Программа внеурочной деятельности «Познай себя»
Рассмотрено: На заседании педагогического совета МОУ СШ №20 Протокол №__________от «______»_______________2020 г. | Утверждаю: Директор МОУ СШ № 20 ______________ / Е.В. Селезнева Приказ №_________от_____________ | | |
| |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 20
Краснооктябрьского района Волгограда»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Познай себя»
Возраст обучающихся: 9 – 10 лет
Составитель рабочей программы:
Черкесова Виктория Дмитриевна
Срок реализации: 1 год
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Познай себя» для 4 «В» класса составлена на основе:
· Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373)
· Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
· Письма Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. N 03-ПГ-МП-42216
· Основной образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 20 Краснооктябрьского района Волгограда», утверждённая приказом МОУ СШ №20 от 31.08.2020 г. № 147-ОД «О введении в действие ООП НОО, ООП ООО учебного плана и ПМО, календарного учебного графика, рабочих программ».
· Положения «О порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ курсов, предметов в МОУ СШ№ 20».
· Авторской программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4)», 2-изд., М.: Генезис, 2008г.
Важностью данной программы является не только решение дидактических и воспитательных, но также психологических проблем, возникающих в классе. Младшие школьники наиболее восприимчивы. И психологическая работа с детьми этого возраста наиболее важна. Предлагаемые занятия предполагают игры, подвижные упражнения, обсуждение в круге организовано в форме бесед, проблемно-ценностных дискуссий.
Программа направлена на сохранение эмоционального здоровья, коррекцию эмоционально-личностных особенностей детей младшего школьного возраста, на создание условий для развития ребенка как субъекта успешной деятельности.
Целью программы психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является определение и обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия, а также формирование у школьников способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению как в школьной, так и в открытой общественной среде.
Для достижения детьми поставленной цели необходимо создать социально-психологические условия, задачи, позволяющие:
1. Сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию. («Зачем мне нужно этим заниматься, что мне это даст?»)
2. Сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и рефлексии. («Какой я?»)
3. Дать школьникам возможность познать свои сильные стороны как субъекта познавательной деятельности и научиться опираться на них в процессе учебных занятий. («Что я умею делать хорошо, и как мне это использовать в учебе?»)
4. Предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представление о способах их развития или приспособления к ним, компенсации другими возможностями. («Что мне дается с трудом, и как относиться к своим слабостям и недостаткам?»)
На групповых занятиях значительное место отводятся заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость. Занятия призваны смягчить процесс адаптации, помочь осознать их новый статус, обрести друзей, не растеряться в потоке новой информации.
Описание места курса в учебном плане
На изучение данного курса в 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты изучения курса
Основные результаты
Низкий уровень тревожности;
Высокая и нормальная самооценка;
Позитивное отношение к себе и своей личности;
Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми;
Сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению.
Основные умения и навыки, которыми должен овладеть школьник за время занятий по программе:
Умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
Умение общения и достойного поведения с одноклассниками;
Навыки коллективной деятельности.
Личностные УУД:
Понимает цель обучения, планирует результат своей деятельности способен работать на результат с отсрочкой его достижения;
Умеет адаптироваться к динамично меняющемуся миру, способен сделать личностный выбор на основе норм морали;
Ориентируется в социальных ролях умеет выстраивать межличностные взаимоотношения;
Умеет находить выход из конфликтной ситуации, договариваться о взаимовыгодном сотрудничестве, обмене коллекций и т.п.;
Строит свои отношения со сверстниками и взрослыми на основе взаимопонимания и поддержки.
Регулятивные УУД:
Ставит учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно;
Самостоятельно определяет ориентиры в новом материале, прогнозирует результат учебной деятельности;
Умеет планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, вносит изменения в план с учетом результата предыдущего действия.
Коммуникативные УУД:
Планирует учебное сотрудничество со сверстниками: участвует в распределении ролей, составлении плана деятельности, обсуждении результатов, рефлексии;
Способен поставить задачи для инициативного сотрудничества при поиске и сборе информации;
Владеет способами разрешения конфликта, может стать посредником в разрешении.
Содержание учебного предмета
4 класс
«Я – фантазер» (7 часов). Наблюдают и представляют, какие характерные качества для них важны. Высказывают и доказывают свои исследования, сделанные о себе через игровые ситуации и упражнения. Стимулируют моторное и эмоциональное самовыражение, снимают мышечные зажимы, развивают пластику, гибкость, легкость своего тела. Дети осознают ценность умения фантазировать, развивают креативные способности. Дети учатся управлять своим телом, занятия способствуют моторному и эмоциональному самовыражению.
