Рабочая программа по предмету «Обществознание» для 5–9 классов (УМК под ред. Л.Н. Боголюбова)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
Принята педагогическим советом Протокол № 27 от 29.08.2018г. |
Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № 16» ________________________ О.В.Зенгер Приказ № 2 от 01.09.2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обществознание
5-9 классы
(приложение 9 к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СОШ № 16»)
Согласовано Заместитель директора по УВР _______________ Г.Д.Григорьева от 28.08.2018г. |
Рассмотрено и одобрено МО учителей – предметников Протокол № от 27.08.2018г. |
Осинниковский городской округ, 2018
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………………………………………... |
3 |
|
1 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание» …….…………………………………………………………. |
5 |
2 |
Содержание учебного предмета «Обществознание» ………………………….………………………………………………………………. |
18 |
3 |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы ……………………………….......... |
21 |
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5-9 классов составлена на основе нормативных правовых документов:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №237-ФЗ от 29.12.2012 года;
- приказа Минобрнауки РФ от 30.08. 2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 13.12.2013 № 1342);
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 года № 72 «О внесении изменений №2 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. №1644 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. №1577 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Ориентиром для составления рабочей программы учебного предмета «Обществознание» для 5-9 классов стала Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015г. №1/15).
Для реализации рабочей программы используется предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова и др. которые входят в Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ (приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5-9 классов обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП ООО), разработана на основе:
- требований к результатам освоения ООП ООО;
- программы формирования универсальных учебных действий.
Целью реализации ООП ООО по предмету «Обществознание» является усвоение содержания учебного предмета «Обществознание» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее – ФГОС ООО).
Оценка личностных и метапредметных результатов проводится в ходе: решения задач творческого и поискового характера; учебного исследования и проектирования; итоговых контрольных работ, комплексных контрольных работ на межпредметной основе; мониторинга сформированности основных учебных умений.Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных).
Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебного предмета «Обществознание», в том числе — метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание»
В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:
Личностные результаты освоения ООП ООО.
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
2.Метапредметные результаты освоения ООП ОООпредставлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
3. Предметные результаты изучения предметной области "Общественно-научные предметы" представляют:
Обществознание:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Изучение предметной области "Общественно-научные предметы" должно обеспечить:
формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
приводить примеры основных видов деятельности человека;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;
критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
характеризовать специфику норм права;
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
раскрывать сущность процесса социализации личности;
объяснять причины отклоняющегося поведения;
описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
описывать явления духовной культуры;
объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
оценивать роль образования в современном обществе;
различать уровни общего образования в России;
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
раскрывать роль религии в современном обществе;
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
объяснять роль политики в жизни общества;
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
раскрывать достижения российского народа;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
аргументированно обосновыватьвлияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
