Рабочая программа по литературе, 8 класс, УМК: Сухих И.Н.

0
0
Материал опубликован 16 February 2016

Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

Литература

8

Сухих И.Н.

107

Содержание рабочей программы литературе (8 класс)

107 часов в году (3 часа в неделю)

Тема 1. О любви 32 часа

Раздел 1. О любви — в лирике 10 часов

Лирика как литературный род, выражающий авторское переживание. Лирическое стихотворение как художественная форма, позволяющая читателю открыть мир чувств и мыслей другого человека. Способы создания образов- переживаний в лирике и изменение с ходом времени художественных приемов для выражения чувств. Созвучие образов, созданных в разные эпохи, и их различия, характеризующие авторское понимание любви и идеалы каждой эпохи. Своеобразие авторского взгляда и формы его выражения в произведениях, сходных по тематике.

Любовная лирика эпохи Предвозрождения и Возрождения.

Образ любви и возлюбленной в сонетах Данте, Петрарки, Шекспира и Пушкина.

1. Данте Алигьери. «Новая жизнь». Фрагмент гл. XXVI

Неземная любовь к земной женщине в сонетах Данте. Обожествление возлюбленной — идеала благородства и красоты.

Условность образа возлюбленной. Художественные приемы создания ее образа.

2. Ф. Петрарка. Сонет 160

Традиции Предвозрождения в поэзии Петрарки и их преодоление (на примере сравнения с сонетом Данте). Конкретность и жизненность образа возлюбленной в сонетах Петрарки, противоречивость и изменчивость любовных переживаний. Музыкальность стиха Петрарки, драматизм сонетов и художественные средства создания образов.

3. У. Шекспир. Сонет 130

Сонеты Шекспира, воспевающие любовь земную и земную возлюбленную. Принципиальный отказ поэта от традиционных приемов создания образа возлюбленной, ироническая перекличка с сонетами Петрарки. Усиление конкретности образа. Перенос

идеала с небес на землю.

4. А. С. Пушкин. «Мадонна»

Смысл названия стихотворения. Событие в биографии поэта как основа создания произведения. Одухотворенность и чистота чувства любви. Основное настроение стихотворения. Роль художественных деталей в создании настроения. Образы- символы в сонете. Смысловые части сонета. Связь стихотворения с другими видами искусства.

Культурное пространство. Италия эпохи Возрождения. Итальянская живопись Ренессанса. Рыцарское служение Прекрасной Даме. Истории любви Данте и Петрарки.

Поэтические диалоги о любви

5. А. С. Пушкин. «Я вас любил…»

6. М. Ю. Лермонтов. «Я не унижусь пред тобою…»

Прощание с любовью как одна из вариаций темы любви. Победа возвышенных чувств, благодарность за само чувство любви в стихотворении Пушкина и взрыв возмущения в стихотворении Лермонтова. Любовь как высшая радость жизни, разнообразие художественных красок в создании образа любви в стихотворении Пушкина. Поиск равного себе по самоотдаче в любви и накалу чувств в романтическом стихотворении Лермонтова.

Сосредоточенность на собственных чувствах лирического героя Лермонтова и обращенность к чувствам возлюбленной в стихотворении Пушкина. Яростное обличение любимой в диалогическом монологе у Лермонтова, скрывающем боль лирического героя.

7. А. С. Пушкин. «Сожженное письмо»

8. Н. А. Некрасов. «Горящие письма»

Стремление лирического героя стихотворения «Сожженное письмо» продлить любовь и преодолеть разлуку, торжество гармонии в любовном чувстве. Способность человека любить как бесценный дар в стихотворении Пушкина. Роль художественных деталей в создании образа лирического героя и его чувства. Повторы и эпитеты и их роль в описании. Невидимое присутствие возлюбленной и отсутствие конкретного образа женщины.

Конфликт героев, невозможность компромисса и разрушение отношений в стихотворении Некрасова «Горящие письма». Яркий, конкретный образ женщины, равной мужчине по силе характера и чувства. Способы создания образов. Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина и Некрасова. Развитие любовной лирики, ведущее к конкретизации женского образа.

9. А. С. Пушкин. «Я помню чудное мгновенье…»

10. А. А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе…»

История любви в стихотворениях Пушкина и Блока. «Чудное мгновенье» и его влияние на жизнь человека. Пробуждение души как залог воскресения любви в стихотворении Пушкина. Сходство композиции стихотворений (повторение мотива жизненных бурь) и различия в финалах и динамике авторских чувств (возвращение к жизни лирического героя

Пушкина, горечь осознания новой реальности, в которой нет места мечте, у героя Блока). Трагическое звучание стихотворения Блока, вызванное невозможностью возвратить любовь. Образ внешнего мира в стихотворениях и его влияние на интимный

мир человека.

Сопоставление образов возлюбленных в сонетах Петрарки и Шекспира и стихотворениях Пушкина и Блока.

Культурное пространство. Любовь в жизни А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока. Женщины —адресаты их любовной лирики.

Диагностическая работа. В. Скотт. «Клятва Норы».

Основные мотивы произведения, его фольклорные истоки. Противопоставление действительности романтическому идеалу. Символика имени героини. Авторская позиция.

Раздел 2. О любви — в эпосе 16 часов

Истории любви и отражение в них реальной действительности.

Специфика эпоса как рода литературы. Жанр повести. Возможности эпических жанров в раскрытии темы любви и проблем окружающего мира. Автор и его герои в эпическом произведении, способы выражения авторского отношения и авторской позиции.

Любовь как высший дар человеку — и человек, проявляющий свою истинную сущность в любви.

Частная жизнь человека и исторические процессы, вторгающиеся в жизнь людей. Конфликт социального и личного. Вечное стремление человека к любви, счастью, взаимопониманию. Экстремальные ситуации, проверяющие человека на человечность.

1. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Роман Пушкина как семейная хроника, рассказывающая об истории женитьбы Петруши Гринева на Маше Мироновой. «Капитанская дочка» как исторический роман: частная жизнь и исторические коллизии. Пугачевский бунт как социальная стихия.

Три встречи Гринева и Пугачева, классовая рознь и человеческие симпатии. Причины благосклонности Пугачева к Гриневу. Характер Гринева и художественные средства его создания. Гринев и Швабрин. Образ Швабрина как антипода Гринева. Причины нарушения Гриневым приказа коменданта Оренбурга и авторская оценка его поступка. Симметричная композиция повести: Гринев, спасающий Машу, — и Маша, спасающая Гринева. Образы Пугачева и Екатерины II как исторических деятелей и частных

лиц. Две правды — дворянская и крестьянская — и невозможность компромисса между ними. Милосердие как право монарха и потребность сердца. Способы выражения авторской позиции и художественная идея произведения.

Культурное пространство. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Иллюстрации к роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Портреты Екатерины II работы В. Л. Боровиковского и Ф. С. Рокотова. Картина В. Перова «Суд Пугачева».

2. Ф. М. Достоевский. «Униженные и оскорбленные»

Проблема отцов и детей и роль параллельных сюжетов в романе Ф. М. Достоевского. Отношение Н. С. Ихменева к чести. «Особенная гордость» бедных людей. Сопоставление героев романа Достоевского с героями Пушкина («Дубровский», «Станционный смотритель») и Гоголя («Шинель»). Любовь в романе и ее вариации: чувства родителей к детям, чувства влюбленных и чувства детей к родителям. Борьба с любовью и ее последствия. Образ Наташи: чувства девушки к Алеше и к родителям, причины ее выбора. Причины и суть конфликта между Ихменевым и Наташей как конфликта чувства и долга. Смысл истории семьи Смита и ее роль в романе. Сопоставление сюжета о семье Смита

с историей пушкинского станционного смотрителя Самсона Вырина. Образ князя Валковского и особенности композиции романа: знакомство с князем через рассказ Ивана Петровича задолго до включения Валковского в действие. Двойственность облика князя. Художественные средства создания образов персонажей в романе. Представления князя о счастье и средствах его достижения. Сопоставление образов отцов в романе. Проблема эгоизма и альтруизма. Разные виды эгоизма и герои- эгоисты: «эгоизм страдания» (Ихменев, Наташа), эгоизм наивный (Алеша, Катя), «хищнический эгоизм» (Валковский). Образ Ивана Петровича как альтруиста — антипода князя Валковского. Антитеза «до-

бро — зло» в романе и средства ее создания. Иван Петрович как герой романа и как рассказчик. Роль этого композиционного приема в структуре романа. Образ Нелли и его роль в романе. Отношение Достоевского к детям. Идея Ихменева о том, что счастье «униженных и оскорбленных» не в сопротивлении злу, а в совместном переживании страданий, и авторская позиция. Отношение писателя к страданию как очищению и залогу спасения души.

