Рабочая программа по направлению внеурочной деятельности: социальное «Познай себя» (основы психологических знаний) основное общее образование 5 классы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением предметов образовательной области
«Технология»
Актуальность программы
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения ФГОС как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения.
Поэтому и возникла необходимость разработки и применения системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО в среднем звене, которая с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, и с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна обеспечить формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации.
Отметим, что школьное психологическое образование должно предусматривать не только психологическую грамотность своих выпускников, но и развитие их психологической культуры, которой сегодня так недостает нашему обществу.
Школьные годы являются сенситивным периодом для приобщения человека к культуре. Поэтому вновь актуальную проблему воспитания детей и школьников целесообразно рассматривать в контексте развития их психологической культуры как важной составляющей общей культуры человека.
Познание ребенком мира и себя должно проходить в школе сквозь призму духовных ценностей, главные из которых – уважение людей и себя как человека. Основу формирования духовных ценностей составляют психологические знания ребенка о самом себе как представителей рода человеческого, обладающий всеми данными для развития, несущем в себе потенциал творчества и нравственности и отвечающем за реализацию или не реализацию этого потенциала наряду с теми взрослыми, которые помогают ему войти в культуру современного общества.тка проблемы психологического сопровождения введения новых стандартов в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся.
В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного развития, а с другой стороны - это путь формирования психологической основы обучения, обладающей внутренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществляться не только саморазвитию и саморегуляции личности, но и эффективному самостоятельному приобретению знаний.
Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся.
Данная программа психологического развития приводят к улучшению познавательной (степень расчлененности восприятия, сформированность мыслительных операций сравнения, содержательного анализа, установления закономерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления) и когнитивно-личностной сферы учащихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление от стаивать свое мнение, формирование адекватной само оценки, повышение интереса ко всем школьным уро кам, исчезновение боязни отвечать на уроках, рост школьной успеваемости).
Программа призвана приобщить обучающихся к вопросам самопознания. С опорой на психологию и этику изучаются возможности, потребности, способности и интересы человека.
Как известно, важнейшим содержанием психического развития пятиклассников становится развитие самосознания, у детей возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Его волнуют вопросы: «Кто я?», «Каков я?», «Кем я буду?» и т.п. Интерес к себе, собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.
Память, способности, воображение, внушаемость и многое другое для учащегося остаются тайной «за семью печатями». Отсюда и возможные ошибки в самооценке, поведении, общении, в выборе жизненного пути.
Цель программы.
Психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности учащихся с введением ФГОС ООО для создания здоровье сберегающей среды, социально – психологических условий развития личности учащихся и их успешного обучения.
Задачи программы:
Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
2. Помочь взрослеющему человеку в стремлении познать себя, понять себя - достаточно полно и правильно.
3. Формировать навыки самосовершенствования, самосознания и самоконтроля.
4. Формирование нравственных личностных качеств.
5. Способствование повышению общей коммуникативной культуры учащихся, формирования навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.
6. Создание условий для снижения тревожности.
Настоящая программа рассчитана на год обучения детей 10 – 12 лет.
Программа рассчитана на 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 1 академический час. Группа состоит из 12-15 человек.
При организации деятельности с обучающимися используются следующие формы работы: групповые и индивидуальные занятия, психолого-педагогические тренинги, тестирование, анализ воспитывающих ситуаций, решение психологических и этических задач. Ведется специальная тетрадь с творческими заданиями, вырезки из газет и журналов, материалы анкет и тестов.
Для успешного осуществления занятий необходимы следующие условия: репродукции, литература, тесты, опросники, магнитофон и записи для проведения занятий по релаксации.
Ожидаемые результаты.
Своевременная профилактика и эффективное решение проблем, возникающих в обучении, общении и психическом состоянии школьников по результатам отслеживания динамики психологического развития детей.
Совершенствование системы психолого-педагогической поддержки пятиклассников в период адаптации при переходе в среднее звено, позволяющей им приспособиться к новым школьным требованиям, развиваться и совершенствоваться в различных сферах деятельности.
Создание специальных социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую работу с детьми, испытывающими проблемы в психологическом развитии и обучении с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся.
