Рабочая программа по окружающему миру 2 класс (УМК «Перспектива»)
Планируемые результаты освоения учебного предмета окружающий мир 2 класс
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
— называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
— определять стороны горизонта с помощью компаса;
— находить на глобусе океаны и материки;
— перечислять единицы измерения времени, называть дни недели, выстраивать их последовательность;
— перечислять времена года в правильной последовательности;
— измерять температуру воздуха, использовать это умение при наблюдении за погодой;
— перечислять характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей и других животных;
— называть важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных; различать наиболее распространённые съедобные и несъедобные грибы;
— называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;
— различать перелётных и зимующих птиц; знать об образе жизни и питании зимующих птиц, использовать эти знания при зимней подкормке птиц;
— раскрывать некоторые экологические связи в природе; приводить примеры экологических связей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;
— знать и выполнять правила охраны природы в разные времена года;
— приводить примеры организмов из Красной книги России.
Обучающийся получит возможность научиться:
— объяснять причины смены на Земле дня и ночи, смены времён года;
— называть даты осеннего и весеннего равноденствий, зимнего и летнего солнцестояния и солнцеворота; объяснять изменения продолжительности дня и ночи в зависимости от этих природных событий;
— пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
— находить на звёздном небе «ковши» Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду в разное время года; находить созвездия Кассиопея, Лев, Орион на звёздном небе;
— различать изученные растения, грибы, животных (в природе, в гербарии, на рисунке или фотографии); перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;
— изображать экологические связи с помощью схем, моделей;
— проводить наблюдения в природе по заданиям учебника, рабочей тетради. Человек и общество Обучающийся научится:
— знать название, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;
— кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;
— понимать и объяснять эколого-культурное значение «экологического календаря»;
— называть сезонные особенности жизни людей, которые отразились в старинных названиях месяцев;
— характеризовать особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в природе;
— характеризовать праздники, приуроченные к поре осеннего и весеннего равноденствий, зимнего и летнего солнцеворота, в культуре народов России и мира;
— раскрывать особенности охраны здоровья в разные времена года; соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний периоды;
— называть главные календарные праздники народов своего края.
Обучающийся получит возможность научиться:
— понимать и объяснять на доступном возрастном уровне происхождение и историко-культурное значение древних традиционных календарей в жизни разных народов Земли;
— разыгрывать народные игры, характерные для разных времён года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;
— загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;
— рассказывать две-три сказки о животных из устного творчества народов своего края.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
— понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
— сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
— планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
— планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
— оценивать правильность выполнения заданий, используя «Дополнительные странички» учебника и шкалы оценивания, предложенные учителем;
— соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
— контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
— выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
— фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем);
— позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
Обучающийся научится:
— понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
— находить и выделять при помощи взрослых информацию из разных источников, необходимую для выполнения заданий;
— использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
— анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
— классифицировать объекты по заданным (известным, главным) критериям;
— сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
— осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
— моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времён года);
— устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
— придумывать рисунки-символы как условные обозначения, характеризующие явления действительности;
— фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
— проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, составлении сказочных объяснений, иллюстрировании рассказов.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
— включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
— формулировать ответы на вопросы;
— договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
— высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
— поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
— употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
— понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
— готовить небольшие сообщения с помощью взрослых;
— выполнять небольшие проектные задания с помощью родителей;
— составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
— слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
— признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
— строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм).
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
— представление о новой социальной роли ученика, нормы и правила школьной жизни, мотивы учебной деятельности, включая учебнопознавательные и внешние мотивы;
— умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
— доброжелательное отношение друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных ценностей; — представление о разнообразии народов России и их культуры;
— представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, к другим людям; — представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, к труду других людей в разные времена года;
— этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
— представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики;
— эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского языка, созерцание звёздного неба, изменений в природе в разные времена года;
— потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;
— правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
— установка на здоровый образ жизни через формулирование правил здорового образа жизни в разные времена года.
Обучающийся получит возможность для формирования:
— представления о навыках адаптации в мире через осознание образа времени как единства прошлого, настоящего и будущего;
— представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
— этических чувств на основе знакомства с праздниками в культурах народов России; с традициями отношения к берёзе и другим природным объектам в культуре разных народов России.
Содержание учебного предмета, курса.
Программа включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе.
В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий.
Интегрирование материала по истории и культуре народов, проживающих на территории Удмуртии, дает возможность для знакомства и присвоения общих для всех народов ценностных ориентиров и морально-этических норм поведения , позиционирования себя как носителя определённой культуры, исторически связанного с родной землей и поколениями предков, способствует социальной, межэтнической, межкультурной коммуникации учащихся; позволяет выработать ценностное отношение к родному краю и историко-культурному наследию Удмуртии; налаживать позитивно- толерантное взаимодействие с представителями других национальностей при выполнении учебно-практических задач, оценивать нравственную сторону своих поступков и других людей, т.е. формирования предметных и универсальных способов действий; развития способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создания психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса.
Основные содержательные линии курса 2 класса
Время и календарь(14ч)
Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи.
Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.
Способы измерения времени; старинные и современные часы.
Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Экологический календарь.
Осень (18 ч )
Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.
Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.
Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.
26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.
Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.
Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.
«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.
Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды.
Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.
Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.
Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.
Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.
Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.
Осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.
Зима(15ч )
Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.
Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.
Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.
Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.
Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.
Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.
Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).
Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки)
Подкормка птиц зимой.
Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.
Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.
Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).
Культура поведения в природе зимой.
Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.
Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.
Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.
Весна и лето(21ч )
Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.
Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.
Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.
Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.
Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.
Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.
Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.
Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей. Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.
Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).
Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры. Народные весенние праздники. Проводы весны.
Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.
Труд людей летом. Народные летние праздники. Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних
праздников по традициям народов своего края.
Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края. Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.
Тематическое планирование.
№ | Тема раздела | Количество часов |
1 | Вселенная , время, календарь | 15 |
2 | Осень | 18 |
3 | Зима | 15 |
4 | Весна и лето | 20 |
Всего | 68 |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
DOCX / 30 Кб
Источники:http://old.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=47437