Культурное пространство. Петербург Достоевского.

3. И. С. Тургенев. «Ася»

Ситуация rendez- vous в прозе Тургенева. Любовь как испытание героев в повести. Мир бюргеров — и природная непосредственность и оригинальность Аси. Особенности характера Ганина. Надежды и разочарования героев. Желание любви и неспособность

Н. Н. на поступок. Роль пейзажей и музыки в создании образов героев и выражении их настроения и чувств. Особенности художественной детали у Тургенева. Авторское отношение к героям и их поступкам и средства его выражения в произведении. Смысл финала и художественная идея повести.

Культурное пространство. Полина Виардо. История любви

И. С. Тургенева. Линц — место действия повести «Ася».

4. И. А. Бунин. «Темные аллеи», «Холодная осень»

Фабула и сюжет в рассказах И. А. Бунина. Своеобразие их художественной формы. Скрытый конфликт. Любовь и ее вариации. Образы Николая Алексеевича и Надежды в рассказе «Темные аллеи». Роль деталей в создании образов персонажей и образов пространства- времени. Прошлое и настоящее героев. Конфликт между чувствами и социальными нормами. Смысл названия рассказа и его художественная идея.

Образ рассказчицы в рассказе «Холодная осень». Композиция произведения и соотношение его частей. Детализация в повествовании о прощании героини с возлюбленным и лаконизм повествования о ее дальнейшей жизни. Социальные бури и человеческая судьба. Отношение героини к любви. Художественная идея рассказа.

Культурное пространство. В. Н. Бунина и ее роль в жизни писателя. Россия в период Первой мировой войны и революции.

Кинофильмы по рассказам И. А. Бунина.

Раздел 3. О любви — в драме 6 часов

Специфика драматического рода литературы и раскрытие темы любви в драме. Любовь и внутренние возможности самого человека. Выбор жанра, конфликт и его развязка как выражение авторской позиции в драме.

А. Н. Островский. «Снегурочка»

Пьеса- сказка «Снегурочка», ее фольклорные корни и современное звучание. Драматический род литературы и его особенности. Проблемы, волнующие автора, и проблемы, с которыми сталкиваются его персонажи. Конфликт в пьесе и его участники. Развитие конфликта и его разрешение. Царство Берендея, мировосприятие жителей и законы жизни. Образы Бобыля и Бобылихи, их юмористическая окрашенность. Мудрость царя, следующего законам природы. Роль образов Мороза и Весны. Образ Снегурочки, его символическое значение. Неоднозначность отношения к Снегурочке автора, читателя и персонажей пьесы. «Сердечная остуда» как нарушение нормы жизни. Образы Леля, Купавы и Мизгиря. Контрастные краски любви. Символическое значение «печальной кончины» Снегурочки и «страшной погибели» Мизгиря. Способы создания образов в драматическом произведении. Художественная идея произведения.

Культурное пространство. Основатели русского театра.

А. Н. Островский — драматург. История создания пьесы «Снегурочка». Московский Малый театр, театры оперы и балета. Опера, балет и драматическое искусство.

Теоретико- литературные знания (ко всей теме). Литературное произведение как художественное целое. Текст. Художественный мир. Интерпретация произведения. Толкование и художественные интерпретации литературных произведений. Роды и жанры

литературы. Любовная лирика. Сонетная форма. Образ- символ. Аллегория. Повесть и исторический роман как эпические жанры. Драма как литературный род и жанр. Компоненты драматического текста. Способы выражения авторского отношения и авторской позиции в литературных произведениях разных родов и жанров. Композиция лирического стихотворения, повести, романа, драмы. Рамочные компоненты текста. Лирический и эпический сюжет. Система персонажей. Литературные двойники. Образ персонажа, образ- переживание. Конфликт и характер в драме. Фольклорные сюжеты в литературе. Взаимосвязь тематики, проблематики, стиля, авторского сознания и эпохи, в которой живет автор. Жанр как средство выражения авторского взгляда на мир.

Внеклассное чтение (ко всей теме). С. Д. Артамонов. «Литература эпохи Возрождения»; Н. Н . Томашевский. «Франческо Петрарка»; А. Аникст. «Шекспир»; А. С. Пушкин. «Сонет» («Суровый Данте не презирал сонета…»), «Сонет» («Поэт, не дорожи любовию народной…»); «Друзья Пушкина: Переписка. Воспоминания. Дневники» (в 2 т.); «Петербургские встречи Пушкина» (сост. Л. Е. Кошевая); А. С . Пушкин. «История Пугачева»; Г. Г. Красухин. «Путеводитель по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”»; М. И. Цветаева. «Пушкин и Пугачев»; В. Скотт. «Айвенго»; Ш. Бронте. «Джейн Эйр»; П. Мериме. «Кармен»; Ф. М. Достоевский. «Неточка Незванова», «Кроткая»; С. В . Белов. «Ф. М. Достоевский»; М. Басина. «Сквозь сумрак белых ночей»;

И. С . Тургенев. «Первая любовь», «Вешние воды»; О. В . Лебедев. «И. С. Тургенев»; А. Н . О стровский. «Банкрот, или Свои люди сочтемся», «Горячее сердце»; В. Лакшин. «А. Н. Островский»; И. А. Бунин «Ворон», «Руся», «Галя Ганская», «Чистый понедельник»; А. Н . Беляев. «Человек- амфибия».

Тема 2. О Родине 22 часа

Тема Родины как вечная тема в искусстве. Образы- символы Родины. Своеобразие отношения к Родине русских поэтов. И. Северянин. «Запевка».

Раздел 1. О Р одине — в лирике 11 часов

1. М. Ю. Лермонтов. «Родина»

«Странная любовь» к Родине в стихотворении. Композиция (изменение авторской точки зрения) и ее роль в раскрытии авторского отношения к России. Антитеза и ее значение в стихотворении. Одиночество лирического героя и образы «союза» в природе и жизни человека. Мечта героя и невозможность ее осуществления. Художественные средства создания образов в лирическом стихотворении.

2. Ф. И. Тютчев. «Эти бедные селенья…»

Стихотворение Тютчева как продолжение лирического монолога Лермонтова. Двойственный образ России, антитеза нищеты народа — и богатства души и духовности. Композиция стихотворения, пафос христианской любви. Роль образа Царя Небесного в раскрытии авторской идеи.

3. А. А. Блок. «Россия»

Новое звучание старой темы. Перекличка со стихотворениями Лермонтова и Тютчева. Совмещение в образе России пространственных и человеческих черт. Фольклорные образы в стихотворении. Оппозиции «разбойной красы», угрозы — и терпения, внутренней динамики — и неизменности в образе Родины.

4. С. А. Есенин. «Русь»

Образ России, созданный С. Есениным в начале Первой мировой войны. Фольклорные мотивы и реальность войны. «Кроткая родина» и мужество ее защитников — пахарей- богатырей. Антитеза мирной жизни и войны в композиции стихотворения. Смена лирических голосов. Роль образов природы. Поэтическая перекличка образов Руси Есенина и Блока.

5. И. А. Бродский. «Стансы городу»

Замена образа Родины образом родного города. Неразрывная связь человека и города. Олицетворение и его роль в создании настроения. Композиция стихотворения. Тонкость поэтической формы и глубина поэтического чувства. Вытеснение общезначимого и замещение его индивидуальным отношением. Пафос стихотворения.

6. Н. М. Рубцов. «Звезда полей»

Основной мотив стихотворения. Образ родины. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека. Размышления поэта о скоротечности жизни. Романтические образы в произведении.

7. А. А. Ахматова. «Мужество»

Образ Родины и его связь с родным языком. Патриотизм и лаконизм Ахматовой. Образ «великого русского слова» как нити, связующей прошлое, настоящее и будущее.