«Я и моя школа» (5 часов). Придумывают, представляют, фантазируют, изучают разные чувства, и мысли через игровые ситуации на определенную тему данного раздела. Слушают, анализируют, высказывают предлагаемые им мини- рассказы, сказки, притчи по темам раздела. Анализируют свои действия выделяемых мотивов: учебных, получение отметок, игровой, внешней и т.п. Дети осознают позицию школьника, формируют дружеские отношения в классе, развивают уверенность в себе и своих учебных возможностях.
«Я и мои родители» (4 часа). Анализируют позитивное отношение к родителям, осознание родственных чувств, через проигранные ситуации. Выявляют своеобразие эмоционального благополучия себя в семье. Рисуют, высказывают свое мнение. Тема позволяет ребенку осознать отношения в семье, закрепляет чувство взаимосвязи с родными. Дети развивают умения прислушиваться и свободно выражать свои ощущения, эмоции и чувства, осознавать их.
«Я и мои друзья» (4 часов). Развивают свои умения прислушиваться и свободно выражать свои ощущения, эмоции и чувства. Рисуют, сравнивают и обсуждают. Фантазируют, сочиняют веселые сказки. Дети осознают качества настоящего друга, умения дружить.
«Что такое сотрудничество» (10 часов). Определяют и описывают различные чувства через игровые роли. Слушают, рисуют и обсуждают сказки. Выполняют разминки, упражнения активаторы, энергизаторы. Дети знакомятся с понятием «сотрудничество».
Игра — конкурс КВН (1 час). Обобщают знания и навыки, полученные ими в течение года. Вспоминают полюбившиеся упражнения, применяют их в новой ситуации.
«Я и мое будущее» (2 часа). Составляют личную карту успехов и будущих целей, обсуждают достигнутые результаты и планируют для себя новые цели и задачи, демонстрируют по желанию свои карты.
Педагогические средства:
Специально организованная среда.
Специально организованные занятия.
Физкультминутки.
Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками).
Работа с книгой.
Инсценировки.
Праздники и соревнования.
Диагностика и контроль.
Формы работы;
Тренинги
Беседы и дискуссии
Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)
Релаксационные упражнения
Психогимнастические этюды и элементы
Работа с книгой
Работа с притчами
Тематическое планирование
№ п.п. | Раздел | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся |
1. | «Я - фантазер» | 7 | Беседа, коллективное рисование, участие в тренингах и тестированиях |
2. | «Я и моя школа» | 5 | Беседа, подготовка инсценировок, тренинг, работа с притчей |
3. | «Я и мои родители» | 4 | Участие в дискуссии, прохождение тестирования, упражнения |
4. | «Я и мои друзья» | 4 | Участие в различных играх, беседы, участие в дискуссии |
5. | «Что такое сотрудничество» | 10 | Участие в тренингах по общению, сплочению, беседа, работа со сказками |
6. | Игра – конкурс КВН | 1 | Организация праздника и участие в игре, подведения итогов |
7. | «Я и мое будущее» | 2 | Составление личной карты успехов и целей |
| Итого | 34 | |
Учебно – методическое обеспечение
Материально-технические средства обучения:
Бумага для рисования
Ватманы
Краски, карандаши, фломастеры
Компьютер
Проектор
Блокноты
Список литературы:
Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4), О.В. Хухлаева, 2-изд., М.: Генезис, 2008г.
Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. /Д.В. Григорьев// Стандарты нового поколения: Пособие для учителя. М. Просвещение, 2014. – С.224
Проектирование программы формирования универсальных учебных действий. Методические рекомендации. / Авт.-сост. Е.И. Агаркова, Е.В. Калмыкова, С.А. Кравцова, М.И. Шиняев, - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.36
Нормативное правовое и методическое обеспечение введения федерального образовательного стандарта начального общего образования. Методические рекомендации. / Сост.: Г.А. Шешерина, И.В. Клемешова, Т.С. Дюкова, О.С. Воронкова. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.78
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения. / Авт.-сост. Г.А. Шешерина, Е.И. Агаркова, В.М. Чернышова, Е.В. Грипас. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.65
Развитие потенциальных возможностей учащихся на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов. / Авт.-сост. В.М. Чернышова, Е.В. Грипас. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.87
Психологическое здоровье – основа личностного развития школьников. Методические рекомендации по реализации программы учебных занятий по психологии для учащихся общеобразовательной школы. /Авт.-сост.: Петров В.Б., Воеводкина Л.Н., Вязавова Н.В., Лепихова М.В., Молоканова М.С., Невзорова Г.В., Чернышова В.М. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. – С.67
Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и коммуникационных навыков. /Авт.-сост. Е.Д. Шваб // Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2007, С.85
Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. / Е.А. Алябьева – М.: ТЦ Сфера, 2006. – С.88
Аржакаева, Т. Психологическая азбука для дошкольников. / Т. Аржакаева // газета «Школьный психолог»