Рабочая программа по обществознанию (10 класс, УМК: Боголюбов Л.Н.)
Предмет:
Уровень: Класс: УМК: Количество часов: |
Обществознание Профильный 10 Л.Н. Боголюбов 102 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень) и авторской программы «Обществознание. 10-11 классы, профильный уровень. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю. Лазебникова».- М.: «Просвещение, 2008.
При реализации данной рабочей программы используется следующий учебно-методический комплект:
- Учебник «Обществознание. 10 класс: профильный уровень». Под ред. Л.Н.Боголюбова.- М. «Просвещение, 2009;
- Обществознание: 10 класс: профильный уровень. Практикум. Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008;
- Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы. Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008.
- Задания и тесты по обществознанию: 10 кл./ Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень), федеральному базисному учебному плану 2004 года и учебному плану образовательного учреждения на 2010 – 2011 учебный год.
Программа конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Программа рассчитана на 102 часа в год и 3 учебных часа в неделю.
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человека в обществе, познание, социальные отношения, политику, духовно-нравственная сферу. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.
В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.
Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право, с которыми осуществляется межпредметное взаимодействие.
Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение конкретных целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповедований; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Данная Рабочая программа предназначена для использования в 10Б (социально-гуманитарном) классе средней общеобразовательной школы, изучающего обществознание на профильном уровне.
Программа составлена на основе вышеупомянутой авторской программы с изменениями:
- сокращение на 3 часа (с 105 до 102 часов, предусмотренных учебным планом),
- использование резервного времени, предусмотренного автором (25 часов):
Расширение программы
№ |
Тема |
Кол-во часов в авторской программе |
Кол-во часов в рабочей программе |
Цель изменения |
1 |
«Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» |
12 |
15 |
Уделить особое внимание основным этапам развития общества и современной характеристике тех отраслей наук, которые являются базовыми для профильного обществоведческого курса: философии, социологии, политологии и социальной психологии. |
2 |
«Общество и человек» |
20 |
24 |
Сконцентрировать внимание на наиболее обобщенных характеристиках и чертах общества и человека в его социальной сущности. Выделяются и показываются во взаимосвязи два аспекта рассмотрения проблем: системноструктурный и динамический. |
3 |
«Деятельность как способ существования людей» |
8 |
13 |
С опорой на философию, социологию и политологию охарактеризовать многообразие деятельности. Раскрывается значение творческой активности во всех видах человеческой деятельности. |
4 |
«Сознание и познание» |
14 |
21 |
Изучить специфику социального познания, опираясь на наиболее авторитетные сегодня в философии концепции и идеи гносеологии, философской антропологии, философии науки. |
5 |
«Личность. Межличностные отношения» |
26 |
29 |
Рассмотрение структуры, процесса становления и социального поведения личности. Раскрыть проблему общения - через показ ее информационной, перцептивной и интерактивной функции. Уделить внимание специфике общения в современном мире. |
Резервное время |
25 |
- |
||
Итого: |
105 |
102 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (102 ч.)
10 класс (профильный уровень)
Т е м а 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (12ч.+3 ч.=15ч.)
Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.
Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.
Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.
Добавлены темы: «Специфика философского знания», «Мотивы выбора профессии», «Повторительно-обобщающий урок: Профессиональная деятельность»
Т е м а 2. Общество и человек (20ч.+4 ч.=24ч.)
Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.
Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.
Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.
Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.
Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.
Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.
Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Добавлены темы: «Общественные отношения», «Сферы общественной жизни», «Восток и Запад в диалоге культур», «Факторы изменения социума».
Т е м а 3. Деятельность как способ существования людей (8ч.+5 ч.=13ч.)
Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.
Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.
Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.
Добавлены темы: «Виды деятельности», «Духовная жизнь общества», «Человеческий фактор производства», «Социальное партнерство», «Повторительно-обобщающий урок: «Деятельность как способ существования людей».
Т е м а 4. Сознание и познание (14ч.+7 ч.=21ч.)
Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.
Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.
Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.
Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание.
Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.
Добавлены темы: «Познание как деятельность», «Критерии истины», «Истина и заблуждения», «Народная мудрость и здравый смысл», «Социальные науки», «Самопознание и развитие личности», «Повторительно-обобщающий урок: «Сознание и познание».
Т е м а 5. Личность. Межличностные отношения (26ч.+3 ч.=29ч.)
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.
Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.
Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.
Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.
Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.
Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.
Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.
Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности.
Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.
Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье.
Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.
Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.
Добавлены темы: «Возраст и становление личности», «Жизненные цели», «Как разрешать конфликты».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
основные социальные институты и процессы;
различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
нравственной оценки социального поведения людей;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
10 класс (профильный уровень)
Номера уроков |
Наименования разделов и тем |
Плановые сроки п прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
1 |
Т е м а 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (15ч.) Наука и философия |
3.09-8.09 |
|
2 |
Специфика философского знания |
||
3 |
Человек и общество в ранних мифах |
||
4 |
Человек и общество в первых философских учениях |
10.09-15-09 |
|
5 |
Философия и общественные науки в Новое время |
||
6 |
Философия и общественные науки в Новейшее время |
||
7 |
История русской философской мысли |
17.09-22.09 |
|
8 |
Философские искания XIX века |
||
9 |
Философская мысль XX века |
||
10 |
Деятельность в социально-гуманитарной сфере. |
24.09-29.09 |
|
11 |
Мотивы выбора профессии |
||
12 |
Особенности профессий социально-гуманитарной направленности |
||
13 |
Профессиональный выбор |
01.10-06.10 |
|
14 |
Повторительно-обобщающий урок: Социально-гуманитарные знания |
||
15 |
Повторительно-обобщающий урок: Профессиональная деятельность |
||
16 |
Т е м а 2. Общество и человек (24 ч.) Происхождение человека |
08.10-13.10 |
|
17 |
Становление общества |
||
18 |
Сущность человека как проблема философии |
||
19 |
Социальная сущность деятельности |
15.10-20.10 |
|
20 |
Общество как среда обитания человека |
||
21 |
Общественные отношения |
||
22 |
Общество как развивающаяся система |
22.10-27.10 |
|
23 |
Сферы общественной жизни |
||
24 |
Типология обществ: Традиционное общество |
||
25 |
Индустриальное общество |
29.10-03.11 |
|
26 |
Контуры современного общества |
||
27 |
Восток и Запад в диалоге культур |
||
28 |
Историческое развитие человечества: поиск социальной макротеории. Теория локальных цивилизаций |
12.11-17.11 |
|
29 |
Теория общественно-экономических формаций |
||
30 |
Теория постиндустриального общества |
||
31 |
Исторический процесс |
19.11-24.11 |
|
32 |
Факторы изменения социума |
||
33 |
Прогресс и регресс |
||
34 |
Критерии прогресса |
26.11-01.12 |
|
35 |
Многообразие путей и форм общественного развития |
||
36 |
Свобода в деятельности человека |
||
37 |
Свободное общество |
03.12-08.12 |
|
38 |
Повторительно-обобщающий урок: Общество и человек |
||
39 |
Повторительно-обобщающий урок: Общество и человек |
||
41 |
Т е м а 3. Деятельность как способ существования людей (13 ч) Деятельность людей |
10.12-15.12 |
|
42 |
Виды деятельности |
||
43 |
Создание и освоение духовных ценностей |
||
44 |
Духовная жизнь общества |
15.04-20.04 |
|
45 |
Трудовая деятельность |
||
46 |
Человеческий фактор производства |
