Рабочая программа по литературному чтению

1
0
Материал опубликован 26 September

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА№8 ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА»



РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО

Протокол от «30» августа 2024г. №1

Руководитель ШМО


СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР


«30»августа 2024г.

УТВЕРЖДАЮ

И.о.директора ГБОУ

«СШ№8 Г.О.МАКЕЕВКА»

 

Приказ№81от 30 августа 2024г













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

начального общего образования

для 2 класса









Рабочую программу составила

Пазыч Т.С.

учитель начальных классов



















2024-2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по литературному чтению составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

Данная рабочая программа разработана для курса русского языка в 1-4 классах по традиционной образовательной системе образовательной программы «Школа России». Учебно-методический комплект «Школа России» сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников. Ведущая целевая установка, заложенная в основу УМК «Школа Рос­сии», направлена на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС. Обучение по комплекту «Школа России», носит деятельностный характер. При этом предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся.

Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.

Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.

Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.

Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач:

формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;

достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;

осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;

первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;

овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий

в соответствии с представленными предметными результатами по классам;

овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации

для решения учебных задач.

Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.

В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.

Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начального общего образования.

На литературное чтение отводится 136 часов

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

Эстетическое воспитание:

проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;

приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;

понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Трудовое воспитание:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;

неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

базовые логические действия:

сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

выбирать источник получения информации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:

общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

готовить небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:

самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);

читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;

различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);

понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;

различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни);

владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);

описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам;

объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;

осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;

пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица;

читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений);

сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;

ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;

выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;

использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


О нашей Родине. Круг чтения: произведения о Родине (на примере не менее трёх стихотворений И. С. Никитина, Ф. П. Савинова, А. А. Прокофьева ‌и др.‌). Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Анализ заголовка, соотнесение его с главной мыслью и идеей произведения. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы. Родины в изобразительном искусстве (пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова ‌и др.‌).

Произведения для чтения: И.С. Никитин «Русь», Ф.П. Савинов «Родина», А.А. Прокофьев «Родина» ‌и другие (по выбору)‌.

Фольклор (устное народное творчество). Произведения малых жанров фольклора (потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки по выбору). Шуточные фольклорные произведения – скороговорки, небылицы. Особенности скороговорок, их роль в речи. Игра со словом, «перевёртыш событий» как основа построения небылиц. Ритм и счёт – основные средства выразительности и построения считалки. Народные песни, их особенности. Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок. Сказка – выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Особенности сказок о животных: сказки народов России. Бытовая сказка: герои, место действия, особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о волшебной сказке (общее представление): наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры.

Произведения для чтения: потешки, считалки, пословицы, скороговорки, загадки, народные песни, русская народная сказка «Каша из топора», русская народная сказка «У страха глаза велики», русская народная сказка «Зимовье зверей», русская народная сказка «Снегурочка», сказки народов России ‌(1-2 произведения) и другие.‌

Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в разные времена года (осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы ‌(по выбору, не менее пяти авторов)‌. Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски времён года). Средства выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. Иллюстрация как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы «Времена года» в картинах художников (на примере пейзажей И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина ‌и др.‌) и музыкальных произведениях (например, произведения П. И. Чайковского, А. Вивальди ‌и др.‌).

Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Вот север, тучи нагоняя…», А.А. Плещеев «Осень», А.К. Толстой «Осень. Обсыпается наш сад…», М.М. Пришвин «Осеннее утро», Г.А. Скребицкий «Четыре художника», Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою», «Зима недаром злится», И.С. Соколов-Микитов «Зима в лесу», С.А. Есенин «Поёт зима – аукает…», И.З. Суриков «Лето» ‌и другие‌.

О детях и дружбе. Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении (расширение круга чтения: не менее четырёх произведений Н.Н. Носова, В.А. Осеевой, В.Ю. Драгунского, В.В. Лунина ‌и др.‌). Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. Главная мысль произведения. Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика (портрет), оценка поступков.

Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Филиппок», Е.А. Пермяк «Две пословицы», Ю.И. Ермолаев «Два пирожных», В.А. Осеева «Синие листья», Н.Н. Носов «На горке», «Заплатка», А.Л. Барто «Катя», В.В. Лунин «Я и Вовка», В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» ‌и другие (по выбору)‌.

Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: «бродячие» сюжеты (произведения по выбору, не менее четырёх). Фольклорная основа авторских сказок: сравнение

сюжетов, героев, особенностей языка. Составление плана произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.

Произведения для чтения: народная сказка «Золотая рыбка», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», народная сказка «Морозко», В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович», В.И. Даль «Девочка Снегурочка» ‌и другие‌.

О братьях наших меньших. Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения; произведения по выбору, не менее пяти авторов). Дружба людей и животных – тема литературы (произведения Е. И. Чарушина, В. В. Бианки, С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, М. М. Пришвина ‌и др.‌). Отражение образов животных в фольклоре (русские народные песни, загадки, сказки). Герои стихотворных и прозаических произведений о животных. Описание животных в художественном и научно-познавательном тексте. Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота). Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни (на примере произведений И. А. Крылова, Л. Н. Толстого). Мораль басни как нравственный урок (поучение). Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами (без использования термина): Е. И. Чарушин, В. В. Бианки.

Произведения для чтения: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», Л.Н. Толстой «Лев и мышь», М.М. Пришвин «Ребята и утята», Б.С. Житков «Храбрый утёнок», В.Д. Берестов «Кошкин щенок», В.В. Бианки «Музыкант», Е.И. Чарушин «Страшный рассказ», С.В. Михалков «Мой щенок» ‌и другие (по выбору)‌.

О наших близких, о семье. Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писателей и фольклорных произведениях ‌(по выбору)‌. Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопереживание, уважение и внимание к старшему поколению, радость общения и защищённость в семье. Тема художественных произведений: Международный женский день, День Победы.

Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Отец и сыновья», А.А. Плещеев «Песня матери», В.А. Осеева «Сыновья», С.В. Михалков «Быль для детей», С.А. Баруздин «Салют» ‌и другое (по выбору)‌.

Зарубежная литература. Круг чтения: литературная (авторская) сказка ‌(не менее двух произведений)‌: зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро, Х.-К. Андерсен ‌и др.‌). Характеристика авторской сказки: герои, особенности построения и языка. Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Составление плана художественного произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.

Произведения для чтения: Ш. Перро «Кот в сапогах», Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» ‌и другие (по выбору)‌.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, аннотация, иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного списка, тематические картотеки библиотеки. Книга учебная, художественная, справочная.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Воспитательный аспект


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

О нашей Родине

6





2

Фольклор (устное народное творчество)

16

1




3

Звуки и краски родной природы в разные времена года (осень)

8

1




4

О детях и дружбе

12

1




5

Мир сказок

12





6

Звуки и краски родной природы в разные времена года (зима)

12

1




7

О братьях наших меньших

18

1




8

Звуки и краски родной природы в разные времена года (весна и лето)

18

1




9

О наших близких, о семье

13

1




10

Зарубежная литература

11

1




11

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой)

2





Резервное время

8

1




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

9

0





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Литературное чтение (в 2 частях), 2 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Москва «Просвещение»2023


​‌‌МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

И. Патрикеева: Литературное чтение. 1-4 класс. Методические рекомендации. Пособие для

учителя. ФГОС


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://m.edsoo.ru/7f412cec

https://www.yaklass.ru/p/literaturnoe-chtenie



















ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА№8 ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол от «30» августа 2024г. №1

Руководитель ШМО

Н.В.Дунай

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

Ю.Ю.Разумова

«30»августа 2024г.

УТВЕРЖДАЮ

И.о.директора ГБОУ

«СШ№8 Г.О.МАКЕЕВКА»

А.В.Алексеева

Приказ№81от 30 августа 2024г













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

предмета Литературное чтение

для 2 класса









Разработано учителем

Пазыч Т.С.

























2024-2025 учебный год


п/п

Дата


Тема урока

Количество часов

план

факт






Раздел1.О нашей Родине(6ч.)


1

02.09


Патриотическое звучание произведения Ф.П. Савинова «Родина» и другие по выбору


2

03.09


Отражение темы Родина в произведении И.С. Никитина «Русь»


3

04.09


Отражение нравственных ценностей в произведениях о Родине: любовь к родному краю. На примере произведения С.Т.Романовского «Русь»


4

05.09


Любовь к природе – тема произведений о Родине. На примере произведения К.Г.Паустовского «Мещёрская сторона»


5

09.09


Анализ заголовка стихотворения А.А. Прокофьева "Родина" и соотнесение его с главной мыслью произведения


6

10.09


Отражение темы Родины в изобразительном искусстве





Раздел2. Фольклор (устное народное творчество) (16ч.)


