12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Демян Клара487
От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивляется. Мария фон Эбнер-Эшенбах
Россия, Москва

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

по литературному чтению, 1 класс

Пояснительная записка

 

Рабочая программа курса «Литературное чтение» составлена на основе авторской программы Журовой Л.Е. и в соответствии с ФГОС НОО. Данная авторская программа основывается на концепции образовательной области «Филология», соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России и допущена Министерством образования РФ.

На изучение литературного чтения в 1 классе отводится 132 часа в год (33 учебные недели по 4 часа в неделю),

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом УМК «Начальная школа ХХI века»:

Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2ч. / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. - М.: Вентана – Граф, 2011.

Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.

Литературное чтение: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.

Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.

Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.

Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» -М. : Вентана – Граф, 2011.

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;

работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;

одновременная работа над языком произведения и речью детей;

сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

различение художественных и научно-популярных произведений;

формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;

освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт.

Задачи курса «Литературное чтение»:

обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

Ценностные ориентиры содержания

Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).

Результаты освоения курса

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

 

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:

понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Содержание курса

На начальном этапе (в 1 и 2 классах) используются тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.

В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.

В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания — слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).

Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого по четвертый класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

В период обучения грамоте 1 ч в неделю приводится урок литературного слушания, после обучения грамоте — 4 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работы с детскими книгами.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).

Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2–3 предложения).

Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Круг чтения

Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.

Примерная тематика – Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.

Жанровое разнообразие – Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.

Чтение: работа с информацией

Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.

Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.

Межпредметные связи:

с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;

с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);

читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;

правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);

моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).

Ученик получит возможность научиться:

понимать нравственное содержание прочитанного произведения;

высказывать суждения о произведении и поступках героев;

узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;

использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);

различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;

сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.

Ученик получит возможность научиться:

сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;

находить в тексте произведения сравнения, обращения;

находить в тексте и читать диалоги героев;

определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;

моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;

придумывать истории с героями изученных произведений;

пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

Ученик получит возможность научиться:

иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;

инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;

создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

получать информацию о героях, произведении или книге;

работать с несложными таблицами, схемами, моделями;

дополнять таблицы, схемы, модели;

сравнивать произведения по таблице.

Ученик получит возможность научиться:

находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);

дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;

находить в тексте информацию о героях произведений.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Класс 1

Количество часов

Всего 132 час. ; в неделю 4 час.

Плановых контрольных уроков 2

Административных контрольных уроков 1 ч.

Планирование составлено на основе программ Министерства образования РФ

Учебник:

Букварь: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.

Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.

Рабочие тетради:

Литературное чтение: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.

Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.

Учебно-тематическое планирование

по литературному чтению, 1 класс

( 4 час. в неделю, всего 132 час.)

УМК «Начальная школа XXI века»

п/п

Наименование разделов или глав

Всего часов

Из них

Дата

Контрольные работы

план

факт

1

2

3

4

5

6

1

Добукварный период

13

     

2

Букварный период

51

     

3

Послебукварный период

32

1

   

4

Читаем сказки, загадки, скороговорки

4

     

5

Учимся уму - разуму

8

     

6

Читаем о Родине и родной природе

9

     

7

Читаем сказки, пословицы, считалки

4

     

8

О наших друзьях - животных

8

     

9

Повторение

3

1

   

Итого:

132

2

   

Тематическое планирование курса литературное чтение

Раздел

программы

Программное

содержание

Характеристика деятельности

учащихся

1

2

3

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух фольклорных и авторских произведений. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимание их содержания.

Понятия: писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой.

Чтение вслух и молча (про себя)

Чтение вслух — слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами.

Знакомство с нормами чтения (что — [што], чтобы — [штобы], -ого — -о[ва]).

Интонация конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), интонация перечисления (по образцу).

Чтение про себя (молча) отрывков и небольших произведений.

Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое.

Работа с текстом

Текст и набор предложений.

Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

Структура текста: абзац начало и концовка текста.

Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения.

Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато.

Понятия: текст произведения, фамилия автора, заглавие, абзац, часть текста, тема (о чем произведение?), жанр (что это?).

Иллюстрации к тексту произведения: рассматривание и отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации.

Работа с текстом художественного произведения

Понимание заглавия, нравственного содержания, поступков героев. Пересказ содержания.

