Рабочая программа по ОБЖ (10-11 класс, УМК: Смирнов А.Т.)
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: | Основы безопасности жизнедеятельности 10-11 А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников 68 |
- Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 – 11 классов составлена на основе:
Комплексной учебной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений 5-11 классы, разработанной авторами А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников М.:Просвещение, 2011;
Федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования 2004г.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности направлено на достижение следующих целей:
воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
Структурно программа курса ОБЖ состоит из трёх логически взаимосвязанных модулей:
основы безопасности личности, общества, государства;
основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
обеспечение военной безопасности государства.
Учебным планом школы на изучение курса в 10 классе отводится 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю) и в 11 классе – 34 учебных часа.
Домашнее задание может быть вариативным или отсутствовать.
Программа предусматривает совместное обучение юношей и девушек.
В качестве учебника в учебном процессе используются:
Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профил. уровни/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т.Смирнова; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». - 4-е изд.,перераб. - М.:Просвящение, 2012.;
Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профил. уровни/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т.Смирнова; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». - 5-е изд.,перераб. - М.:Просвящение, 2013.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускник школы должен знать:
· основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;
· организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и организационные основы борьбы с терроризмом;
· основные принципы здорового образа жизни;
· правила оказания первой медицинской помощи;
· основы обороны государства и военной службы;
· боевые традиции Вооруженных Сил России, государственные и военные символы Российской Федерации.
Выпускники старших классов должны уметь:
· предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
· грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
· оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
· выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.);
· пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.
Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.
Тематическое планирование
10 класс
№ урока | Тема | Основной материал | Домашнее задание |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 ч) | |||
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (4 ч) | |||
1. | Автономное пребывание человека в природной среде. | Возможные причины попадания человека в условия автономного существования, меры профилактики. Первоочередные действия потерпевших бедствие. | § 1 воп 1-3 зад. с.8 |
2. | Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде. | Отработка правил ориентирования, движения по азимуту, обеспечения водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня. Практическая работа №1. | § 2 зад.4,5 с.14 |
3. | Обеспечение личной безопасности на дорогах. | Основные причины ДТП. Роль «человеческого фактора» в возникновении ДТП. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на дорогах. | ПДД § 3 воп. 1-4 зад.1, 3 |
4. | Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. | Обсуждение возможных ситуаций на улице, в общественных местах, на массовом мероприятии, в транспорте, подъезде дома, лифте. Практическая работа №2. | § 4 зад.1-3 с.24-25 доп.матер-л |
Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций (2 ч) | |||
5. | Обеспечение личной безопасности при ЧС природного характера. | Правила поведения во время землетрясения, сходе оползней, селей, обвалов, лавин, при возникновении ураганов, бурь, смерчей, при наводнении и природных пожарах. Отработка практических навыков безопасного поведения. Практическая работа №3. | схема «Виды ЧС» § 5 воп.3 зад.1-2 с.30 § 6 воп.1-4 зад.3,4 с.36 |
6. | Обеспечение личной безопасности при ЧС техногенного характера. | Правила поведения при пожарах и взрывах, при авариях с выбросом химических и радиоактивных веществ, при гидродинамических и транспортных авариях. Отработка практических навыков безопасного поведения. Практическая работа №4. | Выводы с.40 § 7 воп.1-4 с.40 § 8 воп.1,2 |
Современный комплекс проблем безопасности социального характера (2 ч) | |||
7. | Военные угрозы национальной безопасности России | Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства. | § 9 воп.1-3 сообщения по зад.1,2 с.50 |
8. | Характер современных войн и вооруженных конфликтов | Вооруженный конфликт, военный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война | § 10 воп.1,4 |
Раздел 2. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций (2 ч) | |||