характеризовать систему российского законодательства;
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
характеризовать функции денег и их роль в экономике;
раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
Содержание учебного предмета «Обществознание»
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного.Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека.Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия.Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России.Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование.Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство ‑ основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности.Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс, 34 часа
№ урока |
Наименование раздела, темы урока |
Количество часов на раздел (тему) |
Форма контроля |
1 |
Введение. Как работать с учебником |
1 |
|
2 |
Практикум: «Как подготовить проект?» |
1 |
|
Глава 1. Человек |
|||
3 |
Биологическое и социальное в человеке. |
1 |
|
4 |
Практикум «Черты сходства и различий человека и животного». |
1 |
|
5 |
Основные возрастные периоды жизни человека. |
1 |
|
6 |
Особенности подросткового возраста. |
1 |
|
7 |
Практикум: "Учимся общаться" |
1 |
|
8 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек». |
1 |
Тест |
Глава 2. Семья |
|||
9 |
Семья и семейные отношения. Отношения между поколениями. Функции семьи. |
1 |
|
10 |
Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. |
1 |
|
11 |
Семейное хозяйство |
1 |
|
12 |
Практикум «Учимся помогать вести семейное хозяйство». |
1 |
|
13 |
Досуг семьи. Свободное время. Социальная значимость здорового образа жизни. |
1 |
|
14 |
Урок – проект: Учимся распределять своё время. |
1 |
|
15 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Семья». |
1 |
Тест |
Глава 3. Школа |
|||
16 |
Образование в жизни человека. |
1 |
|
17 |
Система образования в Российской Федерации. |
1 |
|
18 |
Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. |
1 |
|
19 |
Самообразование. |
1 |
|
20 |
Одноклассники, сверстники, друзья. |
1 |
|
21 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Школа» |
1 |
Тест |
22 |
Практикум по теме «Школа» |
1 |
|
Глава 4. Труд |
|||
23 |
Труд – основа жизни. Трудовая деятельность человека |
1 |
|
24 |
Практикум «Учимся трудиться и уважать труд» . |
1 |
|
25 |
Труд и творчество |
1 |
|
26 |
Практикум «Учимся творчеству» |
1 |
|
27 |
Итоговое занятие по теме «Труд». |
1 |
|
Глава 5 .Родина |
|||
28 |
Наше государство – Российская Федерация. Органы государственной власти и управления в РФ |
1 |
|
29 |
Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Государственные символы России. |
1 |
|
30 |
Гражданственность и патриотизм. |
1 |
Тест |
31 |
Гражданство Российской Федерации. |
1 |
Проект |
32 |
Практикум «Учимся быть достойными гражданами». |
1 |
|
33 |
Россия – многонациональное государство.Многонациональная культура России. |
1 |
|
34 |
Итоговый урок по курсу обществознания. |
1 |
Контрольная работа |
6 класс, 34 часа
№ урока |
Наименование раздела, темы урока |
Количество часов |
Форма контроля |
Глава I. Человек в социальном измерении |
|||
1 |
Индивид, индивидуальность, личность. |
1 |
|
2 |
Человек – личность. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. |
1 |
|
3 |
Практикум «Человек – личность». |
1 |
|
4 |
Человек познаёт мир. Самосознание |
1 |
|
5 |
Практикум «Учимся узнавать и оценивать себя». |
1 |
|
6 |
Понятие деятельности. Роль деятельности в жизни человека и общества. |
1 |
|
7 |
Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. |
1 |
|
8 |
Практикум «Учимся правильно организовывать свою деятельность». |
1 |
|
9 |
Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. |
1 |
|
10 |
Познание человеком мира и самого себя. |
1 |
|
11 |
Практикум «Учимся размышлять» |
1 |
|
12 |
На путик жизненному успеху. |
1 |
|
13 |
Выбор жизненного пути. |
1 |
|
14 |
Практикум по теме: «Человек в социальном измерении» |
1 |
Проект |
15 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек в социальном измерении» |
1 |
Тест |
Глава II. Человек среди людей |
|||
16 |
Межличностные отношения |
1 |
|
17 |
Личные и деловые отношения. |
1 |
|
18 |
Практикум «Учимся взаимодействовать с окружающими» |
1 |
|
19 |
Человек в малой группе. Лидерство. |
1 |
|
20 |
Общение. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. |
1 |
|
21 |
Практикум «Учимся общаться» |
1 |
|
22 |
Конфликты в межличностных отношениях . Социальные конфликты и пути их разрешения. |
1 |
|
