Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса (УМК: Журова Л.Е., Евдокимова А.О.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по литературному чтению, 1 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературное чтение» составлена на основе авторской программы Журовой Л.Е. и в соответствии с ФГОС НОО. Данная авторская программа основывается на концепции образовательной области «Филология», соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России и допущена Министерством образования РФ.
На изучение литературного чтения в 1 классе отводится 132 часа в год (33 учебные недели по 4 часа в неделю),
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом УМК «Начальная школа ХХI века»:
Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2ч. / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. - М.: Вентана – Граф, 2011.
Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.
Литературное чтение: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.
Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.
Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.
Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» -М. : Вентана – Граф, 2011.
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:
сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;
одновременная работа над языком произведения и речью детей;
сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
различение художественных и научно-популярных произведений;
формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт.
Задачи курса «Литературное чтение»:
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).
Ценностные ориентиры содержания
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).
Результаты освоения курса
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
Содержание курса
На начальном этапе (в 1 и 2 классах) используются тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.
В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.
В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания — слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).
Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого по четвертый класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
В период обучения грамоте 1 ч в неделю приводится урок литературного слушания, после обучения грамоте — 4 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работы с детскими книгами.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).
Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2–3 предложения).
Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.
Примерная тематика – Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.
Жанровое разнообразие – Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.
Чтение: работа с информацией
Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.
Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.
Межпредметные связи:
с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).
Ученик получит возможность научиться:
понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
высказывать суждения о произведении и поступках героев;
узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
Ученик получит возможность научиться:
сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
находить в тексте произведения сравнения, обращения;
находить в тексте и читать диалоги героев;
определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
придумывать истории с героями изученных произведений;
пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Ученик получит возможность научиться:
иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
получать информацию о героях, произведении или книге;
работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
дополнять таблицы, схемы, модели;
сравнивать произведения по таблице.
Ученик получит возможность научиться:
находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);
дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
находить в тексте информацию о героях произведений.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Класс 1
Количество часов
Всего 132 час. ; в неделю 4 час.
Плановых контрольных уроков 2
Административных контрольных уроков 1 ч.
Планирование составлено на основе программ Министерства образования РФ
Учебник:
Букварь: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.
Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.
Рабочие тетради:
Литературное чтение: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.
Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.
Учебно-тематическое планирование
по литературному чтению, 1 класс
( 4 час. в неделю, всего 132 час.)
УМК «Начальная школа XXI века»
