Рабочая программа по литературному чтению на родном языке во 2 классе по УМК «Школа России»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Центр образования №12
имени Героя Советского Союза И. А. Маликова»
г. Ногинск, Московская область
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ЦО №12
________ (Фурда Н. Ф.)
_____________ Дата
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ
(базовый уровень)
2г класс
Составитель: Смирнова Светлана Евгеньевна
учитель начальных классов
2021 г.
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению на родном языке 2 класс.
Цель | Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, совершенствование всех видов речевой деятельности. Обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению книг; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности. |
Предметные задачи | Развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление; формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев. |
Воспитательные задачи | Формирование нравственных качеств личности; чувства сопричастности к историческому прошлому Родины, любви к природе; культуры общения и коммуникативных навыков ребенка; физическое и психическое здоровье обучающихся и санитарно-гигиеническое воспитание школьников; эстетическое воспитание школьников. |
Место предмета в учебном плане | Во 2 классе 17 часов в год за 33 учебные недели. |
Количество часов в неделю | В 2 классе – 0,5 час. |
Учебник | УМК «Школа России». Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение» 2 класс. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке». 2 класс.
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих результатов:
Личностные результаты
Чувства гордости за свою Родину, русский народ и историю России; сознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентиров.
Целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
Установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческой работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, содержащем средства для его решения.
Сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия (2-3 этапа) в соответствии с поставленной задачей.
Начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.
Познавательные УУД:
Умение осознанно читать, строить речевые высказывания.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
Начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
Начальные умения излагать своё мнение и аргументировать.
Начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами.
Коммуникативные УУД:
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Умение определять общую цель и пути её достижения.
Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Содержание учебного предмета
Люблю природу русскую. Зима (2 ч.)
Зима в произведениях поэтов и писателей. Осмысление содержания прочитанного текста. Формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения.
Викторина.
Писатели детям (4 часа)
К.И Чуковский «Путаница», «Радость».Н.Носов «Затейники»
Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста, составлять план.
Я и мои друзья (2часа)
Стихи о дружбе и обидах. Ю. И. Ермолаев «Два пирожных».
Формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения.
Писатели о матерях (3часа)
И. А. Бунин «Матери», Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел». Умение размышлять над содержанием произведений. Формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения.
И в шутку и всерьёз (3 часа)
И в шутку, и всерьёз.Б. В. Заходер «Товарищам детям». Стихи Э. Успенского.
Литература зарубежных стран(3 часа)
Литература зарубежных стран. Американская и английская народные песенки.
Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети…»
Тематическое планирование по литературному чтению на родном языке. 1 класс.
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Люблю природу русскую. Зима. | 2 |
2 | Писатели детям | 4 |
3 | Я и мои друзья | 2 |
4 | Писатели о матерях | 3 |
5 | И в шутку и всерьёз | 3 |
6 | Литература зарубежных стран | 3 |
7 | Итого: | 17 |
Тематическое планирование (развернутое)
№ п/п | № п/п | Тема урока |
1. Люблю природу русскую. Зима.(2 ч.) | ||
1 | 1 | Люблю природу русскую. Зима. |
2 | 2 | Викторина. |
2. Писатели детям(4 ч.) | ||
3 | 1 | К.И Чуковский «Путаница», |
4 | 2 | К.И. Чуковский «Радость». |
5 | 3 | Н.Носов «Затейники» |
6 | 4 | Н.Носов «Затейники».Составление плана |
3. Я и мои друзья (2 ч.) | ||
7 | 6 | Стихи о дружбе и обидах. |
8 | 7 | Ю. И. Ермолаев «Два пирожных». |
4. Писатели о матерях( 3 ч.) | ||
9 | 9 | И. А. Бунин «Матери» |
10 | 10 | Е. А. Благинина «Посидим в тишине» |
11 | 11 | Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел» |
5. И в шутку и всерьёз (3 ч.) | ||
12 | 1 | И в шутку, и всерьёз...Юмористические стихи. |
13 | 2 | Б. В. Заходер «Товарищам детям» |
14 | 3 | Стихи Э. Успенского |
6. Литература зарубежных стран (3 ч.) | ||
15 | 1 | Литература зарубежных стран. |
16 | 2 | Американская и английская народные песенки. |
17 | 3 | Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети…» |
Приложение 1.
Календарно - тематическое планирование. Литературное чтение на родном языке,
2 класс Г. Учитель Смирнова С.Е.
№ п./п. | № урока в теме | Тема урока | Дата | Корректировка | |
1. Люблю природу русскую. Зима.(2 ч.) | | | |||
1 | 1 | Люблю природу русскую. Зима. | | | |
2 | 2 | Викторина. | | | |
2. Писатели детям(4 ч.) | | | |||
3 | 1 | К.И Чуковский «Путаница», | | | |
4 | 2 | К.И. Чуковский «Радость». | | | |
5 | 3 | Н.Носов «Затейники» | | | |
6 | 4 | Н.Носов «Затейники».Составление плана | | | |
3. Я и мои друзья (2 ч.) | | | |||
7 | 6 | Стихи о дружбе и обидах. | | | |
8 | 7 | Ю. И. Ермолаев «Два пирожных». | | | |
4. Писатели о матерях( 3 ч.) | | | |||
9 | 9 | И. А. Бунин «Матери» | | | |
10 | 10 | Е. А. Благинина «Посидим в тишине» | | | |
11 | 11 | Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел» | | | |
5. И в шутку и всерьёз (3 ч.) | | | |||
12 | 1 | И в шутку, и всерьёз...Юмористические стихи. | | | |
13 | 2 | Б. В. Заходер «Товарищам детям» | | | |
14 | 3 | Стихи Э. Успенского | | | |
6. Литература зарубежных стран (4 ч.) | | | |||
15 | 1 | Литература зарубежных стран. | | | |
16 | 2 | Американская и английская народные песенки. | | | |
17 | 3 | Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети…» | | | |
18 | 4 | Повторение . | | |