Рабочая программа по литературе для 10-11 класса по УМК В.Я. Коровиной
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кореневская средняя общеобразовательная школа №1 им.В.Крохина»
РАССМОТРЕНО | | УТВЕРЖДЕНО |
на педагогическом совете ОУ от 201 г. Протокол № Председатель педагогического совета О.П.Кучерявых | | приказом от 201 г № Директор школы _________ Т. Н. Подлесных подпись расшифровка подписи |
по литературе 10-11 класс
Уровень образования: среднее общее | |
| |
|
Количество часов 102 часа
Учитель В.В. Богданова, 1 квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. под ред. В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2012. К учебнику «Литература» 11 класс: В 2 ч. / Под ред. С. А. Зинина, В. И. Сахарова, М.: ООО «Русское слово».
Основой предмета литературы является русская классическая литература с ее высокой духовностью, гражданственностью, «всемирной отзывчивостью». Содержание курса русской литературы в школе определяется двумя факторами: предметом обучения и целями обучения.
Специфика литературы как учебной дисциплины определяется сущностью литературы как вида искусства. В художественной литературе по-своему взаимодействуют законы искусства и законы языка. Художественная литература как вил искусства связана с иными формами общественного сознания - моралью, религией, философией, наукой. Все это определяет цели обучения литературе.
Цели обучения могут быть сформулированы как приобщение учащихся к чтению русской и мировой классики, формирование культуры художественного восприятия, воспитание на этой основе нравственных качеств, гражданско-патриотических чувств, развитие эстетического вкуса, образного мышления, культуры речи и общения. Основой содержания литературного образования является чтение и изучение художественных текстов при сохранении литературоведческого, этико-философского, историко-культурного компонентов.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
1. формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
2. развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
3. постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
4. поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
5. овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
6. овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать еѐ, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
7. использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Общая характеристика учебного предмета.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой
художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Место учебного предмета
Обязательное изучение литературы в 10 классе предусматривает ресурс учебного времени в объеме 140 часов (4 часа в неделю), в 11 классе 102 часа (3 часа в неделю)
Учебно-тематический план
10 класс
№ | Тема | Всего часов | теория | практика | контроль |
1 | Общая характеристика русской литературы первой половины 19 века. | 2 | 2 | | |
2 | Русская литература первой половины 19 века | 15 | 12 | 3 | |
3 | Русская литература второй половины 19 века | 101 | 88 | 13 | |
4 | Зарубежная литература | 4 | | | |
5 | Итоговые уроки | 4 | | | 2 |
11 класс
№ | Тема | Всего часов | теория | практика | контроль |
1 | Введение. | 1 | 1 | | |
2 | Литература начала 20 века | 32 | 31 | 1 | |
3 | Литература 20-х годов 20 века. | 7 | 7 | | |
4 | Литература 30-х годов 20 века. | 23 | 22 | 1 | |
5 | Литература периода Великой Отечественной войны. | 1 | 1 | | |
6 | Литература 50-90-х годов. | 22 | 22 | | |
7 | Литература конца 20 – начала 21 века. | 3 | 3 | | |
4 | Зарубежная литература | 7 | | | |
5 | Итоговые уроки | 6 | | | |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
10 класс
Литература XIX века. Введение ( 1 час).
Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской «тературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедли-востью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.
А. С. Пушкин (6 часов).
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трех других стихотворений). Художественные открытия Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особен-ности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в культуры творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой.
М. Ю. Лермонтов (3 часа).
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений). Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Н. В. Гоголь (4 часа).
Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Невский проспект» Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н. В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
Литература второй половины XIX века (1 час).
Обзор русской литературы второй половины XIX века (1 ч) Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, еѐ социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формированние национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.
А. Н. Островский (9 часов).
Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.
Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве».
И. А. Гончаров (4 часа).
Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.
И. С. Тургенев (8 часов).
Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы. Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).
Ф. И. Тютчев (3 часа).
