12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Александровна151
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории. Победитель конкурса ПНПО "Лучший учитель РФ". Почетный учитель РФ.
Россия, Забайкальский край, Газимурский Завод
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

  Рабочая программа по окружающему миру

УМК «Начальная школа 21 века»


t1602348280ae.png

2018-2022г


t1602348280ag.png

1.Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и ориентирована на обучение по учебно-методическому комплекту «Начальная школа XXI века». Программа предназначена для обучения учащихся МБОУ Газимуро-Заводской СОШ, поступивших в 1б класс в 2018-19 учебном году.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

Задачи: расширить, систематизировать и углубить исходные представления учащихся о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира,

помочь им овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

обеспечить приобретение опыта эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

ознакомить с началами естественных и социально- гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении.

помочь учащимся осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

познакомить с некоторыми способами изучения природы и общества, научить видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

обеспечить возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ- средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научить создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

развивать мотивы учебной деятельности, формировать основы личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.


заложить фундамент экологической и культурологической грамотности, предоставить возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, элементарные нормы адекватного природо ­ и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде


2.Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»;


Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.

Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.

Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.


3. Описание места учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане.

Согласно учебному плану МБОУ Газимуро-Заводская СОШ на преподавание курса отводится по 2 урока в неделю. В первом классе 33 учебные недели – 63-66 часов (с учетом ступенчатого режима обучения первоклассников); во 2-4 классах 34 учебные недели - по 68 часов. Общий объем учебного времени 270 часов.


4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир».


Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и т.д.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;

осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.


Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.


6. Содержание курса и планируемые предметные результаты обучения:

Предметные результаты освоения учебного предмета

Предметное содержание учебного предмета «Окружающий мир», распределенное по годам обучения

Первый год обучения

В результате первого года изучения учебного предмета «Окружающий мир» ученик научится:


различать наиболее распространенные лиственные и хвойные растения; комнатные растения и растения цветника; овощи и фрукты; части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя); группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);

приводить примеры природных и культурных объектов своего населенного пункта; школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи; примеры правил по уходу за комнатными растениями и домашними животными;

указывать название своей страны, своего населенного пункта (городского, сельского), своей улицы и своей школы; имена, отчества и фамилии членов своей семьи;

соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;

соблюдать правила безопасного поведения в школе, в общественном транспорте и на дороге, в природе; правила безопасности в сети Интернет;

проводить несложные групповые и индивидуальные наблюдения в окружающей среде под руководством учителя;

7) использовать небольшие тексты о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для ответов на вопросы с использованием явно заданной информации

Человек и природа


Разнообразие растений и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки). Наиболее распространенные комнатные растения и растения цветника. Лиственные и хвойные деревья.

Человек – часть природы. Взаимосвязи между человеком и природой. Охрана природных богатств, правила поведения в природе. Растения и животные в моем доме. Правила ухода за комнатными растениями, забота о домашних животных.


Человек и общество

Наша Родина – Россия. Символы России. Первоначальные сведения о народах России, ее столице, о своей малой родине.

Я – школьник. Совместная учеба, традиции, праздники.

Ценность дружбы. Взаимная помощь.

Моя семья в прошлом и настоящем. Правила поведения в семье. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Мои обязанности в семье. Имена и фамилии членов семьи.


Правила безопасной жизни

Соблюдение режима дня. Правила личной гигиены. Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека.

Правила поведения в школе, на уроке. Правила безопасного поведения в общественном транспорте и на дорогах. Действия в соответствии с основными знаками дорожного движения.

Безопасность в сети Интернет

Второй год обучения

В результате второго года изучения учебного предмета «Окружающий мир» ученик научится:

распознавать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, наиболее распространенные в своей местности дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; явления живой и неживой природы; сезонные явления в разное время года, основные группы растений (деревья, кустарники, травы), животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); не менее 3–4 созвездий звездного неба;

описывать на основе предложенного плана изученные природные объекты, культурные объекты (достопримечательности родного края, музейный экспонат) и природные явления (в том числе сезонные изменения), используя предложенный план или опорные слова;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;

приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека, осознавая необходимость бережного отношения к природе; примеры традиций, обычаев и праздников народов своего края; примеры важных событий прошлого и настоящего родного края; примеры хозяйственных занятий жителей родного края, членов своей семьи, соотнося их с профессиями;

ориентироваться на местности по местным природным признакам, солнцу, компасу;

узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; уметь вести себя при прослушивании гимна России;

находить на карте России Москву, свой регион и его главный город;

соблюдать режим дня школьника, правила личной гигиены и правила сохранения здоровья в различные сезоны года;

соблюдать правила поведения в музее, театре; правилам безопасного поведения в природе, в общественном транспорте и при переходе улицы, следуя знакам дорожного движения; правила безопасности в сети Интернет;

проводить под руководством учителя несложные наблюдения в окружающей среде, измерять температуру воздуха и воды, ставить опыты по исследованию природных объектов, следуя инструкциям и правилам безопасного труда;

использовать справочные издания и детскую литературу о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для ответов на вопросы с использованием явно и неявно заданной информации;

создавать на основе небольших текстов о природе и обществе собственные высказывания по заданному плану

Человек и природа


Природа и предметы, созданные человеком.

