12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Руденко Светлана Константиновна2405 Россия, Московская обл., Можайск Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Рабочая программа по математике для 3 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА № ___ по математике (название предмета) (базовый уровень) Класс 3 Составитель:Руденко Светлана Константиновна (ФИО) Учитель начальных классов первой категории (предмет, категория) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«Математика»
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы М.И. Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика» ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:
1.Моро. М. И. Математика. 3 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. - М.: Просвещение, 2013.
Рекомендовано МО и науки РФ.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
математическое развитие младших школьников;
формирование системы начальных математических знаний;
воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
• поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний. Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приёма; предусмотрен
постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.); рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребёнка практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально рacпpеделены во времени.
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предмет ми, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Авторская программа | Рабочая программа |
1 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 8ч | 8ч |
2 | Табличное умножение и деление | 28 ч | 28 ч |
3 | Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление | 28 ч | 28 ч |
4 | Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление | 27 ч | 27 ч |
5 | Числа от 1 до 1000. Нумерация | 13ч | 13ч |
6 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 10ч | 10ч |
7 | Числа от 1 до 1000. Умножение и деление | 12ч | 12ч |
8 | Итоговое повторение | 9 ч | 9 |
9 | Проверка знаний | 1ч | 1ч |
ИТОГО | 136 часов | 136ч |
Описание места учебного предмета « Математика»
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 552 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебн. нед. в каждом классе). В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана» на 136 часов в год при 4 часах в неделю.
В связи с тем, что в течение учебного года выпадают праздничные дни на дни проведения уроков, учитель корректирует рабочую программу в конце года в разделе « ПовторенПланируемые предметные результаты освоения
В результате изучения математики в третьем классе дети научатся:
К концу обучения в третьем классе ученик должен научиться:
называть:
последовательность чисел до 1000;
число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
единицы длины, площади, массы;
названия компонентов и результатов умножения и деления;
виды треугольников;
правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);
таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
понятие «доля»;
определения понятий «окружность», «центр окружности», «радиус окружности», «диаметр окружности»;
чётные и нечётные числа;
определение квадратного дециметра;
определение квадратного метра;
правило умножения числа на 1;
правило умножения числа на 0;
правило деления нуля на число; сравнивать:
числа в пределах 1000;
числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
длины отрезков;
площади фигур; различать:
отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
компоненты арифметических действий;
числовое выражение и его значение;
читать:
числа в пределах 1000, записанные цифрами; воспроизводить:
результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующие случаев деления;
соотношения между единицами длины: 1 м = 100см,1 м = 10дм;
соотношения между единицами массы: 1 кг = 1000 г;
соотношения между единицами времени: 1 год =12 месяцев; 1 сутки = 24 часа;
приводить примеры:
двузначных, трёхзначных чисел;
числовых выражений;
- моделировать:
десятичный состав трёхзначного числа;
алгоритмы сложения и вычитания, умножения и деления трёхзначных чисел;
ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка упорядочивать:
числа в пределах 1000 в порядке увеличения или уменьшения; анализировать:
текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способ решения;
классифицировать:
треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний);
числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные);
конструировать:
тексты несложных арифметических задач;
алгоритм решения составной арифметической задачи; контролировать:
свою деятельность (находить и исправлять ошибки); оценивать:
готовое решение учебной задачи (верно, неверно); решать учебные и практические задачи:
записывать цифрами трёхзначные числа;
решать составные арифметические задачи в два-три действия в различных комбинациях;
вычислять сумму и разность, произведение и частное чисел в пределах 1000, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
вычислять значения простых и составных числовых выражений;
вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата);
выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
К концу обучения в третьем классе ученик получит возможность научиться:
выполнять проверку вычислений;
вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и них);
решать задачи в 1-3 действия;
находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
классифицировать треугольники;
умножать и делить разными способами;
выполнять письменное умножение и деление с трехзначными числами;
сравнивать выражения;
решать уравнения;
строить геометрические фигуры;
выполнять внетабличное деление с остатком;
использовать алгоритм деления с остатком;
выполнять проверку деления с остатком;
находить значения выражений с переменной;
писать римские цифры, сравнивать их;
записывать трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать а;
сравнивать доли;
строить окружности;
-составлять равенства и неравенства
Содержание учебного предмета (136 часов)
Числа от 1 до 100
Сложение и вычитание (продолжение) (8 ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым основе взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами.