№ п/п |
Наименование разделов или глав |
Всего часов |
Из них |
Дата |
|||
Контрольные работы |
план |
факт |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
1 |
Добукварный период |
13 |
|||||
2 |
Букварный период |
51 |
|||||
3 |
Послебукварный период |
32 |
1 |
||||
4 |
Читаем сказки, загадки, скороговорки |
4 |
|||||
5 |
Учимся уму - разуму |
8 |
|||||
6 |
Читаем о Родине и родной природе |
9 |
|||||
7 |
Читаем сказки, пословицы, считалки |
4 |
|||||
8 |
О наших друзьях - животных |
8 |
|||||
9 |
Повторение |
3 |
1 |
||||
Итого: |
132 |
2 |
Тематическое планирование курса литературное чтение
Раздел программы |
Программное содержание |
Характеристика деятельности учащихся |
1 |
2 |
3 |
Виды речевой и читательской деятельности |
Аудирование (слушание) Восприятие на слух фольклорных и авторских произведений. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимание их содержания. Понятия: писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой. Чтение вслух и молча (про себя) Чтение вслух — слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами. Знакомство с нормами чтения (что — [што], чтобы — [штобы], -ого — -о[ва]). Интонация конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), интонация перечисления (по образцу). Чтение про себя (молча) отрывков и небольших произведений. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое. Работа с текстом Текст и набор предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Структура текста: абзац начало и концовка текста. Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения. Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато. Понятия: текст произведения, фамилия автора, заглавие, абзац, часть текста, тема (о чем произведение?), жанр (что это?). Иллюстрации к тексту произведения: рассматривание и отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации. Работа с текстом художественного произведения Понимание заглавия, нравственного содержания, поступков героев. Пересказ содержания. Выявление отношения автора к героям и их поступкам. Работа с текстом научно-популярного произведения Знакомство (практическое) с научно-популярным произведением: наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении. Библиографическая культура Знакомство с книгой и ее аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены). Выбор книг по авторской принадлежности, жанру, теме. Говорение (культура речевого общения) Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведений. Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или героях и их поступках (1–3 предложения). Письмо (культура письменной речи) Произведение как пример письменной речи. Практическое знакомство с текстом-повествованием, текстом-описанием, текстом-рассуждением. |
Воспринимать на слух сказку, рассказ, стихотворение. Различать на слух произведения разных жанров (стихотворение, рассказ, сказка). Сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности. Группировать изученные произведения по теме и жанру, жанру и авторской принадлежности, по теме и авторской принадлежности. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Сравнивать модели обложек. Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). Читать выразительно скороговорки, загадки, потешки, сказки и рассказы по образцу (выразительное чтение учителя). Читать по ролям небольшие сказки, рассказы, шутки. Осваивать умение читать про себя (молча) под руководством учителя. Отличать текст от набора предложений. Определять абзацы и части текста. Характеризовать текст с точки зрения структуры: абзацы, наличие диалога в тексте. Сравнивать произведения разных тем и жанров. Учиться пересказывать подробно и сжато по готовому плану. Соотносить иллюстрации с эпизодами произведения. Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения. Оценивать поступки героев произведений с нравственно-этической точки зрения. Высказывать свое суждение о героях и их поступках. «Вычитывать» из текста авторскую точку зрения, объяснять свою. Перечитывать текст и находить информацию о предметах, явлениях. Характеризовать книгу: называть книгу (фамилию автора и заглавие), рассматривать иллюстрацию на обложке. Определять жанр и тему. Сравнивать модели обложек книг. Классифицировать книги по жанру, теме, авторской принадлежности. Находить в тексте произведения диалоги героев. Инсценировать и читать по ролям произведения с диалогической речью. Конструировать высказывание: (ответ) на вопрос о произведении и его содержании, о героях и их поступках. Создавать небольшие рассказы или истории о героях изученных произведений. Высказывать свое отношение к литературному произведению (что нравится? почему?) и обосновывать его. Находить в произведении описания героев, предметов или явлений. |
