Рабочая программа по русскому языку для студентов СПО
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Колледж экономики и информатики
| УТВЕРЖДАЮ Первый проректор- проректор по ДиДО ___________ А.Н.Афанасьев «____» ____________ 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БД.01 Русский язык
по специальностям 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Ульяновск
2018
Одобрено на заседании методического совета Протокол № ___ от ________ 2018 г. | Согласовано |
| |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Организация-разработчик: КЭИ УлГТУ
Сергеева Э.В., преподаватель КЭИ УлГТУ
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 15 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 18 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БД.01 Русский язык
1.1. Область применения рабочей программы
Образовательная учебная дисциплина БД.01 «Русский язык» относится к предметной области «Филология» и к общеобразовательному учебному циклу основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС/ППССЗ) с учетом требований ФГОС СПО и профиля профессионального образования.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при разработке программ дополнительного профессионального образования в области программирования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Русский язык» входит в состав общих образовательных учебных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: Освоение содержания учебной дисциплины « Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
−− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
−− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
−− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
−− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
−− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
−− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
−− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
• метапредметных:
−− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
−− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
−− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
−− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
−− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
−− умение извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения
когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
• предметных:
−− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и признаний о них в речевой практике;
−− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
−− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
−− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной информации;
−− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
−− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
−− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
−− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
−− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово- родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной
в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
−− сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 116 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 38 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 116 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные работы | Не предусмот. |
практические занятия | Не предусмот |
контрольные работы | Не предусмот |
курсовая работа (проект) | Не предусмот |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 38 |
в том числе: - изучение материала учебника и написание конспекта; - выполнение упражнений; - работа со словарями; -анализ текста; -фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический и пунктуационный разборы. | |
Итоговая аттестация в форме экзамена в 1-ом семестре 2-ом семестре |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины БД.01 Русский язык
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень усвоения |
Введение. | Русский литературный язык, среди языков мира. Русский литературный язык, язык межнационального общения Функциональные стили, норма литературного языка. | 2 | 1. – ознакомительный |
Раздел 1. Лексика. Фразеология. Лексикография. | | 8 |
|
Тема 1.1. Слово и его значение. | Слово и его значение. Значение слова, изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребления. Антонимы и их употребление. | 2 | 2. – репродуктивный |
Практические занятия. Не предусмотрено | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Языковой портрет современника. | 2 | 3. – продуктивный | |
Тема 1.2. Происхождение лексики. | Происхождение лексики. Лексика общеупотребительная и лексика имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография. | 2 | 2. – репродуктивный |
Практические занятия. Не предусмотрено | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Русское письмо и его эволюция. | 2 | 3. – продуктивный | |
Раздел 2. Фонетика. Графика. Орфоэпия. | | 4 | |
Тема 2.1. Звуки и буквы. | Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. | 2 | 2. – репродуктивный |
Практические занятия. Не предусмотрено | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Функционирование звуков языка в тексте: звукозапись, анафора, аллитерация. | 2 | 3. – продуктивный | |
Раздел 3. Морфемика и словообразование. | | 4 | |
Тема 3.1. Словообразование. Формообразование. | Состав слова. Морфологический разбор слова. Словообразование. Формообразование. | 2 | 2. – репродуктивный |
Практические занятия. Не предусмотрено | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Основные способы формообразования в русском языке. | 2 | 3. – продуктивный | |
Раздел 4 . Морфология и орфография. | | 28 | |
Тема 4.1. Принципы русской орфографии. | Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после и ц. Правописание звонких и глухих непроизносимых и двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание приставок пре- и при-. Правописание гласных и и ы после приставок. Употребление ъ и ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов. | 4 | 2. – репродуктивный |
Практические занятия. Не предусмотрено | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: | - | - | |
Тема 4.2. Части речи. | Части речи. Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имён существительных. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание н и нн в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных. Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи. Местоимение как часть речи. Правописание местоимений. Глагол как часть речи. Правописание глаголов. Причастие как глагольная форма. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Ни НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Деепричастие как глагольная форма. Наречие как часть речи. Правописание наречий. Слова категории состояния. | 14 | 2. – репродуктивный |
Практические занятия. Не предусмотрено | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Нормы и варианты образования падежных форм имени существительных. 2.Стилистические особенности употребления полных и кратких прилагательных. 3. Стилистика: употребление местоимений времени. | 6 | 3. – продуктивный | |