7

11.09


Характеристика особенностей народных песен


8

12.09


Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок


9

16.09


Анализ особенностей скороговорок, их роль в речи


10

17.09


Ритм и счёт – основа построения считалок


11

18.09


Шуточные фольклорные произведения: игра со словом. Небылица как «перевёртыш событий»


12

19.09


Пословицы как жанр фольклора


13

23.09


Произведения малых жанров фольклора: потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки


14

24.09


Общее представление о волшебной сказке: присказки, повторы. Русская народная сказка «Снегурочка»


15

25.09


Характеристика героя волшебной сказки, постоянные эпитеты


16

26.09


Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»


17

01.10


Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из топора»


18

02.10


Сказка – выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок


19

03.10


Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные)


20

07.10


Фольклорные произведения народов России. Отражение в сказках быта и культуры народов России. Произведения по выбору


21

08.10


Произведения устного народного творчества


22

09.10


Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Фольклор»


23

10.10


Произведения устного народного творчества





Раздел3. Звуки и краски родной природы в разные времена года (осень) (8ч.+2ч.резерв)


24

14.10


Осень в произведениях А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», Г.А. Скребицкого «Четыре художника» и других на выбор


25

15.10


Восприятие осени в произведении М.М.Пришвина «Утро» и других на выбор


26

16.10


Наблюдение за художественными особенностями текста. Произведения по выбору


27

17.10


Описание картин осеннего леса в произведениях писателей. Произведения по выбору


28

21.10


Сравнение стихотворений об осени. На примере произведений А.А. Плещеева «Осень» и А.К. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»


29

22.10


Восприятие пейзажной лирики. Произведения по выбору, например, К.Д. Бальмонт «Осень»


30



Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Звуки и краски осенней природы»


31

23.10


Составление устных рассказов «Природа осенью» по изученным текстам


32

24.10


Резервный урок. Создание осеннего пейзажа: краски и звуки. Произведения художников и композиторов по выбору


33

05.11


Резервный урок.Работа с детскими книгами: «Произведения писателей о родной природе»





Раздел4. О детях и дружбе (12ч.)


34

06.11


Отражение понятия взаимопомощь в произведениях А.Л. Барто «Катя», Ю.И. Ермолаева «Два пирожных» и других на выбор


35

07.11


Главный герой: общее представление. Рассказ на выбор, например, С.А. Баруздин «Как Алёшке учиться надоело»


36

11.11


Оценка поступков и поведения главного героя. Произведения на выбор, например, А.Е.Пермяк «Смородинка»


37

12.11


Сравнение героев рассказов Н.Н. Носова «На горке» и «Заплатка»


38

13.11


Представление темы труда в произведениях писателей. на выбор, например, В.Г. Сутеев «Кто лучше?»


39

14.11


Характеристика героя, его портрет. Произведения о детях на выбор, например, М.М.Зощенко «Самое главное»


40

18.11


Работа со стихотворением В.В. Лунина «Я и Вовка»


41

19.11


Тема дружбы в рассказе Е.А. Пермяка «Две пословицы» и других на выбор


42

20.11


Характеристика главного героя рассказа Л.Н.Толстого «Филиппок»


43

21.11


Выделение главной мысли (идеи) рассказа В.Ю.Драгунского «Тайное становится явным»


44

25.11


Отражение темы дружбы в рассказах о детях


45

26.11


Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О детях и дружбе»





Раздел5.Звуки и краски родной природы в разные времена года (зима) (12ч.)


46

27.11


Средства художественной выразительности: сравнение. Произведения по выбору, например, З.Н.Александрова «Снежок»


47

28.11


Наблюдение за описанием в художественном тексте. Произведения по выбору, например, С.А. Иванов «Каким бывает снег»


48

02.12


Картины зимнего леса в рассказе И.С. Соколова-Микитова «Зима в лесу»



03.12


Сравнение образа зимы в произведениях А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» и С.А.Есенина «Поёт зима – аукает»


49

04.12


Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою»


50

05.12


Средства художественной выразительности: эпитет. Произведения по выбору, например, Н.А.Некрасов «Мороз-воевода»


51

09.12


Составление устного рассказа «Краски и звуки зимнего леса» по изученным текстам


52

10.12


Описание игр и зимних забав детей. Произведения по выбору, например, И.З.Суриков «Детство»


53

11.12


Жизнь животных зимой: научно-познавательные рассказы Произведения по выбору, например, Г.А. Скребицкого


54

12.12


Восприятие зимнего пейзажа в лирических произведениях по выбору


55

16.12


Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Звуки и краски зимней природы»


56

17.12


Тема "Природа зимой" в картинах художников и произведениях композиторов





Раздел6. Мир сказок. (12ч.)


