Рабочая программа по обществознанию для 6–9 классов по УМК под ред. Л.Н. Боголюбова

0
0
Материал опубликован 23 October 2018 в группе

Пояснительная записка


 

Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов составлена на основе Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной (авторской) программы основного общего образования Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (М.: Просвещение, 2011).

Рабочая программа ориентирована на использование учебников УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова.

Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Данный курс обществознания позволяет учащимся получить такие знания об обществе и людях, которых помогут им в недалеком будущем улучшить среду обитания, сделать более мир человеческих взаимоотношений.

Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.

«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение обществознания в 6-9 классах отводится 34 часа. Рабочая программа предусматривает обучение обществознанию в объеме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне.


 

Учебно-тематический план

6 класс

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Вводный урок. Как работать с учебником

1

Глава I. Человек в социальном измерении (12 ч)

2

Человек - личность

1

3

Человек - личность

1

4

Человек познает мир

1

5

Человек познает мир

1

6

Человек и его деятельность

1

7

Человек и его деятельность

1

8

Потребности человека

1

9

Потребности человека

1

10

На пути к жизненному успеху

1

11

На пути к жизненному успеху

1

12

Практикум по теме «Человек в социальном измерении»

1

13

Контрольная работа № 1 «Человек в социальном измерении»

1

Глава II. Человек среди людей (10 ч)

14

Межличностные отношения

1

15

Межличностные отношения

1

16

Человек в группе

1

17

Человек в группе

1

18

Общение

1

19

Общение

1

20

Конфликты в межличностных отношениях

1

21

Конфликты в межличностных отношениях

1

22

Практикум по теме «Человек среди людей»

1

23

Контрольная работа № 2 «Человек среди людей»

1

Глава III. Нравственные основы жизни (7 ч)

24

Человек славен добрыми делами

1

25

Человек славен добрыми делами

1

26

Будь смелым

1

27

Будь смелым

1

28

Человек и человечность

1

29

Человек и человечность

1

30

Практикум по теме «Нравственные основы жизни»

1

31, 32

Итоговое повторение

2

33

Итоговая контрольная работа

1

34

Анализ контрольной работы

1

 

Общее количество часов

34


 

Содержание тем учебного курса

6 класс

п/п

Дата

Кол-во частов

Тема урока

Цели и задачи

Дидактические единицы

Формы контроля

Домашнее задание

план

факт

1

   

1

Вводный урок. Как работать с учебником

Знать значение, использование термина «обществознание». Иметь представление о связи обществознания с другими науками

Человек и общество.

Знакомство с учебником

Введение, стр. 4-8

Глава I. Человек в социальном измерении (12 ч)

2

   

1

Человек - личность

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности

Биологическое и социальное в человеке.

Устный опрос

Параграф №1,

стр. 8-11, ответ на вопросы

3

   

1

Человек - личность

Личность. Социализация индивида. Особенности подросткового возраста.

Устный опрос;

проблемные задания

Параграф №1,

стр. 12-17, эссе

4

   

1

Человек познает мир

Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику.

Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. Приводить примеры проявления различных способностей людей

Познание мира.

Опрос. Письменные задания

Параграф №2,

стр. 17-20, ответы на вопросы

5

   

1

Человек познает мир

Самопознание.

Составление схемы

Параграф №2,

стр. 20-26, задание №5 письменно

6

   

1

Человек и его деятельность

Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успеш­ной деятельности

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).

Опрос. Творче­ские ра­боты

Параграф №3,

стр. 26-28

7

   

1

Человек и его деятельность

Мышление и речь.

Тестовые задания, доклады

Параграф №3,

стр. 28-33, ответы на вопросы

8

   

1

Потребности человека

Характеризовать и иллюстрировать примерами основные по­требности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств

Биологическое и социальное в человеке

Устный опрос;

проблемные задания

Параграф №4,

стр. 33-36

9

   

1

Потребности человека

Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

Выполнение теста

Параграф №4,

стр. 36-40, устно вопросы

10

   

1

На пути к жизненному успеху

Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достиже­ния жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашед­ших своё призвание в жизни и достигших успеха, из адапти­рованных источников различного типа

Общественные отношения.

Составить словарик темы.

Анализ ситуаций по теме

Параграф №5,

стр. 40-42, задания № 4, 5 письменно

11

   

1

На пути к жизненному успеху

Личность. Социализация индивида.

Работа в группах, анализ ситуаций

Параграф №5,

стр. 42-47, ответы на вопросы

12

   

1

Практикум по теме «Человек в социальном измерении»

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мышление и речь. Познание мира.

Личность. Социализация индивида. Особенности подросткового возраста. Самопознание.

Разбор и анализ документов

Повторить параграф № 1-5

стр. 8-48

13

   

1

Контрольная работа № 1 «Человек в социальном измерении»

Характеризовать основные положения раздела; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мышление и речь. Познание мира.

Личность. Социализация индивида. Особенности подросткового возраста. Самопознание.

Обобщать события и явления; делать выводы

Повторить материал

Глава II. Человек среди людей (10 ч)

14

   

1

Межличностные отношения

Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотруд­ничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание

Человек и его ближайшее окружение.

Работа в группах, анализ ситуаций

Параграф №6,

стр. 50-52, ответы на вопросы

15

 

 

1

Межличностные отношения

Межличностные отношения.

Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий

Параграф №6,

стр. 52-58, кроссворд

16

   

1

Человек в группе

Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотруд­ничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание.

Исследовать практические ситуации, связанные с выявле­нием места человека в группе, проявлением лидерства

Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

Устный опрос

Параграф №7,

стр. 58-61, задание №1 письменно

17

   

1

Человек в группе

Социальная сфера. Семья как малая группа. Участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

Работа в группах, анализ ситуаций

Параграф №7,

стр. 61-66, ответы на вопросы

18

   

1

Общение

Характеризовать общение как взаимные деловые и друже­ские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться

Общение.

Выполнение теста

Параграф №8,

стр. 67-70, ответы на вопросы

19

   

1

Общение

Формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации.

Работа в группах, анализ ситуаций

Параграф №8,

стр. 70-75, эссе

20

   

1

Конфликты в межличностных отношениях

Описывать сущность и причины возникновения межлич­ностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных си­туациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации

Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Отношения между поколениями.

Разбор и анализ документов

Параграф №9,

стр. 76-80, задание №2

21

   

1

Конфликты в межличностных отношениях

конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни.

Устный опрос

Параграф №9,

стр. 80-83, ответы на вопросы

22

   

1

Практикум по теме «Человек среди людей»

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Большие и малые социальные группы.

Формальные и неформальные группы.

Работа в группах, анализ ситуаций

Повторить параграф № 6-9,

стр. 50-84

23

   

1

Контрольная работа № 2 «Человек среди людей»

Характеризовать основные положения раздела; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Большие и малые социальные группы.

Формальные и неформальные группы.

Обобщать события и явления; делать выводы

Повторить материал

Глава III. Нравственные основы жизни (7 ч)

24

   

1

Человек славен добрыми делами

Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали

Добро и зло.

Устный опрос;

проблемные задания

Параграф №10,

стр. 86-88, задание №3

25

   

1

Человек славен добрыми делами

Мораль.

Устный опрос

Параграф №10,

стр. 88-92, устно вопросы, задания № 4,5

26

   

1

Будь смелым

На конкретных примерах дать оценку проявлениям муже­ства, смелости, случаям преодоления людьми страха в крити­ческих и житейских ситуациях.

Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла

Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Работа в группах, анализ ситуаций

Параграф №11,

стр. 92-95, задание № 6

27

   

1

Будь смелым

Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы.

Устный опрос;

проблемные задания

Параграф №11,

стр. 96-99, ответы на вопросы

28

   

1

Человек и человечность

Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нём

Гуманизм.

Составить словарик темы.

Анализ ситуаций по теме

Параграф №12,

стр. 100-102, ответы на вопросы

29

   

1

Человек и человечность

Социальная ответственность. Наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания.

Устный опрос

Параграф №12,

стр. 102-104

30

   

1

Практикум по теме «Нравственные основы жизни»

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности.

Разбор и анализ документов

Стр. 106-107

31, 32

   

2

Итоговое повторение

Обобщить и закрепить полученные знания и умения

Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло. Гуманизм.

Обобщать события и явления; делать выводы

Повторить параграфы № 1-12

33

   

1

Итоговая контрольная работа

Обобщить и закрепить полученные знания и умения. Проанализировать результаты работы класса. Отдельных учащихся за прошедший учебный год. Развивать рефлексивные умения. Способствовать к адекватной самооценке

Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мышление и речь. Познание мира.

Личность. Социализация индивида. Особенности подросткового возраста. Самопознание.

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Большие и малые социальные группы. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло. Гуманизм.

Обобщать события и явления; делать выводы

Повторить материал

34

   

1

Анализ контрольной работы

Наметить перспективы работы в следующем учебном году

Человек и общество. Основные сферы жизни общества. Опыт познавательной и практической деятельности.

Обобщать события и явления; делать выводы

Повторить материал

 

Учебно-тематический план

7 класс

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Вводный урок. Как работать с учебником

1

Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе (15 ч)

2

Что значит жить по правилам

1

3

Что значит жить по правилам

1

4

Права и обязанности граждан

1

5

Права и обязанности граждан

1

6

Почему важно соблюдать законы

1

7

Почему важно соблюдать законы

1

8

Защита Отечества

1

9

Защита Отечества

1

10

Для чего нужна дисциплина

1

11

Для чего нужна дисциплина

1

12

Виновен - отвечай

1

13

Виновен - отвечай

1

14

Кто стоит на страже закона

1

15

Кто стоит на страже закона

1

16

Контрольная работа №1 «Регулирование поведения людей в обществе»

1

Глава 2. Человек в экономических отношениях (13 ч)

17

Экономика и ее основные участники

1

18

Экономика и ее основные участники

1

19

Мастерство работника

1

20

Производство: затраты, выручка, прибыль

1

21

Производство: затраты, выручка, прибыль

1

22

Виды и формы бизнеса

1

23

Виды и формы бизнеса

1

24

Обмен, торговля, реклама

1

25

Обмен, торговля, реклама

1

26

Деньги, их функции

1

27

Деньги, их функции

1

28

Экономика семьи

1

29

Контрольная работа №2 «Человек в экономических отношениях»

1

Глава 3. Человек и природа (4 ч)

30

Воздействие человека на природу

1

31

Охранять природу – значит охранять жизнь

1

32

Закон на страже природы

1

33

Практикум по теме «Человек и природа»

1

34

Итоговое обобщающее повторение

1

 

Общее количество часов

34


 

Содержание тем учебного курса

7 класс

п/п

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Цели и задачи

Дидактические единицы

Формы контроля

Домашнее задание

План

Факт

1

   

1

Вводный урок. Как работать с учебником

Знать значение, использование термина «обществознание». Иметь представление о связи обществознания с другими науками

Общество как форма жизнедеятельности людей.

