РАБОЧАЯ ПРОГРАММА № ___ по математике (название предмета) (базовый уровень) Класс 3 Составитель:Руденко Светлана Константиновна (ФИО) Учитель начальных классов первой категории (предмет, категория) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«Математика»
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы М.И. Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика» ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:
1.Моро. М. И. Математика. 3 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. - М.: Просвещение, 2013.
Рекомендовано МО и науки РФ.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
математическое развитие младших школьников;
формирование системы начальных математических знаний;
воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
• поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний. Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приёма; предусмотрен
постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.); рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребёнка практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально рacпpеделены во времени.
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предмет ми, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).
Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Авторская программа |
Рабочая программа |
1 |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание |
8ч |
8ч |
2 |
Табличное умножение и деление |
28 ч |
28 ч |
3 |
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление |
28 ч |
28 ч |
4 |
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление |
27 ч |
27 ч |
5 |
Числа от 1 до 1000. Нумерация |
13ч |
13ч |
6 |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание |
10ч |
10ч |
7 |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление |
12ч |
12ч |
8 |
Итоговое повторение |
9 ч |
9 |
9 |
Проверка знаний |
1ч |
1ч |
ИТОГО |
136 часов |
136ч |
Описание места учебного предмета « Математика»
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 552 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебн. нед. в каждом классе). В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана» на 136 часов в год при 4 часах в неделю.
В связи с тем, что в течение учебного года выпадают праздничные дни на дни проведения уроков, учитель корректирует рабочую программу в конце года в разделе « ПовторенПланируемые предметные результаты освоения
В результате изучения математики в третьем классе дети научатся:
К концу обучения в третьем классе ученик должен научиться:
называть:
последовательность чисел до 1000;
число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
единицы длины, площади, массы;
названия компонентов и результатов умножения и деления;
виды треугольников;
правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);
таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
понятие «доля»;
определения понятий «окружность», «центр окружности», «радиус окружности», «диаметр окружности»;
чётные и нечётные числа;
определение квадратного дециметра;
определение квадратного метра;
правило умножения числа на 1;
правило умножения числа на 0;
правило деления нуля на число; сравнивать:
числа в пределах 1000;
числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
длины отрезков;
площади фигур; различать:
отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
компоненты арифметических действий;
числовое выражение и его значение;
читать:
числа в пределах 1000, записанные цифрами; воспроизводить:
результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующие случаев деления;
соотношения между единицами длины: 1 м = 100см,1 м = 10дм;
соотношения между единицами массы: 1 кг = 1000 г;
соотношения между единицами времени: 1 год =12 месяцев; 1 сутки = 24 часа;
приводить примеры:
двузначных, трёхзначных чисел;
числовых выражений;
- моделировать:
десятичный состав трёхзначного числа;
алгоритмы сложения и вычитания, умножения и деления трёхзначных чисел;
ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка упорядочивать:
числа в пределах 1000 в порядке увеличения или уменьшения; анализировать:
текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способ решения;
классифицировать:
треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний);
числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные);
конструировать:
тексты несложных арифметических задач;
алгоритм решения составной арифметической задачи; контролировать:
свою деятельность (находить и исправлять ошибки); оценивать:
готовое решение учебной задачи (верно, неверно); решать учебные и практические задачи:
записывать цифрами трёхзначные числа;
решать составные арифметические задачи в два-три действия в различных комбинациях;
вычислять сумму и разность, произведение и частное чисел в пределах 1000, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
вычислять значения простых и составных числовых выражений;
вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата);
выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
К концу обучения в третьем классе ученик получит возможность научиться:
выполнять проверку вычислений;
вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и них);
решать задачи в 1-3 действия;
находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
классифицировать треугольники;
умножать и делить разными способами;
выполнять письменное умножение и деление с трехзначными числами;
сравнивать выражения;
решать уравнения;
строить геометрические фигуры;
выполнять внетабличное деление с остатком;
использовать алгоритм деления с остатком;
выполнять проверку деления с остатком;
находить значения выражений с переменной;
писать римские цифры, сравнивать их;
записывать трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать а;
сравнивать доли;
строить окружности;
-составлять равенства и неравенства
Содержание учебного предмета (136 часов)
Числа от 1 до 100
Сложение и вычитание (продолжение) (8 ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым основе взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами.
