Рабочая программа по математике, 6 класс, УМК: Дорофеев Г.В.
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: | Математика 6 Г.В. Дорофеев 170 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе авторской программы под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образовании, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Основные цели и задачи
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики;
подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии;
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В 6 классе изучается раздел «Арифметика». Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными дробями, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Место предмета в федеральном базисном учебном планеСогласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа в 6 классе рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю.
Нормативные документы
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
федеральный перечень учебников, утвержденный приказом от 7 декабря
2005 г. № 302, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Темы, выделенные курсивом, контролю не подлежат.
Учебно-методический комплектМатематика 6. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений /Г.В. Дорофеев, С.Б.Суворова, Е.А. Бунимович и др; Под ред.Г,В, Дорофеева, И.Ф.Шарыгина.-М.: Просвещение,2007
Рабочая тетрадь для 6 кл общеобразовательных учреждений/Г.В.Дорофеев, Л.В.Кузнецова и др. М.: Просвещение 2005
Математика 5-6 кл. Контрольные работы. К учебному комплекту под редакцией Г.В. Дорофева, И.Ф. Шарыгина. Методическое пособие.М.Дрофа,1999
Математика.6 кл. Методическое пособие к учеб. комплекту Г.В.Дорофеева, И.Ф.Шарыгина-М.: Дрофа,1998
(тематическое планирование)
№ п\п | Наименование темы | Требования к обязательному уровню усвоения Выпускник должен | Всего часов | К\р |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. | Обыкновенные дроби
Прямые на плоскости и в пространстве Десятичные дроби Действия с десятичными дробями Окружность Отношения и проценты Симметрия Целые числа Комбинаторика. Случайные события Рациональные числа Буквы и формулы Многоугольники и многогранники Повторение | Уметь решать основные задачи на дроби. Понимать часто встречающиеся обороты речи со словом «процент»; Находить дробь числа; находить процент некоторой величины Уметь читать, записывать и сравнивать десятичные дроби, изображать их точками на координатной прямой. Выполнять все действия с десятичными дробями; уметь выполнять прикидку результата. Уметь округлять десятичные дроби; представлять десятичную дробь в виде обыкновенной.
Определять сколько процентов одна величина составляет от другой; решать задачи на вычисление процента некоторой величины Уметь строить с помощью любых инструментов точку, а также фигуру, симметричную данной, указывать ось симметрии фигуры Знать и уметь применять правила знаков Решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов Уметь выполнять все действия с рациональными числами Уметь определять координаты точки в прямоугольной системе координат на плоскости; отмечать точку по заданным координатам Уметь записывать и понимать буквенные выражения
| 20 6 9 31 8 15 8 14 8 16 15 10 10 | 1 1 2 1 1 1 1 1 |
№ по порядку | № по теме | Тема урока | Кол ч-в по теме | Домашнее задание | Дата план | Дата факт |
1. | Обыкновенные дроби | 20 ч | ||||
1 | 1.1 | Обыкновенные дроби. | 1 | |||
2 | 1.2 | Основное свойство дроби. Приведение дробей к новому знаменателю, сокращение дробей | 1 | |||
