12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Силаева Олеся Александровна92 Учитель начальных классов. Стаж работы 16 лет. Россия, Московская обл., Чехов - 2 |
Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа для 1 – а класса по окружающему миру составлена в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015г.);
с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в новой редакции от 18.05.2015г.);
с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённым приказом № 253 от 31.03.2014г. (с изменениями на 26 января 2016г. Приказ Минобрнауки №576);
с Основной Образовательной Программой начального общего образования ФКОУ СОШ г.Чехов-2 МО, утверждённойприказом № 95 от 01.09.2016г.;
с учебным планом ФКОУ СОШ г. Чехов-2 МО на 2016 - 2017 учебный год, утверждённым приказом № 95 от 01.09.2016 г.;
на основе предметной программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» для 1 – 4 классов УМК «Школа России».
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности обучающихся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.А.Плешакова « Окружающий мир». 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.М.: «Просвещение», 2016г.
На изучение курса отводится 66часов в год из расчета 2 часа в неделю.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, проекты, ответы на вопросы.
Изучение предмета в 1 классе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует предметной программе А.А. Плешакова. Изменение общего количества учебных часов с 66 ч до 64 ч обусловлено учебным планом школы на 2016-2017 учебный год.
№ п/п | Модуль (глава) | Количество часов по предметной программе | Количество часов по рабочей программе | Контроль знаний (проверочные работы) | Проекты | Экскурсии |
1 | Введение | 1 | 1 | |||
2 | Что и кто? | 23 | 21 | 1 | 1 | 4 |
3 | Как, откуда и куда? | 12 | 12 | 1 | 1 | |
4 | Где и когда? | 10 | 10 | 1 | 1 | |
5 | Почему и зачем? | 20 | 20 | 1 | 1 | |
ИТОГО | 66 | 64 | 4 | 4 | 4 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Планируемые результаты обучающихся1 – а класса
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Содержание и тип урока | Кол. час. | Дата | Прим. | ||||||||||
год | трим. | прогр. | факт. | |||||||||||
I триместр (20 ч) | ||||||||||||||
1 | 1 | Урок-игра «Задавайте вопросы!» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 06.09 | ||||||||||
2 | 2 | Что такое наша школа? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 07.09 | ||||||||||
3 | 3 | Экскурсия «Мой безопасный путь». Дорога от дома до школы (урок рефлексии) | 1 | 13.09 | ||||||||||
4 | 4 | Урок-путешествие «Путешествие по России» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 14.09 | ||||||||||
5 | 5 | Урок-игра «Что такое Родина?» Проект «Мой край»(урок общеметодологической направленности) | 1 | 20.09 | ||||||||||
6 | 6 | Урок-исследование. Что мы знаем о народах России? «Что мы знаем о Москве?» (урок общеметодологической направленности) | 1 | 21.09 | ||||||||||
7 | 7 | Экскурсия. «Что у нас над головой?»(урок рефлексии) | 1 | 27.09 | ||||||||||
8 | 8 | Что у нас под ногами? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 28.09 | ||||||||||
9 | 9 | Экскурсия. «Что общего у разных растений?»(урок «открытия» нового знания) | 1 | 04.10 | ||||||||||
10 | 10 | Урок-исследование. «Что растёт на подоконнике?»(урок общеметодологической направленности) | 1 | 05.10 | ||||||||||
11 | 11 | Экскурсия. «Что растет на клумбе?»(урок рефлексии) | 1 | 18.10 | ||||||||||
12 | 12 | Урок-исследование.«Что это за листья?»(урок общеметодологической направленности) | 1 | 19.10 | ||||||||||
13 | 13 | Урок-исследование.«Что такое хвоинки?»(урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 25.10 | ||||||||||
14 | 14 | Урок-исследование. «Кто такие насекомые?»(урок общеметодологической направленности) | 1 | 26.10 | ||||||||||
15 | 15 | Урок-игра «В подводном царстве». Кто такие рыбы? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 01.11 | ||||||||||
16 | 16 | Кто такие птицы? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 02.11 | ||||||||||
17 | 17 | Урок-исследование. Кто такие звери? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 08.11 | ||||||||||
18 | 18 | «Что окружает нас дома?»(урок общеметодологической направленности урок) | 1 | 09.11 | ||||||||||
19 | 19 | Что умеет компьютер? (урок «открытия» нового знания) | 1 | 15.11 | ||||||||||
20 | 20 | Что вокруг нас может быть опасным? (урок общеметодологической направленности урок) | 1 | 16.11 | ||||||||||
II триместр (22 ч) | ||||||||||||||
21 | 1 | На что похожа наша планета? (урок рефлексии) | 1 | 29.11 | ||||||||||
22 | 2 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая родина» (урок развивающего контроля) | 1 | 30.11 | ||||||||||
23 | 3 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 06.12 | ||||||||||
24 | 4 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 07.12 | ||||||||||
25 | 5 | Откуда в наш дом приходит электричество? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 13.12 | ||||||||||
26 | 6 | Как путешествует письмо?(урок общеметодологической направленности) | 1 | 14.12 | ||||||||||
