Рабочая программа по математике (2 класс)
Рабочая программа по математике
Начальное общее образование, 2 класс.
Количество часов - 136 часов
2а класс
Учитель: Галуза И. А
Программа разработана на основе программы Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 класс М. «Просвещение» 2016г.
2019-2020 учебный год
I РАЗДЕЛ
«Содержания учебного предмета, курса»
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена с учётом требований Федерального государственного стандарта начального общего образования по математике.
На основе программы начального образования по математике.
С учётом авторской программы курса «Математика» Моро М. И., Бантовой М. А., Бельтюковой Г. В., Волковой С. И., Степановой С. В. (УМК «Школа России»).
Учебная нагрузка:
Курс изучения математики рассчитан на 4 часа в неделю, 136 часов в году. На основании решения педагогического совета школы № 12 от 20.06.2019 г., в соответствии с приказом Управления образования Администрации Неклиновского района № 427 от 20.06.2019 г. «О примерном годовом календарном графике на 2019-2020 учебный год», с учетом Постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2019 году» и Постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2020 году».
Фактически 131час. 5 часов выпадают на праздничные дни (24.02, 09.03, 4.05, 05.05, 11.05)
Программа будет выполняться за счёт уплотнения материала. Раздел учебной программы по предмету «Табличное умножение и деление» будет уплотнён на 5 часов.
2. Краткая характеристика содержания предмета.
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной lшколе.
Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• математическое развитие младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
• освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
• развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
3. Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета.
Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, разяща и т. д.);
• математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятии творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
• владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою очку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Цели обучения
В результате обучения математике реализуются следующие цели:
Развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
Освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
Воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи курса:
Научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
Создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчёта, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;
Приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
Научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные.
4.Межпредметные связи учебного предмета.
На уроках русского языка и математики прослеживается межпредметная связь. Дети выполняют словарно-орфографическую работу с математическими названиями различных величин: килограмм, тонна, грамм, километр, сантиметр, миллиметр, дециметр, секунда, гектар.При изучении темы «Слова с сочетаниями ча, ща » (3 класс) обучающиеся работают над написанием слов, которые регулярно употребляются на уроках математики: час, задача, площадь, тысяча. При изучении темы «Числительное» четвероклассники записывают слова, обозначающие многозначные числа: семьсот восемьдесят четыре, одна тысяча триста тридцать, восемь миллионов пятьсот одиннадцать.
Межпредметные связи включаюся в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов. Тщательно отбирается информация из других учебных предметов, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержание учебного материала.
5.Ключевые темы и их взаимосвязь и преемственность по годам обучения.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
Арифметические действия
Табличное умножение и деление
Внетабличное умножение и деление
Нумерация (числа от 1 до 1000)
Повторение
Арифметические действия: устные приёмы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; письменные приёмы сложения и вычитания, письменные приёмы умножения и деления на однозначное число; единица масса: грамм, соотношение грамма и килограмма; виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); решение задач в 1-3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.
Табличное умножение и деление: таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления; умножение числа 1 и на 1, умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0; нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного числа, сравнение чисел с помощью деления; примеры взаимосвязей между величинами (цена-количество-стоимость и др.); решение подбором уравнений вида: х:4=9, 27:х=9; площадь, единицы площади: кв.сантиметр, кв.дециметр,кв.метр, соотношение между ними; площадь прямоугольника (квадрата); единицы времени: год, месяц, сутки, соотношение между ними; круг, окружность, центр, радиус, диаметр окружности (круга); нахождение доли числа и числа по его доле, сравнение долей.
Внетабличное умножение и деление: умножение суммы на число, деление суммы на число; устные приёмы внетабличного умножения и деления; деление с остатком; проверка умножения и деления, проверка деления с остатком; выражения с двумя переменными, нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв; уравнения вида х:8=12, 64:х=16 и их решение на основе знаний взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Нумерация (числа от1 до 1000): образование и названия трёхзначных чисел, порядок следования чисел при счёте; запись и чтение трёхзначных чисел, представление трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых; сравнение чисел; увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Виды и формы организации учебного процесса
традиционный урок, обобщающий урок, урок-зачёт;
фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Проверка и оценка усвоения программы
Основные виды письменных работ по математике: текущие и итоговые контрольные работы, тестовые задания.