3 | 1.3 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей Умножение и деление обыкновенных дробей | 1 | |||
4 | 1.4 | Все действия с дробями | 1 | |||
5 | 1.5 | «Многоэтажные дроби» | 1 | |||
6 | 1.6 | Нахождение значений «многоэтажных дробей» | 1 | |||
7 | 1.7 | Нахождение части от числа | 1 | |||
8 | 1.8 | Нахождение числа по его части | 1 | |||
9 | 1.9 | Как узнать какую часть одно число составляет от другого | 1 | |||
10 | 1.10 | Решение основных задач на дроби | 1 | |||
11 | 1.11 | Решение задач на дроби | 1 | |||
12 | 1.12 | Что такое процент | 1 | |||
13 | 1.13 | Выражение процентов дробью и дробей в процентах | 1 | |||
14 | 1.14 | Нахождение процентов от числа | 1 | |||
15 | 1.15 | Решение задач на проценты. Нахождение процента от числа | 1 | |||
16 | 1.16 | Решение задач на проценты. Нахождение числа по его проценту | 1 | |||
17 | 1.17 | Решение задач на проценты. Как узнать какой процент одно число составляет от другого | 1 | |||
18 | 1.18 | Столбчатые и круговые диаграммы | 1 | |||
19 | 1.19 | Построение диаграмм с использованием компьютера | 1 | |||
20 | 1.20 | Контрольная работа №1 | 1 | |||
2. | Прямые на плоскости и в пространстве | 6 ч | ||||
21 | 2.1 | Пересекающиеся прямые | 1 | |||
22 | 2.2 | Перпендикулярные прямые | 1 | |||
23 | 2.3 | Параллельные прямые | 1 | |||
24 | 2.4 | Основное свойство параллельных прямых | 1 | |||
25 | 2.5 | Расстояние между двумя точками | 1 | |||
26 | 2.6 | Расстояние от точки до прямой и плоскости Зачет по теме «Прямые на плоскости и в пространстве» | 1 | |||
3. | Десятичные дроби | 9 ч | ||||
27 | 3.1 | Как читают и записывают десятичные дроби. Новые разряды | 1 | |||
28 | 3.2 | Изображение десятичных дробей на координатной прямой | 1 | |||
29 | 3.3 | Чтение и запись десятичных дробей | 1 | |||
30 | 3.4 | Перевод обыкновенной дроби в десятичную | 1 | |||
31 | 3.5 | Десятичные дроби и метрическая система мер | 1 | |||
32 | 3.6 | Уравнивание числа разрядов | 1 | |||
33 | 3.7 | Сравнение десятичных дробей | 1 | |||
34 | 3.8 | Задачи на уравнивание | 1 | |||
35 | 3.9 | Контрольная работа №2 | 1 | |||
4. | Действия с десятичными дробями | 31 ч | ||||
36 | 4.1 | Сложение десятичных дробей | 1 | |||
37 | 4.2 | Сложение десятичных дробей. Отработка навыков сложения | 1 | |||
38 | 4.3 | Вычитание десятичных дробей | 1 | |||
39 | 4.4 | Вычитание десятичных дробей. Отработка навыков вычитания | 1 | |||
40 | 4.5 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | |||
41 | 4.6 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | |||
42 | 4.7 | Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 | 1 | |||
43 | 4.8 | Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 | 1 | |||
44 | 4.9 | Умножение десятичных дробей на натуральное число | 1 | |||
45 | 4.10 | Умножение десятичных дробей | 1 | |||
46 | 4.11 | Умножение десятичных дробей. Отработка вычислительных навыков | 1 | |||
47 | 4.12 | Умножение десятичных дробей. Прикидка результата | 1 | |||
48 | 4.13 | Умножение десятичных дробей | 1 | |||
49 | 4.14 | Деление десятичной дроби на натуральное число | 1 | |||
50 | 4.15 | Деление десятичной дроби на натуральное число. Прикидка результата | 1 | |||
51 | 4.16 | Деление десятичных дробей. Отработка вычислительных навыков | 1 | |||
52 | 4.17 | Деление десятичных дробей. | 1 | |||
53 | 4.18 | Деление десятичных дробей. С \ р «Деление и умножение десятичных дробей» | 1 | |||
54 | 4.19 | Деление десятичных дробей | 1 | |||
55 | 4.20 | Деление десятичных дробей. Бесконечные дроби | 1 | |||
56 | 4.21 | Деление десятичных дробей. Бесконечные дроби | 1 | |||
