Рабочая программа по литературе (9 класс, УМК Г. С. Меркина)

2
0
Материал опубликован 8 May 2021

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ИМЕНИ ЯРОСЛАВА ВАСИЛЕНКО»

п. ПУРПЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА



«ПРИНЯТО»

Решением педагогического Совета МБОУ «СОШ №1 имени Ярослава

Василенко» п. Пурпе

Протокол от «_____»_____________20____г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «СОШ №1 имени

Ярослава Василенко» п. Пурпе

_______________Л.И. Гноевая

Приказ от «_____»______________20___г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

наименование учебного предмета (курса, дисциплины (модуля)


для «9 А» класса


НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД






























2020 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литература» для 7 класса разработана на основе следующих документов и материалов:

Рабочая программа разработана на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (Авторы: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2018).


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

Личностными результатами являются:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

в познавательной сфере:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 

собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Место учебного предмета в учебном плане.


На изучение литературы в 9 классе отводится 102 ч, то есть 3 часа в неделю, в том числе

уроков развития речи: 7 ч


Содержание учебного предмета «Литература»:


Введение

Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.

Из древнерусской литературы

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.

Развитие речи: устное сообщение, сочинение.

Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.

Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».

Из литературы XVIII века

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.

Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).

Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.

Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.

Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.

Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.

Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.

Литература первой половины XIX века

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.

Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.

Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.

Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.

Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.

А.С. ГРИБОЕДОВ

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.

Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».

Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».

А.С. ПУШКИН

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.

Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.

Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».

Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы Лермонтовкой лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой» как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.

Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в Лермонтовкой лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.

Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.

Н.В. ГОГОЛЬ

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.

Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.

Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.

Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).

Литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного)

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).

Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.

Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX        столетия.

Из литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного)

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).

Своеобразие отечественного романа первой половины XX        века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова). Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия
Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.

Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.


Тематическое планирование:


п/п

Название раздела

Тема

Кол-во часов

1

Введение

Введение

1

2

Из древнерусской литературы

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.

1

Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве».


1

Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи.

2

Человек и природав художественном мире поэмы, ее стилистические особенности.



1

Проблема авторства «Слова...».

1

РР Художественные особенности «Слова…» Поэтическое искусство. Подготовка к домашнему сочинению.



1

3

Из литературы XVIII века

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии.

2

М.В. Ломоносов.

1

Г.Р. Державин.

2

Расцвет отечественной драматургии.

2

А.Н. РАДИЩЕВ «Путешествие из Петербурга в Москву».


2

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина.

1



4


Русская литература первой половины XIX века

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.

3

К.Н. Батюшков.

2

В.А. Жуковский.

2

К.Ф. Рылеев.

2

Е.А. Баратынский.

2

А.С. ГРИБОЕДОВ. Основные вехи биографии. Комедия «Горе от ума».

2

Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антидеалы Чацкого.

2

Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин.

2

Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох.

2

РР Комедия в русской критике (Гончаров и Писарев о «Горе от ума»). Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

2

А.С. ПУШКИН. Творческая биография А.С. Пушкина, темы и мотивы лирики, жанровое многообразие.

2

Тема поэта и поэзии.

2

Лирика любви и дружбы.

2

Тема природы.

1

Вольнолюбивая лирика.

1

Романтическая поэма «Кавказский пленник».

1

«Повести Белкина».

2

«Маленькие трагедии».

2

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах.

1

Автор и его герой в образной системе романа.

1

Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав».

2

Онегин и Ленский.

1

Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора.

2

Картины жизни русского дворянства в романе.

1

Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.

2

РР Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

2

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова.

1

Темы и мотивы лермонтовской лирики: назначение художника.

1

Темы и мотивы лермонтовской лирики: свобода и одиночество.

1

Темы и мотивы лермонтовской лирики: судьба поэта и его поколения.

1

Темы и мотивы лермонтовской лирики: патриотическая тема.

1

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе.

4

Своеобразие композиции и образной системы романа.

1

Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки.

1

Печорин в ряду других персонажей романа.

