Рабочая программа по русскому языку для студентов СПО

2
0
Материал опубликован 9 October 2020

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Оренбургский государственный колледж»



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ



ОДБ.01 Русский язык

(наименование дисциплины)



18.01.28 Оператор нефтепереработки

15.01.05 Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

(наименование профессии/специальности)















2020 г.


Рассмотрено и одобрено на заседании

МЦК ___________________________

_________________________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_______________/Синкина Е.В./

«___»____________2020 г.

Протокол № от ____________2020 г.


Председатель МЦК


_______________/_______________/


































Организация-разработчик: ГАПОУ «ОГК»


Разработчики: Меренкова Елена Алексеевна, преподаватель первой квалификационной категории

Содержание


1. Пояснительная записка………………………………………………


2. Общая характеристика учебной дисциплины………………………


3. Место учебной дисциплины в учебном плане……………………...


4. Результаты освоения учебной дисциплины…………………………


5. Содержание…………………………………………………………….


6. Тематический план…………………………………………………….


7. Примерные темы индивидуальных проектов……………………….


8.Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету/экзамену…………………………………………………………..


9. учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебной дисциплины…………………………………………………….


10. Литература……………………………………………………………
























1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.02.2012 г. № 413, зарегистрированного в Минюсте России 07.06.2012, регистрационный № 24480;

- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);

- Протокола № 3 от 25.05 2017 г. Об уточнении рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций (2015 г.);

- Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образования, протокол № 2/16-з от 28 июня 2016 г.);

- Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин, разработанных ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (протокол № 3 от 21 июля 2015 г.).

При освоении профессии 18.01.28 Оператор нефтепереработки дисциплина ОДБ.01 Русский язык в учреждениях среднего профессионального образования изучается как базовая общеобразовательная дисциплина в объеме 257 часов (из них 20 часов теоретических занятий, 151 часов практических занятий и 86 часов самостоятельной работы обучающихся).

В результате изучения учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык обучающийся на базовом уровне научится:

использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

соблюдать культуру публичной речи;

соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

осуществлять речевой самоконтроль;

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Предметные результаты раздела «Обучающийся получит возможность научиться» не выносятся на промежуточную аттестацию, но при этом возможность их достижения должна быть предоставлена каждому обучающемуся.

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена в 2 семестре.









2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Русский язык в системе общего среднего образования занимает особое место, что обусловлено его функциями. Русский язык — это государственный язык Российской Федерации; средство приобщения обучающихся к духовным богатствам русской литературы и культуры; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык является одним из важнейших каналов социализации личности, основой формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми общеобразовательными дисциплинами, влияет на качество их усвоения, а в перспективе — на качество овладения профессиональными навыками.

Программа базируется на современных подходах к обучению языку. Коммуникативно-деятельностный подход реализован в предъявлении материала не только в знаниевой, но и деятельностной форме. Коммуникативно-деятельностный подход способствует формированию функциональной грамотности, основным индикатором которой являются коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:

- повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии;

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи сводятся к следующему:

- закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

-закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

-обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

-развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.




















3.МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Учебная дисциплина ОДБ.01 Русский язык является обязательным предметом учебной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина ОДБ.01 Русский язык изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ППКРС.

В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык – в составе общих общеобразовательных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.






























4.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Освоение содержания учебной дисциплины русский язык обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Освоение содержания учебной дисциплины (наименование дисциплины) обеспечивает достижение обучающимися следующих метапредметных результатов:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка должны отражать:

1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.














5.СОДЕРЖАНИЕ


Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.

Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.


Речь. Речевое общение

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.

Основные изобразительно-выразительные средства языка.

Текст. Признаки текста.

Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.


Культура речи

Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.

Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.

Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.

Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.

















6.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




№№ п/п

Наименование разделов (тем)

Макс. нагрузка

Количество часов

всего

теорет.

практит.

самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7


Первый семестр

76

76

8

68

38

I

Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

48

48

8

40


38

1

Язык как знаковая система.

2

2

2

-

2

2

Основные уровни языка.

2

2

2

-

2

3

Практическая работа№1 Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

2

2

-

2


2

4

Практическая работа №2 Фонетика как раздел науки о языке.

2

2

-

2


2

5

Практическая работа №3 Лексика как раздел науки о языке.

2

2

-

2


2

6

Практическая работа №4 Фразеология как раздел науки о языке.

2

2

-

2


2

7

Практическая работа №5 Орфография как раздел науки о языке.

2

2

-

2


2

8

Практическая работа №6 Пунктуация как раздел науки о языке.

2

2

-

2


2

9

Практическая работа №7 Морфология как раздел науки о языке.

2

2

-

2


2

10

Практическая работа №8 Синтаксис как раздел науки о языке.

