Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса (УМК «Школа России»)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Поселковая средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Руководитель ШМО _______/Лушникова Т.И. Протокол № 1 « »__________2021 г. | Согласовано Заместитель директора по УР __________/И.Н. Чехова « »____________2021 г. | Утверждаю Директор МКОУ Поселковой СОШ ______В.И. Калиничев Приказ № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
3 «А» КЛАСС
Разработала учитель начальных классов
Ефременко Ольга Владимировна
2021 – 2022 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), утверждённым в 2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004. .
Рабочая программа разработана на основе авторской программы авторов Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.
Содержание реализуется с помощью учебника «Литературное чтение » для 3 класса в двух частях, авторы: Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, М. Просвещение, 2012 г.
Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжении первого года обучения ребёнок овладевает навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Активное пополнение словарного запаса. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (повествование); учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, озаглавливание.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Сочиняют стихи и сказки, считалки и дразнилки, прибаутки и небылицы у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Место предмета в учебном плане
В связи с утверждённым годовым календарным учебным графиком на изучение литературного чтения отводится 4 часа в неделю. Продолжительность учебного года составляет 35 недель, соответственно, на изучение тем по данному предмету отводится в количестве 140 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многофункционального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Содержание учебного предмета
№п/п | Название раздела/блока | Всего часов | Из них | Характеристика основных видов деятельности ученика | |||
Проекты | Практ.работы/сам. работы/тесты | Контрольные работы | |||||
1. | Введение. | 1 | 0 | 0 | 0 | Ориентироваться в учебнике, знать и понимать систему условных обозначений, находить нужную главу, предполагать на основе названия содержание главы, пользоваться словарём, составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника | |
2. | Самое великое чудо на свете | 4 | 0 | 0 | 1 | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, читать текст вслух целыми словами, находить необходимую информацию, обобщать её, находить книги в школьной библиотеке, придумывать рассказы, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты. | |
3. | Устное народное творчество | 14 | 1 | 1 | 1 | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, различать виды устного народного творчества, воспроизводить наизусть текст русских народных песен, принимать участие в коллективном сочинении сказок, ускорять или замедлять темп чтения, сравнивать содержание сказок, делить текст на части, пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, называть основные черты характера героев сказок, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты.. | |
4. | Поэтическая тетрадь 1 | 11 | 1 | 1 | 1 | Прогнозировать содержание раздела, читать выразительно стихи, определять различные средства выразительности, сочинять свои стихи, участвовать в работе группы, читать свои стихи друг другу, , самостоятельно оценивать свои результаты. | |
5. | Великие русские писатели | 24 | 0 | 1 | 1 | Прогнозировать содержание раздела, читать вслух и про себя, постепенно увеличивая темп, понимать содержание прочитанного, объяснять значение некоторых слов, использовать средства художественной выразительности, знать особенности литературной сказки, определять нравственный смысл, давать характеристику героев, сравнивать рассказ описание и рассказ – рассуждение, определять особенности басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни, инсценировать басню, проверять себя самостоятельно и оценивать достижения. | |
6. | Поэтическая тетрадь 2 | 6 | 0 | 1 | 1 | Прогнозировать содержание раздела, воспринимать стихи на слух, следить за выражением и развитием чувств в лирических произведениях, объяснять смысл непонятных слов с помощью словаря, высказывать свои собственные впечатления от прочитанного произведения, создавать словесные картины по тексту, читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. | |
7. | Литературные сказки | 8 | 0 | 1 | 1 | Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух текст литературных сказок, читать сказки вслух и про себя, используя приёмы выразительного чтения, сравнивать содержание литературной и народной сказки, определять нравственный смысл сказки, наблюдать за развитием и последовательностью событий, определять авторское отношение к изображаемому, читать сказку в лицах, оценивать свои достижения.. | |
8. | Были и небылицы | 10 | 0 | 1 | 1 | Прогнозировать содержание раздела, определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные, определять нравственный смысл поступков героев, выражать собственное отношение к поступкам героев, находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте, составлять план для краткого и полного пересказа, передавать текст подробно и кратко, выборочно, определять характеристики героев с опорой на текст, рассказывать о прочитанных книгах, самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории, находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль, читать выразительно, по ролям. | |
9. | Поэтическая тетрадь 1 | 6 | 0 | 1 | 1 | Прогнозировать содержание раздела, читать выразительно, отражая настроение, находить в стихотворении яркие образные слова и выражения, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно, объяснять смысл выражений с опорой на текст, определять авторское отношение к изображаемому, придумывать стихотворные тексты, проверять правильность высказывания, сравнивая его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения. | |
