Рабочая программа по обж в 8 классе
«ЧОУ СОШ «Оренбургская Епархиальная православная гимназия им. св. пр. Иоанна Кронштадтского»
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель МО ___________ /Подуруева Л.И./ подпись ФИО Протокол №__2__ от «25» августа 2021г. | Согласовано Заместитель руководителя по УВР _____________/А.А.Запрометова/ подпись ФИО «30» августа 2021г. | Утверждено Директор гимназии ___________ /протоиерей Георгий Горлов / подпись ФИО Приказ №__1____ от «30» августа 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
"Основы безопасности жизнедеятельности"
8 класс
Автор-составитель: Шарова Наталья Владимировна,
учитель основ безопасности жизнедеятельности
Оренбург
2021г.
Оглавление
Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса______________________________
Раздел II. Содержание учебного предмета, курса___________________________________________________
Раздел III. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания_________
Приложение ___________________________________________________________________________________
Оценочные материалы__________________________________________________________________________
Методические материалы_______________________________________________________________________
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для обучающихся 8 класса и разработана на основании следующих документов:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. № 19644), с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644 (регистрационный № 35915); от 31.12.2015 г. № 1577 (регистрационный номер № 40937);
ООП ООО ЧОУ СОШ «Оренбургская Епархиальная православная гимназия им. св. пр. Иоанна Кронштадтского» (протокол № 6 от 31.05.2016 г.);
положение о рабочей программе ЧОУ СОШ «Оренбургская Епархиальная православная гимназия имени св. пр. Иоанна Кронштадтского» (протокол № 6 от 31.05.2019 г.)
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности "другого" как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно- значимой ценности).
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких как "система", "факт", "закономерность", "феномен", "анализ", "синтез" "функция", "материал", "процесс", является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и
развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как в средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создания образа "потребного будущего".
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий - концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и/или дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В процессе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные задаче средства, принимать решения, в том числе в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способности к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, анализу результатов поиска и выбору наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии с ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;
идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;
выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях - прогнозировать конечный результат;
ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
различать результаты и способы действий при достижении результатов;
определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;
соотносить свои действия с целью обучения.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;
определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный - учебный, научно-популярный, информационный);
критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор;
распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;
формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;
использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;
оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;
оперировать данными при решении задачи;
выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты
Выпускник научится:
класс
анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость
повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;
разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания;
руководствоваться рекомендациями специалистов в области
безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Содержание учебного предмета
Опасные и чрезвычайные ситуации становятся все более частым явлением в нашей повседневной жизни и требуют получения обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций личной безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социально сложного и технически насыщенного окружающего мира.
Целью изучения и освоения программы является формирование у подрастающего поколения россиян культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным для изучения на уровне основного общего образования и является одной из составляющих предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
Программа определяет базовое содержание по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в форме и объеме, которые соответствуют возрастным особенностям обучающихся и учитывает возможность освоения приемов умственной и практической деятельн ости обучающихся, что является важнейшим компонентом развивающего обучения.
На основе программы, курс «Основ безопасности жизнедеятельности», может быть выстроен как по линейному, так и по концентрическому типу. При составлении рабочих программ в отдельных темах возможны дополнения с учетом местных условий и специфики обучения.
Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учитывает возможность получения знаний через практическую деятельность и способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Межпредметная интеграция и связь учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с такими предметами как «Биология»,
«История», «Информатика», «Обществознание», «Физика», «Химия», «Экология»,
«Экономическая и социальная география», «Физическая культура» способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте, явлении, содействует лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей учащегося с повседневной жизнью и окружающим миром, усилению развивающей и культурной составляющей программы, а также рационального использования учебного времени.
Программа включает в себя пять основных учебных раздела.
Основы безопасности личности, общества и государства. Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
8 класс. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. В разделе «Основы безопасности личности, общества и государства» раскрываются темы:
Пожар его причины и последствия Правила поведения при пожаре
Первичные средства пожаротушения. Средства индивидуальной защиты
Причины ДТП и травматизм людей
Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров Велосипедист – водитель транспортного средства
Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде. Безопасный отдых на водоѐмах
Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты.
«Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций»:
Человек и окружающая среда
Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве.