Круг чтения |
Малые жанры фольклора. Народные сказки. Произведения писателей-классиков XIX–XX вв. Произведения отечественных детских писателей XX в. и современных детских писателей. Виды детских книг: художественные и научно-популярные. Основные жанры: стихотворение, рассказ, сказка. Темы чтения: о Родине, природе, детях, животных; юмористические произведения. |
Сравнивать произведения разных жанров. Классифицировать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности. Сравнивать художественные произведения с научно-популярными. Определять жанры и темы книг (если таковые обозначены). Классифицировать книги по темам и жанрам. |
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) |
Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка-закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой, фамилия автора, заголовок, абзац, диалог. |
Осваивать литературоведческие понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора. Кратко характеризовать жанры (сказка, рассказ, стихотворение). Использовать в речи литературоведческие понятия. |
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) |
Чтение по ролям и инсценирование. Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты). «Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения). Пересказ от лица одного из героев произведения. Рассуждение о героях изученного произведения. Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений. |
Анализировать текст и распределять роли, читать выразительно роль выбранного героя (голос, мимика, жесты). Моделировать «живые картины» к изучаемым произведениям. Конструировать содержание описания картин к произведению или отдельным эпизодам. Интерпретировать текст произведения: пересказ от лица одного из героев произведения. Высказывать свою точку зрения о героях изученного произведения. Создавать небольшие истории о героях или с героями изученных произведений. |
Чтение: работа с информацией |
Представление об информации и сбор информации. Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложных таблиц информацией о произведении и книге. |
Характеризовать произведение или книгу по информации, представленной в форме таблицы. Находить необходимую информацию о предметах или явлениях в учебной, научно-популярной и справочной книгах. Заполнять таблицы, схемы и делать вывод, переводя табличную информацию в текстовую форму (суждение, аргументация, вывод). |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Название темы урока |
Кол. час. |
Дата план. |
Дата факт. |
Добукварный период |
13 |
|||
1 |
Введение понятия «Предложение» |
1 |
||
2 |
Составление рассказа по сюжетной картинке. Обработка понятия «Предложение» |
1 |
||
3 |
Развитие восприятия художественного произведения С. Дрожжин «Привет» |
1 |
||
4 |
Рассказ по сюжетной картинке. |
1 |
||
5-6 |
Интонационное выделение первого звука в словах |
2 |
||
7 |
Развитие восприятия художественного произведения В.Белов «Родничок» |
1 |
||
8 |
Звуковой анализ Слова «мак» |
1 |
||
9 |
Звуковой анализ слов «сыр», «нос» |
1 |
||
10 |
Рассказ по сюжетной картинке |
1 |
||
11 |
Развитие восприятия художественного произведения М.Михайлов «Лесные хоромы» |
1 |
||
12 |
Введение понятия «гласный звук». Обозначение звуков на схеме фишками красного цвета. |
1 |
||
13 |
Введение понятий «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук» |
1 |
||
Букварный период |
51 |
|||
14 |
Знакомство с буквой «А, а» |
1 |
||
15 |
Развитие восприятия художественного произведения С. Романовский «Москва» |
1 |
||
16 |
Буква «Я» в начале слова. (Обозначение звуков (й) и (а) |
1 |
||
17 |
Знакомство с буквой «О, о» |
1 |
||
18 |
Знакомство с буквой «Ё, ё» |
1 |
||
19 |
Развитие восприятия художественного произведения. В.Железников История с азбукой» |
1 |
||
20 |
Знакомство с буквой «У, у» |
1 |
||
21 |
Знакомство с буквой «Ю, ю» |
1 |
||
22 |
Буква «Ю» в начале слова. (Обозначение звуков (й) и (у)) |
1 |
||
23 |
Развитие восприятия художественного произведения Л.Пантелеев «Буква «ты» |
1 |
||
24 |
Знакомство с буквой «Е, е». |
1 |
||
25 |
Буква «е» в начале слова в начале слова (обозначение звуков (й) и (э)) |
1 |
||
26 |
Знакомство с буквой «ы» |
1 |
||
27 |
Развитие восприятия художественного произведения В.Сутеев «Дядя Миша» |
1 |
||
28 |
Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков |
1 |
||
29 |
Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающий гласный звук |
1 |
||
30 |
Знакомство с буквой «М, м» |
1 |
||
31 |
Развитие восприятия художественного произведения Ш.Перро «Красная шапочка» |
1 |
||
32 |
Знакомство с буквой «Р, р» |
1 |
||
33 |