8. Р. Г. Гамзатов. «Мой Дагестан»

Тема любви к родному краю. Возвращение к истокам, основам жизни. Национальный колорит стихотворения. Особенности художественной образности Гамзатова. Национальное и общечеловеческое в патриотической лирике.

9. К. Ш. Кулиев. «Стихи о Родине»

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы произведения. Любовь к своему родному краю, верность традициям своего народа.

Культурное пространство. Любовь к Родине — одна из вечных тем русской литературы и искусства. Отношение к Родине М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Блока, С. А. Есенина, А. А. Ахматовой, И. А. Бродского. Кавказские поэты России.

Раздел 2. О Родине — в эпосе 11 часов

1. А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» —обзорное изучение

История создания произведения и судьба его автора. Образ России в «Путешествии из Петербурга в Москву». Основная идея произведения. Особенности композиции и языка. Образ автора и образ мира в «Путешествии…». Аллегории и символы в эпизоде «Сон путешественника». Ода «Вольность» и ее роль в произведении.

2. И. С. Шмелев. «Лето Господне» — обзорное изучение

Автобиографическая проза И. С. Шмелева. История создания произведения. Автор — герой — рассказчик в «Лете Господнем». Образы Сергея Ивановича Шмелева и Горкина. Дом и Город в произведении. Образ России. Особенности художественного времени и пространства.

3. А. И. Солженицын. «Матренин двор»

Образ России в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор». Автор и повествователь. Образ Матрены и художественные средства его создания. Роль описаний в рассказе. Контраст внешней скудости быта Матрены и богатства ее души. История жизни и смерти Матрены. Символическое звучание образа Матрены и образа ее дома. Образная параллель «Россия — Матрена». Герои — созидатели и разрушители. Способы выражения авторского отношения. Авторская идея рассказа.

Культурное пространство. Идеи Просвещения. А. М. Кутузов. Россия в XVIII веке. Россия в начале ХХ века. Православные праздники и обряды. Россия в эпоху «оттепели».

Теоретико- литературные знания (ко всей теме). Роды и жанры литературы. Патриотическая лирика. Образы-символы. Выразительные средства композиции. Синтаксические средства выразительности. Стансы. Автор, повествователь и рассказчик

в эпическом произведении. Авторское отношение и авторская позиция. Художественное обобщение и конкретность образа. Роль детали в художественном тексте. Образ пространства- времени (хронотоп) в эпосе. Индивидуальный стиль писателя.

Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Жалобы турка», «Прощай, немытая Россия…»; Ф. И. Тютчев. «Слезы людские…», «Умом Россию не понять…»; А. А. Блок. «Русь», «На поле Куликовом», «Скифы»; С.А. Есенин. «Пугачев»; И. А. Бродский. «Стансы» («Ни страны, ни погоста…»), «От окраины к центру», «Рождественский романс»; О. Д. Форш. «Радищев»; В. А. Чивилихин. «Память»; С. Т. Алексеев. «Аз Бога ведаю».

Тема 3. О страшном и страхе 9 часов

Страх и страшное в жизни человека. Причины страха. Силы, влияющие на жизнь человека. Отражение мистических, иррациональных представлений о мироустройстве в литературе. Очищение читателя страхом и смехом.

Раздел 1. О страшном и страхе —в лироэпических произведениях 3 часа

В. А. Жуковский. «Светлана» История создания «Светланы». Оригинальная баллада В. А. Жуковского и ее фольклорные традиции. Обряд гадания на жениха, попытки героини познать судьбу. Рок и Божий промысел, провидение. Страшное в балладе. Образы- символы. Образы сна и реальности. Время и пространство. Победа оптимистического мировосприятия над мистицизмом. Метр, ритм, особенности рифмовки в балладе «Светлана». Баллада как лироэпический жанр. Способы выражения авторского отношения и идеи в балладе.

Культурное пространство. Баллады В. А. Жуковского. Святочные гадания. Иллюстрация К. П. Брюллова к балладе «Светлана».

Раздел 2. О страшном и страхе —в эпических произведениях 6 часов

1. А. С. Пушкин. «Гробовщик»

История создания повести. «Гробовщик» как одна из повестей, входящих в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Роль эпиграфа. Фантастическое и реалистическое в произведении. Функция сна. Образ гробовщика Адрияна Прохорова и художественные средства его создания. Композиция повести и неожиданная развязка. Мотивы и лейтмотивы в произведении.

Художественная роль цвета. Образы жизни и смерти. Смерть как источник жизни гробовщика. Причины искажения человеческого сознания. Страшное и смешное в повести и их художественная роль в воплощении авторской идеи.

2. Э. А. По. «Падение дома Ашеров»

Смысл эпиграфа. Мотивы тоски, печали и их значение в произведении. Образ повествователя и художественные средства его создания. Предчувствия и их осуществление. Композиция новеллы, мастерство автора в создании образа жуткой тайны. Роль пейзажа и образа дома. Детали и их художественная функция.

Связь человека и окружающего мира. Образы Родерика и Мэдилейн Ашеров. Роль портрета в создании характера персонажа. Символическое звучание фамилии героя. Страшное, ужасное и их эстетическая функция. Невыразимое в новелле. Образы жизни

и смерти, разрушения. Вырождение рода как отклонение от природной нормы. Приобретение уникальных талантов за счет потери психического равновесия и интереса к жизни. Обостренность чувств, граничащая с безумием, как расплата за замкнутость, изоляцию от мира. Литературные и музыкальные аллюзии и их роль в структуре художественного текста. Авторское отношение к героям и событиям, авторский взгляд на человека и его природу и способы выражения авторской идеи.

Культурное пространство. Э. А. По — американский писатель. Готический стиль. Интерпретации новеллы По на сцене и в кинематографе. Иллюстрации к повести Пушкина и новелле По.

Теоретико- литературные знания (ко всей теме). Сюжет, фабула, мотив и лейтмотив. Баллада, новелла, повесть. Мистические и фантастические образы в литературе. Страшное, ужасное как эстетическая категория. Лирический герой. Романтический герой. Антитеза, контраст как художественные приемы. Ирония и ее оттенки. Художественная деталь. Пейзаж. Портрет. Сюжети фабула. Композиция и система образов в произведении.

Внеклассное чтение. Р. Л. С тивенсон. «Странная история доктора Джеккиля и мистера Хайда»; Э. Т. А. Гофман. «Золотой горшок»; Э. А. По. Стихотворения и новеллы, «Истории Огюста Дюпена»; А. А. Бестужев- Марлинский. «Страшное гаданье»;

Н. В . Гоголь. «Нос»; А. К. Толстой. «Упырь».

Тема 4. Об обманах и искушениях 25 часов

Человеческая природа, сущность человека как объекты внимания литературы в разные эпохи. Человеческие слабости, пороки и способы их разоблачения в искусстве слова. Обманы и самообманы. Искушение как соблазн и как испытание, приобретение опыта. Характер человека, проявляющийся в испытаниях. Этические проблемы и варианты их

решения в разные эпохи.

Раздел 1. Об обманах и искушениях — в драме 16 часов

Драматическое искусство и его возможности в осмеянии человеческих пороков. Юмор и сатира в драматическом искусстве. Мещанство как образ мыслей и чувств и его общечеловеческая природа. Вопрос о духовном развитии человека.

1. Ж. Б. Мольер. «Тартюф»

Проблематика комедии Мольера «Тартюф». Композиция пьесы и ее конфликт. Современность образа Тартюфа. Семья господина Оргона — воплощение здравого смысла. Причины заблуждения Оргона и его матери. Здравомыслие как норма жизни. Комическое и трагическое в пьесе. Художественные средства разоблачения порочности и аморальности Тартюфа. Неоднозначность финала комедии. Сатира Мольера и ее объекты. Мастерство Мольера- комедиографа. Художественная идея произведения. Творчество

Мольера в оценках критиков.

Диагностическая работа. Ж. Б. Мольер. «Мизантроп», «Мещанин во дворянстве» (работа выполняется по одной из комедий по выбору учащихся). Своеобразие конфликта произведения. Сатирические персонажи комедии. Нравственное значение образа господина Журдена. Особенности времени, пространства и организации сюжета

Проблематика комедии «Мещанин во дворянстве». Своеобразие конфликта произведения. Сатирические персонажи комедии. Нравственное значение образа господина Журдена. Особенности времени, пространства и организации сюжета. Жанровое своеобразие произведения.

