12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Бидаева Надежда Петровна20

​​​​​​​


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе примерной учебной программы по литературному чтению Л.Ф.Климановой (Сборник примерных учебных программ для начальной общеобразовательной школы (программа «Школа России»). / Под редакцией А.А. Плешакова. Пособие для учителя. - М.: ЭКЗАМЕН, 2012.)


Рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Программа по литературному чтению составлена для обучающихся 3 класса общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов, занимающегося по УМК «Школа России» по учебнику Л.Ф.Климановой.

Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Данный курс имеет особую цель — ввести ученика в мир литературного чтения посредством первичного знакомства с текстом произведения, создать условия для разворачивания читательской деятельности на базе интенсивного совершенствования синтагматического чтения через открытие способов понимания текста.

Учебно-методический комплект «Школа России» представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеющее полное программно-методическое обеспечение. В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. Авторы учебников взяли на вооружение всё лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, доказало свою доступность для учащихся начальной школы, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребёнка. Учебники имеют гриф «Допущено» или «Рекомендовано» Министерством образования Российской Федерации. Все программы приведены в соответствие с ФГОС.

Учебно-методический комплект

Литературное чтение. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, в 2 частях/ Л.Ф.Климанова М: Просвещение, 2013 год


Количество контрольных и практических работ


Виды работ

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Тест

3

3

4

3

13

Проверка техники чтения

1

1

1

1

4

Итоговая диагностическая работа

-

-

-

1

1


Планируемые предметные результаты


Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.



Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Содержание тем учебного курса


Самое великое чудо на свете

Рукописные книги древней Руси.  Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество

      Русские народные песни.  Докучные сказки.
      Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь

      1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».

Великие русские писатели

      1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». 

Поэтическая тетрадь  

      1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Литературные сказки

      1. Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Были и небылицы

      1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».

Поэтическая тетрадь

      1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».

Люби живое




      1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь  

      1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке - наберешь кузовок

      1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»

      1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».

Зарубежная литература

      «Храбрый Персей».  Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».



Содержание учебного предмета


Кол-во часов

Тема (название раздела)

1

1

Вводный урок по курсу литературное чтение.

2

14

Самое великое чудо на свете.

3

8

Поэтическая тетрадь 1.

4

17

Великие русские писатели.

5

5

Поэтическая тетрадь 2.

6

7

Литературные сказки

7

9

Были-небылицы

8

4

Поэтическая тетрадь 1

9

13

Люби живое

10

5

Поэтическая тетрадь 2

11

9

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

12

4

По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки»

13

6

Зарубежная литература

Итого

102









Тематическое планирование

п/п

Количество

часов

Тема



Вводный урок по курсу литературное чтение (1ч.)



1

Вводный урок. Знакомство с учебником по литературному чтению, системой условных обозначений. Содержание условных обозначений. Словарь.



Самое великое чудо на свете (14 ч.)



1

Игра «Самое великое чудо на свете»



1

Рукописные книги Древней Руси.



1

Первопечатник Иван Федоров.



1

Проверка техники чтения.



1

Урок-путешествие в прошлое.



1

Устное народное творчество. Русские народные песни.



1

Докучные сказки.



1

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».



1

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».



1

«Иван-царевич и серый волк»



1

«Иван-царевич и серый волк»



1

«Сивка-бурка»



1

«Сивка-бурка»



1

Урок-КВН (обобщающий урок по теме)



Поэтическая тетрадь 1 (8 ч.)



1

Как научиться читать стихи. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»



1

Ф.И. Тютчев «Листья»



1

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». «Зреет рожь над жаркой нивой…»



1

И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Утро».



1

И. Никитин «Встреча зимы»



1

И. Суриков «Детство»



1

И. Суриков «Зима»



1

Урок-путешествие в Литературную страну (обобщающий урок)



Великие русские писатели (17 ч.)



1

А.С. Пушкин. Стихи.