Знакомство с буквой «Л, л» |
1 |
||
34 |
Знакомство с буквой «Й, й» |
1 |
||
35 |
Развитие восприятия художественного произведения. Малые жанры фольклора. |
1 |
||
36 |
Знакомство с буквой «Г, г» |
1 |
||
37 |
Знакомство с буквой «К, к» |
1 |
||
38 |
Сопоставление звуков (г) и (к) по звонкости – глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова. |
1 |
||
39 |
Развитие восприятия художественного произведения М.Пришвин «Лисичкин хлеб» |
1 |
||
40 |
Проверка начитанности. Знакомство с буквой «С, с» |
1 |
||
41 |
Сопоставление звуков (з) и(с) по звонкости – глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова. |
1 |
||
42 |
Знакомство с буквой «Д, д» |
1 |
||
43 |
Развитие восприятия художественного произведения Е.Благигина «Тюлюлюй» |
1 |
||
44 |
Сопоставление звуков (д) и (т), по звонкости – глухости. |
1 |
||
45 |
Знакомство с буквой «Б, б» |
1 |
||
46 |
Знакомство с буквой «П, п» |
1 |
||
47 |
Развитие восприятия художественного произведения В.Сутеев «Елка» |
1 |
||
48 |
Знакомство с буквой «Ф, ф» |
1 |
||
49 |
Знакомство с буквой «Ж, ж» |
1 |
||
50 |
Знакомство с буквой «Ш, ш». |
1 |
||
51 |
Развитие восприятия художественного произведения К.Чуковский «Муха-цокотуха» |
1 |
||
52 |
Знакомство с буквой «Щ,щ» |
1 |
||
53 |
Знакомство с буквой «Х, х» |
1 |
||
54 |
Знакомство с буквой «Ц, ц» |
1 |
||
55 |
Развитие восприятия художественного произведения А.Блок «Снег да снег» |
1 |
||
56 |
Знакомство с разделительной функцией Ь. Тестирование. |
1 |
||
57 |
Знакомство с особенностями «Ъ» |
1 |
||
58 |
Алфавит. С.Маршак «Ты эти буквы заучи». В. Голявкин «Спрятался». |
1 |
||
59 |
Развитие восприятия художественного произве- дения. Г.Скребицкий «Пушок». |
1 |
||
60 |
В.Сутеев «три котенка». А. Шибаев «Беспокойные соседки». |
1 |
||
61 |
Е.Пермяк «Про нос и язык» Г.Остер «Меня нет дома». |
1 |
||
62 |
А. Шибаев «На зарядку становись», «Познакомились». |
1 |
||
63 |
Развитие восприятия художественного произве- дения. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк» |
1 |
||
64 |
Контрольный урок |
1 |
||
65 |
Е.Чарушин «Как Никита играл в доктора» |
1 |
||
66 |
А.Шибаев «Всегда вместе» |
1 |
||
67 |
Развитие восприятия художественного произведения Русская народная сказка «Терешечка» |
1 |
||
68 |
Г.Цыферов «Маленький тигр». С.Чёрный «Кто?» |
1 |
||
69 |
Г.Остер «Середина сосиски», Я.Аким «Жадина» |
1 |
||
70 |
Э.Успенский «Если бы был я девочкой». Украинская народная сказка «Рукавичка» |
1 |
||
71 |
Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» |
1 |
||
72 |
Г Остер «Спускаться легче» |
1 |
||
73 |
В.Сутеев «Под грибом» |
1 |
||
74 |
А.Шибаев «Что за шутки». Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета» |
1 |
||
75 |
Развитие восприятия художественного произведения Бр.Гримм «Заяц и еж» |
1 |
||
76 |
Б.Житков «Как меня называли», А.Кушнер «Большая новость» |
1 |
||
77 |
Л.Пантелеев «Как поросёнок говорить научился» |
1 |
||
78 |
Е. Чарушин «Яшка». А.Кушнер «Что я узнал!» |
1 |
||
79 |
Развитие восприятия художественного произведения Н.Носов «Фантазеры» |
1 |
||
80 |
Ю.Дмитриев «Медвежата», Г.Снегирёв «Медвежата» |
1 |
||
81 |
М.Карем «Растеряшка». В.Драгунский «Заколдованная буква» |
1 |
||
82 |
Н.Носов «Ступеньки» |
1 |
||
83 |
Развитие восприятия художественного произведения Е.Ильина «Шум и Шумок» |
1 |
||
84 |
О.Дриз «Горячий привет» Г.Остер «Привет Мартышке» |
1 |
||
85 |
Е.Чарушин «Зайчата» , Н.Сладков «Сорока и заяц», «Лиса и заяц» |
1 |
||
86 |
Н.Носов «Затейники» |
1 |
||
87 |
Развитие восприятия художественного произведения М.Гали «Земные краски» |
1 |
||
88 |
Г.Сапгир «Людоед и принцесса, или все наоборот» |
1 |
||
89 |
Д.Родари «Про мышку, которая ела кошек». |
1 |
||
90 |
А.Толстой «Ёж», В.Лунин «Волк ужасно разъярен». Г.Цыферов «Зелёный заяц» |
1 |
||
91 |
Развитие восприятия художественного произведения. Проверь себя. |
1 |
||
92 |
В.Драгунский «Он живой и светится» |
1 |
||
93 |
Русская народная сказка «Лиса и Журавль» Н. Сладков «Лиса и мышь» |
1 |
||
94 |
Г. Сапгир «Лошарик». |
1 |
||
95 |
Развитие восприятия художественного произведения В.Сутеев «Кораблик» |
1 |
||
96 |
В.Берестов «Картинки в лужах» |
1 |
||
Литературное чтение Читаем сказки, загадки скороговорки |
4 |
|||
97 |
Литературные сказки. А.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок) |
1 |
||
98 |
Сказки народные. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» |
1 |
||
99 |
Развитие восприятия художественного произведения К.Булычев «Скороговорка» |
1 |
||
100 |
Литературные сказки В.Бианки «Лис и Мышонок». Загадки. |
1 |
||
Учимся уму - разуму |
4 |
|||
101 |
Рассказы для детей К.Ушинский «Играющие собаки» Л.Н.Толстой «Косточка» |
1 |
||
102 |
