12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Овчинникова Светлана Сергеевна19

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ВСЕВОЛОЖСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «КВАНТОРИУМ»











РЕКОМЕНДОВАНА

УТВЕРЖДАЮ

методическим советом

Заместитель директора -

руководитель Кванториума

Протокол от «__» _______ 2020

__________ (Сычёва С. М.)





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Математика»

(«Математика для технических и естественнонаучных специальностей»)


Вводный модуль.

Возраст обучающихся: 12 - 18 лет

Срок реализации: 18 часов, краткосрочная







Составители программы:

С.С. Овчинникова









Всеволожск

Паспорт программы



Полное наименование программы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Математика»

(«Математика для технических и естественнонаучных специальностей»)

Вводный модуль.

Руководитель программы

Овчинникова Светлана Сергеевна

Рецензент

Метод совет

Организация - исполнитель

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ВСЕВОЛОЖСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «КВАНТОРИУМ»

Адрес организации - исполнителя

г.Всеволожск ,улица Шишканя, 1.

Должность автора

Преподаватель математики

География (территория на которой реализуется программа)

Ленинградская область, г.Всеволожск

Целевые группы

Обучающиеся 12-18 лет

Тип программы

дополнительная общеразвивающая

Направленность программы

научно-техническая

Срок реализации программы

18 часов (4,5 месяца)

Вид программы

модифицированная

Уровень освоения программы

общекультурный

Способ освоения содержания образования

эвристический

Краткое содержание программы

Содержание программы предусматривает: комплекс занятий, включающих следующие разделы деятельности:

геометрия

теория множеств

теория вероятностей

теория графов






Аннотация.

Математика бывает двух видов: фундаментальная и прикладная (практическая). Любая из них составляет основу инженерной деятельности. Вводный модуль предназначен для развития логики, формирования структурированного мышления. В рамках модуля обучающиеся смогут познакомиться с прикладной стороной математической науки: увидят, как математические инструменты можно применить на практике, какие приемы и вычисления используют для выполнения задач из других разделов науки и техники, а также научатся работать с математическими моделями и алгоритмами. Модуль включает в себя введение в основные разделы геометрии, теории множеств, теории вероятностей, теории графов. Также значительный акцент уделяется изучению базы знаний WolframAlpha и инструментов Microsoft Office Excel, который является распространенным и простым. В результате освоения программы, учащиеся будут способны применять базовые знания по математике для решения проектных и практических задач.



1. Пояснительная записка

Данная программа является краткосрочной и реализуется в течение 18 академических часов в течение 4,5 месяцев (1 занятие в 2 недели по 2 академических часа каждое). Она является базовой и ориентирована на учащихся 12-17 лет. Программа не имеет требований к уровню знания предмета, но группы учащихся формируются с учетом возраста обучающихся и направлений обучения в «Кванториуме».

Программа предполагает прохождение модуля для каждого зачисленного обучающегося в один из квантумов «Кванториума г.Всеволожска» Зачислен на программу может быть любой желающий. Для них в программе предусмотрено изучение математического аппарата, который пригодится в выбранной ими профессиональной области (программировании, дизайне, биологии и т.д.).

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. №1726-р; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; рекомендациями Фонда новых форм развития образования для программ направления «Математика», реализуемых в сети Детских технопарков «Кванториум».

В ходе освоения модуля, учащиеся осваивают теоретический материал, учатся решать задачи на основе полученных знаний, работают в группах, соревнуются между собой посредством викторин, осуществляют самостоятельный поиск информации в интернете в рамках игр и квестов, решают задачи различными способами, анализируют и обобщают полученные знания. В течение всего модуля учащиеся работают с кейсами, учатся взаимодействовать друг с другом посредством создания команд и работы сообща. По окончании модуля проводится финальная игра — соревнование, в результате которой объявляется победитель, освоивший модуль в полном объёме, лучше остальных участников группы. Преподаватель выделяет наиболее способных учеников, которых рекомендует для дальнейшего освоения углубленного модуля.



1.1 Название дисциплины (модуля)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Математика» («Математика для технических и естественнонаучных специальностей»). Вводный модуль.

1.2 Цель и задачи дисциплины (модуля):

Целью изучения дисциплины является: формирование у учащихся навыков и компетенций, необходимых для осуществления математического моделирования реальных технических процессов в проектной деятельности.

Задачи дисциплины: формирование гибких (soft) компетенций (4К: критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация);

-ознакомить обучающихся с фундаментальными понятиями математики;

-привить умение самостоятельно изучать литературу по математике;

-развить логическое и алгоритмическое мышление;

-воспитать абстрактное мышление и умение строго излагать свои мысли;

-выработать навыки математического исследования прикладных вопросов.

