12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сергеева Элеонора Владимировна72
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск



Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Колледж экономики и информатики







УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор-

проректор по ДиДО

___________ А.Н.Афанасьев

«____» ____________ 2018г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БД.01 Русский язык

по специальностям 09.02.03 Программирование в компьютерных системах





















Ульяновск

2018







Одобрено

на заседании методического совета

Протокол № ___ от ________ 2018 г.


Согласовано






Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 09.02.03 Программирование в компьютерных системах





Организация-разработчик: КЭИ УлГТУ





Сергеева Э.В., преподаватель КЭИ УлГТУ

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность








СОДЕРЖАНИЕ




стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


15

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


18






















1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БД.01 Русский язык

1.1. Область применения рабочей программы

Образовательная учебная дисциплина БД.01 «Русский язык» относится к предметной области «Филология» и к общеобразовательному учебному циклу основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС/ППССЗ) с учетом требований ФГОС СПО и профиля профессионального образования.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при разработке программ дополнительного профессионального образования в области программирования.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Русский язык» входит в состав общих образовательных учебных дисциплин.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: Освоение содержания учебной дисциплины « Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

−− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

−− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

−− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

−− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

−− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

−− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

метапредметных:

−− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

−− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

−− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего

возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

−− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

−− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной

деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

−− умение извлекать необходимую информацию из различных источников:

учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения

когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

предметных:

−− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и признаний о них в речевой практике;

−− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

−− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

−− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной

и скрытой, основной и второстепенной информации;

−− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

−− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

−− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

−− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

−− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово- родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной

в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

−− сформированность представлений о системе стилей языка художественной

литературы.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 116 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 38 часов.









2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

116

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


лабораторные работы

Не предусмот.

практические занятия

Не предусмот

контрольные работы

Не предусмот

курсовая работа (проект)

Не предусмот

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

38

в том числе:

- изучение материала учебника и написание конспекта;

- выполнение упражнений;

- работа со словарями;

-анализ текста;

-фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический и пунктуационный разборы.



Итоговая аттестация в форме экзамена в 1-ом семестре

2-ом семестре
























2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины БД.01 Русский язык



Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень усвоения


Введение.

Русский литературный язык, среди языков мира. Русский литературный язык, язык межнационального общения Функциональные стили, норма литературного языка.

2

1. – ознакомительный

Раздел 1. Лексика. Фразеология. Лексикография.


8


Тема 1.1.

Слово и его значение.

Слово и его значение. Значение слова, изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребления. Антонимы и их употребление.

2

2. – репродуктивный


Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: Языковой портрет современника.

2

3. – продуктивный

Тема 1.2.

Происхождение лексики.






Происхождение лексики. Лексика общеупотребительная и лексика имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография.

2

2. – репродуктивный


Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: Русское письмо и его эволюция.

2

3. – продуктивный

Раздел 2. Фонетика. Графика. Орфоэпия.


4


Тема 2.1.

Звуки и буквы.

Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический разбор слова.

2

2. – репродуктивный


Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: Функционирование звуков языка в тексте: звукозапись, анафора, аллитерация.

2

3. – продуктивный

Раздел 3. Морфемика и словообразование.


4


Тема 3.1.

Словообразование. Формообразование.

Состав слова. Морфологический разбор слова. Словообразование. Формообразование.

2

2. – репродуктивный


Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: Основные способы формообразования в русском языке.

2

3. – продуктивный

Раздел 4 . Морфология и орфография.


28


Тема 4.1.

Принципы русской орфографии.

Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после и ц. Правописание звонких и глухих непроизносимых и двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание приставок пре- и при-. Правописание гласных и и ы после приставок. Употребление ъ и ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

4

2. – репродуктивный


Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:

-

-

Тема 4.2.

Части речи.






















Части речи. Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имён существительных. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных.

Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание н и нн в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.

Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи. Местоимение как часть речи. Правописание местоимений.

Глагол как часть речи. Правописание глаголов.

Причастие как глагольная форма. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Ни НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Деепричастие как глагольная форма.

Наречие как часть речи. Правописание наречий. Слова категории состояния.

14

2. – репродуктивный


Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: 1. Нормы и варианты образования падежных форм имени существительных. 2.Стилистические особенности употребления полных и кратких прилагательных. 3. Стилистика: употребление местоимений времени.

6

3. – продуктивный

Тема 4.3.

Служебные части речи.








Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов.

Частицы как служебные части речи. Правописание частиц. Частицы не и ни их значение и употребление. Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

4

2. – репродуктивный


Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:

-

-

Раздел 5.Синтаксис. Пунктуация.


62


Тема 5.1.

Основные принципы русской пунктуации.