Неживая и живая природа. Связи между неживой и живой природой. Явления природы. Погода. Термометр – прибор для измерения температуры. Сезонные явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь. Красота природы в разные времена года. Многообразие растений и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия). Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Особенности, образ жизни животных. Связи в природе, между природой и человеком, растениями и животными. Дикорастущие и культурные растения, их различия. Дикие и домашние животные, их разнообразие, сходство и различия. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев.

Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Правила охраны природы. Экология.

Звёзды и созвездия. Глобус как модель Земли. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности. Океаны и материки, их названия на глобусе и карте.


Человек и общество


Наша Родина Россия. Государственная символика России. Россия – многонациональная страна. Родной город (село). Природные и культурные объекты и достопримечательности города (села). Россия на карте.

Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Семейные ценности и традиции. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.


Правила безопасной жизни


Правила безопасного поведения человека в природе (на воде и в лесу).

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Правила личной гигиены.

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (дорожные знаки, сигналы светофора, освоение правил безопасности/безопасного пешехода), в школе, дома, общественном транспорте. Правила безопасного поведения в быту.

Безопасность в сети Интернет

Третий год обучения

В результате третьего года изучения учебного предмета «Окружающий мир» ученик научится:


распознавать изученные объекты (в том числе – звезды и планеты, полезные ископаемые, тела и вещества, наиболее распространенные в быту вещества, группы и виды растений, группы и виды животных, грибы, растения и животных из Красной книги России, своего края; системы органов человека) и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

описывать на основе предложенного плана изученные объекты (в том числе – свойства воды и воздуха, памятники культуры России, ее достопримечательности), выделяя их существенные признаки;

находить на карте мира Российскую Федерацию;

сравнивать по предложенному плану объекты живой и неживой природы на основе 3–4 внешних признаков или известных характерных свойств;

группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;

использовать знания о взаимосвязях в природе, между природой и человеком для объяснения простейших явлений и процессов в природе; знания о связях между соблюдением правил личной гигиены человека, занятиями физической культурой и спортом, соблюдением режима дня и здоровьем человека для сохранения здоровья;

приводить примеры ценности природы для жизнедеятельности человека, необходимости ответственного отношения к ней;

узнавать название своего края, его столицы, символы своего региона, уникальные памятники России, ее достопримечательности;

различать прошлое, настоящее, будущее; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

составлять родословную схему, указывая фамилии, имена и отчества членов семьи;

соблюдать правила безопасного поведения в природе, на улице, в транспорте; правила безопасности в Интернете;

проводить несложные наблюдения в окружающей среде (в том числе при наблюдении звездного неба находить Полярную звезду) и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и следуя инструкциям и правилам безопасного труда;

использовать различные справочные издания, тексты о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; создавать небольшие собственные устные или письменные высказывания о природе и обществе на заданную тему (2-–3 предложения), сопровождая выступление иллюстрациями

Человек и природа

Разнообразие природы. Способы изучения природы.

Звезды и планеты. Правила наблюдения звездного неба.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые.

Тела, вещества, твердые тела, жидкости и газы. Свойства воздуха, воды. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.

Почва, ее состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.

Разнообразие растений и животных. Группы и виды растений и животных. Размножение и развитие растений. Особенности дыхания и питания растений. Особенности питания разных животных. Цепи питания. Размножение и развитие животных разных групп. Роль растений и животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным. Растения и животные родного края. Охрана растений и животных. Отдельные представители растений и животных Красной книги России, своего края.

Круговорот веществ. Роль почвы в круговороте веществ.

Грибы: съедобные и несъедобные. Первоначальные представления о бактериях.

Человек – часть природы. Экологические связи. Общее представление о строении тела человека. Система органов, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.


Человек и общество


Наша Родина – России, Российская Федерация. Государственная символика России. Мой край, его столица, символика региона. Россия – многонациональная страна. Государственный язык России как средство культурного взаимодействия её народов.

Карта как источник информации об окружающем мире. Карта мира, отличительные особенности. Путешествие по городам (уникальные природные и архитектурные памятники России) и странам. Материки и части света. Страны и народы мира. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся.

Семья – самое близкое окружение человека. Родословная. Составление схемы родословного древа. Хозяйство семьи. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.


Правила безопасной жизни

Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников. Предупреждение болезней.