Смысл названия пьесы «Мизантроп». Система образов. Средства создания комических ситуаций. Характерные черты классицизма в комедии.

Культурное пространство. Эпоха Людовика XIV и французское общество. «Общество святых даров». Спектакли и экранизации комедий Мольера (А. Эфрос, Я. Фрид, В. Шлезингер, Р. Кожио, П. Бадель и др.).

2. Н. В. Гоголь. «Ревизор»

Своеобразие композиции пьесы, обусловленное особенностям двойного конфликта. Внешний конфликт между чиновниками и Хлестаковым и его разрешение. Скрытый конфликт между правдой и ложью, реальным и мнимым и его разрешение. Завязка комедии, предшествующая экспозиции. «Замечания для господ актеров» как одна из форм выражения авторского замысла. Образы чиновников и художественные средства их создания. Способы выражения авторского отношения к персонажам. Индивидуальное и типическое в пьесе. Женские образы в комедии, их художественная роль. Комическое в пьесе. Образ Хлестакова. Способы раскрытия его характера. Динамика самооценки Хлестакова в пьесе и ее причины. Роль образа Осипа в пьесе. Хлестаков и его слуга. Хлестаков и городничий. Обманщики и обманутые. Хлестаковщина как явление. Открытый финал комедии, роль немой сцены. Идея пьесы. Интерпретации «Ревизора»

в театре и кинематографе. Комедия «Ревизор» в оценках критиков.

Культурное пространство. История создания комедии «Ревизор» и ее премьера. Интерпретации образа Хлестакова в российском театре и кино (И. Горбачев, С. Мигицко, А. Миронов, Е. Миронов). Иллюстрации к комедии (Н. В. Гоголь, А. И. Кон-

стантиновский, П. М. Боклевский).

Раздел 2. Об обманах и искушениях — в эпосе 9 часов

1. А. С. Пушкин. «Пиковая Дама»

Выбор героем судьбы — ведущая тема повести Пушкина «Пиковая Дама». Германн как романтический герой, помешанный на одной идее — обогащении. Идея как живая сила, способная подчинить себе человека. Наполеоновская тема. Выбор средств достижения цели как зеркало, отражающее внутренний мир героя. Мистическое и реалистическое в повести. Образ графини и его роль. Образ Сен- Жермена и его восприятие современниками Пушкина. Роль легенды о трех картах. Образ Лизы, отношение к ней персонажей повести и автора. Образы повествователей. Роль эпилога. Реалистическое и романтическое в повести.

Культурное пространство. Карточная игра. Опера П. И. Чайковского «Пиковая дама». Кинофильм И. Масленникова «Пиковая дама». Иллюстрации к повести (А. Н. Бенуа, В. И. Шухаев, Ю. М. Игнатьев и др.).

2. Н. В. Гоголь. «Портрет»

История падения человеческой души в повести Н. В. Гоголя. Особенности композиции произведения. Образы художника — автора портрета и художника, вернувшегося из Италии, и их роль в раскрытии идеи произведения. Образы- двойники в повести. Образ Коломны, его мистическая окрашенность. Зловещий образ ростовщика. Жизнь человека после смерти в гениальном произведении искусства. Представления Гоголя о назначении

искусства и предназначении художника. Опасность прямого подобия в искусстве. Мистическая и реалистическая трактовка причин деградации Черткова. Божественное и дьявольское начала в жизни человека как способность творить или разрушать.

Многозначность художественной идеи произведения.

Культурное пространство. Мировоззренческие основы эпохи

Возрождения. Н. В. Гоголь в Риме. К. П. Брюллов «Последний день Помпеи», А. А. Иванов «Явление Христа народу». Иллюстрации к повести.

А. А. Блок. «Фабрика», «Ты смотришь в очи ясным зорям…»

История создания стихотворения «Фабрика». Фабрика как символ зла в стихотворении. Композиция. Зрительные и слуховые образы — и чувства читателя. Цветопись и звукопись как художественные средства создания образов. Тропы и их роль

в стихотворении. Образ лирического героя и его отношение к происходящему. Авторское отношение к изображаемому. Неотчетливость изображения и ясность чувств лирического героя. Размер и ритм стихотворения.

«Ты смотришь в очи ясным зорям…». Динамика читательских чувств и причины изменения настроения. Мотив обмана и разочарования в стихотворении. Стихотворение как диалоглирического героя (поэта) с его alter ego (представленное в тексте лирическим «ты») и городом. Образ alter ego поэта. Образ города- обманщика и средства его создания. Роль тропов в создании образов и атмосферы стихотворения. Композиция, роль антитез

«повседневность — тайна», «мечта — действительность», «надежда — разочарование». Образы- символы и их значение. Роль риторических вопросов. Контраст между знанием сущности города и чувством, которое он вызывает. Неуловимая прелесть Петербурга, пленяющая душу.

Культурное пространство. Петербург начала ХХ века.

Теоретико- литературные знания (ко всей теме). Жанры драмы. Трагедия, комедия, драма. Комедия как драматический жанр. Конфликт, развитие действия и развязка в комедии. Средства создания комического в драме. Способы выражения авторского

отношения и авторской идеи в комедии. Постановка пьесы на сцене как вид художественной интерпретации. Синтетическая природа драматического искусства. Образы- двойники в литературе. Реальное и фантастическое в реалистическом произведении.

Литературные аллюзии. Художественная и композиционная детали. Тип и характер в литературе. Индивидуальное и типическое. Композиция драматического и эпического произведения.

Сюжет и фабула. Юмор и сатира. Художественные средства сатиры. Лирический герой и герои в лирике. Образы- символы. Тропы. Цветопись, звукопись. Размер и ритм стихотворения.

Тематика, проблематика и идея произведения.

Внеклассное чтение. Ж. Б. Мольер. «Скупой», «Дон Жуан»; Н. В . Гоголь. «Женитьба», «Записки сумасшедшего»; М. А. Булгаков. «Жизнь господина де Мольера»; А. А. Блок. «Незнакомка»; И. Ф. Анненский. «Петербург»; В. В . Маяковский. «Последняя

Петербургская сказка»; В. В . Н абоков. «Пассажир», «Сказка».

Тема 5. О нравственном выборе 19 часов

Жизненная позиция человека, условия ее формирования.

Влияние жизненной позиции, системы нравственных ценностей на судьбу человека. Решение проблемы свободы человека в выборе жизненного пути и проблемы цены свободы в литературе разных исторических эпох. Ответственность человека за свою

жизнь и жизнь других людей.

Раздел 1. О нравственном выборе — в драме 2 часа

М. А. Булгаков. «Кабала святош» («Мольер»)

Причины смерти Мольера в представлении героев пьесы и ее автора. Рок, или Судьба, и их земное воплощение. Образ Мольера, его динамика и усиление трагического звучания к финалу пьесы. Нравственный выбор Мольера. Конфликт в драме и его участники. Образы Кабалы Священного Писания и ее вдохновителя архиепископа Шаррона. Тема любви в пьесе. Мадлена и Арманда, их роль в жизни Мольера. Образ Муаррона. Причины падения Муаррона и его прощения. Образ Людовика XIV и его сатирическое воплощение. Образы- символы. Образ театра, актерского братства и его роль. Художественные средства создания образов «бессудной тирании» и «окровавленного мастера». Трагедия художника и ее причины. Мистическое и реальное в драме.

Культурное пространство. Сценическая судьба «Кабалы святош». Эпоха Людовика XIV и французское общество.

Раздел 2. О нравственном выборе —в лироэпических произведениях 6 часов

1. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»

Значение слова «мцыри». Безымянный герой поэмы Лермонтова. Жизнь мцыри в монастыре и причины побега героя. Образ монастыря в поэме и в восприятии русской православной культуры и мцыри. Образ окружающего мира — Кавказ и его природа.

Образы- символы. Роль пейзажей в поэме. Характер мцыри, художественные средства его создания. Испытания и искушения героя. Фольклорные мотивы в поэме. Композиция поэмы, значение эпиграфа, вступления, песни золотой рыбки, исповеди мцыри.

Роль повествователя. Мцыри как романтический герой (цельность натуры, целеустремленность, конфликт с миром, одиночество, несломленность и верность идеалу свободы) и реалистичность авторской позиции (понимание подлинных причин неудачи героя и его обреченности, целостное видение мира и конфликта культур). Свобода человека как право на выбор жизненного пути. Идея произведения и его современное звучание.

