12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Палагина Маргарита Николаевна94
Палагина Маргарита Николаевна Педагог-психолог "МБОУ СШ №9 с УИОП" г.Нижневартовск образование высшее, Московский психолого-социальный институт, 2010 год, квалификация: Психолог. Преподаватель психологии по специальности «Психология"
Россия, Ханты-Мансийский АО, Нижневартовск
Материал размещён в группе «Школьный психолог»
2

Рабочая программа по направлению внеурочной деятельности: социальное «Познай себя» (основы психологических знаний) основное общее образование 5 классы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением предметов образовательной области

«Технология»

Актуальность программы

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения ФГОС как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения.

Поэтому и возникла необходимость разработки и применения системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО в среднем звене, которая с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, и с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна обеспечить формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации.

Отметим, что школьное психологическое образование должно предусматривать не только психологическую грамотность своих выпускников, но и развитие их психологической культуры, которой сегодня так недостает нашему обществу.

Школьные годы являются сенситивным периодом для приобщения человека к культуре. Поэтому вновь актуальную проблему воспитания детей и школьников целесообразно рассматривать в контексте развития их психологической культуры как важной составляющей общей культуры человека.

Познание ребенком мира и себя должно проходить в школе сквозь призму духовных ценностей, главные из которых – уважение людей и себя как человека. Основу формирования духовных ценностей составляют психологические знания ребенка о самом себе как представителей рода человеческого, обладающий всеми данными для развития, несущем в себе потенциал творчества и нравственности и отвечающем за реализацию или не реализацию этого потенциала наряду с теми взрослыми, которые помогают ему войти в культуру современного общества.тка проблемы психологического сопровождения введения новых стандартов в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся.

В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного развития, а с другой стороны - это путь формирования психологической основы обучения, обладающей внутренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществляться не только саморазвитию и саморегуляции личности, но и эффективному самостоятельному приобретению знаний.

Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся.

Данная программа психологического развития приводят к улучшению познавательной (степень расчлененности восприятия, сформированность мыслительных операций сравнения, содержательного анализа, установления закономерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления) и когнитивно-личностной сферы учащихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление от стаивать свое мнение, формирование адекватной само оценки, повышение интереса ко всем школьным уро кам, исчезновение боязни отвечать на уроках, рост школьной успеваемости).

Программа призвана приобщить обучающихся к вопросам самопознания. С опорой на психологию и этику изучаются возможности, потребности, способности и интересы человека.

Как известно, важнейшим содержанием психического развития пятиклассников становится развитие самосознания, у детей возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Его волнуют вопросы: «Кто я?», «Каков я?», «Кем я буду?» и т.п. Интерес к себе, собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.

Память, способности, воображение, внушаемость и многое другое для учащегося остаются тайной «за семью печатями». Отсюда и возможные ошибки в самооценке, поведении, общении, в выборе жизненного пути.

Цель программы.

Психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности учащихся с введением ФГОС ООО для создания здоровье сберегающей среды, социально – психологических условий развития личности учащихся и их успешного обучения.

Задачи программы:

Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.

2. Помочь взрослеющему человеку в стремлении познать себя, понять себя - достаточно полно и правильно.

3. Формировать навыки самосовершенствования, самосознания и самоконтроля.

4. Формирование нравственных личностных качеств.

5. Способствование повышению общей коммуникативной культуры учащихся, формирования навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.

6. Создание условий для снижения тревожности.

Настоящая программа рассчитана на год обучения детей 10 – 12 лет.

Программа рассчитана на 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 1 академический час. Группа состоит из 12-15 человек.

При организации деятельности с обучающимися используются следующие формы работы: групповые и индивидуальные занятия, психолого-педагогические тренинги, тестирование, анализ воспитывающих ситуаций, решение психологических и этических задач. Ведется специальная тетрадь с творческими заданиями, вырезки из газет и журналов, материалы анкет и тестов.

Для успешного осуществления занятий необходимы следующие условия: репродукции, литература, тесты, опросники, магнитофон и записи для проведения занятий по релаксации.

Ожидаемые результаты.

Своевременная профилактика и эффективное решение проблем, возникающих в обучении, общении и психическом состоянии школьников по результатам отслеживания динамики психологического развития детей.

