Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса «Математический практикум»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Башкирская республиканская гимназия интернат №3
Рассмотрена и рекомендована на заседании методического совета
ГБОУ БРГИ №3
Протокол № 100
От «__01_» ___09_____ 2016г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ БРГИ №3
________________Ф.Ф. Бусканов
Приказ № 96
От «_01_» ____09______ 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по математике для обучающихся 9-го класса «Математический практикум»2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
СОСТАВИТЕЛЬ:
С.Т. ТУНАСОВА
УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ
И МАТЕМАТИКИ
Пояснительная записка
С 2005-2006 учебного года государственная итоговая аттестация (ГИА) по математике за курс основной школы проводится в новой форме, которая, несмотря на очевидную связь с ЕГЭ, обладает некоторыми особенностями.
С учетом целей обучения в основной школе контрольно-измерительные материалы экзамена в новой форме проверяют сформированность комплекса умений, связанных с информационно-коммуникативной деятельностью, с получением, анализом, а также применением эмпирических знаний.
В связи с тем, что ЕГЭ по математике с 2009 года является обязательным для всех выпускников школ, Государственная итоговая аттестация за курс основной школы выдержана в идеологии единого подхода к общей математической подготовке обучающихся.
Экзаменационная работа ГИА состоит из двух частей.
Первая часть предполагает проверку уровня обязательной подготовки обучающихся ( владение понятиями, знание свойств и алгоритмов, решение стандартных задач).
Вторая часть имеет вид традиционной контрольной работы и состоит из пяти заданий. Эта часть работы направлена на дифференцированную проверку повышенного уровня математической подготовки обучающихся: владение формально-оперативным аппаратом, интеграция знаний из различных тем школьного курса, исследовательские навыки.
Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время на индивидуальных и групповых занятиях.
Для качественной подготовки к экзамену из школьного компонента выделен час на развивающий курс, который позволяет расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.
Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений обучающихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования; развивает мышление и исследовательские знания обучающихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки обучающихся.
Цели элективного курса: подготовить обучающихся к сдаче экзамена в форме ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи:
Повторить и обобщить знания по алгебре и геометрии за курс основной общеобразовательной школы;
Расширить знания по отдельным темам курса Алгебра 5-9 класс и Геометрия 7-9 класс;
Выработать умение пользоваться контрольноизмерительными материалами.
Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается, что обучающиеся достигнут следующих результатов:
Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий ГИА;
Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
Выработают умения:
-
самоконтроль времени выполнения заданий;
оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
прикидка границ результатов;
прием «спирального движения» (по тесту).
Основные методические особенности курса:
Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;
Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
Активное применение развивающих технологий: «Мозговой штурм», «Триз».
Структура курса
Курс рассчитан на 102 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:
Проценты
Выражения и их преобразования
Уравнения и системы уравнений
Неравенства
Функции
Текстовые задачи
Геометрия
Формы организации учебных занятий
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений.
Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
Контроль и система оценивания
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися самостоятельных, практических и лабораторных работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.
Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации обучающихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в форме малого ЕГЭ).
Количественная оценка предназначена для снабжения обучающихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.
Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования.
