Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа для 1 – а класса по окружающему миру составлена в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015г.);
с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в новой редакции от 18.05.2015г.);
с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённым приказом № 253 от 31.03.2014г. (с изменениями на 26 января 2016г. Приказ Минобрнауки №576);
с Основной Образовательной Программой начального общего образования ФКОУ СОШ г.Чехов-2 МО, утверждённойприказом № 95 от 01.09.2016г.;
с учебным планом ФКОУ СОШ г. Чехов-2 МО на 2016 - 2017 учебный год, утверждённым приказом № 95 от 01.09.2016 г.;
на основе предметной программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» для 1 – 4 классов УМК «Школа России».
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности обучающихся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.А.Плешакова « Окружающий мир». 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.М.: «Просвещение», 2016г.
На изучение курса отводится 66часов в год из расчета 2 часа в неделю.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, проекты, ответы на вопросы.
Изучение предмета в 1 классе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует предметной программе А.А. Плешакова. Изменение общего количества учебных часов с 66 ч до 64 ч обусловлено учебным планом школы на 2016-2017 учебный год.
№ п/п |
Модуль (глава) |
Количество часов по предметной программе |
Количество часов по рабочей программе |
Контроль знаний (проверочные работы) |
Проекты |
Экскурсии |
1 |
Введение |
1 |
1 |
|||
2 |
Что и кто? |
23 |
21 |
1 |
1 |
4 |
3 |
Как, откуда и куда? |
12 |
12 |
1 |
1 |
|
4 |
Где и когда? |
10 |
10 |
1 |
1 |
|
5 |
Почему и зачем? |
20 |
20 |
1 |
1 |
|
ИТОГО |
66 |
64 |
4 |
4 |
4 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Планируемые результаты обучающихся1 – а класса
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Содержание и тип урока |
Кол. час. |
Дата |
Прим. |
||||||||||
год |
трим. |
прогр. |
факт. |
|||||||||||
I триместр (20 ч) |
||||||||||||||
1 |
1 |
Урок-игра «Задавайте вопросы!» (урок «открытия» нового знания) |
1 |
06.09 |
||||||||||
2 |
2 |
Что такое наша школа? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
07.09 |
||||||||||
3 |
3 |
Экскурсия «Мой безопасный путь». Дорога от дома до школы (урок рефлексии) |
1 |
13.09 |
||||||||||
4 |
4 |
Урок-путешествие «Путешествие по России» (урок «открытия» нового знания) |
1 |
14.09 |
||||||||||
5 |
5 |
Урок-игра «Что такое Родина?» Проект «Мой край»(урок общеметодологической направленности) |
1 |
20.09 |
||||||||||
6 |
6 |
Урок-исследование. Что мы знаем о народах России? «Что мы знаем о Москве?» (урок общеметодологической направленности) |
1 |
21.09 |
||||||||||
7 |
7 |
Экскурсия. «Что у нас над головой?»(урок рефлексии) |
1 |
27.09 |
||||||||||
8 |
8 |
Что у нас под ногами? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
28.09 |
||||||||||
9 |
9 |
Экскурсия. «Что общего у разных растений?»(урок «открытия» нового знания) |
1 |
04.10 |
||||||||||
10 |
10 |
Урок-исследование. «Что растёт на подоконнике?»(урок общеметодологической направленности) |
1 |
05.10 |
||||||||||
11 |
11 |
Экскурсия. «Что растет на клумбе?»(урок рефлексии) |
1 |
18.10 |
||||||||||
12 |
12 |
Урок-исследование.«Что это за листья?»(урок общеметодологической направленности) |
1 |
19.10 |
||||||||||
13 |
13 |
Урок-исследование.«Что такое хвоинки?»(урок отработки умений и рефлексии) |
1 |
25.10 |
||||||||||
14 |
14 |
Урок-исследование. «Кто такие насекомые?»(урок общеметодологической направленности) |
1 |
26.10 |
||||||||||
15 |
15 |
Урок-игра «В подводном царстве». Кто такие рыбы? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
01.11 |
||||||||||
16 |
16 |
Кто такие птицы? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
02.11 |
||||||||||
17 |
17 |
Урок-исследование. Кто такие звери? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
08.11 |
||||||||||
18 |
18 |
«Что окружает нас дома?»(урок общеметодологической направленности урок) |
1 |
09.11 |
||||||||||
19 |
19 |
Что умеет компьютер? (урок «открытия» нового знания) |
1 |
15.11 |
||||||||||
20 |
20 |
Что вокруг нас может быть опасным? (урок общеметодологической направленности урок) |
1 |
16.11 |
||||||||||
II триместр (22 ч) |
||||||||||||||
21 |
1 |
На что похожа наша планета? (урок рефлексии) |
1 |
29.11 |
||||||||||
22 |
2 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая родина» (урок развивающего контроля) |
1 |
30.11 |
||||||||||
23 |
3 |
Как живёт семья? Проект «Моя семья» (урок «открытия» нового знания) |
1 |
06.12 |
||||||||||
24 |
4 |
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
07.12 |
||||||||||
25 |
5 |
Откуда в наш дом приходит электричество? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
13.12 |
||||||||||
26 |
6 |
Как путешествует письмо?(урок общеметодологической направленности) |
1 |
14.12 |
||||||||||
27 |
7 |
Куда текут реки? (урок «открытия» нового знания) |
1 |
20.12 |
||||||||||
28 |
8 |
Откуда берутся снег и лёд? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
21.12 |
||||||||||
29 |
9 |
Как живут растения? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