2

Черты романтизма и реализма в поэтике романа.

1

Мастерство психологической обрисовки характеров.

1

РР «Герой нашего времени» в оценке В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.

1

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя.

1

Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника.

2

Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ».


1

Народная тема в поэме.

2

Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме.

2

Фигура автора и роль лирических отступлений.

2

РР Художественное своеобразие произведения. Подготовка к сочинению.


1

5

Литература второй половины XIX века

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы.

1

Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века.

1

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.

1

Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания.

1

Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков.

1

6

Из литературы XX века

Своеобразие русской прозы рубежа веков.

1

Серебряный век русской поэзии. Многообразие поэтических голосов эпохи.

1

Своеобразие отечественного романа первой половины XX века.

1

Литературный процесс 50—80-х годов.

1

Новейшая русская проза и поэзия 80-90 годов.

1

Резервный урок

1


Итого


102















































Приложение 1


Календарно-тематическое планирование:

п/п

Дата проведения

Тема урока

Тип урока







Виды

учебной

деятельности




личностные

предметные

метапредметные




План

Факт




Введение (1 ч)




1



Введение


Урок

усвоения

новых

знаний

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Понимать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, особенности литературного процесса.

Уметь аргументировано отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание, отбирать необходимый материал.

Р.: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П.: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К.: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Оформление тезисов; обобщение читательского опыта.




Из древнерусской литературы (6+1)




2



Жанровое и

тематическое своеобразие

древнерусской

литературы.

Урок

усвоения

новых

знаний

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Познакомить с исторической основой «Слова», историей открытия памятника, культурой Руси XII века, жанром «Слова», проблемой авторства. Знать историческую основу памятника, историю его открытия, содержание произведения. Уметь строить монологическое высказывание, составлять план прочитанного, выделять смысловые части.
























Р.: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П.: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Различные виды чтения; изложение с элементами сочинения; устное сообщение, работа с учебником и иллюстрациями; работа с таблицей.





3



Историческая и художественная ценность

«Слова о полку Игореве».

Урок

усвоения

новых

знаний




4-5



Патриотическое звучание

основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи.

Урок

усвоения

новых

знаний




6



Человек и

природа

в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности.

Урок

усвоения

новых

знаний




7



Проблема

авторства

«Слова...».

Урок

усвоения

новых

знаний




8.



РР Художественные

особенности

«Слова…»

Поэтическое

искусство.

Подготовка к

домашнему

сочинению.



Урок

развития речи

Желание осваивать но­вые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Понимать связь литературного произведения с эпохой написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, определять элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. Уметь писать творческие работы; анали­зировать текст и определять его основную мысль; составлять план и подбирать мате­риалы по теме сочинения.

Р.: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П.: выполняет учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: умеет формулировать собственное мнение и позицию.




Из литературы XVIII века (10)




9-10




Основные

тенденции

развития русской литературы

в XVIII

столетии.

Урок

усвоения

новых

знаний

Желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Усвоить основные черты классицизма как литературного направления.

Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции



Р.: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П.: выполняет учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: умеет формулировать собственное мнение и позицию.

Различные виды пересказа и комментария, сочинения по самостоятельно сформулированной теме.






11



М.В. Ломоносов.

Урок

усвоения

новых

знаний

Усвоить биографию М.В. Ломоносова, теорию трех штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.

Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, его жанра, темы, идеи, композиции.




12-13



Г.Р. Державин.


Урок

усвоения

новых

знаний

Усвоить новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы поэта и поэзии, власти.

Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, ИВС, делать сравнительный анализ стихотворных текстов.




14-15



Расцвет

отечественной драматургии.


Урок

усвоения

новых

знаний

Иметь представление о своеобразии русского театра в эпоху Просвещения, усвоить, какие жанры драматургии получили свое развитие в творчестве Д.И. Фонвизина, Я.Б. Княжнина, А.П. Сумарокова, В.В. Капниста.




16-17



А.Н. РАДИЩЕВ

«Путешествие из Петербурга в Москву».