27 | 7 | Куда текут реки? (урок «открытия» нового знания) | 1 | 20.12 | ||||||||||
28 | 8 | Откуда берутся снег и лёд? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 21.12 | ||||||||||
29 | 9 | Как живут растения? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 27.12 | ||||||||||
30 | 10 | Как живут животные? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 28.12 | ||||||||||
31 | 11 | Как зимой помочь птицам? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 10.01 | ||||||||||
32 | 12 | Откуда берётся и куда девается мусор?(урок общеметодологической направленности) | 1 | 11.01 | ||||||||||
33 | 13 | Откуда в снежках грязь? (урок рефлексии) | 1 | 17.01 | ||||||||||
34 | 14 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»(урок развивающего контроля) | 1 | 18.01 | ||||||||||
35 | 15 | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа»(урок «открытия» нового знания) | 1 | 24.01 | ||||||||||
36 | 16 | Когда придёт суббота? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 25.01 | ||||||||||
37 | 17 | Когда наступит лето? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 31.01 | ||||||||||
38 | 18 | Где живут белые медведи? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 01.02 | ||||||||||
39 | 19 | Где живут слоны? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 07.02 | ||||||||||
40 | 20 | Где зимуют птицы? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 08.02 | ||||||||||
41 | 21 | Когда изобрели велосипед? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 14.02 | ||||||||||
42 | 22 | Когда появилась одежда? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 15.02 | ||||||||||
III триместр (22 ч) | ||||||||||||||
43 | 1 | Когда мы станем взрослыми? (урок рефлексии) | 1 | 28.02 | ||||||||||
44 | 2 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» (урок развивающего контроля) | 1 | 01.03 | ||||||||||
Почему и зачем? (20 ч) | ||||||||||||||
45 | 3 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? (урок «открытия» нового знания) | 1 | 07.03 | ||||||||||
46 | 4 | Почему Луна бывает разной? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 14.03 | ||||||||||
47 | 5 | Почему идёт дождь и дует ветер? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 15.03 | ||||||||||
48 | 6 | Почему звенит звонок? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 21.03 | ||||||||||
49 | 7 | Почему радуга разноцветная? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 22.03 | ||||||||||
50 | 8 | Почему мы любим кошек и собак? (урок рефлексии) | 1 | 28.03 | ||||||||||
51 | 9 | Проект «Мои домашние питомцы»(урок общеметодологической направленности) | 1 | 29.03 | ||||||||||
52 | 10 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 04.04 | ||||||||||
53 | 11 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 05.04 | ||||||||||
54 | 12 | Зачем мы спим ночью? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 18.04 | ||||||||||
55 | 13 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? (урок рефлексии) | 1 | 19.04 | ||||||||||
56 | 14 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 25.04 | ||||||||||
57 | 15 | Зачем нам телефон и телевизор?(урок общеметодологической направленности) | 1 | 26.04 | ||||||||||
58 | 16 | Зачем нужны автомобили?(урок общеметодологической направленности) | 1 | 02.05 | ||||||||||
59 | 17 | Зачем нужны поезда? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 03.05 | ||||||||||
60 | 18 | Зачем строят корабли? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 10.05 | ||||||||||
61 | 19 | Зачем строят самолёты? (урок общеметодологической направленности) | 1 | 16.05 | ||||||||||
62 | 20 | Почему в автомобиле и поезде, на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? (урок рефлексии) | 1 | 17.05 | ||||||||||
63 | 21 | Почему мы часто слышим слово «экология»? Зачем люди осваивают космос? (урок рефлексии) | 1 | 23.05 | ||||||||||
64 | 22 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»(урок развивающего контроля) | 1 | 24.05 |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература:
1. А.А. Плешаков. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. М. «Просвещение», 2015г.
2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. М. «Просвещение», 2016 г.
Дополнительная литература:
1. Черноиванова Н.Н. Поурочное планирование. «Окружающий мир». 1 класс: система уроков по учебнику А.А. Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2016 г.
2. Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. М.: «ВАКО», 2016г.
3. «Окружающий мир». 1 класс. Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к «Окружающему миру» А.А. Плешакова.
Интернет-ресурсы:
uchitel.ru/load/nachalnye_klassy/russkij_jazyk_i_literatura/konspekty_urokov_obuchenija_gramote_soglasnye_zvuki_l_l_m_m_napisanie_zaglavnykh_i_strochnykh_bukv_ll_mm_1_klass_shkola_2100/83-1-0-7854
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО №_____ от «_____»_____________2016 г.
Председатель ШМО __________________ В.Е. Агаркова
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР ______________ С.Ю.Совина
«_____»_____________2016 г.