Для реализации рабочей программы на уроках математики используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и контрольные работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы.
В рамках представленной программы, ученику предлагается овладеть содержанием учебного материала на трёх уровнях, выполняя задание не столько репродуктивного характера, сколько конструктивного и творческого, включая тем самым каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность. В процессе такой деятельности формируются общеучебные умения и навыки, развивается мышление, память, воля, формируется культура общения.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения предметного содержания математики у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности:
♦ выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.);
♦ выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;
♦ определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные
признаки;
♦ формировать речевые математические умения и навыки, высказывать
суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;
♦ выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.
♦ развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий;
♦ осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления ошибок;
♦ сформировать умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений.
♦ формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений:
табличные случаи умножения и деления, внетабличные вычисления в пределах 100, разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них.
Одна из важнейших задач – уметь пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания трехзначных чисел, умножения и деления трехзначного числа на однозначное
II раздел
"Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса"
1. Результаты изучения учебного предмета
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания, полученные в учении в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные , пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
№ |
Содержательная линия |
Предметные результаты |
|
Базовый уровень |
Повышенный уровень |
||
1 |
Числа и величины |
- читать и записывать любое изученное число; - определять место каждого из изученных чисел в натуральном ряду и устанавливать отношения между числами; - группировать числа по указанному или самостоятельному признаку; - устанавливать закономерность ряда чисел и дополнять его в соответствии с этой закономерностью; - называть первые три разряда натуральных чисел; - представлять двузначные и трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; - дополнять запись числовых равенств и неравенств в соответствии с заданием; - использовать единицу измерения массы (килограмм) и единицу вместимости (литр); - использовать единицы измерения времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) и соотношения между ними: 60 мин = 1 ч, 24 ч = 1 сут., 7 сут.=1 нед., 12 мес. = 1 год; - определять массу при помощи весов и гирь; - определять время суток по часам; - решать несложные задачи на определение времени протекания действия. |
- классифицировать изученные числа по разным основаниям; - записывать числа от 1 до 39 с использованием римской письменной нумерации; - выбирать наиболее удобные единицы измерения величины для конкретного случая; - понимать и использовать разные способы названия одного и того же момента времени. |
2 |
Арифметические действия |
- складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку или в столбик; - использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления; - выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения; - устанавливать порядок выполнения действий в сложных выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней; - находить значение сложных выражений, содержащих 2-3 действия; - использовать термины: уравнение, решение уравнения, корень уравнения; - решать простые уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого и делителя различными способами. |
- выполнять сложение и вычитание величин (длины, массы, вместимости, времени); - использовать переместительное и сочетательное свойства сложение и свойства вычитания для рационализации вычислений; - применять переместительное свойство умножения для удобства вычислений; - составлять уравнения по тексту, таблице, закономерности; - проверять правильность выполнения различных заданий с помощью вычислений. |
3 |
Работа с текстовыми задачами |
- выделять в задаче условие, вопрос, данные и искомое; - дополнять текст до задачи на основе знаний о структуре задачи; - выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки; - выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач, содержащих отношения «больше в…», «меньше в…», задач на расчет стоимости (цена, количество, стоимость), на нахождение промежутка времени (начало, конец, продолжительность события); - решать простые и составные (в 2 действия) задачи на выполнение четырех арифметических действий; - составлять задачу по рисунку, краткой записи, схеме, числовому выражению. |
- составлять задачи, обратные для данной простой задачи; - находить способ решения составной задачи с помощью рассуждений от вопроса; - проверять правильность предложенной краткой записи задачи (в 1-2 действия); - выбирать правильное решение или правильный ответ задачи из предложенных (для задач в 1-2 действие); - составлять задачи, обратные для данной составной задачи; - проверять правильность и справлять (в случае необходимости) предложенную краткую запись задачи (в форме схемы, чертежа, таблицы); - сравнивать и проверять правильность предложенных решений или ответов задачи (для задач в 2-3 действия). |
