Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» кружка «Умный дошколенок» для детей 5-6 лет
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНОЧКА»
Принята Утверждена
Заседание педагогического совета Заведующий МБДОУ
«___»___________2021 №1 «Детским садом «Росиночка»
_________Н.А. Милосердова
Приказ от «____»______2021 №_____-о.д.
Рабочая программа
по образовательной области
«Познавательное развитие»
Дополнительная образовательная деятельность
Кружок по формированию познавательных интересов у дошкольников
средствами информационно-коммуникативных технологий
«УМНЫЙ ДОШКОЛЕНОК»
Возрастная группа детей: 5-6 лет
Год составления программы: 2021
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:
педагог дополнительного образования
Кузнецова Н.С.
Тамбов 2021
Содержание программы
I. | Целевой раздел. Пояснительная записка………………………….. | 4 |
1.1. | Актуальность программы…………........................................................ | 4 |
1.2. | Цель и задачи программы…………........................................................ | 5 |
1.3. | Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы…………………………………………………………......... | 6 |
1.4. | Возраст детей, на которых рассчитана программа…........................... | 8 |
1.5. | Обоснование выбора содержания программы………………………... | 9 |
1.6. | Планируемые результаты освоения детьми программы…………….. | 10 |
1.7. | Формы подведения итогов…………………………………………….. | 11 |
II. | Содержательный раздел……………………………………………... | 13 |
2.1. | Проектирование образовательной работы по программе…………… | 13 |
2.2. | Содержание разделов программы по возрастным группам…………. | 14 |
2.3. | Интеграция содержания образовательной работы по программе…... | 17 |
III. | Организационный раздел……………………………………………. | 18 |
3.1. | Кадровое обеспечение программы……………………………………. | 18 |
3.2. | Материально-техническое обеспечение программы………………… | 18 |
3.3. | Научно-методическое обеспечение программы……………………… | 19 |
3.4. | Время и сроки реализации программы……………………………….. | 22 |
3.5. | Организация развивающей предметно-пространственной среды….. | 24 |
IV. | Дополнительный раздел……………………………………………... | 25 |
V. | Литература…………………………………………………………….. | 27 |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность программы
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными.
Единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития, разумеется, без ущерба физическому развитию, а в грамотном единстве с ним.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уже в старшем дошкольном возрасте можно и необходимо начинать работу по развитию логического мышления у детей.
Программа рассчитана на работу с детьми 5-6 лет и обеспечивает достижение целевых ориентиров дошкольного образования через развитие логического мышления у детей. Программа предполагает решение задач, актуальных для работы с детьми данного возраста: развитие познавательного интереса, конструктивного и логического мышления.
Программа выполнена на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17октября 2013 г. № 1155).
Выбор содержания программы в части, формируемой участниками образовательных отношений, обусловлен запросом родителей – 72%, желающих углубленно развивать интеллектуальные способности каждого ребенка, гарантирующие их поступление в образовательные учреждения повышенного уровня развития.
Образовательная программа «Умный дошкольник» дополняет и расширяет задачи образовательной области «Познавательное развитие», за счет развития логического мышления детей дошкольного возраста. Программа реализуется в кружковой работе. Предполагает использование интерактивной доски, компьютерных программ. Работа кружка является логичным дополнением к комплексно-тематическому планированию образовательной программы МАДОУ.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста средствами информационно-коммуникационных технологий в образовательной области «Познавательное развитие».
Задачи программы
Развивающие:
Развитие познавательного интереса.
Развитие и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, отрицание, систематизация.
Развитие интеллектуальных способностей.
Воспитывающие:
Воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
Воспитывать у детей потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.
Обучающие:
овладение детьми приемами работы с интерактивной доской и интерактивным столом.
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
1. Принцип развивающего обучения. Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.
2. Принцип воспитывающего обучения. Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе НОД не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание, сорадость.)
3. Принцип систематичности и последовательности обучения. Устанавливать взаимосвязи. Взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.
4. Принцип доступности. Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.
5. Принцип индивидуализации. Подходить к каждому ребенку как к личности, темп, уровень сложности определять строго для каждого ребенка.
6.Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации. Ведущую роль в обучении играет педагог, в роли советчика может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения знаний может становиться в позицию ученика, учителя.
7. Принцип связи с жизнью. Устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналогии в реальной жизни, окружающей среде, в существующих отношениях вещей и материи.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
личностно-ориентированный, обеспечивающий приобщение детей к общечеловеческим ценностям, открытое образовательное пространство ДОУ, осуществление психолого-педагогическое сопровождения ребенка и семьи в образовательном процессе.
