Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по УМК системы Л.В. Занкова
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Окружающий мир
Класс 3А
УМК под редакцией Н.Я.Дмитриевой, А.Н. Казакова
Автор-составитель: И.С. Трушникова,
учитель высшей квалификационной категории
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» составлена в соответствии:
С Законом РФ «Об образовании»
ФГОС начального общего образования
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
с авторской программой Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казаковым (УМК «система Занкова»),
федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования
с учетом направлений программы развития школы «Магистраль».
На изучение учебного предмета в 2020 – 2021 уч.году отводится 68 часов (2 часа в неделю)
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- Формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- Подвести к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком;
- Развивать логичность и самостоятельность мышления, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения;
- Формировать общеучебные умения;
- Освоить доступные способы изучения природы и общества;
- Воздействовать на развитие морально-волевых и нравственных качеств личности, воспитывать чувство патриотизма.
Формирование УУД средствами предмета
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД | Метапредметные УУД |
У обучающегося будут сформированы: - ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; - интерес к познанию окружающего мира; - ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; - предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; - осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; - осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы; - сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам; - понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц; - принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; - понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; - способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - реализации основ гражданской идентичности в поступках; - следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - установки на здоровый образ жизни; - ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им. | Регулятивные УУД Обучающийся научится: - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; - вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом; - на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов. Познавательные УУД Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; - пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; - умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез, как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); - обобщать (самостоятельно выделять класс объектов); - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.) - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; - строить сообщения в устной и письменной форме; - находить разнообразные способы решения учебной задачи; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); - строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении). Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - строить сообщение в соответствии с учебной задачей; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другое мнение и позицию; - умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); - контролировать действия партнера; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Обучающийся получит возможность научиться: - строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению; - оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; - использовать речь для планирования своей деятельности. |
Предметные результаты
Обучающийся получит знания | Обучающийся получит возможность научиться |
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА - устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязями в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных; - осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп); - использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создание собственных устных и письменных высказываний; - использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации; - использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России; - проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ); - оценивать своё поведение и поведение других людей в природе; - сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы); - сравнивать изучаемые природные сообщества (луг, лес, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества; - выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края; - узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных; - соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема; - фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды; ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО - различать прошлое, настоящее и будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами; - используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов; - оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. позиции понимания чувств других людей и сопереживания им; - устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах; - выделять главное в тексах учебника (в соответствии с заданиями). | ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА - узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые; - оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; - моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия; - планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО - оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность; - оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; - осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами; - ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период; - наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников); - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договореннности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Тематическое планирование учебного материала на 2020-2021 уч. год
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов по плану |
1 | Природные условия Земли. | 12 |
| Приглашение к путешествию | |
| Что такое погода | |
| Народные приметы погоды | |
| Климат | |
| Почва | |
| Природные зоны суши Земли | |
2 | Человек в далеком прошлом. | 9 |
| Где зародилось человечество | |
| Климат и природные зоны | |
| Родина человечества | |
| Как появился человек | |
| Жизнь древних людей | |
| Самые древние государства | |
| Расширение знаний о мире | |
| Первые шаги в изучении природы | |
| Духовная жизнь древнего человека | |
3 | Земли восточных славян. | 15 |
| Географическое положение Европы | |
| Первые люди на нашей земле | |
| Восточно-Европейская равнина | |
| Степи | |
| Лесостепь | |
| Лесная зона | |
| Как жили наши далёкие предки | |
| Расселение славян | |
| Путь из «варяг в греки» | |
| Обожествление природы | |
| Защита славянами своих земель | |
4 | Образование Древнерусского государства. | 7 |
| Первые русские князья | |
| Принятие Русью христианства | |
| Расцвет Древнерусского государства | |
| Древнерусская культура | |
| Ослабление Древнерусского государства | |
| Ордынское нашествие | |
| Угроза с Запада | |
5 | Объединение русских земель вокруг Москвы. | 12 |
| Залесская земля | |
| Что такое природное сообщество | |
| Возвышение Москвы | |
| Куликовская битва | |
| Стояние на Угре | |
| Создание Московского государства | |
| Грозный царь | |
| Развитие русской культуры | |
6 | Какая она, Азия? | 6 |
| Русские первопроходцы | |
| Географическое положение Азии | |
| Сибирь | |
| «Хождение за три моря» | |
7 | Россия в XVII веке. | 7 |
| Смутное время | |
| Спасители земли Русской | |
| Расширение пределов страны | |
| Народы Сибири | |
| Рудознатцы | |
| Послы | |
| Россия накануне реформ | |
| ВСЕГО | 68 |