57

18.12


Характеристика героев русской народной сказки «Дети Деда Мороза»


58

19.12


Фольклорная основа авторской сказки В.И.Даля «Девочка Снегурочка»


59

23.12


Сравнение сюжетов и героев русской народной сказки «Снегурочка» и литературной (авторской) В.И. Даля «Девочка Снегурочка»


60

24.12


Фольклорная основа литературной (авторской) сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»


61

25.12


Составление плана сказки: части текста, их главные темы


62

26.12


Иллюстрации, их назначение в раскрытии содержания произведения


63

08.01


Организация творческих проектов «Царство Мороза Ивановича» и «Приметы Нового года»


64

09.01


Здравствуй, праздник новогодний!


65

13.01


Волшебный мир сказок. «У лукоморья дуб зелёный…» А.С. Пушкин


66

14.01


Поучительный смысл «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Характеристика героев


67

15.01


Сравнение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с фольклорными (народными) сказками


68

16.01


Работа с фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказкой: составление плана произведения, выделение особенностей языка





Раздел7. О братьях наших меньших (18ч.)


69

20.01


Отражение образов животных в устном народном творчестве (фольклоре). На примере русской народной песни «Коровушка»


70

21.01


Характеристика героев-животных в фольклорных (народных) сказках. Корякская народная сказка «Хитрая лиса» и другие на выбор


71

22.01


Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки «Зимовье зверей» и других на выбор


72

23.01


Фольклорные произведения народов России. Произведения по выбору, например, осетинская народная сказка «Человек и ёж»


73

24.01


Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных) и литературных произведениях. На примере произведений К.Д.Ушинского и других на выбор


74

27.01


Соотнесение заголовка и главной мысли рассказа Е.И. Чарушина «Страшный рассказ»


75

28.01


Осознание понятий друг, дружба на примере произведений о животных. Произведения по выбору, например, удмуртская народная сказка «Мышь и воробей»


76

29.01


Особенности басни как жанра литературы. Мораль басни как нравственный урок (поучение)


77

30.01


Сравнение прозаической и стихотворной басен И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» и Л.Н.Толстого «Лев и мышь»


78

03.02


Оценка поступков и поведения героя произведения Б.С. Житкова «Храбрый утёнок»


79

04.02


Отражение темы "Дружба животных" в стихотворении В.Д. Берестова «Кошкин щенок» и других на выбор


80

05.02


Сравнение описания животных в художественном и научно-познавательном тексте


81

06.02


Представление темы «Отношение человека к животным» в произведениях писателей


82

10.02


Отражение нравственно-этических понятий (защита и забота о животных) на примере рассказа М.М. Пришвина «Ребята и утята» и других на выбор


83

11.02


Образы героев стихотворных и прозаических произведений о животных


84

12.02


Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О братьях наших меньших»


85

13.02


Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами Е.И. Чарушиным, В.В. Бианки


86

17.02


Работа с детскими книгами на тему: «О братьях наших меньших»: составление аннотации





Раздел8. Звуки и краски родной природы в разные времена года (весна и лето)(18ч.)


87

18.02


Старинные народные весенние праздники и обряды. Заклички, веснянки


88

19.02


Народная наблюдательность, выраженная в малых жанрах устного народного творчества (фольклоре)


89

20.02


Наблюдение за описанием весны в художественном тексте. Произведения по выбору, например, А.П. Чехов «Весной» (отрывок)


90

25.02


Картины весеннего леса в рассказе Г.А. Скребицкого «Четыре художника»


91

26.02


Средства художественной выразительности в стихотворениях о весне. Произведения по выбору, например, С.Я. Маршак «Весенняя песенка»


92

27.02


Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»: выделение средств художественной выразительности


93

03.03


Жизнь животных весной: рассказы и сказки писателей. Произведения по выбору, например, сказки и рассказы Н.И. Сладкова