системно-деятельностный подход, предусматривающий организацию целенаправленной воспитательной деятельностью воспитанника в общем контексте образовательного процесса, обращая внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание, операционно-деятельностный компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса; виды деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие) и их влияние на процесс воспитания; формы и методы воспитания; возрастные особенности ребенка при включении в воспитательную деятельность и другие вопросы.
гуманитарный подход, ориентированный на обращение к потребностям ребенка и высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
Средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
1.4. Возраст детей, на которых рассчитана программа
Программа «Умный дошколенок» ориентирована на детей 5-6 лет.
Мышление ребенка осуществляется тремя способами: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. Для мышления дошкольника характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в ее решении, они чаще и легче задумываются и над тем, что им интересней, что их увлекает.
Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж. Пиаже. Другое явление, открытое им же и относящиеся к детям данного возраста, - нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов – свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства, т.е. к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой.
Развитие словесно-логического мышления у детей порождает как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и правила логики рассуждений.
Детский интеллект функционирует на основе принципа системности. В нем представлены и, при необходимости, одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
По санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводится гимнастика для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15 минут.
1.5. Обоснование выбора содержания программы
Программа «Умный дошкольник» разработана с ориентацией на образовательную программу дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Росиночка», дополняет и расширяет задачи образовательной области «Познавательное развитие».
В программе «развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется, благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширению круга объектов познания. Итогом становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, готовность к логическому познанию».
Программа «Умный дошкольник» дополняет программу развитием и совершенствованием мыслительных операций при помощи компьютерных развивающих игр и через обучение приемам работы с интерактивной доской и интерактивным столом.
Программа учитывает рекомендации педагога – психолога ДОУ. Соответствует требованиям СанПиН.
Программа «Умный дошкольник» предполагает систематическую, разноплановую работу по развитию логического мышления, использование творческих, инновационных форм и методов обучения и воспитания детей. Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста на основе методического пособия «Логическое развитие детей дошкольного возраста», парциальной программы «Умники и умницы» (Артюниной Ирины Викторовны), представленной на «Фестивале педагогических идей», а также на основе программы подготовки дошкольников по информатике (авторы: А.В. Горячев, Н.В. Ключ).
Отличительной особенностью является то, что программа разработана с учетом требований ФГОС ДО, предполагает использование информационно-коммуникационных технологий и внедрение их в образовательный процесс.
1.6. Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной программы
Сформированы представления о здоровом образе жизни при работе с информационными технологиями; соблюдает элементарные правила работы с интерактивной доской и интерактивным столом; умеет практически решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения при работе с ИКТ.
Проявляет интерес к самостоятельному познанию, обследованию предметов, выделению их свойств, и качеств; умеет выполнять сенсорный анализ, выделяя в предметах разные качества и свойства.
Использует в продуктивных видах деятельности знания эталонов и практический опыт по различению свойств и качеств предметного мира.
Проявляет эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении.
Развито умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
Планирует свои действия, направленные на достижение конкретных целей на основе первичных ценностных представлений; способен к волевому усилию.
Развиты такие мыслительные операции как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Самостоятельно сравнивают предметы, выделяя признаки отличия и сходства по 3-5 качествам, группируют предметы по разным основаниям.
Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции при работе с компьютерными технологиями; может самостоятельно дать себе оценку.
Имеет представления о современных информационных компьютерных технологиях, способах работы с ИКТ.
Владеет приемами работы с интерактивной доской, интерактивным столом; владеет умениями конструировать, сравнивать, упорядочивать и классифицировать объекты на основе выделения их существенных свойств.
1.7. Формы подведения итогов
Методики, диагностирующие уровень развития логического мышления
Диагностическое исследование предлагается в виде тестового задания.
Время выполнения тестового задания – 5-10 минут (Нефедова, Е.А. Готовимся к школе - М.: Аквариум,1997, Готов ли ваш ребенок к школе/ тесты, М, 2006).
«Объяснение сложных картин», Ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот прием дает представление о том, насколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное, или теряется в отдельных деталях, насколько развита его речь.
«Последовательность событий». Серия сюжетных картинок, на которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. Выявляется понимание ребенком причинно – следственных связей.
Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления изучаются с помощью методики предметной классификации. Ребенок составляет группы из карточек с изображенными на них неодушевленными предметами и живыми существами. Классифицируя различные объекты, он может выделять группы по функциональному признаку и давать им обобщенные названия, может – по внешнему признаку, по ситуативным признакам.
«Определение понятий». Ребенку предлагается один из наборов слов, в каждом из которых 10 слов. Ему необходимо дать определение каждому из предлагаемых слов.