Совершенствование системы психолого-педагогической поддержки пятиклассников в период адаптации при переходе в среднее звено, позволяющей им приспособиться к новым школьным требованиям, развиваться и совершенствоваться в различных сферах деятельности.

Создание специальных социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую работу с детьми, испытывающими проблемы в психологическом развитии и обучении с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся.

Умение обучающихся организовать свою деятельность по самопознанию, саморазвитию и самоопределению, позволяющую успешно социализироваться большинству выпускников основной школы.

Оказание психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса путем обеспечения вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

 

п/п

Раздел программы

5 класс

Количество часов

I.

«Кто я и мои друзья» (введение в психологию).

1.

Открой самого себя (ярмарка достоинств)

2

2.

Зачем надо знать себя (методика Дембо_- Рубинштейн).

2

3.

Что такое жизнь и как она возникла?

1

4.

Адаптационное занятие «Планета моего класса»

3

5.

Страхи, часть нашего Я (методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса)

2

6.

Групповое занятие, тема: «Школьные страхи» (снижение уровня тревожности учащихся).

2

7.

Групповое занятие, тема: «Агрессивность» (снижение уровня тревожности учащихся).

1

8.

Групповое занятие, тема: «Принятие себя» (снижение уровня тревожности учащихся).

1

II.

«Самые оригинальные» (творчество)

1.

Психология творчества (творческое отношение к действительности)

1

2.

Креативность (диагностика)

1

3

«Мы фантазируем» (элементы арттерапии)

2

     

III.

«Какой я умный» (развитие познавательных способностей)

1.

Развиваем память (методика «Заучивание 10 слов»)

1

2

Интеллект ( Тест Амтхауэра)

2

3

Способности, как они проявляются.

1

4

Мыслительные способности (методика «Исключение слов»).

1

5

Что такое общение?

1

6

Язык жестов. Можно ли общаться без слов?

1

7

Характер. Как проявляются черты характера. Характер и успехи в школе.

1

8

Темперамент (опросник Г. Айзенка для определения типа темперамента)

2

9

Воображение

1

11

Сосредоточенность и внимание.

1

12

Восприятие и его свойства.

1

13

Ощущение

1

IV.

Повышение самопознания, самостоятельности, саморазвития.

 

Подготовка и защита творческих проектов

3

   

35

 

 

 

Содержание изучаемого курса.

5 класс.

I раздел: «Кто я и мои друзья» (введение в психологию).

  • Открой самого себя (ярмарка достоинств) - 2 часа

Знакомство с причинами, которые заставляют человека обращаться к самопознанию.

Приемы самопознания. Проведение рефлексии в отношении самого себя. Составить свой комплексный психологический портрет, используя средства информационных технологий. Дать обратную связь. Разработать программу саморазвития в отношении самого себя.

  • Зачем надо знать себя (методика Дембо_- Рубинштейн) – 2 час.

Систематизировать и обобщить знания о самих себе. Учащиеся должны научиться представлять систематизированные знания о себе в виде презентации, выполненной средствами Microsoft Power Point, отражать обобщенный материал в виде истории, сказки, метафоры. Методика Дембо_- Рубинштейн.

3.Что такое жизнь и как она возникла? – 1 час.

Знания о существующих гипотезах возникновения жизни. Взращивание и преобразование духовного опыт учащихся посредством создания особого, насыщенного ценностями и смыслами воспитательного пространства: опыта рефлексии и совместной рефлексии, опыта понимания себя и других, опыта проблематизации (определения воспитанником актуальных для него проблем бытия), опыта сотрудничества в определении и решении данных проблем.

4. Адаптационное занятие «Планета моего класса» - 3 часа.

Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.

5. Страхи, часть нашего Я (методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса) – 2 часа.

Формирование представления о том, что такое страх, о плюсах и минусах страхов. Овладение приемами коррекции страхов и умение применять их на практике. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

6. Групповое занятие, тема: «Школьные страхи» (снижение уровня тревожности учащихся). -2 час.

Обучение способам осознания и отреагирования эмоций, навыкам расслабления, снятие телесных зажимов. Способствовать повышению самооценки.

7. Групповое занятие, тема: «Агрессивность» (снижение уровня тревожности учащихся). – 1 час.