1

А.С. Пушкин. Стихи.



1

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди»



1

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди»



1

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди»



1

И.А. Крылов «Мартышка и очки»



1

И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»



1

И.А. Крылов «Ворона и Лисица»



1

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»



1

М.Ю. Лермонтов «Утес»



1

М.Ю. Лермонтов «Осень»



1

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)



1

Л.Н. Толстой «Акула»



1

Л.Н. Толстой «Прыжок»



1

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»



1

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»



1

Литературный праздник обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»



Поэтическая тетрадь 2 (5 ч.)



1

Н.А. Некрасов «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором…»



1

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»



1

К.Д. Бальмонт «Золотое слово»



1

И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник и дороги»



1

Развивающий час (урок-обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2»)



Литературные сказки (7 ч.)



1

Д. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Аленушкиным сказкам»»



1

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»



1

В. Гаршин «Лягушка-путешественница»



1

В. Гаршин «Лягушка-путешественница»



1

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»



1

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»



1

Урок-КВН (обобщающий урок по первой части учебника)



Были-небылицы (9 ч.)



1

М. Горький «Случай с Евсейкой»



1

М. Горький «Случай с Евсейкой»



1

К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»



1

К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»



1

К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»



1

А. Куприн «Слон»



1

А. Куприн «Слон»



1

А. Куприн «Слон»



1

Урок-путешествие по былям-небылицам



Поэтическая тетрадь 1 (4 ч.)



1

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон»



1

А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»



1

С. Есенин «Черёмуха»



1

Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1»



Люби живое (13 ч.)



1

М. Пришвин «Моя Родина»



1

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»



1

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»



1

В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»



1

В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»



1

В. Бианки «Мышонок Пик»



1

В. Бианки «Мышонок Пик»



1

Б.С. Житков «Про обезьянку»



1

Б.С. Житков «Про обезьянку»



1

В.Л. Друров «Наша Жучка»



1

В.П. Астафьев «Капалуха»



1

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»



1

Урок-конференция «Земля – наш дом родной» (обобщающий урок)



Поэтическая тетрадь 2 (5 ч.)



1

С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»



1

А. Барто «Разлука», «В театре»



1

С.В. Михалков «Если»



1

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок»



1

Урок «Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу)



Собирай по ягодке – наберешь кузовок (9 ч.)



1

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»



1

А.П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»



1

А.П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»



1

М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»



1

М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»



1

Н. Носов «Федина задача»



1

Н. Носов «Телефон» (1 час из резерва)



1

В.Ю. Драгунский «Друг детства»



1

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»



По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки» (4 ч.)



1

Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»



1

Г. Остер «Вредные советы», Г. Остер «Как получаются легенды»



1

Р. Сеф «Веселые стихи»



1

Читательская конференция (обобщающий урок)



Зарубежная литература (6 ч.)



1

Мифы Древней Греции



1

Мифы Древней Греции



1

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»



1

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»



1

Развивающий час по теме «Зарубежная литература» (резервный урок)



1

Брейн-ринг (обобщающий урок за курс 3-го класса)



Резерв – 2 часа





Критерии оценивания по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);

умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение. При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов. Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.). Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во 2-4 классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме того, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80-85% в четвертом классе).

Нормы техники чтения

Класс

Входной контроль

1 полугодие

2 полугодие

1

-

-

25-30

2

25-30(40)

30-40 (50 -60)

45-50 (60-70)

3

45-50 (60-70)

55-60 (70-80)

65-70 (85-90)

4

65-70 (85-90)

70 - 75 (100- 105)

80-90 (115- 120)


Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

- неправильная постановка ударений (более двух);

- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

- неумение выделить основную мысль прочитанного;

- неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении; - нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

- не более двух неправильных ударений;

- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

- неточности при формулировке основной мысли произведения;

- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Особенности организации контроля по чтению

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса:

чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы.

Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.

Устные ответы

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературному чтению. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1.Полнота и правильность ответа;

2.Степень осознанности, понимания изученного;

3.Языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1.Полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий (ученик может допустить 1-2 ошибки, которые сам же исправляет и 1-2 недочѐта в последовательности и языковом оформлении излагаемого); 2.Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3.Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1.Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2.Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3.Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка 2 отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


Чтение наизусть

Оценка "5" - твердо, без подсказок (ученик может воспользоваться 1 подсказкой), знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.


Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям


Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова

2. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям


Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. (Ученик может допустить 1-2 ошибки, неточности, но сам исправляет их) Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.


Тесты (Диагностические работы)

(Выполнение каждого задания фиксируется учителем в процентном отношении, потом общее число суммируется и делится на количество заданий. Таким образом, учитель получает итоговый результат, который переводит в оценку:

Оценка «5» - ученик набрал 90 -100%;

Оценка «4» - ученик набрал 89 – 70%;

Оценка «3» - ученик набрал 69 – 50%;

Оценка «2» - ученик набрал 49 – 30%;

Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения. Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценить по сумме верных ответов. «5» - если все задания выполнены верно; «4» - если выполнено не менее ¾ всех заданий; «3» - если выполнено не менее ½ всех заданий; «2» - если выполнено менее 1/2 всех заданий.

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению в 3-м классе

Тест №1 по разделу «Самое великое чудо на свете»

1. Закончи загадку: «Языка не имеет, а у кого побывает, тот …»

а) самый умный;

б) много знает;

в) расширяет свой кругозор.

2. Что не относится к рукописной книге.

а) переплёты отделаны золотом и драгоценными камнями;

б) расписная начальная буква каждого абзаца;

в) книга большая и тяжелая;

г) книга напечатана в типографии.

3. Древние рукописные книги писали на

а) бумаге;

б) пергаменте;

в) бересте;

г) глиняных табличках.

4. Что такое летопись?

а) рассказывалось о важных событиях из истории Древней Руси;

б) сказки о Древней Руси;

в) былины;

г) рассказы о жизни святых.

5. Рукописные книги писали

а) ученые;

б) знатные и богатые люди;

в) монахи;

г) любой, кто умел писать.

6. Когда научились печатать книги?

а) в начале XV века;

б) в середине XV века;

в) в конце XV века;

г) в XX веке.

7. При каком царе напечатали первую книгу?

а) при Иване Калите;

б) при Иване Красном;

в) при Иване Грозном;

г) при Юрии Долгоруком.

8. Друкарь – это …

а) глупый человек;

б) книгопечатник;

в) переписчик книг;

г) мастеровой.

9. Как звали первопечатника?

а) Иван Калита;

б) Иван Красный;

в) Иван Грозный;

г) Иван Фёдоров.

10. Почему книга «самое великое чудо на свете»?

а) дорого стоит;

б) редкость;

в) красочная;

г) книга рассказывает нам о необычных случаях жизни, приключениях, исторических событиях, странах…

























Тест №2 по разделу «Устное народное творчество»

1. Что не относится к устному народному творчеству?

а) потешка;

б) поговорка;

а) пестушка;

в) роман.

2. Определи зачин.

а) «жили-были…»

б) «стали они жить-поживать…»

в) «я там был…»

г) «конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»

3. Определи концовку сказки.

а) «за тридевять земель…»

б) «я там был мёд-пиво пил…»

в) «конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»

г) «жили-были»

4. Определи, к какому виду сказок относится сказка «Сивка-Бурка».

а) волшебная;

б) о животных;

в) бытовая.

5. Что не является волшебным предметом в русской народной сказке?

а) шапка-невидимка;

б) игрушка-погремушка;

в) сапоги-скороходы;

г) скатерть-самобранка.

6. Что такое пословица?