Табличное умножение и деление (56 ч)
Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; чётны нечётные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость.
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы.
Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на крал сравнение чисел.
Задачи на нахождение четвёртого пропорционального.
Таблица умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Сводная таблица умножения
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможно деления на 0.
Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата). Текстовые задачи в три действия.
Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач.
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружности с помощью циркуля.
Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Внетабличное умножение и деление (27 ч)
Умножение суммы на число. Приёмы умножения для случаев вида 23 • 4, 4 • 23. Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 • 3, 3 • 20, 60 : 3, 80 : 20.
Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления.
Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида а + Ь, а - Ь, а • b, с : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Приёмы нахождения частного и остатка. Проверка деления с остатком.
Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч)
Устная и письменная нумерация. Разряды счётных единиц. Натуральная последовательность трёхзначных чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз.
Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых.
Сравнение трёхзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч)
Приёмы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
Решение задач в 1-3 действия на сложение.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (16 ч)
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
Решение задач в 1-3 действия на умножение и деление.
Знакомство с калькулятором.
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий.
Решение уравнений.
Решение задач изученных видов.
Формы организации учебных занятий:
Групповая (парная)
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Формы проведения учебных занятий:
Лекция
Рассказ
Беседа
Экскурсия
Лабораторная работа
Практическая работа
Самостоятельная работа
Практикум
Семинар
Семинар-практикум
Календарно-тематическое планирование
по математике для 3 класса на 2016 – 2017 учебный год
4 часа в неделю,136 часов в год
1. Моро. М. И. Математика. 3 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. - М.: Просвещение, 2013.
№ п/п |
Плановые сроки прохождения темы |
Скорректированные сроки прохождения темы |
Тема урока |
Основные виды учебной деятельности |
Числа от 1 до 100.Сложение вычитание ( 8ч ) |
||||
1 |
01.09 |
Сложение и вычитание. |
Выполнять сложение и вычитание в пределах 100. Решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание. |
|
2 |
05.09 |
Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. |
Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания. Решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание; находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев. |
|
3 |
06.09 |
Выражение с переменной. Решение уравнений с неизвестным слагаемым. |
Называть компоненты и результаты сложения и вычитания. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении. Решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание. |
|
4 |
07.09 |
Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым. |
Решать уравнения на нахождение неизвестного уменьшаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при вычитании. Находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них). |
|
5 |
08.09 |
Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. |
Решать уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при вычитании. Решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание разными способами. |
|
6 |
12.09 |
Обозначение геометрических фигур буквами. «Странички для любознательных». |
Обозначать геометрические фигуры буквами. Измерять стороны треугольника, Чертить отрезки заданной длины, делить их на части. |
|
7 |
13.09 |
Входная контрольная работа № 1, по остаточным знаниям |
Выполнять задания творческого и поискового характера: сбор, систематизация и представление информации в табличной форме; определение закономерности, по которой составлены числовые ряды и ряды геометрических фигур. Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы. |
|
8 |
14.09 |
Работа над ошибками.Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Вводная диагностическая работа. |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
|
Табличное умножение и деление ( 28 ч ) |
||||
9 |
15.09 |
Умножение. Связь между компонентами и результатом умножения. |
Использовать знания о конкретном смысле умножения при решении примеров. Закреплять знания о связи между компонентами и результатом умножения. Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи. |
|
10 |
19.09 |
Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и деления на 3. |
Определять чётные и нечётные числа, используя признак делимости на 2. Совершенствовать вычислительные навыки, используя знания таблицы умножения и деления на 3. |
|
11 |
20.09 |
Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. |
Анализировать текстовую задачу с терминами «цена», «количество», «стоимость», выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. |
|
12 |
21.09 |
Решение задач с величинами: масса одного предмета, количество предметов, общая масса. |