1.3 Планируемые образовательные результаты по данной дисциплине (знания, умения, формируемые профессиональные компетенции).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать последовательность действий;

учиться высказывать свое предположение (версию);

учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

учиться выражать свои мысли;

учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.



Процесс обучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Личностные и межличностные компетенции (Soft skills)

4К: критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация

умение искать и анализировать информацию в открытом доступе

конструктивная критика результатов работы других разработчиков

навык командной работы

навык анализа промежуточных результатов разработки

умение структурировано преподносить результаты собственной разработки

умение анализировать результаты других разработчиков

Знания и профессиональные компетенции (Hard skills)

инструменты Microsoft Office Excel

знание и умение применять математические инструменты

освоение комбинаторики, теории множеств, математической логики

знания в расчете теории вероятностей

знания о существующих системах координат и построения сложных фигур

знания в теории графов и поиска кратчайшего пути

умение решать транспортные задачи

умение строить математические модели

В результате изучения данного курса, обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности -качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.



1.4 Используемые формы и методы обучения:

Основными формами обучения по дисциплине являются лекционные и практические занятия, с использованием коллективных обсуждений, дискуссий, решением кейсов, с широким применением мультимедийных средств, которыми располагает ГБПОУ «Всеволожский агропромышленный техникум» структурное подразделение «Кванториум».

1.5 Форма аттестации по данной дисциплине (модулю)

Аттестация по дисциплине «Математика» проводится в форме беседы.

1.6 Составитель программы дисциплины: Овчинникова Светлана Сергеевна





2. Содержание дисциплины «Математика»

2.1 Календарный учебный график



Тема

Календарный период

Количество учебных часов

Вводное занятие «Математика – царица наук».

Система координат.

1 месяц обучения

1

Геометрия

1 месяц обучения

4

Теория множеств

2 месяц обучения

4

Теория вероятностей

3 месяц обучения

4

Теория графов

4 месяц обучения

4

Итоговое занятие.


1

Итого часов:

18






2.2 Учебно-тематический план дисциплины «Математика»


п/п

Наименование темы

Общее кол-во часов

Лекции

Практические занятия

Формы контроля

1

Вводное занятие

«Математика – царица наук».


1

0,5

0,5

Презентация результатов работы в группах.

Геометрия (4 часа)

Наглядная геометрия.

2

Основные виды фигур на плоскости. Пересечение фигур.

1

0,5

0,5

3

Формулы периметра, площади.

1

-

1

4

Объёмные фигуры.

1

0,5

0,5

5

Практическое применение.

1

-

1

Теория множеств (4 часа)

Пространство безгранично.

6

Понятие множества. Числовые множества. Подмножества.

1

0,5

0,5

7

Решение задач

1

-

1

8

Операции над множествами.

Круги Эйлера.

1

0,5

0,5

9

Решение задач

1

-

1

Теория вероятностей (4 часа)

Все вероятно.

10

Случайные события. Вероятности и частоты. Вероятность события.

1

0,5

0,5


11

Маловероятные события. Монета и игральная кость в теории вероятностей.

1

0,5

0,5


12

Случайные опыты. Равновозможные события.

1

-

1

13

Вероятности элементарных событий. Благоприятствующие элементарные события.

1

0,5

0,5

Теория графов (4 часа)

От А до Я.

14

Первое знакомство с графами. Терминология теории графов.

Различные способы записи графов.

1

0,5

0,5

15

16

Эйлеровы пути в графе.

Гамильтоновы пути в графе.

2

0,5

1,5


17

Кратчайшие пути в графе.

1

-

1

18

Итоговое занятие.

1

-

1


Итого

18

5

13






2.3 Содержание учебно-тематического плана дополнительной общеразвивающей программы



Наименование темы

Теоретическая часть

Практическая часть

Вводное занятие

«Математика– царица наук».


Водный инструктаж по ТБ. Правила поведения в ДТ «Кванториум». Обзорная мини-экскурсия.


Обсуждение вопросов:

Зачем нужна математика? Роль математики в науке? Математика в древности? Кому ещё помогает математика?

Работа в командах. Мозговой штурм. Составление ментальных карт «Без математики никуда».

Презентация и защита своих работ перед остальными слушателями.

Геометрия (4 часа)















Кейс «Ремонт 3-х комнатной квартиры»


















Кейс «Обустройство приусадебной территории». Расчеты необходимого количества и цены семян, тротуарной плитки. Поиск оптимальных решений.

Мини лекции в начале занятий с кратким обзором теоретического материала.

-луч, прямая, точка;

-плоскость, пространство;

-представление фигур на плоскости и пространстве;

-формулы нахождения периметра, площади, объёма;

-пересечение фигур.

Математический конструктор.

Игра «Тангос».