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «SiIentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...» (возможен выбор трех других стихотворений). Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
А. А. Фет (3 часа).
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с землею...», «Еще одно забывчивое слово...» (возможен выбор трех других стихотворений). Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.
А. К. Толстой (3 часа).
Жизнь и творчество (обзор). «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...» Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.
Н. А. Некрасов (7 часов).
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...» (возможен выбор трех других стихотворений).
Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.
М. Е. Салтыков-Щедрин (2 часа).
Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала «Исто-рии». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
Ф. М. Достоевский (9 часов).
Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения».
Проблема нравственного выбора.
Л. Н. Толстой (30 часов).
Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение светского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа.
Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Н. С. Лесков (2 часа).
Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения). Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.
А. П. Чехов (11 часов).
Жизнь и творчество. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения). Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов). Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов.
Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
К. Хетагуров (2 часа).
Обзор творчества. Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Зарубежная литература (4 часа).
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века.
Ги де Мопассан (возможен выбор другого зарубежного прозаика)
Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения). Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом деле и несправедливости мира.
Генрик Ибсен. Драма «Кукольный дом».
11 класс
Литература XX века (90ч)
Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века. (1 час)
Литература первой половины XX века (70ч)
Обзор русской литературы первой половины XX века (1ч)
И. А. Бунин (4ч) Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель». Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина. Рассказы: «Антоновские яблоки». Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.
М. Горький (5ч) Жизнь и творчество (обзор) «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев». «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Сочинение по творчеству М.Горького.
А.И. Куприн (3ч) Жизнь и творчество (обзор) «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека. «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества. «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
Сочинение по творчеству А.И.Куприна
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX века (12ч)
В. Брюсов, К. Бальмонт, И. Ф. Анненский, А. Белый, Н. С. Гумилев, И. Северянин, В. Хлебников. Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор). Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Художественные открытия, поиски новых форм.
А. А. Блок Жизнь и творчество. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение» музыки стихий» в поэме. Сочинение по творчеству А.А.Блока
А. А. Ахматова (5ч) Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно..», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…». Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Поэма «Реквием»История создания и публикации. Тема исторической памяти. Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой.
М. И. Цветаева (3ч) Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано..», «Стихи к Блоку» «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…», «Куст» Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
«Короли смеха» из журнала «Сатирикон» (2ч) А.Аверченко Темы и мотивы сатирической новеллистики.
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (8ч) Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован». Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы». Трагизм поэтического мышления О. Мандельштама.
В. В. Маяковский (5ч) Жизнь и творчество. Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Проблематика, художественное своеобразие.
С. А. Есенин (5ч) Жизнь и творчество. Стихотворения. Поэмы «Анна Снегина», «Пугачев». Сочинение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина.
Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов
А. Н. Толстой. (2ч) Роман «Петр Первый» (обзор). Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра.
М. А. Шолохов (6ч) Жизнь и творчество. Роман «Тихий Дон» (обзорное изучение)
Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»
М. А. Булгаков (6ч) Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита»
Сочинение по творчеству М.А.Булгакова
Б. Л. Пастернак (3ч) Жизнь и творчество. Стихи. Единство человеческой души и стихии мира в лирике. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Интеллигенция и революция в романе. Нравственные искания героя.
Литература периода Великой Отечественной войны
А. Т. Твардовский (3ч). Жизнь и творчество. Доверительность и теплота лирической интонации поэта.
Литературный процесс 50-х – начала 80-х годов
Н. А. Заболоцкий. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта.
В. М. Шукшин Колоритность и яркость героев-чудиков.
А.И.Солженицин (2ч) Жизнь и творчество. Отражение «лагерных университетов» в повести «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». Тип героя-праведника.
Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов (5ч)
Произведения для самостоятельного чтения учащихся
И.А. Бунин. «Петлистые уши», «Казимир Станиславович», «Чаша жизни», «Суходол».
А.И. Куприн. «Поединок», «Молох», «Олеся».