Выявление отношения автора к героям и их поступкам.

Работа с текстом научно-популярного произведения

Знакомство (практическое) с научно-популярным произведением: наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении.

Библиографическая культура

Знакомство с книгой и ее аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены).

Выбор книг по авторской принадлежности, жанру, теме.

Говорение (культура речевого общения)

Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведений.

Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или героях и их поступках (1–3 предложения).

Письмо (культура письменной речи)

Произведение как пример письменной речи.

Практическое знакомство с текстом-повествованием, текстом-описанием, текстом-рассуждением.

Воспринимать на слух сказку, рассказ, стихотворение.

Различать на слух произведения разных жанров (стихотворение, рассказ, сказка).

Сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности.

Группировать изученные произведения по теме и жанру, жанру и авторской принадлежности, по теме и авторской принадлежности.

Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему).

Сравнивать модели обложек.

Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога).

Читать выразительно скороговорки, загадки, потешки, сказки и рассказы по образцу (выразительное чтение учителя).

Читать по ролям небольшие сказки, рассказы, шутки.

Осваивать умение читать про себя (молча) под руководством учителя.

Отличать текст от набора предложений.

Определять абзацы и части текста.

Характеризовать текст с точки зрения структуры: абзацы, наличие диалога в тексте.

Сравнивать произведения разных тем и жанров.

Учиться пересказывать подробно и сжато по готовому плану.

Соотносить иллюстрации с эпизодами произведения.

Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения.

Оценивать поступки героев произведений с нравственно-этической точки зрения.

Высказывать свое суждение о героях и их поступках.

«Вычитывать» из текста авторскую точку зрения, объяснять свою.

Перечитывать текст и находить информацию о предметах, явлениях.

Характеризовать книгу: называть книгу (фамилию автора и заглавие), рассматривать иллюстрацию на обложке.

Определять жанр и тему.

Сравнивать модели обложек книг.

Классифицировать книги по жанру, теме, авторской принадлежности.

Находить в тексте произведения диалоги героев.

Инсценировать и читать по ролям произведения с диалогической речью.

Конструировать высказывание: (ответ) на вопрос о произведении и его содержании, о героях и их поступках.

Создавать небольшие рассказы или истории о героях изученных произведений.

Высказывать свое отношение к литературному произведению (что нравится? почему?) и обосновывать его.

Находить в произведении описания героев, предметов или явлений.

Круг чтения

Малые жанры фольклора. Народные сказки. Произведения писателей-классиков XIXXX вв. Произведения отечественных детских писателей XX в. и современных детских писателей.

Виды детских книг: художественные и научно-популярные.

Основные жанры: стихотворение, рассказ, сказка.

Темы чтения: о Родине, природе, детях, животных; юмористические произведения.

Сравнивать произведения разных жанров.

Классифицировать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности.

Сравнивать художественные произведения с научно-популярными.

Определять жанры и темы книг (если таковые обозначены).

Классифицировать книги по темам и жанрам.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка-закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой, фамилия автора, заголовок, абзац, диалог.

Осваивать литературоведческие понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора. Кратко характеризовать жанры (сказка, рассказ, стихотворение).

Использовать в речи литературоведческие понятия.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Чтение по ролям и инсценирование.

Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты).

«Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения).

Пересказ от лица одного из героев произведения.

Рассуждение о героях изученного произведения.

Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений.

Анализировать текст и распределять роли, читать выразительно роль выбранного героя (голос, мимика, жесты).

Моделировать «живые картины» к изучаемым произведениям.

Конструировать содержание описания картин к произведению или отдельным эпизодам.

Интерпретировать текст произведения: пересказ от лица одного из героев произведения.

Высказывать свою точку зрения о героях изученного произведения.

Создавать небольшие истории о героях или с героями изученных произведений.

Чтение: работа с информацией

Представление об информации и сбор информации.

Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.

Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложных таблиц информацией о произведении и книге.

Характеризовать произведение или книгу по информации, представленной в форме таблицы.

Находить необходимую информацию о предметах или явлениях в учебной, научно-популярной и справочной книгах.

Заполнять таблицы, схемы и делать вывод, переводя табличную информацию в текстовую форму (суждение, аргументация, вывод).