Умение обучающихся организовать свою деятельность по самопознанию, саморазвитию и самоопределению, позволяющую успешно социализироваться большинству выпускников основной школы.
Оказание психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса путем обеспечения вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
№ п/п |
Раздел программы 5 класс |
Количество часов |
I. |
«Кто я и мои друзья» (введение в психологию). |
|
1. |
Открой самого себя (ярмарка достоинств) |
2 |
2. |
Зачем надо знать себя (методика Дембо_- Рубинштейн). |
2 |
3. |
Что такое жизнь и как она возникла? |
1 |
4. |
Адаптационное занятие «Планета моего класса» |
3 |
5. |
Страхи, часть нашего Я (методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса) |
2 |
6. |
Групповое занятие, тема: «Школьные страхи» (снижение уровня тревожности учащихся). |
2 |
7. |
Групповое занятие, тема: «Агрессивность» (снижение уровня тревожности учащихся). |
1 |
8. |
Групповое занятие, тема: «Принятие себя» (снижение уровня тревожности учащихся). |
1 |
II. |
«Самые оригинальные» (творчество) |
|
1. |
Психология творчества (творческое отношение к действительности) |
1 |
2. |
Креативность (диагностика) |
1 |
3 |
«Мы фантазируем» (элементы арттерапии) |
2 |
III. |
«Какой я умный» (развитие познавательных способностей) |
|
1. |
Развиваем память (методика «Заучивание 10 слов») |
1 |
2 |
Интеллект ( Тест Амтхауэра) |
2 |
3 |
Способности, как они проявляются. |
1 |
4 |
Мыслительные способности (методика «Исключение слов»). |
1 |
5 |
Что такое общение? |
1 |
6 |
Язык жестов. Можно ли общаться без слов? |
1 |
7 |
Характер. Как проявляются черты характера. Характер и успехи в школе. |
1 |
8 |
Темперамент (опросник Г. Айзенка для определения типа темперамента) |
2 |
9 |
Воображение |
1 |
11 |
Сосредоточенность и внимание. |
1 |
12 |
Восприятие и его свойства. |
1 |
13 |
Ощущение |
1 |
IV. |
Повышение самопознания, самостоятельности, саморазвития. |
|
Подготовка и защита творческих проектов |
3 |
|
35 |
Содержание изучаемого курса.
5 класс.
I раздел: «Кто я и мои друзья» (введение в психологию).
-
Открой самого себя (ярмарка достоинств) - 2 часа
Знакомство с причинами, которые заставляют человека обращаться к самопознанию.
Приемы самопознания. Проведение рефлексии в отношении самого себя. Составить свой комплексный психологический портрет, используя средства информационных технологий. Дать обратную связь. Разработать программу саморазвития в отношении самого себя.
-
Зачем надо знать себя (методика Дембо_- Рубинштейн) – 2 час.
Систематизировать и обобщить знания о самих себе. Учащиеся должны научиться представлять систематизированные знания о себе в виде презентации, выполненной средствами Microsoft Power Point, отражать обобщенный материал в виде истории, сказки, метафоры. Методика Дембо_- Рубинштейн.
3.Что такое жизнь и как она возникла? – 1 час.
Знания о существующих гипотезах возникновения жизни. Взращивание и преобразование духовного опыт учащихся посредством создания особого, насыщенного ценностями и смыслами воспитательного пространства: опыта рефлексии и совместной рефлексии, опыта понимания себя и других, опыта проблематизации (определения воспитанником актуальных для него проблем бытия), опыта сотрудничества в определении и решении данных проблем.
4. Адаптационное занятие «Планета моего класса» - 3 часа.
Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.
5. Страхи, часть нашего Я (методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса) – 2 часа.
Формирование представления о том, что такое страх, о плюсах и минусах страхов. Овладение приемами коррекции страхов и умение применять их на практике. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
6. Групповое занятие, тема: «Школьные страхи» (снижение уровня тревожности учащихся). -2 час.
Обучение способам осознания и отреагирования эмоций, навыкам расслабления, снятие телесных зажимов. Способствовать повышению самооценки.
7. Групповое занятие, тема: «Агрессивность» (снижение уровня тревожности учащихся). – 1 час.