4 |
Пространственные отношения. Геометрические фигуры. |
- чертить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник с заданными сторонами; - определять вид треугольника по содержащимся в нем углам (прямоугольный, тупоугольный, остроугольный) или соотношению сторон треугольника (равносторонний, равнобедренный, разносторонний); - сравнивать пространственные тела одного наименования (кубы, шары) по разным основаниям (цвет, размер, материал и т.д.). |
- распознавать цилиндр, конус, пирамиду и различные виды призм: треугольную, четырехугольную и т.д.; - использовать термины: грань, ребро, основание, вершина, высота; - находить фигуры на поверхности пространственных тел и называть их. |
5 |
Геометрические величины |
- находить длину ломанной и периметр произвольного многоугольника; - использовать при решении задач формулы для нахождения периметра квадрата, прямоугольника; - использовать единицы измерения длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и соотношение между ними: 10 мм=1см, 10см = 1 дм, 10 дм = 1 м, 100 мм = 1 дм, 100 см = 1 м. |
- выбирать удобные единицы измерения длины, периметра для конкретных случаев. |
6 |
Работа с информацией. |
- заполнять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы, по рисунку; - читать простейшие столбчатые и линейные диаграммы. |
- устанавливать закономерность расположения данных в строках и столбцах таблицы, заполнять таблицу в соответствии с установленной закономерностью; - понимать информацию, заключенную в таблице, схеме, диаграмме и представлять ее в виде теста (устного или письменного), числового выражения, уравнения; - выполнять задания в тестовой форме с выбором ответа; - выполнять действия по алгоритму: проверять правильность готового алгоритма, дополнять незавершенный алгоритм; - строить простейшие высказывания с использованием логических связок «если …, то…», «верно/неверно, что…»; - составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса. |
2. Виды деятельности учащихся
Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости, времени), описание явлений и событий с использованием величин.
Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем.
Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости.
Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение.
Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор удобного способа.
Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.
Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных опросов.
Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их математического развития:
осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры;
способность проводить исследование предмета, явления, факта с точки зрения его математической сущности (числовые характеристики объекта, форма, размеры, продолжительность, соотношение частей и пр.) — применение анализа, сравнения, обобщения, классификации для упорядочения, установления закономерностей на основе математических фактов, создания и применения моделей для решения задач, формулирования правил, составления алгоритма действия;
моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл арифметических действий, математических отношений и зависимостей, характеризующих реальные процессы (движение, работа и т. д.); выполнение измерений в учебных и житейских ситуациях, установление изменений, происходящих с математическими объектами;
прогнозирование результата математической деятельности, контроль и оценка действий с математическими объектами, обнаружение и исправление ошибок;
осуществление поиска необходимой математической информации, целесообразное ее использование Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости, времени), описание явлений и событий с использованием величин.
Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем.
Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости.
Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение.
Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор удобного способа.
Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.
Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных опросов.
Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
3.Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Целью проектной деятельности является: развитие познавательного интереса учащихся; формирование самостоятельной, инициативной позиции учащихся; формирование универсальных учебных действий; формирование компетенций; приобретение навыков самоорганизации; интегрирование знаний.
Организация проектной деятельности включает в себя следующие этапы:
предоставление информации по проектной работе;
рекомендации по выбору темы;
погружение в проект, формулировка целей и задач;
осуществление деятельности в рамках темы проекта;
презентация результатов;
подведение итогов.
Проектная деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких умений как умения классифицировать, обобщать, отбирать все возможные варианты решения, рассматривать объект с различных точек зрения, проводить самоконтроль. А так же, развивать умения и навыки, полученные в ходе освоения проектной деятельности.
