Рабочая программа по обществознанию в 10 классе

0
0
Материал опубликован 1 November 2017


 

Программа по Обществознанию 10 класс.

(Проф. уровень 3 часа в неделю).

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа по обществознанию для учащихся 10 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования по обществознанию (профильный уровень) и авторской программы «Обществознание» (профильный уровень) Л. Н. Боголюбова (2011 г.), реализующей федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) образования.

Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю) и реализуется за счет инвариантной части учебного плана.

Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне ставит перед собой цель развития личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке.

 Задачи обществоведческой подготовки состоят в том, чтобы, используя возможности учебного предмета, способствовать:

воспитанию общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;

освоению системой  знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

овладению умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов

познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий «Обществознание». Учебник для общеобразовательных учреждений.

Учебник

Профильный уровень. 10 класс. Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Смирновой Н. М.: Просвещение,2012 г.

 В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен

Знать/понимать

социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы ;

основные социальные институты и процессы;

различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.

Уметь

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

осуществлять комплексный поиск,систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме;

оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами

ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,

оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;

нравственной оценки социального поведения людей;

предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Содержание программы учебного курса

Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах

как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.

Тема  1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность.

      Естественно- научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. 
      Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в. Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.

      Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.

Тема 2. Общество и человек.

Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. 
      Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.

      Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный. Восток и

Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.  Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры. 
      Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.

   

Тема 3. Деятельность как способ существования людей.

Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности. Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры. 
      Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.

 

Тема  4. Сознание и познание.

      Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание. 
      Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение. Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл. Научное познание. Основные

особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания. Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.  Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание.

Теоретическое и обыденное сознание. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.

Тема  5. Личность. Межличностные отношения.

      Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Периодизация развития личности. Понятие возраста в

психологии. Становление личности.  Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение. Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.

      Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте. Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия. Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития. Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Групповая дифференциация. Взаимоотношения в

ученических группах. Стиль лидерства. Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье. Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп. Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.

Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и

практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

работу с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

анализ современных общественных явлений и событий;

освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т. п.);

применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

написание творческих работ по социальным дисциплинам.

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

Общее

количество

часов

Теория

Практика

1

Глава I.

Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность.

15

13

2

2

ГлаваII.

Общество и человек

24

21

3

3

Глава III. Деятельность как способ существования людей

13

12

1

4

Глава IV.

Сознание и познание

19

18

1

5

Глава V.

Личность. Межличностные отношения.

34

30

4

8

ИТОГО

105

94

11

Учебно-методические средства обучения.

Воскресенская Н.М., Давлетшина Н.В. Демократия: государство, общество. М., 1997.

 

Дидактические материалы по курсу «Человек и общество».- М., 2005.

Единый государственный экзамен 2013: Контрольные измерительные материалы: Обществознание/А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская, Л. Н. Боголюбов и др.; Министерство образования РФ. - М., 2010.

Задания и тесты по обществознанию:  10 кл. - М., 2008.

Итоговая аттестация по обществознанию. - М., 2008.

Кармин А.С. Философия. М., 2001.

Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 1997.

Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., 1998.

Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10 кл. - Ч. 1. - М., 2005.

Обществознание: 10 кл.: базовый уровень: метод. рекомендации: пособие для учителя. /Под ред. Л.Н. Боголюбова. М., Просвещение, 2007.

Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию. -  М., 2007

Религии народов современной России: словарь. /Ред.-колл. М.П. Мчедлов и др. М.,2002.

Календарно – тематическое планирование


 

П/П

урока


 


 

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Дата

Домашнее задание

По плану

Фактически

 

Глава I.

Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность.

15

     

 

1,2

Наука и философия

2

Изучение нового материала

   

§1стр.7-17

3,4

Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях

2

Комбинированный

   

§2стр.17-26

5,6

Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время

2

Комбинированный

   

§3стр.26-38

7

Повторение темы «Развитие взглядов на общество»

1

Комбинированный

   

§1-3стр.1-38

8,9

Из истории русской философской мысли

2

Комбинированный

   

§4стр.38-48

10,11,12

Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор

3

Комбинированный

   

§5-6стр.48-67

13

Повторение темы «Развитие философской мысли в России. Социально – гуманитарная деятельность»

1

Лекция с элементами презентации

   

§4-6стр.38-67

14,15

Зачет: «Социально – гуманитарные знания и профессиональная деятельность»


 

2

Изучение нового материала

   

§1-6стр.7-67

 

Глава II.