57 | 4.22 | Все действия с десятичными дробями | 1 | |||
58 | 4.23 | Все действия с десятичными дробями. Отработка вычислительных навыков | 1 | |||
59 | 4.24 | Все действия с десятичными дробями. С\р №Все действия с десятичными дробями» | 1 | |||
60 | 4.25 | Округление десятичных дробей | 1 | |||
61 | 4.26 | Округление десятичных дробей. Прикидка результата | 1 | |||
62 | 4.27 | Решение задач на движение в одном направлении | 1 | |||
63 | 4.28 | Решение задач на движение в противоположных направлениях | 1 | |||
64 | 4.29 | Решение задач на движение навстречу другу | 1 | |||
65 | 4.30 | Решение задач на движение по воде | 1 | |||
66 | 4.31 | Контрольная работа №3 | 1 | |||
5. | Окружность | 8 ч | ||||
67 | Взаимное расположение прямой и окружности | 1 | ||||
68 | 5.1 | Прямая и окружность. Касательная | 1 | |||
69 | 5.2 | Две окружности на плоскости | 1 | |||
70 | 5.3 | Концентрические окружности | 1 | |||
71 | 5.4 | Построение треугольника по трем сторонам Неравенство треугольника. | 1 | |||
72 | 5.5 | Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними | 1 | |||
73 | 5.6 | Круглые тела | 1 | |||
74 | 5.7 | Фигуры сечения. Зачет по теме «Окружность» | 1 | |||
6. | Отношения и проценты | 15 ч | ||||
75 | 6.1 | Что такое отношение Два способа сравнения чисел | 1 | |||
76 | 6.2 | Отношение | 1 | |||
77 | 6.3 | Отношение одноименных величин | 1 | |||
78 | 6.4 | Деление в данном отношении | 1 | |||
79 | 6.5 | Решение задач по теме «Деление в данном отношении» | 1 | |||
80 | 6.6 | Деление в данном отношении | 1 | |||
81 | 6.7 | «Главная» задача на проценты. Выражение процентов десятичной дробью. | 1 | |||
82 | 6.8 | «Главная» задача на проценты: нахождение процента от числа | 1 | |||
83 | 6.9 | «Главная» задача на проценты: нахождение числа по его проценту | 1 | |||
84 | 6.10 | «Главная» задача на проценты. С\р по теме «отношения и проценты» | 1 | |||
85 | 6.11 | Переход от десятичной дроби к процентам | 1 | |||
86 | 6.12 | Выражение отношения в процентах | 1 | |||
87 | 6.13 | Выражение отношения в процентах | 1 | |||
88 | 6.14 | Выражение отношения в процентах. Решение задач | 1 | |||
89 | 6.15 | Контрольная работа №4 | 1 | |||
7. | Симметрия | 8 ч | ||||
90 | 7.1 | Осевая симметрия. Свойство симметричных фигур. | 1 | |||
91 | 7.2 | Построение фигур, симметричных относительно оси | 1 | |||
92 | 7.3 | Ось симметрии фигуры | 1 | |||
93 | 7.4 | Асимметричные фигуры | 1 | |||
94 | 7.5 | Построение оси симметрии фигур | 1 | |||
95 | 7.6 | Симметрия относительно точки | 1 | |||
96 | 7.7 | Центрально-симметричные фигуры | 1 | |||
97 | 7.8 | Центральная симметрия. Зачет по теме «Симметрия» | 1 | |||
8. | Целые числа | 14 ч | ||||
98 | 8.1 | Какие числа называют целыми | 1 | |||
99 | 8.2 | Сравнение целых чисел. Правила сравнения | 1 | |||
100 | 8.3 | Сравнение целых чисел | 1 | |||
101 | 8.4 | Сложение целых чисел. Правила знаков | 1 | |||
102 | 8.5 | Сложение целых чисел | 1 | |||
103 | 8.6 | Вычитание целых чисел. Правила знаков | 1 | |||
104 | 8.7 | Вычитание целых чисел | 1 | |||
105 | 8.8 | Умножение целых чисел. Правила знаков | 1 | |||
106 | 8.9 | Умножение целых чисел. Свойства умножения | 1 | |||
107 | 8.10 | Деление целых чисел. Правила знаков | 1 | |||
108 | 8.11 | Деление целых чисел | 1 | |||
109 | 8.12 | Объединение множеств | 1 | |||
110 | 8.13 | Пересечение множеств | 1 | |||
111 | 8.14 | Контрольная работа №5 | 1 | |||
9. | Комбинаторика. Случайные события | 8 | ||||
112 | 9.1 | Логика перебора. Кодирование
| 1 | |||