2

2

-

2


2

11

Практическая работа №9 Стилистика как раздел науки о языке.

2

2

-

2

2

12

Практическая работа №10 Словообразование как раздел науки о языке.

2

2

-

2

2

13

Практическая работа № 11 Язык и общество. Язык и культура.

2

2

-

2

2

14

Практическая работа № 12 Язык и история народа.

2

2

-

2

2

15

Практическая работа №13 Происхождение русского языка.

2

2

-

2

2

16

Практическая работа №14 Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении.

2

2

-

2

2

17

Практическая работа №15 Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)

2

2

-

2




2

18

Практическая работа № 16 Активные процессы в русском языке на современном этапе.

2

2

-

2


2

19

Практическая работа №17 Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

2

2

-

2

2

20

Историческое развитие русского языка.

2

2

2

-


21

Практическая работа №18 Историзмы и архаизмы.

2

2

-

2


22

Практическая работа №19 Выдающиеся отечественные лингвисты.

2

2

-

2



23

Московская лингвистическая школа.

2

2

2

-


24

Практическая работа №20 Ленинградская лингвистическая школа. Сравнительный анализ.

2

2

-

2


II

Речь. Речевое общение


66

66

2


64


-

1

Практическая работа №21

Речь как деятельность.

2

2

-

2


2

Практическая работа №22 Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

2

2

-

2


3

Практическая работа №23 Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения.

2

2

-

2


4

Практическая работа №24 Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

2

2

-

2


5

Практическая работа №25 Монологическая и диалогическая речь.

2

2

-

2


6

Практическая работа №26 Развитие навыков монологической и диалогической речи.

2

2

-

2


7

Практическая работа №27 Создание устных монологических высказываний различных типов и жанров.

2

2

-

2


8

Практическая работа №28 Создание письменных монологических высказываний различных типов и жанров.

2

2

-

2



9

Практическая работа №29 Создание устных диалогических высказываний различных типов и жанров.

2

2

-

2


10

Практическая работа №30 Создание письменных диалогических высказываний различных типов и жанров.

2

2

-

2



11

Практическая работа №31 Овладение опытом речевого поведения в официальных ситуациях.

2

2

-

2


12

Практическая работа №32 Овладение опытом речевого поведения в неофициальных ситуациях общения.

2

2

-

2


13

Практическая работа №33 Овладение опытом речевого поведения в ситуациях межкультурного общения.

2

2

-

2


14

Практическая работа №34 Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка.

2

2

-



2





Второй семестр

95

95

12

83

48

15

Практическая работа №35 Научный стиль языка.

2

2

-

2


16

Практическая работа № 36 Основные жанры научного стиля (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.)

2

2

-



2




17

Практическая работа №37 Основные жанры публицистического стиля (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.),

2

2

-



2




18

Практическая работа №38 Официально-деловой стиль.

2

2

-

2


19

Практическая работа №39 Публицистический стиль.

2

2

-

2


20

Практическая работа №40 Разговорный стиль.

2

2

-

2


21

Практическая работа №41 Язык художественной литературы.

2

2

-

2


22

Практическая работа №42 Основные жанры официально-делового стиля (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.)

2

2

-



2




23

Практическая работа №43 Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

2

2

-


2


24

Практическая работа №44 Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического и официально-делового стилей.

2

2

-




2


25

Практическая работа № 45 Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.


2

2

-

2



26

Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.

2

2

2




-


27

Практическая работа № 46 Основные признаки художественной речи.

2

2

-


2


28

Практическая работа №47 Основные изобразительно-выразительные средства языка.

2

2

-


2




29

Практическая работа №48 Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

2

2

-



2


30

Практическая работа №49 Текст. Признаки текста.

2

2

-

2


31

Практическая работа №50 Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.

2

2

-



2


32

Практическая работа №51 Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

2

2

-



2


33

Практическая работа №52 Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

2

2

-



2




III

Культура речи


58

58

10

47


24

1

Культура речи как раздел лингвистики.

2

2

2

-


2

2

Практическая работа №53 Нормативный аспект культуры речи.

2

2

-

2


2

3

Практическая работа №54 Коммуникативные качества речи.

2

2

-

2


2

4

Практическая работа №55 Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.

2

2

-

2



2

5

Практическая работа №56 Этические нормы речевой культуры.

2

2

-

2


2

6

Практическая работа №57 Речевой портрет человека.

2

2

-

2


2

7

Невербальные средства общения.

2

2

2

-


2

8

Практическая работа №58 Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.

2

2

-

2



2

9

Основные единицы речевого общения.

2

2

2

-


2

10

Практическая работа №59 Эффективность речевой коммуникации.

2

2

-

2


2

11

Практическая работа №60 Культура публичной речи.