Общество и человек


 


 


 

24

       

16,17

Происхождение человека и становление общества

2

Урок-лекция с элементами беседы

   

§7стр.70-80

18,19

Сущность человека как проблема философии

2

Комбинированный

   

§8стр.80-90

20

Повторение темы «Человек»

1

Изучение нового материала

   

§7-8стр.70-90

21,22

Общество и общественные отношения

2

Комбинированный

   

§9стр.90-99

23,24

Общество как развивающаяся система

2

Комбинированный

   

§10стр.99-109

25-26

Повторение темы «Общество как система»

2

Урок-лекция с элементами беседы

   

§9-10стр.90-109

27,28

Типология обществ

2

Комбинированный

   

§11-12стр.109-126

29,30

Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории

2

Изучение нового материала

   

§13стр.126-136

31,32

Повторение темы «Типы обществ. Теории развития»

2

Комбинированный

   

§9-13стр.90-136

33

Исторический процесс

1

Комбинированный

   

§14стр.136-147

34,35

Проблема общественного прогресса

2

Урок-лекция с элементами беседы

   

§15стр.147-157

36,37

Свобода в деятельности человека

2

Комбинированный

   

§16стр.157-165

38

Повторение темы «Исторический процесс, прогресс, свобода»


 


 


 

1

Изучение нового материала

   

§14-16стр.147-165

39,40

Зачет: «Общество и человек»

1

Урок-лекция с элементами беседы

   

§7-14стр.70-165

 

Глава III. Деятельность как способ существования людей

13

       

41,42

Деятельность людей и ее многообразие

2

Лекция с элементами презентации

   

§17стр.168-179

43,44

Содержание и формы духовной деятельности

2

Комбинированный

   

§18стр.179-192

45

Повторение темы «многообразие деятельности, духовная деятельность»

1

Урок-лекция с элементами беседы

   

§17-18стр.168-192

46,47

Трудовая деятельность

2

Комбинированный

   

§19стр.192-203

48,49

Политическая деятельность

2

Изучение нового материала

   

§20стр.203-213

50

Повторение темы «Трудовая и политическая деятельность»

1

Комбинированный

   

§19-20стр.192-213

51,52

Зачет: «Деятельность как способ существования людей»

2

Комбинированный

   

§17-20стр.168-213

 

Глава IV.

Сознание и познание

19

       

53,54

Проблема познаваемости мира

2

Урок-лекция с элементами беседы

   

§21стр.216227

55,56

Истина и ее критерии


 


 


 


 


 

2

Изучение нового материала

   

§22стр.227-236

57

Повторение темы «познаваемость мира. Истина

1

Комбинированный

   

§21-22стр.216-236

58,59

Многообразие путей познания мира

2

Комбинированный

   

§23стр.236-248

60,61

Научное познание

2

Комбинированный

   

§24стр.248-258

62

Повторение темы «Пути познания. Научное познание»

1

Урок-лекция с элементами беседы

   

§23-24стр.216-258

63,64

Социальное познание

2

Комбинированный

   

§25стр.258-269

65,66

Знание и сознание

2

Комбинированный

   

§26стр.269-279

67,68

Самопознание и развитие личности

2

Урок-лекция с элементами беседы

   

§27стр.279-286

69

Повторение темы «Социальное познание. Самопознание»

1

Комбинированный

   

§25-27стр.258-286

70,71

Зачет «Сознание и познание»

2

Комбинированный

   

§21-27стр.216-286

 

Глава V.

Личность. Межличностные отношения.

34

       

72,73

Индивид, индивидуальность, личность

2

Изучение нового материала

   

§28стр.290-301

74,75

Возраст и становление личности

2

Комбинированный

   

§29стр.301-311

76,77

Направленность личности

2

Комбинированный

   

§30стр.311-320

78

Повторение темы «Характеристика человека»


 


 


 


 

1

Урок-лекция с элементами беседы

   

§28-30стр.290-320

79,80

Общение как обмен информацией

2

Комбинированный

   

§31стр.320-329

81,82

Общение как взаимодействие

2

Комбинированный

   

§32стр.329-340

83,84

Общение как понимание

2

Комбинированный

   

§33стр.340-349

85

Повторение темы «Общение»

1

Комбинированный

   

§31-33стр.320-349

86,87

Малые группы

2

Лекция с элементами презентации

   

§34стр.349-351

88,89

Групповая сплоченность и конформное поведение.

2

Комбинированный

   

§35стр.351-370

90,91

Групповая дифференциация и лидерство

2

Комбинированный

   

§36стр.370-380

92,93

Семья как малая группа

2

Комбинированный

   

§37стр.380-390

94

Повторение темы «Социальные группы»

1

Комбинированный

   

§34-37стр.349-390

95,96

Антисоциальные и криминальные молодёжные группировки.

2

Изучение нового материала

   

§38стр.390-400

97,98

Конфликт в межличностных отношениях

2

Комбинированный

   

§39стр.400-411

99,100

Круглый стол «Современный человек»

2

Комбинированный

     

101

Повторение темы «Антисоциальные группы. Конфликты»

1

Комбинированный

   

§38стр.390-400

102-103

Зачёт: «Личность. Межличностные отношения»

2

Комбинированный

   

§28-39стр.290-411

104-105

Повторение (резерв)

2

Комбинированный

   

§1-39стр.7-411

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.