Проект «Узоры и орнаменты на посуде». В процессе выполнения заданий учащиеся знакомятся с различными орнаментами, создают свой орнамент в тетради с использованием геометрических фигур.
Проект «Оригами» индивидуальная работа по изготовлению фигурок из бумаги. Организация выставки поделок оригами.
4.Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
Оценивание письменных работ
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычисли тельных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам:
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, вели чин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
- наличие записи действий;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, пол нота.
Ошибки:
- неправильный ответ на поставленный вопрос;
- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
- при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
- неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
- неправильное произношение математических терминов.
Особенности организации контроля по математике
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 ми нут урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера, (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ, тестов. Письменная проверка знаний, умений и навыков. В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки. незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения; неправильный выбор действий, операций; неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков; пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа; несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам; несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам. Недочеты: неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин); ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок; отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа. Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше. При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие оценки: Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно; Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка и 1-2 недочета; Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 1-2 недочета; Оценка "2" ставится, если в работе допущено 5 и более ошибок;
При оценке работ, состоящих только из задач: Оценка "5" ставится, если задачи решены без ошибок; Оценка "4" ставится, если допущены 1-2 ошибки; Оценка "3" ставится, если допущены 1-2 ошибки и 3-4 недочета; Оценка "2" ставится, если допущены 3 и более ошибок; При оценке комбинированных работ: Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно; Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибки и 1-2 недочета, при этом ошибки не должно быть в задаче; Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 3-4 недочета; Оценка "2" ставится, если в работе допущены 5 ошибок;
При оценке работ, включающих в себя решение выражений на порядок действий: считается ошибкой неправильно выбранный порядок действий, неправильно выполненное арифметическое действие; Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно; Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка; Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки; Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок; считается ошибкой неверный ход решения, неправильно выполненное действие, а также, если не выполнена проверка; Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно; Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка; Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки; Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок;
При оценке заданий, связанных с геометрическим материалом: считается ошибкой, если ученик неверно построил геометрическую фигуру, если не соблюдал размеры, неверно перевел одни единицы измерения в другие, если не умеет использовать чертежный инструмент для измерения или построения геометрических фигур; Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно; Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка; Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки; Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок; В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота. неправильный ответ на поставленный вопрос; неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения. Недочеты неточный или неполный ответ на поставленный вопрос; при правильном ответе неумение самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его; неумение точно сформулировать ответ решенной задачи; медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника; неправильное произношение математических терминов.
Оценка "5" ставится ученику, если он: при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного учебного материала и умеет им самостоятельно пользоваться; производит вычисления правильно и достаточно быстро; умеет самостоятельно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи); правильно выполняет практические задания. Оценка "4"ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но: ученик допускает отдельные неточности в формулировках; не всегда использует рациональные приемы вычислений. При этом ученик легко исправляет эти недочеты сам при указании на них учителем. Оценка "3" ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение более половины изученных вопросов, допускает ошибки в вычислениях и решении задач, но исправляет их с помощью учителя. Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и вычислениями даже с помощью учителя. Итоговая оценка знаний, умений и навыков Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно. Особенности организации контроля по математике. Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.). Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока. Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными. |
III РАЗДЕЛ
«ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»
Название темы |
Кол-во часов |
Планируемые образовательные результаты по каждой теме |
Нумерация
|
20 ч |
Обучающиеся должны знать: названия и последовательность чисел от 1 до 100; названия компонентов и результатов «+» и «-»; таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. Обучающиеся должны уметь: читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; находить сумму и разность чисел в пределах 100; чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка. |
Сложение и вычитание
|
64 |
Обучающиеся должны знать: названия компонентов и результатов «+» и «-»; таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания; правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащие «+» и «-» (со скобками и без них). Обучающиеся должны уметь: находить сумму и разность чисел в пределах 100, в более лёгких случаях устно, в более сложных письменно; находить значения числовых выражений в два действия, содержащие «+» и «-» (со скобками и без них); решать задачи в 1-2 действия на «+» и «-»; находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев; периметр треугольника, четырёхугольника
|
Умножение и деление
|
36 |
Обучающиеся должны знать: название и обозначение действий умножения и деления. Обучающиеся должны уметь: решать задачи в одно действие на умножение и деление. осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и справочной литературе; использовать рисуночные и символические варианты математической записи; на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, заданных ситуаций;
|
Итоговое повторение |
11 |
Формирование приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация). умение слушать учителя и товарищей; умение отвечать на поставленный вопрос; умение пользоваться приемами контроля и самоконтроля; находить страницу тетради, страницу учебника соответствующие теме урока; выделять главное в тексте («подсказки» в задаче); выделять в тексте задачи ее составные части. выполнять действия (+ -) с натуральными числами; сравнивать числа [1-100]; находить значение числового выражения в 1-2 действия без скобок; решать задачи в 1 действие.