2

2

-

2


2

12

Практическая работа №61 Основы ораторского искусства.

2

2

-

2


2

13

Практическая работа №62 Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала.

2

2

-

2



2



14

Практическая работа №63 Композиция публичного выступления.

2

2

-

2


2

15

Практическая работа №64 Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).

2

2

-

2


2

16

Практическая работа №65 Требования к оформлению документации.

2

2

-

2


2

17

Практическая работа №66 Культура разговорной речи.

2

2

-

2


2


18

Практическая работа№67 Особенности речевого этикета в официально-деловой сфере.

2

2

-

2


2

19

Практическая работа №68 Особенности речевого этикета в научной сфере общения.

2

2

-

2


2

20

Особенности речевого этикета в публицистической сфере общения.

2

2

2

-


2


21

Языковая норма и ее функции.

2

2

2

-

2

22

Практическая работа №69 Основные виды языковых норм русского литературного языка

2

2

-

2


2

23

Практическая работа №70 Орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы.

2

2

-

2



2

24

Практическая работа №71 Орфографические нормы русского языка.

2

2

-

2


2

25

Практическая работа №72 Пунктуационные нормы русского языка.

2

2

-

2


26

Практическая работа №73 Совершенствование орфографических умений и навыков.

2

2

-

2




27

Практическая работа №74 Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

2

2

-

2




28

Практическая работа №75 Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

2

2

-

2


29

Практическая работа №76 Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.

1

1

-

1


Итого

171

171

20

151

86




7. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ


1.Аббревиатуры в названиях торговых брендов.
2.Влияние интернет–сленга на речевую культуру подростков.
3.Заимствованные слова в русском языке.
4.Использование антонимов для создания контраста, антитезы, оксюморонов и др.
5.Использование старославянизмов в лирических произведениях А.С. Пушкина.
6.История знаков препинания в русском языке.
7.История происхождения числительных.
8.Источники крылатых слов и выражений.
9.Невербальные средства общения.
10.Отражение особенностей национального характера в пословицах и поговорках.
11.Происхождение фамилий людей.

12.Слова-паразиты в речи учителей и учащихся.
13.Тематические группы фразеологизмов.
14.Фразеологизмы с компонентом-именем числительным в русском языке.
15.Этимология названий месяцев в календарях разных народов.

16.Жаргоны и жаргонизмы
17.История возникновения русских имен.
18.История русского алфавита.
19.Как влияют социальные сети на язык.
20.Переход имен существительных из собственных в нарицательные.
21.Причины заимствования в современном русском языке.
22.Этимология фразеологизмов и крылатых выражений.
23.Возникновение письменности на Руси.
24.Имена собственные в русских пословицах и поговорках.
25.Искусственные языки
26.Языковой портрет личности.














8. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ


1. Литературный язык – основа национального РЯ. История формирования русского литературного языка.

2. Состав национального русского языка.

3. Нормативность как основной признак литературного языка. Особенности нормы, ее основные источники.

4. Разговорная речь; ее особенности, условия функционирования.

5. Невербальные средства общения.

6. Культура речи как лингвистическая дисциплина.

7. Истоки культуры речи. Античная риторика.

8. Коммуникативные качества речи.

9. Нормы произношения гласных и согласных звуков.

10.Особенности русского словесного ударения.

11.Нормы ударения в различных частях речи.

12.Лексические нормы.

13.Классификация лексических ошибок.

14.Морфологические нормы русского литературного языка. Наиболее распространенные морфологические ошибки.

15.Определение грамматической категории рода у имен существительных.

16.Синтаксические нормы. Типы синтаксических ошибок.

17.Средства речевой выразительности. Стилистические фигуры; тропы.

18. Функциональные стили современного русского литературного языка, их современная классификация.

19. Научный стиль. Специфика использования языковых средств в научной речи.

20. Основные требования к языковому оформлению реферата, курсовой работы, научной статьи.

21. Официально-деловой стиль; сфера его функционирования, жанры.

22. Основные требования к языковому оформлению деловых бумаг (заявления, доверенности, расписки и др.).

23. Слагаемые эффективности делового общения.

24. Публицистический стиль. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств.

25. Особенности устной публичной речи. Словесное оформление публичного выступления.

26. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, цель речи, поиск материала, структура речи.

27.Выдающиеся ораторы прошлого; наиболее яркие особенности их красноречия.

28.Условия успешного общения. Причины коммуникативных неудач. 29.Стилистические нормы русского литературного языка.

30.Стилистическое использование фразеологических средств языка. 31.Понятие речевого этикета. Основные речевые формулы.