9. | Законодательные и нормативные правовые акты РФ по обеспечению безопасности. | Конституция РФ, ФЗ «О безопасности», «Об обороне», «О защите населения и территорий от ЧС», «О пожарной безопасности», «О ГО», «О безопасности дорожного движения», «О противодействию терроризму» и др. Краткое содержание, права и обязанности граждан. | § 11 таблица ФЗ сообщ. по зад.1,2 |
10. | Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), её структура и задачи | История создания РСЧС, предназначение, стр-ра, цели и задачи, органы управления. Силы и средства РСЧС. | Выводы 1-4 с.62 воп.1-4 |
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму (4 ч) | |||
11. | Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства | Терроризм — общие понятия и определения. Характеристика современной террористической деятельности в России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Пути распространения экстремистских идей. | § 13,14 сообщ-я по зад.1,2 с.70, с.80 воп.1-4 с.70 воп.1-3 с.80 |
12. | Основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности | Законы и акты, направленные на защиту от экстремизма и терроризма | § 16 доп.мат. О стратегии нац.без-ти |
13. | Правила личной безопасности при угрозе террористического акта | Правила поведения в случае захвата вас в заложники. Правила поведения, если подвергались нападению с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета террористами. Обеспечение безопасности при перестрелке. О порядке приема сообщений, содержащих угрозы террористического характера, по телефону. Практическая работа №5. | § 23 выводы с.124, воп.1-4 доп.мат. с.125 |
14. | Уголовная ответственность за террористическую и экстремистскую деятельность | Основные статьи Уголовного кодекса и виды наказаний для террористов, экстремистов | § 21,22 УК РФ воп.1-4 с.112 |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3ч) | |||
15. | Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая составляющая подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика | Классификация микроорганизмов и инфекционных заболеваний. Возникновение и распространение инфекционных заболеваний, пути их передачи. Антигены и антитела. Иммунная реакция организма. Распространённые инфекционные заболевания. Внешние признаки инфекционных заболеваний. Способы профилактики. | таб.2 с.132 воп. 1-5 § 25 |
16. | Здоровый образ жизни | Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасности личности. Рациональное питание, режим труда и отдыха. Двигательная активность, физическая культура и закаливание. | § 26,28 диаграмма факторов зад.1-3 с.142, борьба со стрессом с.151 |
17. | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек | Табакокурение и его влияние на организм курящего и окружающих людей. Алкоголь и репродуктивная функция. Профилактика разрушающего влияния алкоголя, наркомании и токсикомании. | рекомендации с.157, воп. и зад. с.156 §29 |
Раздел 5. Основы обороны государства (17 ч) | |||
Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны (6 ч) | |||
18. | Гражданская оборона, ее предназначение и основные задачи | История создания, предназначение и задачи ГО. Организация ГО на территории РФ, силы и средства ГО. | § 30 зад. 1-3 на выбор одно, воп.1-4 с.162 |
19,20. | Основные виды оружия и их поражающие факторы | Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения. | § 31 воп.1-4 зад.1-4 с.168 схема |
21. | Оповещение и информирование населения о ЧС мирного и военного времени. Инженерная защита населения | Система оповещения, способы оповещения. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!», действия населения по сигналам оповещения. Защитные сооружения ГО, предназначение и виды. Правила поведения в защитных сооружениях. | § 32 зад.1-3 с.172 действия по сигналу «Внимание всем!» § 33 воп.1 |
22. | Средства индивидуальной защиты. | Средства защиты органов дыхания, кожи, правила их использования. Медицинские средства защиты. Практическая работа №7. | § 34 уст-во ГП-7, АИ-2 зад.1-3 с.182 |
23. | Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС. Организация ГО в общеобразовательном учреждении. | Предназначение и содержание работ. Организация санитарной обработки населения после пребывания их в зоне заражения. Задачи обучения в области ГО, формы обучения. План ГО. Практическая работа №8. | § 35 зад.1-4 с.186 п.6.2 § 36 зад.1,4 с.190 |
Вооруженные Силы Российской Федерации - защита нашего Отечества (3 ч) | |||
24. | История создания Вооруженных Сил РФ. | Военные реформы Ивана Грозного, Петра I, создание регулярной армии. Военные реформы во 2 половине XIXв., создание массовой армии. | § 37 сообщ-я зад.1,4 с.196 |
25. | Памяти поколений – дни воинской славы России. | Дни воинской славы России – дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории гос-ва. Формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях. | § 38 зад.2,4 Сообщения о победных днях |
26. | Состав Вооруженных Сил РФ. Руководство и управление ВС РФ | Виды и рода войск, история их создания. Предназначение различных родов войск. Сухопутные, ВВС, ВМФ, РВСН, ВДВ, космические войска. | § 39 воп.1-3 схема зад.1-4 с.210 |
Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск (6 ч) | |||
27. | Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника СВ. | Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника сухопутных войск. | § 40 схема зад.1-4 с.216 |
28. | Военно-воздушные Силы. Военно-морской флот. Вооружение и военная техника ВВС и ВМФ. | Военно-воздушные Силы (ВВС), их состав и предназначение. Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника. | § 41,42 схема воп.4 зад.2-4 с.220 воп.4, зад.2 с.224 |
29. | Ракетные войска стратегического назначения. Вооружение и военная техника РВСН. | Ракетные войска стратегического назначения (PBСH), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника. | § 43 схема воп.4 зад. с.228 |
30. | Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение . | Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника. | § 44 Фильм «Никто, кроме нас!» зад.1-4 с.232 |
31. | Космические войска, их состав и предназначение. | Космические войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника. | § 45 воп.4 схема зад.1-3 с.236 |
32. | Войска и воинские формирования, не входящие в состав ВС РФ. | Пограничные органы ФСБ, внутренние войска МВД, войска гражданской обороны МЧС России. | § 46 схема, доп.мат. зад.1-3 с.240 |
Боевые традиции Вооруженных Сил России (2 ч) | |||
33. | Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. | Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить её интересам, защищать от врагов – основное содержание патриотизма. Понятие о боевых традициях, героизме, мужестве, воинской доблести и чести. | Рефераты о героях России воп.1-4 с.244 зад.2,4 § 47 статистика - с.245 |
34. | Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений. | Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни. | Воп.3,4 зад.1-3 с.250 |
Тематическое планирование 11 класс
№ урока | Тема | Основной материал | Домашнее задание | |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (2ч) | ||||
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (7 ч) | ||||
1. | Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности | Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. | § 1 воп.1-4, зад. с.10 | |
2. | Правила личной безопасности при пожаре | Профилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании. | § 2 воп.1-4, зад. ПМП при ожоге с.16 | |
Раздел 2. Основы противодействия терроризму и экстремизму (4 ч) | ||||
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ (9 ч) | ||||
3. | Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи | Основные задачи, состав НАК на сайте www.nak.fsb.ru | § 5 воп.1-4, с.34 | |
4. | Контртеррористическая операция и условия ее проведения | Контртеррористическая операция, ее предназначение и условия проведения, состав группировки сил и средств, включаемых в контртеррористическую операцию. Правовой режим контртеррористической операции. Окончание контртеррористической операции. | § 6 воп.1-5, зад. с.40 | |
5. | Правовой режим контртеррористической операции | § 7 воп.1-4, с.44 | ||
6. | Участие спецслужб (Альфа и Вымпел) в контртеррористических операциях на примере героев-спецназовцев | Подвиг Дмитрия Разумовского, Романа Катасонова, Александра Перова г.Беслан 2004г, Константин Васильев «Норд-Ост» г.Москва 2002г. | доп.мат к § 5,6 с.35,41 док.фильмы «Небесный воин», «Солдат христовой рати», «Александр» | |
Раздел 3 Основы здорового образа жизни (4 ч) | ||||
Основы здорового образа жизни (4 ч) | ||||
7. | Меры профилактики венерических заболеваний. | Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), формы передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью. | § 13, таблица зад. с.72 | |
8. | Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе, меры профилактики ВИЧ-инфекции. | ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией. | § 14 воп.1-4 с.76 ст.121 УК РФ | |
9. | Семья в современном обществе. | Законодательство и семья. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанность родителей. | § 15 воп.1-4, зад. с.80 | |
10. | Законодательство РФ о семье. | Конституция РФ и ФЗ РФ, Семейный кодекс (гл.1,3,7,8) | семейный кодекс, с.81 | |
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (9 ч) | ||||
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях (9 ч) | ||||
11. | ПМП при острой сердечной недостаточности и инсульте. | Сердечная недостаточность и причины ее возникновения. Общие правила при оказании ПМП. Инсульт, основные причины его возникновения, признаки возникновения. ПМП при инсульте. Практическая работа №4. | § 16 воп.1-4 зад. с.84 | |
12. | Понятие о кровотечении и ранении. | Причины и признаки кровотечений. Виды ранений. Понятие об асептике и антисептике. | доп.мат к § 17 схема с.89 | |
13. | Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях. | Способы остановки кровотечения: пальцевое прижатие, наложение жгута и жгута–закрутки, максимальное сгибание конечности, наложение давящей повязки, возвышенное положение. Практическая работа №5. | § 17 воп.1-4, зад. с.88 § 19 воп.1-4, зад. с.96 | |
