Особенности стиля.

10.09.2011

 

Жития, светские повести

 

Написать сочинение на тему “Преподобный Сергий Радонежский в истории Русского государства”

4

Афанасий Никитин. «Хожение (хождение) за три моря» (фрагменты по выбору учителя)

Образ автора. Хожение как жанр, его особенности. Про­стота и доступность языка.

14.09.2011

 

Хожения (хождения),

   

5

М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество.«Ода на день восшествия на всероссийский престол императ­рицы Елисаветы Петровны 1747 года».

17.09.2011

 

Литературные направления (началь­ное понятие). Классицизм: идеология и эстетика. Ода.

 

Наизусть отрывок, конспект "Теория трёх штилей"

6

Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество драматурга.«Недоросль» (сцены из комедии)

Просветительская проблематика: понимание государственной службы как служе­ния Отечеству, изображение бесправия крепостных крестьян.

21.09.2011

 

Черты классицизма в пьесе: единство места, времени и действия, «говорящие» имена и фамилии

 

Цитатная характеристика главных персонажей

7

Тема воспитания в комедии. Совре­менное звучание произведения.

24.09.2011

 

Приемы создания комического эффекта. Речь героев как средство их характеристики.

 

Письменно сравнить пьесы "Мещанин во дворянстве" и "Недоросль" по плану на стр.68

8

А.Н. Радищев

Жизнь и творчество писателя.

«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор с чтением из­бранных глав).Просветительский пафос повести.

28.09.2011

     

Пересказ выбранного эпизода, конспект "Классицизм как литературное направление"

9

Н.М. Карамзин

Жизнь и творчество писателя.

«Бедная Лиза». «Естественный чело­век» и человек цивилизованный в повести.

1.10.2011

 

Русский сентиментализм, его основ­ные черты и особенности.

 

Читательские задачи на стр.93, конспект "Сентиментализм как литературное направление

10

Сюжет и компози­ция повести, композиционная роль авторских отступлений, способы показа «внутреннего человека» (Н.М. Карамзин): «психологический жест», речь героев, одушевление природы.

5.10.2011

 

Поэтика сентиментальной повести.

 

Дать письменный ответ "Рассудок и любовь в повести"

11

А.И.Куприн. «Гранатовый браслет». Тема любви. Трагические чувства Желткова. Роль встав­ных новелл.

8.10.2011

   

Жизнь и судьба писателя.

Читательские задачи на стр.127

12

Финал как заключительный аккорд музыкальной темы произведения. Роль цветовой детали

12.10.2011

 

Связь между видами искусства. «Аппассионата» Л. Бетховена.

Тема для обсуждения. «Маленький» ли человек Желтков?

"Как проявляются в "Гранатовом браслете черты русского сентиментализма"

13

У. Шекспир

«Ромео и Джульетта» (сцены)

Тема любви и рока в трагедии. Эволюция образов Ромео и Джульетты.

15.10.2011

 

Трагедия.

 

Читательские задачи на стр.189 /1-6/

14

Особенности авторского повествования: сочетание поэзии и прозы, комических, трагических и лирических сцен.

19.10.2011

   

Сочинение-рассуждение: "В чем заключается актуальность трагедии?"

Читательские задачи на стр.189 /7-12/

15

Внеклассное чтение. Сонеты Шекспира. Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира.

2.11.2011

 

Сонет.

 

Выучить наизусть выбранный сонет, письменно анализ сонета

16

Классное сочинение "Тема любви и рока в произведении..."/по выбору учащегося/

5.11.2011

     

Конспект "Романтизм как литературное направление",индивидуальные сообщения "Поэты пушкинской поры"

17

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество поэта. «Памятник», «Властителям и судиям», «Ключ», «Фелица» (фрагменты), «Русские девушки», «Снегирь», «Соловей», «Бог» (другие — по выбору учителя)

Многообразие тематики поэзии Державина. Гражданские и философские оды.

9.11.2011

 

Новаторство поэта: расширение жанро­вых рамок, разрушение системы «трех штилей».

 

Анализ выбранного стихотворения, выучить стихотворение или отрывок наизусть

18

Тема поэтиче­ского творчества. Цветовые эпите­ты в лирической поэзии Державина, пластичность и конкрет­ность образов.

12.11.2011

 

Анакреонтическая лирика.

 

Читательские задачи на стр.151

19

В.А. Жуковский

Жизнь и творчество поэта.

«Светлана»

Русская фоль­клорная традиция в балладе. Изображение внутреннего мира героев. Психологизм в описании переживаний главной геро­ини.

16.11.2011

 

Жанр баллады в творчестве Жуковского.

 

Читательские задачи на стр.168

20

Создание романтического характера.

«Море», «Невыразимое» и др.

Мотив поэтического молчания: как передать словами «невырази­мое»?

19.11.2011

 

Параллелизм в описании образа моря и человеческой души.

Центральные темы и образы лирики Жуковского.

Анализ выбранного стихотворения, выучить стихотворение наизусть

21

К.Н. Батюшков. Жизнь и творчество поэта. «Выздоровление», «Элизий», «Тень друга», «Вакханка», «Мой гений», «Таврида», «К другу», «Есть наслаждение и в дикости ле­сов. ..» (другие — по выбору учителя)

Элегии Батюшкова — основной жанр его творчества. Эмо­циональное разнообразие переживаний в батюшковских эле­гиях: грусть, предчувствие близкой смерти, тоска, радость, счастье от упоения жизнью и молодостью. Мотив мечты

23.11.2011

 

Ан­тичные образы в стихотворениях поэта, их пластичность. Гар­мония звучания и содержания.

 

Анализ выбранного стихотворения, выучить стихотворение наизусть

22

А. С. Пушкин. Жизнь и судьба.

26.11.2011

     

Хронологическая таблица"Жизнь и творчество А.С.Пушкина"

23

«Если жизнь тебя обманет...», «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»

Размышления о смысле жизни в лирике Пушкина. Тема сво­боды.

30.11.2011

 

Романтические образы в пушкинской поэзии 1820-х гг.

 

Анализ выбранного стихотворения, выучить стихотворение наизусть

24

«Бесы». Особенности инструментовки стихотворения.

3.12.2011

 

Приемы создания таинственной, мистической атмосферы.

 

Анализ стихотворения, выучить стихотворение наизусть

25

«Осень».Авторское настроение и сюжет в лирическом произве­дении. Размышления о природе творчества. Особенности лексики стихотворения, его композиции. Жанровые особен­ности отрывка.

7.12.2011

 

Новаторство поэта: создание реалистиче­ского стиля.

 

Стр.215 "Выскажите своё отношение к прочитанному"

26

«Пророк», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг неруко­творный...»

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, ее эволюция.

10.12.2011

 

Образ поэта.

