Рабочая программа по обществознанию в 9 классе

1
0
Материал опубликован 24 August 2016

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верхнетуровская средняя общеобразовательная школа»

Принято «Утверждаю»

Педагогическим советом школы Директор школы

Протокол №___ от__________ __________ Лопатина В.С.

Приказ №___ от_______

Рабочая программа

по (предмету)- обществознание (включая экономику и право)

Класс - 9

Всего часов на учебный год - 35ч.

Количество часов в неделю - 1ч в неделю

Учебник - « Обществознание », под ред. Л.Н.Боголюбова.

Учитель:

Фамилия Давыденко

Имя Оксана

Отчество Викторовна

Категория - первая

Стаж работы - 19лет

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

Школьным методическим объединением Заместитель

Руководитель ШМО директора по УВР

гуманитарного цикла

___________/_____________________/ ___________ /Швецова Е.А./

Протокол №_____ от__________

с. Верхнее Турово

2015г.


 

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе ФЗ от 29.12.12 №273 –ФЗ ( ред. От 25.11.2013г.) «Об образовании в РФ",Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы основного общего образо­вания по обществознанию Л. Н. Боголюбова и учебного плана МКОУ "Верхнетуровская СОШ" на 2015-2016 учебный год. Рабочая программа конкретизирует содержание пред­метных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.

Место учебного предмета в учебном плане:

Федеральный базисный учебный план отводит из федерального компонента для обязательного изучения обществознания в 9 классе 35 часов из расчёта 1 час в неделю при 35 учебных неделях

Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных
  • национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

 Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

·  сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

·  владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

·  выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

-   на  использование элементов причинно-следственного анализа;

-  на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

-  на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

-  на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

-  на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

-  на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

-  на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

-  на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

 Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Содержание учебного предмета.

Тема 1. Политика и социальное управление. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Тема 2. Право. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно – правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция - основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина. В РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступление. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно - правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся _9_ класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются в этом году 11 детей, из которых мальчиков – 9, девочек - 2. По итогам успеваемости за 8 класс имеют "5" -3, "4"-5, "3"-3. Качество знаний за прошлый год - 72% .

Небольшая группа учеников ( Турищев Владимир, Патрушева София и Швецов Иван) проявляет желание и возможность изучать предмет  на продвинутом уровне. Они имеют - 5. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля. Шесть учеников учатся на «хорошо». Это: Фёдоров Сергей, Турищев Александр, Маслов Олег, Борисов Николай, Швецов Влад. Ребятам не достаёт усидчивости, мотивации к учёбе. Не все домашние задания выполняются полностью, допускаются ошибки в выполнении тестов. Основная масса обучающихся класса – это дети со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения , которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Это обусловливает необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся _9_ класса и специфики классного коллектива.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения обществознания ученик должен:

знать/понимать:

социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социапьно-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

первичного анализа и использования социальной информации;

сознательного неприятия антиобщественного поведения

 

Учебно-методическое обеспечение:

Используемый учебно-методический комплект:

  1. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 9 класс. - М.: Просвещение, 2010-14гг.;
  2. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки «Обществознание. 9 класс». - М.: Просвещение, 2010гг..
  3. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. 9 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2011-14гг..

Список литературы для учителя

  1. Методические пособия по отдельным вопросам изучения истории
  2. Учебные тесты по обществознанию.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Клименко, А. В., Румынии, В. В. Обществознание: для школьников старших классов и поступающих в вузы: учеб. пособие. - М.: Дрофа, 2001.
  2. Контрольно-измерительные материалы. Сост. Позднеев А.В. М.:Вако, 2011
  3. Пархоменко И.Т. Обществознание. Вопрос и ответ. Р.: Учитель 2004
  4. Международное гуманитарное право: учебно-методические мате­риалы к курсам права и обществознания для девятых классов общеобра­зовательных учреждений / К. Сухарев-Дериваз, Т. Н. Пескунова. - М.: ФНИИ МПФЗ, 2000. - 96 с. - ISBN 5-93373-006-8.
  5. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществозна­ние». 8-9 кл. / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2000.
  6. Основные положения Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним. - 2-е изд., исправл. - М.: Международный Комитет Красного Креста, 2000. - 96 с. - ISBN 5-88044-151-2.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Проектор, экран, компьютер, принтер
  2. Видеофильмы, компьютерные учебные программы,
  3. Репродукции, фотографии,
  4. Дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты),

 

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Дата

план

факт

1

Курс «Обществознание». Специфика и формы изучения.

1

Вводный урок.

Знакомство с курсом. Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания методического аппарата учебника

   
 

Тема 1. Политика и социальное управление (10ч)

 

2

Политика и власть.

1

Урок изучения нового материала

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

   

3

Государство.

1

Комбинированный урок

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

   

4-5

Политические режимы.

2

Комбинированный урок

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

   

6

Правовое государство.

1

Комбинированный урок

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

   

7

Гражданское общество.

1

Комбинированный урок

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

   

8

Участие граждан в политической жизни.

1

Комбинированный урок

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

   

9

Политические партии и движения.

1

Комбинированный урок

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

   

10

Средства массовой информации.

1

Комбинированный урок

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

   

11

Повторительно – обобщающий урок по теме «Политика и социальное управление».

1

Повторительно – обобщающий урок

Систематизировать и обобщить материал по изученной теме

   
 

Тема 2. Право. (19ч)

 

12

Право, его роль в жизни общества и государства.

1

Урок изучения нового материала

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно – правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

   

13

Правоотношения и субъекты права.

1

Комбинированный урок

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

   

14

Правонарушения и юридическая ответственность.

1

Комбинированный урок

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумция невиновности.

   

15

Правоохранительные органы.

1

Комбинированный урок

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

   

16

Конституция РФ.

1

Комбинированный урок

Конституция - основной закон РФ.

   

17

Основы конституционного строя РФ.

1

Комбинированный урок

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

   

18

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права.

1

Комбинированный урок

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина. В РФ.

   

19-20

Права и свободы человека и гражданина.

2

Комбинированный урок

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

   

21

Гражданские правоотношения.

1

Комбинированный урок

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

   

22

Право на труд. Трудовые правоотношения..

1

Комбинированный урок

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

   

23

Семейные правоотношения.

1

Комбинированный урок

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

   

24

Административные право-отношения.

1

Комбинированный урок

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

   

25

Уголовно-правовые отношения.

1

Комбинированный урок

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступление. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних

   

26

Социальные права.

1

Комбинированный урок

Социальные права. Жилищные правоотношения.

   

27-28

Международно - правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

2

Комбинированный урок

Международно - правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

   

29

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

1

Комбинированный урок

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

   

30-31

Повторительно – обобщающий урок по теме:

« Право»

2

Повторительно – обобщающий урок

Систематизировать и обобщить материал по изученной теме

   

32-33

Повторительно – обобщающий урок по теме:

«Политика и социальное управление»

2

Повторительно – обобщающий урок

Систематизировать и обобщить материал по изученной теме

   

34-35

Итоговые уроки."В мире права". КВН

2

Контрольные уроки

Систематизировать и обобщить материал по курсу

   
Комментарии
Комментариев пока нет.