Рабочая программа по литературе, 8 класс, УМК: Коровина В.Я.
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: |
Литература 8 Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин 70 |
Пояснительная записка
Цели преподавания:
Приобщение учащимся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи преподавания:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 70 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 2 часа в неделю
Особенности преподавания: Программа общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией Коровиной В.Я. М:Просвещение, 2008 рассчитана на 68 часов, а по учебному плану МОУ « СОШ № 40 им. Токарева» - 70 часа. Резерв 2 часа.
Методы и формы, технологии обучения:
Традиционное обучение
Активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения)
Интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах)
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровье сберегающие технологии;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ: подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.
Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах
.
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы.
Учебник «Литература для 8 класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе» Авторы-составители: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И., М:Просвещение, 2012 соответствует Федеральному списку учебников, рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Программа общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией Коровиной В.Я. М.,:Просвещение, 2008 соответствует выбранному учебнику. Методическое обеспечение соответствует авторской программе
Календарно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов |
Всего часов |
Дата |
Корректировка даты |
|||||||
8А |
8Б |
8В |
8А |
8Б |
8В |
||||||
1 |
Введение. Русская литература и история. |
1 |
|||||||||
2 |
Устное народное творчество |
2 |
|||||||||
2.1 |
Народные песни: лирические и исторические. Частушка как малый песенный жанр |
1 |
|||||||||
2.2 |
Предания как исторический жанр русской народной прозы. |
1 |
|||||||||
3 |
Из древнерусской литературы |
2 |
|||||||||
3.1 |
«Житие Александра Невского». Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Невского |
1 |
|||||||||
3.2 |
«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. |
1 |
|||||||||
4 |
Из литературы XVIII века |
3 |
|||||||||
4.1 |
Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Тест |
1 |
|||||||||
4.2 |
Анализ эпизодов комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» |
1 |
|||||||||
4.3 |
Т.Л. Основные правила классицизма в драматическом произведении. |
1 |
|||||||||
5 |
Из литературы ХIХ века |
34 |
|||||||||
5.1 |
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Историческая основа басен |
1 |
|||||||||
5.2 |
И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. |
1 |
|||||||||
5.3 |
К.Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака» и русская история. Т.Л. Дума |
1 |
|||||||||
5.4 |
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы. |
1 |
|||||||||
5.5 |
Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина |
1 |
|||||||||
5.6 |
А.С.Пушкин «История Пугачева» (отрывки). Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора |
1 |
|||||||||
5.7 |
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. |
1 |
|||||||||
5.8 |
Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич |
1 |
|||||||||
5.9 |
Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. |
1 |
|||||||||
5.10 |
Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде А.С.Пушкина. |
1 |
|||||||||
5.11 |
Гуманизм и историзм в романе «Капитанская дочка». Понятие о романе. |
1 |
|||||||||
5.12 |
Р/р Подготовка к домашнему сочинению. |
1 |
|||||||||
5.13 |
А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. Композиция повести. |
1 |
|||||||||
5.14 |
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина |
1 |
|||||||||
5.15 |
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве |
1 |
|||||||||
5.16 |
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. |
1 |
|||||||||
5.17 |
Композиция и художественные особенности поэмы «Мцыри». Анализ эпизода. |
1 |
|||||||||
5.18 |
Р/р Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» |
1 |
|||||||||
5.19 |
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Гоголя. |
1 |
|||||||||
5.20 |
Комедия «Ревизор»: история создания. «Ревизор» в оценке современников. |
1 |
|||||||||
5.21 |
Разоблачение пороков чиновничества. Развитие представления о комедии, сатире, юморе |
1 |
|||||||||
5.22 |
Хлестаков. Понятие о «миражной интриге» |
1 |
|||||||||
5.23 |
Особенности композиции. Р/р Сочинение «Роль эпизода в драматическом произведении» |
1 |
|||||||||
5.24 |
Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека». |
1 |
|||||||||
5.25 |
Мечта и реальность в повести Гоголя «Шинель». Образ Петербурга. |
1 |
|||||||||
5.26 |
М.Е.Салтыков-Щедрин: писатель, редактор, издатель. Художественно - политическая сатира на общественные порядки. |
1 |
|||||||||
5.27 |
Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». |
1 |
|||||||||
5.28 |
Р/р Подготовка к домашнему сочинению. |
1 |
|||||||||
5.29 |
Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина |
1 |
|||||||||
5.30 |
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». |
1 |
|||||||||
5.31 |
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально - нравственные проблемы в рассказе «После бала». |
1 |
|||||||||
5.32 |
Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. |
1 |
|||||||||
5.33 |
Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество» |
1 |
|||||||||
5.34 |
Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова |
1 |
|||||||||
6 |
Из литературы XX века |
8 |
|||||||||
6.1 |
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» Психологизм рассказа |
1 |
|||||||||
6.2 |
И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ» |
1 |
|||||||||
6.3 |
А.И.Куприн Слово о писателе. Нравственная проблема рассказа «Куст сирени». |
1 |
|||||||||
6.4 |
Итоговое тестирование по творчеству Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна |
1 |
|||||||||
6.5 |
А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве поэта. «Россия». |
1 |
|||||||||
6.6 |
С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. |
1 |
|||||||||
6.7 |
Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина А.С. и Есенина С.А. Подготовка к домашнему сочинению |
1 |
|||||||||
6.8 |
И.С.Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. |
1 |
|||||||||
7 |
Писатели улыбаются |
6 |
|||||||||
7.1 |
Журнал «Сатирикон». Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М.Зощенко «История болезни» |
1 |
|||||||||
7.2 |
М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» |
1 |
|||||||||
7.3 |
Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина |
1 |
|||||||||
7.4 |
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». |
1 |
|||||||||
7.5 |
Василий Теркин – защитник родной страны. Юмор. Авторские отступления. |
1 |
|||||||||
7.6 |
А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». |
1 |
|||||||||
8 |
Стихи и песни о Великой Отечественной войне. |
3 |
|||||||||
8.1 |
Боевые подвиги и военные будни в творчестве Исаковского, Окуджавы, Фатьянова, Ошанина |
1 |
|||||||||
8.2 |
В.П.Астафьев: страницы жизни и творчества. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». |
1 |
|||||||||
8.3 |
Р/р Сочинение «Великая Отечественная война в литературе ХХ века» |
1 |
|||||||||
9 |
Русские поэты о Родине, родной природе. |
2 |
|||||||||
9.1 |
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине |
1 |
|||||||||
9.2 |
Мотивы воспоминания, грусти, надежды. |
1 |
|||||||||
10 |
Из зарубежной литературы |
7 |
|||||||||
10.1 |
У.Шекспир. Слово о поэте. «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира |
1 |
|||||||||
10.2 |
Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. |
1 |
|||||||||
10.3 |
Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство. |
1 |
|||||||||
10.4 |
Черты классицизма в комедии. Общечеловеческий смысл комедии. |
1 |
|||||||||
10.5 |
Дж.Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство общества. |
1 |
|||||||||
10.6 |
В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» - исторический роман. |
1 |
|||||||||
10.7 |
Зачет «Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе». Летнее чтение |
1 |
|||||||||
11 |
Резерв |
2 |
|||||||||
Итого: |
70 ч. |
Формы занятий
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Планируемые результаты обучения
Должны знать и понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв., этапы их творческой эволюции;
историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития и черты литературных направлений и течений;
основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературные произведения, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
связывать литературную классику со временем написания, современностью и с традицией;
выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;
определять род и жанр произведения;
выявлять авторскую позицию
выразтельно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
писать развернутый ответ на вопрос;
письменно составлять план сочинения;
писать рассказ-характеристику;
свободно владеть письменной речью.
Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Способы достижения и формы оценки результатов обучения
№ п/п |
Форма контроля уровня достижений учащихся |
Критерии оценки |
|||||||||||||||
1 |
Сочинение (примерный объем классных сочинений 2-3 страницы)
|
|
|||||||||||||||
2 |
Диктант (основные литературные понятия и термины) |
В словарных диктантах: (25-30 слов) «5» - правильность 100-90% «4» - правильность 90-80% «3» - правильность 80-50% «2» - правильность менее 50% «1» - ошибочное написание 100% работы |
|||||||||||||||
3 |
Реферат |
Оценка складывается из ряда моментов: учитываются формальные требования к реферату, грамотность раскрытия темы, защита работы, ответы на вопросы, заданные после защиты реферата. В оформлении должен быть титульный лист, оглавление, сноски, источники. Введение должно включать краткое обоснование актуальности темы, цель работы, задачи, краткий обзор изученной литературы. Основная часть содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения темы, мнение учащегося по проблеме, должно быть разделение на параграфы с названием, логика изложения, правильно оформленные сноски. Заключение – выводы о том, насколько удалось выполнить обозначенные во введении задачи и цели. Защита проходит в течение 5-15 минут, во время которой рассказывается об актуальности темы, поставленных целях и задачах, изученной литературе, о структуре основной части, выводах. |
|||||||||||||||
4 |
Тест |
В тестовых заданиях предусматривается 25 вопросов. 25-22 верных ответа – «5» 21-18 верных ответов – «4» 17-13 верных ответов – «3» 12 и менее верных ответов - «2» |
|||||||||||||||
5 |
Самостоятельная работа |
Оценивается Степень самостоятельности: - без помощи учителя (3 балла) - незначительная помощь учителя (2 балла) - существенная помощь учителя (1 балл) - не справился (0 баллов) Правильность выполнения: - работа выполнена верно или с незначительной ошибкой (3 балла) - работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50 % от работы (2 балла) - ошибки составляют 50-70 % работы (1 балл) - ошибок в работе более 2/3 всего объема (0 баллов) Оценка выставляется по количеству набранных баллов: 6-5 баллов – «5» 4-3 балла – «4» 2-1 балл – «3» 0 баллов – «2» |
Перечень контрольно-измерительных материалов (КИМ)
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина
Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина
Итоговое тестирование по творчеству Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна
Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина
Зачет «Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе».
Перечень УМК
Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И., М:Просвещение, 2012
Дополнительная литература для учителя:
*Н.И.Барабаш. Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003
*В.А.Скрипкина. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы.М: Дрофа, 1998
*Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина. Тесты. Литература 5-8 классы. М: Дрофа, 1998
Дополнительная литература для учащихся:
Г.И.Романова. Золотые строки. Стихи и проза для заучивания наизусть. 5-11 классы.
М: Универ-Пресс, 2004
Интернет-ресурсы и другие электронные информационные источники, обучающие, справочно-информационнные, контролирующие компьютерные программы:
*Всемирная литература. Энциклопедия в 2-частях.
*Живой Пушкин. DVD
*Одна любовь души моей… Воспоминания княгини М.Н.Волконской, DVD
*Луна в зените. Анна Ахматова во снах… DVD