|
2. Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса.
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
Математика 2 класс. Учебник для образовательных организаций. В 2 ч. Моро М. И., Бантовой М. А., Бельтюковой Г. В., Волковой С. И., Степановой С. В – 6-е изд.- М: Просвещение, 2015 Программа Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 класс М. «Просвещение» 2016г.
|
Печатные пособия |
Таблицы к основным разделам материла, содержащегося в программе по математике. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по математике (в том числе и в цифровой форме). Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения. Карточки с заданиями по математике для 1 — 4 классов |
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Интерактивная доска. Ноутбук
Оборудование класса |
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
|
Приложение №1
Календарно – тематическое планирование
№ урока |
Тема урока
|
Кол-во часов |
Дата проведения урока
|
Основные виды деятельности учащихся |
Раздел учебной программы по предмету « Числа от 1 до 100. Нумерация» 17 часов. |
||||
1-2 |
Числа от 1 до 20. |
2 |
02.09 03.09 |
Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; находить сумму и разность чисел в пределах 100; чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка. познакомиться с названиями и последовательностью чисел от 1 до 100; названия компонентов и результатов «+» и «-»; таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
|
3 |
Десяток. Счёт десятками до 100. |
1 |
04.09 |
|
4 |
Запись и чтение чисел от 11 до 100. |
1 |
05.09 |
|
5 |
Поместное значение цифр. |
1 |
09.09 |
|
6 |
Однозначные и двузначные числа. |
1 |
10.09 |
|
7-8 |
Миллиметр. |
2 |
11.09 12.09 |
|
9 |
Число 100. |
1 |
16.09 |
|
10 |
Метр. Таблица единиц длины. |
1 |
17.09 |
|
11-12 |
Сложение и вычитание вида 30+5, 35-5, 35-30. |
2 |
18.09 19.09 |
|
13-14 |
Рубль, копейка. |
2 |
23.09 24.09 |
|
15-17 |
Закрепление изученного по теме «Нумерация». |
3 |
25.09 26.09 30.09 |
|
Раздел учебной программы по предмету «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание». 49 часов |
||||
18-19 |
Обратная задача |
2 |
01.10 02.10 |
|
20 |
Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. |
1 |
03.09 |
Познакомятся: названия компонентов и результатов «+» и «-»; таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания; правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащие «+» и «-» (со скобками и без них). находить сумму и разность чисел в пределах 100, в более лёгких случаях устно, в более сложных письменно; находить значения числовых выражений в два действия, содержащие «+» и «-» (со скобками и без них); решать задачи в 1-2 действия на «+» и «-»; находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев; периметр треугольника, четырёхугольника. Решение задач, нахождение периметра прямоугольника, решение уравнений методом подбора. находить сумму и разность чисел в пределах 100, в более лёгких случаях устно, в более сложных письменно; находить значения числовых выражений в два действия, содержащие «+» и «-» (со скобками и без них); решать задачи в 1-2 действия на «+» и «-»; находить длину ломаной из 3-4 звеньев, периметр треугольника, четырёхугольника читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; находить сумму и разность чисел в пределах 100; чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка. познакомиться: названия и последовательность чисел от 1 до 100; названия компонентов и результатов «+» и «-»; таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