Знакомство с учебником

Введение, стр. 5-8

Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе (15 ч)

2

   

1

Что значит жить по правилам

Отработка навыка выделения из текста главного, систематизация информации

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальная структура общества.

Устный опрос

Параграф №1,

стр. 8-11, ответ на вопросы

3

   

1

Что значит жить по правилам

Мораль. Норма права. Нормативный правовой акт.

Устный опрос;

проблемные задания

Параграф №1,

стр. 11-15, эссе

4

   

1

Права и обязанности граждан

Отработка навыка систематизации информации для занесения в таблицу

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.

Разбор и анализ документов

Параграф №2,

стр. 16-19

5

   

1

Права и обязанности граждан

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Опрос. Письменные задания

Параграф №2,

стр. 19-22, ответ на вопросы

6

   

1

Почему важно соблюдать законы

Коллективная беседа, диспут

Понятие правоотношений.

Устный опрос

Параграф №3,

стр. 22-25, ответ на вопросы

7

   

1

Почему важно соблюдать законы

Понятие прав, свобод и обязанностей.

Опрос. Творче­ские ра­боты

Параграф №3,

стр. 25-30

8

   

1

Защита Отечества

Отработка навыка выделения из текста главного, систематизация информации

Патриотизм и гражданственность.

Тестовые задания, доклады

Параграф №4,

стр. 31-34, задание №5

9

   

1

Защита Отечества

Причины и опасность международного терроризма.

Устный опрос;

проблемные задания

Параграф №4,

стр. 35-39, ответ на вопросы

10

   

1

Для чего нужна дисциплина

Коллективная беседа, диспут

Право, его роль в жизни общества и государства.

Составление схемы

Параграф №5,

стр. 39-43, ответ на вопросы

11

   

1

Для чего нужна дисциплина

Социальная значимость здорового образа жизни.

Устный опрос;

проблемные задания

Параграф №5,

стр. 44-48

12

   

1

Виновен - отвечай

Работа с нормативно-правовыми документами

Признаки и виды правонарушений.

Составить словарик темы.

Анализ ситуаций по теме

Параграф №6,

стр. 48-51, ответ на вопросы

13

   

1

Виновен - отвечай

Понятие и виды юридической ответственности.

Выполнение теста

Параграф №6,

стр. 52-55, задания

14

   

1

Кто стоит на страже закона

Отработка навыка работа с нормативно-правовыми документами

Правоохранительные органы. Судебная система.

Работа в группах, анализ ситуаций

Параграф №7,

стр. 55-59, ответ на вопросы

15

   

1

Кто стоит на страже закона

Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Презумпция невиновности.

Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий

Параграф №7,

стр. 60-64, практикум

16

   

1

Контрольная работа №1 «Регулирование поведения людей в обществе»

Характеризовать основные положения раздела; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Обобщать события и явления; делать выводы

Повторить материал

Глава 2. Человек в экономических отношениях (13 ч)

17

   

1

Экономика и ее основные участники

Отработка навыка составления плана текста, коллективная беседа, практическая деятельность

Экономика и ее роль в жизни общества.

Устный опрос

Параграф №8,

стр. 66-70, ответ на вопросы

18

   

1

Экономика и ее основные участники

Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий

Параграф №8,

стр. 70-72, задание №4

19

   

1

Мастерство работника

Получение навыка решения психологических задач, поиск альтернативных решений

Разделение труда и специализация.

Устный опрос;

проблемные задания

Параграф №9,

стр. 73-83, ответ на вопросы

20

   

1

Производство: затраты, выручка, прибыль

Работа в группах, диспут

Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Заработная плата и стимулирование труда.

Заполнение таблицы «Методы организации производства».

Параграф №10,

стр. 83-86

21

   

1

Производство: затраты, выручка, прибыль

Факторы, влияющие на производительность труда.

Опрос. Письменные задания

Параграф №10,

стр. 87-91, ответ на вопросы

22

   

1

Виды и формы бизнеса

Отработка навыка постановки вопросов к тексту

Предпринимательство и его организационно-правовые формы.

Разбор и анализ документов

Параграф №11,

стр. 91-93, ответ на вопросы

23

   

1

Виды и формы бизнеса

Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий

Параграф №11,

стр. 94-97, задания

24

   

1

Обмен, торговля, реклама

Отработка навыка постановки вопросов к тексту

Обмен, торговля.

Разбор и анализ документов

Параграф №12,

стр. 98-101

25

   

1

Обмен, торговля, реклама

Формы торговли и реклама.

 

Устный опрос

Параграф №12,

стр. 102-105 ,ответ на вопросы

26

   

1

Деньги, их функции

Отработка навыка постановки вопросов к тексту

Деньги.

Опрос. Письменные задания

Параграф №13,

стр. 105-108

27

   

1

Деньги, их функции

Обменные курсы валют.

Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий

Параграф №13,

стр. 109-112, ответ на вопросы

28

   

1

Экономика семьи

Отработка навыка постановки вопросов к тексту

Социальная сфера. Семья как малая группа.