«Нелепицы». С помощью этой методики можно оценить представления ребенка об окружающем мире, о логических связях между объектами этого мира: людьми, животными, природой. Ребенку показывается картинка, на которой изображены несколько нелепых ситуаций с животными или с людьми. Ему предлагается внимательно посмотреть на картинку и сказать, все ли здесь правильно. Найдя нелепицы, надо объяснить, почему это не так.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Проектирование образовательной работы по программе
Модуль Тема | Развернутое содержание | Количество часов |
Входная диагностика. | – оценить уровень развития логического мышления детей, владения детьми логическими операциями. | 2ч. |
Введение «В гостях у Информатика» Сравнение «Путешествие в сказочную страну». «В гостях у Маши и медведя» «Помоги Маше и Мише» | Знакомство с техникой безопасности при Работе с ИКТ. Знакомство с устройством интерактивной доски. Знакомство с устройством интерактивного стола. – учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; – развивать внимание, восприятие; – совершенствовать ориентировку в пространстве | 1ч. 3 ч. |
Обобщение «Витаминка путешествует» «Путешествие в страну Объединения» Обобщающее занятие | – учить детей мысленно объединять предметы в группы по их свойствам; – способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания, – закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими. | 4 ч. |
Ограничение «Помоги Маше собрать марки» «Помоги Мише нарубить дрова» | – учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам; – развивать наблюдательность детей. | 3ч. |
Классификация «Страна Классов» | – учить детей мысленно распределять предметы по группам по их свойствам; – способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания, – закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими. | 2 ч |
Систематизация «Помоги Маше и Мише собрать овощи» «Что сначала? Что потом?» Обобщающее занятие | – учить детей выявлять закономерности; – расширять словарный запас; – учить составлять описательный рассказ, пересказывать. | 5 ч. |
Анализ-синтез «Путешествие в страну Барбарелла» «Помоги Лёлику» «Умный путешественник» Обобщающее занятие | – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; – учить мысленно соединять в единое целое части предмета. | 4ч. |
Умозаключения «Да, но…» «Потому, что…» «Задачи Логика» «Путешествие в стране Барбарелла» Итоговое занятие | – учить детей при помощи суждений делать умозаключения, – способствовать расширению словарного запаса детей, – развивать воображение | 6 ч. |
Диагностика | – оценить уровень развития логического мышления детей 5-6 лет | 2 ч. |
2.2. Содержание разделов программы
Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будем обучать на занятии):
Анализ – синтез (4 ч). Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур. Компьютерная развивающая программа «Последовательности», «Барбарики»
Сравнение (3 ч). Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках. Компьютерная развивающая программа «Внимание», «Лунтик»
Ограничение (3 ч). Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение лишнего.
Компьютерная развивающая программа «Третий лишний», программа «Укажите лишнего», «Барбарики»
Обобщение(4 ч). Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п. Компьютерная развивающая программа «Танграм», «Маша и медведь»
Систематизация (5 ч). Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности. Компьютерная развивающая программа «Собери картинку».
Классификация (2 ч). Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими. Компьютерная развивающая программа «Загадки», «Маша и медведь»
Умозаключения(6 ч). Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач. Компьютерная развивающая программа «Фантазия», «Барбарики»
2.3. Интеграция содержания образовательной работы по программе
Направления образовательных областей | Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса |
Познавательное развитие | Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения при работе с ИКТ. Обеспечивать сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. |
Социально-коммуникативное развитие | Способствовать развитию умений детей сознательно принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по правилам, добиваться правильного результата. Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям. Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, желания следовать социально-одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям. |
Содействовать развитию творческих способностей, позиции субъекта в продуктивных видах детского досуга на основе осознания ребенком собственных интересов, желаний и предпочтений. | |
Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности. Развивать умение учитывать в процессе общения настроение, эмоциональное состояние собеседника. Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей. Развивать умение участвовать в коллективных разговорах. Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни. Воспитывать интерес к языку, желание говорить правильно. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия. | |
Художественно-эстетическое развитие | Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста. Способствовать углублению восприятия литературного текста, формулированию в речи своего отношения к услышанному в процессе его анализа. Развивать устойчивый интерес к книге, вызывать радость от встречи с полюбившимися героями. |
Формировать и активизировать у детей проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях (повседневных и образовательных) и к разным объектам искусства, природы, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям. Побуждать и поддерживать личностные проявления дошкольников в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности (самостоятельность, инициативность, индивидуальность). |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Кадровое обеспечение программы
Воспитатель пробуждает интерес дошкольников к самостоятельной познавательной активности в уголках группы, на участке детского сада. Поддерживает желание детей самосовершенствоваться в процессе познания. Активизирует познавательно-исследовательскую деятельность, познавательное творчество воспитанников в самостоятельной деятельности.