14. | Способы иммобилизации и переноски пострадавшего. | Цель иммобилизации, возможные средства для иммобилизации. Способы переноски пострадавшего. Практическая работа №6. | § 20 воп.1-4, зад. с.100-101 | |
15. | Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. | Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их возникновения. Профилактика травм и основные правила в оказании первой медицинской помощи. Практическая работа №7. | § 21 воп.1-4, зад. с.104-105 | |
16. | Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме груди и живота. | Причины и признаки, возможные последствия, ПМП травм головы, груди, живота. Практическая работа №8. | § 22 воп.1-4, зад. с.108, доп.мат с.109 | |
17. | Первая медицинская помощь при травмах области таза, повреждении позвоночника, спины. | Причины и признаки, возможные последствия, ПМП травм таза, позвоночника, спины. Практическая работа №9. | § 23 воп.1-4, зад. с.112, доп.мат с.113 | |
18. | Первая медицинская помощь при травматическом шоке. | Причины, признаки и последствия травматического шока. | доп.мат к §18 с.93 | |
19. | Первая медицинская помощь при остановке сердца. | Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Практическая работа №10. | § 24 воп.1-4, зад. с.118, доп.мат с.119 | |
Раздел 5. Основы обороны государства (8 ч) | ||||
Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства (3 ч) | ||||
20. | Состав Вооруженных Сил РФ. | Виды и рода войск ВС РФ, специальные войска, военные округа и флоты. | схема (пов-е) | |
21. | Основные задачи современных Вооруженных Сил России | Основные функции: пресечение вооруженного насилия, обеспечение свободы деятельности в Мировом океане и космическом пространстве, выполнение союзнических обязательств. Основные задачи: по обеспечению военной безопасности; по опережению вооруженного нападения; в операциях по поддержанию мира; во внутренних вооруженных конфликтах. | § 25 воп.1-4, зад. с.126, доп.мат о Стратегии нац.без-ти РФ с.127 | |
22. | Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил РФ | Значение и роль миротворческой деятельности ВС. Нормативно-правовая база для проведения миротворческой деятельности ВС РФ. | § 26 воп.1,2, с.130, сооб-я по зад. с.131 | |
Символы воинской чести (3 ч) | ||||
23. | Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, достоинства и славы. | Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части. | § 27 воп.1-4, с.134, сооб-е по зад. с.135 | |
24. | Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе | История государственных наград России за военные заслуги перед Отечеством. | § 28 воп.1-4, с.140, сооб-я по зад. с.141 | |
25. | Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих | Предназначение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих, их воспитательное значение. | § 29 воп.1-4, с.144, сооб-я по зад. с.145 | |
Воинская обязанность (3 ч) | ||||
26. | Основные понятия о воинской обязанности. | Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. | § 30 воп.1-4, зад. с.148-149 | |
27,28. | Организация воинского учёта. | Основное предназначение воинского учета. Государственные органы, осуществляющие воинский учет. Категория граждан, не подлежащих воинскому учету. Сведения о гражданине, которые содержатся в документах по воинскому учету. | § 31 воп.1-4, с.152, сооб-я по зад. с.153 | |
Раздел 6. Основы военной службы (6 ч) | ||||
Особенности военной службы (2 ч) | ||||
29. | Правовые основы военной службы. | Защита Отечества в Конституции РФ и ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об обороне». | § 41 воп.1-4, зад. с.196, доп.мат с.197 | |
30. | Военные аспекты международного права. | Общие понятия о «Праве войны». Международные правила, которые необходимо соблюдать военнослужащим в бою. Категории лиц и объектов, которым международным правом войны предоставлена особая защита. | § 43 воп.1-4, зад. с.206, доп.мат с.207 | |
31. | Ритуалы ВСРФ . | |||
32. | Прохождение военной службы по призыву. | Размещение и быт военнослужащих. | ||
33. | Особенности военной службы по контракту. | Требования, предъявляемые к гражданину при поступлении на военную службу по контракту. Материальное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. | § 64 воп.1-3 с.298 | |
34. | Альтернативная гражданская служба. Направление и организация | Требования, предъявляемые к гражданам, направленным для прохождения альтернативной гражданской службы. | § 65 воп.1-3 с.308 |
Учебно-методическое обеспечение
Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов высшихучебных заведений. — 4-е изд. — М.: Академия, 1999.
Акимов В. А. и др. Основы анализа и управления рисков в природной и техногенной сферах: Учеб. пособие в системе образования МЧС России и РСЧС. Деловой экспресс, 2004.
Александровский Г. Всемирный потоп. Как изменил он жизнь людей // Наука и жизнь. — 2001. — № 10.
Альтшулер В. М., Надеждин А. В. Наркомания: дорога в бездну: Кн. Для учителей и родителей. — М.: Просвещение, 2000.