Табличное умножение и деление (56 ч)
Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; чётны нечётные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость.
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы.
Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на крал сравнение чисел.
Задачи на нахождение четвёртого пропорционального.
Таблица умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Сводная таблица умножения
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможно деления на 0.
Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата). Текстовые задачи в три действия.
Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач.
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружности с помощью циркуля.
Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Умножение суммы на число. Приёмы умножения для случаев вида 23 • 4, 4 • 23. Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 • 3, 3 • 20, 60 : 3, 80 : 20.
Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления.
Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида а + Ь, а - Ь, а • b, с : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Приёмы нахождения частного и остатка. Проверка деления с остатком.
Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального.
Устная и письменная нумерация. Разряды счётных единиц. Натуральная последовательность трёхзначных чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз.
Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых.
Сравнение трёхзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Приёмы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
Решение задач в 1-3 действия на сложение.
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
Решение задач в 1-3 действия на умножение и деление.
Знакомство с калькулятором.
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий.
Решение уравнений.
Решение задач изученных видов.
Формы организации учебных занятий:
Групповая (парная)
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Формы проведения учебных занятий:
Лекция
Рассказ
Беседа
Экскурсия
Лабораторная работа
Практическая работа
Самостоятельная работа
Практикум
Семинар
Семинар-практикум
по математике для 3 класса на 2016 – 2017 учебный год
4 часа в неделю,136 часов в год
1. Моро. М. И. Математика. 3 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. - М.: Просвещение, 2013.
№ п/п | Плановые сроки прохождения темы | Скорректированные сроки прохождения темы | Тема урока | Основные виды учебной деятельности |
Числа от 1 до 100.Сложение вычитание ( 8ч ) | ||||
1 | 01.09 | Сложение и вычитание. | Выполнять сложение и вычитание в пределах 100. Решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание. | |
2 | 05.09 | Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. | Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания. Решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание; находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев. | |
3 | 06.09 | Выражение с переменной. Решение уравнений с неизвестным слагаемым. | Называть компоненты и результаты сложения и вычитания. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении. Решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание. | |
4 | 07.09 | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым. | Решать уравнения на нахождение неизвестного уменьшаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при вычитании. Находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них). | |
5 | 08.09 | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. | Решать уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при вычитании. Решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание разными способами. | |
6 | 12.09 | Обозначение геометрических фигур буквами. «Странички для любознательных». | Обозначать геометрические фигуры буквами. Измерять стороны треугольника, Чертить отрезки заданной длины, делить их на части. | |
7 | 13.09 | Входная контрольная работа № 1, по остаточным знаниям | Выполнять задания творческого и поискового характера: сбор, систематизация и представление информации в табличной форме; определение закономерности, по которой составлены числовые ряды и ряды геометрических фигур. Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы. | |
8 | 14.09 | Работа над ошибками.Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Вводная диагностическая работа. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | |
Табличное умножение и деление ( 28 ч ) | ||||
9 | 15.09 | Умножение. Связь между компонентами и результатом умножения. | Использовать знания о конкретном смысле умножения при решении примеров. Закреплять знания о связи между компонентами и результатом умножения. Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи. | |
10 | 19.09 | Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и деления на 3. | Определять чётные и нечётные числа, используя признак делимости на 2. Совершенствовать вычислительные навыки, используя знания таблицы умножения и деления на 3. | |
11 | 20.09 | Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. | Анализировать текстовую задачу с терминами «цена», «количество», «стоимость», выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. | |
12 | 21.09 | Решение задач с величинами: масса одного предмета, количество предметов, общая масса. | Анализировать текстовую задачу с величинами: масса одного предмета, количество предметов, общая масса, выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. | |
