Рабочая программа по математике для 9 класса
Рабочая программа по математике
для 9 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике;
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. «Дрофа». Москва. 2002. С. 96-99.
- Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 кл./ Сост. Т.А.Бурмистрова. М.: «Просвещение», 2012;
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 кл./ Сост. Т.А.Бурмистрова. М.: «Просвещение», 2012;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования
- Учебник «Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений» под ред. Теляковского С.А., Макарычев Ю.Н. и др., М. «Просвещение», 2014г.
- Учебник «Геометрия Учебник для 7 - 9 класса общеобразовательных учреждений» авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.,., М. «Просвещение», 2014г.
Обучение математике в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Интеллектуальное развитие, продолжение формирований качеств личности, свойственных математической деятельности: ясности и точности мышления, критичности мышления, интуиции как свернутого сознания, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры в 9 класс отводится 3 ч в неделю, всего 105 ч, на изучение геометрии - 2 ч в неделю, всего 70 ч.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
МОДУЛЬ «А Л Г Е Б Р А»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Свойства функций. Квадратичная функция
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Решение задач путем выделения квадрата двучлена из квадратного трехчлена. Функция y = ax2 + bx + с, её свойства, график. Степенная функция.
Цель – расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции.
Знать основные свойства функций, уметь находить промежутки знакопостоянства, возрастания, убывания функций
Уметь находить область определения и область значений функции, читать график функции.
Уметь решать квадратные уравнения, определять знаки корней
Уметь выполнять разложение квадратного трехчлена на множители
Уметь строить график функции у=ах2 , выполнять простейшие преобразования графиков функций
Уметь строить график квадратичной функции, выполнять простейшие преобразования графиков функций
Уметь строить график квадратичной функции» находить по графику нули функции, промежутки, где функция принимает положительные и отрицательные значения.
Уметь построить график функции y=ax2 и применять её свойства. Уметь построить график функции y=ax2 + bx + с и применять её свойства
Уметь находить токи пересечения графика Квадратичной функции с осями координат. Уметь разложить квадратный трёхчлен на множители.
Уметь строить график функции у=хn , знать свойства степенной функции с натуральным показателем, уметь решать уравнения хn=а при: а) четных и б)нечетных значениях n
Знать определение корня n- й степени.
2. Уравнения и неравенства с одной переменной
Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
Цель – систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать уменение решать неравенства вида ax2 + bx + с> 0 или ax2 + bx + с < 0, где а≠0.
Знать методы решения уравнений:
а) разложение на множители;
б) введение новой переменной;
в) графический способ.
Уметь решать целые уравнения методом введения новой переменной
Уметь решать системы 2 уравнений с 2 переменными графическим способом
Уметь решать уравнения с 2 переменными способом подстановки и сложения
Уметь решать задачи «на работу», «на движение» и другие составлением систем уравнений.
Решение уравнений третьей и четвертой степени с одним неизвестным с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной.
3. Уравнения и неравенства с двумя переменными.
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Цель - выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени. Неравенства с двумя переменными.
Уметь решать системы, содержащие одно уравнение первой, а другое второй степени. Решать задачи методом составления систем.
Уметь решать квадратное неравенство алгебраическим способом. Уметь решать квадратное неравенство с помощью графика квадратичной функции
Уметь решать квадратное неравенство методом интервалов. Уметь находить множество значений квадратичной функции.
Уметь решать неравенство ах2 +вх+с.≥0 на основе свойств квадратичной функции
4. Прогрессии Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых n членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Цель – дать понятие об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
Добиться понимания терминов «член последовательности», «номер члена последовательности», «формула n –го члена арифметической прогрессии»
Знать формулу n –го члена арифметической прогрессии, свойства членов арифметической прогрессии, способы задания арифметической прогрессии
Уметь применять формулу суммы n –первых членов арифметической прогрессии при решении задач
Знать, какая последовательность является геометрической, уметь выявлять, является ли последовательность геометрической, если да, то находить q
Уметь вычислять любой член геометрической прогрессии по формуле, знать свойства членов геометрической прогрессии
Уметь применять формулу при решении стандартных задач
Уметь находить разность арифметической прогрессии
Уметь находить сумму n первых членов арифметической прогрессии. Уметь находить любой член геометрической прогрессии.
Уметь находить сумму n первых членов геометрической прогрессии. Уметь решать задачи.
5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Цель – ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятие относительной частоты и вероятности случайного события.