Армия государства Российского и защита Отечества/Под ред. В. В. Смирнова. — М.: Просвещение, 2004.
Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни / Пер. с англ. – М.: Мир, 1997.
Баллингер Э. Учебная гимнастика: Двигательные упражнения для успешной учебы в школе. — М.: Просвещение, 1996.
Безопасность жизнедеятельности: Учебн. – 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Э. А. Арустамова. — М.: Издательский Дом «Дашков и К°», 2001.
Большой энциклопедический словарь. — М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». — СПб.: Норинт, 1997.
Васнев В. А., Чинённый С. А. Основы подготовки к военной службе: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 2002.
Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. — 2000. — № 5.
Военная психология и педагогика: Учеб. пособие / Под общ. ред. генерал-полковника В. Ф. Кулакова.— М.: Совершенство, 1998.
Военное законодательство Российской империи (кодекс русского Военного права).— М.: Военный университет, 1996.
Военный энциклопедический словарь.—М.: Военное издательство, 1983.
Гражданская защита: Энцикл. словарь / [Ю. Л. Воробьев и др.; под общ. ред. С. К. Шойгу]. – М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005.
Здоровая семья / Пер. с англ. М. Г. Лунко, Д. А. Иванова.— М.: Крон-Пресс, 1994.
Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. — 2000. — № 2.
Краткая медицинская энциклопедия: В 2 т. / Главный ред. академик РАМН В. И. Покровский. — М.: Научно-практическое объединение «Медицинская энциклопедия»; Крон-Пресс, 1994.
Лях В. И., Зданевич А. А. Физическая культура: Учебн. для учащихся 8–9 кл. общеобразоват. учреждений / Под общ. ред. В. И. Ляха. — М.: Просвещение, 2005–2006.
Мардерфельд В. Л. 500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: пособ. для учителя. — СПб.: Просвещение, 2004.
Мардерфельд В. Л. Раздаточные материалы по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Пособ. для учителя. — М.: Просвещение, 2004.
Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: семейная профилактика наркотизма школьников: Кн. для родителей / А. Г. Макеева. — М.: Просвещение, 2005.
Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: Метод. пособие для учителя: 7—9 кл. / А. Г. Макеева. — М.: Просвещение, 2005.
Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2004.
На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы: Кн. для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) ВС РФ / Под ред. В. А. Золотарева, В. В. Марущенко. — 3-е изд. — М.: Русь; РКБ, 1999.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.— М.: Военное издательство, 1994.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учеб. для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, П. В. Ижевский. Под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2007.
Основы безопасности жизнедеятельности: Сб. заданий для проведения экзаменов в 9 кл. / [А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2006–2007.
Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник / [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2007.
Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения [Ю.Л. Воробьев, В. А. Тучков, Р. А. Дурнев; под общ. ред. Ю. Л. Воробьева]. — М.: Деловой экспресс, 2006.
Петров С. В., Бубнов В. Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие. — М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2000.
Противодействие терроризму: Учебно-метод. Пособие / под общ. Ред. Ю. С. Паткевича. — Ижевск: Удмуртия, 2004.
Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 5 кл. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2007.
СмирновА. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 6 кл. — М.: Просвещение, 2007.
Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 7 кл. — М.: Просвещение, 2007.
Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 8 кл. — М.: Просвещение, 2007.
Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 9 кл. — М.: Просвещение, 2007.
Смирнов А. Т., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 10 кл. — 8-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
Смирнов А. Т., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 11 кл. — 7-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М.: Педагогика, 1979.
Терроризм. Это должен знать каждый: рекомендации, разработанные Службой по борьбе с терроризмом Управления ФСБ России / Под ред. А. А. Кокорева. — М.: Изограф, 2000.
Тупикин Е. И., Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10—11 кл. — М.: Просвещение, 2002.
Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму»
Собрание законодательства Российской Федерации: Официальное издание. — М, 1998; 2003—2006.
Физическая культура: Учеб. для учащихся 5—7 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. М. Я. Виленского. — М.: Просвещение, 2007.
Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: Метод. пособие / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — М.: Вентана-Граф, 2002.
Чрезвычайные ситуации: Энциклопедия школьника / Под общ. Ред. С. К. Шойгу. — М., 2004.
Энциклопедия для детей: Т. 3: География / Сост. С. Т. Исмаилова. — М.: Аванта+, 1994.
Энциклопедия для детей: Т. 4: Геология / Сост. С. Т. Исмаилова. — М.: Аванта+, 1995.