Анализировать текстовую задачу с величинами: масса одного предмета, количество предметов, общая масса, выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. |
|
13 |
22.09 |
Порядок выполнения действий. |
Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычислять значения числовых выражений в 2-3 действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. |
|
14 |
26.09 |
Порядок выполнения действий. Тест № 1 «Проверим себя и оценим свои достижения». |
Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях). |
|
15 |
27.09 |
Закрепление. Решение задач. |
Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. |
|
16 |
28.09 |
«Странички для любознательных». Проверочная работа № 1 по теме «Табличное умножение и деление». |
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
|
17 |
29.09 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант № 1. |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
|
18 |
03.10 |
Контрольная работа № 2 по теме «Табличное умножение и деление». |
Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания. |
|
19 |
04.10 |
Умножение четырёх, на 4 и соответствующие случаи деления. |
Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 4. Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного. |
|
20 |
05.10 |
Закрепление пройденного. Таблица умножения. |
Общие виды деятельности: оценивать, делать выводы. |
|
21 |
06.10 |
Задачи на увеличение числа в несколько раз. |
Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. |
|
22 |
10.10 |
Задачи на увеличение числа в несколько раз. |
Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи, обнаруживать и устранять ошибки логического характера, допущенные при решении. |
|
23 |
11.10 |
Задачи на уменьшение числа в несколько раз. |
Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. |
|
24 |
12.10 |
Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления. |
Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 5. Вычислять значения числовых выражений с изучаемыми действиями. |
|
25 |
13.10 |
Задачи на кратное сравнение. |
Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. |
|
26 |
17.10 |
Решение задач на кратное сравнение. |
Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи, обнаруживать и устранять ошибки логического характера, допущенные при решении. |
|
27 |
18.10 |
Решение задач. Проверочная работа № 2 по теме «Решение задач». |
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
|
28 |
19.10 |
Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления. |
Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 6. Вычислять значения числовых выражений с изучаемыми действиями. |
|
29 |
20.10 |
Контрольная работа № 3 за 1 четверть. |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
|
30 |
24.10 |
Решение задач. |
Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи, обнаруживать и устранять ошибки логического характера, допущенные при решении. |
|
31 |
25.10 |
Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. |
Составлять план решения задачи на нахождение четвёртого пропорционального. |
|
32 |
26.10 |
Решение задач. |
Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия. |
|
33 |
27.10 |
Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления. |
Составлять таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 7. Вычислять значения числовых выражений с изучаемыми действиями. |
|
34 |
07.11 |
«Странички для любознательных». Математический диктант № 2. |
Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план успешной игры. |
|
35 |
08.11 |
Проект «Математическая сказка». |
Составлять сказки, рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов. Анализировать и оценивать составленные сказки с точки зрения правильности использования в них математических элементов. Собирать и классифицировать информацию. Работать в парах. Оценивать ход и результат работы. |
|
36 |
09.11 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа № 3 по теме «Умножение и деление. Решение задач». |
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
|
Числа от 1 до 100.Табличное умножение и деление ( 28 ч) |
||||
37 |
10.11 |
Площадь. Единицы площади. |
Сравнивать геометрические фигуры по площади «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, с использованием подсчёта квадратов. |
|
38 |
14.11 |
Квадратный сантиметр. |
Измерять площади фигур в квадратных сантиметрах. Решать составные задачи, совершенствовать вычислительные навыки. |
|
39 |
15.11 |
Площадь прямоугольника. |
Выводить правило вычисления площади прямоугольника. Совершенствовать вычислительные навыки. Решать уравнения, задачи. |
|
40 |
16.11 |
Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи деления. |
Составлять таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 8. Вычислять значения числовых выражений с изучаемыми действиями. |
|
41 |
17.11 |
Решение задач. |
Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. |
|
42 |
21.11 |
Решение задач. |
Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. |
|
43 |
22.11 |
Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления. |
Составлять таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 9. Вычислять значения числовых выражений с изучаемыми действиями. |
|
44 |
23.11 |
Квадратный дециметр. |
Измерять площади фигур в квадратных дециметрах. Находить площадь прямоугольника и квадрата. Совершенствовать знание таблицы умножения, умения решать задачи. |
|
45 |
24.11 |
Таблица умножения. |