Урок

усвоения

новых

знаний

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Выявить взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.

Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героям, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

Р.: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П.: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

К.: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.




18



Поэтика

«сердцеведения» в творчестве

Н.М. Карамзина.


Урок

усвоения

новых

знаний

Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героям, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.







Русская литература первой половины XIX века (69+6)




19-21



Становление и

развитие русского романтизма

в первой

четверти XIX

века.


Урок

усвоения

новых

знаний

Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; формирование представлений о смысле жизни как ценности гуманизма; образ дороги как изображение жизненного пути человека (жизненные невзгоды, скитания, поиски счастья, перемены).

Давать общую характеристику развития русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь развернуто обосновывать суждения, прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях, делать выводы, давать определение романтизму.

Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Выразительное чтение; составление плана статьи учебника; исследовательская работа с текстом; составление плана анализа лирического произведения; прослушивание музыкальных записей; подготовка сообщения; запись основных положений лекции учителя; самостоятельная работа (формулировка микровыводов и выводов).




22-23



К.Н. Батюшков.


Урок

усвоения

новых

знаний

Отличать важнейшие аспекты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова. Романтическое двоемирие, анакреонтическая лирика. «Школа гармонической точности». Уметь определять жанр: историческая элегия, дружеское послание.




24-25



В.А. Жуковский.


Урок

усвоения

новых

знаний

Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, приводить доказательства, видеть авторскую модель мира и прослеживать по тексту, как рождается художественный образ.




26-27



К.Ф. Рылеев.


Урок

усвоения

новых

знаний

Уметь работать с текстом, анализировать поэтический текст, находить средства выразительности, определять их роль.






28-29



Е.А. Баратынский.


Урок

усвоения

новых

знаний

Уметь работать с дополнительным материалом, совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа поэтического произведения.




30-31



А.С. ГРИБОЕДОВ.

Основные вехи биографии.

Комедия

«Горе от ума».

Урок

усвоения

новых

знаний

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Усвоить основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова. Знать особенности комедии как жанра, теоретико- литературные понятия: экспозиция, завязка, конфликт, проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, определять проблематику пьесы, идейное содержание, давать характеристику персонажей, сопоставлять эпизоды, строить связное устное высказывание.

Р: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. П: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, читают наизусть.

Чтение по ролям; письменный отзыв на спектакль (кинофильм); работа с портретом; работа с иллюстрациями; исследовательская работа с текстом; сопоставление конспекта критической статьи; составление тезисного плана статьи учебника; подготовка сообщения.




32-33




Своеобразие

конфликта и

тема ума в

комедии.

Идеалы и

антидеалы

Чацкого.

Урок

усвоения

новых

знаний

Усвоить значение понятий (экспозиция, завязка), имена внесценических персонажей, их роль в развитии конфликта. Уметь обнаруживать связи и противоречия между персонажами, раскрывать различные черты характеров, определять основные конфликты, выявлять типические черты характера, присущие представителям «века минувшего».




34-35



Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала

XIX столетия. Чацкий и

Молчалин.

Урок

усвоения

новых

знаний

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала; о смысле названия комедии.

Уметь определять основные конфликты, развернуто обосновывать суждения, объяснять понятие открытого финала.




36-37



Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох.



Урок

усвоения

новых

знаний

Знать текст комедии, специфику комедии: традиционные и новаторские черты, признаки классицизма и романтизма.

Уметь оценивать идейные искания Грибоедова в контексте эпохи, находить черты романтизма и классицизма в комедии, оценивать мастерство «разговорного стиха» пьесы.

Р.: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. П.: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.




38-39



РР Комедия в

русской критике (Гончаров и

Писарев о «Горе от ума»).

Подготовка к

домашнему

сочинению

по комедии

«Горе от ума».



Урок

развития речи

Желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Поиск нужной информации по заданной теме. Свободная работа с текстом художественного произведения. Уметь выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное.

Р.: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П.: выполняет учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: умеет формулировать собственное мнение и позицию.