 

Анализ выбранного стихотворения, выучить стихотворение наизусть

27

«К***», «На холмах Грузии...», «Я Вас любил: любовь еще, быть может...»

Своеобразие любовной лирики поэта. Жертвенность и благородство чувств лирического героя. «Биография души» поэта в интимной лирике.

14.12.2011

 

Музыкальность стихотворений, их звуковая инструментовка.

 

Анализ выбранного стихотворения, выучить стихотворение наизусть

28

«Кавказский пленник». Жанр романтической поэмы. Особенности образа главно­го героя.

17.12.2011

 

Романтизм как литературное направле­ние. Поэма как литературный жанр. Романтическая поэма (повторение и обобщение).

 

Мир героев поэмы "Кавказский пленник"

29

Проблема чести и долга в произведении. Мир и чело­век в романтическом произведении.

21.12.2011

     

"Черты романтизма в поэме"/анализ/

30

«Моцарт и Сальери»

Заглавные образы произведения. Творческая природа ис­кусства, тайна вдохновения. Образ черного человека

24.12.2011

   

Тема для обсуждения. «Совместны» ли гений и зло­действо?

Сочинение-размышление "Зависть свет в нас убивает"

31

Классное сочинение по лирике А.С.Пушкина

28.12.2011

     

Подготовиться к контрольному тестированию по данным темам

32

Контрольное тестирование

11.01.2012

     

Читать "Капитанскую дочку"

33

Внеклассное чтение. Предшественники и современники А.С.Пушкина

14.01.2012

 

Тема изгнанничества в лирике. Образ отверженного героя

Е.А. Боратынский

Жизнь и творчество поэта.

«Финляндия», «Родина», «Осень»

«Поэзия мысли» Евгения Боратынского и ее автобиогра­физм..

"История в повести "Капитанская дочка"

34

«Капитанская дочка». Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Историче­ская основа повести.

18.01.2012

     

Сравнительная характеристика Гринёва и Пугачёва

35

Гринев и Пугачев, их встречи, «обмен да­рами». Тема русского бунта.

21.01.2012

 

Система характеров в произведении. Понятие об историческом романе.

Тема для обсуждения. Личное и государственное в понима­нии героев Пушкина.

Образы автора и рассказчика

36

Проблема жанра: повесть или ро­ман? Роль эпиграфа. Автор и рассказчик.

25.01.2012

 

Чем отличается повесть от романа

 

Читательские задачи на стр.227

37

Фольклорные жанры в произведении

28.01.2012

 

Связь между видами искусства. Экранизация произведе­ния (режиссер В. Каплуновский, 1958 г.).

 

Творческое задание. Сопоставление работы Ю.М. Лотма-на «Идейная структура „Капитанской дочки"» и фрагментов из книги М.И. Цветаевой «Мой Пушкин».

38

Контрольная работа по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1.02.2012

     

Хронологическая таблица"Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова"

39

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва» («В мину­ту жизни трудную...»), «Из Гете».Лирическая исповедь и элегия в творчестве поэта. Моти­вы покоя и одиночества.

4.02.2012

 

Антитеза как основной художествен­ный прием в лирике М.Ю. Лермонтова.

Жизнь и судьба.

Анализ выбранного стихотворения, выучить стихотворение наизусть

40

«Нет, я не Байрон, я другой...», «Как часто пестрою толпою окружен...», «И скучно, и грустно...», «Дума». Духовный мир лирического героя поэзии М.Ю. Лермон­това.

Трагическое одиночество лирического героя.

8.02.2012

 

Философская проблематика и психологизм лирики.

Творческая работа: М.Ю. Лермонтов и Дж. Байрон. Размышления поэта о соб­ственной судьбе и судьбе поколения.

Анализ выбранного стихотворения, выучить стихотворение наизусть

41

«Прощай, немытая Россия...», «Родина».Тема Родины в лирике Лермонтова. Противоречивость от­ношения к России.

11.02.2012

 

Гражданский пафос и элегичность стихотворений.

 

Анализ выбранного стихотворения, выучить стихотворение наизусть

42

«Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк». Драматическая судьба поэта в современном поэту мире. Обреченность поэта, его непонятость людьми.

15.02.2012

 

Дума как литературный жанр.

 

Анализ выбранного стихотворения, выучить стихотворение наизусть

43

«Мцыри». Гуманистический пафос произведения. Романтическое двоемирие: прекрасный мир мечты и свободы и монастырь.

18.02.2012

 

Особенности языка поэмы: развернутые метафоры и олицетворения.

Тема для обсуждения. Взаимосвязь европейской и отече­ственной литератур: темы, образы, мотивы.

Читательские задачи на стр.281

44

Особенности композиции: предыстория и исповедь Мцыри. Герой-бунтарь в поэме Лермонтова. Пейзаж как отражение ду­ши героя.

22.02.2012

 

Особенности русского романтизма (на­чальное понятие).

Творческое задание. Жанр романтической поэмы в твор­честве русских поэтов XIX в.

Творческие задачи стр.282

45

Контрольная работа по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

25.02.2012

     

Цитатный план к сочинению

46

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.Ю.Лермонтова

29.02.2012

     

Хронологическая таблица"Жизнь и творчество Н.В.Гоголя"

47

Н.В. Гоголь. «Ревизор»

История создания комедии. Сюжет и композиция «Реви­зора», особенности конфликта.

3.03.2012

   

Жизнь и судьба писателя.

Характеристика чиновников/письменно/

48

Нравы уездного города: смысл эпиграфа. Типичность персонажей пьесы: групповой портрет чиновников.

7.03.2012

     

Образ Хлестакова /письменно/

49

Образ Хлестакова.

10.03.2012

   

Интернет. Написание отзыва о спектакле для театрального сайта.

Задание "Внимательный ли вы читатель" на стр.285

50

Приемы создания комическо­го. Сатира, юмор и ирония в произведении.

14.03.2012

   

Связь между видами искусства. Сценические интерпрета­ции комедии: Хлестаков на русской сцене. «Инкогнито из Пе­тербурга» (режиссер Л. Гайдай, 1977 г.); телеспектакль Москов­ского Театра сатиры «Ревизор» (постановка В. Плучека,

1982 г.); «Ревизор» (режиссер С. Газаров, 1996 г.). Современ­ные постановки пьесы.

Читательские задачи на стр.286

51

Контрольная работа по комедии «Ревизор»

17.03.2012

       

52

«Шинель». Трагическая судьба героя. Отношение автора к своему герою.

21.03.2012

   

Темы для обсуждения. «Я брат ваш!» (Акакий Акакиевич). «Маленький человек» в русской литературе.

Читательские задачи на стр.317

53

Образ Петербурга в повести. Роль фантастического финала.

4.04.2012

   

Конспект лекции В.В. Набокова об Н.В. Гоголе.