а) это рифмованное предложение;

б) повествовательное предложение;

в) маленькое народное произведение;

г) словосочетание.

7. Найди продолжение пословицы: «Была бы охота – …»

а) будет ладиться работа;

б) гуляй смело;

в) сам себя губит.

8. К какому жанру устного народного творчества относятся эти строчки: «Солнышко, покажись, Красное, нарядись!...»

а) песенки-заклички;

б) докучные сказки;

в) потешки;

г) скороговорки.

9. Кто из перечисленных художников не является иллюстратором к русским народным сказкам?

а) В. Васнецов;

б) И. Билибин;

в) И. Айвазовский







































Тест №3. «Поэтическая тетрадь №1»

1. Кто автор строк:

«Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
 
На сучьях гостим».

а) Ф.И. Тютчев

б) А. А. Фет

в) И. С. Никитин

г) И. З. Суриков

2. Кто автор строк:

«Весело текли вы, 
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда».

а) Ф.И. Тютчев

б) А. А. Фет

в) И. С. Никитин

г) И. З. Суриков

3. Кто автор строк:

«Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы».

а) Ф.И. Тютчев

б) А. А. Фет

в) И. С. Никитин

г) И. З. Суриков

4. Кто автор строк:

«Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям».

а) Ф.И. Тютчев

б) А. А. Фет

в) И. С. Никитин

г) И. З. Суриков

5. Укажи фамилию поэта, чьё имя Иван Захарович.

а) Тютчев

б) Фет

в) Никитин

г) Суриков

6. Укажи фамилию поэта, чьё имя Афанасий Афанасьевич.

а) Тютчев

б) Фет

в) Никитин

г) Суриков

7. Укажи фамилию поэта, чьё имя Фёдор Иванович.

а) Тютчев

б) Фет

в) Никитин

г) Суриков

8. Укажи фамилию поэта, чьё имя Иван Саввич.

а) Тютчев

б) Фет

в) Никитин

г) Суриков

9. Как называются выразительные слова, которые помогают описать предмет, явление, людей, животных?

а) ритм

б) рифма

в) сравнение

г) эпитет

Тест №4 по теме «Великие русские писатели»

1. Укажи фамилию писателя, чьё имя Александр Сергеевич.

а) Пушкин

б) Лермонтов

в) Крылов

г) Толстой

2. Укажи фамилию писателя, чьё имя Лев Николаевич.

а) Пушкин

б) Лермонтов

в) Крылов

г) Толстой

3. Укажи фамилию писателя, чьё имя Иван Андреевич.

а) Пушкин

а) Лермонтов

в) Крылов

г) Толстой

4. Укажи фамилию писателя, чьё имя Михаил Юрьевич.

а) Пушкин

б) Лермонтов

в) Крылов

г) Толстой

5. Какой поэт родился, когда «… по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I. … и вошёл в жизнь празднично».

а) А. С. Пушкин

б) М. Ю. Лермонтов

в) И. А. Крылов

г) Ф. И. Тютчев

6. О каком писателе говорится: «… был очень старательным и любознательным ребёнком. Он без помощи учителей овладел русским языком и математикой, учил французский и итальянский языки».

а) А. С. Пушкин

б) М. Ю. Лермонтов

в) И. А. Крылов

г) А. А. Фет

7. Кто из поэтов, «когда был маленький, часто говорил в рифму»?

а) А. С. Пушкин

б) М. Ю. Лермонтов

в) И. А. Крылов

г) И. З. Суриков

8. В каких жанрах говорится о недостатках людей не прямо, а иносказательно?

а) стихотворение

б) былина

в) басня

г) сказка

9. Кто из писателей создал школу для крестьянских детей и учил их грамоте, счёту, письму и чтению?

а) А. С. Пушкин

б) М. Ю. Лермонтов

в) И. А. Крылов

г) Л. Н. Толстой

10. Кто из писателей «прожил совсем немного лет – двадцать семь»?