Актуализация позитивного опыта. Упражнения для разрядки агрессивных эмоций.

8. Групповое занятие, тема: «Принятие себя» (снижение уровня тревожности учащихся) – 1 час.

Повышение поддержки от окружающих, повышение самооценки.

II раздел: «Самые оригинальные» (творчество)

Психология творчества (творческое отношение к действительности) – 1 час.

«Мы фантазируем» (элементы арттерапии) – 1 час.

Креативность (диагностика) – 2 часа.

III радел: «какой я умный» (развитие познавательных способностей)

Развиваем память (методика «Заучивание 10 слов») – 1 час.

Общее представление о памяти. Основные процессы памяти. Диагностическая процедура: методика «10 слов».

Интеллект ( Тест Амтхауэра) – 2 часа.

Психологическая характеристика интеллектуальной деятельности. Притча «Сообразительны и глупый ученик». Тест Амтхауэра.

Способности, как они проявляются – 1 час.

Понятие способности. Задатки, способности и деятельность. Как развиваются способности.

Мыслительные способности (методика «Исключение слов») – 1 час.

Понятие мышление. Роль образов в процессе переработки информации. Методика «Кубики» Амтхауэра.

Что такое общение? – 1 час.

Расширить у учащихся понятие «Общение». Показать роль общения в жизни людей. Показать зависимость успехов человека, его настроения от соблюдения им установленных в обществе правил общения и человеческого поведения.

Язык жестов. Можно ли общаться без слов?- 1 час.

Понятие невербальные средства общения. Показать с помощью различных ситуаций, что невербальные средства общения позволяют точнее передать содержание высказывания. Помочь учащимся преодолеть замкнутость, скованность (развитие двигательного раскрепощения).

Характер. Как проявляются черты характера. Характер и успехи в школе. – 1 час

Что такое характер? Как проявляются черты характера. Черты характера и способности.

Темперамент (опросник Г. Айзенка для определения типа темперамента) – 2 часа

Темперамент и характер. Психологические характеристикитемпераментов. Что такое темперамент? Опросник Г. Айзенка для определения типа темперамента.

Воображение – 1 час.

Понятие воображение. Виды воображения.

Сосредоточенность и внимание – 1 час.

Что такое внимание. Виды внимания. Развитие внимания в детском возрасте. Методика Мюнстерберга (и ее модификации).

Восприятие и его свойства – 1 час.

Понятие термина восприятие. Способы восприятия.

Ощущение – 1 час

Что такое ощущение. Виды ощущений. Развитие ощущений.

IV раздел: Повышение самопознания, самостоятельности, саморазвития.

Подготовка и защита творческих проектов – 3 часа.

Список литературы.

1.Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М., 1997.

2. Андреева Г.М. Соуиальная психология: Пособие для студентов/Г.М. Андреева. – М., 2001.

3. Берн Э. Игры в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Э.Берн. – М.: Современный литератор, 2006.

4.Битянова М. Р. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено// Школьный психолог. — 2001. — № 33.

5.Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М., 1996.

6. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком / А.А. Бодалев. – М., 1992.

7.Бондаревская Р. С. Организация диагностической и коррекпионно-развивающей работы с учащимися 5,6 классов. — СПб., 1994.

8.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.

9. Дубровина И.В. Преподавание психологии в школе, 3-11-й классы – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2007.

10.Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. — СПб., 2002.

11 Лютова Е. К, Монина Г.Б.. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2001.

12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2007.

13.Микляева А.В., РНумянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб., 2006.

14.Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.

15.Практикум по возрастной психологии / Ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб., 2002.

16.Практическая психология в образовании / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2000.

17.Прихожан А. М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у
подростков.— М., 1977.

18.Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности //
Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С. 11-18.

19.Прихожан А. М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на
деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Ред. В. М. Ас­
тапов. - СПб.. 2001. - С. 143-156.

20.Прутченков А. С. Свет мой зеркальце, скажи... — М., 1996..

21.Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Вып. 1-4. — М., 2001.

22.Фопель К. Психологические группы. — М., 2000.

23.Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема// Вопросы психологии. — 2001. — № 5. — С. 19-35.

22.Чистякова М. И. Психогимнастика. — М., 2005.

Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.