|
21-22 |
Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого. |
2 |
07.10 08.10 |
|
23 |
Единицы времени. Час. Минута. |
1 |
09.10 |
|
24-25 |
Длина ломаной линии. |
2 |
10.10 14.10 |
|
26 |
Порядок выполнения действий. Скобки. |
1 |
15.10 |
|
27 |
Числовые выражения. |
1 |
16.10 |
|
28 |
Сравнение числовых выражений. |
1 |
17.10 |
|
29 |
Периметр многоугольника. |
1 |
21.10 |
|
30-31 |
Свойства сложения. |
2 |
22.10 23.10 |
|
32 |
Свойства сложения. Устный счёт. |
1 |
24.10 |
|
33-35 |
Решение задач. |
3 |
28.10 29.10 30.10 |
|
36 |
Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания. |
1 |
31.10 |
|
37 |
Примеры вида 36+2,36+20,60+18. |
1 |
11.11 |
|
38 |
Примеры вида 36-2, 36-20. |
1 |
12.11 |
|
39 |
Примеры вида 26+4. |
1 |
13.11 |
|
40 |
Вычитание вида 30-7. |
1 |
14.11 |
|
41 |
Приёмы вычислений вида 60-24. |
1 |
18.11 |
|
42 |
Контрольная работа по теме «Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100» |
1 |
19.11
|
|
43 |
Работа над ошибками |
1 |
20.11 |
|
44-46
|
Решение задач. |
3 |
21.11 25.11 26.11 |
|
47 |
Примеры вида 26+7. |
1 |
27.11 |
|
48 |
Примеры вида 35-7. |
1 |
28.11 |
|
49-50
|
Закрепление изученных приёмов вычислений. |
2 |
02.12 03.12 |
|
51-52 |
Буквенные выражения. |
2 |
04.12 05.12 |
|
53 |
Решение задач. |
1 |
09.12 |
|
54-56 |
Уравнения. Решение уравнений способом подбора. |
3 |
10.12 11.12 12.12 |
|
57 |
Проверка сложения. |
1 |
16. 12 |
|
58
|
Контрольная работа за 2 четверть по теме «Сложение и вычитание». |
1 |
17.12
|
|
59 |
Работа над ошибками |
1 |
18.12 |
|
60-61 |
Проверка вычитания. |
2 |
19.12 23.12 |
|
62-66 |
Решение задач. |
5 |
24.12 25.12 26.12 30.12 31.12 |
|
Раздел учебной программы по предмету «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100. Письменные вычисления». 24час |
||||
67 |
Сложение вида 45+23. |
1 |
13.01 |
|
68 |
Вычитание вида 57-26. |
1 |
14.01 |
|
69-70 |
Проверка сложения и вычитания. |
2 |
15.01 16.01 |
|
71 |
Прямой угол. |
1 |
20.01 |
|
72 |
Решение задач. |
1 |
21.01 |
|
73 |
Сложение вида 37+48. |
1 |
22.01 |
|
74 |
Сложение вида 37+53. |
1 |
23.01 |
|
75-76 |
Прямоугольник. |
2 |
27.01 28.01 |
|
77 |
Сложение вида 87+13. |
1 |
29.01 |
|
78 |
Решение задач. |
1 |
30.01 |
|
79 |
Вычисления вида 32+8, 40-8, 50-24. |
1 |
03.02 |
|
80 |
Вычитание вида 50-24 |
1 |
04.02 |
|
81 |
Контрольная работа по теме «Письменные приёмы вычислений в пределах 100» |
1 |
05.02 |
|
82 |
Работа над ошибками. |
1 |
06.02 |
|
83 |
Вычитание вида 52-24. |
1 |
10.02 |
|
84 |
Решение задач. |
1 |
11.02 |
|
85 |
Подготовка к умножению. |
1 |
12.02 |
|
86 |
Свойства противоположных сторон прямоугольника. |
1 |
13.02 |
|
87 |
Подготовка к умножению. |
1 |
17.02 |
|
88 |
Квадрат. |
1 |
18.02 |
|
89 |
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» |
1 |
19.02 |
|
90 |
Работа над ошибками |