13 | 22.09 | Порядок выполнения действий. | Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычислять значения числовых выражений в 2-3 действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. | |
14 | 26.09 | Порядок выполнения действий. Тест № 1 «Проверим себя и оценим свои достижения». | Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях). | |
15 | 27.09 | Закрепление. Решение задач. | Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. | |
16 | 28.09 | «Странички для любознательных». Проверочная работа № 1 по теме «Табличное умножение и деление». | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | |
17 | 29.09 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант № 1. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | |
18 | 03.10 | Контрольная работа № 2 по теме «Табличное умножение и деление». | Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания. | |
19 | 04.10 | Умножение четырёх, на 4 и соответствующие случаи деления. | Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 4. Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного. | |
20 | 05.10 | Закрепление пройденного. Таблица умножения. | Общие виды деятельности: оценивать, делать выводы. | |
21 | 06.10 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. | |
22 | 10.10 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи, обнаруживать и устранять ошибки логического характера, допущенные при решении. | |
23 | 11.10 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. | |
24 | 12.10 | Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления. | Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 5. Вычислять значения числовых выражений с изучаемыми действиями. | |
25 | 13.10 | Задачи на кратное сравнение. | Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. | |
26 | 17.10 | Решение задач на кратное сравнение. | Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи, обнаруживать и устранять ошибки логического характера, допущенные при решении. | |
27 | 18.10 | Решение задач. Проверочная работа № 2 по теме «Решение задач». | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | |
28 | 19.10 | Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления. | Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 6. Вычислять значения числовых выражений с изучаемыми действиями. | |
29 | 20.10 | Контрольная работа № 3 за 1 четверть. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | |
30 | 24.10 | Решение задач. | Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи, обнаруживать и устранять ошибки логического характера, допущенные при решении. | |
31 | 25.10 | Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. | Составлять план решения задачи на нахождение четвёртого пропорционального. | |
32 | 26.10 | Решение задач. | Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия. | |
33 | 27.10 | Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления. | Составлять таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 7. Вычислять значения числовых выражений с изучаемыми действиями. | |
34 | 07.11 | «Странички для любознательных». Математический диктант № 2. | Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план успешной игры. | |
35 | 08.11 | Проект «Математическая сказка». | Составлять сказки, рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов. Анализировать и оценивать составленные сказки с точки зрения правильности использования в них математических элементов. Собирать и классифицировать информацию. Работать в парах. Оценивать ход и результат работы. | |
36 | 09.11 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа № 3 по теме «Умножение и деление. Решение задач». | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | |
Числа от 1 до 100.Табличное умножение и деление ( 28 ч) | ||||
37 | 10.11 | Площадь. Единицы площади. | Сравнивать геометрические фигуры по площади «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, с использованием подсчёта квадратов. | |
38 | 14.11 | Квадратный сантиметр. | Измерять площади фигур в квадратных сантиметрах. Решать составные задачи, совершенствовать вычислительные навыки. | |
39 | 15.11 | Площадь прямоугольника. | Выводить правило вычисления площади прямоугольника. Совершенствовать вычислительные навыки. Решать уравнения, задачи. | |
40 | 16.11 | Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи деления. | Составлять таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 8. Вычислять значения числовых выражений с изучаемыми действиями. | |
41 | 17.11 | Решение задач. | Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. | |
42 | 21.11 | Решение задач. | Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. | |
43 | 22.11 | Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления. | Составлять таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 9. Вычислять значения числовых выражений с изучаемыми действиями. | |
44 | 23.11 | Квадратный дециметр. | Измерять площади фигур в квадратных дециметрах. Находить площадь прямоугольника и квадрата. Совершенствовать знание таблицы умножения, умения решать задачи. | |
45 | 24.11 | Таблица умножения. | Совершенствовать знание таблицы умножения, решать задачи. Выполнять задания на логическое мышление. | |
46 | 28.11 | Решение задач. | Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. Совершенствовать знание таблицы умножения. | |