Культурное пространство. Культура народов Кавказа. Кавказская война и ее последствия. Природа Кавказа. Образ Кавказа в русском искусстве. Кавказские натюрморты М. Ю. Лермонтова. История создания «Мцыри».

2. Н. С. Гумилев. «Старый конквистадор»

Образ старого конквистадора в балладе Н. С. Гумилева. Романтика приключений и вызов судьбе — готовность принять жизнь такой, какая она есть. Поединок с судьбой и смертью как средство создания характера героя. Ритм баллады. Роль художественных деталей. Авторское отношение к герою и средства его выражения.

Культурное пространство. Судьба Н. С. Гумилева. Конквистадоры.

Раздел 3.О нравственном выборе — в эпосе 11 часов

1. Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке»

Нравственная проблематика произведения. Милосердие как основа жизни. Утверждение общечеловеческих истин. Жанровые особенности рассказа. Роль художественной детали в произведении.

Культурное пространство. Образ ребенка в мировом искусстве. Петербург Достоевского.

2. А. П. Чехов. «Пари»

Сюжет и композиция рассказа. Позиции героев перед заключением пари и через 15 лет, причины произошедших изменений.

Развитие внешнего (между банкиром и юристом) и внутреннего (в душах персонажей) конфликтов и их разрешение. Образы пространства и времени в рассказе. Роль художественных деталей в создании образов, в раскрытии чувств героев и авторского отношения к персонажам. Художественная идея произведения.

Культурное пространство. Пари. Художественный фильм

В. Мотыля «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад».

3. М. А. Булгаков. «Собачье сердце»

История создания повести. Отношение М. А. Булгакова к проблеме эволюции и революции. Проблематика повести. Спор персонажей о собачьем сердце и авторская позиция. Роль композиции в раскрытии авторской идеи. Система образов персонажей. Конфликт между Шариковым и профессором Преображенским. Образы профессора, его квартиры и домочадцев и неоднозначность их авторской оценки. Проблема слова и дела в повести и этический выбор ее героев. Характеристика событий с точки зрения каждого

героя. Образ Шарикова, художественные средства его создания и выражения авторской оценки. Шариков и шариковщина. Образ Швондера — идейного воспитателя Шарикова — и членов домкома, их роль в повести. Художественная деталь, ее возможности в создании образа и выражении авторского отношения к изображаемому. Смысл имен и фамилий персонажей. Комическое и драматическое в повести. Время и пространство в произведении.

Литературные аллюзии и их роль. Реальное и фантастическое в повести. «Собачье сердце» в оценках критиков. Интерпретации повести в театре и кинематографе.

Культурное пространство. Художественный фильм В. Бортко «Собачье сердце». Россия в 1920-е годы.

4. А. де Сент- Экзюпери. «Маленький принц»

Сказка- притча Антуана де Сент- Экзюпери. Образ Маленького принца, путешествующего по планетам, и смысл его поисков. Авторская логика, которой подчинено путешествие героя. Встречи Маленького принца и его открытия. Смешное и грустное в произведении. Образ Земли и людей. Образ Лиса, его художественная роль. Уроки Лиса и выводы читателя. Образ летчика-повествователя, динамика его отношений к принцу и открытия,

которые он делает благодаря встрече с героем. Миры взрослых и детей и возможности диалога между ними. Роль образа змейки. Многозначность образов- символов. Роль композиции сказки, смысл финала. Особенности жанра притчи. Текст и авторские

иллюстрации к нему как художественное целое.

Культурное пространство. Иллюстрации А. де Сент- Экзюпери к повести «Маленький принц».

Теоретико- литературные знания (ко всей теме). Романтический герой. Романтика жизни и романтизм как мировосприятие.

Образ- символ. Поэма и баллада как лиро- эпические произведения. Способы выражения авторской позиции в драме. Роль музыки и света в спектакле. Образ автора и образ повествователя.

Повесть, рассказ, литературная сказка. Жанр святочного (рождественского) рассказа. Композиция эпического произведения. Система образов. Тип и характер. Средства создания характера героя и образа автора. Тема, проблема и идея художественного произведения. Условность, вымысел в художественном произведении. Реалистическое и романтическое в структуре художественного целого.

Внеклассное чтение (ко всей теме). М. Ю. Лермонтов. «Беглец»; Л. Н . Толстой. «Хаджи- Мурат»; Н. С . Гумилев. «Капитаны»; М. А. Булгаков. «Зойкина квартира», «Роковые яйца», «Последние дни» («Александр Пушкин»), «Дон Кихот»; Ш. де Костер.

«Легенда об Улиншпигеле»; А. де Сент- Экзюпери. «Земля людей» («Планета людей»); Т. Капоте. «Луговая арфа» («Голоса травы»); Дж. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».

Библиографическая деятельность ученика 8 класса. Составление библиографии по теме, поиск научной и художественной литературы, аннотирование прочитанных книг, реферирование, составление тезисов и резюме критической статьи.

Диагностические работы. Текущая диагностика в 8 классе проводится на уроках с помощью заданий в Тетради по литературе на печатной основе.

Контрольная диагностика организуется по одинаковой модели, позволяющей выявить уровень литературного развития школьника и увидеть его личные результаты. Такие срезовые работы проводятся два раза в год, в конце первого и второго полугодия.

Итоговый урок. Список литературы на лето с комментариями.

Календарно-тематическое планирование







п/п





Тема урока





Тип урока



Элементы содержания или основные понятия урока



Виды деятельности



Форма контроля



Оборудование

Наглядность



Домашние задание



Дата проведения

план

факт

1

Тема 1.О любви



Раздел 1. О любви — в лирике



Вводный урок

Урок повторения и систематизации изученного

Система родов и жанров в литературе и искусстве. Вечные темы.

Беседа

Опрос

Работа с учебником

2

Любовная лирика Предвозрождения и Возрождения

Урок формирования знаний

Сонет. Образ возлюбленной в сонетах. Данте Алигьери, Петрарка «Земля и небо…», «Её глаза на звёзды не похожи.

Беседа

Работа с текстами

Тексты

3

А. С. Пушкин. «Мадонна» Смысл названия стихотворения

Урок совершенствования знаний

основное настроение стихотворения, события

Беседа

Чтение наизусть

Портреты Н.Гончаровой и Пушкина

4

М. Ю. Лермонтов.

«Я не унижусь пред тобою…»

Прощание с любовью как одна из вариаций темы любви

Урок совершенствования знаний

Победа возвышенных чувств, благодарность за само чувство любви в стихотворении. Любовь как высшая радость жизни,

Работа с текстом

Анализ стихотворения

Портреты Пушкина и Лермонтова

5

Любовная лирика XIX и XX веков. А.С.Пушкин «Сожженное письмо»,

Урок формирования знаний

Художественное своеобразие. Роль художественных деталей.

Беседа

Работа с текстами, чтение наизусть

Тексты, демонстрационный материал

6

Н.А. Некрасов «Горящие письма»

Урок совершенствования знаний

Конфликт героев, Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина и Некрасова

Коллективная деятельность

Работа с таблицей сопоставительной характеристики

Тексты

7

8

А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье»

А.А. Блок «О подвигах, о доблести, о славе»

Урок формирования знаний

История любви в стихотворениях Пушкина и Блока

Работа в группах

Аргументированный ответ

Тексты

9

Внеклассное чтение Культурное пространство. Любовь в жизни А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока.

Урок диспут

Любовь в жизни человека

Сообщение учащихся

Отзывы о стихотворениях

Портреты поэтов

10

Диагностическая

работа. В. Скотт. «Клятва Норы».

Основные мотивы произведения, его фольклорные истоки.

Урок совершенствования знаний

Противопоставление действительности романтическому идеалу. Авторская позиция.

Сообщение учащихся

Отзывы о произведении

Портрет В.Скотта, иллюстрация к произведению

11

12

Раздел 2. О любви — в эпосе

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Роман Пушкина как семейная хроника и как исторический роман

Урок ознакомления с новым материалом

Урок развития речи

Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина .

История женитьбы Петруши Гринева на Маше Мироновой.

Частная жизнь и исторические коллизии. Пугачевский бунт как социальная стихия.