Правила безопасного поведения в природе, путешествии, общественных местах. Правила безопасного поведения на улице и дорогах для пешехода, велосипедиста, пассажира. Номера телефонов экстренной помощи.

Безопасность в сети Интернет

Четвертый год обучения

В результате четвертого года изучения учебного предмета «Окружающий мир» ученик научится:

распознавать изученные объекты (в том числе планеты солнечной системы, природные зоны, основные природные сообщества) и явления живой и неживой природы (в том числе смена дня и ночи, смена времен года) по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

описывать на основе предложенного плана изученные объекты (природные зоны, растения и животных разных природных зон России, особенности труда и быта людей в разных природных зонах, отдельные исторические события, вклад в историю страны ее выдающихся деятелей, традиции и обычаи народов России), выделяя их существенные признаки;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе 3–5 внешних признаков или известных характерных свойств;

группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая 1–2 признака для группировки; проводить простейшие классификации;

использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (смена дня и ночи, сезонные изменения на Земле, особенности растительного и животного мира природных зон в соответствии с природными условиями, взаимосвязи организмов в природном сообществе (цепи питания), экологические связи в разных природных зонах, природных сообществах);

демонстрировать готовность к соблюдению норм экологической безопасности в повседневной жизни, осознавая ценность природы и необходимость ее охраны;

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; государственные праздники РФ; достопримечательности столицы и родного края;

понимать роль Конституции РФ как основного закона страны и Президента РФ как главы государства;

показывать на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; на физической карте – крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озера, моря, омывающие территорию России); на исторической карте места исторических событий;

находить место изученных событий на «ленте времени», соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; правильную последовательность исторических эпох на ленте времени;

осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни, личную ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья;

соблюдать правила безопасного поведения в природе, на улице, в транспорте, общественных местах, у водоемов; правила безопасности в Интернете;

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы и следуя инструкциям и правилам безопасного труда;

использовать различные справочные издания, тексты о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;

создавать небольшие собственные устные или письменные высказывания о природе и обществе на заданную тему (3–5 предложений)

Ученик получит возможность научиться:

Использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ(фото-ивидеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации результатам наблюдений и опытов; моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий.


Человек и природа


Звёзды и планеты. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и времён года.

Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения.

Всемирное природное наследие. Наиболее значимые объекты Всемирного природного наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга.

Формы земной поверхности. Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Полезные ископаемые России, их роль в хозяйстве страны, условные обозначения на карте. Бережное отношение к полезным ископаемым.

Реки, озёра и моря России, их значение в жизни людей, обозначение на карте. Крупнейшие и наиболее известные реки и озёра нашей страны. Моря, омывающие берега России, их принадлежность к трем океанам, роль в жизни людей. Сравнительная характеристика Белого и Черного морей.

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны, порядок их смены в направлении с севера на юг. Карта природных зон России. Причины смены природных зон. Представление о высотной поясности. Экологические связи в природных зонах. Природные сообщества: лес, луг, пресных вод. Влияние человека на их жизнь, охрана.


Человек и общество

Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственные символы: герб, флаг и гимн. Их история, значение в жизни государства и общества. Правила поведения при прослушивании гимна. Россия многонациональная страна (Города России. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта, уважительное отношение к своему и другим народам.) Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Наш край на карте России. Карта родного края. Общая характеристика родного края. Всемирное культурное наследие. Наиболее значимые объекты Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Политико-административная карта России.

Праздники в жизни человека, семьи, страны.

Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности. Знаменитые соотечественники, их вклад в историю и культуру России.

Понятия о веке (столетии) и тысячелетии. Летосчисление в древности и в наши дни. Лента времени. Историческая карта.

История Отечества. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды.


Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья.

Правила безопасного поведения в природе.

Безопасность в сети Интернет


7. Тематическое планирование для 2 класса с указанием деятельности учащихся. 68 час.

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Планируемая деятельность учащихся




Ориентироваться в целях и задачах урока с учётом названия блока и темы урока, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. принимать и сохранять учебную задачу, позицию школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, вести учебный диалог *-на каждом уроке

Что такое окружающий мир.

Что такое окружающий мир. Бывают ли на свете чудеса?

1

«Читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать, обобщать, делать выводы. Аргументировать свой ответ. Выделение критерия для классификации объектов.


Человек и природа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Человек-живое существо. Наши помощники-органы чувств.

1

«Читать» информацию, представленную в виде схемы.

Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства

и различия. Описывать кратко особенности разных органов чувств.

Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. Проводить опыты на оживление ощущений. Классифицировать продукты по вкусу.

Звезды и планеты.

2

Характеризовать кратко Солнечную систему; Читать информацию, представленную в виде схемы.


Чем Земля отличается от других планет.

2

Выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы.