10. | Люби живое | 16 | 0 | 1 | 1 | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, используя условные знаки, читать и воспринимать на слух произведения, определять жанр произведения, составлять план, рассказывать о герое, используя текст, определять основную мысль текста, сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора, пересказывать произведения на основе плана, придумывать свои рассказы о животных, проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. | |
11. | Поэтическая тетрадь 2 | 8 | 1 | 1 | 1 | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения, читать и воспринимать на слух лирические тексты, сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение, сочинять свои стихотворения, участвовать в творческих проектах, проверять чтение друг друга и оценивать. | |
12. | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 2 | 0 | 1 | 1 | Прогнозировать содержание раздела, объяснять смысл название темы, подбирать книги соответствующие теме, планировать работу с произведением на уроке, воспринимать на слух художественное произведение, читать вслух и просебя, соотносить пословицу с содержанием, отвечать на вопросы, придумывать свои вопросы, наблюдать за особенностями речи героев, понимать особенности юмористических рассказов, определять отношение автора к событиям и героям, придумывать самостоятельно юмористические рассказы, проверять и оценивать достижения. | |
13. | По страницам детских журналов | 8 | 0 | 1 | 1 | Прогнозировать содержание раздела, выбирать для себя интересный журнал, определять тему для чтения, находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме, отвечать на вопросы по содержанию, читать текст без ошибок, придумывать самостоятельно вопросы по содержанию, сочинять по материалам текста свои произведения. | |
14. | Зарубежная литература | 8 | 0 | 1 | 0 | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, читать и воспринимать на слух художественные произведения, составлять рассказ о творчестве писателя( с помощью учителя), пересказывать выборочно произведение, сравнивать сказки разных народов, сочинять свои сказки, определять нравственный смысл сказки с помощью учителя, рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения., учиться работать с дневником читателя. | |
15 | Повторение | 4 | 0 | 0 | 0 | | |
| | 140 | 3 | 12 | 11 | |
Формы организации учебной деятельности:
Фронтальная
Индивидуальная
Виды учебной деятельности:
1.Контрольные работы
2.Тестирование
3.Проверка техники чтения
4.Устный опрос
5.Самостоятельная работа
6.Сообщение
7.Проекты
8.Пересказы
9.Чтение наизусть
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | Примечание | |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) | | | ||
1 | Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй. | | | |
Самое великое чудо на свете (4 часа) | | | ||
2 | Рукописные книги Древней Руси. Диагностическая работа. | | | |
3 | Первопечатник Иван Фёдоров. | | | |
4 | О первопечатнике Иване Фёдорове. | | | |
5 | Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на свете». Тест №1. | | | |
Устное народное творчество (14 часов) | | | ||
6 | Русские народные песни. | | | |
7 | Шуточные народные песни. | | | |
8 | Докучные сказки. | | | |
9 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда. | | | |
10 | Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка. | | | |
11 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | | | |
12 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | | | |
13 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Проверка техники чтения. | | | |
14 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». | | | |
15 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | | | |
16 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | | | |
17 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | | | |
18 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | | | |
19 | Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Проверочная работа № 1. | | | |
Поэтическая тетрадь 1 (11 часов) | | | ||
20 | Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | | | |
21 | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза». | | | |
22 | Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | | | |
23 | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». | | | |
24 | А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…». | | | |
25 | И.С. Никитин «Полно, степь моя…». | | | |
26 | И.С. Никитин «Встреча зимы». | | | |
27 | И.З. Суриков «Детство». | | | |
28 | И.З. Суриков «Зима». | | | |
29 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Контрольная работа № 1. | | | |
30 | Первый снег. | | | |
Великие русские писатели (24 часа) | | | ||
31 | Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «За весной, красой природы…». | | | |
32 | А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». | | | |
33 | А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета». | | | |
34 | А.С. Пушкин «Зимнее утро». Проверка техники чтения. | | | |
35 | А.С. Пушкин «Зимний вечер». | | | |
36 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрас-ной Царевне Лебеди». | | | |
37 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрас-ной Царевне Лебеди». | | | |
38 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрас-ной Царевне Лебеди». | | | |
39 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрас-ной Царевне Лебеди». | | | |
40 | И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А. Крылове. | | | |
41 | И.А. Крылов «Мартышка и очки». | | | |
42 | И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна». | | | |
43 | И.А. Крылов «Ворона и Лисица». | | | |
44 | М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи | | | |
45 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». | | | |
46 | М.Ю. Лермонтов «Утёс». | | | |
47 | М.Ю. Лермонтов «Осень». | | | |
48 | Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. | | | |
49 | Л.Н. Толстой «Акула». | | | |
50 | Л.Н. Толстой «Акула». | | | |
51 | Л.Н. Толстой «Прыжок». | | | |
52 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». | | | |
53 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | | | |
54 | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Контрольная работа № 2. | | | |
Поэтическая тетрадь 2 (6 часов) | | | ||
55 | Н.А. Некра-сов «Славная осень!» | | | |
56 | Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором». | | | |
57 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | | | |
58 | К.Д. Бальмонт «Золотое слово». | | | |
