12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Давыденко Оксана890 Закончила Воронежский Государственный Педагогический Университет. В школе работаю с 1996 года. Россия, Воронежская обл., с. Верхнее Турово |
Рабочая программа по обществознанию в 8 кл
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Верхнетуровская средняя общеобразовательная школа»
Принято «Утверждаю»
Педагогическим советом школы Директор школы
Протокол №___ от__________ __________ Лопатина В.С.
Приказ №___ от_______
Рабочая программа
по (предмету)- обществознание (включая экономику и право)
Класс - 8
Всего часов на учебный год - 35ч.
Количество часов в неделю - 1ч в неделю
Учебник - « Обществознание », под ред. Л.Н.Боголюбова.
Учитель:
Фамилия Давыденко
Имя Оксана
Отчество Викторовна
Категория - первая
Стаж работы - 19 лет
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Школьным методическим объединением Заместитель
Руководитель ШМО директора по УВР
гуманитарного цикла
___________/_____________________/ ___________ /Швецова Е.А./
Протокол №_____ от__________
с. Верхнее Турово
2015г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе ФЗ от 29.12.12 №273 –ФЗ ( ред. От 25.11.2013г.) «Об образовании в РФ", Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова и учебного плана МКОУ "Верхнетуровская СОШ" на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса..
Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
Приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:
Место учебного предмета в учебном плане:
Федеральный базисный учебный план отводит из федерального компонента для обязательного изучения обществознания в 8 классе 35 часов из расчёта 1 час в неделю при 35 учебных неделях
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
· освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
· овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
· формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
· сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
· владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
· выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Содержание учебного предмета.
Тема 1. Личность и общество.
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в 21 веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры. Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло - главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элемен ты системы образования в РФ. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость. (цена выбора)
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предостав ляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера. Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношения к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся _8_ класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 11 детей, из которых мальчиков – 4, девочек - 7. По итогам успеваемости за 7 класс имеют "5" -3, "4"-2, "3"-5. Качество знаний за прошлый год - 45%. Кораблина Аня, по результатам прошлого года неаттестованна по всем предметам из-за не посещаемости занятий.
Три ученицы, Гребенщикова Кристина, Шматова Люда и Булгакова Вера, имеют по предмету оценку «пять». Они обладают высоким темпом продвижения в обучении: они хорошо овладевают общеучебными навыками и умениями, материал усваивают в процессе его первичного объяснения. Тамарова Кристина и Романюк Екатерина учатся на «хорошо». Ребятам не достаёт усидчивости, не все домашние задания выполняются полностью, допускаются ошибки в выполнении тестов. Основная масса обучающихся класса – это дети со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения (большинство детей приходят в школу для общения), которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Слабыми учениками в классе являются Лубянецкий Сергей и Новичихина Виктория. Дети часто не выполняют домашнего задания, теоретический материал усвоен на низком уровне, задания в рабочих тетрадях часто не выполнены. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социапьно-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения
Учебно-методическое обеспечение:
Используемый учебно-методический комплект:
Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 8 класс. - М.: Просвещение, 2010-14гг.;
Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки «Обществознание. 8класс». - М.: Просвещение, 2010гг..
О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. 8 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2011-14гг..
Список литературы для учителя
-
Методические пособия по отдельным вопросам изучения истории ,
Учебные тесты по обществознанию.
Материально-техническое обеспечение:
Проектор, экран, компьютер, принтер
Видеофильмы, компьютерные учебные программы,
Репродукции, фотографии,
Дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты),
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Дата | |||||||
план | факт | |||||||||||
1 | Курс «Обществознание». Специфика и формы изучения. | 1 | Вводный урок. | Знакомство с курсом. Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания методического аппарата учебника | ||||||||
Тема 1. Личность и общество. (4ч) | ||||||||||||
2 | Личность. | 1 | Урок изучения нового материала. | Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. | ||||||||
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 | Комбинированный урок. | Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. | ||||||||
4 | Развитие общества. | 1 | Комбинированный урок. | Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в 21 веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности. | ||||||||
5 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Личность и общество». | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Систематизировать и обобщить материал по изученной теме | ||||||||
Тема 2. Сфера духовной культуры. (8ч) | ||||||||||||
6 | Сфера духовной жизни и ее особенности. | 1 | Урок изучения нового материала | Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. | ||||||||
7 | Мораль. Главные понятия этики. | 1 | Комбинированный урок. | Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло - главные понятия этики. Критерии морального поведения. | ||||||||
8 | Долг и совесть. | 1 | Комбинированный урок. | Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека. | ||||||||
9 | Моральный выбор - это ответственность. | 1 | Комбинированный урок. | Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. | ||||||||
10 | Образование. | 1 | Комбинированный урок. | Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элемен ты системы образования в РФ. Непрерывность образования. Самообразование. | ||||||||
11 | Наука. | 1 | Комбинированный урок. | Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. | ||||||||
12 | Религия. | 1 | Комбинированный урок. | Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. | ||||||||
13 | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Сфера духовной жизни». | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Систематизировать и обобщить материал по изученной теме | ||||||||
Тема 3. Экономика. (13ч) | ||||||||||||
14 | Экономика и ее роль в жизни общества. | 1 | Урок изучения нового материала | Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость. (цена выбора) | ||||||||
15 | Основные вопросы экономики. | 1 | Комбинированный урок. | Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем. | ||||||||
16 | Собственность. | 1 | Комбинированный урок. | Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. | ||||||||
17 | Рыночная экономика. | 1 | Комбинированный урок. | Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. | ||||||||
18 | Производство – основа экономики. | 1 | Комбинированный урок. | Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. | ||||||||
19 | Предпринимательст во. | 1 | Комбинированный урок. | Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. | ||||||||
20 | Роль государства в экономике. | 1 | Комбинированный урок. | Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. | ||||||||
21 | Распределение доходов. | 1 | Комбинированный урок. | Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. | ||||||||
22 | Потребление. | 1 | Комбинированный урок. | Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. | ||||||||
23 | Инфляция и семейная экономика. | 1 | Комбинированный урок. | Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предостав ляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. | ||||||||
24 | Безработица, ее причины и последствия. | 1 | Комбинированный урок. | Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. | ||||||||
25 | Мировое хозяйство и международная торговля. | 1 | Комбинированный урок. | Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика. | ||||||||
26 | Повторительно – обобщающий урок по теме: « Экономика». | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Систематизировать и обобщить материал по изученной теме | ||||||||
Тема 4. Социальная сфера. (5ч) | ||||||||||||
27 | Социальная структура общества. | 1 | Урок изучения нового материала | Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. | ||||||||
28 | Социальные статусы и роли. | 1 | Комбинированный урок. | Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. | ||||||||
29 | Нации и межнациональные отношения. | 1 | Комбинированный урок. | Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношения к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. | ||||||||
30 | Отклоняющееся поведение. | 1 | Комбинированный урок. | Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. | ||||||||
31-32 | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Социальная сфера». | 2 | Повторительно – обобщающий урок | Систематизировать и обобщить материал по изученной теме | ||||||||
33-34 | Итоговые уроки по темам: «Сфера духовной жизни», «Зкономика». | 2 | Повторительно – обобщающий урок | Систематизировать и обобщить материал по курсу | ||||||||
-35 | Повторение. Тема: «Личность и огбщество». | 2 | Повторительно – обобщающий урок | Систематизировать и обобщить материал по курсу |