47 | 29.11 | Квадратный метр. | Измерять площади фигур в квадратных метрах. Находить площадь прямоугольника и квадрата. Совершенствовать знание таблицы умножения, умения решать задачи. | |
48 | 30.11 | Решение задач. | Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. | |
49 | 01.12 | «Странички для любознательных». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Математический диктант № 3. | Выполнять задания творческого и поискового характера. Дополнять задачи-расчёты недостающими данными и решать их. | |
50 | 05.12 | Промежуточная диагностика. Тест «Проверим себя и оценим свои достижения». | Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | |
51 | 06.12 | Умножение на 1. | Умножать любое число на 1. Совершенствовать знание таблицы умножения, умения решать задачи. Выполнять задания на логическое мышление. | |
52 | 07.12 | Умножение на 0. | Умножать на 0. Совершенствовать знание таблицы умножения, умения решать задачи, уравнения. Выполнять задания на логическое мышление. | |
53 | 08.12 | Случаи деления вида: а : а; а : 1 при а ≠ 0. | Делить число на то же число и на 1. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | |
54 | 12.12 | Деление нуля на число. | Выполнять деление нуля на число, не равное 0. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | |
55 | 13.12 | Решение задач. «Странички для любознательных». | Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. | |
56 | 14.12 | Контрольная работа № 4 по теме «Табличное умножение и деление». | Выполнять задания творческого и поискового характера. Располагать предметы на плане комнаты по описанию. Анализировать задачи-расчёты и решать их. Выполнять задания на логическое мышление. | |
57 | 15.12 | Доли. | Образовывать, называть и записывать доли. Находить долю величины. Совершенствовать умение решать задачи. | |
58 | 19.12 | Окружность. Круг. | Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. | |
59 | 20.12 | Диаметр окружности (круга). | Чертить диаметр окружности. Находить долю величины и величину по её доле. | |
60 | 21.12 | Решение задач. Проверочная работа № 4 по темам «Таблица умножения и деления. Решение задач». | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | |
61 | 22.12 | Контрольная работа № 5 за 2 четверть. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | |
62 | 26.12 | Единицы времени. | Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Рассматривать единицы времени: год, месяц, неделя. Анализировать табель-календарь. | |
63 | 27.12 | Математический диктант № 4. Единицы времени. | Рассматривать единицу времени: сутки, закреплять представления о временной последовательности событий. Совершенствовать умение решать задачи. | |
64 | 28.12 | «Странички для любознательных». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | Выполнять задания творческого и поискового характера. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | |
Числа от 1 до 100.Внетабличное умножение и деление ( 27 ч) | ||||
65 | 29.12 | Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 · 3, 3 · 20, 60 : 3. | Знакомиться с приёмами умножения и деления на однозначное число двузначных чисел, оканчивающихся нулём. Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. | |
66 | 11.01 | Случаи деления вида 80 : 20. | Знакомиться с приёмом деления двузначных чисел, оканчивающихся нулями. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения. | |
67 | 12.01 | Умножение суммы на число. | Знакомиться с различными способами умножения суммы двух слагаемых на какое-либо число. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения. | |
68 | 16.01 | Умножение суммы на число. | Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения. | |
69 | 17.01 | Умножение двузначного числа на однозначное. | Учиться умножать двузначное число на однозначное и однозначное на двузначное. Повторять переместительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число. | |
70 | 18.01 | Умножение двузначного числа на однозначное. | Использовать правила умножения двузначного числа на однозначное и однозначного на двузначное. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения. | |
71 | 19.01 | Решение задач. | Решать задачи на приведение к единице пропорционального. Решать текстовые задачи арифметическим способом. | |
72 | 23.01 | Выражения с двумя переменными. «Странички для любознательных». | Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результатов. | |
73 | 24.01 | Деление суммы на число. | Делить различными способами на число сумму, каждое слагаемое которой делится на это число. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении деления. | |
74 | 25.01 | Деление суммы на число. | Использовать правила деления суммы на число при решении примеров и задач. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | |
75 | 26.01 | Приёмы деления вида 69 : 3, 78 : 2. | Использовать правила деления суммы на число при решении примеров и задач. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | |
76 | 30.01 | Связь между числами при делении. | Совершенствовать навыки нахождения делимого и делителя. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | |
77 | 31.01 | Проверка деления. | Использовать разные способы для проверки выполненных действий при решении примеров и уравнений. Совершенствовать вычислительные навыки. | |
78 | 01.02 | Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. | Делить двузначное число на двузначное способом подбора. | |