Устный опрос;

проблемные задания. Составление бюджета семьи.

Параграф №14,

стр. 112-120, ответ на вопросы, практикум

29

   

1

Контрольная работа №2 «Человек в экономических отношениях»

Характеризовать основные положения раздела; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Экономика и ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама. Деньги. Предпринимательство и его организационно-правовые формы. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Издержки, выручка, прибыль. Заработная плата и стимулирование труда.

Обобщать события и явления; делать выводы

Повторить материал

Глава 3. Человек и природа (4 ч)

30

   

1

Воздействие человека на природу

Отработка навыка выделения из текста существенных признаков изучаемого предмета

Взаимодействие общества и природы.

Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий

Параграф №15,

стр. 122-132, ответ на вопросы

31

   

1

Охранять природу – значит охранять жизнь

Отработка навыка занесения существенных признаков в таблицу

Получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения.

Устный опрос

Параграф №16,

стр. 132-140, ответ на вопросы

32

   

1

Закон на страже природы

Коллективная беседа, работа в группах

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы.

Разбор и анализ документов

Параграф №17,

стр. 140-149 , ответ на вопросы

33

   

1

Практикум по теме «Человек и природа»

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Взаимодействие общества и природы. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации.

Устный опрос;

проблемные задания

Повторить параграфы № 1-17

34

   

1

Итоговое обобщающее повторение

Обобщить и закрепить полученные знания и умения. Проанализировать результаты работы класса. Развивать рефлексивные умения. Способствовать к адекватной самооценке

Опыт познавательной и практической деятельности. Экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы жизни общества.

Обобщать события и явления; делать выводы

Повторить материал

 

Учебно-тематический план

8 класс

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Введение. Знакомство с курсом

1

Личность и общество (4 часа)

2

Быть личностью

1

3

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

4

Развитие общества

1

5

Обобщающее повторение по главе «Личность и общество»

1

Сфера духовной культуры (9 часов)

6

Сфера духовной жизни

1

7

Мораль

1

8

Долг и совесть

1

9

Моральный выбор – это ответственность

1

10

Образование

1

11

Наука в современном обществе

1

12

Религия как одна из форм культуры

1

13

Практикум по главе «Сфера духовной культуры»

1

14

Контрольная работа №1 «Сфера духовной культуры»

1

Экономика (13 часов)

15

Экономика и ее роль в жизни общества

1

16

Главные вопросы экономики

1

17

Собственность

1

18

Рыночная экономика

1

19

Производство – основа экономики

1

20

Предпринимательская деятельность

1

21

Роль государства в экономике

1

22

Распределение доходов

1

23

Потребление

1

24

Инфляция и семейная экономика

1

25

Безработица, ее причины и последствия

1

26

Мировое хозяйство и международная торговля

1

27

Контрольная работа №2 «Экономика»

1

Социальная сфера (6 часов)

28

Социальная структура общества

1

29

Социальные статусы и роли

1

30

Нации и межнациональные отношения

1

31

Отклоняющееся поведение

1

32

Практикум по главе «Социальная сфера»

1

33

Обобщающее повторение по главе «Социальная сфера»

1

Повторение (1 час)

34

Итоговое обобщающее повторение

1

 

Общее количество часов

34

 

Содержание тем учебного курса

8 класс

п/п

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Цели и задачи

Дидактические единицы

Формы контроля

Домашнее задание

План

Факт

1

   

1

Введение. Знакомство с курсом

Знать значение, использование термина «обществознание». Иметь представление о связи обществознания с другими науками

Человек и общество. Социальная ответственность.

Знакомство с учебником

стр. 4-5

Глава 1. Личность и общество (4 ч)

2

   

1

Быть личностью

Отработка навыка выделения из текста главного, систематизация информации

Личность. Социализация индивида.

Устный опрос

Устный опрос;

проблемные задания

Параграф №1,

стр. 6-13

3

   

1

Общество как форма жизнедеятельности людей

Отработка навыка систематизации информации для занесения в таблицу

Общество как форма жизнедеятельности людей.

Разбор и анализ документов

Параграф №2,

стр. 14-20, ответ на вопросы

4

   

1

Развитие общества

Коллективная беседа, диспут

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальные изменения и его формы.

Опрос. Письменные задания

Параграф №3,

стр. 20-26, ответ на вопросы

5

   

1

Обобщающее повторение по главе «Личность и общество»

Характеризовать основные положения раздела; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Личность. Социализация индивида. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальные изменения и его формы.

Обобщать события и явления; делать выводы

стр. 27-28

Глава 2. Сфера духовной культуры (9 ч)

6

   

1

Сфера духовной жизни

Отработка навыка составления плана текста, коллективная беседа, практическая деятельность

Сфера духовной культуры и ее особенности.

Работа в группах, анализ ситуаций

Параграф №4,

стр. 29-37

7

   

1

Мораль

Получение навыка решения психологических задач

Мораль. Добро и зло. Гуманизм.

Составить словарик темы.

Анализ ситуаций по теме

Параграф №5,

стр. 37-45, задания

8

   

1

Долг и совесть

Работа в группах, диспут

Патриотизм и гражданственность.

Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий

Параграф №6,

стр. 45-52

9

   

1

Моральный выбор – это ответственность

Отработка навыка постановки вопросов к тексту

Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы.