||
47 |
Социальное партнерство |
17.12-22.12 |
|
48 |
Политическая деятельность |
||
49 |
Политические действия |
||
50 |
Легитимность власти |
24.12-29.12 |
|
51 |
Повторительно-обобщающий урок: Деятельность как способ существования людей |
||
52 |
Повторительно-обобщающий урок: Деятельность как способ существования людей |
||
53 |
Т е м а 4. Сознание и познание (21 ч) Проблема познаваемости мира |
14.01-19.01 |
|
54 |
Познание как деятельность |
||
55 |
Сущность и формы рационального познания |
||
56 |
Объективность истины |
21.01-26.01 |
|
57 |
Критерии истины |
||
58 |
Истина и заблуждения |
||
59 |
Многообразие путей познания мира. Миф и познание мира |
28.01-02.02 |
|
60 |
Народная мудрость и здравый смысл |
||
61 |
Познание средствами искусства |
||
62 |
Особенности научного познания |
04.02-09.02 |
|
63 |
Методы научного познания |
||
64 |
Научные революции |
||
65 |
Социальное познание |
11.02-16.02 |
|
66 |
Основные принципы социального познания |
||
67 |
Социальные науки |
||
68 |
Что такое сознание |
18.02-23.02 |
|
69 |
Сущность и особенности общественного сознания |
||
70 |
Что такое самосознание |
||
71 |
Самопознание и развитие личности |
25.02-02.03 |
|
72 |
Повторительно-обобщающий урок: Сознание и познание |
||
73 |
Повторительно-обобщающий урок: Сознание и познание |
||
74 |
Т е м а 5. Личность. Межличностные отношения (29 ч) Индивид, индивидуальность, личность |
04.03-09.03 |
|
75 |
Структура личности |
||
76 |
Периодизация развития личности |
||
77 |
Возраст и становление личности |
11.03-16.03 |
|
78 |
Социальное поведение |
||
79 |
Жизненные цели |
||
80 |
Социальная установка |
18.03-23.03 |
|
81 |
Коммуникация или общение |
||
82 |
Общение как обмен информацией |
||
83 |
Общение как взаимодействие |
||
84 |
Общение в юношеском возрасте |
01.04-06.04 |
|
85 |
Общение как понимание |
||
86 |
Стереотипы и «эффекты восприятия» |
||
87 |
Малые группы |
08.04-13.04 |
|
88 |
Референтные группы |
||
89 |
Интеграция в группах разного уровня развития |
||
90 |
Межличностная совместимость |
22.04-27.04 |
|
91 |
Конформное поведение |
||
92 |
Групповая дифференциация |
||
93 |
Лидерство |
29.04-04.05 |
|
94 |
Семья как малая группа |
||
95 |
Гендерное поведение |
||
96 |
Неформальные молодежные группы |
06.05-11.05 |
|
97 |
Криминальные группы |
||
98 |
Структура и динамика конфликта |
||
99 |
Поведение личности в конфликте |
13.04-18.05 |
|
100 |
Как разрешать конфликты |
||
101 |
Повторительно-обобщающие уроки. Личность. Межличностные отношения |
||
102 |
Повторительно-обобщающие уроки. Личность. Межличностные отношения |
20.05-25.05 |
|
102 часа |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методический комплект
Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 10-11 классы» (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации), - М.: Просвещение, 2007;
Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень) – Единое окно доступа к образовательным ресурсам – http://window.edu.ru
Учебник «Обществознание» 10 класс. Профильный уровень / Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2009;
Обществознание: 10 класс: Профильный уровень. Практикум / Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2007;
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы/ Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2007.
Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Обществознание. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки.- М.: Экзамен, 2005.
Литература для учителя
Авус С.Н. Подготовка к итоговой аттестации по обществознанию, тестирование, Ростов - на – Дону, 2007.
Баранов П.А. Обществознание в таблицах, 10-11 классы. Астрель, 2009.
Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. М., Просвещение. 2008.
Литература для учащихся
1. Важенин А.Г. Обществознание. М.: Академия, 2009г.
2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. М.: Академия, 2009г. 3. Обществознание: Учеб. пособие / Отв. ред. Ю.Г. Волков. М.: Гардарики, 2004г. 4. Словарь по обществознанию / Под ред. Ю. Ю. Петрунина М: КДУ, 2009г.
12