Календарно-тематическое планирование

п/п

Название темы урока

Кол.

час.

Дата план.

Дата факт.

 

Добукварный период

13

   

1

Введение понятия «Предложение»

1

   

2

Составление рассказа по сюжетной картинке. Обработка понятия «Предложение»

1

   

3

Развитие восприятия художественного произведения С. Дрожжин «Привет»

1

   

4

Рассказ по сюжетной картинке.

1

   

5-6

Интонационное выделение первого звука в словах

2

   

7

Развитие восприятия художественного произведения В.Белов «Родничок»

1

   

8

Звуковой анализ Слова «мак»

1

   

9

Звуковой анализ слов «сыр», «нос»

1

   

10

Рассказ по сюжетной картинке

1

   

11

Развитие восприятия художественного произведения М.Михайлов «Лесные хоромы»

1

   

12

Введение понятия «гласный звук». Обозначение звуков на схеме фишками красного цвета.

1

   

13

Введение понятий «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»

1

   
 

Букварный период

51

   

14

Знакомство с буквой «А, а»

1

   

15

Развитие восприятия художественного произведения С. Романовский «Москва»

1

   

16

Буква «Я» в начале слова. (Обозначение звуков (й) и (а)

1

   

17

Знакомство с буквой «О, о»

1

   

18

Знакомство с буквой «Ё, ё»

1

   

19

Развитие восприятия художественного произведения. В.Железников История с азбукой»

1

   

20

Знакомство с буквой «У, у»

1

   

21

Знакомство с буквой «Ю, ю»

1

   

22

Буква «Ю» в начале слова. (Обозначение звуков (й) и (у))

1

   

23

Развитие восприятия художественного произведения Л.Пантелеев «Буква «ты»

1

   

24

Знакомство с буквой «Е, е».

1

   

25

Буква «е» в начале слова в начале слова (обозначение звуков (й) и (э))

1

   

26

Знакомство с буквой «ы»

1

   

27

Развитие восприятия художественного произведения В.Сутеев «Дядя Миша»

1

   

28

Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков

1

   

29

Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающий гласный звук

1

   

30

Знакомство с буквой «М, м»

1

   

31

Развитие восприятия художественного произведения Ш.Перро «Красная шапочка»

1

   

32

Знакомство с буквой «Р, р»

1

   

33

Знакомство с буквой «Л, л»

1

   

34

Знакомство с буквой «Й, й»

1

   

35

Развитие восприятия художественного произведения. Малые жанры фольклора.

1

   

36

Знакомство с буквой «Г, г»

1

   

37

Знакомство с буквой «К, к»

1

   

38

Сопоставление звуков (г) и (к) по звонкости – глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.

1

   

39

Развитие восприятия художественного произведения М.Пришвин «Лисичкин хлеб»

1

   

40

Проверка начитанности. Знакомство с буквой «С, с»

1

   

41

Сопоставление звуков (з) и(с) по звонкости – глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.

1

   

42

Знакомство с буквой «Д, д»

1

   

43

Развитие восприятия художественного произведения Е.Благигина «Тюлюлюй»

1

   

44

Сопоставление звуков (д) и (т), по звонкости – глухости.

1

   

45

Знакомство с буквой «Б, б»

1

   

46

Знакомство с буквой «П, п»

1

   

47

Развитие восприятия художественного произведения В.Сутеев «Елка»

1

   

48

Знакомство с буквой «Ф, ф»

1

   

49

Знакомство с буквой «Ж, ж»

1

   

50

Знакомство с буквой «Ш, ш».

1

   

51

Развитие восприятия художественного произведения К.Чуковский «Муха-цокотуха»

1

   

52

Знакомство с буквой «Щ,щ»

1

   

53

Знакомство с буквой «Х, х»

1

   

54

Знакомство с буквой «Ц, ц»

1

   

55

Развитие восприятия художественного произведения А.Блок «Снег да снег»

1

   

56

Знакомство с разделительной функцией Ь. Тестирование.

1

   

57

Знакомство с особенностями «Ъ»

1

   

58

Алфавит. С.Маршак «Ты эти буквы заучи». В. Голявкин «Спрятался».

1

   

59

Развитие восприятия художественного произве-

дения. Г.Скребицкий «Пушок».