Л.Н. Андреев. «Рассказ о семи повешенных», «Иуда Искариот», «Петька на даче».
Б.К. 3айцев. «Афон», «Анна».
А.М. Ремизов. «Оля», «Образы Николая Чудотворца».
М. Горький. «По Руси».
И.С. Шмелев. «Свет разума».
В.В. Вересаев. «Порыв», «Звезда».
И.Ф. Анненский. «Старые эстонки», «Старая шарманка», «Петербург».
В.Я. Брюсов. «Творчество», «Кинжал», «Цепи», «К счастливым», «Весной», «Праздники», «Завет Святослава», «Круги на воде».
К.Д. Бальмонт. «Я вольный ветер, я вечно вею...», «Ангелы опальные», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...», «Тончайшие краски», «Безглагольность».
3.Н. Гиппиус. «Крик», «Пауки», «Песня», «Надпись на книге», «Все кругом», «Перебои».
В.С. Соловьев. «Бескрылый дух, Землею полоненный...», «Милый друг, иль ты не видишь...».
А.А. Блок. «Душа молчит. В холодном небе...», «Фабрика», «Я вам поведал неземное...», «Холодный день», «О, весна без конца и без краю...», «Как тяжко мертвецу среди людей...», «Рожденные в годы глухие...», «Коршун», «Соловьиный сад».
Н.М. Минский. «Волна», «Художнику», «Как сон пройдут дела и помыслы людей...».
Д.С. Мережковский. «Парки», «Дети ночи», «Грядущий Хам».
С. Нилус. «На берегу священной реки».
Ф.К. Сологуб. «О смерть! Я твой...», «Из мира чахлой нищеты...», «Мы — плененные звери...», «Чертовы качели», «Свет и тени».
Вяч. Иванов. «Поэты духа», «На башне».
М.А. Волошин. «Звездный венок», «К Вам душа так радостно влекома!..».
А. Белый. «Петербург», «Мои слова», «Объяснение в любви», «Тройка», «Отчаянье».
Н.С. Гумилев. «Гондла», «У камина», «Невольничья», «Озеро Чад», «Помпеи у пиратов», «Старый конквистадор», «Мои читатели», «Ослепительное».
А.А. Ахматова. «Ты письмо мое, милый, не комкай...», «Сколько просьб у любимой всегда...», "Широк и желт вечерний свет...», «Ведь где-то есть простая жизнь и свет...».
И. Северянин. «Интродукция», «Эго-полонез», «В блестковой тьме».
В. Хлебников. «Бобэоби пелись губы...», «У колодца расколоться...», «Свобода приходит нагая...».
В.В. Маяковский. «Нате!», «Вам!», «Война и мир».
С.А. Есенин. «Пришествие», «Преображение», «Черемуха», «Осень», «Тебе одной плету венок...», «Корова», «О верю, верю, счастье есть!..».
А.Т. Аверченко. «Осколки разбитого вдребезги».
Саша Черный. Стихотворения.
Теффи. «Маркита».
Ф.А. Абрамов. «Пряслины».
Ч. Айтматов. «Белый пароход (После сказки)», «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря».
Д.Л. Андреев. «Роза мира» (фрагменты).
В.П. Астафьев. «Последний поклон», «Царь-Рыба», «Печальный детектив».
А.А. Бек. «Новое назначение».
В.И. Белов. «Плотницкие рассказы», «Год великого перелома».
А.Г. Битов. «Грузинский альбом».
М.А. Булгаков. «Бег», «Багровый остров».
В.В. Быков. «Облава», «Сотников», «Знак беды».
А.В. Вампилов. «Старший сын», «Прощание в июне».
К.Д. Воробьев. «Это мы, Господи!», «Убиты под Москвой».
В.С. Высоцкий. Поэзия и проза.
Ю.В. Давыдов. «Глухая пора листопада».
Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей».
Н.В. Думбадзе. «Закон вечности».
С.П. Залыгин. «На Иртыше».
В.Д. Иванов. «Русь изначальная», «Русь Великая».