Совершенствовать знание таблицы умножения, решать задачи. Выполнять задания на логическое мышление. |
|
46 |
28.11 |
Решение задач. |
Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. Совершенствовать знание таблицы умножения. |
|
47 |
29.11 |
Квадратный метр. |
Измерять площади фигур в квадратных метрах. Находить площадь прямоугольника и квадрата. Совершенствовать знание таблицы умножения, умения решать задачи. |
|
48 |
30.11 |
Решение задач. |
Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. |
|
49 |
01.12 |
«Странички для любознательных». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Математический диктант № 3. |
Выполнять задания творческого и поискового характера. Дополнять задачи-расчёты недостающими данными и решать их. |
|
50 |
05.12 |
Промежуточная диагностика. Тест «Проверим себя и оценим свои достижения». |
Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. |
|
51 |
06.12 |
Умножение на 1. |
Умножать любое число на 1. Совершенствовать знание таблицы умножения, умения решать задачи. Выполнять задания на логическое мышление. |
|
52 |
07.12 |
Умножение на 0. |
Умножать на 0. Совершенствовать знание таблицы умножения, умения решать задачи, уравнения. Выполнять задания на логическое мышление. |
|
53 |
08.12 |
Случаи деления вида: а : а; а : 1 при а ≠ 0. |
Делить число на то же число и на 1. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
54 |
12.12 |
Деление нуля на число. |
Выполнять деление нуля на число, не равное 0. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
55 |
13.12 |
Решение задач. «Странички для любознательных». |
Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. |
|
56 |
14.12 |
Контрольная работа № 4 по теме «Табличное умножение и деление». |
Выполнять задания творческого и поискового характера. Располагать предметы на плане комнаты по описанию. Анализировать задачи-расчёты и решать их. Выполнять задания на логическое мышление. |
|
57 |
15.12 |
Доли. |
Образовывать, называть и записывать доли. Находить долю величины. Совершенствовать умение решать задачи. |
|
58 |
19.12 |
Окружность. Круг. |
Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. |
|
59 |
20.12 |
Диаметр окружности (круга). |
Чертить диаметр окружности. Находить долю величины и величину по её доле. |
|
60 |
21.12 |
Решение задач. Проверочная работа № 4 по темам «Таблица умножения и деления. Решение задач». |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
|
61 |
22.12 |
Контрольная работа № 5 за 2 четверть. |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
|
62 |
26.12 |
Единицы времени. |
Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Рассматривать единицы времени: год, месяц, неделя. Анализировать табель-календарь. |
|
63 |
27.12 |
Математический диктант № 4. Единицы времени. |
Рассматривать единицу времени: сутки, закреплять представления о временной последовательности событий. Совершенствовать умение решать задачи. |
|
64 |
28.12 |
«Странички для любознательных». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
Выполнять задания творческого и поискового характера. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
|
Числа от 1 до 100.Внетабличное умножение и деление ( 27 ч) |
||||
65 |
29.12 |
Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 · 3, 3 · 20, 60 : 3. |
Знакомиться с приёмами умножения и деления на однозначное число двузначных чисел, оканчивающихся нулём. Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. |
|
66 |
11.01 |
Случаи деления вида 80 : 20. |
Знакомиться с приёмом деления двузначных чисел, оканчивающихся нулями. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения. |
|
67 |
12.01 |
Умножение суммы на число. |
Знакомиться с различными способами умножения суммы двух слагаемых на какое-либо число. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения. |
|
68 |
16.01 |
Умножение суммы на число. |
Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения. |
|
69 |
17.01 |
Умножение двузначного числа на однозначное. |
Учиться умножать двузначное число на однозначное и однозначное на двузначное. Повторять переместительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число. |
|
70 |
18.01 |
Умножение двузначного числа на однозначное. |
Использовать правила умножения двузначного числа на однозначное и однозначного на двузначное. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения. |
|
71 |
19.01 |
Решение задач. |
Решать задачи на приведение к единице пропорционального. Решать текстовые задачи арифметическим способом. |
|
72 |
23.01 |
Выражения с двумя переменными. «Странички для любознательных». |
Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результатов. |
|
73 |
24.01 |
Деление суммы на число. |
Делить различными способами на число сумму, каждое слагаемое которой делится на это число. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении деления. |
|
74 |
25.01 |
Деление суммы на число. |
Использовать правила деления суммы на число при решении примеров и задач. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
75 |
26.01 |
Приёмы деления вида 69 : 3, 78 : 2. |
Использовать правила деления суммы на число при решении примеров и задач. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
76 |
30.01 |
Связь между числами при делении. |
Совершенствовать навыки нахождения делимого и делителя. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
77 |
31.01 |
Проверка деления. |
Использовать разные способы для проверки выполненных действий при решении примеров и уравнений. Совершенствовать вычислительные навыки. |