113 | 9.2 | Логика перебора | 1 | |||
114 | 9.3 | Правило умножения | 1 | |||
115 | 9.4 | Правило умножения | 1 | |||
116 | 9.5 | Случайные события | 1 | |||
117 | 9.6 | Сравнение шансов | 1 | |||
118 | 9.7 | Эксперименты по случайным исходам Теория вероятности | 1 | |||
119 | 9.8 | Эксперименты по случайным исходам | 1 | |||
10. | Рациональные числа | 16 ч | ||||
120 | 10.1 | Какие числа называют рациональными | 1 | |||
121 | 10.2 | Множество рациональных чисел | 1 | |||
122 | 10.3 | Сравнение рациональных чисел | 1 | |||
123 | 10.4 | Модуль числа | 1 | |||
124 | 10.5 | Сложение рациональных чисел | 1 | |||
125 | 10.6 | Вычитание рациональных чисел | 1 | |||
126 | 10.7 | Умножение и деление рациональных чисел | 1 | |||
127 | 10.8 | Действия с рациональными числами | 1 | |||
128 | 10.9 | Действия с рациональными числами. С\р по теме «Действия с рациональными числами» | 1 | |||
129 | 10.10 | Решение задач на «обратный ход» | 1 | |||
130 | 10.11 | Что такое координаты | 1 | |||
131 | 10.12 | Прямоугольная система координат | 1 | |||
132 | 10.13 | Координатная плоскость | 1 | |||
133 | 10.14 | Построения в координатной плоскости | 1 | |||
134 | 10.15 | Построения в координатной плоскости | 1 | |||
135 | 10.16 | Контрольная работа №6 | 1 | |||
11. | Буквы и формулы | 15 ч | ||||
136 | 11.1 | О математическом языке | 1 | |||
137 | 11.2 | Буквенные выражения | 1 | |||
138 | 11.3 | Запись и чтение буквенных выражений | 1 | |||
139 | 11.4 | Формулы | 1 | |||
140 | 11.5 | Составление формул периметра и площади прямоугольника | 1 | |||
141 | 11.6 | Составление формул различных фигур | 1 | |||
142 | 11.7 | Вычисление по формулам | 1 | |||
143 | 11.8 | Вычисление по формулам, связанным с движением | 1 | |||
144 | 11.9 | Формулы длины окружности и площади круга | 1 | |||
145 | 11.10 | Что такое уравнение | 1 | |||
146 | 11.11 | Решение уравнений | 1 | |||
147 | 11.12 | Составление уравнений по условию задачи | 1 | |||
148 | 11.13 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | |||
149 | 11.14 | Решение уравнений | 1 | |||
150 | 11.15 | Контрольная работа №7 | 1 | |||
12. | Многоугольники и многогранники | 10 ч | ||||
151 | 12.1 | Сумма углов треугольника | 1 | |||
152 | 12.2 | Свойство равнобедренного треугольника | 1 | |||
153 | 12.3 | Параллелограмм | 1 | |||
154 | 12.4 | Свойства параллелограмма | 1 | |||
155 | 12.5 | Ромб, квадрат, прямоугольник | 1 | |||
156 | 12.6 | Правильные многоугольники | 1 | |||
157 | 12.7 | Равновеликие фигуры | 1 | |||
158 | 12.8 | Равносоставленные фигуры | 1 | |||
159 | 12.9 | Площади | 1 | |||
160 | 12.10 | Призма. Зачет по теме «Многоугольники и многогранники» | 1 | |||
13. | Итоговое повторение | 15 ч | ||||
161 | 13.1 | Обыкновенные дроби. Десятичные дроби | 1 | |||
162 | 13.2 | Все действия с дробями | 1 | |||
163 | 13.3 | Отношения и проценты. Решение задач на проценты | 1 | |||
164 | 13.4 | Целые числа | 1 | |||
165 | 13.5 | Все действия с целыми числами | 1 | |||
166 | 13.6 | Рациональные числа Все действия с рациональными числами | 1 | |||
167 | 13.7 | Решение уравнений | 1 | |||
168 | 13.8 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | |||
169 | 13.10 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||
170 | 13.11 | Работа над ошибками | 1 |
Результаты обучения
уметь
выполнять арифметические операции с десятичными и обыкновенными дробями;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
округлять десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов; интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.