Рабочая программа по обществознанию (10 класс, УМК: Боголюбов Л.Н.)

0
0
Материал опубликован 19 February 2016
Предмет:

Уровень:

Класс:

УМК:

Количество часов:

Обществознание

Профильный

10

Л.Н. Боголюбов

102

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень) и авторской программы «Обществознание. 10-11 классы, профильный уровень. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю. Лазебникова».- М.: «Просвещение, 2008.

При реализации данной рабочей программы используется следующий учебно-методический комплект:

- Учебник «Обществознание. 10 класс: профильный уровень». Под ред. Л.Н.Боголюбова.- М. «Просвещение, 2009;

- Обществознание: 10 класс: профильный уровень. Практикум. Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008;

- Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы. Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008.

- Задания и тесты по обществознанию: 10 кл./ Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая.

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень), федеральному базисному учебному плану 2004 года и учебному плану образовательного учреждения на 2010 – 2011 учебный год.

Программа конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Программа рассчитана на 102 часа в год и 3 учебных часа в неделю.

Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человека в обществе, познание, социальные отношения, политику, духовно-нравственная сферу. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.

В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.

Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право, с которыми осуществляется межпредметное взаимодействие.

Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение конкретных целей:

• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповедований; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Данная Рабочая программа предназначена для использования в 10Б (социально-гуманитарном) классе средней общеобразовательной школы, изучающего обществознание на профильном уровне.

Программа составлена на основе вышеупомянутой авторской программы с изменениями:

- сокращение на 3 часа (с 105 до 102 часов, предусмотренных учебным планом),

- использование резервного времени, предусмотренного автором (25 часов):

Расширение программы

Тема

Кол-во часов в авторской

программе

Кол-во часов

в рабочей

программе

Цель изменения

1

«Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»

12

15

Уделить особое внимание основным этапам развития общества и современной характеристике тех отраслей наук, которые являются базовыми для профильного обществоведческого курса: философии, социологии, политологии и социальной психологии.

2

«Общество и человек»

20

24

Сконцентрировать внимание на наиболее обобщенных характеристиках и чертах общества и человека в его социальной сущности. Выделяются и показываются во взаимосвязи два аспекта рассмотрения проблем: системноструктурный и динамический.

3

«Деятельность как способ существования людей»

8

13

С опорой на философию, социологию и политологию охарактеризовать многообразие деятельности. Раскрывается значение творческой активности во всех видах человеческой деятельности.

4

«Сознание и познание»

14

21

Изучить специфику социального познания, опираясь на наиболее авторитетные сегодня в философии концепции и идеи гносеологии, философской антропологии, философии науки.

5

«Личность. Межличностные отношения»

26

29

Рассмотрение структуры, процесса становления и социального поведения личности. Раскрыть проблему общения - через показ ее информационной, перцептивной и интерактивной функции. Уделить внимание специфике общения в современном мире.

 

Резервное время

25

-

 
 

Итого:

105

102

 


 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (102 ч.)

10 класс (профильный уровень)

Т е м а  1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (12ч.+3 ч.=15ч.)

      Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.

      Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.

      Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.

      Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.

Добавлены темы: «Специфика философского знания», «Мотивы выбора профессии», «Повторительно-обобщающий урок: Профессиональная деятельность»

Т е м а  2. Общество и человек (20ч.+4 ч.=24ч.)

      Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.

      Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.

      Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.
      Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.
      Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.
      Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.

      Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

      Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.

Добавлены темы: «Общественные отношения», «Сферы общественной жизни», «Восток и Запад в диалоге культур», «Факторы изменения социума».

 

Т е м а  3. Деятельность как способ существования людей (8ч.+5 ч.=13ч.)

      Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.
      Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
      Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.

      Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.

 

Добавлены темы: «Виды деятельности», «Духовная жизнь общества», «Человеческий фактор производства», «Социальное партнерство», «Повторительно-обобщающий урок: «Деятельность как способ существования людей».

 

Т е м а  4. Сознание и познание (14ч.+7 ч.=21ч.)

      Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.

      Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.

      Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.

      Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание.

      Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.

Добавлены темы: «Познание как деятельность», «Критерии истины», «Истина и заблуждения», «Народная мудрость и здравый смысл», «Социальные науки», «Самопознание и развитие личности», «Повторительно-обобщающий урок: «Сознание и познание».

 

Т е м а  5. Личность. Межличностные отношения (26ч.+3 ч.=29ч.)

      Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.

      Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.

      Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.

      Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.

      Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.

      Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.

      Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.
      Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности.
      Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.

      Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье.

      Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.

      Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.

Добавлены темы: «Возраст и становление личности», «Жизненные цели», «Как разрешать конфликты».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

 

В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен

Знать/понимать

социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

основные социальные институты и процессы;

различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.

Уметь

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами

ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,

оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;

нравственной оценки социального поведения людей;

предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

10 класс (профильный уровень)

Номера уроков

Наименования разделов и тем

Плановые сроки п прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

Т е м а 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (15ч.) Наука и философия

3.09-8.09

 

2

Специфика философского знания

 

3

Человек и общество в ранних мифах

 

4

Человек и общество в первых философских учениях

10.09-15-09

 

5

Философия и общественные науки в Новое время

 

6

Философия и общественные науки в Новейшее время

 

7

История русской философской мысли

17.09-22.09

 

8

Философские искания XIX века

 

9

Философская мысль XX века

 

10

Деятельность в социально-гуманитарной сфере.