1 |
20.02 |
|
Раздел учебной программы по предмету «Умножение и деление» 26 часа |
||||
91-92 |
Конкретный смысл действия умножения. |
2 |
25.02 26.02 |
|
93 |
Приём умножения (с помощью сложения). |
1 |
27.02 |
|
94 |
Задачи на нахождение произведения. |
1 |
02.03 |
|
95 |
Периметр прямоугольника. |
1 |
03.03 |
Находить сумму и разность чисел в пределах 100, в более лёгких случаях устно, в более сложных письменно; находить значения числовых выражений в два действия, содержащие «+» и «-» (со скобками и без них); решать задачи в 1-2 действия на «+» и «-»; находить длину ломаной из 3-4 звеньев, периметр треугольника, четырёхугольника название и обозначение действий умножения и деления. решать задачи в одно действие на умножение и деление. читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; находить сумму и разность чисел в пределах 100; чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка. познакомиться названия и последовательность чисел от 1 до 100; названия компонентов и результатов «+» и «-»; таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
|
96 |
Умножение нуля и единицы. |
1 |
04.03 |
|
97 |
Контрольная работа по теме «Умножение». |
1 |
05.03 |
|
98 |
Работа над ошибками |
1 |
10.03 |
|
99-100 |
Названия компонентов и результата умножения. |
2 |
11.03 12.03 |
|
101 |
Переместительное свойство умножения. |
1 |
16.03 |
|
102 |
Решение задач. |
1 |
17.03 |
|
103-104 |
Конкретный смысл деления. Решение задач на деление по содержанию. |
2 |
18.03 19.03 |
|
105-106 |
Деление. Решение задач на деление на равные части. |
2 |
01.04 02.04 |
|
107 |
Название компонентов и результата деления. |
1 |
06.04 |
|
108 |
Умножение и деление. |
1 |
07.04 |
|
109 |
Связь между компонентами и результатом умножения |
1 |
08.04 |
|
110 |
Приём деления, основанный на связи между результатом и компонентами умножения. |
1 |
09.04
|
|
111 |
Приём умножения и деления на 10. |
1 |
13.04 |
|
112 |
Контрольная работа за 3 четверть по теме «Умножение и деление» |
1 |
14.04
|
|
113 |
Работа над ошибками. Устный счёт |
1 |
15.04 |
|
114 |
Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. |
1 |
16.04 |
|
115 |
Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. |
1 |
20.04 |
|
116 |
Решение задач. |
1 |
21.04 |
|
Раздел учебной программы по предмету «Табличное умножение и деление» 15 часов |
||||
117- 120 |
Умножение числа 2 и на 2. |
4 |
22.04 23.04 27.04 28.04 |
|
121- 123 |
Деление на 2. |
3 |
29.04 30.04 06.05 |
|
124 |
Контрольная работа по теме «Деление чисел». |
1 |
07.05 |
|
125 |
Работа над ошибками. Устный счёт. |
1 |
12.05 |
|
126 |
Закрепление по теме. « Таблица на 2» |
1 |
13.05 |
|
127- 128 |
Умножение числа 3 и на 3. |
2 |
14.05 18.05 |
|
129- 131 |
Деление на 3. |
3 |
19.05 20.05 21.05 |
|
находить сумму и разность чисел в пределах 100, в более лёгких случаях устно, в более сложных письменно; находить значения числовых выражений в два действия, содержащие «+» и «-» (со скобками и без них); решать задачи в 1-2 действия на «+» и «-»; находить длину ломаной из 3-4 звеньев, периметр треугольника, четырёхугольника название и обозначение действий умножения и деления. решать задачи в одно действие на умножение и деление |