Рассказы о детях В.Осеева «Потерянный день», «Три товарища» И.Северянин «Ее питомцы» |
1 |
||
103 |
Развитие восприятия художественного произведения В. Сутеев «Палочка-выручалочка» |
1 |
||
104 |
Стихотворения для детей А.Барто «Я-лишний», Я.Аким «Мама» |
1 |
||
Читаем о Родине и родной природе |
4 |
|||
105 |
Л. Толстой «Солнце и ветер», В. Бианки «Синичкин календарь» |
1 |
||
106 |
И.Соколов-Микитов «Русский лес» (отрывок), Русская народная песня «Березонька» |
1 |
||
107 |
Развитие восприятия художественного произведения Е.Трутнева «Когда это бывает?» |
1 1 |
||
108 |
С.Маршак «Апрель». М.Пришвин «Лесная капель» |
1 |
||
О наших друзьях - животных |
4 |
|||
109 |
И.Мазнин «Давайте дружить». Ю.Коваль «Бабочка» |
1 |
||
110 |
С.Михалков «Аисты и лягушки», Е.Чарушин «Томкины сны» |
1 |
||
111 |
Развитие восприятия художественного произведения Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» |
1 1 |
||
112 |
М.Пришвин «Ежик». Б.Заходер «Ежик» |
1 |
||
Учимся уму - разуму |
4 |
|||
113 |
В.Осеева «Кто хозяин?», «На катке» |
1 |
||
114 |
В.Голявкин «Про то, для кого Вовка учится» Е.Пермяк «Самое страшное» |
1 |
||
115 |
Развитие восприятия художественного произведения Е.Пермяк «Пичугин мост» |
1 1 |
||
116 |
И.Бутман «Клоун», Е.Пермяк «Бумажный змей» |
1 |
||
Читаем сказки, пословицы, считалки |
4 |
|||
117 |
М.Пляцковский «Урок дружбы». Пословица. |
1 |
||
118 |
В.Орлов «Как малышу нашли маму» |
1 |
||
119 |
Развитие восприятия художественного произве дения Н.Саксонская «Мы с мамой» |
1 1 |
||
120 |
А.Усачев «Грамотная мышка», В.Сутеев «Цыпленок и утенок» |
1 |
||
О наших друзьях - животных |
4 |
|||
121 |
А.Барто «Жук». |
1 |
||
122 |
Н.Сладков «На одном бревне». Пословицы. |
1 |
||
123 |
Развитие восприятия художественного произведения Ю.Коваль «Бабочка |
1 |
||
124 |
Е.Чарушин «Томка и корова». Загадка. |
1 |
||
Читаем о Родине и родной природе |
5 |
|||
125 |
И.Соколов-Микитов «Радуга», Е.Трутнева «Эхо», И.Шевучук «Ленивое эхо» |
1 |
||
126 |
И.Соколов-Микитов «Май», А.Плещеев «Травка зеленеет…» |
1 |
||
127 |
Развитие восприятия художественного произве дения Д.Биссет «Дракон Комодо» |
1 |
||
128 |
Я.Тайц «Все здесь», «По ягоды», К.Чуковский «Радость» |
1 |
||
129 |
Ю.Коринец «Волшебное письмо», Р.Валеева «Здравствуй, лето!» |
1 |
||
Повторение |
3 |
|||
130 |
Комплексная контрольная работа «Проверь себя» |
1 |
||
131 |
Проверка техники чтения |
1 |
||
132 |
«Твоя книжная полка». Дополнительное чтение |
1 |
||
Итого: |
132 |
Перечень учебно-методического обеспечения:
Учебно-методический комплект:
Учебники:
Букварь: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.
Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.
Рабочие тетради:
Литературное чтение: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.
Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.
Методические пособия:
Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана – Граф, 2011.
Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана – Граф, 2011.
Литературное чтение: 1-4 класс: словарь-справочник «Книгочей»: электронное пособие / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана – Граф, 2011.
Литературное чтение: 1-2 класс: контрольные работы, тесты, диктанты: / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана – Граф, 2011.
Дидактические материалы:
Иллюстрации;
Портреты писателей;
Книги, произведения;
Технические средства обучения:
Учебные столы;
Магнитная доска;
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Экран.
Список литературы:
- Занимательное азбуко ведение: Книга для учителя. /Составитель В.Волина – М.; Просвещение, 1991.
- Оморокова М.И. Учимся читать выразительно. Учебное пособие. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Писатели нашего детства: 100 имен. Биограф.слов, ч.1. – М.: Либерия, 1999 г.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред.чл. – корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. – М.: Русский язык, 1987 г.
- Древнерусская литература: Книга для чтения. Составитель Е.Рогачевская. – М.: Школа – Пресс, 1993 г.
- Старинные русские пословицы и поговорки. /Сост. В.П.Аникина. – М.: Дет.лит., 1983 г.
- Русские писатели ХХ в. Би огр.слов. /Сост. И глав.ред. П.А.Николаев. – М.: Научное изд. «Большая Российская Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000 г.
Приложение
Использование ИКТ в образовательном процессе
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
1 |
Г.Остер «Середина сосиски», Я.Аким «Жадина» |
1 |
2 |
В.Драгунский «Он живой и светится» |
1 |
Использование метода проектов в образовательном процессе
№ п/п |
Тема проекта |
Количество часов |
1 |
Алфавит |
1 |
2 |
«Урок дружбы». Пословицы. |
1 |