а) А. С. Пушкин

б) М. Ю. Лермонтов

в) И. А. Крылов

г) Л. Н. Толстой

Тест №5 по разделу «Поэтическая тетрадь 2»

1. О каком писателе говорили современники: «Это был человек мягкий. Добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой, не заботящийся о завтрашнем дне, когда сегодня надо помочь другому»?

а) Н. А. Некрасове

б) К. Д. Бальмонте

в) И. А. Бунине

г) М. Ю. Лермонтове

2. Какое из стихотворений Некрасова похоже на сказку?

а) «Славная осень! Здоровый, ядрёный…»

б) «Не ветер бушует над бором»

в) «Дедушка Мазай и зайцы»

3. Кому из поэтов принадлежат строчки:

«…Есть в полях моей родины скромные
Сёстры и братья заморских цветов…»

а) Н. А. Некрасов

б) К. Д. Бальмонт

в) И. А. Бунин

г) М. Ю. Лермонтов

4.  Кому из поэтов принадлежат строчки:

«…Там, где не достала, - лютик золотой,
Жёлтый одуванчик, - будет и седой…»

а) Н. А. Некрасов

б) К. Д. Бальмонт

в) И. А. Бунин

г) М. Ю. Лермонтов

5. Кому из поэтов принадлежат строчки:

«…Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?...»

а) Н. А. Некрасов

б) К. Д. Бальмонт

в) И. А. Бунин

г) М. Ю. Лермонтов

Тест №6 по разделу «Литературные сказки»

1. Кто сочиняет литературные сказки?

а) сочиняют авторы;

б) создаются народом

2. К кому из героев прочитанных сказок можно отнести пословицу «Терпение и труд всё перетрут»?

а) храбрый заяц

б) лягушка

в) Рукодельница

г) Ленивица

3. К кому из героев прочитанных сказок можно отнести пословицу «Смелый приступ – половина победы»

а) храбрый заяц

б) лягушка

в) Рукодельница

г) Ленивица

4. Кто является автором книги «Алёнушкины сказки»?

а) Д. Н. Мамин-Сибиряк

б) В. М. Гаршин

в) В. Ф. Одоевский

г) Л. Н. Толстой

5. Назови автора сказки «Мороз Иванович»

а) Д. Н. Мамин-Сибиряк

б) В. М. Гаршин

в) В. Ф. Одоевский

г) Л. Н. Толстой

6. Назови автора сказки «Лягушка-путешественница»

а) Д. Н. Мамин-Сибиряк

б) В. М. Гаршин

в) В. Ф. Одоевский

г) Л. Н. Толстой

7. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки Гаршина? Выбери правильный ответ:

а) лягушки не умеют летать;

б) прутик, на котором держалась лягушка, оказался непрочным;

в) из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

8. Кому из сказочных героев принадлежат эти слова: «Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я… я… я…»?

а) заяц

б) лягушка-путешественница

в) Рукодельница

г) Ленивица

9. Кому из сказочных героев принадлежат эти слова: «Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твоё ведёрко, а в ведёрко я всыпал целую горсть серебряных пятачков…»?

а) заяц

б) лягушка-путешественница

в) Рукодельница

г) Ленивица

10. Кому из сказочных героев принадлежат эти слова: «Я заехала к вам посмотреть, как вы живёте… Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила»?

а) заяц

б) лягушка-путешественница

в) Рукодельница

г) Ленивица

Тест №7. «Были-небылицы»

1. Определи к какому виду относятся сказки из этого раздела.

А) народные сказки

Б) авторские сказки

2. С кем из морских жителей вёл беседу Евсейка?

А) с огромной рыбой в сизо-серебряной чешуе;

Б) с морской звездой;

В) с морской черепахой;

Г) с раком отшельником.