Царства живой природы.

1

Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа. Классифицировать информацию по заданным критериям.

Грибы.

1

Описывать признаки грибов. Классифицировать информацию по заданным критериям.

Какие животные живут на Земле.

1

Называть животных по фотографиям и картинкам. Классифицировать объекты по заданным критериям. Описывать животное по предложенному алгоритму.

Разнообразие растений.

2

Классифицировать объекты по заданным критериям. Моделировать ситуацию «В ботаническом музее». Описывать растение по предложенному алгоритму.

Среда обитания.

1

Понимать что такое природное сообщество. Классифицировать объекты по заданным критериям, определять критерии для классификации.

Лес. Урок-экскурсия.

1

Соблюдать правила поведения в природе. Использовать наблюдение как метод познания.

Лес. Обитатели леса.

1

Различать этажи леса: называть особенности каждого

этажа. Различать понятия (без термина): сообщества, деревья,

кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения.

Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края). Составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество». Моделировать на примере цепи питания-жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу.

Деревья леса.

1

Кустарники леса.

1

Травянистые растения леса.

2

Животные леса.

5

Что мы знаем о воде.

3

Различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению

свойств воды.

Водоем . Урок-экскурсия.

1

Соблюдать правила поведения в природе. Использовать наблюдение как метод познания.

Водоемы и их обитатели.

5

Отличать водоём как сообщество от других сообществ;

кратко характеризовать его особенности. Отличать водоём от реки как водного потока.

Луг. Урок- экскурсия.

1

Соблюдать правила поведения в природе. Использовать наблюдение как метод познания.

Луг и его обитатели.

1

Описывать представителей растительного и животного мира луга. Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать луг

как сообщество от других сообществ. «Читать» информацию, представленную в виде схемы.

Поле. Урок экскурсия.

1

Соблюдать правила поведения в природе. Использовать наблюдение как метод познания.

Поле и его обитатели.

1

Описывать представителей растительного и животного мира поля. Отличать поле как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию,

представленную в виде схемы.

Краеведческий музей о природе родного края. Урок-экскурсия.

1

Соблюдать правила поведения в общественных местах. Использовать наблюдение как метод познания.

Сад и его обитатели.

1

Описывать представителей растительного и животного мира сада.

Отличать сад как сообщество от других сообществ. «Читать» информацию, представленную в виде схемы. Описывать сезонный

труд в саду и огороде (по проведённым наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры.

Человек-часть природы.

2

Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).

Человек и общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наша Родина-Россия.

1

Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина».

Как Русь начиналась.

1

Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании

(рассказе-рассуждении) события, связанные с историей России.

Что такое семья.

1

Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Москва-столица России.

1

Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании

(рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы.

Города России.

1

Составлять рассказ -описание. Представлять рассказ-описание города в ходе ролевой игры «Я-экскурсовод».

Мы-граждане России.

1

Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.

Россия-многонациональная страна.

2

Понимать уникальность культуры каждого народа России. Сравнивать, обобщать, делать выводы. Аргументировать свой ответ.

О дружбе и правилах поведения.

1

Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях. Оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

Родной край-частица России.

1

Различать основные достопримечательности родного края и описывать их.

Краеведческий музей о истории родного края. Урок-экскурсия.

1

Соблюдать правила поведения в общественных местах. Использовать наблюдение как метод познания.

Как трудятся Россияне.

2

Устанавливать соответствие профессия-орудия труда- качества личности.

О занятиях наших предков.

1

Составлять рассказ-описание по картине. Работать со схемами.

Все профессии важны!

1

Составлять рассказ о профессии с опорой на рисунки.

Правила безопасной жизни.

 

 

 

 

 

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах, в школе и дома.

2

Оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения безопасности. Моделировать ситуацию в виде ролевой игры. Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях. Определять температуру воздуха и воды с помощью термометра.

Правила безопасного поведения в природе.

1

Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в природе.

Правила здорового образа жизни.

3

Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

Безопасность в сети Интернет.

1

Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в сети Интернет.

Правила безопасного поведения в природе. Урок-экскурсия.

1

Соблюдать правила поведения в природе. Использовать наблюдение как метод познания.

Секреты правильного питания.

3

Читать информацию, представленную в виде схему. Классифицировать продукты питания по заданному критерию, определять критерий для классификации.

Резерв.

Резерв.

2



8. Литература для учителя:


Программа по Окружающему миру 1- 4 класс (Н.Ф.Виноградова, М, Вентана-Граф. 2018г);


Литература для учащихся:

Окружающий мир: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. 1-4 классы (Н.Ф.Виноградова, М, Вентана-Граф. 2018г);



Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в 2 ч. 1-4 классы (Н.Ф.Виноградова, М, Вентана-Граф. 2018г);

t1602348280ae.png


Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.