12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Давыденко Оксана890 Закончила Воронежский Государственный Педагогический Университет. В школе работаю с 1996 года. Россия, Воронежская обл., с. Верхнее Турово |
Рабочая программа по обществознанию в 9 кл
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Верхнетуровская средняя общеобразовательная школа»
Принято «Утверждаю»
Педагогическим советом школы Директор школы
Протокол №___ от__________ __________ Лопатина В.С.
Приказ №___ от_______
Рабочая программа
по (предмету)- обществознание (включая экономику и право)
Класс - 9
Всего часов на учебный год - 35ч.
Количество часов в неделю - 1ч в неделю
Учебник - « Обществознание », под ред. Л.Н.Боголюбова.
Учитель:
Фамилия Давыденко
Имя Оксана
Отчество Викторовна
Категория - первая
Стаж работы - 19лет
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Школьным методическим объединением Заместитель
Руководитель ШМО директора по УВР
гуманитарного цикла
___________/_____________________/ ___________ /Швецова Е.А./
Протокол №_____ от__________
с. Верхнее Турово
2015г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе ФЗ от 29.12.12 №273 –ФЗ ( ред. От 25.11.2013г.) «Об образовании в РФ",Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова и учебного плана МКОУ "Верхнетуровская СОШ" на 2015-2016 учебный год. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Место учебного предмета в учебном плане:
Федеральный базисный учебный план отводит из федерального компонента для обязательного изучения обществознания в 9 классе 35 часов из расчёта 1 час в неделю при 35 учебных неделях
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных
- национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
· сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
· владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
· выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Содержание учебного предмета.
Тема 1. Политика и социальное управление. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно – правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция - основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина. В РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступление. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно - правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся _9_ класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются в этом году 11 детей, из которых мальчиков – 9, девочек - 2. По итогам успеваемости за 8 класс имеют "5" -3, "4"-5, "3"-3. Качество знаний за прошлый год - 72% .
Небольшая группа учеников ( Турищев Владимир, Патрушева София и Швецов Иван) проявляет желание и возможность изучать предмет на продвинутом уровне. Они имеют - 5. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля. Шесть учеников учатся на «хорошо». Это: Фёдоров Сергей, Турищев Александр, Маслов Олег, Борисов Николай, Швецов Влад. Ребятам не достаёт усидчивости, мотивации к учёбе. Не все домашние задания выполняются полностью, допускаются ошибки в выполнении тестов. Основная масса обучающихся класса – это дети со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения , которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Это обусловливает необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся _9_ класса и специфики классного коллектива.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социапьно-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения
Учебно-методическое обеспечение:
Используемый учебно-методический комплект:
- Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 9 класс. - М.: Просвещение, 2010-14гг.;
- Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки «Обществознание. 9 класс». - М.: Просвещение, 2010гг..
- О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. 9 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2011-14гг..
Список литературы для учителя
- Методические пособия по отдельным вопросам изучения истории
- Учебные тесты по обществознанию.
ЛИТЕРАТУРА
- Клименко, А. В., Румынии, В. В. Обществознание: для школьников старших классов и поступающих в вузы: учеб. пособие. - М.: Дрофа, 2001.
- Контрольно-измерительные материалы. Сост. Позднеев А.В. М.:Вако, 2011
- Пархоменко И.Т. Обществознание. Вопрос и ответ. Р.: Учитель 2004
- Международное гуманитарное право: учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для девятых классов общеобразовательных учреждений / К. Сухарев-Дериваз, Т. Н. Пескунова. - М.: ФНИИ МПФЗ, 2000. - 96 с. - ISBN 5-93373-006-8.
- Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2000.
- Основные положения Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним. - 2-е изд., исправл. - М.: Международный Комитет Красного Креста, 2000. - 96 с. - ISBN 5-88044-151-2.
Материально-техническое обеспечение:
- Проектор, экран, компьютер, принтер
- Видеофильмы, компьютерные учебные программы,
- Репродукции, фотографии,
- Дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты),
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Дата | ||
план | факт | ||||||
1 | Курс «Обществознание». Специфика и формы изучения. | 1 | Вводный урок. | Знакомство с курсом. Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания методического аппарата учебника | |||
Тема 1. Политика и социальное управление (10ч) | |||||||
2 | Политика и власть. | 1 | Урок изучения нового материала | Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. | |||
3 | Государство. | 1 | Комбинированный урок | Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. | |||
4-5 | Политические режимы. | 2 | Комбинированный урок | Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. | |||
6 | Правовое государство. | 1 | Комбинированный урок | Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. | |||
7 | Гражданское общество. | 1 | Комбинированный урок | Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. | |||
8 | Участие граждан в политической жизни. | 1 | Комбинированный урок | Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. | |||
9 | Политические партии и движения. | 1 | Комбинированный урок | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. | |||
10 | Средства массовой информации. | 1 | Комбинированный урок | Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе. | |||
11 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Политика и социальное управление». | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Систематизировать и обобщить материал по изученной теме | |||
Тема 2. Право. (19ч) | |||||||
12 | Право, его роль в жизни общества и государства. | 1 | Урок изучения нового материала | Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно – правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. | |||
13 | Правоотношения и субъекты права. | 1 | Комбинированный урок | Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. | |||
14 | Правонарушения и юридическая ответственность. | 1 | Комбинированный урок | Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумция невиновности. | |||
15 | Правоохранительные органы. | 1 | Комбинированный урок | Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. | |||
16 | Конституция РФ. | 1 | Комбинированный урок | Конституция - основной закон РФ. | |||
17 | Основы конституционного строя РФ. | 1 | Комбинированный урок | Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. | |||
18 | Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. | 1 | Комбинированный урок | Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина. В РФ. | |||
19-20 | Права и свободы человека и гражданина. | 2 | Комбинированный урок | Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. | |||
21 | Гражданские правоотношения. | 1 | Комбинированный урок | Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. | |||
22 | Право на труд. Трудовые правоотношения.. | 1 | Комбинированный урок | Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. | |||
23 | Семейные правоотношения. | 1 | Комбинированный урок | Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. | |||
24 | Административные право-отношения. | 1 | Комбинированный урок | Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. | |||
25 | Уголовно-правовые отношения. | 1 | Комбинированный урок | Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступление. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних | |||
26 | Социальные права. | 1 | Комбинированный урок | Социальные права. Жилищные правоотношения. | |||
27-28 | Международно - правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 2 | Комбинированный урок | Международно - правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. | |||
29 | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | 1 | Комбинированный урок | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | |||
30-31 | Повторительно – обобщающий урок по теме: « Право» | 2 | Повторительно – обобщающий урок | Систематизировать и обобщить материал по изученной теме | |||
32-33 | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Политика и социальное управление» | 2 | Повторительно – обобщающий урок | Систематизировать и обобщить материал по изученной теме | |||
34-35 | Итоговые уроки."В мире права". КВН | 2 | Контрольные уроки | Систематизировать и обобщить материал по курсу |