Хронологическая таблица"Жизнь и творчество И.С. Тургенева"

54

И.С. Тургенев

Жизнь и судьба писателя.

«Записки охотника». История создания, основные темы цикла рассказов.

7.04.2012

   

Творческое задание. Ма­стерство Тургенева-рассказчика: сюжеты, герои, язык произ­ведений.

Читательские задачи на стр.86

55

И.С. Тургенев. «Певцы». Образы Дикого Барина и Якова Турка. Народная песня в рассказе Тургенева. Эмоциональность, взволнованность по­вествования.

11.04.2012

     

Читательские задачи на стр.87

56

И.С. Тургенев. «Бирюк». Роль пейзажа в раскрытии образа героя. Авторское отношение к изображаемому.

14.04.2012

   

Составление таблицы: Система характе­ров.

Анализ стихотворения в прозе/письменно/

57

И.С. Тургенев «Русский язык», «Памяти Ю.П. Вревской», «Нищий»

Лирика в стихах и прозе.

18.04.2012

 

Стихотворение в прозе как литератур­ный жанр.

Творческое задание. Создание стихотворения в прозе.

Стихотворение «Русский язык» выучить наизусть

58

«Ася». История несостоявшегося романа: главный герой и Ася.

21.04.2012

 

Метафоричность языка, его жи­вописность.

Тема для обсуждения. Русская критика о повести: споры о главных героях (Д.И. Писарев «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова», Н.Г. Черны­шевский «Русский человек на rendez-vous»).

Читательские задачи на стр.113

59

Романтические черты героини: одухотворенность и мечта­тельность. Пейзаж в повести, его роль.

25.04.2012

   

Связь между видами искусства. Экранизация повести «Ася» (режиссер И. Хейфиц, 1977 г.).

Подготовиться к контрольной работе

60

Контрольная работа по повести И.С.Тургенева «Ася»

28.04.2012

   

Контрольная работа

Хронологическая таблица"Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского "

61

Ф.М. Достоевский. «Бедные люди»

Название повести как характеристика героев. Тема «ма­ленького человека» в произведении Достоевского.

2.05.2012

 

Эпистолярный жанр.

Жизнь и судьба писателя.

Читательские задачи /1-6/ на стр.59

62

Простран­ство как завязка конфликта. Герои в поиске выхода из одино­чества. Художественные особенности произведения.

5.05.2012

   

Тема для обсуждения. «Все мы вышли из гоголевской „Ши­нели"» (Ф.М. Достоевский): традиции Гоголя в произведении Достоевского.

Читательские задачи /7-12/ на стр.59

63

Н.А. Некрасов. Жизнь и судьба поэта. «Русские женщины».История создания поэмы. Историческая основа сюжет­ных событий и художественный вымысел писателя. Особенно­сти композиции.

12.05.2012

   

Жизнь и судьба писателя.

Творческое задание. Ученическое исследование: А.Ф. Кони о Н.А. Некрасове.

64

Образы жен декабристов в поэме Н.А. Некра­сова. Характер русской женщины, тема женской верности в поэме.

16.05.2012

   

Тема для обсуждения. Поэт и его призвание: Пушкин, Лермонтов, Некрасов о поэте и поэзии.

Характеристика главных героинь

65

Классное сочинение. Нравственные проблемы в творчестве писателя/по выбору учащегося/

19.05.2012

     

Подготовиться к тестированию по данным темам

66

Итоговое тестирование

23.05.2012

     

Хронологическая таблица"Жизнь и творчество А.П. Чехова"

67

А.П. Чехов. «Душечка», «Анна на шее»

История человеческой жизни как основа сюжета.

26.05.2012

   

Жизнь и судьба писателя.

Читательские задачи на стр.154

68

Сопо­ставительный анализ образов главных героинь.

30.05.2012

   

Самостоятельная работа: сопо­ставительный анализ образов главных героинь.

Рабочие материалы к сочинению

69-70

Резервные уроки

         

4. Содержание программы

8 КЛАСС (70 часов)

Ведущая тема. Литература в поисках героя Повторение. Жанры устного народного творчества и лите­ратурные жанры.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

У истоков великой русской литературы. Основные темы и художественные особенности. Самобытный характер древ­нерусской литературы.

Летописные жанры. Русские летописи. История летописей. Летописцы и их творчество.

«Повесть временных лет» (отрывки по выбору учителя) «Повесть временных лет» как исторический и литератур­ный памятник, художественные особенности. Летописные жанры: историческая повесть, поучение, житие. Фольклор­ные мотивы в «Повести».

Жития, хожения (хождения), светские повести «Житие Сергия Радонежского» (фрагменты в пересказе Б. Зайцева). Особенность изображения героя в житии. Реальное и чу­десное в произведении. Особенности стиля.

Афанасий Никитин «Хожение (хождение) за три моря» (фрагменты по выбору учителя)

Образ автора. Хожение как жанр, его особенности. Про­стота и доступность языка. «Повесть о Ерше Ершовиче» Сатирическая повесть, средства создания комического. Подробности описания быта.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

М.В. Ломоносов Жизнь и творчество.

«Ода на день восшествия на всероссийский престол императ­рицы Елисаветы Петровны 1747 года». Жанр оды в творчестве М.В. Ломоносова: торжественная, философская, духовная ода. Воспевание России в торжествен­ной оде, обращение к монархине с похвалой и поучением. Композиция произведения, метафоричность стиля. «Теория трех штилей» Ломоносова как основа иерархии жанров клас­сицизма.

Теория литературы. Литературные направления (началь­ное понятие). Классицизм: идеология и эстетика. Ода.

Д.И. Фонвизин.Жизнь и творчество драматурга.

«Недоросль» (сцены из комедии).Черты классицизма в пьесе: единство места, времени и действия, «говорящие» имена и фамилии. Просветительская проблематика: понимание государственной службы как служе­ния Отечеству, изображение бесправия крепостных крестьян. Тема воспитания в комедии. Приемы создания комического эффекта. Речь героев как средство их характеристики. Совре­менное звучание произведения.

Теория литературы. Исторические корни драмы. Комедия как драматический жанр.

А.Н. Радищев.Жизнь и творчество писателя.

«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор с чтением из­бранных глав).Просветительский пафос повести. Образ «чувствительно­го путешественника». Социальная и нравственная проблема­тика произведения.

Н.М. Карамзин.Жизнь и творчество писателя.

«Бедная Лиза».Поэтика сентиментальной повести. «Естественный чело­век» и человек цивилизованный в повести. Сюжет и компози­ция повести, композиционная роль авторских отступлений, способы показа «внутреннего человека» (Н.М. Карамзин): «психологический жест», речь героев, одушевление природы.

Теория литературы. Русский сентиментализм, его основ­ные черты и особенности.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Повторение. Драма как род литературы. Особенности дра­матического действия.

