Рабочая программа по литературе (8 класс, УМК: Б.А. Ланин)
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: |
Литература 8 Б.А.Ланин 70 |
Раздел 1.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса является экспериментальной, она составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, основана на программе Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. «Литература: Программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2008». Количество часов на изучение курса соответствует Базисному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации -70 часов (2 часа в неделю). Учебник Б.А.Ланина апробируется в течение 3 лет /Приказ Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области №2720 от 27.10.10 /.
В программу заложены следующие взаимосвязанные компоненты литературного образования: образовательный, просветительский, воспитательный.
В программе реализуются идеи Стандарта полного (общего) образования по литературе и полностью охвачен минимум литературного образования. Предполагается, что не входящие в минимум литературного образования произведения учитель может заменить или пропустить, исходя из конкретных особенностей учебного процесса
В рабочей программе реализуется важнейшая цель литературного образования: воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению; приобщать их к богатствам отечественной и мировой художественной литературы; развивать способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы; формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей, их потребность в творческом самовыражении. Критерии отбора авторов и произведений:
литературная, культурная и общественная значимость творчества писателя;
репрезентативность произведения для творчества изучаемого писателя;
3) методическая и культурная традиция;
доступность литературного произведения школьникам — развиваемая и взятая в динамике;
«интересность» произведения (как по тематике, так и по художественному воплощению).
Программа построена на сочетании концентрического (в основной школе), хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.
Специфика программы заключается в организации материала, которая позволяет учителю решать следующие задачи: постепенно приобщать учащихся к миру литературы; формировать способности к восприятию, интерпретации и критической оценке произведения как искусства слова; развивать индивидуальный читательский вкус и тем самым способствовать становлению личностного самосознания школьников. Очевидной новизной является активное использование Интернета в процессе формирования читательской деятельности — не только в качестве источника информации, но и как стимула к изучению литературы, что позволяет на доступном учащимся уровне проследить основные тенденции ее развития, определить «вечные» темы и проблемы, в том числе интересующие юных читателей.
Специфика рабочей программы заключается также в ее нацеленности на включение ученика в современный литературный процесс — в качестве читателя или (по мере способностей и желания) участника. Новые информационные технологии, особенно Интернет, позволяют каждому желающему школьнику увидеть свои тексты опубликованными. Вместе с тем тексты, написанные тысячами и тысячами различных авторов, становятся настоящим валом, захватывающим современного читателя и ставящим его перед необходимостью самостоятельно выстраивать свой круг чтения.
Использование Интернет-ресурсов является принципиально важным новшеством программы. В начале XXI века количество пользователей Интернета удваивается в России каждые два с половиной года. Временное отставание от потребностей общества в техническом оснащении преодолевается невероятно быстро. Будущее чтение неразрывно связано как с печатным текстом, так и с электронными его форматами. Поэтому наряду с понятием «текст» мы вводим и необходимое в новую информационную эпоху понятие «гипертекст». Представление о гипертексте является ключевым для Интернет-чтения и для написания текстов с целью последующей публикации в Интернете. Противопоставление в нашей программе (без использования излишних терминов) «линейных/нелинейных повествований», т. е. текста и гипертекста, не только является принципиальной новизной методики, но и открывает реальные перспективы, философски, информационно и технологически обоснованные, для развития и совершенствования преподавания литературы в школе XXI века.
Стратегия программы в случае успешной практической реализации дает возможность школьникам не только научиться выражать свое отношение к прочитанным литературным произведениям, но и, благодаря публикациям в Интернете, сверять свое мнение с оценками других корреспондентов — сверстников, учителей, литературных критиков, писателей.
Программа включает оптимальный объем теоретических сведений, тесно связанных с конкретными литературными произведениями, расширяет историко-литературный контекст, в том числе за счет привлечения мемуарных и различных историко-литературных материалов. Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, разнообразную по формам и содержанию: от простейшего ученического исследования до публикации в Интернете своих работ и самостоятельного создания собственных сайтов (в том числе литературных). Среди традиционных классических форм, методов и приемов обучения мы особенно выделяем общение в малых группах на уроках литературы и «медленное чтение» (М.О. Гершензон), при котором читатель, погружаясь в текст, раскрывает многие не заметные на первый взгляд особенности языка и стиля писателя.
.
2.Требования к уровню подготовки учащихся
Программа Б.А.Ланина предполагает развивать у учащихся следующие составляющие современной учебной и читательской деятельности:
«культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах;
навыки находить экспертные оценки: мнения учителей, критиков, родителей, новостную информацию и т. д. — и опираться на них;
умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники
навыки в специфическом чтении и составлении Интернет-текстов (краткость «в три экрана», графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию «в три клика»).
Ученики должны:
-воспринимать художественное произведение с учетом специфики языка художественной литературы, истолковывать проблематику и систему образов, особенности композиции и средства создания образов-персонажей; выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в художественном тексте, воспроизводить его конкретное содержание: знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия;
-рассматривать изученное произведение в связи с литературными направлениями эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом), их эстетическими манифестами, раскрывать основные черты этих направлений, определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;
-использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
-интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;
-различать авторский замысел и особенности его воплощения;
-выделять сквозные линии развития литературы (Д.С. Лихачев), составляющие ее национальную специфику («маленький человек», «лишний человек» и т. п.);
-выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;
- пользоваться справочным аппаратом книги, находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе литературные ресурсы Интернета и в связи с последним — понимать разницу между текстом и гипертекстом;