Пишут сочинение.




40-41



А.С. ПУШКИН.

Творческая

биография

А.С. Пушкина, темы и мотивы

лирики,

жанровое

многообразие.



Урок

усвоения

новых

знаний

Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; формирование представлений о смысле жизни как ценности гуманизма; образ дороги как изображение жизненного пути человека (жизненные невзгоды, скитания, поиски счастья, перемены).

Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина, понятия: мотив, лирика, лирический герой, этапы творческого пути Пушкина, жанровое своеобразие стихотворений; какое воплощение в стихах Пушкина нашла тема свободы.

Уметь анализировать стихотворное произведение.






Р: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. П: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, читают наизусть.

Чтение наизусть; различные виды пересказа и комментария; цитатный план; письменный анализ стихотворения; сочинения различных жанров; работа с критической статьей; составление конспектов статей В.Г. Белинского; исследовательская работа с текстом; составление таблиц и работа с ними; составление словарных статей; работа с комментариями к роману «Евгений Онегин» Ю.М. Лотмана и В.В. Набокова




42-43



Тема поэта и поэзии.



Урок

усвоения

новых

знаний

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение, выявляя особенности жанра; понимать язык художественного произведения, выявлять общие мотивы и темы.




44-45



Лирика любви и дружбы.



Урок

усвоения

новых

знаний

Знать адресатов любовной лирики поэта, об образно-стилистическом богатстве любовной лирики Пушкина.

Уметь выразительно читать стихотворения, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге.




46



Тема природы.



Урок

усвоения

новых

знаний

Усвоить романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой.




47



Вольнолюбивая лирика.



Урок

усвоения

новых

знаний

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение, выявляя особенности жанра; понимать язык художественного произведения, выявлять общие мотивы и темы.




48



Романтическая

поэма

«Кавказский пленник».


Урок усвоения

новых знаний

Урок

усвоения

новых

знаний

Выявлять признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, время и место создания произведения, жизненные впечатления, которые легли в основу поэмы.

Уметь создавать историко-культурный и биографический комментарий, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику, развернуто обосновывать суждения и приводить цитаты из текста для подтверждения точки зрения.




49-50



«Повести

Белкина».



Урок

усвоения

новых

знаний

Выявлять признаки реализма, сюжет, отличительные жанровые признаки, время и место создания произведения, жизненные впечатления, которые легли в основу повестей. Уметь создавать историко-культурный и биографический комментарий, находить признаки реализма, давать сопоставительную характеристику, развернуто обосновывать суждения и приводить цитаты из текста для подтверждения точки зрения.




51-52



«Маленькие

трагедии».



Урок

усвоения

новых

знаний

Усвоить: реализм «Маленьких трагедий», нравственно-философское звучание пушкинской драматургии, мастерство поэта в создании характеров.




53



«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах.


Урок

усвоения

новых

знаний

Усвоить теоретико- литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию «онегинской строфы».

Уметь анализировать ритмический рисунок стихотворного текста; узнавать тропы в тексте и интерпретировать их; самостоятельно составлять цитатную характеристику персонажа.




54



Автор и его герой в образной системе романа.


Урок

усвоения

новых

знаний




55-56



Тема

онегинской

хандры и ее

преломление в «собранье пестрых глав».

Урок

усвоения

новых

знаний

Усвоить тип «лишнего человека», причины «хандры» героя. Уметь давать характеристику герою, выразительно читать, развернуто обосновывать суждения, сопоставлять персонажей, выявлять типические черты, присущие главному герою.




57



Онегин и

Ленский.



Урок

усвоения

новых

знаний




58-59



Образ Татьяны

Лариной как

«милый идеал» автора.



Урок

усвоения

новых

знаний

Знать авторское отношение к Татьяне, Ольге, оценку образа Татьяны В.Г. Белинским. Уметь давать характеристику героям произведения, строить устные и письменные высказывания. Знать лирические отступления, их тематику, оценку романа Белинским. Уметь различать образ автора как героя произведения и автора как создателя романа, оценивать роль лирических отступлений в понимании смысла романа; сравнивать идеи, размышления автора в лирических отступлениях с основными проблемами его философской лирики.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приёмы решения задач; Р: формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. К: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Л: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; гуманистическое сознание.