Музыкальный руководитель обеспечивает музыкальное сопровождение творческих мероприятий, добиваясь того, чтобы дети более эмоционально воспринимали познавательную информацию.
Старший воспитатель сопровождает образовательный процесс методической литературой.
Заведующий обеспечивает насыщение развивающей предметно-пространственной среды групп ДОУ, музыкального и спортивного залов для организации познавательно-исследовательской деятельности детей.
3.2. Материально-техническое обеспечение программы
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Серия дисков «Супердетки», Новый диск.
2. Серия дисков «Несерьезные уроки», «Новый диск».
3. Серия дисков «Смешарики», «Новый диск».
4. «Мир информатики», «Кирилл и Мефодий».
5. Учебно-методический комплект «ПервоЛого 3.0», «Институт новых технологий»
6. ПрограммаСББПО «TuxPaint»
7. Развивающие задания для малышей «Маша и медведь»
8. «Лунтик. Подготовка к школе»
Обучающие и развивающие компьютерные игры для детей дошкольного возраста:
Обучение и приключение. Детишкам 3-5 лет.
Домик для Чебурашки. (занимательная логика).
Букварь (мультимедийные образовательные системы).
Несерьезные уроки: Учимся запоминать (для детей 3-6 лет).
Несерьезные уроки: Учимся анализировать (4-5 лет).
Несерьезные уроки: Учимся мыслить (4-7 лет).
Остров арифметики (4-7 лет).
Учим цифры (от 5 лет).
Веселая гимнастика для малышей (3-5 лет).
Маленький искатель (3-6 лет).
Развивающие задания для малышей «Маша и медведь»
«Лунтик. Подготовка к школе»
3.3. Научно-методическое обеспечение программы
Формы образовательной деятельности детей
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | |||
Формы организации детей | ||||||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Индивидуальные Подгрупповые | Индивидуальные | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | |||
- рассматривание иллюстраций; - дидактические и развивающие игры; - игровые упражнения; - проблемные ситуации; - обсуждение способов выполнения заданий; - придумывание образа на основе иллюстраций | - занятия в математическом кружке; - овладение приемами логического мышления на основе дидактических игр; - введение математических упражнений в занятия; - придумывание и изготовление дидактических игр; - игры (дидактические, развивающие); - тематические досуги, развлечения, праздники, концерты; - выставки фотографий; - проектная деятельность | - закрепление приемов логического мышления; - игры (дидактические, развивающие); самостоятельная деятельность по заданной теме | - создание соответствующей предметно-развивающей среды; -проектная деятельность; - создание консультаций, методических рекомендаций; - участие в праздниках, конкурсах |
Описание и содержание методов и технологий реализации ОД, направленных на выполнение целей и задач.
Построение ОД предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности дошкольников путем создания проблемных ситуаций, использования дидактических игр, разноуровневого и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.
Игры и упражнения на развитие логического мышления являются средством достижения заявленной цели программы.
Чтобы приучить ребенка к умственному труду необходимо сделать его интересным, занимательным.
Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе наибольшие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, т.к. игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.
Роль игры – научить ребенка выполнять поставленную перед ним задачу, действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со сверстниками.
Классификация игр:
1. Предметные игры:
– дидактические;
– развивающие (имеющие несколько уровней сложности);
– игры на развитие пространственного воображения (игры со строительным материалом);
– игры со счетными палочками (развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение, представления о форме, количестве, цвете).
2. Словесные игры:
– загадки;
– логические задачи.
3. Пальчиковые игры и игры-шнуровки (активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности).
4. Использование интерактивной доски, как средства развития логического мышления, помогает нам в достижении поставленных целей, через использование развивающих компьютерных игр.
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий, например:
Разминка.
Основное содержание занятия – изучение нового материала.
Физминутка, пальчиковая гимнастика.
Закрепление нового материала.
Развивающая компьютерная игра, рисование, шнуровка.
Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
Физминутки и пальчиковая гимнастика позволяют детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствуют развитию крупной и мелкой моторики.
Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.
Развивающая компьютерная игра, рисование в конце занятия являются своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.
Информационные ресурсы:
3.4. Время и сроки реализации программы
Расписание образовательной деятельности
Дни недели | Виды ОД | Время |
Пятница | Групповая, нндивидуальная | 11.00-11.25 |
ОД осуществляется в соответствии с вариативной частью учебного плана; проводится 1 раза в неделю в первой половине дня, продолжительность – 25 мин. Программа предполагает использование развивающих компьютерных игр, интерактивной доски и интерактивного стола.