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Содержание (разделы, темы) |
Дата |
Понятия и термины |
Деятельность учащихся |
Домашнее задание |
|
план |
факт |
|||||
1 |
Жанры устного народного творчества и литературные жанры. |
3.09.2011 |
Основные темы и художественные особенности. |
Конспект вступительной статьи |
||
2 |
«Повесть временных лет» (отрывки по выбору учителя) «Повесть временных лет» как исторический и литературный памятник, художественные особенности. |
7.09.2011 |
Летописные жанры: историческая повесть, поучение, житие. |
|||
3 |
«Житие Сергия Радонежского» (фрагменты в пересказе Б. Зайцева) Особенность изображения героя в житии. Реальное и чудесное в произведении. Особенности стиля. |
10.09.2011 |
Жития, светские повести |
Написать сочинение на тему “Преподобный Сергий Радонежский в истории Русского государства” |
||
4 |
Афанасий Никитин. «Хожение (хождение) за три моря» (фрагменты по выбору учителя) Образ автора. Хожение как жанр, его особенности. Простота и доступность языка. |
14.09.2011 |
Хожения (хождения), |
|||
5 |
М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество.«Ода на день восшествия на всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». |
17.09.2011 |
Литературные направления (начальное понятие). Классицизм: идеология и эстетика. Ода. |
Наизусть отрывок, конспект "Теория трёх штилей" |
||
6 |
Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество драматурга.«Недоросль» (сцены из комедии) Просветительская проблематика: понимание государственной службы как служения Отечеству, изображение бесправия крепостных крестьян. |
21.09.2011 |
Черты классицизма в пьесе: единство места, времени и действия, «говорящие» имена и фамилии |
Цитатная характеристика главных персонажей |
||
7 |
Тема воспитания в комедии. Современное звучание произведения. |
24.09.2011 |
Приемы создания комического эффекта. Речь героев как средство их характеристики. |
Письменно сравнить пьесы "Мещанин во дворянстве" и "Недоросль" по плану на стр.68 |
||
8 |
А.Н. Радищев Жизнь и творчество писателя. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор с чтением избранных глав).Просветительский пафос повести. |
28.09.2011 |
Пересказ выбранного эпизода, конспект "Классицизм как литературное направление" |
|||
9 |
Н.М. Карамзин Жизнь и творчество писателя. «Бедная Лиза». «Естественный человек» и человек цивилизованный в повести. |
1.10.2011 |
Русский сентиментализм, его основные черты и особенности. |
Читательские задачи на стр.93, конспект "Сентиментализм как литературное направление |
||
10 |
Сюжет и композиция повести, композиционная роль авторских отступлений, способы показа «внутреннего человека» (Н.М. Карамзин): «психологический жест», речь героев, одушевление природы. |
5.10.2011 |
Поэтика сентиментальной повести. |
Дать письменный ответ "Рассудок и любовь в повести" |
||
11 |
А.И.Куприн. «Гранатовый браслет». Тема любви. Трагические чувства Желткова. Роль вставных новелл. |
8.10.2011 |
Жизнь и судьба писателя. |
Читательские задачи на стр.127 |
||
12 |
Финал как заключительный аккорд музыкальной темы произведения. Роль цветовой детали |
12.10.2011 |
Связь между видами искусства. «Аппассионата» Л. Бетховена. |
Тема для обсуждения. «Маленький» ли человек Желтков? |
"Как проявляются в "Гранатовом браслете черты русского сентиментализма" |
|
13 |
У. Шекспир «Ромео и Джульетта» (сцены) Тема любви и рока в трагедии. Эволюция образов Ромео и Джульетты. |
15.10.2011 |
Трагедия. |
Читательские задачи на стр.189 /1-6/ |
||
14 |
Особенности авторского повествования: сочетание поэзии и прозы, комических, трагических и лирических сцен. |
19.10.2011 |
Сочинение-рассуждение: "В чем заключается актуальность трагедии?" |
Читательские задачи на стр.189 /7-12/ |
||
15 |
Внеклассное чтение. Сонеты Шекспира. Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира. |
2.11.2011 |
Сонет. |
Выучить наизусть выбранный сонет, письменно анализ сонета |
||
16 |
Классное сочинение "Тема любви и рока в произведении..."/по выбору учащегося/ |
5.11.2011 |
Конспект "Романтизм как литературное направление",индивидуальные сообщения "Поэты пушкинской поры" |
|||
17 |
Г.Р. Державин. Жизнь и творчество поэта. «Памятник», «Властителям и судиям», «Ключ», «Фелица» (фрагменты), «Русские девушки», «Снегирь», «Соловей», «Бог» (другие — по выбору учителя) Многообразие тематики поэзии Державина. Гражданские и философские оды. |
9.11.2011 |
Новаторство поэта: расширение жанровых рамок, разрушение системы «трех штилей». |
Анализ выбранного стихотворения, выучить стихотворение или отрывок наизусть |
||
18 |
Тема поэтического творчества. Цветовые эпитеты в лирической поэзии Державина, пластичность и конкретность образов. |
12.11.2011 |
Анакреонтическая лирика. |
Читательские задачи на стр.151 |
||
19 |
В.А. Жуковский Жизнь и творчество поэта. «Светлана» Русская фольклорная традиция в балладе. Изображение внутреннего мира героев. Психологизм в описании переживаний главной героини. |
16.11.2011 |
Жанр баллады в творчестве Жуковского. |
Читательские задачи на стр.168 |
||
20 |
Создание романтического характера. «Море», «Невыразимое» и др. Мотив поэтического молчания: как передать словами «невыразимое»? |
19.11.2011 |
Параллелизм в описании образа моря и человеческой души. |
Центральные темы и образы лирики Жуковского. |
Анализ выбранного стихотворения, выучить стихотворение наизусть |
|
21 |
К.Н. Батюшков. Жизнь и творчество поэта. «Выздоровление», «Элизий», «Тень друга», «Вакханка», «Мой гений», «Таврида», «К другу», «Есть наслаждение и в дикости лесов. ..» (другие — по выбору учителя) Элегии Батюшкова — основной жанр его творчества. Эмоциональное разнообразие переживаний в батюшковских элегиях: грусть, предчувствие близкой смерти, тоска, радость, счастье от упоения жизнью и молодостью. Мотив мечты |
23.11.2011 |
Античные образы в стихотворениях поэта, их пластичность. Гармония звучания и содержания. |
Анализ выбранного стихотворения, выучить стихотворение наизусть |
||
22 |
А. С. Пушкин. Жизнь и судьба. |
26.11.2011 |
Хронологическая таблица"Жизнь и творчество А.С.Пушкина" |
|||
23 |
«Если жизнь тебя обманет...», «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар» Размышления о смысле жизни в лирике Пушкина. Тема свободы. |
30.11.2011 |
Романтические образы в пушкинской поэзии 1820-х гг. |
Анализ выбранного стихотворения, выучить стихотворение наизусть |
||
24 |
«Бесы». Особенности инструментовки стихотворения. |
3.12.2011 |
Приемы создания таинственной, мистической атмосферы. |
Анализ стихотворения, выучить стихотворение наизусть |
||
25 |
«Осень».Авторское настроение и сюжет в лирическом произведении. Размышления о природе творчества. Особенности лексики стихотворения, его композиции. Жанровые особенности отрывка. |
7.12.2011 |
Новаторство поэта: создание реалистического стиля. |
Стр.215 "Выскажите своё отношение к прочитанному" |
||
26 |
«Пророк», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, ее эволюция. |
10.12.2011 |
Образ поэта. |
Анализ выбранного стихотворения, выучить стихотворение наизусть |
||
27 |
«К***», «На холмах Грузии...», «Я Вас любил: любовь еще, быть может...» Своеобразие любовной лирики поэта. Жертвенность и благородство чувств лирического героя. «Биография души» поэта в интимной лирике. |
14.12.2011 |
Музыкальность стихотворений, их звуковая инструментовка. |
Анализ выбранного стихотворения, выучить стихотворение наизусть |