60



Картины жизни русского

дворянства в романе.


Урок

усвоения

новых

знаний




61-62



Нравственно-

философская

проблематика

«Евгения

Онегина».

В.Г. Белинский о романе.



Урок

усвоения

новых

знаний

Знать нравственно-философскую проблематику романа; смысл финала, смысл сопоставления героев. Уметь сопоставлять героев, давать характеристику, строить монологические высказывания, выявлять авторское отношение к героям, развернуто обосновывать суждения на основе критической статьи В.Г. Белинского, определять собственное отношение к героям. Знать о пушкинской эпохе в романе, о произведении «Евгений Онегин» как энциклопедии русской жизни; о реализме романа. Уметь строить устные высказывания, развернуто обосновывать суждения.




63-64



РР Подготовка к

сочинению

по роману

А.С. Пушкина

«Евгений

Онегин».



Урок

развития речи

Желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Поиск нужной информации по заданной теме. Свободная работа с текстом художественного произведения. Уметь выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное.

Р.: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П.: выполняет учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: умеет формулировать собственное мнение и позицию.




65



Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова.



Урок

усвоения

новых

знаний

Принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; гуманистическое сознание.

Знать тексты стихотворений, их художественные особенности, историю создания стихотворений. Уметь оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи, интерпретировать стихотворение в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, давать историко-культурный и биографический комментарий.






П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приёмы решения задач; Р: формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. К: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Различные виды чтения, чтение наизусть; различные виды пересказа и комментария; подбор эпиграфов к сочинению; цитатный план; письменный сопоставительный анализ стихотворений; сочинение в жанре эссе, литературно-критической статьи, с элементами образно-выразительных средств.




66



Темы и мотивы лермонтовской

лирики:

назначение

художника.

Урок

усвоения

новых

знаний




67



Темы и мотивы лермонтовской

лирики: свобода и одиночество.

Урок

усвоения

новых

знаний




68



Темы и мотивы лермонтовской лирики: судьба поэта и его

поколения.

Урок

усвоения

новых

знаний




69



Темы и мотивы лермонтовской

лирики:

патриотическая тема.

Урок

усвоения

новых

знаний




70-73



«Герой нашего времени» как первый русский философский

роман в прозе.

Урок

усвоения

новых

знаний

Усвоить теоретические понятия: роман, психологический роман, проблематику и особенности композиции романа. Знать текст, художественное своеобразие произведения, Печорин в системе мужских образов романа, дружба в жизни Печорина.

Уметь выявлять авторскую позицию, формулировать проблемы романа, различать героя, повествователя и автора, определять жанр и художественные особенности произведения, составлять характеристику героя на основе текста по плану, раскрывать «историю души человеческой», оценивая внутреннюю жизнь главного героя, время, которое он собой олицетворяет, определять границы эпизодов.

Уметь выражать отношение к прочитанному, составлять сравнительную характеристику героев.




74



Своеобразие

композиции и

образной

системы

романа.

Урок

усвоения

новых

знаний




75



Автор и его

герой.

Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки.

Урок

усвоения

новых

знаний




76-77



Печорин в ряду других персонажей романа.

Урок

усвоения

новых

знаний




78



Черты

романтизма и

реализма в поэтике романа.

Урок

усвоения

новых

знаний




79



Мастерство

психологической обрисовки

характеров.

Урок

усвоения

новых

знаний




80



РР «Герой нашего времени» в оценке

В.Г. Белинского.

Подготовка к

сочинению.



Урок

развития речи

Желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Поиск нужной информации по заданной теме. Свободная работа с текстом художественного произведения. Уметь выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное.

Р.: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П.: выполняет учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: умеет формулировать собственное мнение и позицию.