А.А. Ким. «Отец-лес».
Б.А. Можаев. «Мужики и бабы».
В.В. Набоков. «Защита Лужина».
В.П. Некрасов. «Маленькая печальная повесть».
Е.И. Носов. «Красное вино победы», «Усвятские шлемоносцы».
Б.Ш. Окуджава. «Глоток свободы», «Путешествие дилетантов».
Б.Л. Пастернак. Лирика.
В.С. Пикуль. «Три возраста Акини-сан», «Баязет».
А.И. Приставкин. «Ночевала тучка золотая».
В.Г. Распутин. «Живи и помни», «Пожар».
А.И. Солженицын. «В круге первом», «Раковый корпус», Нобелевская лекция.
Стихотворения и поэмы Н. Заболоцкого, А. Твардовского, Л. Мартынова, А. Вознесенского, Н. Рубцова, Я. Смелякова, В. Соколова, Е. Евтушенко, Р. Гамзатова, Н. Глазкова, Ч. Чичибабина, Н. Карташевой, А. Солодовникова, Э. Межелайтиса, Б. Ахмадулиной и др.
Произведения для заучивания наизусть
И.А. Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору учащегося).
В.Я. Брюсов. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).
Н.С. Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).
А.А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…».
В.В. Маяковский. «А вы могли бы?», « Послушайте!»
С.А. Есенин. «Письмо к матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…».
М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…» Стихи к Блоку («Имя твоё —птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…».
О.Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».
А.А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был…». «Родная земля»
Б.Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…».
Требования к уровню подготовки
обучающихся 10 – 11 класса по литературе
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в школе:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников школы по литературе выражаются в следующем:
- понимание ключевых проблем изученных произведений
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1. Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4. Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В соответствии с этим:
Отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью.
Отметкой "4" оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.
Отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании я понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории:, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения:
ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
Отметкой "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
- правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
- соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Отметка "5" ставится за сочинение:
- глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;
- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;
- допускается одна - две неточности в содержании.
Оценка "4" ставится за сочинение:
- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
- логическое и последовательное в изложении содержания;
- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;
- допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:
- в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,
- обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.
Отметка "2" ставится за сочинение, которое:
- не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений;
- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:
1. Литература: Учебник для 10, 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: В 2 ч. / Под ред. С. А. Зинина, В. И. Сахарова - М.: ООО «Русское слово», 2014 год.
2. Русская литература XIX века: Практикум: 10 класс / Под ред. В.И. Коровина. - М.: Просвещение.
3. Русская литература XIX века: Вторая половина: 10 класс: Хрестоматия художественных произведений: В 2 ч. / Сост. В.П. Журавлeв. - М.: Просвещение.
4. Русская литература XIX века: Практикум: 11 класс / Под ред. В.И. Коровина. - М.: Просвещение
Для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002.
2. Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение.
3. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003.
4. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-е полугодие. - М.: Вако, 2003.
5. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 11 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003.
6. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 11 класс. 2-е полугодие. - М.: Вако, 2003.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературе
Класс -11 Богданова Валентина Васильевна
Количество часов: всего 102 часа; в неделю 3 часа
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века. | 1 | | |
| Литература начала 20 века. | | | |
2 | И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика Бунина. Ее философичность, лаконизм и изысканность. | 1 | | |
3 | И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к социально-философским обобщеним. | 1 | | |
4 | И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско». Поэтика рассказа. | 1 | | |
5 | Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования. | 1 | | |
6 | И.А.Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности бунинской прозы. | 1 | | |
7 | А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Изображение мира природы и человека в повести «Олеся» | 1 | | |
8 | А.И.Куприн. Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет» | 1 | | |
9 | А.И.Куприн проблема самопознания личности в повести «Поединок» | 1 | | |
| Домашнее сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И.Куприна. | | | |
11 | М. Горький. Жизнь и творчество. Раннее романтические рассказы. «Старуха Изергиль». Проблематика рассказа. | 1 | | |
12 | М. Горький «На дне» как социально-философская драма. Новаторство драматурга. Сценичная судьба пьесы. | 1 | | |
13 | М. Горький «На дне». Три правды в пьесе, ее социальная и нравственно-философская проблематика. | 1 | | |
14 | М. Горький «На дне». Смысл названия пьесы. | 1 | | |
15 | Письменная работа по творчеству М. Горького. | 1РР | | |
16 | Серебряный век русской поэзии. Русский символизм и его истоки. | 1 | | |
17 | В.Я. Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник русского символизма. | 1 | | |
18 | Лирика поэтов-символистов. К.Д. Бальмонт, А. Белый и др. | 1 | | |
19 | Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. | 1 | | |
20 | Н.С. Гумелев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики. | 1 | | |
21 | Н.С. Гумелев. «Жираф», «Озеро Чад» и др. Романтический герой лирики. Яркость восприятия мира. | 1 | | |
22 | Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиск новых форм в мире Северянина. | 1 | | |
23 | А.А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. «Стихи о Прекрасной Даме». | 1 | | |
24 | Тема страшного мира в лирике А. Блока «Незнакомка», «В ресторане», «Фабрика» и др. | 1 | | |
25 | Тема Родины в лирике А. Блока «Россия», «Река раскинулась…», «На железной дороге». | 1 | | |
26 | А. Блок «Двенадцать». Сложность художественного мира поэмы. | 1 | | |
27 | А. Блок «»Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. | 1 | | |
28 | Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии Н.Клюев (обзор) | 1 | | |
29 | С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери». | 1 | | |
30 | Тема России в лирике С. А. Есенина. «Я покинул родимый дом», «Русь советская» и др. | 1 | | |
31 | Любовная тема в лирике С.А. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Шаганэ, ты моя Шаганэ» | 1 | | |
32 | Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. | 1 | | |
33 | Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы» | 1 | | |
| Литература 20-х годов 20 века. | | | |
34 | Литературный процесс 20-х годов XX века. | 1 | | |
35 | Русская литература 20-х годов (обзор). Тема революции и гражданской войны. | 1 | | |
36 | Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира. | 1 | | |
37 | В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики «А вы могли бы?» и др. | 1 | | |
38 | В.В. Маяковский. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики «Прозаседавшиеся» и др. | 1 | | |
39 | Своеобразие любовной лирики В.В. Маяковского «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой». | 1 | | |
40 | Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии» и др. | 1 | | |
| Литература 30-х годов 20 века. | | | |
41 | Литература 30-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб. | 1 | | |
42 | М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. М.А.Булгаков и театр. «Белая гвардия»(обзор). Судьбы людей в революции. | 1 | | |
43 | М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». История создания, проблемы и герои. | 1 | | |
44 | М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Многоплановость повествования. | 1 | | |
45 | М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Сочетание реальности и фантастики. | 1 | | |
46 | М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Апология творчества и идеальной любви. | 1 | | |
47 | А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован». Обзор | 1 | | |
48 | А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики. | 1 | | |