||
28 |
«Кавказский пленник». Жанр романтической поэмы. Особенности образа главного героя. |
17.12.2011 |
Романтизм как литературное направление. Поэма как литературный жанр. Романтическая поэма (повторение и обобщение). |
Мир героев поэмы "Кавказский пленник" |
||
29 |
Проблема чести и долга в произведении. Мир и человек в романтическом произведении. |
21.12.2011 |
"Черты романтизма в поэме"/анализ/ |
|||
30 |
«Моцарт и Сальери» Заглавные образы произведения. Творческая природа искусства, тайна вдохновения. Образ черного человека |
24.12.2011 |
Тема для обсуждения. «Совместны» ли гений и злодейство? |
Сочинение-размышление "Зависть свет в нас убивает" |
||
31 |
Классное сочинение по лирике А.С.Пушкина |
28.12.2011 |
Подготовиться к контрольному тестированию по данным темам |
|||
32 |
Контрольное тестирование |
11.01.2012 |
Читать "Капитанскую дочку" |
|||
33 |
Внеклассное чтение. Предшественники и современники А.С.Пушкина |
14.01.2012 |
Тема изгнанничества в лирике. Образ отверженного героя |
Е.А. Боратынский Жизнь и творчество поэта. «Финляндия», «Родина», «Осень» «Поэзия мысли» Евгения Боратынского и ее автобиографизм.. |
"История в повести "Капитанская дочка" |
|
34 |
«Капитанская дочка». Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Историческая основа повести. |
18.01.2012 |
Сравнительная характеристика Гринёва и Пугачёва |
|||
35 |
Гринев и Пугачев, их встречи, «обмен дарами». Тема русского бунта. |
21.01.2012 |
Система характеров в произведении. Понятие об историческом романе. |
Тема для обсуждения. Личное и государственное в понимании героев Пушкина. |
Образы автора и рассказчика |
|
36 |
Проблема жанра: повесть или роман? Роль эпиграфа. Автор и рассказчик. |
25.01.2012 |
Чем отличается повесть от романа |
Читательские задачи на стр.227 |
||
37 |
Фольклорные жанры в произведении |
28.01.2012 |
Связь между видами искусства. Экранизация произведения (режиссер В. Каплуновский, 1958 г.). |
Творческое задание. Сопоставление работы Ю.М. Лотма-на «Идейная структура „Капитанской дочки"» и фрагментов из книги М.И. Цветаевой «Мой Пушкин». |
||
38 |
Контрольная работа по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» |
1.02.2012 |
Хронологическая таблица"Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова" |
|||
39 |
М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Из Гете».Лирическая исповедь и элегия в творчестве поэта. Мотивы покоя и одиночества. |
4.02.2012 |
Антитеза как основной художественный прием в лирике М.Ю. Лермонтова. |
Жизнь и судьба. |
Анализ выбранного стихотворения, выучить стихотворение наизусть |
|
40 |
«Нет, я не Байрон, я другой...», «Как часто пестрою толпою окружен...», «И скучно, и грустно...», «Дума». Духовный мир лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова. Трагическое одиночество лирического героя. |
8.02.2012 |
Философская проблематика и психологизм лирики. |
Творческая работа: М.Ю. Лермонтов и Дж. Байрон. Размышления поэта о собственной судьбе и судьбе поколения. |
Анализ выбранного стихотворения, выучить стихотворение наизусть |
|
41 |
«Прощай, немытая Россия...», «Родина».Тема Родины в лирике Лермонтова. Противоречивость отношения к России. |
11.02.2012 |
Гражданский пафос и элегичность стихотворений. |
Анализ выбранного стихотворения, выучить стихотворение наизусть |
||
42 |
«Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк». Драматическая судьба поэта в современном поэту мире. Обреченность поэта, его непонятость людьми. |
15.02.2012 |
Дума как литературный жанр. |
Анализ выбранного стихотворения, выучить стихотворение наизусть |
||
43 |
«Мцыри». Гуманистический пафос произведения. Романтическое двоемирие: прекрасный мир мечты и свободы и монастырь. |
18.02.2012 |
Особенности языка поэмы: развернутые метафоры и олицетворения. |
Тема для обсуждения. Взаимосвязь европейской и отечественной литератур: темы, образы, мотивы. |
Читательские задачи на стр.281 |
|
44 |
Особенности композиции: предыстория и исповедь Мцыри. Герой-бунтарь в поэме Лермонтова. Пейзаж как отражение души героя. |
22.02.2012 |
Особенности русского романтизма (начальное понятие). |
Творческое задание. Жанр романтической поэмы в творчестве русских поэтов XIX в. |
Творческие задачи стр.282 |
|
45 |
Контрольная работа по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» |
25.02.2012 |
Цитатный план к сочинению |
|||
46 |
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.Ю.Лермонтова |
29.02.2012 |
Хронологическая таблица"Жизнь и творчество Н.В.Гоголя" |
|||
47 |
Н.В. Гоголь. «Ревизор» История создания комедии. Сюжет и композиция «Ревизора», особенности конфликта. |
3.03.2012 |
Жизнь и судьба писателя. |
Характеристика чиновников/письменно/ |
||
48 |
Нравы уездного города: смысл эпиграфа. Типичность персонажей пьесы: групповой портрет чиновников. |
7.03.2012 |
Образ Хлестакова /письменно/ |
|||
49 |
Образ Хлестакова. |
10.03.2012 |
Интернет. Написание отзыва о спектакле для театрального сайта. |
Задание "Внимательный ли вы читатель" на стр.285 |
||
50 |
Приемы создания комического. Сатира, юмор и ирония в произведении. |
14.03.2012 |
Связь между видами искусства. Сценические интерпретации комедии: Хлестаков на русской сцене. «Инкогнито из Петербурга» (режиссер Л. Гайдай, 1977 г.); телеспектакль Московского Театра сатиры «Ревизор» (постановка В. Плучека, 1982 г.); «Ревизор» (режиссер С. Газаров, 1996 г.). Современные постановки пьесы. |
Читательские задачи на стр.286 |
||
51 |
Контрольная работа по комедии «Ревизор» |
17.03.2012 |
||||
52 |
«Шинель». Трагическая судьба героя. Отношение автора к своему герою. |
21.03.2012 |
Темы для обсуждения. «Я брат ваш!» (Акакий Акакиевич). «Маленький человек» в русской литературе. |
Читательские задачи на стр.317 |
||
53 |
Образ Петербурга в повести. Роль фантастического финала. |
4.04.2012 |
Конспект лекции В.В. Набокова об Н.В. Гоголе. |
Хронологическая таблица"Жизнь и творчество И.С. Тургенева" |
||
54 |
И.С. Тургенев Жизнь и судьба писателя. «Записки охотника». История создания, основные темы цикла рассказов. |
7.04.2012 |
Творческое задание. Мастерство Тургенева-рассказчика: сюжеты, герои, язык произведений. |
Читательские задачи на стр.86 |
||
55 |
И.С. Тургенев. «Певцы». Образы Дикого Барина и Якова Турка. Народная песня в рассказе Тургенева. Эмоциональность, взволнованность повествования. |
11.04.2012 |
Читательские задачи на стр.87 |
|||
56 |
И.С. Тургенев. «Бирюк». Роль пейзажа в раскрытии образа героя. Авторское отношение к изображаемому. |
14.04.2012 |
Составление таблицы: Система характеров. |
Анализ стихотворения в прозе/письменно/ |
||
57 |
И.С. Тургенев «Русский язык», «Памяти Ю.П. Вревской», «Нищий» Лирика в стихах и прозе. |
18.04.2012 |
Стихотворение в прозе как литературный жанр. |
Творческое задание. Создание стихотворения в прозе. |
Стихотворение «Русский язык» выучить наизусть |
|
58 |
«Ася». История несостоявшегося романа: главный герой и Ася. |
21.04.2012 |
Метафоричность языка, его живописность. |
Тема для обсуждения. Русская критика о повести: споры о главных героях (Д.И. Писарев «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова», Н.Г. Чернышевский «Русский человек на rendez-vous»). |
Читательские задачи на стр.113 |
|
59 |
Романтические черты героини: одухотворенность и мечтательность. Пейзаж в повести, его роль. |
25.04.2012 |
Связь между видами искусства. Экранизация повести «Ася» (режиссер И. Хейфиц, 1977 г.). |