Две семьи –два уклада. Гриневы и Мироновы.

Беседа



Составление таблицы



Обучение устному рассказу



Работа с текстом.







Работа с фрагментами текста

Текст

13

Три встречи Гринева и Пугачева

Смешанный урок

Классовая рознь и человеческие симпатии. Причины благосклонности Пугачева к Гриневу.

Исследовательская деятельность, беседа

Работа с текстом

Текст

14

Характер Гринева

Смешанный урок

Создание характеристики героя. Художественные средства его создания.

Беседа

Аргументированные ответы учащихся

Демонстрационный материал

15

Гринев и Швабрин

Работа в группах

Образ Швабрина как антипода Гринева

Сравнительные характеристики

Создание таблицы

Иллюстрации к роману А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»

16

Причины нарушения Гриневым приказа коменданта Оренбурга

Урок диспут

Авторская оценка поступка Гринева

Практикум

Выборочная работа с текстом

Текст

17

Гринев и Маша

Урок формирования и совершенствования знаний

Симметричная композиция повести: Гринев, спасающий Машу, и Маша, спасающая Гринева.

Анализ эпизодов

Беседа

Выборочная работа с текстом

Текст

18

Образы Пугачева и Екатерины II как исторических деятелей и частных

лиц. Две правды — дворянская и крестьянская— и невозможность компромисса между ними.

Урок развития речи

Смешанный урок

Милосердие как право монарха и потребность сердца. Авторская позиция и художественная идея произведения

Практикум

Тестовые задания

Портреты Екатерины II, картина Перова «Суд Пугачева»

19

Ф. М. Достоевский. «Униженные и оскорбленные».

Проблема отцов и детей

Урок ознакомления с новым материалом

Роль параллельных сюжетов в романе Ф. М. Достоевского

Работа с текстом

Иллюстрации к роману Ф. М. Достоевский. «Униженные и оскорбленные».

20

Сопоставление героев романа Достоевского с героями Пушкина и Гоголя

Урок диспут

Любовь в романе и ее вариации: чувства родителей к детям, чувства влюбленных и чувства детей к родителям. Борьба с любовью и ее последствия

Аргументированные ответы учащихся

Просмотр фрагмента к/ф

21

Основные образы героев в романе

Урок развития речи

Образ Наташи, истории семьи Смита.

Причины и суть конфликтов героев.

Художественные средства выражения

Работа в группах

22

Петербург Достоевского.

Заочная экскурсия по городу

Урок развития речи

Роль города С-Петербурга в жизни героев произведений Достоевского

Работа с текстом

Составление конспектов

Книга Анциферова «Душа Петербурга»

23

И. С. Тургенев. «Ася»

Урок ознакомления с новым материалом

Любовь как испытание героев в повести.

Надежды и разочарования героев

Беседа

Знание текста

Портрет Полины Виардо

24

Особенности характеров героев

Урок обобщения

Роль пейзажей и музыки в создании образов героев и выражении их настроения и чувств.

Особенности художественной детали у Тургенева. Авторское отношение к героям

Коллективная работа



Работа с текстом

Аргументированные ответы на вопросы

Иллюстрации к произведениям

25

И. А. Бунин. «Темные аллеи», «Холодная осень»

Фабула и сюжет в рассказах И. А. Бунина

Урок совершенствования знаний

Своеобразие их художественной формы. Скрытый конфликт. Роль деталей. Образы героев. Смысл названия рассказа. Композиция произведения. Художественная идея рассказов.

Работа с текстом

Подробное знание текстов

Иллюстрации к рассказам Бунина

26

Россия в период Первой мировой войны и революции.

Просмотр к/ф

Образы героев произведений Бунина на экране

Просмотр кинофильма

Отзыв

Кинофильм

27

Раздел 3. О любви — в драме

Специфика драматического рода литературы

Урок формирования знаний

Раскрытие темы любви в драме.

Конфликт и его развязка как выражение авторской позиции в драме.

Работа с учебником

Фото артистов-исполнителей ролей в пьесе Островского

28

А. Н. Островский. «Снегурочка»

Урок ознакомления с новым материалом

История создания пьесы. Пьеса- сказка, фольклорные корни и современное звучание. Проблемы, конфликты в пьесе и их разрешения.

Работа с текстом

Аргументированные ответы учащихся

Фото артистов-исполнителей ролей в пьесе Островского

29

«Снегурочка» Образы героев пьесы и их особенности

Урок формирования знаний

Царство Берендея.

Образы Бобыля и Бобылихи.

Мудрость царя. Роль образов Мороза и Весны. Образ Снегурочки, его символическое значение.

Образы Леля, Купавы и Мизгиря.

Способы создания образов

Работа с текстом произведения

Самостоятельная работа

Иллюстрация к постановке пьесы на сцене Московского Малого театра

30

Внеклассное чтение

И. С . Тургенев. «Первая любовь»,

А. Н . О стровский. «Банкрот, или Свои люди сочтемся»

Урок формирования знаний

Любовь в произведениях Тургенева, ситуация rendez-vous.

Работа с текстом

Самостоятельная работа

Иллюстрация к произведениям

31

32

Просмотр к/ф по теме «О любви в драме»

Тургенев «Чистый понедельник»

Просмотр к/ф

Конфликт в пьесах Островского

Просмотр к/ф

к/ф

33

Тема 2. О Родине



Раздел 1. О Р одине — в лирике

Тема Родины как вечная тема в искусстве

Отношение русских поэтов к Родине

Урок формирования знаний

Композиция, авторская позиция. Одиночество лирического героя, образы «союза»в природе и жизни человека

Работа с текстом

Анализ стихотворения

34

М. Ю. Лермонтов. «Родина»

«Странная любовь» к Родине

Урок совершенствования знаний

Художественные средства создания образов в лирическом стихотворении.

Устное рисование

Выразительное чтение наизусть

Собственные рисунки

35

Ф. И. Тютчев. «Эти бедные селенья…»

Выразительное чтение и анализ стихотворения

Урок закрепления и совершенствования знаний

Стихотворение Тютчева как продолжение лирического монолога Лермонтова. Двойственный образ России, антитеза нищеты народа — и богатства души и духовности.

Композиция стихотворения, пафос христианской любви. Роль образа Царя Небесного в раскрытии авторской идеи.

Исследовательская , практикум

Выразительное чтение

Портреты поэтов, тексты стихотворений Тютчева

36

А. А. Блок. «Россия»

Выразительное чтение и анализ стихотворения

Урок закрепления и совершенствования знаний

Новое звучание старой темы. Перекличка со стихотворениями Лермонтова и Тютчева.

Фольклорные образы в стихотворении.

Практикум

Выразительное чтение наизусть

Сборник стихотворений Блока

37

С. А. Есенин. «Русь»

Чтение и анализ стихотворения

Урок закрепления и совершенствования знаний

Образ России, созданный С. Есениным в начале Первой мировой войны. Фольклорные мотивы и реальность войны.

Антитеза мирной жизни и войны в композиции стихотворения.

Образ природы, его роль.

Перекличка образов Руси Есенина и Блока.

Практикум

Самостоятельный анализ стихотворения

Сборник стихотворений Есенина

38

И. А. Бродский. «Стансы городу»

Чтение и анализ стихотворения

Урок закрепления и совершенствования знаний

Замена образа Родины образом родного города

Связь человека и города.

Олицетворение и его роль в создании настроения. Композиция стихотворения

Беседа

Самостоятельный анализ стихотворения

Сборник стихотворений Бродского

39

Н. М. Рубцов. «Звезда полей»

Чтение и анализ стихотворения

Урок закрепления и совершенствования знаний

Основной мотив стихотворения. Образ родины. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека.

Романтические образы в произведении

Индивидуальная работа

Выразительное чтение наизусть

Сборник стихотворений Рубцова

40

А. А. Ахматова. «Мужество»

Выразительное чтение и анализ стихотворения

Урок закрепления и совершенствования знаний

История создания стихотворения. Образ Родины и его связь с родным языком.

Самостоятельная работа

Выразительное чтение наизусть

Портрет А.А.Ахматовой Альтмана

41

Р. Г. Гамзатов. «Мой Дагестан»

Выразительное чтение и анализ стихотворения

Урок закрепления и совершенствования знаний

Тема любви к родному краю. Возвращение к истокам, основам жизни. Национальный колорит стихотворения.