79 | 02.02 | Проверка умножения делением. | Учиться проверять умножение делением. Чертить отрезки заданной длины и сравнивать их. | |
80 | 06.02 | Решение уравнений. | Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. | |
81 | 07.02 | Закрепление пройденного. Проверочная работа № 5 по теме «Внетабличное умножение и деление». | Решать уравнения разных видов. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | |
82 | 08.02 | «Странички для любознательных». Что узнали. Чему научились. Математический диктант № 5. | Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы. | |
83 | 09.02 | Контрольная работа № 6 по теме «Внетабличное умножение и деление». | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | |
84 | 13.02 | Деление с остатком. | Разъяснять смысл деления с остатком. Решать примеры и задачи на внетабличное умножение и деление. | |
85 | 14.02 | Деление с остатком. | Выполнять деление с остатком, делать вывод, что при делении остаток всегда меньше делителя. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | |
86 | 15.02 | Деление с остатком. Деление с остатком методом подбора. | Делить с остатком, опираясь на знание табличного умножения и деления. Решать простые и составные задачи. | |
87 | 16.02 | Задачи на деление с остатком. | Решать задачи на деление с остатком, опираясь на знание табличного умножения и деления. | |
88 | 20.02 | Случаи деления, когда делитель больше остатка. Проверочная работа № 6 по теме «Деление с остатком». | Рассмотреть случай деления с остатком, когда в частном получается нуль (делимое меньше делителя). Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | |
89 | 21.02 | Проверка деления с остатком. Наш проект «Задачи-расчёты». | Выполнять деление с остатком и его проверку. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Составлять и решать практические задачи с жизненным сюжетом. Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их. Составлять план решения задачи. Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы. | |
90 | 22.02 | Контрольная работа № 7 по темам «Решение задач и уравнений. Деление с остатком». | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | |
91 | 27.02 | Работа над ошибками.«Странички для любознательных». Что узнали. Чему научились. Тест №2 «Проверим себя и оценим свои достижения». | Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | |
ЧИСЛА от 1 до 1000. Нумерация ( 13 ч) | ||||
92 | 28.02 | Устная нумерация чисел в пределах 1000. | Читать трёхзначные числа. Знакомиться с новой единицей измерения – 1000. Образовывать числа из сотен, десятков, единиц; называть эти числа. | |
93 | 01.03 | Устная нумерация чисел в пределах 1000. | Образовывать числа натурального ряда от 100 до 1000. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать уравнения, задачи с пропорциональными величинами. | |
94 | 02.03 | Разряды счётных единиц. | Знакомиться с десятичным составом трёхзначных чисел. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать уравнения, задачи, преобразовывать единицы длины. | |
95 | 06.03 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. | Записывать трёхзначные числа. Упорядочивать заданные числа, устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа. | |
96 | 07.03 | Увеличение, уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. | Увеличивать и уменьшать натуральные числа в 10 раз, в 100 раз. Решать задачи на кратное и разностное сравнение. Читать, записывать трёхзначные числа. | |
97 | 09.03 | Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. | Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | |
98 | 13.03 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Приёмы устных вычислений. | Рассматривать приёмы сложения и вычитания, основанные на знании разрядных слагаемых. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | |
99 | 14.03 | Контрольная работа № 8 за 3 четверть. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | |
100 | 15.03 | Сравнение трёхзначных чисел. Математический диктант № 6. | Рассматривать приёмы сравнения трёхзначных чисел. Проверять усвоение изучаемой темы. | |
101 | 16.03 | Устная и письменная нумерация чисел в пределах 1000. Проверочная работа № 7 по теме «Нумерация чисел в пределах 1000». | Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать, соотносить единицы измерения длины. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | |
102 | 20.03 | Единицы массы. | Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. | |
103 | 21.03 | Тест № 3 «Проверим себя и оценим свои достижения». | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | |
104 | 22.03 | «Странички для любознательных». Что узнали. Чему научились. | Выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел. Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. | |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание ( 10 ч ) | ||||
105 | 23.03 | Приёмы устных вычислений. | Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000, используя приёмы сложения и вычитания чисел, запись которых оканчивается нулями. Закреплять знания устной и письменной нумерации. | |
106 | 03.04 | Приёмы устных вычислений вида: 450 + 30, 620–200. | Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000, используя приёмы сложения и вычитания чисел, запись которых оканчивается нулями. Закреплять умения делить с остатком, решать задачи. | |