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера Аварии на радиационно опасных объектах и их последствия
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах, их возможные последствия
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия Обеспечение радиационной безопасности населения Обеспечение химической защиты населения
Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера
Эвакуация населения
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Раздел «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» изучает темы:
Здоровье как основная ценность человека
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность
Репродуктивное здоровье – составная часть здоровья человека и общества Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний Вредные привычки (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей) и их факторы влияющие на здоровье
Основные неинфекционные и инфекционные заболевания,их профилактика Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
«Основы медицинских знаний и оказание первой помощи»:
Первая помощь при коме
Первая помощь при отравлении АХОВ.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
№пп | Наименование разделов, тем | Содержание воспитательного потенциала урока | Кол-во часов |
| Пожар его причины и последствия | Выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений | 1 |
| Входная контрольная работа N1 | Активизация познавательной деятельности учащихся | 1 |
| Правила поведения при пожаре | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. | 1 |
| Первичные средства пожаротушения. Средства индивидуальной защиты | Формирование навыков безопасного поведения | 1 |
| Причины ДТП и травматизм людей | Выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений | 1 |
| Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. | 1 |
| Велосипедист – водитель транспортного средства | Формирование навыков безопасного поведения | 1 |
| Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде. | Формирование представления о ценности информационного пространства | 1 |
| Безопасный отдых на водоѐмах | Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов | 1 |
| Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты. | Обеспечение современных активностей обучающихся с использованием ИКТ и дистанционных образовательных технологий | 1 |
| Человек и окружающая среда | Активизация познавательной деятельности учащихся | 1 |
| Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. | Выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений | 1 |
| Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | Воспитание осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мир | 1 |
| Аварии на радиационно опасных объектах и их последствия | Формирование представления о ценности информационного пространства | 1 |
| Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. | 1 |
| Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах, их возможные последствия | Воспитание осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мир | 1 |
| Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений | 1 |
| Обеспечение радиационной безопасности населения | Формирование ответственного отношения к учению | 1 |
| Обеспечение химической защиты населения | Формирование культуры чтения | 1 |
| Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. | Формирование ответственного отношения к учению | 1 |
| Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях | Активизация познавательной деятельности учащихся | 1 |
| Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера | Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов | 1 |
| Эвакуация населения | Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений | 1 |
| Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | Воспитание духовно полноценной, трудолюбивой личности, патриота Отечества; Воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств | 1 |
| Здоровье как основная ценность человека | Выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений | 1 |
| Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность | Формирование уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде | 1 |
| Репродуктивное здоровье – составная часть здоровья человека и общества | Воспитание духовно полноценной, трудолюбивой личности, патриота Отечества; Воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств | 1 |
| Контрольная работа N2 | Активизация познавательной деятельности учащихся | 1 |
| Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | Формирование уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде | 1 |
| Вредные привычки (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей) и их факторы влияющие на здоровье | Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений | 1 |
| Первая помощь при отравлении АХОВ. Первая помощь при коме | Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений | 1 |
| Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика | Выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений | 1 |
| Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | Воспитание духовно полноценной, трудолюбивой личности, патриота Отечества; Воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств; | 1 |
| Промежуточный контроль. Контрольная работа N 3 | Активизация познавательной деятельности учащихся | 1 |
| Итого | | 34 |
Приложение
Оценочные материалы
«Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека» (1часть)
1. Объект народного хозяйства или иного назначения, при аварии на котором может произойти гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, возникнуть угроза здоровью людей либо будет нанесен ущерб экономике или окружающей природной среде, называется:
а) аварийный объект;
б) потенциально опасный объект;
в) катастрофически опасный объект.
2. Процесс горения протекает при наличии:
а) возможности для теплообмена;
б) горючего вещества, окислителя и источника воспламенения;
в) горючего вещества и восстановителя.
3. Поражающие факторы химических аварий с выбросом АХОВ — это:
а) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;
б) проникновение опасных веществ через органы дыхания и кожные покровы в организм человека;
в) лучистый поток энергии;
г) выделение из облака зараженного воздуха раскаленных частиц, вызывающих ожоги.
4. Хлор — это:
а) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);
б) парообразное вещество с запахом горького миндаля, от которого появляется металлический привкус во рту;
в) зеленовато-желтый газ с резким запахом.
5. Прибыв на место размещения в случае эвакуации из зоны аварии с выбросом АХОВ, необходимо:
а) немедленно зарегистрироваться, после регистрации надеть одежду, вытереть ботинки, пройти в здание и умыться;
б) снять верхнюю одежду, принять душ с мылом, промыть глаза и прополоскать рот;
в) помочь эвакуируемым разместиться на сборном
эвакопункте, пройти на пункт питания, исключить какие-либо физические нагрузки и лечь отдыхать.
6. В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:
а) бензин + кислород воздуха;
б) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета+ кислород вохдуха;
в) гранит + кислород воздуха + пламя горелки.
7. Последствиями аварий на химически опасных предприятиях могут быть:
а) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промышленных зданий в результате действия ударной волны;
б) заражение окружающей среды и массовые поражения людей, растений, животных опасными ядовитыми веществами;
в) резкое повышение или понижение атмосферного давления в зоне аварии и на прилегающей к ней территории.
8. Аммиак — это:
а) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха;
б) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающим запах гнилых плодов;
в) бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха.
9. В случае оповещения об аварии с выбросом АХОВ последовательность ваших действий будет следующей:
а) включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии;
б) включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии;
в) надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии.
10. Взрыв всегда сопровождается:
а) большим количеством выделяемой энергии;
б) резким повышением температуры;
в) незначительным дробящим действием.
11. К поражающим факторам пожара относятся:
а) открытый огонь, токсичные продукты горения;
б) разрушение зданий и поражение людей за счет смещения поверхностных слоев земли;
в) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;
г) образование облака зараженного воздуха.
12. Территория или акватория, в пределах которой распространены или куда принесены опасные химические вещества в концентрациях и количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, животных и растений в течение определенного времени, — это:
а) очаг химического заражения;
б) область химического заражения;
в) территория заражения;
г) зона химического заражения.
13. Сернистый ангидрид — это:
а) парообразное вещество с запахом горького миндаля, от которого появляется металлический привкус во рту;
б) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха;
в) в зависимости от состава газ от бесцветного до красно-бурого цвета.
14. При аварии на химическом предприятии, если отсутствуют индивидуальные средства защиты, убежище и возможность выхода из зоны аварии, последовательность ваших действий будет следующей:
а) выключить радио, отойти от окон и дверей и загерметизировать жилище;
б) включить радио и прослушать информацию, закрыть окна и двери, входные двери завесить плотной тканью и загерметизировать жилище;
в) включить радио, перенести ценные вещи в подвал или отдельную комнату и подавать сигналы о помощи.
15. При аварии на химически опасном объекте произошла утечка хлора. Вы можете оказаться в зоне заражения, живете на первом этаже девятиэтажного дома. Как вы поступите?
а) Останетесь в своей квартире.
б) Укроетесь в подвале здания.
в) Поднимитесь на девятый этаж дома.
16.При химическом ожоге щелочью прежде всего необходимо:
а) удалить, одежду, пропитанную щелочью, и промыть кожу проточной водой;
б) дать обезболивающее средство и доставить пострадавшего в медицинское учреждение
17. Производственные аварии и катастрофы относятся к:
а) ЧС экологического характера;
б) ЧС природного характера;
в) стихийным бедствиям;
г) ЧС техногенного характера.
18. К поражающим факторам взрыва относятся:
а) высокая температура и волна прорыва;
б) осколочные поля и ударная волна;
в) сильная загазованность местности.
19. Если на вас загорелась одежда, то вы:
а) остановитесь, упадете и покатитесь, сбивая пламя;
б) побежите и постараетесь сорвать одежду;
в) завернетесь в одеяло или обмотаетесь плотной тканью.
20. Выходить из зоны химического заражения следует:
а) перпендикулярно направлению ветра;
б) по направлению ветра;
в) навстречу потоку ветра.
21. Синильная кислота — это:
а) вязкая бесцветная маслянистая жидкость со слабым ароматическим запахом;
б) слегка зеленоватая бесцветная жидкость с запахом эфира или хлороформа;
в) бесцветная жидкость с запахом горького миндаля.
22. Причиной взрывов на промышленных предприятиях может быть:
а) понижение давления в технологическом оборудовании, отсутствие специальных приборов, указывающих превышение концентрации химически опасных веществ;
б) несвоевременное проведение ремонтных работ, повышение температуры и давления внутри производственного оборудования;
в) отсутствие специальных устройств удаления дыма, легкосбрасываемых конструкций во взрывоопасных производствах, наличие инертных газов в зоне взрыва.
23. Объект, при аварии или разрушении которого могут произойти массовые поражения людей, животных и растений опасными химическими веществами, — это:
а) химически опасный объект;
б) пожароопасный объект;
в) гидродинамически опасный объект.
24. При герметизации помещений в случае аварий на ХОО с выбросом АХОВ необходимо:
а) закрыть, заклеить и уплотнить подручными материалами двери и окна;
б) закрыть входные двери и окна, заклеить вентиляционные отверстия, уплотнить дверные проемы влажной тканью, заклеить и уплотнить подручными материалами оконные проемы;
в) закрыть и уплотнить подручными материалами двери и окна, при этом ни в коем случае не заклеивать вентиляционные отверстия.
25. При аварии с утечкой аммиака в качестве индивидуального средства защиты используют ватно-маревую повязку, которую смачивают:
а) 2% -м раствором нашатырного спирта;
б) 2% -м раствором уксусной или лимонной кислоты;
в) 2% -м раствором соды.
26. Сирены и прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означают сигнал оповещения:
а) «Внимание! Опасность!»;
б) «Внимание всем!»;
в) «Тревога».
27. К коллективным средствам защиты относятся:
а) убежища и противорадиационные укрытия;
б) противогазы и респираторы;
в) средства защиты кожи и респираторы на всех работников предприятия.
28. Вы играли с друзьями на улице. Вдруг на заводах и предприятиях загудели гудки. В жилом районе включили сирену. Ваши действия:
а) немедленно пойти домой и уточнить у родителей или соседей, что произошло в микрорайоне, городе, стране;
б) пойти домой, включить радио или телевизор на местной программе, выслушать информацию и выполнить содержащиеся в ней указания;
в) продолжить игру, не обращая внимания на происходящее вокруг вас.
29. Федеральный закон Российской Федерации, определяющий правовые и организационные нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций, называется:
а) «О безопасности»;
б) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
в) «Об обороне».
30. Находясь дома один, вы вдруг слышите прерывистые гудки предприятий и машин. Ваши действия:
а) немедленно покинете помещение и спуститесь в убежище;
б) это сигнал «Радиоактивная опасность!». Вы плотно закроете все форточки и двери;
в) это сигнал «Внимание всем!». Услышав его, вы немедленно включите телевизор, радиоприемник и будете слушать сообщение.
31. Противогаз служит для защиты органов дыхания, лица и глаз:
а) от отравляющих, радиоактивных веществ и высоких температур внешней среды при пожарах;
б) от отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных средств;
в) от радиоактивных веществ и бактериальных средств.
32. При объявлении эвакуации граждане обязаны взять с собой:
а) личные вещи, документы, продукты питания, хозяйственные и туалетные принадлежности, необходимый ремонтный инструмент;
б) документы, продукты питания, спальные и туалетные принадлежности, средства индивидуальной защиты;
в) личные вещи, документы, продукты питания, туалетные принадлежности, средства индивидуальной защиты.
33. К простейшим средствам защиты органов дыхания относятся:
а) фильтрующие гражданские и промышленные противогазы;
б) ватно-марлевая повязка и противопыльная тканевая маска;
в) фильтрующие детские, изолирующие противогазы и респираторы.
34. Систему, созданную в России для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, называют:
а) система наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды;
б) система сил и средств для ликвидации последствий ЧС;
в) Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
35. Что обязательно необходимо сделать в квартире перед убытием на сборный эвакуационный пункт:
а) закрыть и забить досками окна и форточки, отключить все осветительные и электронагревательные приборы, вывернуть все электролампочки, закрыть краны водопроводной и газовой сетей, закрыть квартиру на амок;
б) закрыть окна и форточки, закрыть краны водопроводной и газовой сетей, произвести влажную уборку помещений, все вещи с балкона и коридоров внести в комнату, закрыть квартиру на замок;
в) закрыть окна и форточки, отключить все осветительные и электронагревательные приборы, закрыть краны водопроводной и газовой сетей, закрыть квартиру на замок.
36. Сооружения, предназначенные для защиты людей от последствий аварий и стихийных бедствий в мирное время, а также от поражающих факторов оружия массового поражения и обычных средств нападения противника в военное время, — это:
а) убежища;
б) радиационные укрытия;
в) специальные подвалы.
37. При поступлении АХОВ в организм человека через рот прежде всего необходимо
а ) промыть желудок;
б) прополоскать рот водой;
в) очистить кишечник;
г) ввести абсорбенты.
38. При химическом ожоге кислотой необходимо прежде всего:
а) удалить с человека одежду, пропитанную кислотой, и промыть кожу проточной водой;
б) дать обезболивающе средство и промыть место ожога слабым раствором питьевой соды;
в) доставить пострадавшего в лечебное учреждение.
39. После аварии на текстильном комбинате человек почувствовал боль в груди, начался сухой кашель, появилась одышка, резь в глазах, слезотечение. Каким АХОВ поражен человек?
а) сернистым газом; б) хлором; в) сероводородом; г) аммиаком.
Контрольная работа №2
«Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека» (2часть)
1.Гидродинамическая авария это:
а) авария на химически опасных объектах, в результате которых может произойти
заражение воды;
б) авария на гидродинамических объектах, в результате которых могут произойти
катастрофические затопления;
в) аварии на пожаро - взрывоопасных объектах, в результате которых может
произойти взрыв.
2. .При внезапном затоплении местности до прибытия помощи следует:
а) спуститься на нижний этаж здания и подавать световые сигналы;
б) быстро занять ближайшее возвышенное место и оставаться там до схода воды, при этом подавая сигналы, позволяющие вас обнаружить;
в) оставаться на месте и ждать указаний по телевидению (радио),при этом вывесить белое полотнище или цветное полотнище, чтобы вас обнаружили.
3. К поражающим факторам волны прорыва относятся:
а) электромагнитное и акустическое излучение, гидродинамическое давление и смыв плодородных почв;
б) поражающее действие различных предметов, вовлекаемых в движение, непосредственное динамическое воздействие на тело человека и травмирующее действие обломков сооружений;
в) ударная волна, пониженная концентрация кислорода в воздухе и повышенная температура окружающей среды.
4. Объект с ядерным реактором, завод, использующий ядерное топливо или перерабатывающий ядерный материал, а также место его хранения и транспортное средство, перевозящее ядерный материал или источник ионизирующего излучения, при аварии на котором или при разрушении которого может произойти облучение людей, животных и растений, а также радиоактивное загрязнение окружающей природной среды, — это:
а) радиационно опасный объект;
б) объект экономики особой опасности;
в) экологически опасный объект;
г) объект повышенной опасности.
5. При оповещении об аварии на радиационной опасном объекте необходимо действовать в указанной последовательности:
а) включить радио и выслушать сообщение, выключить газ, электричество, взять необходимые продукты питания, вещи и документы, надеть средства индивидуальной защиты, вывесить на двери табличку «В квартире жильцов нет» и следовать на сборный эвакуационный пункт;
б) включить радио и выслушать сообщение, освободить от продуктов питания холодильник, выключить газ, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые продукты питания, вещи и документы, надеть средства индивидуальной защиты и следовать на сборный эвакуационный пункт;
в) включить радио и выслушать сообщение, освободить от продуктов питания холодильник и вынести скоропортящиеся продукты и мусор, выключить газ, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые продукты питания, вещи и документы, надеть средства индивидуальной защиты, вывесить на двери табличку «В квартире жильцов нет» и следовать на сборный эвакуационный пункт.
6. Радиоактивные вещества:
а) моментально распространяются в атмосфере независимо от скорости и направления ветра, стелются по земле на небольшой высоте;
б) имеют специфический запах сероводорода, интенсивность которого не зависит от внешних факторов, а определяется периодом полураспада данного вещества;
в) не имеют запаха, цвета, вкусовых качеств, не могут быть уничтожены химическим или каким-либо другим способом, способны вызвать поражение на расстоянии от источника.
7. При движении по зараженной радиоактивными веществами местности необходимо:
а) периодически снимать средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и отряхивать их от пыли, двигаться по высокой траве и кустарнику, принимать пищу и пить только при ясной безветренной погоде;
б) находиться в средствах индивидуальной защиты, избегать движения по высокой траве и кустарнику, без надобности не садиться и не прикасаться к местным предметам, не принимать пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю;
в) находиться в средствах индивидуальной защиты, периодически снимать их и отряхивать от пыли, двигаться по высокой траве и кустарнику, не принимать пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю.
8. При внутреннем облучении радиоактивные вещества проникают в организм человека в результате:
а) радиоактивного загрязнения поверхности земли, зданий и сооружений;
б) потребления загрязненных продуктов питания и воды, вдыхания радиоактивной пыли и аэрозолей;
в) прохождения радиоактивного облака через одежду и кожные покровы
9. При проживании в районе с повышенным радиационным фоном и радиоактивным загрязнением местности, сложившимся в результате аварии на АЭС, вам по необходимости приходится выходить на улицу (открытую местность). Какие санитарно-гигиенические мероприятия вы должны выполнить при возвращении в дом (квартиру)? Ваши действия и их последовательность:
а) перед входом в дом снять одежду и вытряхнуть из нее пыль, войдя в помещение, верхнюю одежду повесить в плотно закрывающийся шкаф, вымыть руки и лицо;
б) верхнюю одежду повесить в специально отведенном месте у входа в дом, обувь ополоснуть в специальной емкости с водой, протереть влажной тканью и оставить у порога, принять душ с мылом;
в) верхнюю одежду повесить в специально отведенном месте у входа в дом, предварительно вытряхнув из нее пыль, обувь ополоснуть в специальной емкости с водой и поставить в плотно закрывающийся шкаф, воду из емкости вылить в канализацию, войдя в помещение, вымыть руки и лицо.
10. В состав ионизующего излучения входят:
а) тепловое излучение и ультрафиолетовые лучи;
б) электромагнитное и рентгеновское излучения;
в) альфа-излучение, бета-излучение, гамма-излучение.
11. Цель йодной профилактики — не допустить:
а) поражения щитовидной железы;
б) возникновения лучевой болезни;
в) внутреннего облучения.
12. По масштабу распространения и тяжести последствий ЧС техногенного характера могут быть:
а) районными;
б) областными;
в) местными.
13. Наиболее сильной проникающей способностью обладает:
а) альфа-излучение;
б) бета-излучение;
в) гамма-излучение.
14. Противорадиационное укрытие защищает от:
а) ударной волны;
б) сильнодействующих ядовитых веществ;
в) радиоактивного заражения.
15. Вставьте пропущенные слова:
ГДА – это ____________, связанное с выходом из строя ____________ или его частей и последующим _______________ перемещением больших масс воды.
16.Искусственное водоподпорное сооружение или природное препятствие на пути водотока, создающее разницу уровней по руслу реки - ______________.
17.Бьеф – это _______________________________________________________________________
18. Что такое гидроузел? ______________________________________________________________
19. Начальная фаза ГДА, то есть процесс образования узкого протока в теле плотины и неуправляемого потока воды водохранилища из верхнего в нижний бьеф:
а) проран, б) прорыв плотины, в) волна прорыва.
20. Сирены и прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означают сигнал оповещения:
а) «Внимание! Опасность!»;
б) «Внимание всем!»;
в) «Тревога».
21. К коллективным средствам защиты относятся:
а) убежища и противорадиационные укрытия;
б) противогазы и респираторы;
в) средства защиты кожи и респираторы на всех работников предприятия.
22. Вы играли с друзьями на улице. Вдруг на заводах и предприятиях загудели гудки. В жилом районе включили сирену. Ваши действия:
а) немедленно пойти домой и уточнить у родителей или соседей, что произошло в микрорайоне, городе, стране;
б) пойти домой, включить радио или телевизор на местной программе, выслушать информацию и выполнить содержащиеся в ней указания;
в) продолжить игру, не обращая внимания на происходящее вокруг вас.
23. Федеральный закон Российской Федерации, определяющий правовые и организационные нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций, называется:
а) «О безопасности»;
б) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
в) «Об обороне».
24. Находясь дома один, вы вдруг слышите прерывистые гудки предприятий и машин. Ваши действия:
а) немедленно покинете помещение и спуститесь в убежище;
б) это сигнал «Радиоактивная опасность!». Вы плотно закроете все форточки и двери;
в) это сигнал «Внимание всем!». Услышав его, вы немедленно включите телевизор, радиоприемник и будете слушать сообщение.
25. Противогаз служит для защиты органов дыхания, лица и глаз:
а) от отравляющих, радиоактивных веществ и высоких температур внешней среды при пожарах;
б) от отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных средств;
в) от радиоактивных веществ и бактериальных средств.
26. При объявлении эвакуации граждане обязаны взять с собой:
а) личные вещи, документы, продукты питания, хозяйственные и туалетные принадлежности, необходимый ремонтный инструмент;
б) документы, продукты питания, спальные и туалетные принадлежности, средства индивидуальной защиты;
в) личные вещи, документы, продукты питания, туалетные принадлежности, средства индивидуальной защиты.
27. К простейшим средствам защиты органов дыхания относятся:
а) фильтрующие гражданские и промышленные противогазы;
б) ватно-марлевая повязка и противопыльная тканевая маска;
в) фильтрующие детские, изолирующие противогазы и респираторы.
28. Систему, созданную в России для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, называют:
а) система наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды;
б) система сил и средств для ликвидации последствий ЧС;
в) Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
29. Что обязательно необходимо сделать в квартире перед убытием на сборный эвакуационный пункт:
а) закрыть и забить досками окна и форточки, отключить все осветительные и электронагревательные приборы, вывернуть все электролампочки, закрыть краны водопроводной и газовой сетей, закрыть квартиру на амок;
б) закрыть окна и форточки, закрыть краны водопроводной и газовой сетей, произвести влажную уборку помещений, все вещи с балкона и коридоров внести в комнату, закрыть квартиру на замок;
в) закрыть окна и форточки, отключить все осветительные и электронагревательные приборы, закрыть краны водопроводной и газовой сетей, закрыть квартиру на замок.
30. Сооружения, предназначенные для защиты людей от последствий аварий и стихийных бедствий в мирное время, а также от поражающих факторов оружия массового поражения и обычных средств нападения противника в военное время, — это:
а) убежища; б) радиационные укрытия; в) специальные подвал.
Контрольная работа №3
«Нарушение экологического равновесия»
1. Антропогенные изменения в природе – это:
а) изменения, происходящие в природе в результате чрезвычайных ситуаций природного характера;
б) изменения, происходящие в природе в результате воздействия солнечной энергии;
в) изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности человека.
2. Антропогенные факторы, которые оказывают нежелательное воздействие как на самого человека, так и на окружающую среду, называются загрязняющими. По физико-химическим параметрам они подразделяются на:
а) механические;
б) физические (энергетические);
в) химические и биологические;
г) жидкие;
д) твердые;
е) газообразные.
3. По воздействию на окружающую среду компоненты загрязнения классифицируются как:
а) выбросы в атмосферу;
б) выбросы в гидросферу;
в) газообразные отходы;
г) твердые отходы;
д) сточные воды;
е) подземные воды.
4. Газообразная оболочка Земли, состоящая из многих газов и пыли - ____________.
5. Совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной связи друг с другом – это:
а) экология, б) экологическая система, в)экологический баланс.
6. Термин «экология» был впервые введен ученым:
а) Э. Геккелем, б) В.И.Вернадским, в) И.И. Павловым
7. Чем обусловлено применение пестицидов в сельском хозяйстве?
8. Устойчивость экосистемы зависит от:
а) применения различных ХВ в производстве и с/х; б) масштабов отрицательного воздействия;
в) скорости отрицательного воздействия; г) быстрого роста населения Земли.
9. Сравнительно быстрая цепь событий, приводящая к трудно обратимым или необратимым процессам в ОПС, делающих невозможным ведение хозяйства любого типа – это ___________.
10.Неорганические химические соединения, яды, вызывающие удушье, сердечно-сосудстую недостаточность, которые могут веками сохраняться в ОС, вступать в реакции с другими веществами – это:
а) химические вещества; б) пестициды, в)гербициды, г) цианиды
11. Самая большая экосистема Земли – это _______________
12. Назовите принцип существования биосферы.
13. Процесс изменения генов по воздействием ОС, происходящий в любом живом организме – это ___________.
14. Выберите из предложенного списка наиболее активные антимутагены:
а) витамин Д, б) витамин С, в) витамин А
15. Назовите недостающие виды загрязнения и приведите их примеры:
а) ингредиентное, б) энергетическое, в) _____________, г) ____________
16.К чему приведет разрушение озонового слоя?
17. Пыльные бури, вулканы, пожары - это ______________источники занрязнения.
18. В загрязнении воздуха крупных городов вклад автотранспорта достигает:
а) 100%, б) 90%, в) 80%, г) 70%.
19. Назовите главное свойство почвы.
20. Наиболее опасным загрязнителем почв является __________.
21. Приведите примеры неразумной хозяйственной деятельности человека, влекущей загрязнение или изменение состава почв.
22. Основным потребителем и загрязнителем воды являются:
а) горнодобывающая промышленность, б) пищевая, в) сельское хозяйство.
23. Бесцветные, розовеющие при хранении кристаллы, при попадании которых на кожу появляются местные ожоговые явления, а при длительном контакте возможет смертельный исход – это:
а) цианид, б) фенол, в) аммиак, г)хлор
24. Что является основным ресурсом питьевой воды в мире?
25. Что такое детергенты?
26. Назовите 3 самых грязных региона России.
27. Вставьте пропущенные слова:
ПДК – такое __________ вредного ________ в ОС, которое практически не влияет на здоровье человека.
28. Какие мероприятия проводят для установления ПДК?
29. Назовите наиболее часто применяемые нормы ПДК. Дайте определение одной из них.
30.Назовите рекомендации по обеспечению экологической безопасности для пользования ими в повседневной жизни (3).
31. Антропогенные изменения в природе — это:
а) изменения, происходящие в природе в результате чрезвычайных ситуаций природного характера;
б) изменения, происходящие в природе в результате воздействия солнечной энергии;
в) изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности человека.
32. Сточные воды представляют опасность для здоровья населения, так как могут:
а) являться источником распространения тяжелых инфекционных заболеваний, содержать яйца и личинки глистов;
б) вызвать гидродинамические аварии и значительные затопления территорий;
в) стать источником загрязнения искусственных водоемов.
33. Причинами изменения теплового баланса в атмосфере Земли являются:
а) частые изменения состава окружающего воздуха вследствие геологических, гидрологических, сейсмических и ветровых явлений;
б) стихийные бедствия и техногенные аварии;
в) загрязнение атмосферы мелкодисперсной пылью, парниковый эффект, теплота, выделяемая в результате хозяйственной деятельности человека.
