12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Светлана Евгеньевна605
Россия





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования №12

имени Героя Советского Союза И. А. Маликова»

г. Ногинск, Московская область


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ЦО №12

________ (Фурда Н. Ф.)

_____________ Дата


М.П.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ

(базовый уровень)


класс


Составитель: Смирнова Светлана Евгеньевна

учитель начальных классов













2020 г.




Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению на родном языке.

1 класс.

Цель

Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения. Формирование элементарной лингвистической компетенции. Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Задачи

Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста, воспитание интереса к чтению и книге. Овладение речевой и коммуникативной культурой. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Место предмета в учебном плане

В 1 классе – 17 часов в год за 17 учебных недель.


Количество часов в неделю

В 1 классе – 0,5 часа


Учебник

УМК «Школа России». Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение» 1 класс.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке». 1класс.

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих результатов:
Личностные результаты:

Чувства гордости за свою Родину, русский народ и историю России; сознание своей

этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентиров;

Целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и

разнообразии природы, народов, культур и религий;

Уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся

мире;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в

информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях,

умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций;

Установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческой работе на

результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, содержащем средства для его решения;

формировать на начальном этапе умений планировать учебные действия (2-3 этапа) в соответствии с поставленной задачей;

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Умение осознанно читать, строить речевые высказывания;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в

соответствии с целями и задачами: умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;

начальные умения излагать свое мнение и аргументировать;

начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,

обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в

соответствии с содержанием учебного предмета;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими

существенные связи между объектами и процессами.

Коммуникативные УУД:

Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и

познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

умение определять общую цель и пути ее достижения;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

Первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного

пространства России, о языке как основе национального самосознания;

Позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей

культуры и гражданской позиции человека;

Умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать

адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний;

Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения

использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства

сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о

Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской

компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

Использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать

содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными

источниками для понимания и получения дополнительной информации;

Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать

причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-

познавательных, учебных и художественных произведений.

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать

чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору,

жанру и осознавать цель чтения;

читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный),

опираясь на особенности каждого вида текста;

читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и

декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное,

выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста,

понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;

воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать

текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами,

поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами,

событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на

содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста.ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать

выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный),

опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в

виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы,

высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Обучающийся получит возможность научиться:

Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Обучающийся научится:

Осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Обучающийся получит возможность научиться:

Работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой;

самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:

Распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

отличать на практическом уровне прозаический текст

от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Обучающийся получит возможность научиться:

Воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,

используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:

Создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Обучающийся получит возможность научиться:

Вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

Содержание учебного предмета

Книги – мои друзья (3 ч.)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению. Работа с разными видами текста. Общее представление о художественных текстах. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Устное народное творчество (3 ч.)

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление).Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавияпроизведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения нормморали.Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка

Здравствуй, сказка! (3 ч.)

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

О братьях наших меньших (3 ч.)

Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания, прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Я и мои друзья (3 ч.)

Круг детского чтения. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Край родной (2 ч.)

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.


Тематическое планирование по литературному чтению на родном языке 1 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Книги – мои друзья.

3 ч.

2

Устное народное творчество.

3 ч.

3

Здравствуй, сказка!

3 ч.

4

О братьях наших меньших.

3 ч.

5

Я и мои друзья.

3 ч.

6

Край родной.

2 ч.

ИТОГО:

17 ч.


Тематическое планирование (развернутое).

п/п

п/п

Тема урока.

1. Книги – мои друзья (3 ч.)

1

1.

С. Маршак «Новому читателю».

2

2.

С. Михалков «Как бы жили мы без книг?».

3

3.

В. Осеева «Мама принесла Тане новую книгу».

2. Устное народное творчество (3 ч.)

4

1.

Малые произведения устного народного творчества.

5 – 6

2 – 3

Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух», «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

3. Здравствуй, сказка! (3 ч.)

7

1.

С. Маршак «Курочка Ряба и десять утят».

8

2.

Л. Пантелеев «Две лягушки».

9

3.

С. Михалкова «Сами виноваты».

4. О братьях наших меньших (3 ч.)

10

1.

И. Токмаковой «Лягушки».

11

2.

Е. Благининой «Котенок».

12

3.

И. Токмакова «Разговор синицы и дятла».

5. Я и мои друзья (3 ч.)

13

1.

А. Барто «Сонечка»; Э. Шим «Брат и младшая сестра».

14

2.

Е. Пермяк «Самое страшное»; В. Осеева «Хорошее».

15


3.

Е. Благинина «Паровоз, паровоз…»; М. Пляцковский «Солнышко на память» (сказка).

6. Край родной (2 ч.)

16

1.

П. Воронько «Лучше нет родного края». А. Плещеев «Весна».

17

2.

Стихотворение В. Берестова «Моя Родина». Стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина»


























Приложение 1.

Календарно-тематическое планирование. Литературное чтение на родном языке, 1 класс Г. Учитель Смирнова С.Е.

п/п

урока в теме

Тема урока.

Дата

Корректировка



1. Книги – мои друзья (3 ч.)



1

1.

С. Маршак «Новому читателю».



2

2.

С. Михалков «Как бы жили мы без книг?».



3

3.

В. Осеева «Мама принесла Тане новую книгу».





2. Устное народное творчество (3 ч.)



4

1.

Малые произведения устного народного творчества.



5 – 6

2 – 3

Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух», «Пузырь, Соломинка и Лапоть».





3. Здравствуй, сказка! (3 ч.)



7

1.

С. Маршак «Курочка Ряба и десять утят».



8

2.

Л. Пантелеев «Две лягушки».



9

3.

С. Михалкова «Сами виноваты».





4. О братьях наших меньших (3 ч.)



10

1.

И. Токмаковой «Лягушки».



11

2.

Е. Благининой «Котенок».



12

3.

И. Токмакова «Разговор синицы и дятла».





5. Я и мои друзья (3 ч.)



13


1.

А. Барто «Сонечка»; Э. Шим «Брат и младшая сестра».



14


2.

Е. Пермяк «Самое страшное»; В. Осеева «Хорошее».



15


3.

Е. Благинина «Паровоз, паровоз…», М. Пляцковский «Солнышко на память» (сказка).





6. Край родной (2 ч.)



16


1.

П. Воронько «Лучше нет родного края». А. Плещеев «Весна».



17

2.

Стихотворение В. Берестова «Моя Родина» Стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина».













Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.