Опрос. Письменные задания

Параграф №7,

стр. 53-59, ответ на вопросы

10

   

1

Образование

Отработка навыка постановки вопросов к тексту

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

Разбор и анализ документов

Параграф №8,

стр. 59-67, ответ на вопросы

11

   

1

Наука в современном обществе

Отработка навыка выделения из текста существенных признаков изучаемого предмета

Наука в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий

Параграф №9,

стр. 67-75, задания

12

   

1

Религия как одна из форм культуры

Отработка навыка занесения существенных признаков в таблицу

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Устный опрос

Параграф №10,

стр. 75-82

13

   

1

Практикум по главе «Сфера духовной культуры»

Знать основные положения раздела

Совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

Выполнять проблемные задания

стр. 82-83

14

   

1

Контрольная работа №1 «Сфера духовной культуры»

Характеризовать основные положения раздела; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Сфера духовной культуры и ее особенности. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность.

Наука в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Обобщать события и явления; делать выводы

Повторить материал

Глава 3. Экономика (13 ч)

15

   

1

Экономика и ее роль в жизни общества

Иметь  общее представление об экономике; уметь  раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Экономика и ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

Опрос. Письменные задания

Параграф №11,

стр. 84-91

16

   

1

Главные вопросы экономики

Отработка навыка выделения из текста существенных признаков изучаемого предмета

Альтернативная стоимость. Экономические системы и собственность.

Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий

Параграф №12,

стр. 92-100, ответ на вопросы

17

   

1

Собственность

Раскрывать понятия собственность как экономической категории.

Экономические системы и собственность. Наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания.

Выполнять проблемные задания

Параграф №13,

стр. 101-107, ответ на вопросы

18

   

1

Рыночная экономика

Сформировать умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества.    

Рынок и рыночный механизм. Разделение труда и специализация.

Беседа. Вопросы

Параграф №14,

стр. 107-114, задания

19

   

1

Производство – основа экономики

Характеризовать современное производство.

Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда.

Творческое задание.

Параграф №15,

стр. 115-123

20

   

1

Предпринимательская деятельность

Определять сущность и свойства предпринимательства

Предпринимательство и его организационно-правовые формы.

Беседа. Вопросы

Параграф №16,

стр. 123-132

21

   

1

Роль государства в экономике

Отработка навыка занесения существенных признаков в таблицу

Экономические цели и функции государства. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий

Параграф №17,

стр. 132-140, задания

22

   

1

Распределение доходов

Уметь высказывать своё мнение, работать с учебником, отвечать на поставленные вопросы, давать определения.

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Экономические основы прав потребителя.

Устный опрос

Параграф №18,

стр. 140-147

23

   

1

Потребление

Потребности и ресурсы, проблема выбора. Знать основные документы о правах потребителя.

Формы сбережения граждан. Страховые услуги. Оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности.

Разбор и анализ документов

Параграф №19,

стр. 147-154, ответ на вопросы

24

   

1

Инфляция и семейная экономика

Определять виды, причины и последствия инфляции

Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

Работа в группах, анализ ситуаций

Параграф №20,

стр. 155-163

25

   

1

Безработица, ее причины и последствия

Иметь представления о формах безработицы.

Безработица. Профсоюз.

Выполнять проблемные задания

Параграф №21,

стр. 163-171

26

   

1

Мировое хозяйство и международная торговля

Знать и анализировать причины возникновения международной торговли.

Международная торговля.

Беседа. Вопросы

Параграф №22,

стр. 171-178, задания

27

   

1

Контрольная работа №2 «Экономика»

Характеризовать основные положения раздела; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Экономика и ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость. Экономические системы и собственность. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама.

Деньги. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Страховые услуги. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Экономические основы прав потребителя.

Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство и его организационно-правовые формы. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Издержки, выручка, прибыль. Заработная плата и стимулирование труда. Налоги, уплачиваемые гражданами. Безработица. Профсоюз.

Экономические цели и функции государства. Международная торговля.

 

Обобщать события и явления; делать выводы

Повторить материал

Глава 4. Социальная сфера (6 ч)

28

   

1

Социальная структура общества

Отработка навыка постановки вопросов к тексту

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальное страхование.

Работа в группах, анализ ситуаций

Параграф №23,

стр. 181-190, ответ на вопросы

29

   

1

Социальные статусы и роли

Отработка навыка составления плана текста, коллективная беседа, практическая деятельность

Социальная роль. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальный статус.

Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий

Параграф №24,

стр. 190-198

30

   

1

Нации и межнациональные отношения

Отработка навыка составления плана текста, коллективная беседа, практическая деятельность

Этнические группы. Межнациональные и межконфессиональные отношения.

Работа в группах, анализ ситуаций

Параграф №25,

стр. 198-206, задания

31

   

1

Отклоняющееся поведение

Отработка навыка выделения из текста главного, систематизация информации

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.

Устный опрос

Параграф №26,

стр. 206-214

32

   

1

Практикум по главе «Социальная сфера»

Знать основные положения раздела

Формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации.

Выполнять проблемные задания

стр. 214-215

33

   

1

Обобщающее повторение по главе «Социальная сфера»

Характеризовать основные положения раздела; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальное страхование. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальный статус. Этнические группы. Межнациональные и межконфессиональные отношения. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.