59 | И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги». | | | |
60 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Контрольная работа №3. | | | |
Литературные сказки (8 часов) | | | ||
61 | Знакомство с литературными сказками. Проверка техники чтения. | | | |
62 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам». | | | |
63 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | | | |
64 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | | | |
65 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | | | |
66 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | | | |
67 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | | | |
68 | Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Диагностическая работа. | | | |
Были-небылицы (10 часов) | | | ||
69 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | | | |
70 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | | | |
71 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | | | |
72 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | | | |
73 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | | | |
74 | А.И. Куприн «Слон». | | | |
75 | А.И. Куприн «Слон». | | | |
76 | А.И. Куприн «Слон». | | | |
77 | А.И. Куприн «Слон». | | | |
78 | Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы». Проверочная работа № 2. | | | |
Поэтическая тетрадь 1 (6 часов) | | | ||
79 | С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…» | | | |
80 | С. Чёрный «Воробей», «Слон». | | | |
81 | А.А. Блок «Ветхая избушка». | | | |
82 | А.А. Блок «Сны», «Ворона». | | | |
83 | С.А. Есенин «Черёмуха». | | | |
84 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Тест №2. | | | |
Люби живое (16 часов) | | | ||
85 | М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний). | | | |
86 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | | | |
87 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | | | |
88 | В.И. Белов «Малька провинилась». | | | |
89 | В.И. Белов «Ещё про Мальку». | | | |
90 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | | | |
91 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | | | |
92 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | | | |
93 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | | | |
94 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | | | |
95 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | | | |
96 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | | | |
97 | В.Л. Дуров «Наша Жучка». | | | |
98 | В.П. Астафьев «Капалуха». | | | |
99 | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». | | | |
100 | Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Контрольная работа № 4. | | | |
Поэтическая тетрадь 2 (8 часов) | | | ||
101 | С.Я. Маршак «Гроза днём». | | | |
102 | С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…». | | | |
103 | А.Л. Барто «Разлука». Проверка техники чтения. | | | |
104 | А.Л. Барто «В театре». | | | |
105 | С.В. Михалков «Если». | | | |
106 | Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | | | |
107 | Проект: «Праздник поэзии» | | | |
108 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Тест № 3. | | | |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 часов) | | | ||
109 | Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | | | |
110 | А.П. Платонов «Цветок на земле». | | | |
111 | А.П. Платонов «Цветок на земле». | | | |
112 | А.П. Платонов «Ещё мама». | | | |
113 | А.П. Платонов «Ещё мама». | | | |
114 | М.М. Зощенко «Золотые слова». | | | |
115 | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | | | |
116 | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | | | |
117 | Н.Н. Носов «Федина задача». | | | |
118 | Н.Н. Носов «Телефон». | | | |
119 | В.Ю. Драгунский «Друг детства». | | | |
120 | Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Проверочная работа № 3. | | | |
По страницам детских журналов (8 часов) | | | ||
121 | «Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. | | | |
122 | Ю.И. Ермолаев «Проговорился». | | | |
123 | Ю.И. Ермолаев «Воспитатели». | | | |
124 | Г.Б. Остер «Вредные советы». | | | |
125 | Г.Б. Остер «Как получаются легенды». | | | |
126 | Р. Сеф «Весёлые стихи». | | | |
127 | Создание сборника добрых советов. | | | |
128 | Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». Проверочная работа № 4. | | | |
Зарубежная литература (8 часов) | | | ||
129 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». | | | |
130 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». | | | |
131 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | | | |
132 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Проверка техники чтения. | | | |
133 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | | | |
134 | Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература». Контрольная работа №5. | | | |
135 | Проверка техники чтения. | | | |
136 | Итоговая диагностическая работа. | | | |
137-140 | Повторение пройденного материала | | |
Планируемые результаты обучения
К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Третьеклассники научатся:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
- бегло, выразительно читать текст;
- выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания, прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);
- улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
- описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
- самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
- составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
- устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;
- научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- выделять в тексте опорные (ключевые) слова; -делать устную презентацию книги (произведения);
- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
- работать с детской периодикой;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Перечень учебно - методического обеспечения образовательного процесса
Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1/ (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская).
Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2/ (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, м. В. Голованова, Л. А. Виноградская).
3. Методическое пособие. ФГОС .В помощь учителю. Авторы : С.В. Кутявина
Карданова Любовь Владимировна