Тема 4.3. Служебные части речи. | Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов. Частицы как служебные части речи. Правописание частиц. Частицы не и ни их значение и употребление. Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. | 4 | 2. – репродуктивный |
Практические занятия. Не предусмотрено | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: | - | - | |
Раздел 5.Синтаксис. Пунктуация. | | 62 | |
Тема 5.1. Основные принципы русской пунктуации. | Основные принципы русской пунктуации. Словосочетание как синтаксическая единица. Виды синтаксической связи | 2 | 2. – репродуктивный |
| Практические занятия. Не предусмотрено | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Роль словосочетаний в построение предложений. | 2 | 3. – продуктивный | |
Тема 5.2. Предложение как синтаксическая единица. | Предложение как синтаксическая единица. Простое предложение. Виды предложений. Постановка тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Простое осложнённое предложение, предложения с однородными членами. Синтаксический разбор простого предложения. Предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах предложения, соединённых неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах предложения, соединённых повторяющимися и парными союзами. Обобщающиеся слова при однородных членах. Обособленные и необособленные определения. Обособление согласованных, несогласованных определений. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства и дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Знаки препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания при обращениях. Вводные слова и вставные конструкции. Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. | 28 | 2. – репродуктивный |
Практические занятия. Не предусмотрено | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики. 2.Синонимика простых предложений. 3.Предложения с однородными членами и их функции в речи. 4.Обособленные члены предложения и их роль в организации текса. 5.Стуктура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций. | 10 | 3. – продуктивный | |
Тема 5.3. Понятие о сложном предложении. | Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложное предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи. Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац. | 8 | 2. – репродуктивный |
Практические занятия. Не предусмотрено | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Синонимика сложных предложений. 2. Использование сложных предложений в речи. | 4 | 3. – продуктивный | |
Тема 5.4. Чужая речь. Цитаты. | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при цитатах. | 2 | 2. – репродуктивный |
Практические занятия. Не предусмотрено | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Способы введения чужой речи в текст. 2. Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста. | 4 | 3. – продуктивный | |
Тема 5.5. Знаки препинания. | Сочетание знаков препинания. Авторская пунктуация. | 2 | 2. – репродуктивный |
Практические занятия. Не предусмотрено | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: | - | - | |
Раздел 6.Культура речи. Стилистика. | | 8 | |
Тема 7.1. Язык и речь. | Язык и речь. Правильность русской речи. О качестве хорошей речи. | 2 | 2. – репродуктивный |
Практические занятия. Не предусмотрено | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Риторика. | 2 | 3. – продуктивный | |
Тема 7.2. Стилистика. Анализ текста. | Научный стиль. Официально – деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Анализ текста. | 2 | 2 |
Практические занятия. Не предусмотрено | | | |
Самостоятельная работа обучающихся: Лексика. | 2 | 3. – продуктивный | |
| Всего: | 116 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации рабочей программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект наглядных пособий по предмету «Русский язык» (учебники, словари разных типов, опорные конспекты- плакаты, стенды, карточки, тексты разных типов и стилей речи, художественная литература); - экранно – звуковые пособия.
Технические средства обучения: - мультимедийный проектор; -ноутбук; -экран; -интерактивная доска; - комплект слайдов по темам курса дисциплины.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
1.Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2015.
2. Воителева Т. М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2016.
Дополнительные источники
1.Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2016.
2.Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2015.
3.Львова С. И. Таблицы по русскому языку. — М., 2017.
4.Пахнова Т. М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. — М., 2016.
Словари
1.Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2016.
2.Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2015.
3.Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И. Скворцова. — М., 2016.
4. Розенталь Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический словарь русского языка. — М., 2016.
Интернет-ресурсы
1.www. eor. it. ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР). 2.www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме). 3.www. russkiyjazik. ru (энциклопедия «Языкознание»).
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - связь языка и истории, культуры русского и других народов; - смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; - основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; - орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; - извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; - применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; - соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; - соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; - использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста . | -Устный опрос - Тестирование - Выполнение заданий для самостоятельной работы, индивидуальных заданий. - Фонетический разбор слова. - Морфемный разбор слова. - Орфоэпический анализ слова. - Орфографический диктант: учитываются умения обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию преподавателя. - Устный опрос - Выполнение заданий для самостоятельной работы, индивидуальных заданий. - Тестирование - Выполнение заданий для самостоятельной работы, индивидуальных заданий. |
Разработчики:
КЭИ УлГТУ преподаватель Э.В.Сергеева
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Дополнения и изменения
к рабочей программе учебной дисциплины
Учебный год | Протокол и дата заседания П(Ц)К | Принимаемые изменения | Подпись руководителя ОПОП |
2017/2018 | № ___ от «___» ______ 20___ г. | | |
2018/2019 | № ___ от «___» ______ 20___ г. | | |
2019/2020 | № ___ от «___» ______ 20___ г. | | |
Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу
№ ИЗМЕНЕНИЯ, ДАТА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, № СТРАНИЦЫ С ИЗМЕНЕНИЕМ | |
БЫЛО | СТАЛО |
ОСНОВАНИЕ | |
Подпись лица, внесшего изменения | |
№ ИЗМЕНЕНИЯ, ДАТА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, № СТРАНИЦЫ С ИЗМЕНЕНИЕМ | |
БЫЛО | СТАЛО |
ОСНОВАНИЕ | |
Подпись лица, внесшего изменения |