24.09-29.09

 

11

Мотивы выбора профессии

 

12

Особенности профессий социально-гуманитарной направленности

 

13

Профессиональный выбор

01.10-06.10

 

14

Повторительно-обобщающий урок:

Социально-гуманитарные знания

 

15

Повторительно-обобщающий урок:

Профессиональная деятельность

 

16

Т е м а 2. Общество и человек (24 ч.)

Происхождение человека

08.10-13.10

 

17

Становление общества

 

18

Сущность человека как проблема философии

 

19

Социальная сущность деятельности

15.10-20.10

 

20

Общество как среда обитания человека

 

21

Общественные отношения

 

22

Общество как развивающаяся система

22.10-27.10

 

23

Сферы общественной жизни

 

24

Типология обществ: Традиционное общество

 

25

Индустриальное общество

29.10-03.11

 

26

Контуры современного общества

 

27

Восток и Запад в диалоге культур

 

28

Историческое развитие человечества: поиск социальной макротеории.

Теория локальных цивилизаций

12.11-17.11

 

29

Теория общественно-экономических формаций

 

30

Теория постиндустриального общества

 

31

Исторический процесс

19.11-24.11

 

32

Факторы изменения социума

 

33

Прогресс и регресс

 

34

Критерии прогресса

26.11-01.12

 

35

Многообразие путей и форм общественного развития

 

36

Свобода в деятельности человека

 

37

Свободное общество

03.12-08.12

 

38

Повторительно-обобщающий урок: Общество и человек

 

39

Повторительно-обобщающий урок: Общество и человек

 

41

Т е м а 3. Деятельность как способ существования людей (13 ч)

Деятельность людей

10.12-15.12

 

42

Виды деятельности

 

43

Создание и освоение духовных ценностей

 

44

Духовная жизнь общества

15.04-20.04

 

45

Трудовая деятельность

 

46

Человеческий фактор производства

 

47

Социальное партнерство

17.12-22.12

 

48

Политическая деятельность

 

49

Политические действия

 

50

Легитимность власти

24.12-29.12

 

51

Повторительно-обобщающий урок: Деятельность как способ существования людей

 

52

Повторительно-обобщающий урок: Деятельность как способ существования людей

 

53

Т е м а 4. Сознание и познание (21 ч)

Проблема познаваемости мира

14.01-19.01

 

54

Познание как деятельность

 

55

Сущность и формы рационального познания

 

56

Объективность истины

21.01-26.01

 

57

Критерии истины

 

58

Истина и заблуждения

 

59

Многообразие путей познания мира.

Миф и познание мира

28.01-02.02

 

60

Народная мудрость и здравый смысл

 

61

Познание средствами искусства

 

62

Особенности научного познания

04.02-09.02

 

63

Методы научного познания

 

64

Научные революции

 

65

Социальное познание

11.02-16.02

 

66

Основные принципы социального познания

 

67

Социальные науки

 

68

Что такое сознание

18.02-23.02

 

69

Сущность и особенности общественного сознания

 

70

Что такое самосознание

 

71

Самопознание и развитие личности

25.02-02.03

 

72

Повторительно-обобщающий урок: Сознание и познание

 

73

Повторительно-обобщающий урок: Сознание и познание

 

74

Т е м а 5. Личность. Межличностные отношения (29 ч)

Индивид, индивидуальность, личность

04.03-09.03

 

75

Структура личности

 

76

Периодизация развития личности

 

77

Возраст и становление личности

11.03-16.03

 

78

Социальное поведение

 

79

Жизненные цели

 

80

Социальная установка

18.03-23.03

 

81

Коммуникация или общение

 

82

Общение как обмен информацией

 

83

Общение как взаимодействие

   

84

Общение в юношеском возрасте

01.04-06.04

 

85

Общение как понимание

 

86

Стереотипы и «эффекты восприятия»

 

87

Малые группы

08.04-13.04

 

88

Референтные группы

 

89

Интеграция в группах разного уровня развития

 

90

Межличностная совместимость

22.04-27.04

 

91

Конформное поведение

 

92

Групповая дифференциация

 

93

Лидерство

29.04-04.05

 

94

Семья как малая группа

 

95

Гендерное поведение

 

96

Неформальные молодежные группы

06.05-11.05

 

97

Криминальные группы

 

98

Структура и динамика конфликта

 

99

Поведение личности в конфликте

13.04-18.05

 

100

Как разрешать конфликты

 

101

Повторительно-обобщающие уроки. Личность. Межличностные отношения

 

102

Повторительно-обобщающие уроки. Личность. Межличностные отношения

20.05-25.05

 
   

102 часа

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методический комплект

Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 10-11 классы» (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации), - М.: Просвещение, 2007;

Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень) – Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru

Учебник «Обществознание» 10 класс. Профильный уровень / Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2009;

Обществознание: 10 класс: Профильный уровень. Практикум / Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2007;

Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы/ Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2007.

Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Обществознание. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки.- М.: Экзамен, 2005.

Литература для учителя

Авус С.Н. Подготовка к итоговой аттестации по обществознанию, тестирование, Ростов - на – Дону, 2007.

Баранов П.А. Обществознание в таблицах, 10-11 классы. Астрель, 2009.

Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. М., Просвещение. 2008.

Литература для учащихся

1. Важенин А.Г. Обществознание. М.: Академия, 2009г.

2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. М.: Академия, 2009г. 3. Обществознание: Учеб. пособие / Отв. ред. Ю.Г. Волков. М.: Гардарики, 2004г. 4. Словарь по обществознанию / Под ред. Ю. Ю. Петрунина М: КДУ, 2009г.

 

12


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.