12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Хутуева Танзиля Валериевна22 Россия, Кабардино-Балкарская респ., Нальчик |
Рабочая программа по обществознанию
Программа по Обществознанию 10 класс.
(Проф. уровень 3 часа в неделю).
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по обществознанию для учащихся 10 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования по обществознанию (профильный уровень) и авторской программы «Обществознание» (профильный уровень) Л. Н. Боголюбова (2011 г.), реализующей федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) образования.
Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю) и реализуется за счет инвариантной части учебного плана.
Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне ставит перед собой цель развития личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке.
Задачи обществоведческой подготовки состоят в том, чтобы, используя возможности учебного предмета, способствовать:
воспитанию общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
освоению системой знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
овладению умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий «Обществознание». Учебник для общеобразовательных учреждений.
Учебник
Профильный уровень. 10 класс. Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Смирновой Н. М.: Просвещение,2012 г.
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы ;
основные социальные институты и процессы;
различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
осуществлять комплексный поиск,систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме;
оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
нравственной оценки социального поведения людей;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Содержание программы учебного курса
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах
как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность.
Естественно- научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в. Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.
Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.
Тема 2. Общество и человек.
Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения.
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.
Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный. Восток и
Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций. Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.
Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Тема 3. Деятельность как способ существования людей.
Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности. Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.
Тема 4. Сознание и познание.
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.
Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение. Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл. Научное познание. Основные
особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания. Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук. Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание.
Теоретическое и обыденное сознание. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.
Тема 5. Личность. Межличностные отношения.
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Периодизация развития личности. Понятие возраста в
психологии. Становление личности. Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение. Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.
Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте. Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия. Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития. Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Групповая дифференциация. Взаимоотношения в
ученических группах. Стиль лидерства. Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье. Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп. Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.
Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и
практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
работу с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
анализ современных общественных явлений и событий;
освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т. п.);
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
написание творческих работ по социальным дисциплинам.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов | ||
Общее количество часов | Теория | Практика | ||
1 | Глава I. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность. | 15 | 13 | 2 |
2 | ГлаваII. Общество и человек | 24 | 21 | 3 |
3 | Глава III. Деятельность как способ существования людей | 13 | 12 | 1 |
4 | Глава IV. Сознание и познание | 19 | 18 | 1 |
5 | Глава V. Личность. Межличностные отношения. | 34 | 30 | 4 |
8 | ИТОГО | 105 | 94 | 11 |
Учебно-методические средства обучения.
Воскресенская Н.М., Давлетшина Н.В. Демократия: государство, общество. М., 1997.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество».- М., 2005.
Единый государственный экзамен 2013: Контрольные измерительные материалы: Обществознание/А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская, Л. Н. Боголюбов и др.; Министерство образования РФ. - М., 2010.
Задания и тесты по обществознанию: 10 кл. - М., 2008.
Итоговая аттестация по обществознанию. - М., 2008.
Кармин А.С. Философия. М., 2001.
Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 1997.
Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., 1998.
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10 кл. - Ч. 1. - М., 2005.
Обществознание: 10 кл.: базовый уровень: метод. рекомендации: пособие для учителя. /Под ред. Л.Н. Боголюбова. М., Просвещение, 2007.
Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию. - М., 2007
Религии народов современной России: словарь. /Ред.-колл. М.П. Мчедлов и др. М.,2002.
Календарно – тематическое планирование
№ П/П урока |