3. Найдите морское животное, которого нет в сказке «Случай с Евсейкой»

А) краб

Б) голотурия

В) креветки

Г) кит

4. Найди среди названий птиц, то слово, которое не встречалось в рассказе «Растрёпанный воробей»:

А) ворона

Б) сорока

В) воробей

5. Сколько лет было Наде в рассказе А. И. Куприна «Слон»?

А) 5 ; Б) 6; В) 7; Г) 8.

6. На каком этаже жила девочка Надя?

А) 1-ом ; Б) 2-ом; В) 3-ем; Г) 4-ом.

7. Какой формы был торт, который купили для слона?

А) круглый

Б) овальный

В) квадратный

Г) прямоугольный

8. Укажи автора произведения.

«… Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нём грубая, в тяжёлых складках. …»

А) М. Горький

Б) К. Паустовский

В) А. Куприн

Г) В. Гаршин

9. Укажи автора произведения.

« - От маленькой радости смеются, - ответила мама, - а от большой – плачут. А теперь спи!»

А) М. Горький

Б) К. Паустовский

В) А. Куприн

Г) В. Гаршин

10. Укажи автора произведения.

«Ползёт, не торопясь, алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб;…»

А) М. Горький

Б) К. Паустовский

В) А. Куприн

Г) В. Гаршин

Тест №8. «Поэтическая тетрадь 1» (ч. 2)

1. Как ты думаешь, что общего в стихотворениях С. Черного, А. Блока, С. Есенина? Выбери правильный ответ.

А) много интересной информации;

Б) поэты любят Родину, природу;

В) стихи красиво написаны.

2. Кто автор стихотворения:

«Что ты тискаешь утёнка?
Он малыш, а ты – большой»?

А) С. Черный

Б) А. Блок

В) С. Есенин

Г) К. Бальмонт

3. Кто автор стихотворения:

«Слоник, слоник, настоящий слон живой, – 
Отчего ты всё качаешь головой?»

А) С. Черный

Б) А. Блок

В) С. Есенин

Г) К. Бальмонт

4. Кто автор стихотворения:

«Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…»?

А) С. Черный

Б) А. Блок

В) С. Есенин

Г) К. Бальмонт

5. Кто автор стихотворения:

« Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
 
Что кудри, завила»?

А) С. Черный

Б) А. Блок

В) С. Есенин

Г) К. Бальмонт

Тест №9. «Люби живое»

1. Что объединяет произведения этого раздела?

А) реальные события;

Б) вымышленные события

2. Как называется рассказ, который начинается со слов: «Ребята пускали по реке кораблики»?

А) «Листопадничек»

Б) «Капалуха»

В) «Мышонок Пик»

Г) «Наша Жучка»

3. Как называется рассказ, который начинается со слов: «Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка»?

А) «Листопадничек»

Б) «Малька провинилась»

В) «Про обезьянку»

Г) «Наша Жучка»

4. Как называется рассказ, который начинается со слов: «Осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три маленьких зайчонка»?

А) «Листопадничек»

Б) «Капалуха»

В) «Мышонок Пик»

Г) «Ещё про Мальку»

5. По опорным словам отгадайте название рассказа: ЯШКА, КАШТАН, ЮХИМЕНКО.

А) «Листопадничек»

Б) «Малька провинилась»

В) «Про обезьянку»

Г) «Наша Жучка»

6. По опорным словам отгадайте название рассказа: ЗАЙЧИК, БОБР, ВЫДРА.

А) «Листопадничек»

Б) «Малька провинилась»

В) «Про обезьянку»

Г) «Наша Жучка»

7. По опорным словам отгадайте название рассказа: МЫШЬ, РЕБЯТА, ЩУКА, ЧАЙКИ.

А) «Листопадничек»

Б) «Капалуха»

В) «Мышонок Пик»

Г) «Ещё про Мальку»

8. По опорным словам отгадайте название рассказа: СОБАКА, ХОЗЯЙКА, ЩЕНКИ.