Подготовиться к контрольной работе |
||
60 |
Контрольная работа по повести И.С.Тургенева «Ася» |
28.04.2012 |
Контрольная работа |
Хронологическая таблица"Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского " |
||
61 |
Ф.М. Достоевский. «Бедные люди» Название повести как характеристика героев. Тема «маленького человека» в произведении Достоевского. |
2.05.2012 |
Эпистолярный жанр. |
Жизнь и судьба писателя. |
Читательские задачи /1-6/ на стр.59 |
|
62 |
Пространство как завязка конфликта. Герои в поиске выхода из одиночества. Художественные особенности произведения. |
5.05.2012 |
Тема для обсуждения. «Все мы вышли из гоголевской „Шинели"» (Ф.М. Достоевский): традиции Гоголя в произведении Достоевского. |
Читательские задачи /7-12/ на стр.59 |
||
63 |
Н.А. Некрасов. Жизнь и судьба поэта. «Русские женщины».История создания поэмы. Историческая основа сюжетных событий и художественный вымысел писателя. Особенности композиции. |
12.05.2012 |
Жизнь и судьба писателя. |
Творческое задание. Ученическое исследование: А.Ф. Кони о Н.А. Некрасове. |
||
64 |
Образы жен декабристов в поэме Н.А. Некрасова. Характер русской женщины, тема женской верности в поэме. |
16.05.2012 |
Тема для обсуждения. Поэт и его призвание: Пушкин, Лермонтов, Некрасов о поэте и поэзии. |
Характеристика главных героинь |
||
65 |
Классное сочинение. Нравственные проблемы в творчестве писателя/по выбору учащегося/ |
19.05.2012 |
Подготовиться к тестированию по данным темам |
|||
66 |
Итоговое тестирование |
23.05.2012 |
Хронологическая таблица"Жизнь и творчество А.П. Чехова" |
|||
67 |
А.П. Чехов. «Душечка», «Анна на шее» История человеческой жизни как основа сюжета. |
26.05.2012 |
Жизнь и судьба писателя. |
Читательские задачи на стр.154 |
||
68 |
Сопоставительный анализ образов главных героинь. |
30.05.2012 |
Самостоятельная работа: сопоставительный анализ образов главных героинь. |
Рабочие материалы к сочинению |
||
69-70 |
Резервные уроки |
4. Содержание программы
8 КЛАСС (70 часов)
Ведущая тема. Литература в поисках героя Повторение. Жанры устного народного творчества и литературные жанры.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
У истоков великой русской литературы. Основные темы и художественные особенности. Самобытный характер древнерусской литературы.
Летописные жанры. Русские летописи. История летописей. Летописцы и их творчество.
«Повесть временных лет» (отрывки по выбору учителя) «Повесть временных лет» как исторический и литературный памятник, художественные особенности. Летописные жанры: историческая повесть, поучение, житие. Фольклорные мотивы в «Повести».
Жития, хожения (хождения), светские повести «Житие Сергия Радонежского» (фрагменты в пересказе Б. Зайцева). Особенность изображения героя в житии. Реальное и чудесное в произведении. Особенности стиля.
Афанасий Никитин «Хожение (хождение) за три моря» (фрагменты по выбору учителя)
Образ автора. Хожение как жанр, его особенности. Простота и доступность языка. «Повесть о Ерше Ершовиче» Сатирическая повесть, средства создания комического. Подробности описания быта.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
М.В. Ломоносов Жизнь и творчество.
«Ода на день восшествия на всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Жанр оды в творчестве М.В. Ломоносова: торжественная, философская, духовная ода. Воспевание России в торжественной оде, обращение к монархине с похвалой и поучением. Композиция произведения, метафоричность стиля. «Теория трех штилей» Ломоносова как основа иерархии жанров классицизма.
Теория литературы. Литературные направления (начальное понятие). Классицизм: идеология и эстетика. Ода.
Д.И. Фонвизин.Жизнь и творчество драматурга.
«Недоросль» (сцены из комедии).Черты классицизма в пьесе: единство места, времени и действия, «говорящие» имена и фамилии. Просветительская проблематика: понимание государственной службы как служения Отечеству, изображение бесправия крепостных крестьян. Тема воспитания в комедии. Приемы создания комического эффекта. Речь героев как средство их характеристики. Современное звучание произведения.
Теория литературы. Исторические корни драмы. Комедия как драматический жанр.
А.Н. Радищев.Жизнь и творчество писателя.
«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор с чтением избранных глав).Просветительский пафос повести. Образ «чувствительного путешественника». Социальная и нравственная проблематика произведения.
Н.М. Карамзин.Жизнь и творчество писателя.
«Бедная Лиза».Поэтика сентиментальной повести. «Естественный человек» и человек цивилизованный в повести. Сюжет и композиция повести, композиционная роль авторских отступлений, способы показа «внутреннего человека» (Н.М. Карамзин): «психологический жест», речь героев, одушевление природы.
Теория литературы. Русский сентиментализм, его основные черты и особенности.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Повторение. Драма как род литературы. Особенности драматического действия.
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» (сцены).Тема любви и рока в трагедии. Эволюция образов Ромео и Джульетты. Особенности авторского повествования: сочетание поэзии и прозы, комических, трагических и лирических сцен.
Сонеты (по выбору учителя).Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира.
Теория литературы. Трагедия. Сонет.
Темы для обсуждения. Поэтичность трагедии «Ромео и Джульетта». Трагедия и сонеты.
Связь между видами искусства. Экранизации трагедии (режиссер Ф. Дзеффирелли, 1968 г.). Сценические постановки: телеспектакль (режиссер А. Эфрос, 1982 г.), балет на музыку С. Прокофьева.
Данте «Божественная комедия» («Ад»)
Особенности жанра и композиции произведения. Образ поэта, спускающегося по кругам ада. Пороки человечества и наказание за них. Числовая символика. История названия поэмы.
Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Отражение в пьесе социального противоречия эпохи: богатеющая буржуазия, не имеющая прав и привилегий, и беднеющая аристократия. Комический характер господина Журдена. Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главного героя. Комические ситуации, их роль в развитии сюжета комедии.
Теория литературы. Комедия классицизма.
И.-В. Гёте «Фауст» (фрагменты). Проблематика трагедии. Герой в поисках смысла жизни. Вмешательство демонических сил в судьбу человека. Фауст и Мефистофель.
Э. Гофман.«КрошкаЦахес...» (фрагменты). Мир, отраженный в кривом зеркале. Безобразный уродец, присваивающий чужие достоинства. Образы Проспера Альпа-нуса и феи Розабельверды, вмешивающихся в ход событий. Борьба добра и зла. Ирония как стилеобразующий прием.
Теория литературы. Романтизм, ирония (обогащение понятий).
Тема для обсуждения. Чудесное в романтических произведениях.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Предшественники и современники А.С. Пушкина
Обзор раздела и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя).
Г.Р. Державин. Жизнь и творчество поэта.
«Памятник», «Властителям и судиям», «Ключ», «Фелица» (фрагменты), «Русские девушки», «Снигирь», «Соловей», «Бог» (другие — по выбору учителя).Многообразие тематики поэзии Державина. Гражданские и философские оды. Новаторство поэта: расширение жанровых рамок, разрушение системы «трех штилей». Тема поэтического творчества. Анакреонтическая лирика. Цветовые эпитеты в лирической поэзии Державина, пластичность и конкретность образов.