81



Жизнь и

творчество

Н.В. Гоголя.



Урок

усвоения

новых

знаний

Желание осваивать но­вые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Знать основные факты жизненного и творческого пути, историю создания поэмы, первоначальный замысел Гоголя и его дальнейшую эволюцию. Уметь сопоставлять портреты писателя, развернуто обосновывать суждения, формулировать свою точку зрения; выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.

Р: принимает и сохраня­ет учебную задачу; планирует (в со­трудничестве с учителем и одноклас­сниками или самостоятельно) необхо­димые действия, операции, действует по плану. П: осознает познава­тельную задачу; читает и слушает, из­влекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материа­лах учебников, рабочих тетрадей. К: использует речь для регуляции своих действий; строит монологические высказывания.

Пересказ с элементами цитирования; выразительное чтение, чтение наизусть («Эх, тройка! Птица-тройка…»); подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом, конспектирование литературно-критической статьи; подбор эпиграфов к сочинениям; сочинение сопоставительного характера.




82-83



Поэма «Мертвые души»

как вершинное произведение художника.

Урок

усвоения

новых

знаний

Знать текст поэмы, способы создания образов помещиков, роль авторских отступлений.

Уметь составлять характеристику литературного персонажа, выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.





84



Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ».

Урок

усвоения

новых

знаний




85-86



Народная тема в поэме.



Урок

усвоения

новых

знаний

Знать текст поэмы, способы создания образов помещиков. Уметь составлять характеристику литературного персонажа, выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.




87-88



Образ Чичикова и тема «живой»

и «мертвой» души в поэме.

Урок

усвоения

новых

знаний

Знать путь Чичикова – нового героя эпохи.

Уметь создавать характеристику героя, выборочно пересказывать текст, выявлять типические черты характера героя.




89-90



Фигура автора и роль лирических

отступлений.



Урок

усвоения

новых

знаний

Знать причины незавершенности поэмы, критическую оценку поэмы Белинским, темы лирических отступлений. Уметь определять темы лирических отступлений, анализировать их текст, выявляя проблематику, авторскую позицию.




91



РР Художественное

своеобразие

произведения.

Подготовка

к сочинению.


Урок

развития речи


Желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Поиск нужной информации по заданной теме. Свободная работа с текстом художественного произведения. Уметь выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное.

Р.: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П.: выполняет учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: умеет формулировать собственное мнение и позицию.





Литература второй половины XIX века (5)





92



Развитие традиций отечественного

реализма в

русской

литературе

1840—1890-х

годов. Расцвет

социально-психологической прозы.

Урок

усвоения

новых

знаний

Л: Чувство гордости при следовании моральным нормам.

Усвоить основные факты жизни писателей, тексты произведений. Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики произведения, развернуто обосновывать суждения, формулировать свою точку зрения.

П. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Р. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. К. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

Выразительное чтение; работа с учебником; подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом; анализ лирического стихотворения; работа с иллюстрациями.




93



Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века.



Урок

усвоения

новых

знаний

Знать важнейшие биографические сведения о поэтеах, основные темы творчества; тексты произведений. Уметь выразительно и наизусть читать поэтические тексты; анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка.





94



Творчество

А.Н. Островского как новый этап развития русского национального

театра.

Урок

усвоения

новых

знаний

Л. Позитивная моральная самооценка. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.

Усвоить основные факты жизни, текст произведения. Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики произведения, развернуто обосновывать суждения, формулировать свою точку зрения.






П: Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. К: Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.


Работа со статьей учебника; исследовательская работа с текстом; составление плана для характеристики образов; подготовка сообщения; работа с иллюстрациями.




95



Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания.

Урок

усвоения

новых

знаний

Знать основные факты жизни и творчества писателя, содержание произведений; психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя. Уметь формулировать свою точку зрения, развернуто обосновывать суждения.

П: Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. К: Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Л: Чувство гордости при следовании моральным нормам.

Чтение и различные виды пересказа; составление цитатного плана для характеристики образов; подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом (комплексный анализ одной из глав повести).




96



Проза и

Драматургия

А.П. Чехова в контексте

рубежа веков.


Урок

усвоения

новых

знаний




ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА ( 5)



Урок

усвоения

новых

знаний

97



Своеобразие

русской прозы

рубежа веков.



Урок

усвоения

новых

знаний

Испытывает чувство гордости при следовании моральным нормам.

Знать основные исторические события, разнообразие жанров как отличительную черту русской литературы 20 века. Уметь конспектировать основные положения лекции учителя, объяснять их, приводя в качестве доказательства собственные примеры.

Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. К: строит

небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Подготовка сообщения; запись основных положений лекции; формулирование значения терминов, отражающих литературного процесса.




98



Серебряный век русской поэзии.

Многообразие

поэтических

голосов эпохи.



Урок

усвоения

новых

знаний

Позитивная моральная самооценка. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.

Усвоить понятие «поэзия Серебряного века»; познакомиться с многообразием течений, направлений, жанров в поэзии начала 20 века. Знать теоретико-литературные понятия; основные события творческой биографии поэта, его программные произведения. Уметь интегрировать материал урока с содержанием смежных дисциплин, выступать с устным сообщением; анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы, делать сравнительный анализ; создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

Различные виды чтения, в том числе наизусть; цитатный план, письменный ответ на вопрос; исследовательская работа с текстом; работа с учебником; комплексный анализ двух тематически близких стихотворений разных авторов; подготовка сообщения; работа с портретом.




99



Своеобразие отечественного романа первой половины

XX века.



Урок

усвоения

новых

знаний

Знать основные исторические события, разнообразие жанров как отличительную черту русской литературы 20 века. Уметь конспектировать основные положения лекции учителя, объяснять их, приводя в качестве доказательства собственные примеры. Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию.










Составление комментария к фрагментам рассказа; характеристика фабулы и сюжета; анализ образов главных героев: Андрея Соколова и Вани; установление внутрипредметных и межпредметных связей; составление сложного плана для устного ответа и сочинения; работа с портретом, фотопортретами и иллюстрациями; формулирование выводов и определение художественной идеи рассказа.




100



Литературный процесс

50—80-х годов.



Урок

усвоения

новых

знаний

Р.: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. П.: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.




101



Новейшая русская проза и поэзия 80-90 годов.



Урок

усвоения

новых

знаний




102



Резервный урок















































Приложение 2


Перечень оценочных средств


Перечень оценочных средств учителя по литературе


Тюрина Вера Владимировна

ФИО учителя



Тема


1

Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве».

Сочинение

2

А.И. Грибоедов «Горе от ума».


Сочинение

3

А.С. Пушкин «Евгений Онегин».


Сочинение

4

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

Сочинение

5

Н.В. Гоголь «Мертвые души».

Сочинение










Критерии оценки письменных и устных ответов учащихся по литературе.

Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибальной системе оценивания.

Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными Критериями в пределах программы данного класса:

Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых

в классе и прочитанных самостоятельно.

Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам:
V класс— 100—110 слов в минуту.
В соответствии
 с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается 1-2 неточности
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно—художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинения
Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся. их общего развития и почерка.
Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (Нормы оценки знании, умений и навыков учащихся по русскому языку). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим критериям:
Отметка "5" ставится, если: 1) содержание работы полностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допускается 1 недочет в содержании, 1—2 речевых недочета. 1 грамматическая ошибка.
Отметка "4" ставится, если: 1) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В работе допускается не более 2 недочетов и содержании, не более 3—4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.
Отметка "3" ставится, если: 1) в работе допущены существенные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности; 3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка "2" ставится, если: 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними. часты случаи неправильного словоупотребления. нарушено стилевое единство текста. В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 речевых недочетов и до 7 грамматических ошибок.
Примечание: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2. 2-2-3; "3" ставится при соотношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки "5" превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.
4.   На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку).

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность


«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме.

Допущено много фактических неточностей.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.