Основные принципы русской пунктуации. Словосочетание как синтаксическая единица. Виды синтаксической связи

2

2. – репродуктивный


Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: Роль словосочетаний в построение предложений.

2

3. – продуктивный

Тема 5.2.

Предложение как синтаксическая единица.

Предложение как синтаксическая единица. Простое предложение. Виды предложений.

Постановка тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении.

Простое осложнённое предложение, предложения с однородными членами. Синтаксический разбор простого предложения.

Предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.

Знаки препинания при однородных членах предложения, соединённых неповторяющимися союзами.

Знаки препинания при однородных членах предложения, соединённых повторяющимися и парными союзами.

Обобщающиеся слова при однородных членах.

Обособленные и необособленные определения.

Обособление согласованных, несогласованных определений.

Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства и дополнения.

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Знаки препинания при сравнительных оборотах.

Знаки препинания при обращениях. Вводные слова и вставные конструкции.

Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

28




2. – репродуктивный




Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: 1.Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики. 2.Синонимика простых предложений. 3.Предложения с однородными членами и их функции в речи. 4.Обособленные члены предложения и их роль в организации текса. 5.Стуктура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.

10

3. – продуктивный

Тема 5.3.

Понятие о сложном предложении.

Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Сложное предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи. Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац.

8

2. – репродуктивный

Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: 1. Синонимика сложных предложений. 2. Использование сложных предложений в речи.

4

3. – продуктивный

Тема 5.4.

Чужая речь. Цитаты.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при цитатах.

2

2. – репродуктивный

Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: 1. Способы введения чужой речи в текст. 2. Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста.

4

3. – продуктивный

Тема 5.5.

Знаки препинания.

Сочетание знаков препинания. Авторская пунктуация.

2

2. – репродуктивный

Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:

-

-

Раздел 6.Культура речи. Стилистика.


8


Тема 7.1.

Язык и речь.

Язык и речь. Правильность русской речи. О качестве хорошей речи.

2

2. – репродуктивный

Практические занятия. Не предусмотрено




Самостоятельная работа обучающихся: Риторика.

2

3. – продуктивный


Тема 7.2.

Стилистика. Анализ текста.

Научный стиль. Официально – деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Анализ текста.

2

2

Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: Лексика.

2

3. – продуктивный


Всего:

116


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).



3. условия реализации рабочей программы УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования  к минимальному  материально-техническому обеспечению

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект наглядных пособий по предмету «Русский язык» (учебники, словари разных типов, опорные конспекты- плакаты, стенды, карточки, тексты разных типов и стилей речи, художественная литература); экранно – звуковые пособия.

Технические средства обучения: - мультимедийный проектор; -ноутбук; -экран; -интерактивная доска; - комплект слайдов по темам курса дисциплины.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники

1.Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2015.

2. Воителева Т. М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2016.

Дополнительные источники

1.Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2016.

2.Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2015.

3.Львова С. И. Таблицы по русскому языку. — М., 2017.

4.Пахнова Т. М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. — М., 2016.

Словари

1.Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2016.

2.Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2015.

3.Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И. Скворцова. — М., 2016.

4. Розенталь Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический словарь русского языка. — М., 2016.

Интернет-ресурсы

1.www. eor. it. ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР). 2.www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме). 3.www. russkiyjazik. ru (энциклопедия «Языкознание»).





4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;




В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста .








-Устный опрос

- Тестирование

- Выполнение заданий для самостоятельной работы, индивидуальных заданий.

-  Фонетический разбор слова.

-  Морфемный разбор слова. 

-  Орфоэпический анализ слова.

- Орфографический диктант: учитываются умения обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию преподавателя.



- Устный опрос







- Выполнение заданий для самостоятельной работы, индивидуальных заданий.



- Тестирование







- Выполнение заданий для самостоятельной работы, индивидуальных заданий.




















Разработчики:

КЭИ УлГТУ преподаватель Э.В.Сергеева

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)









Дополнения и изменения

к рабочей программе учебной дисциплины

Учебный год

Протокол и дата заседания П(Ц)К

Принимаемые изменения

Подпись руководителя ОПОП

2017/2018

___ от «___» ______ 20___ г.

















2018/2019

___ от «___» ______ 20___ г.



















2019/2020

___ от «___» ______ 20___ г.





















Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу


ИЗМЕНЕНИЯ, ДАТА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, № СТРАНИЦЫ С ИЗМЕНЕНИЕМ

БЫЛО

СТАЛО

ОСНОВАНИЕ

Подпись лица, внесшего изменения

ИЗМЕНЕНИЯ, ДАТА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, № СТРАНИЦЫ С ИЗМЕНЕНИЕМ

БЫЛО

СТАЛО

ОСНОВАНИЕ

Подпись лица, внесшего изменения




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.