|
78 |
01.02 |
Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. |
Делить двузначное число на двузначное способом подбора. |
|
79 |
02.02 |
Проверка умножения делением. |
Учиться проверять умножение делением. Чертить отрезки заданной длины и сравнивать их. |
|
80 |
06.02 |
Решение уравнений. |
Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. |
|
81 |
07.02 |
Закрепление пройденного. Проверочная работа № 5 по теме «Внетабличное умножение и деление». |
Решать уравнения разных видов. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
82 |
08.02 |
«Странички для любознательных». Что узнали. Чему научились. Математический диктант № 5. |
Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы. |
|
83 |
09.02 |
Контрольная работа № 6 по теме «Внетабличное умножение и деление». |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
|
84 |
13.02 |
Деление с остатком. |
Разъяснять смысл деления с остатком. Решать примеры и задачи на внетабличное умножение и деление. |
|
85 |
14.02 |
Деление с остатком. |
Выполнять деление с остатком, делать вывод, что при делении остаток всегда меньше делителя. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
86 |
15.02 |
Деление с остатком. Деление с остатком методом подбора. |
Делить с остатком, опираясь на знание табличного умножения и деления. Решать простые и составные задачи. |
|
87 |
16.02 |
Задачи на деление с остатком. |
Решать задачи на деление с остатком, опираясь на знание табличного умножения и деления. |
|
88 |
20.02 |
Случаи деления, когда делитель больше остатка. Проверочная работа № 6 по теме «Деление с остатком». |
Рассмотреть случай деления с остатком, когда в частном получается нуль (делимое меньше делителя). Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
89 |
21.02 |
Проверка деления с остатком. Наш проект «Задачи-расчёты». |
Выполнять деление с остатком и его проверку. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Составлять и решать практические задачи с жизненным сюжетом. Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их. Составлять план решения задачи. Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы. |
|
90 |
22.02 |
Контрольная работа № 7 по темам «Решение задач и уравнений. Деление с остатком». |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
|
91 |
27.02 |
Работа над ошибками.«Странички для любознательных». Что узнали. Чему научились. Тест №2 «Проверим себя и оценим свои достижения». |
Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. |
|
ЧИСЛА от 1 до 1000. Нумерация ( 13 ч) |
||||
92 |
28.02 |
Устная нумерация чисел в пределах 1000. |
Читать трёхзначные числа. Знакомиться с новой единицей измерения – 1000. Образовывать числа из сотен, десятков, единиц; называть эти числа. |
|
93 |
01.03 |
Устная нумерация чисел в пределах 1000. |
Образовывать числа натурального ряда от 100 до 1000. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать уравнения, задачи с пропорциональными величинами. |
|
94 |
02.03 |
Разряды счётных единиц. |
Знакомиться с десятичным составом трёхзначных чисел. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать уравнения, задачи, преобразовывать единицы длины. |
|
95 |
06.03 |
Письменная нумерация чисел в пределах 1000. |
Записывать трёхзначные числа. Упорядочивать заданные числа, устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа. |
|
96 |
07.03 |
Увеличение, уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. |
Увеличивать и уменьшать натуральные числа в 10 раз, в 100 раз. Решать задачи на кратное и разностное сравнение. Читать, записывать трёхзначные числа. |
|
97 |
09.03 |
Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. |
Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
98 |
13.03 |
Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Приёмы устных вычислений. |
Рассматривать приёмы сложения и вычитания, основанные на знании разрядных слагаемых. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
99 |
14.03 |
Контрольная работа № 8 за 3 четверть. |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
|
100 |
15.03 |
Сравнение трёхзначных чисел. Математический диктант № 6. |
Рассматривать приёмы сравнения трёхзначных чисел. Проверять усвоение изучаемой темы. |
|
101 |
16.03 |
Устная и письменная нумерация чисел в пределах 1000. Проверочная работа № 7 по теме «Нумерация чисел в пределах 1000». |
Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать, соотносить единицы измерения длины. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. |
|
102 |
20.03 |
Единицы массы. |
Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. |
|
103 |
21.03 |
Тест № 3 «Проверим себя и оценим свои достижения». |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
|
104 |
22.03 |
«Странички для любознательных». Что узнали. Чему научились. |
Выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел. Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. |
|
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание ( 10 ч ) |
||||
105 |
23.03 |
Приёмы устных вычислений. |
Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000, используя приёмы сложения и вычитания чисел, запись которых оканчивается нулями. Закреплять знания устной и письменной нумерации. |
|
106 |
03.04 |
Приёмы устных вычислений вида: 450 + 30, 620–200. |
Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000, используя приёмы сложения и вычитания чисел, запись которых оканчивается нулями. Закреплять умения делить с остатком, решать задачи. |