Художественное своеобразие стихотворения

Анализ стихотворения

Выразительное чтение наизусть

42

43

Внеклассное чтение. Любовь к Родине- одна из вечных тем русской литературы

Урок контроля

Выразительное чтение наизусть русских и национальных поэтов. Анализ стихотворений.

Художественные особенности

Выразительное чтение наизусть

Чтение наизусть с анализом стихотворения

Портреты поэтов

4

45

Раздел 2. О Родине — в эпосе

А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» —обзорное изучение

Анализ отдельных глав

Урок ознакомления с новым материалом

История создания произведения и судьба его автора

Образ России в произведениях, особенности композиции и языка.

Образ автора.

Аллегории и символы.

Чтение и анализ отдельных глав.

Сообщения учащихся



Пересказ отдельных глав

Доклад о писателе



Отзывы о прочитанных главах

Портрет Радищева

46

Ода «Вольности» и ее роль в произведении.

Урок ознакомления с новым материалом

Чтение наизусть

Выразительное чтение

Иллюстрация к произведениям

47

48

И. С. Шмелев. «Лето Господне» — обзорное изучение

Автобиографическая проза

Урок ознакомления с новым материалом

Слово о писателе. История создания произведения. Образы героев. Образ России.

Чтение наизусть.

Сообщения учащихся

Выразительное чтение.

Доклад о писателях.

Отзыв о книге

Иллюстрация к произведениям

49

А. И. Солженицын. «Матренин двор»

Образ Матрены в рассказе

Урок формирования знаний

Автор и повествователь.

Характер главной героини Матрены и художественные средства его создания.

Работа с текстом

Выборочная проверка

Портрет писателя, иллюстрации к произведению

50

Роль описания в рассказе

Урок формирования знаний

Контраст внешней скудости быта Матрены и богатства ее души.

История жизни и смерти Матрены.

Анализ отдельных глав

Выборочная проверка

Иллюстрации к произведению

51

Символическое звучание образа Матрены и образа ее дома.

Урок совершенствования знаний

Образная параллель «Россия — Матрена». Герои — созидатели и разрушители

Характеристики героев

Самостоятельная работа

Иллюстрации к произведению

52

Присутствие автора в рассказе

Урок контроля

Способы выражения авторского отношения. Авторская идея в рассказе

Фронтальный опрос

Проверочная работа

Фрагмент из к/ф

53

54

Урок внеклассного чтения

Урок обобщения

Стихотворения М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Блока. С.А. Есенина; И. А. Бродского.

Главы из романа

О. Д. Форш. «Радищев



Чтение стихотворений наизусть

Анализ стихотворений

55

56

Тема 3. О страшном и страхе



Раздел 1. О страшном и страхе



В. А. Жуковский. «Светлана»

Оригинальная баллада В. А. Жуковского

Урок формирования знаний

История создания «Светланы».

Фольклорные мотивы и традиции.

Чтение баллады.

Обряд гадания на жениха, попытки героини познать судьбу.

Страшное в балладе. Образы- символы

Работа с текстом

Сообщения учащихся по теме

Иллюстрация к произведению

Портрет Жуковского

57

Художественное своеобразие баллады как лироэпического жанра

Урок формирования знаний

Идея баллады. Выразительное чтение наизусть отрывков

Чтение отрывков

Анализ отдельных глав

Портрет Жуковского

58

59

Раздел 2. О страшном и страхе

А. С. Пушкин. «Гробовщик»

Сборник рассказов «Повести Белкина».

Урок совершенствования знаний

История создания повести. «Гробовщик».

Роль эпиграфа.

Фантастическое и реалистическое в повести.

Функция сна.

Устное словесное рисование

Лексический анализ

Альбом Пушкина и его произведения. Иллюстрации к повести.

60

61

Э. А. По. «Падение дома Ашеров»

Мотивы тоски и печали, их значение

Урок ознакомления с новым материалом

Смысл эпиграфа. Образ повествователя.

Композиция новеллы.

Роль пейзажа и образа дома.

Роль деталей.

Связь человека и окружающего мира. Образы героев.

Роль портрета. Авторское отношение к героям.

Беседа



Работа с текстом

Сочинение-отзыв о произведении

Иллюстрации к произведению

62

63

Внеклассное чтение

Мистически и фантастические образы в литературе

Урок обобщения

Э. Т. А. Гофман. «Золотой горшок»; Э. А. По. Стихотворения и новеллы,

Н. В . Гоголь. «Нос»; А. К. Толстой. «Упырь».

Фронтальный опрос

Сочинение-отзыв о произведении

Иллюстрации к произведениям

64

Тема 4. Об обманах и искушениях



Раздел 1. Об обманах и искушениях

Ж. Б. Мольер. «Тартюф»

Проблематика комедии

Урок формирования знаний и совершенствования знаний

Композиция пьесы и ее конфликт.

Современность образа Тартюфа.

Художественные средства разоблачения порочности Тартюфа

Работа с текстом

Аргументированные ответы

Иллюстрации к произведению.

Собственные иллюстрации.

65

Художественная идея произведения.

Урок диспут

Неоднозначность финала комедии.

Сатира Мольера и ее объекты. Творчество Мольера в оценках критиков.

Работа с критической литературой

Конспект

Иллюстрации к произведению.

66

Ж. Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»

Урок формирования знаний

Своеобразие конфликта произведения. Сатирические персонажи комедии. Нравственное значение образа господина Журдена.

Чтение по ролям

Текст

Иллюстрации к произведению.

67

68

Проблематика комедии

Урок формирования знаний







Просмотр к/ф

Особенности времени, пространства.

Жанровое своеобразие произведения.

Черты классицизма в комедии.

Спектакли и экранизации комедий Мольера

Работа с теоретическим учебником и текстом

Самостоятельная работа.







Отзывы о к/ф

Иллюстрации к произведению.





К/ф

69

70

Ж. Б. Мольер. «Мизантроп»

Система образов.

Урок совершенствования знаний и повтор

Средства создания комических ситуаций.

Черты классицизма в комедии.

Работа с тектом

Отзывы.

Иллюстрации к произведению.

71

Н. В. Гоголь. «Ревизор»

Проблематика комедии

Урок формирования знаний

История создания пьесы.

Своеобразие композиции пьесы, обусловленное особенностям двойного конфликта.

Сообщения учащихся

Отзыв

Портрет Н.В.Гоголя

72

Конфликты в пьесе

Урок формирования знаний

Внешний конфликт между чиновниками и Хлестаковым и его разрешение.

Скрытый конфликт между

реальным и мнимым,

правдой и ложью и его разрешение.

Фронтальные опрос

Тест

Портрет Н.В.Гоголя

73

Композиция построения пьесы.

Образы чиновников

Урок формирования знаний

Завязка комедии, экспозиция.

Образы чиновников и художественные средства их создания.

Работа с текстом

Работа с учебником

Иллюстрации к комедии.

Просмотр к/ф

74

Женские образы в комедии и их роли

Урок устной речи

Способы выражения авторского отношения к героям.

Женские образы в комедии и их художественные роли

Работа с текстом

Выборочная проверка

Иллюстрации к комедии.

Просмотр к/ф

75

Образ Хлестакова.

Урок устной речи

Комическое в пьесе.

Образ Хлестакова, способы раскрытия его характера. Роль образа Осипа в пьесе

Практикум

Составление таблицы

Иллюстрации к комедии.

Просмотр к/ф

76

Хлестаков и Хлестаковщина,

как явление русской жизни

Урок построения рассуждений

Хлестаков и городничий.

Обманщики и обманутые.

Хлестаковщина как явление.

Исследовательская работа

Составление таблицы

Иллюстрации к комедии.

Просмотр к/ф

77

Идея пьесы и ее воплощение на сцене.

Урок устной речи

Открытый финал комедии, роль немой сцены. Идея пьесы. критиков.

Самостоятельная работа

Проверочная работа

Иллюстрации к комедии.

Просмотр к/ф

78

79

Образ Хлестакова на сцене и в кино

Просмотр к/ф

Комедия «Ревизор» в оценках

Комедия «Ревизор» на сцене

Самостоятельная работа

80

Раздел 2. Об обманах и искушениях

А. С. Пушкин. «Пиковая Дама

Выбор героем судьбы — ведущая тема повести

Урок ознакомления с новым материалом

Германн как романтический герой, помешанный на одной идее — обогащении.