23 |
Межличностные конфликты и способы их разрешения |
1 |
|
24 |
Практикум «Учимся вести себя в ситуации конфликта» |
1 |
Проект |
25 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек среди людей» |
1 |
Тест |
Глава III. Нравственные основы жизни |
|||
26 |
Мораль, её основные принципы. Роль морали в жизни человека и общества |
1 |
|
27 |
Нравственность. Золотое правило нравственности |
1 |
|
28 |
Практикум «Учимся делать добро». |
1 |
|
29 |
Моральные нормы и нравственный выбор. |
1 |
|
30 |
Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность |
1 |
|
31 |
Человек и человечность. Гуманизм |
1 |
|
32 |
Практикум «Нравственные основы жизни» |
1 |
Тест |
Повторение и обобщение |
|||
33 |
Работа над проектом «Человек долга - каков он?» |
1 |
Проект |
34 |
Итоговая контрольная работа«Человек и общество» |
1 |
Тест |
7 класс, 34 часа
№ урока |
Наименование раздела, темы урока |
Количество часов |
Форма контроля |
Раздел 1. Человек в социальном измерении |
|||
1 |
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Уважение социального многообразия. Как усваиваются социальные нормы. Право и мораль: общее и различие. |
1 |
|
2 |
Правила этикета. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм |
1 |
|
3 |
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права |
1 |
|
4 |
Конституционные права и свободы, обязанности человека и гражданина в РФ. Налогообложение граждан. |
1 |
|
5 |
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права ребёнка и их защита. |
1 |
|
6 |
Почему необходимо соблюдать законы |
1 |
|
7 |
Защита Отечества. Военная служба. |
1 |
|
8 |
Для чего нужна дисциплина. Виды дисциплины. |
1 |
|
9 |
Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность. |
1 |
|
10 |
Виновен – отвечай. Признаки и виды правонарушений |
1 |
|
11 |
Цели наказания. Виды наказаний. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних |
||
12 |
Правоохранительные органы. Судебная система РФ |
1 |
|
13 |
Практикум по теме: «Регулирование поведения людей в обществе» |
1 |
Тест |
14 |
Проектная деятельность «Знай свои права (пособие для подростка)» |
1 |
Проект |
Раздел 2. Человек в экономических отношениях |
|||
15 |
Экономика и её основные участники. Понятие экономики. Производительность труда. |
1 |
|
16 |
Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда |
1 |
|
17 |
Производство. Издержки, выручка, прибыль. Разделение труда и специализация. |
1 |
|
18 |
Виды и формы бизнеса. |
1 |
|
19-20 |
Обмен. Торговля и ее формы. Реклама. |
2 |
|
21 |
Деньги и их функции |
1 |
|
22 |
Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. |
1 |
|
23-24 |
Практикум по теме: «Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Личный финансовый план» |
2 |
Проект |
25 |
Итоговое занятие по теме «Человек в экономических отношениях» |
1 |
Тест |
Глава III. Человек и природа |
|||
26 |
Воздействие человека на природу |
1 |
|
27 |
Экологический кризис и пути его разрешения. Загрязнение атмосферы, воды и почвы |
||
28 |
Охранять природу – значит охранять жизнь. Экологическая мораль |
1 |
|
29 |
Закон на страже природы |
1 |
|
30 |
Что может сделать гражданин для защиты природы |
||
31 |
Практикум по теме: «Человек и природа» |
1 |
|
32 |
«Растения и животные Красной книги Кемеровской области» |
Проект |
|
33 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
Контрольная работа |
34 |
Человек и общество |
2 |
Проект |
8 класс, 34 часа
№ урока |
Наименование раздела, темы урока |
Количество часов |
Форма контроля |
Тема 1 Личность и общество – 6 часов |
|||
1 |
Биологическое и социальное в человеке. Способности и потребности человека. |
1 |
|
2 |
Взаимосвязь общества и природы. Общественный прогресс |
||
3 |
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. |
1 |
|
4 |
Практикум «Типы обществ». |
1 |
|
5 |
Развитие общества.Усиление взаимосвязей стран и народов. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. |
1 |
|
6 |
Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Современное российское общество, особенности его развития. |
1 |
|
7 |
Индивид, индивидуальность, личность. Познание человеком мира и самого себя. Социализация личности. Социальный контроль. |
1 |
Тест |
8 |
Практикум по теме «Личность и общество» |
1 |
Проект |
Тема 2. Сфера духовной культуры - 8 часов |
|||
8 |
Культура, её многообразие и основные формы. |
1 |
|
9 |
Мораль, её основные принципы. Нравственность. Роль морали в жизни человека и общества. Гуманизм. Добро и зло. |
1 |
|
10 |
Долг и совесть |
1 |
|
11 |