94

04.03


Красота весенней природы, отражённая в лирических произведениях. Произведения по выбору, например, А.А. Фет «Уж верба вся пушистая»


95

05.03


Звуки весеннего леса и картины пробуждающейся природы в произведения писателей. Произведения по выбору, например, Г.А.Скребицкий «Весенняя песня»


96


06.03


Восприятие весеннего пейзажа в лирических произведениях


97

11.03


Тема прихода весны в произведениях В.А.Жуковского «Жаворонок» и «Приход весны»


98

12.03


Признаки весны, отражённые в произведениях писателей


99

13.03


Сравнение образов одуванчика в произведениях О.И. Высотской «Одуванчик» и М.М. Пришвина «Золотой луг»


100

17.03


Создание весеннего пейзажа в произведениях писателей


101

18.03


Составление устного рассказа «Краски и звуки весеннего леса» по изученным текстам


102

19.03


Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Звуки и краски весенней природы»


103

20.03


Восприятие произведений о весне. Выделение средств художественной выразительности (сравнение, эпитет)


104

01.04


Тема «Природа весной» в картинах художников и произведениях композиторов





Раздел9. О наших близких, о семье (13ч.)


105

02.04


Тема семьи в творчестве писателей. На примере произведения Л.Н. Толстого «Отец и сыновья» и других га выбор


106

03.04


Характеристика особенностей колыбельных народных песен: интонационный рисунок


107

07.04


Сравнение народной колыбельной песни и стихотворения А.А. Плещеева «Песня матери»: любовь и переживание матери


108

08.04


Оценка взаимооотношений взрослых и детей на примере рассказа Е.А. Пермяка «Случай с кошельком»


109

09.04


Анализ заголовка и соотнесение его с главной мыслью произведения: В.А. Осеева «Сыновья»


110

10.04


Нравственные семейные ценности в фольклорных (народных) сказках. Произведения по выбору, например, татарская народная сказка «Три дочери»


111

14.04


Международный женский день – тема художественных произведений


112

15.04


Восприятие произведений о маме: проявление любви и радости общения. Произведения по выбору, например, Л.Н. Толстой «Лучше всех»


113


16.04


Выделение главной мысли (идеи): уважение и внимание к старшему поколению. Произведения по выбору, например, Р.С. Сеф «Если ты ужасно гордый»


114

17.04


Работа с текстом произведения С.В. Михалкова «Быль для детей»: осознание темы Великой Отечественной войны


115

22.04


Отражение темы День Победы в произведении С.А. Баруздина «Салют» и другие на выбор


116

23.04


Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О наших близких, о семье»


117

24.04



Работа с детскими книгами на тему: «О наших близких, о семье»: выбор книг на основе тематической картотеки





Раздел10. Зарубежная литература (11ч.+1ч.резерв)


118

28.04


Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Произведения по выбору, например, английская народная сказка «Как Джек ходил счастье искать»


119

29.04


Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. Произведения по выбору, например, норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки и корешки»


120

30.04


Отражение темы дружбы в сказке братьев Гримм «Бременские музыканты»



121


05.05


Работа со сказкой братьев Гримм «Бременские музыканты»: составление плана произведения


122

06.05


Х.-К. Андерсен - известный писатель-сказочник. Знакомство с его произведениями


123

07.05


Выделение главной мысли (идеи) сказки Х.-К. Андерсена «Пятеро из одного стручка» и других его сказок на выбор



08.05


Особенности построения волшебной сказки Ш.Перро «Кот в сапогах»


124

13.05


Характеристика героев сказки Ш.Перро «Кот в сапогах»


125

14.05


Фантазёры и мечтатели – герои произведений. Произведения по выбору, например, Э.Распе «Необыкновенный олень»



126


15.05


Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Зарубежные писатели-сказочники»


127

19.05


Работа с детскими книгами на тему: «Зарубежные сказочники»: соотнесение иллюстраций с содержанием сказок


128

20.05


Промежуточная аттестация






Раздел11. Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) (2ч.)


129

21.05


Книга как источник необходимых знаний. На примере произведения Г.А. Ладонщиков «Лучший друг»


130

22.05


Ориентировка в книге: обложка, содержание, аннотация, иллюстрация


131

26.05


Резервный урок.Работа с детскими книгами: виды книг (учебная, художественная, справочная)


131

26.05


Резервный урок.Восприятие лета в произведении И.З. Сурикова «Лето»


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.