107 | 04.04 | Приёмы устных вычислений вида: 470 + 80, 560–90. | Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000, используя приёмы сложения и вычитания чисел, запись которых оканчивается нулями. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | |
108 | 05.04 | Приёмы устных вычислений вида: 260 + 310, 670–140. | Выполнять устно вычисления, используя приёмы устных вычислений вида: 260 + 310, 670 – 140. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. | |
109 | 06.04 | Приёмы письменных вычислений. | Применять приёмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений. | |
110 | 10.04 | Письменное сложение трёхзначных чисел. | Применять алгоритм письменного сложения чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. | |
111 | 11.04 | Приёмы письменного вычитания в пределах 1000. «Что узнали. Чему научились». | Применять алгоритм письменного вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений. | |
112 | 12.04 | Виды треугольников. Проверочная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание». | Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных – равносторонние) и называть их. | |
113 | 13.04 | Закрепление. Решение задач. «Странички для любознательных». Тест № 4 «Верно? Неверно?» | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. | |
114 | 17.04 | Контрольная работа № 9 «Приемы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел». | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | |
Умножение и деление ( 12 ч) | ||||
115 | 18.04 | Приёмы устных вычислений вида: 180 · 4, 900 : 3. | Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000, используя приём умножения и деления трёхзначных чисел, которые оканчиваются нулями. | |
116 | 19.04 | Приёмы устных вычислений вида: 240 · 4, 203 · 4, 960 : 3. | Выполнять устно деление и умножение трёхзначных чисел на основе умножения суммы на число и деления суммы на число. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | |
117 | 20.04 | Приёмы устных вычислений вида: 100 : 50, 800 : 400. | Выполнять устное деление трёхзначных чисел способом подбора. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения. | |
118 | 24.04 | Виды треугольников. «Странички для любознательных». | Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | |
119 | 25.04 | Приёмы устных вычислений в пределах 1000. Закрепление. | Выполнять устное деление трёхзначных чисел. | |
120 | 26.04 | Приёмы письменного умножения в пределах 1000. | Умножать письменно в пределах 1000 без перехода через разряд трёхзначного числа на однозначное число. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | |
121 | 27.04 | Приёмы письменного умножения в пределах 1000. | Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. Составлять план работы, анализировать, оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность. | |
122 | 02.05 | Приёмы письменного умножения в пределах 1000. Закрепление. | Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | |
123 | 03.05 | Закрепление. Проверочная работа № 9 по теме «Умножение многозначного числа на однозначное». | Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначное число на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | |
124 | 04.05 | Приём письменного деления на однозначное число. | Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | |
125 | 10.05 | Приём письменного деления на однозначное число. | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное и выполнять это действие. | |
126 | 11.05 | Проверка деления. Приём письменного деления на однозначное число. Знакомство с калькулятором. | Делить трёхзначные числа и соответственно проверять деление умножением. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора. | |
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе ( 9 ч ). Проверка знаний ( 1 ч ) | ||||
127 | 15.05 | Проверочная работа № 10 по теме «Деление многозначного числа на однозначное». | Находить и объяснять ошибки в вычислениях. Выполнять вычисления и делать проверку. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | |
128 | 16.05 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначное число на однозначное. Составлять план работы, анализировать, оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | |
129 | 17.05 | Повторение приёма письменного деления на однозначное число. Математический диктант № 7. | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное и выполнять это действие. | |
130 | 18.05 | Контрольная работа № 10 «Приёмы письменного умножения и деления в пределах 1000». | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | |
131 | 22.05 | Итоговая диагностическая работа. | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | |
132 | 23.05 | Нумерация. Сложение и вычитание. Геометрические фигуры и величины. | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | |
133 | 24.05 | Контрольная работа № 11 за год. | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | |
134 | 25.05 | Умножение и деление. Задачи. Математический диктант № 8. | Оценить результаты освоения тем за 3 класс, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | |
135 | 29.05 | Геометрические фигуры и величины. Тест № 5 «Проверим себя и оценим свои достижения». | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. | |
136 | 30.05 | Правила о порядке выполнения действий. Задачи. | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | |
Итого: 136 часов |