1

   

60

В.Сутеев «три котенка». А. Шибаев «Беспокойные соседки».

1

   

61

Е.Пермяк «Про нос и язык» Г.Остер «Меня нет дома».

1

   

62

А. Шибаев «На зарядку становись», «Познакомились».

1

   

63

Развитие восприятия художественного произве-

дения. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

1

   

64

Контрольный урок

1

   

65

Е.Чарушин «Как Никита играл в доктора»

1

   

66

А.Шибаев «Всегда вместе»

1

   

67

Развитие восприятия художественного произведения Русская народная сказка «Терешечка»

1

   

68

Г.Цыферов «Маленький тигр». С.Чёрный «Кто?»

1

   

69

Г.Остер «Середина сосиски», Я.Аким «Жадина»

1

   

70

Э.Успенский «Если бы был я девочкой». Украинская народная сказка «Рукавичка»

1

   

71

Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

1

   

72

Г Остер «Спускаться легче»

1

   

73

В.Сутеев «Под грибом»

1

   

74

А.Шибаев «Что за шутки». Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета»

1

   

75

Развитие восприятия художественного произведения Бр.Гримм «Заяц и еж»

1

   

76

Б.Житков «Как меня называли», А.Кушнер «Большая новость»

1

   

77

Л.Пантелеев «Как поросёнок говорить научился»

1

   

78

Е. Чарушин «Яшка». А.Кушнер «Что я узнал!»

1

   

79

Развитие восприятия художественного произведения Н.Носов «Фантазеры»

1

   

80

Ю.Дмитриев «Медвежата», Г.Снегирёв «Медвежата»

1

   

81

М.Карем «Растеряшка». В.Драгунский «Заколдованная буква»

1

   

82

Н.Носов «Ступеньки»

1

   

83

Развитие восприятия художественного произведения Е.Ильина «Шум и Шумок»

1

   

84

О.Дриз «Горячий привет» Г.Остер «Привет Мартышке»

1

   

85

Е.Чарушин «Зайчата» , Н.Сладков «Сорока и заяц», «Лиса и заяц»

1

   

86

Н.Носов «Затейники»

1

   

87

Развитие восприятия художественного произведения М.Гали «Земные краски»

1

   

88

Г.Сапгир «Людоед и принцесса, или все наоборот»

1

   

89

Д.Родари «Про мышку, которая ела кошек».

1

   

90

А.Толстой «Ёж», В.Лунин «Волк ужасно разъярен». Г.Цыферов «Зелёный заяц»

1

   

91

Развитие восприятия художественного произведения. Проверь себя.

1

   

92

В.Драгунский «Он живой и светится»

1

   

93

Русская народная сказка «Лиса и Журавль»

Н. Сладков «Лиса и мышь»

1

   

94

Г. Сапгир «Лошарик».

1

   

95

Развитие восприятия художественного произведения В.Сутеев «Кораблик»

1

   

96

В.Берестов «Картинки в лужах»

1

   
 

Литературное чтение Читаем сказки, загадки скороговорки

4

   

97

Литературные сказки. А.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок)

1

   

98

Сказки народные. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

1

   

99

Развитие восприятия художественного произведения К.Булычев «Скороговорка»

1

   

100

Литературные сказки В.Бианки «Лис и Мышонок». Загадки.

1

   
 

Учимся уму - разуму

4

   

101

Рассказы для детей К.Ушинский «Играющие собаки» Л.Н.Толстой «Косточка»

1

   

102

Рассказы о детях В.Осеева «Потерянный день», «Три товарища» И.Северянин «Ее питомцы»

1

   

103

Развитие восприятия художественного произведения В. Сутеев «Палочка-выручалочка»

1

   

104

Стихотворения для детей А.Барто «Я-лишний», Я.Аким «Мама»

1

   
 

Читаем о Родине и родной природе

4

   

105

Л. Толстой «Солнце и ветер», В. Бианки «Синичкин календарь»

1

   

106

И.Соколов-Микитов «Русский лес» (отрывок), Русская народная песня «Березонька»

1

   

107

Развитие восприятия художественного произведения Е.Трутнева «Когда это бывает?»