9.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Освоение программы учебной дисциплины русский язык предполагает использование учебного кабинета русского языка и литературы.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. № 178-02). Оно должно быть оснащено учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины русский входит:

Учебные пособия

Компьютер

Раздаточный материал


В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методический комплекс, обеспечивающие освоение учебной дисциплины русский язык, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, словарями, научной и научно-популярной литературой по разным вопросам изучения русский язык, в том числе видеоматериалами.

В процессе освоения программы обучающиеся имеют возможность доступа к электронным учебным материалам, расположенным на электронных библиотечных системах Lecta.ru и IPRBooks.















10. ЛИТЕРАТУРА



Основная литература:

1.Воителева Т.М. русский язык и литература. Русский язык. 10 класс: базовый уровень: учебник. – 2-е изд., М.: Академия, 2015. – 320 с.

2. Воителева Т.М. русский язык и литература. Русский язык. 11 класс: базовый уровень: учебник. – 2-е изд., М.: Академия, 2015. – 336 с.

3. Гусарова И.В. Русский язык и литература. Базовый и углубленный уровни. 10 класс: учебник – 4-е изд., стер. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 448 с.

4. Гусарова И.В. Русский язык и литература. Базовый и углубленный уровни. 11 класс: учебник – 4-е изд., стер. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 432 с.

5. Пахнова Т.М. Русский язык. Базовый уровень. 10 класс: учебник – 6-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2019. – 318 с.

6. Пахнова Т.М. Русский язык. Базовый уровень. 11 класс: учебник – 5-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2018. – 333 с.



Дополнительная литература:

1. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 202 с.

2. Бегаева Е.Н., Бойко Е.А., Михайлова Е.В., Шарохина Е.В. Русский язык и культура речи: учебное пособие /. — 2-е изд. — Саратов: Научная книга, 2019. — 274 c.

3. Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. Готовимся к единому государственному экзамену. Русский язык. - М.: Дрофа, 2006. – 71 с.

4. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007. – 160 с.

5. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М.: Дрофа, 2006.- 319 с.

6. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Дидактические материалы. 10- 11 классы. - М.: Просвещение, 2010. – 191 с.

7. Гольцова Н. Г., Шамшин И.В. , Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Учебник. – М.: Русское слово, 2011. – 448 с.

8. Деревянкин Е. В. Деловое общение: учебное пособие для СПО / под ред. О.В Мезенцевой. — 2-е изд. — Саратов, Екатеринбург: Профобразование, Уральский федеральный университет, 2019. — 46 c. 

9. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2008.

10. Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Дрофа, 2010. – 36 с.

11. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М.: Русское слово, 2005.


Справочные издания:

1.Бегаева Е.Н., Бойко Е.А., Михайлова Е.В., Шарохина Е.В. Русский язык и культура речи: учебное пособие для СПО. — Саратов: Научная книга, 2019. — 274 c.

2. Баранов М.Т. Русский язык. Справочные материалы: учебное пособие для учащихся / Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1987. – 287 с.

3. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. Современная версия. – М.: Русский язык, 2005.

4. Даль В. Пословицы русского народа. Словарь. В 2-х т. – М.: Русский язык, 1984.

5. Даль В. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Русский язык, 2005.

6. Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1985.

7. Краткий толковый словарь русского языка/ под ред. Розановой В.В. – М.: Русский язык, 1985.

8. Краткий толковый словарь русского языка / под ред. Розановой В.В. – М.: Русский язык, 1990.

9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 2003. – 944 с.

10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1986. – 835 с.

11. Орфоэпический словарь русского языка / под ред. Аванесова Р.И. – М.: Русский язык, 1988. – 704 с.

12. Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1985.

13. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М.: Просвещение, 1987.

14. Розенталь Д.Э. Прописная или строчная. Словарь-справочник. – М.: Русский язык, 1987.

15. Словарь иностранных слов /под ред. Спиркина А.Г. - М.: Русский язык, 1987. – 624 с.

16. Словарь русского языка в 4-х томах / под ред. Евгеньева А.П. – М.: Русский язык, 1985. – 700 с.

17. Фразеологический словарь / под ред. Вонова Л.А. – М.: Русский язык, 1986.

18. Энциклопедия «Аванта+» Т.28. Ч.1. Толковый словарь русского языка. – М.: Аванта+, 2006.

19. Энциклопедия «Аванта+» Т.28. Ч.2. Толковый словарь русского языка. – М.: Аванта+, 2006.

Интернет-источники:


http://videouroki.net/ Видеоуроки в сети Интернет

http://www.alleng.ru/index.htm Всем, кто учится.

http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.school.edu.ru/ Российский образовательный портал

http://www.proshkolu.ru/ Сайт для учителей

http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор»

http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования

http://www.uchportal.ru/ Учительский портал

http://rus.1september.ru/urok/ Я иду на урок русского языка



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.