Расчет и визуализация результатов задач с разными входными данными в Excel.


Конструирование объёмных тел с помощью 3D ручки и подручных средств (бумага, проволока, трубочки и тд).


Объёмные оригами, развертки.


Построение моделей в среде Компас. Работа с 3д принтером.





Необходимо произвести отделочные работы в 3-х комнатной квартире.

Для отделки комнаты необходимо провести следующие работы:

Выровнять стены гипсовой штукатуркой. Средний расход штукатурки на 1 квадратный метр поверхности при толщине в 0,1 см составляет 0,9 кг.

Покрасить пол масляной краской 2 раза. В первый раз на каждый квадратный метр пойдет 125 г краски, а во второй – 75 г.

Сделать потолок в каждой комнате. Для выполнения работы используются плитки квадратной формы со стороной 50 см, по периметру бордюр.

Отделочные материалы выбрать в одной из трех предлагаемых фирм, исходя из наиболее экономичного варианта стоимости материала.

Для проведения отделочных работ выбрать наиболее экономически выгодную бригаду в тех же фирмах.


На плане изображено домохозяйство по адресу с. Кондратьево, 2-й Прудовой пер, д. 7 (сторона каждой клетки на плане равна 1 м). Участок имеет прямоугольную форму. Выезд и въезд осуществляется через единственные ворота.

При входе на участок слева от ворот находится сарай, а справа гараж. Площадь, занятая сараем, равна 16 кв. м. Жилой дом находится в глубине территории. Помимо гаража, жилого дома и сарая, на участке имеются теплица и две круглые клумбы, расположенные на территории огорода (огород отмечен на плане цифрой 5). Все дорожки внутри участка имеют ширину 0,5 м и вымощены тротуарной плиткой размером 0,5 м × 0,5 м. Между сараем и гаражом имеется площадка, вымощенная той же плиткой.

t1587650223aa.png

Теория множеств

(4 часа)



















Кейс «Расхождение»









Мини лекции в начале занятий с кратким обзором теоретического материала.

-множество, подмножество;

-отношения между множествами;

-операции над множествами;

- основные свойства операций над множествами;

-мощность множества;

-круги Эйлера;

-логические высказывания;

-практическое применения



Подсчет количества элементов в объединении, пересечении и разности конечных множеств.

Работа с калькулятором. операций над множествами

















В бухгалтерии мебельной фабрики было обнаружено расхождение в сведениях: за месяц общий объем изготовленных кроватей и кресел 780 единиц, но, по данным из кроватного цеха, кроватей выпущено 360, из кресельного цеха вышло 540 кресел. В чем причина расхождения данных, сколько на самом деле кресел и кроватей выпускают соответствующие цеха?

Защита своих работ.



Теория вероятностей (4 часа)




















Кейс «Лабиринт паука»















Мини лекции в начале занятий с кратким обзором теоретического материала.

- события, виды событий.

- вероятность события.

-частота событий.

-выигрышные /проигрышные события

-практическое применения.

Решение задач. Где в жизни встречаются задачи на теорию вероятностей. Обзор лотерей и вероятностей выигрыша в ней.













На рисунке изображён лабиринт. Паук заползает в лабиринт в точке «Вход». Развернуться и ползти назад паук не может. На каждом разветвлении паук выбирает путь, по которому ещё не полз. Считая выбор дальнейшего пути случайным, определите, с какой вероятностью паук выйдет через выход А.

t1587650223ab.jpg


Теория графов (4 часа)















Кейс на применение законов формальной логики






Кейс «Дорожная карта»


Мини лекции в начале занятий с кратким обзором теоретического материала.

-что такое графы

-основные понятия теории графов -

-виды графов

-применение графов

-понятие пути, поиск кратчайшего пути

- Классические задачи теории графов и их решения





- «Транспортные» задачи

- «Технологические задачи»

- Обменные схемы

Классическая задача о волке, козе и капусте. Коза, капуста и волк находятся на берегу реки; перевозчику надо переправить их через реку, но его лодка так мала, что он может взять с собой не более одною из этих трех «пассажиров». По очевидным причинам нельзя оставлять без надзора волка с козой, а козу с капустой. Как должен поступить перевозчик?






Задача. У каждой из трех одноклассниц Синельниковой, Красновой и Зелениной есть по одной ручке: у кого-то с зеленым стержнем, у другой с красным, у третьей – с синим. Известно, что у каждой подружки ручка

цветом, не соответствующим фамилии. Когда одноклассник попытался выяснить, у какой подружки какая ручка, Синельникова сказала, что у нее однозначно нет зеленой ручки. Какого цвета ручка у каждой из подружек?


Задача, рассмотреть безопасные маршруты из ДТ «Кванториум» до своего дома. Поиск оптимального и кратчайшего решения.