А) «Листопадничек»

Б) «Малька провинилась»

В) «Про обезьянку»

Г) «Наша Жучка»

9. Кольцо из каких грибов называют «ведьмин круг»?

А) из мухоморов

Б) из бледных поганок

В) из сыроежек

Г) из опят

10. Любимое лакомство Яшки из рассказа Б. Житкова «Про обезьянку»

А) конфеты

Б) мармелад

В) бананы

Г) сахар

Тест №10. «Поэтическая тетрадь 2» (ч. 2)

1. Кто автор строк:

«В лесу над росистой поляной
Кукушка встречает рассвет.
В тиши её голос стеклянный
Звучит, как вопрос и ответ»?

А) С. Я. Маршак

Б) А. Л. Барто

В) Е. А. Благинина

Г) С. В. Михалков

2. Кто автор строк:

«Когда мне было 
Восемь лет,
 
Я пошла
Смотреть балет»?

А) С. Я. Маршак

Б) А. Л. Барто

В) Е. А. Благинина

Г) С. В. Михалков

3. Кто автор строк:

«Мы сидим и смотрим в окна.
Тучи по небу летят.
На дворе собаки мокнут,
 
Даже лаять не хотят»?

А) С. Я. Маршак

Б) А. Л. Барто

В) Е. А. Благинина

Г) С. В. Михалков

4. Кто автор строк:

«Я нашла в саду котёнка.
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал»?

А) С. Я. Маршак

Б) А. Л. Барто

В) Е. А. Благинина

Г) С. В. Михалков

5. В каком стихотворении есть такие строки:

«И звучат печально гаммы
В нашей комнате без мамы»?

А) «Гроза днём»

Б) «Если»

В) «Разлука»

Г) «Кукушка»

6.  В каком стихотворении есть такие строки:

«По небу голубому 
Проехал грохот грома,
И снова всё молчит»?

А) «Гроза днём»

Б) «Если»

В) «Разлука»

Г) «Кукушка»

7. В каком стихотворении есть такие строки:

«Чуть пахнет перегретой смолкой…
Лицо подставив ветерку,
Лежу, блаженствую под ёлкой
И слушаю: «Ку-ку, ку-ку!»?

А) «Гроза днём»

Б) «Если»

В) «Разлука»

Г) «Кукушка»

Тест №11. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

1. Отгадай, из какого произведения эти предметы: КИСТИ, КРАСКИ, ДЕРЕВЯННЫЕ ДОЩЕЧКИ.

А) Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Б) А. П. Платонов «Цветок на земле»

В) А. П. Платонов «Ещё мама»

Г) М. М. Зощенко «Золотые слова»

2. Отгадай, из какого произведения эти предметы: СТАКАН С ЛОЖКОЙ.

А) Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Б) А. П. Платонов «Цветок на земле»

В) А. П. Платонов «Ещё мама»

Г) М. М. Зощенко «Золотые слова»

3. Отгадай, из какого произведения эти предметы: ЦВЕТОК.

А) Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Б) А. П. Платонов «Цветок на земле»

В) А. П. Платонов «Ещё мама»

Г) М. М. Зощенко «Золотые слова»

4. Отгадай, из какого произведения эти предметы: ХЛЕБ, ФОНАРЬ, УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО.

А) Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Б) М. М. Зощенко «Золотые слова»

В) М. М. Зощенко «Великие путешественники»

Г) Н. Н. Носов «Федина задача»

5. Отгадай, из какого произведения эти предметы: УЧЕБНИК МАТЕМАТИКИ, РАДИО.

А) Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Б) М. М. Зощенко «Золотые слова»

В) М. М. Зощенко «Великие путешественники»

Г) Н. Н. Носов «Федина задача»

6. Отгадай, из какого произведения эти предметы: ИГРУШЕЧНЫЙ ТЕЛЕФОН.