Общее количество ООД в год– 32.
Данная деятельность соответствует требованиям СанПиН.
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей | Примерный объем (в неделю) | |||||||||
Образовательная деятельность | ||||||||||||
Развитие и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, отрицание, систематизация | - кружок: - игровая деятельность - рассматривание иллюстраций, предметов окружающей действительности | фронтальная (групповая) подгрупповая индивидуальная | 60 мин 12мин\день | |||||||||
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||||||||||||
Развитие познавательного интереса детей, интеллектуальных способностей; способствовать укреплению здоровья детей средствами пальчиковой гимнастики, воспитание личности в процессе вхождения в мир математики | - кружок - дидактические и развивающие игры, в ходе которых дети расширяют свой кругозор | фронтальная (групповая) подгрупповая индивидуальная | 50 мин 10мин\день | |||||||||
Самостоятельная деятельность детей | ||||||||||||
Развитие познавательного интереса детей, интеллектуальных способностей; способствовать укреплению здоровья средствами пальчиковой гимнастики и двигательных упражнений, воспитание личности в процессе вхождения в мир математики | -создание соответствующей предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей -рассматривание иллюстраций - самостоятельная игровая деятельность - изготовление пособий для дидактических и развивающих игр | индивидуальная | 120мин 24мин\день | |||||||||
Работа с родителями | ||||||||||||
Обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребенка | Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 5-6 лет; Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку; Собрания с показом фрагментов занятий; Совместные игры – занятия с детьми и родителями(во второй половине дня); Состязания между командами родителей и детей (используется занимательный материал как для детей, так и для взрослых); Совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы; Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления; Разъяснительная и образовательная работа. | индивидуальная групповая | 20 мин 5мин\день |
3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Условием необходимости разработки и внедрения программы способствовало несколько факторов:
многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которое необходимо развивать;
в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления.
Для реализации данной программы в ДОУ создана предметно - развивающая среда: в группах созданы математические уголки, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности. В нём представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки; модели дней недели, частей суток. Детский сад оснащен мультимедийным оборудованием.
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными.
Единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития, разумеется, без ущерба физическому развитию, а в грамотном единстве с ним.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уже в старшем дошкольном возрасте можно и необходимо начинать работу по развитию логического мышления у детей.
Программа рассчитана на работу с детьми 5-6 лет и обеспечивает достижение целевых ориентиров дошкольного образования через развитие логического мышления у детей. Программа предполагает решение задач, актуальных для работы с детьми данного возраста: развитие познавательного интереса, конструктивного и логического мышления.
Программа выполнена на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17октября 2013 г. № 1155).
Выбор содержания программы в части, формируемой участниками образовательных отношений, обусловлен запросом родителей – 72%, желающих углубленно развивать интеллектуальные способности каждого ребенка, гарантирующие их поступление в образовательные учреждения повышенного уровня развития. Образовательная программа «Умный дошколенок» дополняет и расширяет задачи образовательной области «Познавательное развитие», за счет развития логического мышления детей дошкольного возраста. Программа реализуется в кружковой работе. Предполагает использование интерактивной доски, компьютерных программ. Работа кружка является логичным дополнением к комплексно-тематическому планированию общеобразовательной программы МБДОУ.
Цель программы является формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста средствами информационно-коммуникационных технологий в образовательной области «Познавательное развитие».
Мультимедийная презентация программы представлена на сайте ДОУ по адресу http://madou-16raduga.ucoz.ru/
V. ЛИТЕРАТУРА
Асанин С. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. — М.: Омега, 1996.
Готов ли ваш ребенок к школе/ тесты. Москва, 2006
Занимательные задачи по информатике / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 119 с.
Кралина, М.В. Логика/ М.В. Кралина. Екатеринбург: У- Фактория, 1998
Логика / сборник практических материалов для ДОУ. М., 2007
Тихомирова, Л.Ф. Логика дети 5-7 лет/ Л.Ф Тихомирова. Ярославль, 2001.
Тур С.Н.,Бокучава Т.П. Приложение к методическому пособию по информатике для учителей 1 классов общеобразовательных школ. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009. – CD-R.
Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов: пособие для воспитателей с приложением на электронном носителе / [Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Е. Клопотова и др.; под ред. И. А. Бурлаковой, М. И. Степановой]. – М. : Просвещение,2011. – 127 с.).
Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. В 2 ч. / Авторы – сост. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. – СПб: Детство-Пресс, 2006.
Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / Автор - сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. - СПб: Детство-Пресс, 2010.
Михайлова З.А Игровые задачи для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2008.
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2000.