27.12 |
||||||||||
30 |
10 |
Как живут животные? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
28.12 |
||||||||||
31 |
11 |
Как зимой помочь птицам? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
10.01 |
||||||||||
32 |
12 |
Откуда берётся и куда девается мусор?(урок общеметодологической направленности) |
1 |
11.01 |
||||||||||
33 |
13 |
Откуда в снежках грязь? (урок рефлексии) |
1 |
17.01 |
||||||||||
34 |
14 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»(урок развивающего контроля) |
1 |
18.01 |
||||||||||
35 |
15 |
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа»(урок «открытия» нового знания) |
1 |
24.01 |
||||||||||
36 |
16 |
Когда придёт суббота? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
25.01 |
||||||||||
37 |
17 |
Когда наступит лето? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
31.01 |
||||||||||
38 |
18 |
Где живут белые медведи? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
01.02 |
||||||||||
39 |
19 |
Где живут слоны? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
07.02 |
||||||||||
40 |
20 |
Где зимуют птицы? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
08.02 |
||||||||||
41 |
21 |
Когда изобрели велосипед? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
14.02 |
||||||||||
42 |
22 |
Когда появилась одежда? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
15.02 |
||||||||||
III триместр (22 ч) |
||||||||||||||
43 |
1 |
Когда мы станем взрослыми? (урок рефлексии) |
1 |
28.02 |
||||||||||
44 |
2 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» (урок развивающего контроля) |
1 |
01.03 |
||||||||||
Почему и зачем? (20 ч) |
||||||||||||||
45 |
3 |
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? (урок «открытия» нового знания) |
1 |
07.03 |
||||||||||
46 |
4 |
Почему Луна бывает разной? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
14.03 |
||||||||||
47 |
5 |
Почему идёт дождь и дует ветер? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
15.03 |
||||||||||
48 |
6 |
Почему звенит звонок? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
21.03 |
||||||||||
49 |
7 |
Почему радуга разноцветная? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
22.03 |
||||||||||
50 |
8 |
Почему мы любим кошек и собак? (урок рефлексии) |
1 |
28.03 |
||||||||||
51 |
9 |
Проект «Мои домашние питомцы»(урок общеметодологической направленности) |
1 |
29.03 |
||||||||||
52 |
10 |
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
04.04 |
||||||||||
53 |
11 |
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
05.04 |
||||||||||
54 |
12 |
Зачем мы спим ночью? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
18.04 |
||||||||||
55 |
13 |
Почему нужно есть много овощей и фруктов? (урок рефлексии) |
1 |
19.04 |
||||||||||
56 |
14 |
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
25.04 |
||||||||||
57 |
15 |
Зачем нам телефон и телевизор?(урок общеметодологической направленности) |
1 |
26.04 |
||||||||||
58 |
16 |
Зачем нужны автомобили?(урок общеметодологической направленности) |
1 |
02.05 |
||||||||||
59 |
17 |
Зачем нужны поезда? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
03.05 |
||||||||||
60 |
18 |
Зачем строят корабли? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
10.05 |
||||||||||
61 |
19 |
Зачем строят самолёты? (урок общеметодологической направленности) |
1 |
16.05 |
||||||||||
62 |
20 |
Почему в автомобиле и поезде, на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? (урок рефлексии) |
1 |
17.05 |
||||||||||
63 |
21 |
Почему мы часто слышим слово «экология»? Зачем люди осваивают космос? (урок рефлексии) |
1 |
23.05 |
||||||||||
64 |
22 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»(урок развивающего контроля) |
1 |
24.05 |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература:
1. А.А. Плешаков. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. М. «Просвещение», 2015г.
2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. М. «Просвещение», 2016 г.
3. А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. М. «Просвещение», 2016 г.
Дополнительная литература:
1. Черноиванова Н.Н. Поурочное планирование. «Окружающий мир». 1 класс: система уроков по учебнику А.А. Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2016 г.
2. Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. М.: «ВАКО», 2016г.
3. «Окружающий мир». 1 класс. Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к «Окружающему миру» А.А. Плешакова.
Интернет-ресурсы:
http://www.uchportal.ru/load/46-1-0-1585
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/02/02/kak-pomoch-rebyonku-nauchitsya-chitat
http://festival.1september.ru/primary-school/page-4
uchitel.ru/load/nachalnye_klassy/russkij_jazyk_i_literatura/konspekty_urokov_obuchenija_gramote_soglasnye_zvuki_l_l_m_m_napisanie_zaglavnykh_i_strochnykh_bukv_ll_mm_1_klass_shkola_2100/83-1-0-7854
http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=35486
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО №_____ от «_____»_____________2016 г.
Председатель ШМО __________________ В.Е. Агаркова
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР ______________ С.Ю.Совина
«_____»_____________2016 г.