Рабочая программа по обществознанию в 10 классе
Программа по Обществознанию 10 класс.
(Проф. уровень 3 часа в неделю).
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по обществознанию для учащихся 10 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования по обществознанию (профильный уровень) и авторской программы «Обществознание» (профильный уровень) Л. Н. Боголюбова (2011 г.), реализующей федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) образования.
Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю) и реализуется за счет инвариантной части учебного плана.
Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне ставит перед собой цель развития личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке.
Задачи обществоведческой подготовки состоят в том, чтобы, используя возможности учебного предмета, способствовать:
воспитанию общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
освоению системой знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
овладению умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий «Обществознание». Учебник для общеобразовательных учреждений.
Учебник
Профильный уровень. 10 класс. Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Смирновой Н. М.: Просвещение,2012 г.
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы ;
основные социальные институты и процессы;
различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
осуществлять комплексный поиск,систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме;
оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
нравственной оценки социального поведения людей;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Содержание программы учебного курса
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах
как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность.
Естественно- научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в. Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.
Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.
Тема 2. Общество и человек.
Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения.
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.
Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный. Восток и
Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций. Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.
Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Тема 3. Деятельность как способ существования людей.
Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности. Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.
Тема 4. Сознание и познание.
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.
Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение. Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл. Научное познание. Основные
особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания. Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук. Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание.
Теоретическое и обыденное сознание. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.
Тема 5. Личность. Межличностные отношения.
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Периодизация развития личности. Понятие возраста в
психологии. Становление личности. Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение. Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.
Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте. Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия. Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития. Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Групповая дифференциация. Взаимоотношения в
ученических группах. Стиль лидерства. Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье. Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп. Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.
Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и
практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
работу с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
анализ современных общественных явлений и событий;
освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т. п.);
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
написание творческих работ по социальным дисциплинам.
Тематическое планирование
№ |
Название темы |
Количество часов |
||
Общее количество часов |
Теория |
Практика |
||
1 |
Глава I. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность. |
15 |
13 |
2 |
2 |
ГлаваII. Общество и человек |
24 |
21 |
3 |
3 |
Глава III. Деятельность как способ существования людей |
13 |
12 |
1 |
4 |
Глава IV. Сознание и познание |
19 |
18 |
1 |
5 |
Глава V. Личность. Межличностные отношения. |
34 |
30 |
4 |
8 |
ИТОГО |
105 |
94 |
11 |
Учебно-методические средства обучения.
Воскресенская Н.М., Давлетшина Н.В. Демократия: государство, общество. М., 1997.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество».- М., 2005.
Единый государственный экзамен 2013: Контрольные измерительные материалы: Обществознание/А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская, Л. Н. Боголюбов и др.; Министерство образования РФ. - М., 2010.
Задания и тесты по обществознанию: 10 кл. - М., 2008.
Итоговая аттестация по обществознанию. - М., 2008.
Кармин А.С. Философия. М., 2001.
Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 1997.
Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., 1998.
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10 кл. - Ч. 1. - М., 2005.
Обществознание: 10 кл.: базовый уровень: метод. рекомендации: пособие для учителя. /Под ред. Л.Н. Боголюбова. М., Просвещение, 2007.
Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию. - М., 2007
Религии народов современной России: словарь. /Ред.-колл. М.П. Мчедлов и др. М.,2002.
Календарно – тематическое планирование
№ П/П урока |
Тема урока |
Количество часов |
Тип урока |
Дата |
Домашнее задание |
|
По плану |
Фактически |