Обобщать события и явления; делать выводы

Повторить материал

34

   

1

Итоговое обобщающее повторение

Обобщить и закрепить полученные знания и умения. Проанализировать результаты работы класса.

Опыт познавательной и практической деятельности. Человек и общество. Сфера духовной культуры и ее особенности. Экономика и ее роль в жизни общества. Социальная сфера.

Обобщать события и явления; делать выводы

Повторить материал

 

Учебно-тематический план

9 класс

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Введение. Знакомство с курсом

1

Политика (13 часов)

2

Политика и власть

1

3, 4

Государство

2

5, 6

Политические режимы

2

7, 8

Правовое государство

2

9

Гражданское общество и государство

1

10, 11

Участие граждан в политической жизни

2

12

Политические партии и движения

1

13

Обобщающее повторение по главе «Политика»

1

14

Контрольная работа №1 "Политика"

1

Право (19 часов)

15

Право, его роль в жизни общества и государства

1

16

Правоотношения и субъекты права

1

17

Правонарушения и юридическая ответственность

1

18

Правоохранительные органы

1

19, 20

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ

2

21, 22

Права и свободы человека и гражданина

2

23, 24

Гражданские правоотношения

2

25

Право на труд. Трудовые правоотношения

1

26

Семейные правоотношения

1

27

Административные правоотношения

1

28, 29

Уголовно-правовые отношения

2

30

Социальные права

1

31

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1

32

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

33

Контрольная работа № 2 «Право»

1

Повторение (1 час)

34

Итоговое обобщающее повторение

1

 

Общее количество часов

34

 

Содержание тем учебного курса

9 класс

п/п

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Цели и задачи

Дидактические единицы

Формы контроля

Домашнее задание

План

Факт

1

   

1

Введение. Знакомство с курсом

Знать значение, использование термина «обществознание». Иметь представление о связи обществознания с другими науками

Человек и общество. Человек и его ближайшее окружение.

Знакомство с учебником

Знакомство с учебником

Глава 1. Политика (13 ч)

2

   

1

Политика и власть

Характеризовать власть и политику как социальные явления.

Сфера политики и социального управления. Власть. Роль политики в жизни общества.

Устный опрос

Устный опрос;

проблемные задания

Параграф №1,

стр. 4-11

3

   

1

Государство

Отработка навыка систематизации информации для занесения в таблицу.

Понятие и признаки государства.

Разбор и анализ документов

Параграф №2,

стр. 11-15, ответ на вопросы

4

   

1

Государство

Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства.

Формы государства. Органы государственной власти Российской Федерации.

Опрос. Письменные задания

Параграф №2,

стр. 15-20, в классе и дома

5

   

1

Политические режимы

Отработка навыка систематизации информации для занесения в таблицу

Политический режим.

Разбор и анализ документов

Параграф №3,

стр. 21-24

6

   

1

Политические режимы

Сопоставлять различные типы политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства.

Демократия, ее развитие в современном мире.

Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий

Параграф №3,

стр. 24-28

7

   

1

Правовое государство

Отработка навыка составления плана текста, коллективная беседа, практическая деятельность

Гражданское общество и правовое государство.

Работа в группах, анализ ситуаций

Параграф №4,

стр. 29-32,

8

   

1

Правовое государство

Раскрывать принципы правового государства.

Гражданское общество и правовое государство. Разделение властей.

Составить словарик темы.

Параграф №4,

стр. 32-37, задания

9

   

1

Гражданское общество и государство

Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправление.

Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.

Выполнение заданий рубрики «В классе и дома»

Параграф №5,

стр. 38-48

10

   

1

Участие граждан в политической жизни

Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей. Проиллюстрировать основные идеи темы на примерах из истории, современных событий, личного социального опыта.

Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум.

Опрос. Письменные задания

Параграф №6,

стр. 48-52, ответ на вопросы

11

   

1

Участие граждан в политической жизни

Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни. Обосновывать ценность и значимость гражданской активности. Приводить примеры гражданственности.

Опасность политического экстремизма. Участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике.

Разбор и анализ документов

Параграф №6,

стр. 52-58, ответ на вопросы

12

   

1

Политические партии и движения

Назвать признаки политической партии и показать их на примере одной из партий РФ. Характеризовать проявления многопартийности.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.

Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий

Параграф №7,

стр. 59-65

13

   

1

Обобщающее повторение по главе «Политика»

Характеризовать основные положения раздела; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Сфера политики и социального управления. Власть. Роль политики в жизни общества. Политический режим. Демократия, ее развитие в современном мире. Разделение властей. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.

Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества. Гражданское общество и правовое государство. Понятие и признаки государства. Формы государства.

Обобщать события и явления; делать выводы

Стр. 66-68, вопросы для повторения

14

   

1

Контрольная работа № 1 «Политика»

Характеризовать основные положения раздела; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Сфера политики и социального управления. Власть. Роль политики в жизни общества. Политический режим. Демократия, ее развитие в современном мире. Разделение властей. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.

Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества. Гражданское общество и правовое государство. Понятие и признаки государства. Формы государства.

Обобщать события и явления; делать выводы

Повторить материал

Глава 2. Право (19 ч)

15

   

1

Право, его роль в жизни общества и государства

Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства.

Право, его роль в жизни общества и государства.

Устный опрос

Параграф №8,

стр. 69-78

16

   

1

Правоотношения и субъекты права

Раскрывать смысл понятия «правоотношения», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений».