Итоговый проект

Обсуждение и постановка итоговой задачи.

Работа в командах. Рефлексия по итогам модуля. Обратная связь.









3. Перечень оборудования и материалов

Методическое обеспечение:

литература

настольные игры

бумага A4

папки A4 для хранения материалов

Компьютерное оборудование: Компьютер с монитором, клавиатурой и мышью (или ноутбук) не менее 12 штук плюс компьютер преподавателя

Программное обеспечение:

- Microsoft Office Excel

- Интернет для использования Wolframe Alpha

Презентационное оборудование:

- Проектор и экран/ТВ с большим экраном (требуется возможность подключения к компьютеру)

- Маркерная доска/флипчарт

- Кликкер



5. Ожидаемые результаты

Успешно окончив обучение по программе, обучающиеся приобретут начальную математическую культуру и стойкий интерес к занятиям математикой, научатся:

грамотно пользоваться математической терминологией в рамках курса;

решать задачи с помощью изученных методов;

последовательно, аргументировано излагать свои решения в устной форме;

следить за ходом чужого решения и оценивать его правильность.


В результате прохождения освоения программы модуля учащийся должен обладать следующими компетенциями:

Личностные и межличностные компетенции (Soft skills)

4К: критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация

умение искать и анализировать информацию в открытом доступе

конструктивная критика результатов работы других разработчиков

навык командной работы

навык анализа промежуточных результатов разработки

умение структурировано преподносить результаты собственной разработки

умение анализировать результаты других разработчиков

Знаниевые и профессиональные компетенции (Hard skills)

база знаний Wolframe Alpha

инструменты Microsoft Office Excel

знание и умение применять математические инструменты

освоение комбинаторики, теории множеств, математической логики

знания в расчете теории вероятностей

знания о существующих системах координат и построения сложных фигур

знания в теории графов и поиска кратчайшего пути

умение решать транспортные задачи

умение строить математические модели



Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются итоговые занятия. От итоговых занятий могут быть освобождены дети, успешно выступившие на окружных, городских и российских олимпиадах или турнирах.



5. Список литературы

Барр С. Россыпи головоломок.- М. «Мир». 2016.

Болл У, Коксетер Г. Математические эссе и развлечения. – М. «Мир», 2015.

Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. – М. «Мир», 2016.

Гарднер М. Крестики-нолики. М., «Мир», 2016.

Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. Ростов-на-Дону, Ростовское книжное издательство, 2015.

Кордемский Б.А. Математические завлекали. – М.: Издательский дом Оникс: Альянс – В, 2016.

Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. – М, «Детская литература», 2014.

Топология графов // Квант. – 2015. - №3.

Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. Тема «Графы». – М.: Аванта, 2016.

А.И. Сгибнев. Исследовательские задачи для начинающих. 2-е изд., испр. и доп. – М.: МЦНМО, 2015. – 136 с.

А.Н. Васильев. Числовые расчеты в Excel: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2014. – 608 с. Решение прикладных задач с помощью табличного процессора Excel.

Ахмадиев Ф.Г., Гиззятов Р.Ф., Габбасов Ф.Г. Казань: КГАСУ, 2014. – 42 с. Владимир Савельев. Статистика и котики. При поддержке ЦИиР Юрия Корженевского, 2017. – 89 с.

Нелли Литвак, Андрей Райгородский. Кому нужна математика? Понятная книга о том, как устроен цифровой мир. Москва, «Манн, Иванов и Фербер», 2017. - 192 с.

И.Ю. Ефимова. Компьютерное моделирование: сб. практ. работ/ И.Ю. Ефимова, Т.Н. Варфоломеева. – 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2014. – 67 с.

В.Н. Шкляр. Планирование эксперимента и обработка результатов. Издательство томского политехнического университет, 2010. – 90 с.

Н.Н. Моисеев. Математика ставит эксперимент. Наука. Главная редакция физико-математической литературы, М., 1979. – 222 с.

Я.Б. Зельдович, И.М. Яглом. Высшая математика для начинающих физиков и техников. М.: Наука, 1982. 512 с.

В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов; под ред. В.А. Садовничего. – М.: Просвещение, 2010. – 127 с. Геометрия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/

В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов; под ред. В.А. Садовничего. – М.: Просвещение, 2011. – 175 с. Геометрия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/

В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов; под ред. В.А. Садовничего. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с. О.И. Мельников. Занимательные задачи по теории графов: Учеб. - метод. Пособие. – Изд-е 2-е, стереотип. – Мн. «ТеатраСистемс», 2001. – 144 с. Использование Wolframe Alpha при решении математических задач: методические указания/

А.С. Маренич, Е.Е. Маренич. – Москва: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016. – 37 с.



17


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.