|||||
Глава I. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность. |
15 |
|
||||
1,2 |
Наука и философия |
2 |
Изучение нового материала |
§1стр.7-17 |
||
3,4 |
Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях |
2 |
Комбинированный |
§2стр.17-26 |
||
5,6 |
Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время |
2 |
Комбинированный |
§3стр.26-38 |
||
7 |
Повторение темы «Развитие взглядов на общество» |
1 |
Комбинированный |
§1-3стр.1-38 |
||
8,9 |
Из истории русской философской мысли |
2 |
Комбинированный |
§4стр.38-48 |
||
10,11,12 |
Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор |
3 |
Комбинированный |
§5-6стр.48-67 |
||
13 |
Повторение темы «Развитие философской мысли в России. Социально – гуманитарная деятельность» |
1 |
Лекция с элементами презентации |
§4-6стр.38-67 |
||
14,15 |
Зачет: «Социально – гуманитарные знания и профессиональная деятельность»
|
2 |
Изучение нового материала |
§1-6стр.7-67 |
||
Глава II. Общество и человек |
24 |
|||||
16,17 |
Происхождение человека и становление общества |
2 |
Урок-лекция с элементами беседы |
§7стр.70-80 |
||
18,19 |
Сущность человека как проблема философии |
2 |
Комбинированный |
§8стр.80-90 |
||
20 |
Повторение темы «Человек» |
1 |
Изучение нового материала |
§7-8стр.70-90 |
||
21,22 |
Общество и общественные отношения |
2 |
Комбинированный |
§9стр.90-99 |
||
23,24 |
Общество как развивающаяся система |
2 |
Комбинированный |
§10стр.99-109 |
||
25-26 |
Повторение темы «Общество как система» |
2 |
Урок-лекция с элементами беседы |
§9-10стр.90-109 |
||
27,28 |
Типология обществ |
2 |
Комбинированный |
§11-12стр.109-126 |
||
29,30 |
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории |
2 |
Изучение нового материала |
§13стр.126-136 |
||
31,32 |
Повторение темы «Типы обществ. Теории развития» |
2 |
Комбинированный |
§9-13стр.90-136 |
||
33 |
Исторический процесс |
1 |
Комбинированный |
§14стр.136-147 |
||
34,35 |
Проблема общественного прогресса |
2 |
Урок-лекция с элементами беседы |
§15стр.147-157 |
||
36,37 |
Свобода в деятельности человека |
2 |
Комбинированный |
§16стр.157-165 |
||
38 |
Повторение темы «Исторический процесс, прогресс, свобода»
|
1 |
Изучение нового материала |
§14-16стр.147-165 |
||
39,40 |
Зачет: «Общество и человек» |
1 |
Урок-лекция с элементами беседы |
§7-14стр.70-165 |
||
Глава III. Деятельность как способ существования людей |
13 |
|||||
41,42 |
Деятельность людей и ее многообразие |
2 |
Лекция с элементами презентации |
§17стр.168-179 |
||
43,44 |
Содержание и формы духовной деятельности |
2 |
Комбинированный |
§18стр.179-192 |
||
45 |
Повторение темы «многообразие деятельности, духовная деятельность» |
1 |
Урок-лекция с элементами беседы |
§17-18стр.168-192 |
||
46,47 |
Трудовая деятельность |
2 |
Комбинированный |
§19стр.192-203 |
||
48,49 |
Политическая деятельность |
2 |
Изучение нового материала |
§20стр.203-213 |
||
50 |
Повторение темы «Трудовая и политическая деятельность» |
1 |
Комбинированный |
§19-20стр.192-213 |
||
51,52 |
Зачет: «Деятельность как способ существования людей» |
2 |
Комбинированный |
§17-20стр.168-213 |
||
Глава IV. Сознание и познание |
19 |
|||||
53,54 |
Проблема познаваемости мира |
2 |
Урок-лекция с элементами беседы |
§21стр.216227 |
||
55,56 |
Истина и ее критерии
|
2 |
Изучение нового материала |
§22стр.227-236 |
||
57 |
Повторение темы «познаваемость мира. Истина |
1 |
Комбинированный |
§21-22стр.216-236 |
||
58,59 |
Многообразие путей познания мира |
2 |
Комбинированный |
§23стр.236-248 |
||
60,61 |
Научное познание |
2 |
Комбинированный |
§24стр.248-258 |
||
62 |
Повторение темы «Пути познания. Научное познание» |
1 |
Урок-лекция с элементами беседы |
§23-24стр.216-258 |
||
63,64 |
Социальное познание |
2 |
Комбинированный |
§25стр.258-269 |
||
65,66 |
Знание и сознание |
2 |
Комбинированный |
§26стр.269-279 |
||
67,68 |
Самопознание и развитие личности |
2 |
Урок-лекция с элементами беседы |
§27стр.279-286 |
||
69 |
Повторение темы «Социальное познание. Самопознание» |
1 |
Комбинированный |
§25-27стр.258-286 |
||
70,71 |
Зачет «Сознание и познание» |
2 |
Комбинированный |
§21-27стр.216-286 |
||
Глава V. Личность. Межличностные отношения. |
34 |
|||||
72,73 |
Индивид, индивидуальность, личность |
2 |
Изучение нового материала |
§28стр.290-301 |
||
74,75 |
Возраст и становление личности |
2 |
Комбинированный |
§29стр.301-311 |
||
76,77 |
Направленность личности |
2 |
Комбинированный |
§30стр.311-320 |
||
78 |
Повторение темы «Характеристика человека»
|
1 |
Урок-лекция с элементами беседы |
§28-30стр.290-320 |
||
79,80 |
Общение как обмен информацией |
2 |
Комбинированный |
§31стр.320-329 |
||
81,82 |
Общение как взаимодействие |
2 |
Комбинированный |
§32стр.329-340 |
||
83,84 |
Общение как понимание |
2 |
Комбинированный |
§33стр.340-349 |
||
85 |
Повторение темы «Общение» |
1 |
Комбинированный |
§31-33стр.320-349 |
||
86,87 |
Малые группы |
2 |
Лекция с элементами презентации |
§34стр.349-351 |
||
88,89 |
Групповая сплоченность и конформное поведение. |
2 |
Комбинированный |
§35стр.351-370 |
||
90,91 |
Групповая дифференциация и лидерство |
2 |
Комбинированный |
§36стр.370-380 |
||
92,93 |
Семья как малая группа |
2 |
Комбинированный |
§37стр.380-390 |
||
94 |
Повторение темы «Социальные группы» |
1 |
Комбинированный |
§34-37стр.349-390 |
||
95,96 |
Антисоциальные и криминальные молодёжные группировки. |
2 |
Изучение нового материала |
§38стр.390-400 |
||
97,98 |
Конфликт в межличностных отношениях |
2 |
Комбинированный |
§39стр.400-411 |
||
99,100 |
Круглый стол «Современный человек» |
2 |
Комбинированный |
|||
101 |
Повторение темы «Антисоциальные группы. Конфликты» |
1 |
Комбинированный |
§38стр.390-400 |
||
102-103 |
Зачёт: «Личность. Межличностные отношения» |
2 |
Комбинированный |
§28-39стр.290-411 |
||
104-105 |
Повторение (резерв) |
2 |
Комбинированный |
§1-39стр.7-411 |