Нормативный правовой акт. Система законодательства. Субъекты права. Понятие правоотношений.

Выполнять проблемные задания

Параграф №9,

стр. 78-84

17

   

1

Правонарушения и юридическая ответственность

Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений. Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения.

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Обобщать события и явления; делать выводы

Параграф №10,

стр. 85-93, вопросы

18

   

1

Правоохранительные органы

Называть основные правоохранительные органы РФ. Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов.

Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Опрос. Письменные задания

Параграф №11,

стр. 94-102, в классе и дома

19

   

1

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ

Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу. Называть главные задачи Конституции.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.

Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий

Параграф №12-13,

стр. 103-110, ответ на вопросы

20

   

1

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ

Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина.

Основы конституционного строя Российской Федерации.

Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации.

Выполнять проблемные задания

Параграф №12-13,

стр. 110-119, устный ответ

21

   

1

Права и свободы человека и гражданина

Объяснять смысл понятия «права человека». Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим документом.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.

Беседа. Вопросы

Параграф №14-15,

стр. 120-128, задания

22

   

1

Права и свободы человека и гражданина

Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав).

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Творческое задание.

Параграф №14-15,

стр. 128-135

23

   

1

Гражданские правоотношения

Характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Называть виды и приводить примеры гражданских договоров.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров.

Беседа. Вопросы

Параграф №16,

стр. 135-139

24

   

1

Гражданские правоотношения

Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних. Находить и извлекать информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей.

Гражданские правоотношения. Права потребителей.

Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий

Параграф №16,

стр. 140-145, вопросы

25

   

1

Право на труд. Трудовые правоотношения

Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений. Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями.

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.

Устный опрос

Параграф №17,

стр. 145-153

26

   

1

Семейные правоотношения

Объяснять условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей.

Семья как малая группа. Брак и развод, неполная семья. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.

Разбор и анализ документов

Параграф №18,

стр. 154-164, ответ на вопросы

27

   

1

Административные правоотношения

Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения. Характеризовать значение административных наказаний.

Административные правоотношения, правонарушения и наказания.

Работа в группах, анализ ситуаций

Параграф №19,

стр. 164-172

28

   

1

Уголовно-правовые отношения

Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений.

Основные понятия и институты уголовного права.

Выполнять проблемные задания

Параграф №20,

стр. 173-176,

29

   

1

Уголовно-правовые отношения

Перечислять важнейшие признаки преступления. Отличать необходимую оборону от самосуда. Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних.

Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.

Беседа. Вопросы

Параграф №20,

стр. 176-181, в классе и дома

30

   

1

Социальные права

Называть основные социальные права человека. Раскрывать понятие «социальное государство». На конкретных примерах конкретизировать основные направления социальной политики нашего государства.

Социальная ответственность.

Жилищные правоотношения.

Обобщать события и явления; делать выводы

Параграф №21,

стр. 182-191, в классе и дома

31

   

1

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Работа в группах, анализ ситуаций

Параграф №22,

стр. 192-199, ответ на вопросы

32

   

1

Правовое регулирование отношений в сфере образования

Отработка навыка составления плана текста, коллективная беседа, практическая деятельность

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий

Параграф №23,

стр. 200-207, выводы к главе

33

   

1

Контрольная работа № 2 «Право»

Характеризовать основные положения раздела; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Нормативный правовой акт. Система законодательства. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.

Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Жилищные правоотношения. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.

Обобщать события и явления; делать выводы

Повторить материал

34

   

1

Итоговое обобщающее повторение

Обобщить и закрепить полученные знания и умения. Проанализировать результаты работы класса.

Сфера политики и социального управления. Право, его роль в жизни общества и государства. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии.

Обобщать события и явления; делать выводы

Повторить материал

 

Оценочные материалы

 В данной рабочей программе предусмотрены традиционные формы контроля знаний учащихся и их умений:

обществоведческий диктант;

тестовое задание

самостоятельная работа (воспроизводящая; реконструктивно – вариативная; эвристическая; творческая, синквейн)

- зачет (устный, письменный).

письменная проверочная работа;

- карточки - задания

- кроссворды

Применяется для оценки и коррекции учебного материала по главам:

Тестовые задания. Здесь обучающимся предлагается несколько, обычно 2-3, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Чаще используется при выявлении и коррекции знаний у учащихся по разделам и главам  программы. Обучающиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за это же время. Следует, однако, отметить, что тестовые задания дают возможность проверить ограниченную область знаний и умений обучающихся, оставляя в стороне деятельность по созданию исторических  объектов, воспроизведению конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и экологическим явлениям и т.п. По результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения обучающихся решать комбинированные задачи, способности построения логически связанного ответа в устной форме. Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа. Тестовый контроль не проверяет умение обучающихся строить ответ, грамотно и логично выражать свои мысли на языке науки, рассуждать и обосновывать свои суждения. Тестовый опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным учеником.

2. Устный зачёт по теме. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений обучающихся. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность  исторического  мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачёт от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у каждого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачёт требует большого количества времени.

Качество устной проверки зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов, которые предлагаются, во-первых, каждый вопрос должен быть целенаправленным и логически завершённым, а во вторых, должен быть предельно сжатым, лаконичным и точным. Рекомендуется  учащимся  пояснять устные ответы схематическими рисунками, диаграммами, таблицами. Этот приём заставляет обучающихся точнее выражать мысли, конкретизировать знания и приводить их в определённую систему. Это позволяет избежать ошибок, связанных с неумением школьников отобрать необходимые для ответа сведения, установить соподчинение составных частей ответа, расположить материал в таблице или схеме.