1

1

   

108

С.Маршак «Апрель». М.Пришвин «Лесная капель»

1

   
 

О наших друзьях - животных

4

   

109

И.Мазнин «Давайте дружить». Ю.Коваль «Бабочка»

1

   

110

С.Михалков «Аисты и лягушки», Е.Чарушин «Томкины сны»

1

   

111

Развитие восприятия художественного произведения Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

1

   

112

М.Пришвин «Ежик». Б.Заходер «Ежик»

1

   
 

Учимся уму - разуму

4

   

113

В.Осеева «Кто хозяин?», «На катке»

1

   

114

В.Голявкин «Про то, для кого Вовка учится»

Е.Пермяк «Самое страшное»

1

   

115

Развитие восприятия художественного произведения Е.Пермяк «Пичугин мост»

1

1

   

116

И.Бутман «Клоун», Е.Пермяк «Бумажный змей»

1

   
 

Читаем сказки, пословицы, считалки

4

   

117

М.Пляцковский «Урок дружбы». Пословица.

1

   

118

В.Орлов «Как малышу нашли маму»

1

   

119

Развитие восприятия художественного произве

дения Н.Саксонская «Мы с мамой»

1

1

   

120

А.Усачев «Грамотная мышка», В.Сутеев «Цыпленок и утенок»

1

   
 

О наших друзьях - животных

4

   

121

А.Барто «Жук».

1

   

122

Н.Сладков «На одном бревне». Пословицы.

1

   

123

Развитие восприятия художественного произведения Ю.Коваль «Бабочка

1

   

124

Е.Чарушин «Томка и корова». Загадка.

1

   
 

Читаем о Родине и родной природе

5

   

125

И.Соколов-Микитов «Радуга», Е.Трутнева «Эхо», И.Шевучук «Ленивое эхо»

1

   

126

И.Соколов-Микитов «Май», А.Плещеев «Травка зеленеет…»

1

   

127

Развитие восприятия художественного произве

дения Д.Биссет «Дракон Комодо»

1

   

128

Я.Тайц «Все здесь», «По ягоды», К.Чуковский «Радость»

1

   

129

Ю.Коринец «Волшебное письмо», Р.Валеева «Здравствуй, лето!»

1

   
 

Повторение

3

   

130

Комплексная контрольная работа «Проверь себя»

1

   

131

Проверка техники чтения

1

   

132

«Твоя книжная полка». Дополнительное чтение

1

   
 

Итого:

132

   

Перечень учебно-методического обеспечения:

 

Учебно-методический комплект:

Учебники:

Букварь: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.

Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.

Рабочие тетради:

Литературное чтение: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.

Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.

Методические пособия:

Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана – Граф, 2011.

Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана – Граф, 2011.

Литературное чтение: 1-4 класс: словарь-справочник «Книгочей»: электронное пособие / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана – Граф, 2011.

Литературное чтение: 1-2 класс: контрольные работы, тесты, диктанты: / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана – Граф, 2011.

Дидактические материалы:

Иллюстрации;

Портреты писателей;

Книги, произведения;

Технические средства обучения:

Учебные столы;

Магнитная доска;

Компьютер;

Мультимедийный проектор;

Экран.

Список литературы:

  1. Занимательное азбуковедение: Книга для учителя. /Составитель В.Волина – М.; Просвещение, 1991.
  2. Оморокова М.И. Учимся читать выразительно. Учебное пособие. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  3. Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  4. Писатели нашего детства: 100 имен. Биограф.слов, ч.1. – М.: Либерия, 1999 г.
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред.чл. – корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. – М.: Русский язык, 1987 г.
  6. Древнерусская литература: Книга для чтения. Составитель Е.Рогачевская. – М.: Школа – Пресс, 1993 г.
  7. Старинные русские пословицы и поговорки. /Сост. В.П.Аникина. – М.: Дет.лит., 1983 г.
  8. Русские писатели ХХ в. Биогр.слов. /Сост. И глав.ред. П.А.Николаев. – М.: Научное изд. «Большая Российская Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000 г.

Приложение

Использование ИКТ в образовательном процессе

№ п/п

Тема урока

Количество часов

1

Г.Остер «Середина сосиски», Я.Аким «Жадина»

1

2

В.Драгунский «Он живой и светится»

1

     

Использование метода проектов в образовательном процессе

№ п/п

Тема проекта

Количество часов

1

Алфавит

1

2

«Урок дружбы». Пословицы.

1

     
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.