Учебно-тематический план
Тема |
Количество часов |
Формы проведения |
Образовательный продукт |
|||
Всего |
Лекции |
Практикум |
||||
1 |
Проценты |
7ч |
0,5ч |
6,5ч |
Мини-лекция, урок-практикум, тестирование. |
Овладение умениями решать задачи на проценты различных видов, различными способами. |
2 |
8 ч. |
0,5 ч. |
7,5 ч. |
Мини-лекция, урок-практикум, тестирование. |
||
3 |
Уравнения. |
5 ч. |
0,5 ч. |
4,5 ч. |
Комбинирован ный урок, групповая работа |
Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами. |
4 |
Системы уравнений. |
5 ч. |
0,5 ч. |
4,5 ч. |
Мини-лекция, работа в парах |
Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений. |
5 |
Неравенства. |
5 ч. |
0,5 ч. |
4,5 ч. |
Комбинированный урок, урок-практикум, тестирование |
Овладение умениями решать неравенства различных видов, различными способами. |
6 |
Функции |
4 ч. |
0,5 ч. |
3,5 ч. |
Семинар, групповая работа, тестирование |
Обобщение знаний о различных функциях и их графиках. |
7 |
Текстовые задачи. |
5 ч. |
0,5 ч |
4,5 ч. |
Мини-лекция, групповая работа, тестирование |
Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами. |
8 |
Уравнения и неравенства с модулем. |
5 ч. |
0,5 ч. |
4,5 ч. |
Мини-лекция, работа в парах |
Овладение умениями решать уравнения, содержащие знак модуля различных видов, различными способами. |
9 |
Уравнения и неравенства с параметром. |
5 ч. |
0,5 ч. |
4,5 ч. |
Мини-лекция, урок-практикум |
Овладение умениями решать уравнения и неравенства с параметрами. |
10 |
Геометрия. |
10ч. |
0,5 ч. |
9,5 ч. |
Мини-лекция, урок-практикум |
Овладение умениями решать геометрические задачи различных видов, различными способами. |
11 |
Обобщающее повторение. Решение заданий КИМов ГИА |
43ч. |
- |
43 ч. |
Индивидуальная работа Тестирование Пробный экзамен |
Умение работать с полным объемом КИМов ГИА |
Итого |
102ч |
Содержание программы курса
Тема 1. Проценты
Решение задач на проценты. Сложный процент.
Тема 2. Числа и выражения. Преобразование выражений
Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.
Тема 3. Уравнения
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробнорациональных и уравнений высших степеней).
Тема 4. Системы уравнений
Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.
Тема 6. Функции
Функции, их свойства и графики (линейная, обратнопропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.
Тема 7. Текстовые задачи
.Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.
Тема 8. Уравнения и неравенства с модулем
Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.
Тема 9. Уравнения и неравенства с параметром
Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений.
Тема 10. Геометрия
Параллельные прямые. Треугольник. Четырехугольник. Окружность.
Тема 11. Обобщающее повторение. Решение заданий КИМов ГИА
Решение задач из контрольно измерительных материалов для ГИА.
Список литературы:
Алгебра: сб. заданий для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9 кл. /[Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.].- 5-е изд. — М. : Просвещение, 2010..
Алгебра: сб. заданий для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9 кл. /[Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2014г.
Математика. Базовый уровень ОГЭ-2016. 9 класс. Экспресс подготовка/Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Калабухова. - Ростов - на- Дону: Легион, 2015. - 384 с. -(ОГЭ)
Математика. Решения методическими рекомендациями. 9 класс. Подготовка к ОГЭ - 2016. 40 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно- методическое пособие/под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Калабухова. - Ростов - на- Дону: Легион, 2015. - 368 с. -(ОГЭ)
И. В. Ященко, А. В. Семенов, П. И. Захаров Подготовка к экзамену по математике ОГЭ 9класс (новая форма). - Методические рекомендации. - М., МЦНМО, 2017..
Математика. 9 класс. Подготовка к ОГЭ -2017: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.О. Иванова. – Ростов –на-Дону: Легион-М. 2016.
Математика 9 класс. ОГЭ 2017: учебно- методическое пособие/ Под ред. Д.А. Мальцева. Ростов на-Дону: Издатель Мальцев Д.А.; М: Народное образование, 2016.
Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания 9 класс. М.: «Экзамен», 2016..
Мордкович А.Г. Алгебра. Часть 1. Учебник. 79 классы. М.: «Мнемозина», 2004.
Геометрия. Задачи ОГЭ с развернутым ответом. 9 класс/ В.А. Дремов, А.П. Дремов. - Изд.2-е, перераб. и доп.- Ростов на Дону: Легион, 2016.
Математика 9 класс. ОГэ 2017. Решебник: учебно- методическое пособие/ Под ред. Д.А. Мальцева. Ростов на-Дону: Издатель Мальцев Д.А.; М: Народное образование, 2016.