|
107 |
04.04 |
Приёмы устных вычислений вида: 470 + 80, 560–90. |
Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000, используя приёмы сложения и вычитания чисел, запись которых оканчивается нулями. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
108 |
05.04 |
Приёмы устных вычислений вида: 260 + 310, 670–140. |
Выполнять устно вычисления, используя приёмы устных вычислений вида: 260 + 310, 670 – 140. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. |
|
109 |
06.04 |
Приёмы письменных вычислений. |
Применять приёмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений. |
|
110 |
10.04 |
Письменное сложение трёхзначных чисел. |
Применять алгоритм письменного сложения чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. |
|
111 |
11.04 |
Приёмы письменного вычитания в пределах 1000. «Что узнали. Чему научились». |
Применять алгоритм письменного вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений. |
|
112 |
12.04 |
Виды треугольников. Проверочная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание». |
Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных – равносторонние) и называть их. |
|
113 |
13.04 |
Закрепление. Решение задач. «Странички для любознательных». Тест № 4 «Верно? Неверно?» |
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. |
|
114 |
17.04 |
Контрольная работа № 9 «Приемы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел». |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
|
Умножение и деление ( 12 ч) |
||||
115 |
18.04 |
Приёмы устных вычислений вида: 180 · 4, 900 : 3. |
Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000, используя приём умножения и деления трёхзначных чисел, которые оканчиваются нулями. |
|
116 |
19.04 |
Приёмы устных вычислений вида: 240 · 4, 203 · 4, 960 : 3. |
Выполнять устно деление и умножение трёхзначных чисел на основе умножения суммы на число и деления суммы на число. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
117 |
20.04 |
Приёмы устных вычислений вида: 100 : 50, 800 : 400. |
Выполнять устное деление трёхзначных чисел способом подбора. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения. |
|
118 |
24.04 |
Виды треугольников. «Странички для любознательных». |
Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
119 |
25.04 |
Приёмы устных вычислений в пределах 1000. Закрепление. |
Выполнять устное деление трёхзначных чисел. |
|
120 |
26.04 |
Приёмы письменного умножения в пределах 1000. |
Умножать письменно в пределах 1000 без перехода через разряд трёхзначного числа на однозначное число. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
121 |
27.04 |
Приёмы письменного умножения в пределах 1000. |
Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. Составлять план работы, анализировать, оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность. |
|
122 |
02.05 |
Приёмы письменного умножения в пределах 1000. Закрепление. |
Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
123 |
03.05 |
Закрепление. Проверочная работа № 9 по теме «Умножение многозначного числа на однозначное». |
Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначное число на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
124 |
04.05 |
Приём письменного деления на однозначное число. |
Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
125 |
10.05 |
Приём письменного деления на однозначное число. |
Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное и выполнять это действие. |
|
126 |
11.05 |
Проверка деления. Приём письменного деления на однозначное число. Знакомство с калькулятором. |
Делить трёхзначные числа и соответственно проверять деление умножением. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора. |
|
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе ( 9 ч ). Проверка знаний ( 1 ч ) |
||||
127 |
15.05 |
Проверочная работа № 10 по теме «Деление многозначного числа на однозначное». |
Находить и объяснять ошибки в вычислениях. Выполнять вычисления и делать проверку. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
128 |
16.05 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначное число на однозначное. Составлять план работы, анализировать, оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
129 |
17.05 |
Повторение приёма письменного деления на однозначное число. Математический диктант № 7. |
Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное и выполнять это действие. |
|
130 |
18.05 |
Контрольная работа № 10 «Приёмы письменного умножения и деления в пределах 1000». |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
|
131 |
22.05 |
Итоговая диагностическая работа. |
Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
|
132 |
23.05 |
Нумерация. Сложение и вычитание. Геометрические фигуры и величины. |
Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
|
133 |
24.05 |
Контрольная работа № 11 за год. |
Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
|
134 |
25.05 |
Умножение и деление. Задачи. Математический диктант № 8. |
Оценить результаты освоения тем за 3 класс, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
|
135 |
29.05 |
Геометрические фигуры и величины. Тест № 5 «Проверим себя и оценим свои достижения». |
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. |
|
136 |
30.05 |
Правила о порядке выполнения действий. Задачи. |
Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
|
Итого: 136 часов |