А) Н. Н. Носов «Телефон»

Б) М. М. Зощенко «Золотые слова»

В) М. М. Зощенко «Великие путешественники»

Г) Н. Н. Носов «Федина задача»

7. Какого героя нет в рассказах Н. Н. Носова?

А) Федя

Б) Мишка

В) Гриша

8. О чём не упоминалось в задаче из рассказа Н. Н. Носова «Федина задача»?

А) рожь

Б) пшеница

В) мука

9. Кто не родственник в рассказе М. М. Зощенко «Великие путешественники»

А) Стёпка

Б) Лёля

В) Минька

10. Какое слово не синоним остальных слов?

А) тараторить

Б) болтать

В) путать

Тест №12. «По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки»

1. Какой журнал не детский?

А) «Мурзилка»

Б) «Крестьянка»

В) «Весёлые картинки»

Г) «Трамвай»

2. В каком году был основан журнал «Мурзилка»

А) в 1922

Б) в 1923

В) в 1924

Г) в 1925

3. В каком году был издан журнал «Весёлые картинки»

А) в 1946

Б) в 1956

В) в 1966

Г) в 1976

4. Чем журнал отличается от книги?

А) есть картинки

Б) есть обложка

В) есть тексты с продолжением

5. Кто из писателей в юмористической форме рассказывал в своих произведениях, как не надо поступать?

А) Г. Остер

Б) Р. Сеф

В) Ю. Ермолаев

Г) Н. Носов

6. Его пьесы поставлены более чем в 30-ти театрах, среди них «Емелино счастье», «Две бабы-Яги»

А) Г. Остер

Б) Р. Сеф

В) Ю. Ермолаев

Г) Н. Носов

7. Как расшифровывается название детского журнала «Чиж»?

А) читаем интересный журнал;

Б) чересчур интересный журнал;

В) чрезвычайно интересный журнал.

8. Какого животного символизирует Мурзилка?

А) щенка

Б) котёнка

В) медвежонка

Г) волчонка

9. Какой журнал не относится к журналам 20-30-х годов XX века

А) «Русалочка»

Б) «Мурзилка»

В) «Чиж»

Г) «Ёж»

10. Кому запрещает слушать, читать «Вредные советы» Г. Остер?

А) взрослым

Б) послушным детям

В) непослушным детям

Г) никому не запрещает

Тест №13. «Зарубежная литература»

1. Назови автора сказки «Гадкий утёнок».

А) Ш. Перро

Б) Братья Гримм

В) В. Гауф

Г) Г.-Х. Андерсен

2. К какому виду сказок относится сказка «Гадкий утёнок»?

А) о животных

Б) волшебная

В) бытовая

3. Какой птицы не было на птичьем дворе в сказке «Гадкий утёнок»?

А) индюк

Б) петух

В) перепел

Г) селезень

4. Какая из птиц на птичьем дворе воображала «себя чуть не императором»?

А) индюк

Б) петух

В) перепел

Г) селезень

5. В кого превратился гадкий утёнок?

А) в лебедя

Б) голубя

В) селезня

Г) орла

6. Как называется жанр рассказов о Персее?

А) былины

Б) миф

В) сказка

Г) легенда

7. Назови бога неба и грома в древнегреческой мифологии.

А) Аид

Б) Апполон

В) Зевс

Г) Посейдон

8. Кто не является героем древнегреческой мифологии?

А) Геракл

Б) Одиссей

В) Персей

Г) Паллант

9. Что обещал подарить Персей трусливому царю Полидекту7

А) диковинных рыб

Б) сочных ягод

В) золотую корону

Г) голову Медузы Горгоны

10. Кого по дороге домой освободил Персей от морского чудовища?

А) Анромеду

Б) Афину

В) Артемиду

Г) Афродиту



Опубликовано


Комментарии (1)

Пролубщикова Наталья Владимировна, 13.09.20 в 05:59 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за уникальную работу, Надежда Петровна! Заходите в гости на мою страничку.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.