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» (сцены).Тема любви и рока в трагедии. Эволюция образов Ромео и Джульетты. Особенности авторского повествования: сочетание поэзии и прозы, комических, трагических и лирических сцен.

Сонеты (по выбору учителя).Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира.

Теория литературы. Трагедия. Сонет.

Темы для обсуждения. Поэтичность трагедии «Ромео и Джульетта». Трагедия и сонеты.

Связь между видами искусства. Экранизации трагедии (ре­жиссер Ф. Дзеффирелли, 1968 г.). Сценические постановки: телеспектакль (режиссер А. Эфрос, 1982 г.), балет на музыку С. Прокофьева.

Данте «Божественная комедия» («Ад»)

Особенности жанра и композиции произведения. Образ поэта, спускающегося по кругам ада. Пороки человечества и наказание за них. Числовая символика. История названия поэмы.

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Отражение в пьесе социального противоречия эпохи: бо­гатеющая буржуазия, не имеющая прав и привилегий, и бед­неющая аристократия. Комический характер господина Журдена. Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главно­го героя. Комические ситуации, их роль в развитии сюжета комедии.

Теория литературы. Комедия классицизма.

И.-В. Гёте «Фауст» (фрагменты). Проблематика трагедии. Герой в поисках смысла жизни. Вмешательство демонических сил в судьбу человека. Фауст и Мефистофель.

Э. Гофман.«КрошкаЦахес...» (фрагменты). Мир, отраженный в кривом зеркале. Безобразный уродец, присваивающий чужие достоинства. Образы Проспера Альпа-нуса и феи Розабельверды, вмешивающихся в ход событий. Борьба добра и зла. Ирония как стилеобразующий прием.

Теория литературы. Романтизм, ирония (обогащение по­нятий).

Тема для обсуждения. Чудесное в романтических произве­дениях.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Предшественники и современники А.С. Пушкина

Обзор раздела и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя).

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество поэта.

«Памятник», «Властителям и судиям», «Ключ», «Фелица» (фрагменты), «Русские девушки», «Снигирь», «Соловей», «Бог» (другие — по выбору учителя).Многообразие тематики поэзии Державина. Гражданские и философские оды. Новаторство поэта: расширение жанро­вых рамок, разрушение системы «трех штилей». Тема поэтиче­ского творчества. Анакреонтическая лирика. Цветовые эпите­ты в лирической поэзии Державина, пластичность и конкрет­ность образов.

Дополнительная литература. Одноименные романы «Дер­жавин» В.Ф. Ходасевича и Ю.О. Домбровского.

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество поэта.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского. Русская фоль­клорная традиция в балладе. Изображение внутреннего мира героев. Психологизм в описании переживаний главной геро­ини. Создание романтического характера.

«Море», «Невыразимое» (другие — по выбору учителя).Центральные темы и образы лирики Жуковского. Мотив поэтического молчания: как передать словами «невырази­мое»? Параллелизм в описании образа моря и человеческой души. Истовое стремление к недостижимому идеалу. Музы­кальность лирики Жуковского. Роль звуковых и лексических повторов.

К.Н. Батюшков. Жизнь и творчество поэта.

«Выздоровление», «Элизий», «Тень друга», «Вакханка», «Мой гений», «Таврида», «К другу», «Есть наслаждение и в дикости ле­сов. ..» (другие — по выбору учителя)

Элегии Батюшкова — основной жанр его творчества. Эмо­циональное разнообразие переживаний в батюшковских эле­гиях: грусть, предчувствие близкой смерти, тоска, радость, счастье от упоения жизнью и молодостью. Мотив мечты. Ан­тичные образы в стихотворениях поэта, их пластичность. Гар­мония звучания и содержания.

Античная лирика и поэзия эпохи Возрождения: Тибулл, Тор-квато Тассо (на выбор — обзор). Образы и мотивы, повлияв­шие на поэзию Батюшкова.

А.А. Дельвиг. Жизнь и творчество поэта.

«Пушкину», «Элегия» («Когда, душа, простилась ты...»), «Вдох­новение», «Сонет» («Златых кудрей приятная небрежность...»), «Романс» («Прекрасный день, счастливый день»), «Русская песня» («Соловей мой, соловей...») (другие — по выбору учителя)

Музыкальность лирики Дельвига. Своеобразие лирического героя. Традиционные поэтические и фольклорные образы. Тема любви и радости бытия как одна из ведущих тем творчества.

Теория литературы. Классицизм — сентиментализм — ро­мантизм. Ода (повторение). Элегия, идиллия, романс как жан­ры романтической поэзии. Анакреонтика.

Связь между видами искусства. Романсы на стихи Жуков­ского, Батюшкова, Дельвига (музыка А. Алябьева, М. Яковле­ва, А. Варламова).

Интернет. Подобрать материалы для создания электронно­го варианта мини-энциклопедии об одном из русских поэтов: Н. Гнедич, Ф. Глинка, К. Рылеев, В. Кюхельбекер, Д. Давы­дов, Н. Языков, Д. Веневитинов (по выбору).

Для самостоятельного чтения

Г.Р. Державин. «Осень во время осады Очакова», «Приглаше­ние к обеду», «Соловей во сне», «Лебедь».

В.А. Жуковский. «Цветок», «Теон и Эсхил», «Песня» («Коль­цо души-девицы»), «Утешение в слезах», «Листок», «К портрету Гете», «Ночной смотр», «Царскосельский лебедь».

К.Н. Батюшков. «Умирающий Тасс», «Судьба Одиссея», «Разлука», «Веселый час», «Мои пенаты», «Надежда», «Мечта».

А. С. Пушкин. Жизнь и судьба.

«Если жизнь тебя обманет...», «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар» (другие — по выбору учителя)

Размышления о смысле жизни в лирике Пушкина. Тема сво­боды. Романтические образы в пушкинской поэзии 1820-х гг.

«Бесы». Особенности инструментовки стихотворения. Приемы создания таинственной, мистической атмосферы.

«Осень».Авторское настроение и сюжет в лирическом произве­дении. Размышления о природе творчества. Особенности лексики стихотворения, его композиции. Жанровые особен­ности отрывка. Новаторство поэта: создание реалистиче­ского стиля.

«Пророк», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг неруко­творный...»

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, ее эволюция. Образ поэта.

«К***», «На холмах Грузии...», «Я Вас любил: любовь еще, быть может...»

Своеобразие любовной лирики поэта. Жертвенность и благородство чувств лирического героя. «Биография души» поэта в интимной лирике. Музыкальность стихотворений, их звуковая инструментовка.

Связь между видами искусства. Романсы на стихи Пушкина (музыка М. Яковлева. М. Глинки, А. Алябьева, Б. Шереметева).

«Кавказский пленник»

Жанр романтической поэмы. Особенности образа главно­го героя. Проблема чести и долга в произведении. Мир и чело­век в романтическом произведении.

Теория литературы. Романтизм как литературное направле­ние. Поэма как литературный жанр. Романтическая поэма (повторение и обобщение).

«Маленькие трагедии»

«Моцарт и Сальери». Заглавные образы произведения. Творческая природа ис­кусства, тайна вдохновения. Образ черного человека.

Тема для обсуждения. «Совместны» ли гений и зло­действо?

«Капитанская дочка».Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Историче­ская основа повести. Гринев и Пугачев, их встречи, «обмен да­рами». Тема русского бунта. Проблема жанра: повесть или ро­ман? Роль эпиграфа. Автор и рассказчик. Фольклорные жанры в произведении.

Теория литературы. Система характеров в произведении. Понятие об историческом романе.

Связь между видами искусства. Экранизация произведе­ния (режиссер В. Каплуновский, 1958 г.).

Тема для обсуждения. Личное и государственное в понима­нии героев Пушкина.

Творческое задание. Сопоставление работы Ю.М. Лотма-на «Идейная структура „Капитанской дочки"» и фрагментов из книги М.И. Цветаевой «Мой Пушкин».

Е.А. Боратынский. Жизнь и творчество поэта.

«Финляндия», «Родина», «Осень»

«Поэзия мысли» Евгения Боратынского и ее автобиогра­физм. Тема изгнанничества в лирике. Образ отверженного героя.

«Разуверение», «Признание». Тема любви в творчестве Боратынского. Размышления о судь­бе как о непреодолимой, высшей силе, довлеющей над челове­ком. Новеллистичность и психологизм любовной лирики поэта.

«Старательно мы наблюдаем свет...», «Не подражай...», «Мой дар убог...», «На смерть Гёте», «К чему невольнику мечта­ния свободы?..», «Когда твой голос, о поэт...», «Последний поэт» (другие — по выбору учителя). «Унылая» элегичность поэзии Боратынского, ее «холод­ная гармония». Утверждение поэзии как спасительной силы в бездуховном обществе, забывшем о красоте и милосердии. «Скромность» музы поэта, надежда найти в потомках едино­мышленника.

Теория литературы. Элегия (повторение и обобщение).

М.Ю. Лермонтов.Жизнь и судьба.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва» («В мину­ту жизни трудную...»), «Из Гете»

Лирическая исповедь и элегия в творчестве поэта. Моти­вы покоя и одиночества. Антитеза как основной художествен­ный прием в лирике М.Ю. Лермонтова.

«Нет, я не Байрон, я другой...», «Как часто пестрою толпою окружен...», «Искучно, и грустно...», «Дума». Духовный мир лирического героя поэзии М.Ю. Лермон­това. Философская проблематика и психологизм лирики.

М.Ю. Лермонтов и Дж. Байрон. Размышления поэта о соб­ственной судьбе и судьбе поколения. Контрастность образов лермонтовской лирики, мир маскарада и мир живых искрен­них чувств. Трагическое одиночество лирического героя.

«Прощай, немытая Россия...», «Родина». Тема Родины в лирике Лермонтова. Противоречивость от­ношения к России.

«Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк». Драматическая судьба поэта в современном поэту мире. Обреченность поэта, его непонятость людьми. Гражданский пафос и элегичность стихотворений. Особенности метафоры.

Теория литературы. Лексическая, композиционная и сти­листическая антитеза. Дума как литературный жанр.

«Мцыри». Гуманистический пафос произведения. Романтическое двоемирие: прекрасный мир мечты и свободы и монастырь. Особенности композиции: предыстория и исповедь Мцыри. Герой-бунтарь в поэме Лермонтова. Пейзаж как отражение ду­ши героя. Особенности языка поэмы: развернутые метафоры и олицетворения.

Теория литературы. Особенности русского романтизма (на­чальное понятие).

Тема для обсуждения. Взаимосвязь европейской и отече­ственной литератур: темы, образы, мотивы.

Творческое задание. Жанр романтической поэмы в твор­честве русских поэтов XIX в.

Н.В. Гоголь. Жизнь и судьба писателя. «Ревизор». История создания комедии. Сюжет и композиция «Реви­зора», особенности конфликта. Нравы уездного города: смысл эпиграфа. Типичность персонажей пьесы: групповой портрет чиновников. Образ Хлестакова. Приемы создания комическо­го. Сатира, юмор и ирония в произведении.

Связь между видами искусства. Сценические интерпрета­ции комедии: Хлестаков на русской сцене. «Инкогнито из Пе­тербурга» (режиссер Л. Гайдай, 1977 г.); телеспектакль Москов­ского Театра сатиры «Ревизор» (постановка В. Плучека,

1982 г.); «Ревизор» (режиссер С. Газаров, 1996 г.). Современ­ные постановки пьесы.

«Шинель»

Трагическая судьба героя. Отношение автора к своему герою. Образ Петербурга в повести. Роль фантастического финала.

Темы для обсуждения. «Я брат ваш!» (Акакий Акакиевич). «Маленький человек» в русской литературе.

Интернет. Написание отзыва о спектакле для театрального сайта.

Дополнительная литература. «Государственный призрак» — лекция В.В. Набокова об Н.В. Гоголе.

И.С. Тургенев Жизнь и судьба писателя. «Записки охотника» История создания, основные темы цикла рассказов. Ма­стерство Тургенева-рассказчика: сюжеты, герои, язык произ­ведений.

«Певцы» Образы Дикого Барина и Якова Турка. Народная песня в рассказе Тургенева. Эмоциональность, взволнованность по­вествования.

«Бирюк» Роль пейзажа в раскрытии образа героя. Система характе­ров. Авторское отношение к изображаемому.

«Русский язык», «Памяти Ю.П. Вревской», «Нищий»Лирика в стихах и прозе. Метафоричность языка, его жи­вописность.

Теория литературы. Стихотворение в прозе как литератур­ный жанр.

Творческое задание. Создание стихотворения в прозе.

«Ася». История несостоявшегося романа: главный герой и Ася. Романтические черты героини: одухотворенность и мечта­тельность. Пейзаж в повести, его роль.

Тема для обсуждения. Русская критика о повести: споры о главных героях (Д.И. Писарев «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова», Н.Г. Черны­шевский «Русский человек на rendez-vous»).

Связь между видами искусства. Экранизация повести «Ася» (режиссер И. Хейфиц, 1977 г.).

Ф.М. Достоевский Жизнь и судьба писателя.

«Бедные люди». Название повести как характеристика героев. Тема «ма­ленького человека» в произведении Достоевского. Простран­ство как завязка конфликта. Герои в поиске выхода из одино­чества. Художественные особенности произведения.

Теория литературы. Эпистолярный жанр.

Тема для обсуждения. «Все мы вышли из гоголевской „Ши­нели"» (Ф.М. Достоевский): традиции Гоголя в произведении Достоевского.

Н.А. Некрасов Жизнь и судьба поэта.

«Русские женщины». История создания поэмы. Историческая основа сюжет­ных событий и художественный вымысел писателя. Особенно­сти композиции. Образы жен декабристов в поэме Н.А. Некра­сова. Характер русской женщины, тема женской верности в поэме.

Творческое задание. Ученическое исследование: А.Ф. Кони о Н.А. Некрасове.

Тема для обсуждения. Поэт и его призвание: Пушкин, Лермонтов, Некрасов о поэте и поэзии.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ

А.П. Чехов Жизнь и судьба писателя.

«Душечка», «Анна на шее».История человеческой жизни как основа сюжета. Сопо­ставительный анализ образов главных героинь. Ироническое и лирическое в рассказах.

А.И. Куприн Жизнь и судьба писателя.

«Гранатовый браслет».Тема любви. Трагические чувства Желткова. Роль встав­ных новелл. Финал как заключительный аккорд музыкальной темы произведения. Роль цветовой детали.

Связь между видами искусства. «Аппассионата» Л. Бетховена.

Тема для обсуждения. «Маленький» ли человек Желтков?

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Дж. Р. Р. Толкиен (Толкин) «Властелин колец». В поисках добра и справедливости. Гендальф: идея, веду­щая человека по жизни.

У. Голдинг «Повелитель мух». Дети, создающие свое государство: жестокие игры и их жертвы. Дети и власть. Порочный круг насилия в романе. Сим­волический образ «повелителя мух».

Связь между видами искусства. Современные экранизации произведений зарубежных писателей: «Повелитель мух» (ре­жиссер П. Брукс, 1963 г.); «Властелин колец» (режиссер П. Джексон, 2002-2004 гг.).

Тема для обсуждения. Возможно ли создание идеального общества?

ИЗ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В.А. Пьецух «Прометейщина»

Переосмысление мифологического персонажа. Авторская ирония. Художественные особенности рассказа.

Тема для обсуждения. Мифологический сюжет в современ­ной литературе.

Интернет. Знакомство с современным писателем (по выбо­ру). Виртуальное интервью. Подписка на литературную рассыл­ку. Первая электронная библиотечка: «Мои любимые книги». Дискуссия в чате на литературные темы: умение убеждать вир­туальных собеседников.

КРУГ ЧТЕНИЯ

Русская литература

А.Т. Аверченко. Памфлеты из книги «Дюжина ножей в спину революции» (по выбору), сборник фельетонов «О хоро­ших в сущности людях»

И.Ф. Анненский. Книга стихов «Кипарисовый ларец».

А.А. Ахматова. Книги стихов «Вечер», «Белая стая».

К.Д. Бальмонт. Произведения из книги стихов «Под север­ным небом».

Ю.В. Бондарев. «Батальоны просят огня», «Горячий снег».

И.А. Бунин. Стихотворения (по выбору).

Б.Л. Васильев. «А зори здесь тихие...».

М. Горький. «Дед Архип и Ленька».

А.Н. Житинский. «Параллельный мальчик».

М.М. Ибрагимбеков. «За все хорошее - смерть».

Н.М. Карамзин. «Предания веков» (сказания, легенды, рас­сказы из «Истории государства Российского»), «Наталья, бояр­ская дочь».

М.Ю. Лермонтов. «Маскарад».

И.Л. Андроников. «Загадка Н. Ф. И.».

А.П. Платонов. «Сокровенный человек», «В прекрасном и яростном мире».

А.С. Пушкин. Стихотворения (по выбору), «Бахчисарай­ский фонтан», «Домик в Коломне».

В.Г. Распутин. «Живи и помни», «Пожар», «Прощание с Ма­терой».

А.Н. Стругацкий, Б.Н. Стругацкий. «Понедельник начина­ется в субботу».

Л.Н. Толстой. «Юность».

И.С. Тургенев. «Три встречи», «Месяц в деревне», «Накану­не» (по выбору).

Н.А. Тэффи. «Юмористические рассказы». М.И. Цветаева. «Идешь, на меня похожий...» (другие сти­хотворения — по выбору).

А.П. Чехов. Рассказы (по выбору).

5. Формы и средства контроля

Количество контрольных работ составлено в соответствии с методическим письмом Бел РИПКППС «О преподавании литературы

в 2011/2012 учебном году/

Контрольные работы и уроки внеклассного чтения по литературе в течение года

п/п

Вид контрольной работы

Всего контрольных работ

1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

1.

Контрольное классное сочинение

4

1

-

2

1

2.

Домашнее сочинение

1

-

1

-

-

3.

Контрольное тестирование

2

-

1

-

1

4.

Уроки внеклассного чтения

4

1

1

1

1

Контрольная работа №1

А.С.ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

I вариант

1. Что изучает наука история? Подумайте, какие пове­сти можно назвать историческими.

2. 0 каком событии русской истории идет речь в данном отрывке? Как называется вся повесть и кто ее автор? От чьего лица ведется повествование?

Не ставу описывать нашего похода и окончания войны. Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. Мы проходили че­рез селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бед­ных жителей то, что успели они спасти. Правление было всюду прекращено: помещики укрывались по лесам. Шайки разбойни­ков злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов са­мовластно наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно... Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!

3. Прочитайте сов П. Гринева. Когда он привиделся гeрою? Чем интересен этот сон? Подумайте, зачем А. С. Пушкин включил сон в повествование.

Я находился в том состоянии чувств и души, когда существен­ность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония. Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блуж­дали по снежной пустыне... Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моей было опасе­ние, чтоб батюшка не прогневался на меня за невольное возвраще­ние под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием. С беспокойством, я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорче­ния. «Тише, — говорит она мне, — отец болен, при смерти и желает с тобою проститься ». Пораженный страхом, я иду за вею в спаль­ню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными липами. Я тихонько подхожу к постели; матушка приподнимает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он Воро­тился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего вижу, в постеле лежит мужик, с черной бородою, весело на меня погляды­вая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И с какой мне стати просить благослове­ния у мужика?» — «Все равно, Петруша, — отвечала мне матушка, — это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит...» Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хо­тел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о Тела и скользил В кровавых лужах... Страшный му­жик ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь, подойди под мое благословение...» Ужас и недоумение овладели мною:.. И в.эту минуту я проснулся; лошади стояли; Савельич дергал Меня за ру­ку, говоря: «Выходи, сударь: приехали»'.

4. В связи с чем и кто из героев повести рассказывает калмыцкую сказку? Как вы понимаете ее иносказательный смысл? Каким образом отношение к идее сказки ха­рактеризует рассказчика и его слушателя?

Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивает у ворона: скажи, ворон-птипа, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь, мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полете­ли орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там, что Вот даст! — какова калмыцкая сказка?

— Затейлива, но жить убийством и разбоем значит по мне кле­вать мертвечину.

5. Почему Петр Гринев, называя Пугачева самозван­цем, разбойником, злодеем, все-таки симпатизирует своему знакомому, не хочет его гибели, приходит проститься в день казни?

6. Каким вы представляете себе Петра Андреевича Гри­нева? Как вы думаете, почему его портрета нет в «Капи­танской дочке»?

II вариант

1. Что называется эпиграфом? Для чего нужны эпигра­фы? Какой эпиграф выбирает А. С. Пушкин для своей повести «Капитанская дочка»?

2. Вспомните эпиграфы, предпосланные другим главам повести. Что они собой представляют? Почему? Узнайте главу по эпиграфу.

Сторона ль моя сторонушка.

Сторона незнакомая!

Что не сам ли я на тебе зашел,

Что не добрый ли да меня конь завез:

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая

И хмели ну шка кабацкая.

Старинная песня

3. Прочитайте описание. Какими художественными сред­ствами пользуется автор? Какую роль в произведении иг­рает этот отрывок?

Ямщик поскакал; во все поглядывал на восток. Лошади бежа­ли дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Об­лачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг пова­лил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, ба­рин, — закричал ямщик, — беда: буран!»...

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали. «Что же ты не едешь? — спросил я ямщика с нетерпени­ем». «Да что ехать? — отвечал он, слезая с облучка, — невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом».

4. Почему повесть о пугачевском бунте называется «Ка­питанская дочка»? Кто главный герой?

5. Какие, кроме Пугачева, исторические лица встречают­ся на страницах повести? Опишите кого-нибудь из них.

Контрольная работа №2

РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «МЦЫРИ»

I вариант

1. Что называется поэмой? К какому роду литературы относят поэму? Почему?

2. В романтических произведениях (в том числе и в поэ­ме) исключительный герой действует в исключительных об­стоятельствах на фоне необычных картин. Перечитайте от­рывок из 6-й главы поэмы «Мцыри». Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж. Какие художественные средства использовал М. Ю. Лермонтов?

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял,

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

Простерты в воздухе давно

Объятья каменные их,

И жаждут встречи каждый миг;

Но дни бегут, бегут года —

Им не сойтися никогда!

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты.

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари.

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег —

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз.

Седой, незыблемый Кавказ.

3. Вспомните сцену боя с барсом. Какие качества героя проявились в этой схватке? Почему юноша победил могу­чего зверя?

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой

Протяжный, жалобный, как стон.

Раздался вдруг... и начал он

Сердито лапой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилег,

И первый бешеный скачок

Мне страшной смертию грозил...

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор

Широкий лоб его рассек...

Он застонал, как человек,

И опрокинулся. Но вновь.

Хотя лила из раны кровь

Густой, широкою волной,

Вой закипел, смертельный бой!

Ко мне он кинулся на грудь.

Но в горло я успел воткнуть

И там два раза повернуть

Мое оружье... Он завыл.

Рванулся из последних сил,

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Вой продолжался на земле:

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Под свежим пологом лесов.

Казалось, что слова людей

Забыл я — ив груди моей

Родился тот ужасный крик,

Как будто с детства мой язык

К иному звуку не привык...

Но враг мой стал изнемогать.

Метаться, медленно дышать.

Сдавил меня в последний раз...

Зрачки его недвижных глаз

Блеснули грозно — и потом

Закрылись тихо вечным сном;

Но с торжествующим врагом

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!..

4. Каким размером, с помощью каких рифм написана по­эма? Как это влияет на характер стихотворной речи?

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой

5. Расскажите, что вспоминает герой о своем родном доме. Почему он так стремится на родину?

2 вариант

1. Вспомните эпиграф в поэме «Мцыри». Как он связан с идеей произведения?

2. Поэма М. Ю. Лермонтова— романтическая. Ее ге­рой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту
мысль строчками из исповеди Мцыри.

Мцыри признается старику-монаху:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну — но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила.

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв..

3. Какими художественными средствами пользуется по­эт, рисуя своего героя? Приведите примеры.

4. Пейзаж в поэме играет существенную роль, тем более что он дан в восприятии героя, значит, становится средст­вом характеристики Мцыри. Перечитайте описание утра из 11-й главы. Что особенного вы отметите? Что можносказать о человеке, так воспринимающем природу?

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд .

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов;

И грозды полные на них,

Серег подобье дорогих,

Висели пышно, и порой

К ним птиц слетал пугливый рой.

И снова я к земле припал

И снова вслушиваться стал

К волшебным, странным голосам:

Они шептались по кустам,

Как будто речь свою вели

О тайнах неба и земли; (...)

В то утро был небесный свод

Так чист, что ангела полет

Прилежный взор следить бы мог:

Он так прозрачно был глубок.

Так полон ровной синевой!

Я в нем глазами и душой

Тонул...

5. М. Ю. Лермонтов утверждал: «Как сладкую песню отчизны моей,// Люблю я Кавказ».Перечислите известные вам «кавказские» произведения поэта.

 

Контрольная работа №3

Н. В. ГОГОЛЬ. «РЕВИЗОР»

I вариант

1. Что называется комедией? К какому виду литератур­ных произведений относится комедия?

2. Комедия как любая драма пишется в форме диалогов и монологов. Вспомните, что называется диалогом, моно­логом, репликой. Приведите примеры из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

3. Узнайте героя комедии по его словам в диалоге. Как в речи проявляются его мысли и чувства? Как автор пере­дает свое отношение к герою?

Уж на что, осмелюсь доложить вам, головоломна обязан­ность градоначальника! Сколько лежит всяких дел, относительно одной чистоты, починки, поправки... словом, наиумнейший чело­век пришел бы в затруднение, но благодаря Богу, все идет благо­получно. Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах; но, верите ля, что, даже когда ложишься спать, все думаешь: «Гос­поди Боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело

мою ревность и было довольно...» Наградит ли оно или нет, конеч­но, в его воле, по крайней мере, я буду спокоен в сердце. Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо со­держатся, пьяниц мало... то чего ж мне больше? ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но перед добродетелью все прах и суета.

АртемийФилиппови ч (в сторону). Эка, бездельник, как расписывает! Дал же Бог такой дар!

Хлестако в. Это правда. Я, признаюсь, сам люблю иногда заумствоваться: иной раз прозой, а в другой и стишки выкинутся.

4. Почему пьеса завершается «немой сценой»? О чем, по вашему мнению, думают ее участники?

II вариант

1.Что называется сюжетом? Перечислите все его эле­менты.

2. Попробуйте назвать, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета.

3. Любая пьеса начинается с перечня действующих лиц. В своей комедии Н. В. Гоголь дает еще замечания для гос­под актеров с краткой характеристикой героев. Узнайте одного из них по описанию. Какими средствами писатель добивается комического эффекта?

Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколь­ко вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохра­нять в лице своем значительную мину. Говорит басом, с продолго­ватой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.

4. В комедии герой раскрывается прежде всего в сло­вах: он рассказывает о себе, своих чувствах (или скрывает их), и по тому, что и как говорит персонаж, можно судить
о его личности. Определите по отдельным репликам, кому они принадлежат. Свой ответ аргументируйте.

а) «Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

б) «Нет, нет, позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал; авось Бог вынесет теперь».

в) «Знаю, знаю... Этому не учите, это я делаю не то чтобы из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю уз­нать, что есть нового на свете».

г) «Не приведи Бог служить по ученой части, всего боишься.Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».

д) «Ничего, ничего, я так: петушком, петушком побегу за дрож­ками. Мне бы только немножко в щелочку-та, в дверь этак посмот­реть, как у него эти поступки...»

е) «Да делать-то, конечно, нечего. А за ошибку-то повели ему заплатить штрафт. Мне от своего счастья нечего отказываться, а деньги бы мне теперь очень пригодились».

5. Вспомните, какой эпиграф Н. В. Гоголь предпослал комедии «Ревизор». Как вы поняли его смысл?

Контрольная работа №4.

ПОВЕСТЬ И.С.ТУРГЕНЕВА «АСЯ»

I вариант

1. Вспомните, что мы называем повестью. Что делает рассказ о чудесной девушке Асе особенно поэтичным?

2. Прочитайте отрывок. Как вы поняли разговор геро­ев? О каких крыльях идет речь?

Но мне было не до рассказов. Я глядел на нее, всю облитую ясным солнечным лучом, всю успокоенную и кроткую. Все радо­стно сияло вокруг нас, внизу, над вами — небо, земля и воды; са­мый воздух, казалось, был насыщен блеском.

Посмотрите, как хорошо! — сказал я, невольно понизив голос.

Да, хорошо! — так же тихо отвечала она, не смотря на ме­ня. — Если бы мы с вами были птицы, — как бы мы взвились, как бы полетели. Так бы и утонули в этой синеве... Но мы не птицы.

А крылья могут у нас вырасти, — возразил я.

Как так?

Поживете — узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья.

А у вас были?

Как вам сказать... Кажется, до сих пор еще не летал.

3. Среди средств художественной изобразительности, ис­пользованных И. С. Тургеневым, можно отметить пейзаж, портрет, деталь, рассказ одного из героев (господина Н. Н., Гагина) я др. Перечитайте портрет героини из II главы повести. В чем его своеобразие?

Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким но­сом, почти детскими щечками и светлыми глазами. Она была гра­циозно сложена, но как будто не вполне еще развита (...) ее черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и на уши (...) Я не видал существа более подвижного. Ни одно мгновенье она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голо­ву. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.

4. Как вы считаете, что больше всего привлекает вни­мание в Асе: внешняя миловидность, экстравагантность поведения или богатство духовного мира, «крылатость»?

5. Подумайте, как бы вы определи л ж тему повести. Как с темой связано название?

П вариант

1. Перечитайте эпилог повести. К какому выводу при­ходит рассказчик? В чем разница между господином Н. Н., рассказывающим эту историю, и юношей Н., в далекой Германии познакомившимся с Гагиными?

2. Пейзажные зарисовки в повести играют немаловаж­ную роль. Перед вами— одна из них. Прочитайте и скажите, почему герою не хочется возвращаться в этот вечер домой. Какова функции пейзажа? Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?

Я ушел поздно. Въехавши на середину Рейна, я попросил пере­возчика пустить лодку вниз по течению. Старик поднял весла — и царственная река понесла нас. Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце... поднял гла­за к небу — но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды; тревожное оживление мне чудилось повсюду — и тревога росла во мне самом. Я облокотился на край лодки... Шепот ветра в моих ушах, тихое журчание воды за кормою меня раздражали, в свежее дыханье волны не охлаждало меня; соловей запел на бере­гу и заразил меня сладким ядом своих звуков. Слезы закипали у меня на глазах, но то не были слезы беспредметного восторга. Что я чувствовал, было не то смутное, еще недавно испытанное ощу­щение всеобъемлющих желаний, когда душа ширится, звучит, когда ей кажется, что она все понимает и все любит... нет! во мне за­жглась жажда счастия. Я еще не смел назвать его по имени, — но счастья, счастья до пресыщения — вот чего хотел я, вот о чем то­мился... А лодка все неслась, и старик перевозчик сидел и дремал, наклонясь над веслами.

3. Вспомните, как называются составные элементы сю­жета. Попробуйте определить, какое из событий повести «Ася» можно соотнести с каждым из них.

4. Как вы думаете, почему Гагин уверен, что Н. не же­нится на его сестре?

5. Попробуйте рассказать о свидании молодых людей и последующем отъезде Аси и Гагина от лица фрау Луизе;Гагина; самой Аси.

6. Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

1.Программа Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. «Литература: Программа: 5-11 классы общеобразователь­ных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2007»

2.Учебник Ланина Б.А «Литература: 8 класс для учащихся общеобразователь­ных учреждений: в2 ч./ Ланин Б.А., Устинова Л.Ю, Шамчикова В.М; под ред.проф. Ланина Б.А - М.: Вентана-Граф, 2010»

Дополнительная литература

Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. Москва «Локид-Пресс», 2007

Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. Дрофа, Москва, 2007

Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У-Фактория, 2006

Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. Москва «Просвещение», 2007

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007

Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск. И.А.Фогельсон. Материк – Альфа, 2010

Сборник нормативных документов. Литература . Федеральный компонент государственного стандарта. Москва, Дрофа, 2010

Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Дрофа, 2011

Литература Древней Руси и 18 века. Л.А.Ольшевская, С.Н.Травников. Москва, Новая школа, 2009

Художественный мир русской прозы 18 – 19 вв. С.М.Аюпов. Сыктывкар, 2008

История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2009

Литература. Тесты 5 – 8 классы. Москва, Дрофа, 2011

Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Дрофа», 2007

Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2010

Поурочные разработки по зарубежной литературе. Н.В.Егорова. Москва, «ВАКО», 2004

Литература в классе. Урок за уроком. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А.Холодкова. Москва, «Русское слово», 2010

Поурочные разработки 8 класс, Н.В.Егорова, М., «Вако», 2007

Мультимедийные пособия:

Большая детская энциклопедия.

Большая детская энциклопедия. Русские словари

Стилистический словарь русского языка

Большой словарь русского языка

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля

Толковый словарь русского языка

Даль В.И. Рукописные словари

Толковый словарь живого великорусского языка

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия

Академия речевого этикета

Экспресс подготовка к экзамену. Литература.9-11 класс

Старшекласснику и абитуриенту

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.