3. Обществоведческий  диктант  – представляет собой перечень вопросов, на которые обучающиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы четко  и требуют  однозначных, не требующих долгого размышления, ответов.

4. Кроссворд -  применяется в двух формах: в качестве разгадывания и самостоятельного составления активизирует  мыслительные процессы, однако этот метод проверки - является дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.

Применяется для оценки и коррекции учебного материала по темам:

5.  Кратковременная самостоятельная работа. Здесь обучающимся задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенные обучающимися конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение обучающихся распознавать исторические явления, задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям. При этой форме контроля обучающиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит из одного задания.

6.   Письменная проверочная работа – наиболее распространенная форма в школьной практике. Традиционно проверочные работы по истории проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания. Содержание проверочных работ составляют задачи как текстовые, так и экспериментальные. Понятие “проверочная работа” следует расширить и включить в нее различные типы заданий, если она используется учителем как форма контроля знаний и умений обучающихся в конце изучения темы. Творческие задания, составляющие проверочные работы, могут быть разными по сложности: это позволит учителю проверить, насколько полно обучающиеся усвоили изучаемые знания, а если кто-то не справился с заданием целиком, то обладает ли он необходимым минимумом знания по этой теме или на каком уровне он усвоил материал темы.

Задачи могут включать в себя вопросы повышенной сложности, необязательные для выполнения, но за их решение ученики получают дополнительную хорошую отметку, а учитель – возможность выявить знания и умения учеников, не входящие в обязательные требования программы.

7.  Карточки-задания как средство конкретизации и развития понятий, для доказательств и обобщений. Содержание карточек включает:

вопросы, требующие конкретных знаний, фактического материала;

задания, предлагающие применение ранее полученных знаний для усвоения нового материала;

задания, требующие доказательного ответа на основе систематизации и обобщения изученного.

Содержание и построение вопросов и заданий предполагает развитие умений и навыков логического мышления, умений последовательно изучать, выбирать наиболее правильное решение вопроса, осуществлять связь ранее полученных знаний с поставленной проблемой, делать выводы и обобщения. Карточки-задания, включающие отрывки из текста и вопросы по их содержанию, предполагают развитие умений соотносить полученные знания с вновь приобретёнными, использовать их в новой ситуации для обобщений и доказательств

Критерии оценивания достижений обучающихся:

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания


 

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

знать/понимать:

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Список литературы для учащихся

Обществознание. 6 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л. Ф. – М.: Просвещение, 2013.

Обществознание 6 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. - М.: Просвещение, 2012.

Обществознание. 7 класс. Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф. – М.: Просвещение, 2013.

Обществознание 7 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Котова О. А., Лискова  Т. Е. - М.: Просвещение, 2011.

Обществознание. 8 класс. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И. – М.: Просвещение, 2013.

Обществознание 8 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Котова О. А., Лискова  Т. Е. - М.: Просвещение, 2011.

Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику «Обществознание. 8 класс» под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой / С. В. Краюшкина. – М.: Экзамен, 2013.

Обществознание. 9 класс. Боголюбов Л. Н., Матвеев А. И. – М.: Просвещение, 2010.

Обществознание 9 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Котова О. А., Лискова  Т. Е. - М.: Просвещение, 2016.

Тесты по обществознанию: 9 класс: к учебнику «Обществознание. 9 класс» под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой / С. В. Краюшкина. – М.: Экзамен, 2013.

 

Список литературы для учителя

Обществознание. 6 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л. Ф. – М.: Просвещение, 2013.

Обществознание 6 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. - М.: Просвещение, 2012.

Обществознание. 6 класс. Поурочные разработки к уч. Боголюбова. Степанько C. Н. – М.: Просвещение, 2010.

Обществознание. 7 класс. Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф. – М.: Просвещение, 2013.

Обществознание 7 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Котова О. А., Лискова  Т. Е. - М.: Просвещение, 2011.

Обществознание. 7 класс. Поурочные разработки к уч. Боголюбова. Поздеев А. В. – М.: Просвещение, 2013.

Обществознание. 8 класс. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И. – М.: Просвещение, 2013.

Обществознание 8 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Котова О. А., Лискова  Т. Е. - М.: Просвещение, 2011.

Обществознание. Тематические контрольные работы для проверки образовательных достижений школьников. Человек и общество. Сфера духовной культуры. Экономика. Тетрадь для выполнения заданий. 8 класс / Т. А. Альхова, С. С. Долева, И. И. Сидоренкова. – Ростов н/Д: Легион, 2013.

Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику «Обществознание. 8 класс» под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой / С. В. Краюшкина. – М.: Экзамен, 2013.

Обществознание. 9 класс. Боголюбов Л. Н., Матвеев А. И. – М.: Просвещение, 2010.

Обществознание 9 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Котова О. А., Лискова  Т. Е. - М.: Просвещение, 2016.

Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. – М.: Просвещение, 2010

Тесты по обществознанию: 9 класс: к учебнику «Обществознание. 9 класс» под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой / С. В. Краюшкина. – М.: Экзамен, 2013.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации