Рабочая программа по окружающему миру в начальных классах (УМК «Начальная школа 21 века»)

Рабочая программа по окружающему миру
УМК «Начальная школа 21 века»
2018-2022г
1.Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и ориентирована на обучение по учебно-методическому комплекту «Начальная школа XXI века». Программа предназначена для обучения учащихся МБОУ Газимуро-Заводской СОШ, поступивших в 1б класс в 2018-19 учебном году.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.
Задачи: расширить, систематизировать и углубить исходные представления учащихся о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира,
помочь им овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
обеспечить приобретение опыта эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
ознакомить с началами естественных и социально- гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении.
помочь учащимся осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
познакомить с некоторыми способами изучения природы и общества, научить видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
обеспечить возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ- средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научить создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
развивать мотивы учебной деятельности, формировать основы личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
заложить фундамент экологической и культурологической грамотности, предоставить возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде
2.Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»;
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.
3. Описание места учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане.
Согласно учебному плану МБОУ Газимуро-Заводская СОШ на преподавание курса отводится по 2 урока в неделю. В первом классе 33 учебные недели – 63-66 часов (с учетом ступенчатого режима обучения первоклассников); во 2-4 классах 34 учебные недели - по 68 часов. Общий объем учебного времени 270 часов.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир».
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и т.д.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
• осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;
• осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
• установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
• способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
• способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
• осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
• владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
• умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
6. Содержание курса и планируемые предметные результаты обучения:
Предметные результаты освоения учебного предмета | Предметное содержание учебного предмета «Окружающий мир», распределенное по годам обучения | ||
Первый год обучения | |||
В результате первого года изучения учебного предмета «Окружающий мир» ученик научится: различать наиболее распространенные лиственные и хвойные растения; комнатные растения и растения цветника; овощи и фрукты; части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя); группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); приводить примеры природных и культурных объектов своего населенного пункта; школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи; примеры правил по уходу за комнатными растениями и домашними животными; указывать название своей страны, своего населенного пункта (городского, сельского), своей улицы и своей школы; имена, отчества и фамилии членов своей семьи; соблюдать правила здорового питания и личной гигиены; соблюдать правила безопасного поведения в школе, в общественном транспорте и на дороге, в природе; правила безопасности в сети Интернет; проводить несложные групповые и индивидуальные наблюдения в окружающей среде под руководством учителя; 7) использовать небольшие тексты о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для ответов на вопросы с использованием явно заданной информации | Человек и природа Разнообразие растений и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки). Наиболее распространенные комнатные растения и растения цветника. Лиственные и хвойные деревья. Человек – часть природы. Взаимосвязи между человеком и природой. Охрана природных богатств, правила поведения в природе. Растения и животные в моем доме. Правила ухода за комнатными растениями, забота о домашних животных. Человек и общество Наша Родина – Россия. Символы России. Первоначальные сведения о народах России, ее столице, о своей малой родине. Я – школьник. Совместная учеба, традиции, праздники. Ценность дружбы. Взаимная помощь. Моя семья в прошлом и настоящем. Правила поведения в семье. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Мои обязанности в семье. Имена и фамилии членов семьи. Правила безопасной жизни Соблюдение режима дня. Правила личной гигиены. Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Правила поведения в школе, на уроке. Правила безопасного поведения в общественном транспорте и на дорогах. Действия в соответствии с основными знаками дорожного движения. Безопасность в сети Интернет | ||
Второй год обучения | |||
В результате второго года изучения учебного предмета «Окружающий мир» ученик научится: распознавать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, наиболее распространенные в своей местности дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; явления живой и неживой природы; сезонные явления в разное время года, основные группы растений (деревья, кустарники, травы), животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); не менее 3–4 созвездий звездного неба; описывать на основе предложенного плана изученные природные объекты, культурные объекты (достопримечательности родного края, музейный экспонат) и природные явления (в том числе сезонные изменения), используя предложенный план или опорные слова; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам; приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека, осознавая необходимость бережного отношения к природе; примеры традиций, обычаев и праздников народов своего края; примеры важных событий прошлого и настоящего родного края; примеры хозяйственных занятий жителей родного края, членов своей семьи, соотнося их с профессиями; ориентироваться на местности по местным природным признакам, солнцу, компасу; узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; уметь вести себя при прослушивании гимна России; находить на карте России Москву, свой регион и его главный город; соблюдать режим дня школьника, правила личной гигиены и правила сохранения здоровья в различные сезоны года; соблюдать правила поведения в музее, театре; правилам безопасного поведения в природе, в общественном транспорте и при переходе улицы, следуя знакам дорожного движения; правила безопасности в сети Интернет; проводить под руководством учителя несложные наблюдения в окружающей среде, измерять температуру воздуха и воды, ставить опыты по исследованию природных объектов, следуя инструкциям и правилам безопасного труда; использовать справочные издания и детскую литературу о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для ответов на вопросы с использованием явно и неявно заданной информации; создавать на основе небольших текстов о природе и обществе собственные высказывания по заданному плану | Человек и природа Природа и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Связи между неживой и живой природой. Явления природы. Погода. Термометр – прибор для измерения температуры. Сезонные явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь. Красота природы в разные времена года. Многообразие растений и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия). Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Особенности, образ жизни животных. Связи в природе, между природой и человеком, растениями и животными. Дикорастущие и культурные растения, их различия. Дикие и домашние животные, их разнообразие, сходство и различия. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Правила охраны природы. Экология. Звёзды и созвездия. Глобус как модель Земли. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности. Океаны и материки, их названия на глобусе и карте. Человек и общество Наша Родина Россия. Государственная символика России. Россия – многонациональная страна. Родной город (село). Природные и культурные объекты и достопримечательности города (села). Россия на карте. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Семейные ценности и традиции. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Правила безопасной жизни Правила безопасного поведения человека в природе (на воде и в лесу). Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Правила личной гигиены. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (дорожные знаки, сигналы светофора, освоение правил безопасности/безопасного пешехода), в школе, дома, общественном транспорте. Правила безопасного поведения в быту. Безопасность в сети Интернет | ||
Третий год обучения | |||
В результате третьего года изучения учебного предмета «Окружающий мир» ученик научится: распознавать изученные объекты (в том числе – звезды и планеты, полезные ископаемые, тела и вещества, наиболее распространенные в быту вещества, группы и виды растений, группы и виды животных, грибы, растения и животных из Красной книги России, своего края; системы органов человека) и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; описывать на основе предложенного плана изученные объекты (в том числе – свойства воды и воздуха, памятники культуры России, ее достопримечательности), выделяя их существенные признаки; находить на карте мира Российскую Федерацию; сравнивать по предложенному плану объекты живой и неживой природы на основе 3–4 внешних признаков или известных характерных свойств; группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; использовать знания о взаимосвязях в природе, между природой и человеком для объяснения простейших явлений и процессов в природе; знания о связях между соблюдением правил личной гигиены человека, занятиями физической культурой и спортом, соблюдением режима дня и здоровьем человека для сохранения здоровья; приводить примеры ценности природы для жизнедеятельности человека, необходимости ответственного отношения к ней; узнавать название своего края, его столицы, символы своего региона, уникальные памятники России, ее достопримечательности; различать прошлое, настоящее, будущее; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; составлять родословную схему, указывая фамилии, имена и отчества членов семьи; соблюдать правила безопасного поведения в природе, на улице, в транспорте; правила безопасности в Интернете; проводить несложные наблюдения в окружающей среде (в том числе при наблюдении звездного неба находить Полярную звезду) и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и следуя инструкциям и правилам безопасного труда; использовать различные справочные издания, тексты о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; создавать небольшие собственные устные или письменные высказывания о природе и обществе на заданную тему (2-–3 предложения), сопровождая выступление иллюстрациями | Человек и природа Разнообразие природы. Способы изучения природы. Звезды и планеты. Правила наблюдения звездного неба. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые. Тела, вещества, твердые тела, жидкости и газы. Свойства воздуха, воды. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Почва, ее состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Разнообразие растений и животных. Группы и виды растений и животных. Размножение и развитие растений. Особенности дыхания и питания растений. Особенности питания разных животных. Цепи питания. Размножение и развитие животных разных групп. Роль растений и животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным. Растения и животные родного края. Охрана растений и животных. Отдельные представители растений и животных Красной книги России, своего края. Круговорот веществ. Роль почвы в круговороте веществ. Грибы: съедобные и несъедобные. Первоначальные представления о бактериях. Человек – часть природы. Экологические связи. Общее представление о строении тела человека. Система органов, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Человек и общество Наша Родина – России, Российская Федерация. Государственная символика России. Мой край, его столица, символика региона. Россия – многонациональная страна. Государственный язык России как средство культурного взаимодействия её народов. Карта как источник информации об окружающем мире. Карта мира, отличительные особенности. Путешествие по городам (уникальные природные и архитектурные памятники России) и странам. Материки и части света. Страны и народы мира. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся. Семья – самое близкое окружение человека. Родословная. Составление схемы родословного древа. Хозяйство семьи. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи. Правила безопасной жизни Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников. Предупреждение болезней. Правила безопасного поведения в природе, путешествии, общественных местах. Правила безопасного поведения на улице и дорогах для пешехода, велосипедиста, пассажира. Номера телефонов экстренной помощи. Безопасность в сети Интернет | ||
Четвертый год обучения | |||
В результате четвертого года изучения учебного предмета «Окружающий мир» ученик научится: распознавать изученные объекты (в том числе планеты солнечной системы, природные зоны, основные природные сообщества) и явления живой и неживой природы (в том числе смена дня и ночи, смена времен года) по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; описывать на основе предложенного плана изученные объекты (природные зоны, растения и животных разных природных зон России, особенности труда и быта людей в разных природных зонах, отдельные исторические события, вклад в историю страны ее выдающихся деятелей, традиции и обычаи народов России), выделяя их существенные признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе 3–5 внешних признаков или известных характерных свойств; группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая 1–2 признака для группировки; проводить простейшие классификации; использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (смена дня и ночи, сезонные изменения на Земле, особенности растительного и животного мира природных зон в соответствии с природными условиями, взаимосвязи организмов в природном сообществе (цепи питания), экологические связи в разных природных зонах, природных сообществах); демонстрировать готовность к соблюдению норм экологической безопасности в повседневной жизни, осознавая ценность природы и необходимость ее охраны; узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; государственные праздники РФ; достопримечательности столицы и родного края; понимать роль Конституции РФ как основного закона страны и Президента РФ как главы государства; показывать на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; на физической карте – крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озера, моря, омывающие территорию России); на исторической карте места исторических событий; находить место изученных событий на «ленте времени», соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; правильную последовательность исторических эпох на ленте времени; осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни, личную ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья; соблюдать правила безопасного поведения в природе, на улице, в транспорте, общественных местах, у водоемов; правила безопасности в Интернете; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы и следуя инструкциям и правилам безопасного труда; использовать различные справочные издания, тексты о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; создавать небольшие собственные устные или письменные высказывания о природе и обществе на заданную тему (3–5 предложений) Ученик получит возможность научиться: Использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ(фото-ивидеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации результатам наблюдений и опытов; моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий. | Человек и природа Звёзды и планеты. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и времён года. Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения. Всемирное природное наследие. Наиболее значимые объекты Всемирного природного наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга. Формы земной поверхности. Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Полезные ископаемые России, их роль в хозяйстве страны, условные обозначения на карте. Бережное отношение к полезным ископаемым. Реки, озёра и моря России, их значение в жизни людей, обозначение на карте. Крупнейшие и наиболее известные реки и озёра нашей страны. Моря, омывающие берега России, их принадлежность к трем океанам, роль в жизни людей. Сравнительная характеристика Белого и Черного морей. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны, порядок их смены в направлении с севера на юг. Карта природных зон России. Причины смены природных зон. Представление о высотной поясности. Экологические связи в природных зонах. Природные сообщества: лес, луг, пресных вод. Влияние человека на их жизнь, охрана. Человек и общество Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственные символы: герб, флаг и гимн. Их история, значение в жизни государства и общества. Правила поведения при прослушивании гимна. Россия многонациональная страна (Города России. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта, уважительное отношение к своему и другим народам.) Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Наш край на карте России. Карта родного края. Общая характеристика родного края. Всемирное культурное наследие. Наиболее значимые объекты Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Политико-административная карта России. Праздники в жизни человека, семьи, страны. Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности. Знаменитые соотечественники, их вклад в историю и культуру России. Понятия о веке (столетии) и тысячелетии. Летосчисление в древности и в наши дни. Лента времени. Историческая карта. История Отечества. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья. Правила безопасного поведения в природе. Безопасность в сети Интернет |
7. Тематическое планирование для 2 класса с указанием деятельности учащихся. 68 час.
Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Планируемая деятельность учащихся |
| | Ориентироваться в целях и задачах урока с учётом названия блока и темы урока, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. принимать и сохранять учебную задачу, позицию школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, вести учебный диалог *-на каждом уроке | |
Что такое окружающий мир. | Что такое окружающий мир. Бывают ли на свете чудеса? | 1 | «Читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать, обобщать, делать выводы. Аргументировать свой ответ. Выделение критерия для классификации объектов. |
Человек и природа.
| Человек-живое существо. Наши помощники-органы чувств. | 1 | «Читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия. Описывать кратко особенности разных органов чувств. Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. Проводить опыты на оживление ощущений. Классифицировать продукты по вкусу. |
Звезды и планеты. | 2 | Характеризовать кратко Солнечную систему; Читать информацию, представленную в виде схемы. | |
Чем Земля отличается от других планет. | 2 | Выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. | |
Царства живой природы. | 1 | Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа. Классифицировать информацию по заданным критериям. | |
Грибы. | 1 | Описывать признаки грибов. Классифицировать информацию по заданным критериям. | |
Какие животные живут на Земле. | 1 | Называть животных по фотографиям и картинкам. Классифицировать объекты по заданным критериям. Описывать животное по предложенному алгоритму. | |
Разнообразие растений. | 2 | Классифицировать объекты по заданным критериям. Моделировать ситуацию «В ботаническом музее». Описывать растение по предложенному алгоритму. | |
Среда обитания. | 1 | Понимать что такое природное сообщество. Классифицировать объекты по заданным критериям, определять критерии для классификации. | |
Лес. Урок-экскурсия. | 1 | Соблюдать правила поведения в природе. Использовать наблюдение как метод познания. | |
Лес. Обитатели леса. | 1 | Различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края). Составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество». Моделировать на примере цепи питания-жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. | |
Деревья леса. | 1 | ||
Кустарники леса. | 1 | ||
Травянистые растения леса. | 2 | ||
Животные леса. | 5 | ||
Что мы знаем о воде. | 3 | Различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. | |
Водоем . Урок-экскурсия. | 1 | Соблюдать правила поведения в природе. Использовать наблюдение как метод познания. | |
Водоемы и их обитатели. | 5 | Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Отличать водоём от реки как водного потока. | |
Луг. Урок- экскурсия. | 1 | Соблюдать правила поведения в природе. Использовать наблюдение как метод познания. | |
Луг и его обитатели. | 1 | Описывать представителей растительного и животного мира луга. Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать луг как сообщество от других сообществ. «Читать» информацию, представленную в виде схемы. | |
Поле. Урок экскурсия. | 1 | Соблюдать правила поведения в природе. Использовать наблюдение как метод познания. | |
Поле и его обитатели. | 1 | Описывать представителей растительного и животного мира поля. Отличать поле как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы. | |
Краеведческий музей о природе родного края. Урок-экскурсия. | 1 | Соблюдать правила поведения в общественных местах. Использовать наблюдение как метод познания. | |
Сад и его обитатели. | 1 | Описывать представителей растительного и животного мира сада. Отличать сад как сообщество от других сообществ. «Читать» информацию, представленную в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведённым наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры. | |
Человек-часть природы. | 2 | Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности). | |
Человек и общество.
| Наша Родина-Россия. | 1 | Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина». |
Как Русь начиналась. | 1 | Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей России. | |
Что такое семья. | 1 | Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях. | |
Москва-столица России. | 1 | Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы. | |
Города России. | 1 | Составлять рассказ -описание. Представлять рассказ-описание города в ходе ролевой игры «Я-экскурсовод». | |
Мы-граждане России. | 1 | Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России. | |
Россия-многонациональная страна. | 2 | Понимать уникальность культуры каждого народа России. Сравнивать, обобщать, делать выводы. Аргументировать свой ответ. | |
О дружбе и правилах поведения. | 1 | Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях. Оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности; | |
Родной край-частица России. | 1 | Различать основные достопримечательности родного края и описывать их. | |
Краеведческий музей о истории родного края. Урок-экскурсия. | 1 | Соблюдать правила поведения в общественных местах. Использовать наблюдение как метод познания. | |
Как трудятся Россияне. | 2 | Устанавливать соответствие профессия-орудия труда- качества личности. | |
О занятиях наших предков. | 1 | Составлять рассказ-описание по картине. Работать со схемами. | |
Все профессии важны! | 1 | Составлять рассказ о профессии с опорой на рисунки. | |
Правила безопасной жизни.
| Правила безопасного поведения на улицах и дорогах, в школе и дома. | 2 | Оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения безопасности. Моделировать ситуацию в виде ролевой игры. Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях. Определять температуру воздуха и воды с помощью термометра. |
Правила безопасного поведения в природе. | 1 | Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в природе. | |
Правила здорового образа жизни. | 3 | Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях. | |
Безопасность в сети Интернет. | 1 | Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в сети Интернет. | |
Правила безопасного поведения в природе. Урок-экскурсия. | 1 | Соблюдать правила поведения в природе. Использовать наблюдение как метод познания. | |
Секреты правильного питания. | 3 | Читать информацию, представленную в виде схему. Классифицировать продукты питания по заданному критерию, определять критерий для классификации. | |
Резерв. | Резерв. | 2 | |
8. Литература для учителя:
Программа по Окружающему миру 1- 4 класс (Н.Ф.Виноградова, М, Вентана-Граф. 2018г);
Литература для учащихся:
Окружающий мир: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. 1-4 классы (Н.Ф.Виноградова, М, Вентана-Граф. 2018г);
Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в 2 ч. 1-4 классы (Н.Ф.Виноградова, М, Вентана-Граф. 2018г);