Рабочая программа по окружающему миру
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА№8 ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА»
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО Протокол от «30» августа 2024г. №1 Руководитель ШМО | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР «30»августа 2024г. | УТВЕРЖДАЮ И.о.директора ГБОУ «СШ№8 Г.О.МАКЕЕВКА» Приказ№81от 30 августа 2024г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
начального общего образования
для 4 класса
Рабочую программу составила
Пазыч В.С.
учитель начальных классов
2024-2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по окружающему миру составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Выбран УМК «Школа России» по следующим причинам
Комплекс охватывает все образовательные области и имеет полное программно-методическое обеспечение.
В УМК учтены принципы дидактики, прежде всего возрастные особенности детей, и постепенное нарастание трудности в представлении учебного материала.
Авторы учебников взяли на вооружение всё лучшее, что было накоплено в практике отечественной школы.
Одна из главных задач — развитие у ребёнка интереса к познанию.
Средствами учебного предмета происходит духовно-нравственное развитие ребёнка.
Программа усваивается учащимися легче за счёт алгоритмов и чётких формулировок правил.
Комплексу свойственна способность впитывать в себя новые общедидактические и методические идеи.
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру;
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Для достижения поставленных целей изучения предмета окружающий мир в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
-довести до осознания ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формировать психологическую культуру и компетенцию для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 68 часов
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | | ||||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | | |||||
Раздел 1. Человек и общество | | |||||||
1.1 | Наша родина - Российская Федерация | 10 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 | | ||
1.2 | История Отечества. «Лента времени» и историческая карта | 17 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 | | ||
1.3 | Человек - творец культурных ценностей. Всемирное культурное наследие | 6 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 | | ||
Итого по разделу | 33 | | | |||||
Раздел 2. Человек и природа | | |||||||
2.1 | Методы познания окружающей природы. Солнечная система | 5 | | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 | | ||
2.2 | Формы земной поверхности. Водоемы и их разнообразие | 9 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 | | ||
2.3 | Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны | 5 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 | | ||
2.4 | Природные и культурные объекты Всемирного наследия. Экологические проблемы | 5 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 | | ||
Итого по разделу | 24 | | | |||||
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности | ||||||||
3.1 | Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек | 1 | | | Библиотека ЦОК | |||
3.2 | Безопасность в городе. Безопасность в сети Интернет | 4 | | | Библиотека ЦОК | |||
Итого по разделу | 5 | | ||||||
Резервное время | 6 | 4 | | | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 4 | 2 | |
СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценивание осуществляется на основе Положения о системе оценок, формах, порядке, периодичности текущего контроля, промежуточной аттестации и переводе обучающихся
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Плешаков А.А.. Учебник Окружающий мир 4 класс в 2 ч.М.:«Просвещение». 2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Тихомирова Е. Н. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4класс. изд. - М.: « Экзамен» 2015
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir
http://www.proshkolu.ru/user/startnatali/folder/898863/
http://drofa-ventata.ru
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
изобразительные наглядные пособия – таблицы
географические и исторические карты
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА№8 ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА»
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО Протокол от «30» августа 2024г. №1 Руководитель ШМО Н.В.Дунай | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР Ю.Ю.Разумова «30»августа 2024г. | УТВЕРЖДАЮ И.о.директора ГБОУ «СШ№8 Г.О.МАКЕЕВКА» А.В.Алексеева Приказ№81от 30 августа 2024г |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
предмета Окружающий мир
для 4 класса
Разработано учителем
Пазыч В.С.
2024-2025 учебный год
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | | ||
план | факт | |||||
| | | Раздел 1. Человек и общество (33ч.) 1.1.Наша родина - Российская Федерация (10) | | | |
1 | 04.09 | | Государственное устройство РФ (общее представление). Конституция РФ. Президент РФ. Политико-административная карта России | 1 | | |
2 | 05.09 | | Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребенка | 1 | | |
3 | 11.09 | | Малая Родина гражданина России. Достопримечательности родного края | 1 | | |
4 | 12.09 | | Родной край. Знаменитые люди родного края | 1 | | |
5 | 18.09 | | Наша малая Родина: главный город | 1 | | |
6 | 19.09 | | Города России. Древние города России. Страницы истории | 1 | | |
7 | 25.09 | | Города России. Города-герои. Страницы истории | 1 | | |
8 | 26.09 | | Праздник в жизни общества и человека | 1 | | |
9 | 02.10 | | Государственные праздники России | 1 | | |
10 | 03.10 | | Праздники и памятные даты своего региона | 1 | | |
| | | 1.2.История Отечества. «Лента времени» и историческая карта (17ч.) | | | |
11 | 09.10 | | Историческое время. Что такое «лента времени»? | 1 | | |