34. Основными причинами сокращения сельхозугодий являются:
а) отсутствие условий для возделывания земель и сокращение численности населения;
б) подтопление и заболачивание земель, эрозия почвы и зарастание лесом и кустарником мелкоконтурных и удаленных участков;
в) усиление сейсмической активности литосферы и повышение среднегодовой температуры на планете за последние десятилетия
Методические рекомендации.
Использование Интернета для подготовки уроков ОБЖ
Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Теперь одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры. Особая роль при этом отводится использованию ресурсов и возможностей Интернета в педагогической практике учителя [8]. Сегодня уже не вызывает сомнения, что обучение школьников становится эффективнее, если учитель владеет Интернет-технологиями и использует ресурсы и возможности Интернета в своей практике.
Массовое внедрение Интернета в школьное образование наблюдается в России в последние несколько лет. Интернет превращается в такой же привычный носитель информации, как пресса, радио или телевидение, благодаря приоритетным национальным проектам доступ к нему получили практически все учителя и ученики России.
Учитель ОБЖ может использовать ресурсы Интернета следующим образом:
Самообразование, самостоятельное повышение своей квалификации на основе информации, содержащейся в Сети, изучение опыта своих коллег;
Получение нормативно-справочных документов с серверов Министерства образования, областных, городских и районных отделов образования;
Получение информации о новейших педагогических технологиях;
Использование на уроках и внеклассных мероприятиях методических и дидактических материалов, имеющихся в Сети;
Разработка собственных материалов и публикация их в Сети;
Тестирование школьников на основе контрольно-измерительных материалов, хранящихся в Сети;
Знакомство с новыми книгами, учебниками, методической литературой и приобретение их в Интернет-магазинах;
Участие в заочных конференциях и конкурсах;
Создание собственного сайта преподавателя ОБЖ;
Поиск единомышленников и коллег в других регионах, переписка с коллегами и друзьями.
К проблемам, которые возникают при использовании Интернета можно отнести следующие [9]:
Возникновение информационной перегрузки, вызванную обилием источников информации и невозможностью охватить ее сколько-нибудь значительную часть;
Беспорядочное расположение информации;
Сложный процесс поиска информации;
Бесконтрольный доступ к антигуманной информации;
Наличие проблем информационной безопасности.
При работе в Интернете надо постоянно помнить о вирусах, способных нанести большой ущерб компьютеру. Вирусы могут принести ущерб не только файлам, хранящемся на компьютере, но и самому компьютеру. Для сохранения данных на компьютере необходимо выполнять следующие правила:
Установить на компьютер антивирусное программное обеспечение. Такая программа должна постоянно находиться в памяти и сканировать все копируемые и открываемые файлы в поиске вируса.
Периодически обновлять антивирусную базу.
Регулярно проводить полную антивирусную проверку компьютера.
Эти правила надо соблюдать с первых дней работы в Сети. Бесплатный антивирус Dr.WebCureIt можно скачать с сайта http: // www.freedweb.com. Бесплатный антивирус Avast! можно найти на http: // www.biblprog.org.ua или http: // www.avast.com. Именно этим антивирусным программам отдают предпочтение многие пользователи при работе с Сетью.
Ориентироваться в информации, хранящейся во Всемирной Сети, помогают поисковые системы. Наиболее популярные поисковые системы:
http: // www.yandex.ru – Яндекс;
http: // www.rambler.ru – Rambler;
http: // www.google.com – Google;
http: // www.aport.ru – Апорт.
В специальном поле ввода поисковой системы вводят ключевое слово или несколько слов. Различные поисковые системы при вводе одних и тех же ключевых слов могут давать разные результаты поиска.
Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами:
http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;
http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ;
http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;
http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты;
http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;
http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;
http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»;
http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России;
http: //www.sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды;
http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть;
http: //www.mediaeducation.ru – Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО;
http: //www.pedlib.ru – Сайт педагогической библиотеки;
http: //www.profile-edu.ru – Профильное обучение в старшей школе;
http: //www.int-edu.ru – Каталог образовательных ресурсов, методические материалы.
Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:
http: //www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала;
http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;
http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;
http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России;
http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ;
http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам;
http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;
http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ;
http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;
http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 - Каталог ресурсов по ОЬЖ;
http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании;
http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по безопасности жизнедеятельности;
http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»;
http://www.warning.dp.ua – Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях;
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
http://www.examens.ru/otvet/3 - Ответы на экзаменационные вопросы по ОБЖ