49 | А.А. Ахматова. Судьба России и судьба поэта в лирике. «Мне голос был…», «Родная земля» и др. | 1 | | |
50 | А.А. Ахматова «Реквием». Трагедия народа и поэта. Тема исторической памяти. | 1 | | |
51 | А.А. Ахматова «Реквием». Трагедия народа и поэта. Особенности жанра и композиции. | 1 | | |
52 | О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа лирики. | 1 | | |
53 | О.Э. Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи. «Я вернулся в мой город» и другие стихотворения | 1 | | |
54 | М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии. «Моим стихам» и др. | 1 | | |
55 | М.И. Цветаева. «Тема Родины в лирике». «Тоска по Родине! Давно», «Стихи о Москве». Своеобразие лирики. | 1 | | |
56 | М.А. Шолохов. Судьба и творчество. «Донские рассказы» | 1 | | |
57 | М.А. Шолохов «Тихий Дон. Проблемы и герои романа. | 1 | | |
58 | М.А. Шолохов «Тихий Дон».Картины Гражданской войны в романе. | 1 | | |
59 | М.А. Шолохов «Тихий Дон». Трагедия народа и судьба Григория Мелехова. | 1 | | |
60 | М.А. Шолохов «Тихий Дон». Трагедия народа и судьба Григория Мелехова. | 1 | | |
61 | М.А. Шолохов «Тихий Дон». Женские судьбы в романе. | 1 | | |
62 | М.А.Шолохов «Тихий Дон».Мастерство писателя в изображении психологического портрета. | 1 | | |
63 | Сочинение по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон». | 1РР | | |
| Литература периода Великой Отечественной войны. | | | |
64 | Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия. | 1 | | |
| Литература 50-90-х годов. | | | |
65 | Литература второй половины 20 века(обзор). Поэзия 60-х годов. | 1 | | |
66 | Новое осмысление военной темы в литературе 50-х – 90-х годов. Ю. Бондарев, К. Воробьев, Б. Васильев. | 1 | | |
67 | А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о настоящем и будущем России. | 1 | | |
68 | А.Т. Твардовский. Осмысление темы войны.»Я знаю, никакой моей вины» и др. | 1 | | |
69 | Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Философский характер. | 1 | | |
70 | Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Проблематика и художественное своеобразие. | 1 | | |
71 | Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго». Образ главного героя – Юрия Живаго. Женские образы в романе. | 1 | | |
72 | А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия лагерной темы. | 1 | | |
73 | А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Образ Ивана Денисовича Шухова. | 1 | | |
74 | В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымские рассказы». | 1 | | |
75 | Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики «Звезда полей», «В горнице» и др. | 1 | | |
76 | «Деревенская проза в современной литературе». В.П. Астафьев. Взаимоотношения природы и человека в рассказе «Царь-рыба». | 1 | | |
77 | В.П. Астафьев «Печальный детектив». Нравственные проблемы романа. | 1 | | |
78 | В.Г. Распутин «Последний срок». Тема «отцов и детей» в повести. | 1 | | |
79 | В.Г. Распутин «Прощание с Матерой». Народ, его история, его земля в повести. | 1 | | |
80 | В.Г. Распутин «Живи и помни». Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. | 1 | | |
81 | И.А. Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики. «Осенний крик ястреба» и др. | 1 | | |
82 | Б.Ш. Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике «До свидания, мальчики» и др. | 1 | | |
83 | «Городская» проза в современной литературе Ю.В. Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен». | 1 | | |
84 | Темы и проблемы современной драматургии. А. Володин, А. Арбузов, В. Розов (обзор). | 1 | | |
85 | А.В. Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов. | 1 | | |
86 | Из литературы народов России. М. Карим. Жизнь и творчество. Психологизм лирики башкирского поэта. | 1 | | |
| Литература конца 20 – начала 21 века. | | | |
87 88 | Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «нереализма», поэзия. | 2 | | |
89 | Литература русского зарубежья последних лет, возвращенная литература. | 1 | | |
| Из зарубежной литературы. | | | |
90 91 | Д.Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца» (обзор содержания). | 2 | | |
92 | «Пигмалеон». Духовно-нравственные проблемы пьесы. | 1 | | |
93 | Т.С. Элиот. Слово о поэте «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие настроений стихотворения. | 1 | | |
94 | Э.М. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!» | 1 | | |
95 | Э.М. Хемингуэй «Старик и море». Духовно-нравственные проблемы повести. | 1 | | |
96 | Э.М. Ремарк «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. | 1 | | |
97 98 | Проблемы и уроки литературы 20 века. | 2 | | |
99 100 | Внеклассное чтение. «В начале жизни школу помню я». Тендряков «Ночь после выпуска». Нравственные проблемы произведения | 2 | | |
101 102 | Консультации по подготовке к экзаменам. | 2 | | |