Наполеоновская тема. Выбор средств достижения цели как зеркало, отражающее внутренний мир героя.

Беседа

Проверка знаний, тексты

Иллюстрации Бенуа к повести

81

Образы повести и их создание

Урок развития речи

Мистическое и реалистическое в повести. Образ графини и его роль.

Образ Сен- Жермена.

Образ Лизы. Роль легенды о трех картах.

Образы повествователей. Роль эпилога. Реалистическое и романтическое в повести.

Фронтальный опрос

Работа к текстом

Выразительное чтение текста

Иллюстрации Бенуа к повести

Прослушивание фрагмента из произведения

82

Просмотр к/ф

Отражение ведущей темы повести в к/ф

Просмотр и обсуждение к/ф режиссера Масленникова

Отзыв о к/ф

К/ф

83

Н. В. Гоголь. «Портрет»

История падения человеческой души в повести Н. В. Гоголя.

Урок формирования знаний и совершенствования знаний

Особенности композиции произведения.

Образы художника — автора портрета и художника, вернувшегося из Италии, и их роль в раскрытии идеи произведения.

Образы- двойники в повести. Образ Коломны, его мистическая окрашенность. Образ ростовщика.

Коллективная работа

Знание текста

84

Гоголь о назначении

искусства и предназначении художника.

Урок формирования знаний и совершенствования знаний

Жизнь человека после смерти.

Мистическая и реалистическая трактовка причин деградации Черткова.

Многозначность художественной идеи произведения.

Коллективная работа

Тест

85

А. А. Блок. «Фабрика».

Фабрика как символ зла в стихотворении

Урок формирования знаний и совершенствования знаний

Композиция, цветопись и звукопись как художественные средства создания образов.

Тропы и их роль

Образ лирического героя и его отношение к происходящему

Выразительное чтение стихотворения

Анализ стихотворения

Фотографии Петербурга начала ХХ века

86

А. А. Блок. «Ты смотришь в очи ясным зорям…»

Мотив обмана и разочарования в стихотворении.

Урок формирования знаний и совершенствования знаний

Стихотворение как диалоглирического героя (поэта) с его alter ego.

Образ города.

Композиция, роль антитез.

Образы- символы

Работа со статьей «Душа Петербурга» Анциферова

Чтение стихотворения наизусть

Фотографии Петербурга начала ХХ века

87

88

Внеклассное чтение.

Проблематика и идея произведений .

Юмор и сатира в произведении.

Урок обобщения

Н. В . Гоголь. «Женитьба», М. А. Булгаков. «Жизнь господина де Мольера»; И. Ф. Анненский. «Петербург»;

Ж. Б. Мольер. «Скупой»

89

Тема 5. О нравственном выборе



Раздел 1. О нравственном выборе — в драме

М. А. Булгаков. «Кабала святош» («Мольер»)

Урок формирования знаний

Причины смерти Мольера в представлении героев пьесы и ее автора. Рок, или Судьба, и их земное воплощение. Образ Мольера и его нравственный выбор

Беседа

Работа с текстом

Портрет М.А.Булгакова

Иллюстрация к произведению

90

Решение проблемы свободы человека в выборе жизненного пути

Урок

Конфликт в драме и его участники.

Тема любви в пьесе.

Женские образы, их роли.

Образ Людовика XIV.

Образ театра.

Мистическое и реальное в драме.

Сообщения учащихся

Работа с текстом

Портрет М.А.Булгакова

Иллюстрация к произведению

91

Раздел 2. О нравственном выборе —в лироэпических произведениях

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»

Безымянный герой поэмы Лермонтова.

Урок совершенствования знаний

История создания поэмы «Мцыри». Жизнь мцыри в монастыре и причины побега героя.

Образ окружающего мира — Кавказ и его природа.

Образы- символы. Роль пейзажей в поэме

Фронтальный опрос.

Анализ текста

Тест

Иллюстрация к произведению

92

Характер мцыри

Урок совершенствования знаний

Художественные средства его создания.

Испытания и искушения героя. Фольклорные мотивы в поэме

Работа с текстом

Выразительное чтение наизусть отрывка

Иллюстрация к произведению

93

Мцыри как романтический герой

Урок совершенствования знаний

Роль повествователя. Цельность натуры, целеустремленность, конфликт с миром, одиночество и верность идеалу свободы

Работа с текстом

Выразительное чтение наизусть отрывка

Иллюстрация к произведению

94

О нравственном выборе человека

Урок развития речи

Свобода человека как право на выбор жизненного пути. Идея произведения и его современное звучание.

Анализ отдельный глав

Выразительное чтение наизусть отрывка

Иллюстрация к произведению

95

Культура народов Кавказа.

Урок развития речи

Образ Кавказа в русском искусстве.

Природа Кавказа.

Лермонтов рисует Кавказ

Сообщение учащихся

Реферат

Рисунки М.Ю.Лермонтова

96

. Н. С. Гумилев. «Старый конквистадор»

Романтика приключений, вызов судьбе

Урок развития речи

Образ старого конквистадора в балладе Н. С. Гумилева.

Поединок с судьбой и смертью.

Ритм баллады. Роль художественных деталей. Авторское отношение к герою

Чтение и анализ

Выразительное чтение наизусть

Портрет Н.С.Гумилева

97

Раздел 3.О нравственном выборе

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке»

Нравственная проблематика произведения.

Урок формирования знаний

Милосердие как основа жизни.

Утверждение общечеловеческих истин. Жанровые особенности рассказа. Роль художественной детали в произведении.

Коллективная работа

Опрос

Проверочная работа

Альбом с иллюстрациями к произведению Достоевского

98

А. П. Чехов. «Пари»

Проблематика рассказов Чехова

Просмотр к/ф

Сюжет и композиция рассказа.

Развитие внешнего и внутреннего конфликтов и их разрешение.

Роль художественных деталей.

Художественная идея произведения.

Комментария к к/ф

Аргументированные ответы на вопросы

К/ф

99

М. А. Булгаков. «Собачье сердце»

Проблематика повести

Урок ознакомления с новым материалом

История создания повести. Отношение к проблеме эволюции и революции.

Спор персонажей о собачьем сердце и авторская позиция.

Роль композиции в раскрытии авторской идеи.

Сообщение учащихся

Отзыв о произведении

100

Система образов персонажей.

Урок совершенствования знаний

Конфликт между Шариковым и профессором Преображенским.

Образы профессора.

Образ Шарикова, художественные средства создания.

Шариков и шариковщина.

Образ Швондера

Художественная деталь, ее роль. Создание образов

Устное словесное рисование

Отзыв о произведении

101

Этический выбор героев

Просмотр фрагментов к/ф

Проблема слова и дела.

Характеристика событий

Приметы времени.

Комическое и драматическое в повести. Реальное и фантастическое в повести.

Просмотр фрагментов к/ф

Отзыв о к/ф

К/ф Бортко Собачье сердце»

102

А. де Сент- Экзюпери. «Маленький принц»

Сказка- притча

Проблематика

Урок развития речи

Образ Маленького принца. Авторская логика.

Образы Лиса, Земли. Образы-символы.

Уроки Лиса.

Мир взрослых и мир детей.

Особенности жанра притчи

Беседа

Аргументированный ответ учащихся

Иллюстрации к повести учащихся

103

Урок просмотра отрывков к/ф и спектакля «Маленький принц»

Просмотр к/ф

Создание образа маленького принца на сцене и в кино

Просмотр к/ф

Отзывы учащихся

Иллюстрация к произведению

104

Внеклассное чтение (ко всей теме).

Система образов

Урок развития речи

Л. Н . Толстой. «Хаджи- Мурат»; Н. С . Гумилев. «Капитаны»; М. А. Булгаков. «Зойкина квартира», «Роковые яйца», «Последние дни» («Александр Пушкин»), А. де Сент- Экзюпери. «Земля людей» («Планета людей»); Дж. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».

Коллективная работа

Отзывы учащихся

Иллюстрации учащихся к прочитанным произведениям

105

106

Диагностические работы.

Урок контроля

Личные результаты учащихся.

Уровень литературного развития школьника

Тест

Контрольная работа

107

Итоговый урок

Урок объяснение

Список литературы на лето с комментариями.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.