Тема урока | Количество часов | Тип урока | Дата | Домашнее задание | |
По плану | Фактически | |||||
Глава I. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность. | 15 |
| ||||
1,2 | Наука и философия | 2 | Изучение нового материала | §1стр.7-17 | ||
3,4 | Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях | 2 | Комбинированный | §2стр.17-26 | ||
5,6 | Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время | 2 | Комбинированный | §3стр.26-38 | ||
7 | Повторение темы «Развитие взглядов на общество» | 1 | Комбинированный | §1-3стр.1-38 | ||
8,9 | Из истории русской философской мысли | 2 | Комбинированный | §4стр.38-48 | ||
10,11,12 | Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор | 3 | Комбинированный | §5-6стр.48-67 | ||
13 | Повторение темы «Развитие философской мысли в России. Социально – гуманитарная деятельность» | 1 | Лекция с элементами презентации | §4-6стр.38-67 | ||
14,15 | Зачет: «Социально – гуманитарные знания и профессиональная деятельность»
| 2 | Изучение нового материала | §1-6стр.7-67 | ||
Глава II. Общество и человек |
24 | |||||
16,17 | Происхождение человека и становление общества | 2 | Урок-лекция с элементами беседы | §7стр.70-80 | ||
18,19 | Сущность человека как проблема философии | 2 | Комбинированный | §8стр.80-90 | ||
20 | Повторение темы «Человек» | 1 | Изучение нового материала | §7-8стр.70-90 | ||
21,22 | Общество и общественные отношения | 2 | Комбинированный | §9стр.90-99 | ||
23,24 | Общество как развивающаяся система | 2 | Комбинированный | §10стр.99-109 | ||
25-26 | Повторение темы «Общество как система» | 2 | Урок-лекция с элементами беседы | §9-10стр.90-109 | ||
27,28 | Типология обществ | 2 | Комбинированный | §11-12стр.109-126 | ||
29,30 | Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории | 2 | Изучение нового материала | §13стр.126-136 | ||
31,32 | Повторение темы «Типы обществ. Теории развития» | 2 | Комбинированный | §9-13стр.90-136 | ||
33 | Исторический процесс | 1 | Комбинированный | §14стр.136-147 | ||
34,35 | Проблема общественного прогресса | 2 | Урок-лекция с элементами беседы | §15стр.147-157 | ||
36,37 | Свобода в деятельности человека | 2 | Комбинированный | §16стр.157-165 | ||
38 | Повторение темы «Исторический процесс, прогресс, свобода»
| 1 | Изучение нового материала | §14-16стр.147-165 | ||
39,40 | Зачет: «Общество и человек» | 1 | Урок-лекция с элементами беседы | §7-14стр.70-165 | ||
Глава III. Деятельность как способ существования людей | 13 | |||||
41,42 | Деятельность людей и ее многообразие | 2 | Лекция с элементами презентации | §17стр.168-179 | ||
43,44 | Содержание и формы духовной деятельности | 2 | Комбинированный | §18стр.179-192 | ||
45 | Повторение темы «многообразие деятельности, духовная деятельность» | 1 | Урок-лекция с элементами беседы | §17-18стр.168-192 | ||
46,47 | Трудовая деятельность | 2 | Комбинированный | §19стр.192-203 | ||
48,49 | Политическая деятельность | 2 | Изучение нового материала | §20стр.203-213 | ||
50 | Повторение темы «Трудовая и политическая деятельность» | 1 | Комбинированный | §19-20стр.192-213 | ||
51,52 | Зачет: «Деятельность как способ существования людей» | 2 | Комбинированный | §17-20стр.168-213 | ||
Глава IV. Сознание и познание | 19 | |||||
53,54 | Проблема познаваемости мира | 2 | Урок-лекция с элементами беседы | §21стр.216227 | ||
55,56 | Истина и ее критерии
| 2 | Изучение нового материала | §22стр.227-236 | ||
57 | Повторение темы «познаваемость мира. Истина | 1 | Комбинированный | §21-22стр.216-236 | ||
58,59 | Многообразие путей познания мира | 2 | Комбинированный | §23стр.236-248 | ||
60,61 | Научное познание | 2 | Комбинированный | §24стр.248-258 | ||
62 | Повторение темы «Пути познания. Научное познание» | 1 | Урок-лекция с элементами беседы | §23-24стр.216-258 | ||
63,64 | Социальное познание | 2 | Комбинированный | §25стр.258-269 | ||
65,66 | Знание и сознание | 2 | Комбинированный | §26стр.269-279 | ||
67,68 | Самопознание и развитие личности | 2 | Урок-лекция с элементами беседы | §27стр.279-286 | ||
69 | Повторение темы «Социальное познание. Самопознание» | 1 | Комбинированный | §25-27стр.258-286 | ||
70,71 | Зачет «Сознание и познание» | 2 | Комбинированный | §21-27стр.216-286 | ||
Глава V. Личность. Межличностные отношения. | 34 | |||||
72,73 | Индивид, индивидуальность, личность | 2 | Изучение нового материала | §28стр.290-301 | ||
74,75 | Возраст и становление личности | 2 | Комбинированный | §29стр.301-311 | ||
76,77 | Направленность личности | 2 | Комбинированный | §30стр.311-320 | ||
78 | Повторение темы «Характеристика человека»
| 1 | Урок-лекция с элементами беседы | §28-30стр.290-320 | ||
79,80 | Общение как обмен информацией | 2 | Комбинированный | §31стр.320-329 | ||
81,82 | Общение как взаимодействие | 2 | Комбинированный | §32стр.329-340 | ||
83,84 | Общение как понимание | 2 | Комбинированный | §33стр.340-349 | ||
85 | Повторение темы «Общение» | 1 | Комбинированный | §31-33стр.320-349 | ||
86,87 | Малые группы | 2 | Лекция с элементами презентации | §34стр.349-351 | ||
88,89 | Групповая сплоченность и конформное поведение. | 2 | Комбинированный | §35стр.351-370 | ||
90,91 | Групповая дифференциация и лидерство | 2 | Комбинированный | §36стр.370-380 | ||
92,93 | Семья как малая группа | 2 | Комбинированный | §37стр.380-390 | ||
94 | Повторение темы «Социальные группы» | 1 | Комбинированный | §34-37стр.349-390 | ||
95,96 | Антисоциальные и криминальные молодёжные группировки. | 2 | Изучение нового материала | §38стр.390-400 | ||
97,98 | Конфликт в межличностных отношениях | 2 | Комбинированный | §39стр.400-411 | ||
99,100 | Круглый стол «Современный человек» | 2 | Комбинированный | |||
101 | Повторение темы «Антисоциальные группы. Конфликты» | 1 | Комбинированный | §38стр.390-400 | ||
102-103 | Зачёт: «Личность. Межличностные отношения» | 2 | Комбинированный | §28-39стр.290-411 | ||
104-105 | Повторение (резерв) | 2 | Комбинированный | §1-39стр.7-411 |