Знать формулы числа перестановок, размещений, сочетаний и уметь пользоваться ими.
Уметь пользоваться формулой комбинаторики при вычислении вероятностей
7. Итоговое повторение.
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7-9 класса).
Учебно - тематический план
№ темы |
Название темы |
Количество часов |
1 |
Повторение курса 8 класса |
5 |
2 |
Квадратичная функция |
25 |
3 |
Уравнения и неравенства с одной переменной |
13 |
4 |
Уравнения и неравенства с двумя переменными |
15 |
5 |
Арифметическая и геометрическая прогрессии |
15 |
6 |
Элементы комбинаторики и теории вероятностей |
13 |
7 |
Повторение |
17 |
Резерв |
2 |
|
Всего: |
105 |
МОДУЛЬ «Г Е О М Е Т Р И Я»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Векторы
Понятие вектора. Длина (модуль) и направление вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. [ Коллинеарные векторы. Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям.] Координаты вектора. Уравнения окружности и прямой.
Основная цель - сформировать понятие вектора как направленного отрезка, показать учащимся применение вектора к решению задач.
Знать/ понимать
понятия: вектор, длина вектора, равенство векторов, коллинеарные векторы,
сонаправленные векторы, сумма векторов, разность векторов, произведение
вектора на число, средняя линия трапеции, лемма, координатные
векторы, радиус-вектор, длина вектора.
Уметь: Применять вектор к решению простейших задач; вычислять длину и координаты вектора; выполнять операции над векторами в геометрической и координатной форме.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.
Основная цель – познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.
Знать/ понимать
Понятия: единичная полуокружность, синус угла, косинус угла, тангенс угла,
формулы приведения; угол между векторами; скалярное произведение векторов.
Теоремы: теорема о площади треугольника, теорема синусов, теорема
косинусов; теорема о скалярном произведении векторов.
Уметь: пользоваться алгоритмами решения произвольных треугольников;
вычислять площадь треугольника, используя изученные формулы; вычислять угол между векторами
Длина окружности и площадь круга
Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга.
Основная цель – Расширить и систематизировать знания об окружностях и многоугольниках.
Знать/ понимать
Понятия: правильный многоугольник, вписанная и описанная окружность, дуга
окружности, круговой сектор.
Формулы: формула для вычисления угла α правильного n- угольника, площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной
окружности, длины дуги окружности, длины окружности, площадь
круга, площадь кругового сектора.
Уметь: применять формулы при решении задач: вычисление площадей и сторон
правильных многоугольников; радиус вписанных и описанных
окружностей; длину дуги окружности и площадь круга; выполнять
построение квадрата, правильного треугольника, шестиугольника и 2n-угольника.
Движение
Понятие движения. Параллельный перенос и поворот.
Основная цель – познакомить с понятием движения на плоскости :симметриями, параллельным переносом, поворотом.
Знать/ понимать
Понятия: движение, отображение плоскости, симметрия, параллельный перенос, поворот.
Уметь: выполнять построение образов точек, отрезков, треугольников
при симметриях, параллельном переносе, повороте.
6. Повторение. Решение задач.
Учебно - тематический план
№ темы |
Наименование темы |
Количество часов |
1 |
Векторы. |
22 |
2 |
Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. |
13 |
3 |
Длина окружности и площадь круга |
13 |
4 |
Движения |
10 |
5 |
Повторение |
2+8 |
Резерв |
2 |
|
Всего: |
70 |
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса:
В результате изучения курса алгебры учащиеся должны уметь:
знать / понимать
• существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
• как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
• как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
• вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира;
уметь
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и пропорциональностью величин, дробями и процентами;
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств;
находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы,
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
В результате изучения курса геометрии учащиеся должны уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Литература
Учебные пособия:
Алгебра: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; Под ред. С.А.Теляковского. – М.: Просвещение, 2014.
Геометрия, 7 – 9: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2014 г.
Рабочая тетрадь по геометрии: К учебнику Л.С.Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9» : 9-й класс/ Т.М.Тищенко. – М.: ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2014.
Методическая литература:
Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика, 5 – 11 кл. – 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2002.
Учебное издание «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы». Составитель: Бурмистрова Т. А., - М.: Просвещение, 2012.
Учебное издание «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т. А., - М.: Просвещение, 2012.
Атанасян, Л. С, Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя [Текст] / Л. С. Атанасян. - М.: Просвещение, 2005.
Поурочное планирование