Моральный выбор - это ответственность |
1 |
|
12 |
Образование, его значимость в условиях информационного общества. |
1 |
|
13 |
Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. |
1 |
|
14 |
Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство. |
1 |
Тест |
15 |
Практикум: Сфера духовной культуры |
1 |
Проект |
Тема З. Экономика – 13часов |
|||
16 |
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. |
1 |
|
17 |
Типы экономических систем. |
||
18 |
Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Собственность. |
1 |
|
19 |
Рынок и рыночный механизм. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. |
1 |
|
20 |
Производство ‑ основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Разделение труда и специализация |
1 |
|
21 |
Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. |
1 |
|
22 |
Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Налогообложение граждан. |
1 |
|
23 |
Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы дистанционного банковского обслуживания Распределение доходов |
1 |
|
24 |
Потребление Страховые услуги. Инвестиции. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. |
1 |
|
25 |
Инфляция, её последствия. Сбережения и семейная экономика. Активы и пассивы |
1 |
|
26 |
Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. |
1 |
|
27 |
Мировое хозяйство и международная торговля |
1 |
Тест |
28 |
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги |
1 |
Проект |
Тема 4. Социальная сфера – 4 часа |
|||
29 |
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальная мобильность |
1 |
|
30 |
Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте |
1 |
|
31 |
Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство |
1 |
|
32 |
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. |
1 |
|
33 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
Контрольная работа |
34 |
Урок-конференция «Личность и общество» |
1 |
Проект |
9 класс, 34 часа
№ урока |
Наименование раздела, темы урока |
Количество часов |
Форма контроля |
Тема 1. Политика - 10 часов |
|||
1 |
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. |
1 |
|
2 |
Государство, его существенные признаки. Функции государства. |
1 |
|
3 |
Внутренняя и внешняя политика государства. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. |
||
4 |
Формы правления. Политические режимы. Формы государственно – территориального устройства. |
1 |
|
5 |
Демократия, ее основные признаки и ценности. Разделение властей. Правовое государство |
1 |
|
6 |
Президент РФ, его основные функции. Федеральное Собрание РФ. Правительство РФ. Судебная система РФ |
1 |
|
7 |
Гражданское общество и государство. Местное самоуправление. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. |
1 |
Проект |
8 |
Выборы и референдумы. Участие граждан в политической жизни. |
1 |
|
9 |
Политические партии и движения. Опасность политического экстремизма. |
1 |
|
10 |
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Политика» |
1 |
Тест |
Тема 2. Право – 23 часа |
|||
11 |
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка |
1 |
|
12 |
Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. |
1 |
|
13 |
Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. |
1 |
|
14 |
Правоохранительные органы |
1 |
|
15-16 |
Конституция Российской Федерации – основной закон государства. |
2 |
Проект |
17 |
Конституционные основы государственного строя Российской Федерации |
1 |
|
18-19 |
Конституционные права, свободы и оюязанности человека и гражданина в РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ. |
2 |
|
20 |
Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. |
1 |
|
21 |
Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав |
1 |
|
22 |
Право на труд и трудовые правоотношения |
1 |
|
23 |
Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет |
1 |
|
24 |
Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. |
1 |
|
25 |
Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания |
1 |
|
26 |
Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона |
1 |
|
27 |
Цели и виды уголовных наказаний. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних |
||
28 |
Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. |
1 |
|
29-30 |
Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов |
2 |
|
31 |
Правовое регулирование отношений в сфере образования |
1 |
|
32 |
Обобщение и систематизация по теме «Право» |
1 |
Тест |
33 |
Урок-конференция «Политика и право» |
1 |
Проект |
34 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
Контрольная работа |