Дополнительная литература. Одноименные романы «Державин» В.Ф. Ходасевича и Ю.О. Домбровского.
В.А. Жуковский. Жизнь и творчество поэта.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского. Русская фольклорная традиция в балладе. Изображение внутреннего мира героев. Психологизм в описании переживаний главной героини. Создание романтического характера.
«Море», «Невыразимое» (другие — по выбору учителя).Центральные темы и образы лирики Жуковского. Мотив поэтического молчания: как передать словами «невыразимое»? Параллелизм в описании образа моря и человеческой души. Истовое стремление к недостижимому идеалу. Музыкальность лирики Жуковского. Роль звуковых и лексических повторов.
К.Н. Батюшков. Жизнь и творчество поэта.
«Выздоровление», «Элизий», «Тень друга», «Вакханка», «Мой гений», «Таврида», «К другу», «Есть наслаждение и в дикости лесов. ..» (другие — по выбору учителя)
Элегии Батюшкова — основной жанр его творчества. Эмоциональное разнообразие переживаний в батюшковских элегиях: грусть, предчувствие близкой смерти, тоска, радость, счастье от упоения жизнью и молодостью. Мотив мечты. Античные образы в стихотворениях поэта, их пластичность. Гармония звучания и содержания.
Античная лирика и поэзия эпохи Возрождения: Тибулл, Тор-квато Тассо (на выбор — обзор). Образы и мотивы, повлиявшие на поэзию Батюшкова.
А.А. Дельвиг. Жизнь и творчество поэта.
«Пушкину», «Элегия» («Когда, душа, простилась ты...»), «Вдохновение», «Сонет» («Златых кудрей приятная небрежность...»), «Романс» («Прекрасный день, счастливый день»), «Русская песня» («Соловей мой, соловей...») (другие — по выбору учителя)
Музыкальность лирики Дельвига. Своеобразие лирического героя. Традиционные поэтические и фольклорные образы. Тема любви и радости бытия как одна из ведущих тем творчества.
Теория литературы. Классицизм — сентиментализм — романтизм. Ода (повторение). Элегия, идиллия, романс как жанры романтической поэзии. Анакреонтика.
Связь между видами искусства. Романсы на стихи Жуковского, Батюшкова, Дельвига (музыка А. Алябьева, М. Яковлева, А. Варламова).
Интернет. Подобрать материалы для создания электронного варианта мини-энциклопедии об одном из русских поэтов: Н. Гнедич, Ф. Глинка, К. Рылеев, В. Кюхельбекер, Д. Давыдов, Н. Языков, Д. Веневитинов (по выбору).
Для самостоятельного чтения
Г.Р. Державин. «Осень во время осады Очакова», «Приглашение к обеду», «Соловей во сне», «Лебедь».
В.А. Жуковский. «Цветок», «Теон и Эсхил», «Песня» («Кольцо души-девицы»), «Утешение в слезах», «Листок», «К портрету Гете», «Ночной смотр», «Царскосельский лебедь».
К.Н. Батюшков. «Умирающий Тасс», «Судьба Одиссея», «Разлука», «Веселый час», «Мои пенаты», «Надежда», «Мечта».
А. С. Пушкин. Жизнь и судьба.
«Если жизнь тебя обманет...», «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар» (другие — по выбору учителя)
Размышления о смысле жизни в лирике Пушкина. Тема свободы. Романтические образы в пушкинской поэзии 1820-х гг.
«Бесы». Особенности инструментовки стихотворения. Приемы создания таинственной, мистической атмосферы.
«Осень».Авторское настроение и сюжет в лирическом произведении. Размышления о природе творчества. Особенности лексики стихотворения, его композиции. Жанровые особенности отрывка. Новаторство поэта: создание реалистического стиля.
«Пророк», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»
Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, ее эволюция. Образ поэта.
«К***», «На холмах Грузии...», «Я Вас любил: любовь еще, быть может...»
Своеобразие любовной лирики поэта. Жертвенность и благородство чувств лирического героя. «Биография души» поэта в интимной лирике. Музыкальность стихотворений, их звуковая инструментовка.
Связь между видами искусства. Романсы на стихи Пушкина (музыка М. Яковлева. М. Глинки, А. Алябьева, Б. Шереметева).
«Кавказский пленник»
Жанр романтической поэмы. Особенности образа главного героя. Проблема чести и долга в произведении. Мир и человек в романтическом произведении.
Теория литературы. Романтизм как литературное направление. Поэма как литературный жанр. Романтическая поэма (повторение и обобщение).
«Маленькие трагедии»
«Моцарт и Сальери». Заглавные образы произведения. Творческая природа искусства, тайна вдохновения. Образ черного человека.
Тема для обсуждения. «Совместны» ли гений и злодейство?
«Капитанская дочка».Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Историческая основа повести. Гринев и Пугачев, их встречи, «обмен дарами». Тема русского бунта. Проблема жанра: повесть или роман? Роль эпиграфа. Автор и рассказчик. Фольклорные жанры в произведении.
Теория литературы. Система характеров в произведении. Понятие об историческом романе.
Связь между видами искусства. Экранизация произведения (режиссер В. Каплуновский, 1958 г.).
Тема для обсуждения. Личное и государственное в понимании героев Пушкина.
Творческое задание. Сопоставление работы Ю.М. Лотма-на «Идейная структура „Капитанской дочки"» и фрагментов из книги М.И. Цветаевой «Мой Пушкин».
Е.А. Боратынский. Жизнь и творчество поэта.
«Финляндия», «Родина», «Осень»
«Поэзия мысли» Евгения Боратынского и ее автобиографизм. Тема изгнанничества в лирике. Образ отверженного героя.
«Разуверение», «Признание». Тема любви в творчестве Боратынского. Размышления о судьбе как о непреодолимой, высшей силе, довлеющей над человеком. Новеллистичность и психологизм любовной лирики поэта.
«Старательно мы наблюдаем свет...», «Не подражай...», «Мой дар убог...», «На смерть Гёте», «К чему невольнику мечтания свободы?..», «Когда твой голос, о поэт...», «Последний поэт» (другие — по выбору учителя). «Унылая» элегичность поэзии Боратынского, ее «холодная гармония». Утверждение поэзии как спасительной силы в бездуховном обществе, забывшем о красоте и милосердии. «Скромность» музы поэта, надежда найти в потомках единомышленника.
Теория литературы. Элегия (повторение и обобщение).
М.Ю. Лермонтов.Жизнь и судьба.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Из Гете»
Лирическая исповедь и элегия в творчестве поэта. Мотивы покоя и одиночества. Антитеза как основной художественный прием в лирике М.Ю. Лермонтова.
«Нет, я не Байрон, я другой...», «Как часто пестрою толпою окружен...», «Искучно, и грустно...», «Дума». Духовный мир лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова. Философская проблематика и психологизм лирики.
М.Ю. Лермонтов и Дж. Байрон. Размышления поэта о собственной судьбе и судьбе поколения. Контрастность образов лермонтовской лирики, мир маскарада и мир живых искренних чувств. Трагическое одиночество лирического героя.
«Прощай, немытая Россия...», «Родина». Тема Родины в лирике Лермонтова. Противоречивость отношения к России.
«Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк». Драматическая судьба поэта в современном поэту мире. Обреченность поэта, его непонятость людьми. Гражданский пафос и элегичность стихотворений. Особенности метафоры.
Теория литературы. Лексическая, композиционная и стилистическая антитеза. Дума как литературный жанр.
«Мцыри». Гуманистический пафос произведения. Романтическое двоемирие: прекрасный мир мечты и свободы и монастырь. Особенности композиции: предыстория и исповедь Мцыри. Герой-бунтарь в поэме Лермонтова. Пейзаж как отражение души героя. Особенности языка поэмы: развернутые метафоры и олицетворения.
Теория литературы. Особенности русского романтизма (начальное понятие).
Тема для обсуждения. Взаимосвязь европейской и отечественной литератур: темы, образы, мотивы.
Творческое задание. Жанр романтической поэмы в творчестве русских поэтов XIX в.
Н.В. Гоголь. Жизнь и судьба писателя. «Ревизор». История создания комедии. Сюжет и композиция «Ревизора», особенности конфликта. Нравы уездного города: смысл эпиграфа. Типичность персонажей пьесы: групповой портрет чиновников. Образ Хлестакова. Приемы создания комического. Сатира, юмор и ирония в произведении.
Связь между видами искусства. Сценические интерпретации комедии: Хлестаков на русской сцене. «Инкогнито из Петербурга» (режиссер Л. Гайдай, 1977 г.); телеспектакль Московского Театра сатиры «Ревизор» (постановка В. Плучека,
1982 г.); «Ревизор» (режиссер С. Газаров, 1996 г.). Современные постановки пьесы.
«Шинель»
Трагическая судьба героя. Отношение автора к своему герою. Образ Петербурга в повести. Роль фантастического финала.
Темы для обсуждения. «Я брат ваш!» (Акакий Акакиевич). «Маленький человек» в русской литературе.
Интернет. Написание отзыва о спектакле для театрального сайта.
Дополнительная литература. «Государственный призрак» — лекция В.В. Набокова об Н.В. Гоголе.
И.С. Тургенев Жизнь и судьба писателя. «Записки охотника» История создания, основные темы цикла рассказов. Мастерство Тургенева-рассказчика: сюжеты, герои, язык произведений.
«Певцы» Образы Дикого Барина и Якова Турка. Народная песня в рассказе Тургенева. Эмоциональность, взволнованность повествования.
«Бирюк» Роль пейзажа в раскрытии образа героя. Система характеров. Авторское отношение к изображаемому.
«Русский язык», «Памяти Ю.П. Вревской», «Нищий»Лирика в стихах и прозе. Метафоричность языка, его живописность.
Теория литературы. Стихотворение в прозе как литературный жанр.
Творческое задание. Создание стихотворения в прозе.
«Ася». История несостоявшегося романа: главный герой и Ася. Романтические черты героини: одухотворенность и мечтательность. Пейзаж в повести, его роль.
Тема для обсуждения. Русская критика о повести: споры о главных героях (Д.И. Писарев «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова», Н.Г. Чернышевский «Русский человек на rendez-vous»).
Связь между видами искусства. Экранизация повести «Ася» (режиссер И. Хейфиц, 1977 г.).
Ф.М. Достоевский Жизнь и судьба писателя.
«Бедные люди». Название повести как характеристика героев. Тема «маленького человека» в произведении Достоевского. Пространство как завязка конфликта. Герои в поиске выхода из одиночества. Художественные особенности произведения.
Теория литературы. Эпистолярный жанр.
Тема для обсуждения. «Все мы вышли из гоголевской „Шинели"» (Ф.М. Достоевский): традиции Гоголя в произведении Достоевского.
Н.А. Некрасов Жизнь и судьба поэта.
«Русские женщины». История создания поэмы. Историческая основа сюжетных событий и художественный вымысел писателя. Особенности композиции. Образы жен декабристов в поэме Н.А. Некрасова. Характер русской женщины, тема женской верности в поэме.
Творческое задание. Ученическое исследование: А.Ф. Кони о Н.А. Некрасове.
Тема для обсуждения. Поэт и его призвание: Пушкин, Лермонтов, Некрасов о поэте и поэзии.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ
А.П. Чехов Жизнь и судьба писателя.
«Душечка», «Анна на шее».История человеческой жизни как основа сюжета. Сопоставительный анализ образов главных героинь. Ироническое и лирическое в рассказах.
А.И. Куприн Жизнь и судьба писателя.
«Гранатовый браслет».Тема любви. Трагические чувства Желткова. Роль вставных новелл. Финал как заключительный аккорд музыкальной темы произведения. Роль цветовой детали.
Связь между видами искусства. «Аппассионата» Л. Бетховена.
Тема для обсуждения. «Маленький» ли человек Желтков?
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дж. Р. Р. Толкиен (Толкин) «Властелин колец». В поисках добра и справедливости. Гендальф: идея, ведущая человека по жизни.
У. Голдинг «Повелитель мух». Дети, создающие свое государство: жестокие игры и их жертвы. Дети и власть. Порочный круг насилия в романе. Символический образ «повелителя мух».
Связь между видами искусства. Современные экранизации произведений зарубежных писателей: «Повелитель мух» (режиссер П. Брукс, 1963 г.); «Властелин колец» (режиссер П. Джексон, 2002-2004 гг.).
Тема для обсуждения. Возможно ли создание идеального общества?
ИЗ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В.А. Пьецух «Прометейщина»
Переосмысление мифологического персонажа. Авторская ирония. Художественные особенности рассказа.
Тема для обсуждения. Мифологический сюжет в современной литературе.
Интернет. Знакомство с современным писателем (по выбору). Виртуальное интервью. Подписка на литературную рассылку. Первая электронная библиотечка: «Мои любимые книги». Дискуссия в чате на литературные темы: умение убеждать виртуальных собеседников.
КРУГ ЧТЕНИЯ
Русская литература
А.Т. Аверченко. Памфлеты из книги «Дюжина ножей в спину революции» (по выбору), сборник фельетонов «О хороших в сущности людях»
И.Ф. Анненский. Книга стихов «Кипарисовый ларец».
А.А. Ахматова. Книги стихов «Вечер», «Белая стая».
К.Д. Бальмонт. Произведения из книги стихов «Под северным небом».
Ю.В. Бондарев. «Батальоны просят огня», «Горячий снег».
И.А. Бунин. Стихотворения (по выбору).
Б.Л. Васильев. «А зори здесь тихие...».
М. Горький. «Дед Архип и Ленька».
А.Н. Житинский. «Параллельный мальчик».
М.М. Ибрагимбеков. «За все хорошее - смерть».
Н.М. Карамзин. «Предания веков» (сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского»), «Наталья, боярская дочь».
М.Ю. Лермонтов. «Маскарад».
И.Л. Андроников. «Загадка Н. Ф. И.».
А.П. Платонов. «Сокровенный человек», «В прекрасном и яростном мире».
А.С. Пушкин. Стихотворения (по выбору), «Бахчисарайский фонтан», «Домик в Коломне».
В.Г. Распутин. «Живи и помни», «Пожар», «Прощание с Матерой».
А.Н. Стругацкий, Б.Н. Стругацкий. «Понедельник начинается в субботу».
Л.Н. Толстой. «Юность».
И.С. Тургенев. «Три встречи», «Месяц в деревне», «Накануне» (по выбору).
Н.А. Тэффи. «Юмористические рассказы». М.И. Цветаева. «Идешь, на меня похожий...» (другие стихотворения — по выбору).
А.П. Чехов. Рассказы (по выбору).
5. Формы и средства контроля
Количество контрольных работ составлено в соответствии с методическим письмом Бел РИПКППС «О преподавании литературы
в 2011/2012 учебном году/
Контрольные работы и уроки внеклассного чтения по литературе в течение года
№ п/п |
Вид контрольной работы |
Всего контрольных работ |
1-я четверть |
2-я четверть |
3-я четверть |
4-я четверть |
1. |
Контрольное классное сочинение |
4 |
1 |
- |
2 |
1 |
2. |
Домашнее сочинение |
1 |
- |
1 |
- |
- |
3. |
Контрольное тестирование |
2 |
- |
1 |
- |
1 |
4. |
Уроки внеклассного чтения |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Контрольная работа №1
А.С.ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
I вариант
1. Что изучает наука история? Подумайте, какие повести можно назвать историческими.
2. 0 каком событии русской истории идет речь в данном отрывке? Как называется вся повесть и кто ее автор? От чьего лица ведется повествование?
Не ставу описывать нашего похода и окончания войны. Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. Правление было всюду прекращено: помещики укрывались по лесам. Шайки разбойников злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластно наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно... Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!
3. Прочитайте сов П. Гринева. Когда он привиделся гeрою? Чем интересен этот сон? Подумайте, зачем А. С. Пушкин включил сон в повествование.
Я находился в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония. Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блуждали по снежной пустыне... Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моей было опасение, чтоб батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием. С беспокойством, я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише, — говорит она мне, — отец болен, при смерти и желает с тобою проститься ». Пораженный страхом, я иду за вею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными липами. Я тихонько подхожу к постели; матушка приподнимает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он Воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего вижу, в постеле лежит мужик, с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И с какой мне стати просить благословения у мужика?» — «Все равно, Петруша, — отвечала мне матушка, — это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит...» Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о Тела и скользил В кровавых лужах... Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь, подойди под мое благословение...» Ужас и недоумение овладели мною:.. И в.эту минуту я проснулся; лошади стояли; Савельич дергал Меня за руку, говоря: «Выходи, сударь: приехали»'.
4. В связи с чем и кто из героев повести рассказывает калмыцкую сказку? Как вы понимаете ее иносказательный смысл? Каким образом отношение к идее сказки характеризует рассказчика и его слушателя?
Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивает у ворона: скажи, ворон-птипа, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь, мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там, что Вот даст! — какова калмыцкая сказка?
— Затейлива, но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину.
5. Почему Петр Гринев, называя Пугачева самозванцем, разбойником, злодеем, все-таки симпатизирует своему знакомому, не хочет его гибели, приходит проститься в день казни?
6. Каким вы представляете себе Петра Андреевича Гринева? Как вы думаете, почему его портрета нет в «Капитанской дочке»?
II вариант
1. Что называется эпиграфом? Для чего нужны эпиграфы? Какой эпиграф выбирает А. С. Пушкин для своей повести «Капитанская дочка»?
2. Вспомните эпиграфы, предпосланные другим главам повести. Что они собой представляют? Почему? Узнайте главу по эпиграфу.
Сторона ль моя сторонушка.
Сторона незнакомая!
Что не сам ли я на тебе зашел,
Что не добрый ли да меня конь завез:
Завезла меня, доброго молодца,
Прытость, бодрость молодецкая
И хмели ну шка кабацкая.
Старинная песня
3. Прочитайте описание. Какими художественными средствами пользуется автор? Какую роль в произведении играет этот отрывок?
Ямщик поскакал; во все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!»...
Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали. «Что же ты не едешь? — спросил я ямщика с нетерпением». «Да что ехать? — отвечал он, слезая с облучка, — невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом».
4. Почему повесть о пугачевском бунте называется «Капитанская дочка»? Кто главный герой?
5. Какие, кроме Пугачева, исторические лица встречаются на страницах повести? Опишите кого-нибудь из них.
Контрольная работа №2
РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «МЦЫРИ»
I вариант
1. Что называется поэмой? К какому роду литературы относят поэму? Почему?
2. В романтических произведениях (в том числе и в поэме) исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин. Перечитайте отрывок из 6-й главы поэмы «Мцыри». Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж. Какие художественные средства использовал М. Ю. Лермонтов?
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял,
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
Простерты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи каждый миг;
Но дни бегут, бегут года —
Им не сойтися никогда!
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты.
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари.
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег —
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз.
Седой, незыблемый Кавказ.
3. Вспомните сцену боя с барсом. Какие качества героя проявились в этой схватке? Почему юноша победил могучего зверя?
Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный, как стон.
Раздался вдруг... и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертию грозил...
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор
Широкий лоб его рассек...
Он застонал, как человек,
И опрокинулся. Но вновь.
Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Вой закипел, смертельный бой!
Ко мне он кинулся на грудь.
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье... Он завыл.
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Вой продолжался на земле:
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я — ив груди моей
Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык...
Но враг мой стал изнемогать.
Метаться, медленно дышать.
Сдавил меня в последний раз...
Зрачки его недвижных глаз
Блеснули грозно — и потом
Закрылись тихо вечным сном;
Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!..
4. Каким размером, с помощью каких рифм написана поэма? Как это влияет на характер стихотворной речи?
Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
5. Расскажите, что вспоминает герой о своем родном доме. Почему он так стремится на родину?
2 вариант
1. Вспомните эпиграф в поэме «Мцыри». Как он связан с идеей произведения?
2. Поэма М. Ю. Лермонтова— романтическая. Ее герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту
мысль строчками из исповеди Мцыри.
Мцыри признается старику-монаху:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила.
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв..
3. Какими художественными средствами пользуется поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.
4. Пейзаж в поэме играет существенную роль, тем более что он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри. Перечитайте описание утра из 11-й главы. Что особенного вы отметите? Что можносказать о человеке, так воспринимающем природу?
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд .
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов;
И грозды полные на них,
Серег подобье дорогих,
Висели пышно, и порой
К ним птиц слетал пугливый рой.
И снова я к земле припал
И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам:
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли; (...)
В то утро был небесный свод
Так чист, что ангела полет
Прилежный взор следить бы мог:
Он так прозрачно был глубок.
Так полон ровной синевой!
Я в нем глазами и душой
Тонул...
5. М. Ю. Лермонтов утверждал: «Как сладкую песню отчизны моей,// Люблю я Кавказ».Перечислите известные вам «кавказские» произведения поэта.
Контрольная работа №3
Н. В. ГОГОЛЬ. «РЕВИЗОР»
I вариант
1. Что называется комедией? К какому виду литературных произведений относится комедия?
2. Комедия как любая драма пишется в форме диалогов и монологов. Вспомните, что называется диалогом, монологом, репликой. Приведите примеры из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
3. Узнайте героя комедии по его словам в диалоге. Как в речи проявляются его мысли и чувства? Как автор передает свое отношение к герою?
Уж на что, осмелюсь доложить вам, головоломна обязанность градоначальника! Сколько лежит всяких дел, относительно одной чистоты, починки, поправки... словом, наиумнейший человек пришел бы в затруднение, но благодаря Богу, все идет благополучно. Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах; но, верите ля, что, даже когда ложишься спать, все думаешь: «Господи Боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело
мою ревность и было довольно...» Наградит ли оно или нет, конечно, в его воле, по крайней мере, я буду спокоен в сердце. Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало... то чего ж мне больше? ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но перед добродетелью все прах и суета.
АртемийФилиппови ч (в сторону). Эка, бездельник, как расписывает! Дал же Бог такой дар!
Хлестако в. Это правда. Я, признаюсь, сам люблю иногда заумствоваться: иной раз прозой, а в другой и стишки выкинутся.
4. Почему пьеса завершается «немой сценой»? О чем, по вашему мнению, думают ее участники?
II вариант
1.Что называется сюжетом? Перечислите все его элементы.
2. Попробуйте назвать, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета.
3. Любая пьеса начинается с перечня действующих лиц. В своей комедии Н. В. Гоголь дает еще замечания для господ актеров с краткой характеристикой героев. Узнайте одного из них по описанию. Какими средствами писатель добивается комического эффекта?
Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.
4. В комедии герой раскрывается прежде всего в словах: он рассказывает о себе, своих чувствах (или скрывает их), и по тому, что и как говорит персонаж, можно судить
о его личности. Определите по отдельным репликам, кому они принадлежат. Свой ответ аргументируйте.
а) «Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».
б) «Нет, нет, позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал; авось Бог вынесет теперь».
в) «Знаю, знаю... Этому не учите, это я делаю не то чтобы из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете».
г) «Не приведи Бог служить по ученой части, всего боишься.Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».
д) «Ничего, ничего, я так: петушком, петушком побегу за дрожками. Мне бы только немножко в щелочку-та, в дверь этак посмотреть, как у него эти поступки...»
е) «Да делать-то, конечно, нечего. А за ошибку-то повели ему заплатить штрафт. Мне от своего счастья нечего отказываться, а деньги бы мне теперь очень пригодились».
5. Вспомните, какой эпиграф Н. В. Гоголь предпослал комедии «Ревизор». Как вы поняли его смысл?
Контрольная работа №4.
ПОВЕСТЬ И.С.ТУРГЕНЕВА «АСЯ»
I вариант
1. Вспомните, что мы называем повестью. Что делает рассказ о чудесной девушке Асе особенно поэтичным?
2. Прочитайте отрывок. Как вы поняли разговор героев? О каких крыльях идет речь?
Но мне было не до рассказов. Я глядел на нее, всю облитую ясным солнечным лучом, всю успокоенную и кроткую. Все радостно сияло вокруг нас, внизу, над вами — небо, земля и воды; самый воздух, казалось, был насыщен блеском.
Посмотрите, как хорошо! — сказал я, невольно понизив голос.
Да, хорошо! — так же тихо отвечала она, не смотря на меня. — Если бы мы с вами были птицы, — как бы мы взвились, как бы полетели. Так бы и утонули в этой синеве... Но мы не птицы.
А крылья могут у нас вырасти, — возразил я.
Как так?
Поживете — узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья.
А у вас были?
Как вам сказать... Кажется, до сих пор еще не летал.
3. Среди средств художественной изобразительности, использованных И. С. Тургеневым, можно отметить пейзаж, портрет, деталь, рассказ одного из героев (господина Н. Н., Гагина) я др. Перечитайте портрет героини из II главы повести. В чем его своеобразие?
Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита (...) ее черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и на уши (...) Я не видал существа более подвижного. Ни одно мгновенье она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.
4. Как вы считаете, что больше всего привлекает внимание в Асе: внешняя миловидность, экстравагантность поведения или богатство духовного мира, «крылатость»?
5. Подумайте, как бы вы определи л ж тему повести. Как с темой связано название?
П вариант
1. Перечитайте эпилог повести. К какому выводу приходит рассказчик? В чем разница между господином Н. Н., рассказывающим эту историю, и юношей Н., в далекой Германии познакомившимся с Гагиными?
2. Пейзажные зарисовки в повести играют немаловажную роль. Перед вами— одна из них. Прочитайте и скажите, почему герою не хочется возвращаться в этот вечер домой. Какова функции пейзажа? Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?
Я ушел поздно. Въехавши на середину Рейна, я попросил перевозчика пустить лодку вниз по течению. Старик поднял весла — и царственная река понесла нас. Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце... поднял глаза к небу — но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды; тревожное оживление мне чудилось повсюду — и тревога росла во мне самом. Я облокотился на край лодки... Шепот ветра в моих ушах, тихое журчание воды за кормою меня раздражали, в свежее дыханье волны не охлаждало меня; соловей запел на берегу и заразил меня сладким ядом своих звуков. Слезы закипали у меня на глазах, но то не были слезы беспредметного восторга. Что я чувствовал, было не то смутное, еще недавно испытанное ощущение всеобъемлющих желаний, когда душа ширится, звучит, когда ей кажется, что она все понимает и все любит... нет! во мне зажглась жажда счастия. Я еще не смел назвать его по имени, — но счастья, счастья до пресыщения — вот чего хотел я, вот о чем томился... А лодка все неслась, и старик перевозчик сидел и дремал, наклонясь над веслами.
3. Вспомните, как называются составные элементы сюжета. Попробуйте определить, какое из событий повести «Ася» можно соотнести с каждым из них.
4. Как вы думаете, почему Гагин уверен, что Н. не женится на его сестре?
5. Попробуйте рассказать о свидании молодых людей и последующем отъезде Аси и Гагина от лица фрау Луизе;Гагина; самой Аси.
6. Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
1.Программа Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. «Литература: Программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2007»
2.Учебник Ланина Б.А «Литература: 8 класс для учащихся общеобразовательных учреждений: в2 ч./ Ланин Б.А., Устинова Л.Ю, Шамчикова В.М; под ред.проф. Ланина Б.А - М.: Вентана-Граф, 2010»
Дополнительная литература
Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. Москва «Локид-Пресс», 2007
Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. Дрофа, Москва, 2007
Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У-Фактория, 2006
Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. Москва «Просвещение», 2007
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007
Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск. И.А.Фогельсон. Материк – Альфа, 2010
Сборник нормативных документов. Литература . Федеральный компонент государственного стандарта. Москва, Дрофа, 2010
Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Дрофа, 2011
Литература Древней Руси и 18 века. Л.А.Ольшевская, С.Н.Травников. Москва, Новая школа, 2009
Художественный мир русской прозы 18 – 19 вв. С.М.Аюпов. Сыктывкар, 2008
История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2009
Литература. Тесты 5 – 8 классы. Москва, Дрофа, 2011
Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Дрофа», 2007
Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2010
Поурочные разработки по зарубежной литературе. Н.В.Егорова. Москва, «ВАКО», 2004
Литература в классе. Урок за уроком. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А.Холодкова. Москва, «Русское слово», 2010
Поурочные разработки 8 класс, Н.В.Егорова, М., «Вако», 2007
Мультимедийные пособия:
Большая детская энциклопедия.
Большая детская энциклопедия. Русские словари
Стилистический словарь русского языка
Большой словарь русского языка
Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля
Толковый словарь русского языка
Даль В.И. Рукописные словари
Толковый словарь живого великорусского языка
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия
Академия речевого этикета
Экспресс подготовка к экзамену. Литература.9-11 класс
Старшекласснику и абитуриенту