12 | 10.10 | | Государство Русь. Страницы общественной и культурной жизни | 1 | | |
13 | 26.10 | | Государство Русь. Человек - защитник своего Отечества | 1 | | |
14 | 17.10 | | Московское государство. Страницы общественной и культурной жизни в Московском государстве | 1 | | |
15 | 23.10 | | Образование и культура в Московском государстве | 1 | | |
16 | 24.10 | | Страницы истории Российской империи. Пётр 1 | 1 | | |
17 | 06.11 | | Страницы Российской империи. Преобразования в культуре, науке, быту | 1 | | |
18 | 07.11 | | Образование в Российской империи | 1 | | |
19 | 13.11 | | Развитие культуры в Российской империи Российская империя: развитие культуры XVIII века (архитектура, живопись, театр) | 1 | | |
20 | 14.11 | | «Золотой век» русской культуры. Великие поэты и писатели, композиторы и художники XIX века | 1 | | |
21 | 20.11 | | Первая Отечественная война: 1812 год. Защита Родины от французских завоевателей | 1 | | |
22 | 21.11 | | Страницы истории России ХХ века | 1 | | |
23 | 27.11 | | Великая Отечественная война 1941-1945 гг: как все начиналось… | 1 | | |
24 | 28.11 | | Великая Отечественная война 1941-1945 гг: главные сражения | 1 | | |
25 | 04.12 | | Все для фронта – все для победы | 1 | | |
26 | 05.12 | | Взятие Берлина. Парад Победы | 1 | | |
27 | 11.12 | | Мы живём в Российской Федерации | 1 | | |
| | | 1.3.Человек - творец культурных ценностей. Всемирное культурное наследие (6ч.+3ч. резерв) | | | |
28 | 12.12 | | Человек - творец культурных ценностей | 1 | | |
29 | 18.12 | | Труд и быт людей в разные исторические времена | 1 | | |
30 | 19.12 | | Всемирное культурное наследие России | 1 | | |
31 | 25.12 | | Резервный урок. Проверочная работа по теме "История Отечества" | 1 | | |
32 | 26.12 | | Всемирное культурное наследие | 1 | | |
33 | 08.01 | | Охрана историко-культурного наследия | 1 | | |
34 | 09.01 | | Взаимоотношения людей в обществе: доброта и гуманизм, справедливость и уважение | 1 | | |
35 | 15.01 | | Резервный урок. Летописи и летописцы. Роль монастырей в развитии образования народа | 1 | | |
36 | 16.01 | | Резервный урок. Культура Московского государства. Творчество скоморохов и гусляров, первые «потешные хоромы», первый театр | 1 | | |
| | | Раздел 2. Человек и природа 2.1.Методы познания окружающей природы. Солнечная система (5ч.) | | | |
37 | 22.01 | | Как человек изучает окружающую природу? | 1 | | |
38 | 23.01 | | Солнце - звезда | 1 | | |
39 | 29.01 | | Планеты Солнечной системы Луна – спутник Земли | 1 | | |
40 | 30.01 | | Смена дня и ночи на Земле как результат вращения планеты вокруг своей оси (практические работы с моделями и схемами) | 1 | | |
41 | 05.02 | | Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены сезонов (практические работы с моделями и схемами). Общая характеристика времен года | 1 | | |
| | | 2.2.Формы земной поверхности. Водоемы и их разнообразие (9ч.+1ч. резерв) | | | |
42 | 06.02 | | Равнины России: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская (название, общая характеристика, нахождение на карте) | 1 | | |
43 | 12.02 | | Горные системы России: Урал, Кавказ, Алтай (краткая характеристика, главные вершины, место нахождения на карте) | 1 | | |
44 | 13.02 | | Формы земной поверхности (на примере родного края) | 1 | | |
45 | 19.02 | | Водоемы Земли, их разнообразие. Естественные водоемы: океан, море, озеро, болото. Примеры водоемов в России | 1 | | |
46 | 20.02 | | Искусственные водоемы: водохранилища, пруды (общая характеристика) | 1 | | |
47 | 26.02 | | Река как водный поток | 1 | | |
48 | 27.02 | | Крупнейшие реки России: название, нахождение на карте | 1 | | |
49 | 05.03 | | Водоемы и реки родного края | 1 | | |
50 | 06.03 | | Использование рек и водоемов человеком (хозяйственная деятельность, отдых). Охрана рек и водоемов | 1 | | |
51 | 12.03 | | Резервный урок. Проверочная работа по теме "Формы земной поверхности и водоёмы" | 1 | | |
| | | 2.3.Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (5ч.) | | | |
52 | 13.03 | | Характеристика природных зон России: арктическая пустыня. Связи в природной зоне | 1 | | |
53 | 19.03 | | Характеристика природных зон России: тундра. Связи в природной зоне | 1 | | |
54 | 20.03 | | Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природной зоне | 1 | | |
55 | 02.04 | | Характеристика природных зон России: смешанный лес. Связи в природной зоне | 1 | | |
56 | 03.04 | | Характеристика природных зон России: степь и полупустыня. Связи в природной зоне | 1 | | |
| | | 2.4.Природные и культурные объекты Всемирного наследия. Экологические проблемы (5ч.+1ч. резерв) | | | |
57 | 09.04 | | Природные и культурные объекты Всемирного наследия в России | 1 | | |
58 | 10.04 | | Природные и культурные объекты Всемирного наследия за рубежом | 1 | | |
59 | 16.04 | | Экологические проблемы взаимодействия человека и природы | 1 | | |
60 | 17.04 | | Защита и охрана природных богатств (воздуха, воды, полезных ископаемых, флоры и фауны) | 1 | | |
61 | 23.04 | | Знакомство с Международной Красной книгой | 1 | | |
62 | 24.04 | | Всероссийская проверочная работа | 1 | | |
| | | Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности(6ч.+1ч. резерв) | | | |
63 | 30.04 | | О вредных для здоровья привычках | 1 | | |
64 | 07.05 | | Планирование маршрутов с учетом транспортной инфраструктуры населенного пункта | 1 | | |
65 | 08.05 | | Промежуточная аттестация (тест) | 1 | | |
66 | 14.05 | | Правила поведения в общественных местах: зонах отдыха, учреждениях культуры и торговых центрах | 1 | | |
67 | 15.05 | | Безопасное поведение при езде на велосипеде и самокате. Дорожные знаки | 1 | | |
68 | 21.05 | | Правила цифровой грамотности при использовании Интернет | 1 | | |
69 | 22.05 | | Правила цифровой грамотности при использовании Интернет | 1 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 |