Актуализация позитивного опыта. Упражнения для разрядки агрессивных эмоций.
8. Групповое занятие, тема: «Принятие себя» (снижение уровня тревожности учащихся) – 1 час.
Повышение поддержки от окружающих, повышение самооценки.
II раздел: «Самые оригинальные» (творчество)
Психология творчества (творческое отношение к действительности) – 1 час.
«Мы фантазируем» (элементы арттерапии) – 1 час.
Креативность (диагностика) – 2 часа.
III радел: «какой я умный» (развитие познавательных способностей)
Развиваем память (методика «Заучивание 10 слов») – 1 час.
Общее представление о памяти. Основные процессы памяти. Диагностическая процедура: методика «10 слов».
Интеллект ( Тест Амтхауэра) – 2 часа.
Психологическая характеристика интеллектуальной деятельности. Притча «Сообразительны и глупый ученик». Тест Амтхауэра.
Способности, как они проявляются – 1 час.
Понятие способности. Задатки, способности и деятельность. Как развиваются способности.
Мыслительные способности (методика «Исключение слов») – 1 час.
Понятие мышление. Роль образов в процессе переработки информации. Методика «Кубики» Амтхауэра.
Что такое общение? – 1 час.
Расширить у учащихся понятие «Общение». Показать роль общения в жизни людей. Показать зависимость успехов человека, его настроения от соблюдения им установленных в обществе правил общения и человеческого поведения.
Язык жестов. Можно ли общаться без слов?- 1 час.
Понятие невербальные средства общения. Показать с помощью различных ситуаций, что невербальные средства общения позволяют точнее передать содержание высказывания. Помочь учащимся преодолеть замкнутость, скованность (развитие двигательного раскрепощения).
Характер. Как проявляются черты характера. Характер и успехи в школе. – 1 час
Что такое характер? Как проявляются черты характера. Черты характера и способности.
Темперамент (опросник Г. Айзенка для определения типа темперамента) – 2 часа
Темперамент и характер. Психологические характеристикитемпераментов. Что такое темперамент? Опросник Г. Айзенка для определения типа темперамента.
Воображение – 1 час.
Понятие воображение. Виды воображения.
Сосредоточенность и внимание – 1 час.
Что такое внимание. Виды внимания. Развитие внимания в детском возрасте. Методика Мюнстерберга (и ее модификации).
Восприятие и его свойства – 1 час.
Понятие термина восприятие. Способы восприятия.
Ощущение – 1 час
Что такое ощущение. Виды ощущений. Развитие ощущений.
IV раздел: Повышение самопознания, самостоятельности, саморазвития.
Подготовка и защита творческих проектов – 3 часа.
Список литературы.
1.Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М., 1997.
2. Андреева Г.М. Соуиальная психология: Пособие для студентов/Г.М. Андреева. – М., 2001.
3. Берн Э. Игры в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Э.Берн. – М.: Современный литератор, 2006.
4.Битянова М. Р. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено// Школьный психолог. — 2001. — № 33.
5.Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М., 1996.
6. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком / А.А. Бодалев. – М., 1992.
7.Бондаревская Р. С. Организация диагностической и коррекпионно-развивающей работы с учащимися 5,6 классов. — СПб., 1994.
8.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
9. Дубровина И.В. Преподавание психологии в школе, 3-11-й классы – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2007.
10.Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. — СПб., 2002.
11 Лютова Е. К, Монина Г.Б.. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2001.
12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2007.
13.Микляева А.В., РНумянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб., 2006.
14.Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
15.Практикум по возрастной психологии / Ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб., 2002.
16.Практическая психология в образовании / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2000.
17.Прихожан А. М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у
подростков.— М., 1977.
18.Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности //
Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С. 11-18.
19.Прихожан А. М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на
деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Ред. В. М. Ас
тапов. - СПб.. 2001. - С. 143-156.
20.Прутченков А. С. Свет мой зеркальце, скажи... — М., 1996..
21.Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Вып. 1-4. — М., 2001.
22.Фопель К. Психологические группы. — М., 2000.
23.Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема// Вопросы психологии. — 2001. — № 5. — С. 19-35.
22.Чистякова М. И. Психогимнастика. — М., 2005.