Рабочая программа по ОП.09 «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сокольский техникум индустрии сервиса и предпринимательства»
структурное подразделение учебно – производственный центр «Ковернино»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине:ОП.09 «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»
код профессии 35.02.16
«Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»
Квалификация: техник – механик
ll курс
Ковернино2017
Рассмотрена на МК Протокол № _______ от « ___ » _______________ 201__ г. Председатель ______________ /_________________/ (подпись) (Ф.И.О.) | УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по УПР _________________ (подпись) |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности начального профессионального образования (далее НПО)
35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»
Организация-разработчик:
ГБПОУ «Сокольский техникум индустрии сервиса и предпринимательства»
Разработчик:
Лебедев С. В., преподаватель ГБПОУ СТИСП
_________________________Лебедев С. В.
(подпись) (Ф.И.О.)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ОП.09 «Метрология, стандартизацияи и подтверждение качества»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области транспорта
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять технические измерения, необходимые при проведении работ по
техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники и оборудования;
- осознанно выбирать средства и методы измерения в соответствии с технологической задачей, обеспечивать поддержание качества работ;
- указывать в технической документации требования к точности размеров,
форме и взаимному расположению поверхностей, к качеству поверхности;
- пользоваться таблицами стандартов и справочниками, в том числе в электронной форме, для поиска нужной технической информации;
- рассчитывать соединения деталей для определения допустимости износа и работоспособности, для возможности конструкторской доработки.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия, термины и определения;
- средства метрологии, стандартизации и сертификации;
- профессиональные элементы международной и региональной стандартизации;
- показатели качества и методы их оценки;
- системы и схемы сертификации
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 55 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 43 |
в том числе: | |
лабораторно практические занятия | 12 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Формируемые компетенции
Общие компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Выполнять монтаж, сборку, регулирование и обкатку сельскохозяйственной техники в соответствии с эксплуатационными документами, а также оформление документации о приемке новой техники.
ПК 1.2. Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования в соответствии с правилами эксплуатации.
ПК 1.3. Осуществлять подбор почвообрабатывающих, посевных, посадочных и уборочных машин, а также машин для внесения удобрений, средств защиты растений и ухода за сельскохозяйственными культурами, в соответствии с условиями работы.
ПК 1.4. Выполнять настройку и регулировку почвообрабатывающих, посевных, посадочных и уборочных машин, а также машин для внесения удобрений, средств защиты растений и ухода за сельскохозяйственными культурами для выполнения технологических операций в соответствии с технологическими картами.
ПК 1.5. Выполнять настройку и регулировку машин и оборудования для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик.
ПК 1.6. Выполнять настройку и регулировку рабочего и вспомогательного оборудования тракторов и автомобилей в соответствии требованиями к выполнению технологических операций.
ПК 3.1. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных
машин и механизмов и другого инженерно-технологического оборудования в соответствии с графиком проведения технических обслуживаний и ремонтов.
ПК 3.2. Определять способы ремонта сельскохозяйственной техники в соответствии с ее техническим состоянием.
ПК 3.4. Подбирать материалы, узлы и агрегаты, необходимые для проведения ремонта
ПК 3.5. Осуществлять восстановление работоспособности или замену детали/узла сельскохозяйственной техники в соответствии с технологической картой.
ПК 3.7. Выполнять регулировку, испытание, обкатку отремонтированной сельскохозяйственной техники в соответствии с регламентами.
ПК 3.8. Выполнять консервацию и постановку на хранение сельскохозяйственной техники в соответствии с регламентами.
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименование разделов учебной дисциплины | Всего часов (макс. учебная нагрузка) | Объем времени, отведенный на освоение дисциплины. | ||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | ||||||||
Всего, часов | В т.ч. ЛПЗ и ПР, часов | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
ОК 1, ОК 2, ОК 10. | Раздел 1. Метрология. | 21 | 17 | 4 | | ||||
ОК 1, ОК 2, ОК10. | Раздел 2. Стандартизация. | 16 | 12 | 4 | | ||||
ОК 1, ОК 2, ОК10,ПК1.1, ПК 1.2. | Раздел 3.Подтверждение качества. | 17 | 13 | 4 | | ||||
Дифференцированный зачет. | 1 | 1 | - | - | |||||
Итого | 55 | 43 | 12 | |
3.2. Содержание обучения пообщеобразовательной дисциплине (ОП.05)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная | Объем часов | Уровень усвоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Метрология. | Содержание учебного материала | 21 | | ||
Тема 1.1. Общие сведения о метрологии. Качество измерений. | Триада приоритетных составляющих метрологии. Задачи метрологии. Нормативно-правовая основа метрологического обеспечения точности. Международная система единиц. Единство измерений и единообразие средств измерений. Метрологическая служба. Основные термины и определения. Международные организации по метрологии. | 6 | | ||
Тема 1.2.Средства измерений. Методы и погрешность измерения. | Измерения. Виды измерений. Прямые, косвенные и совокупные измерения. Равноточные и неравноточные измерения. Однократные и многократные измерения. Погрешности измерений. Причины возникновения погрешностей. Случайные, систематические погрешности. Методы исключения систематических погрешностей. Грубые погрешности и способы их исключения. | 6 | | ||
ЛПР № 1. Перевести национальные неметрические единиц измерения в единицы СИ. | 2 | | |||
Тема 1.3. Государственный метрологический контроль. Российские системы калибровки. | Понятие метрологического обеспечения. Метрологическая служба Российской Федерации. Организационные, научные и методические основы метрологического обеспечения. Государственный метрологический контроль и надзор за средствами измерений. Государственные испытания средств измерений. Государственная система приборов. Международные метрологические организации. | 5 | | ||
ПР №1. Математически обработать результаты наблюдений. Рассчитать погрешности | 2 | | |||
Раздел 2. Стандартизация. | Содержание учебного материала | 16 | | ||
Тема 2.1. Основные понятия и определения в области стандартизации и управления качеством.Основные принципы стандартизации. | Стандартизация. Цель и требования стандартизации. Результаты стандартизации. Объект стандартизации. Область стандартизации. Нормативные документы в области стандартизации: рекомендательные (стандарт, предварительный стандарт, документ технических условий, свод правил) и обязательные (регламент). Типизация. Унификация. Агрегатирование. Классификация. Кодирование. Систематизация. | 4 | |||
Тема 2.3. Виды стандартов и нормативных документов. Международная и Региональная стандартизация. | Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р). Стандарты отраслей. Стандарты предприятий. Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартизации (Р). Технические условия (ТУ). | 2 | |||
ЛПР№ 2. Проанализировать структуру стандартов разных видов на соответствие требованиям ГОСТ Р 1.5-2004 | 2 | ||||
Тема 2.5. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов. | Основные положения государственной системы стандартизации ГСС. Органы и службы по стандартизации России. Технические комитеты по стандартизации. Основные функции технических комитетов. | 2 | |||
Тема 2.6. Порядок разработки, внедрения и отмены стандартов. | Организация разработки стандарта. Разработки проекта стандарта (1-ая редакция). Разработка окончательной редакции проекта и представление проекта для принятия. Принятие проекта и государственная регистрация стандарта. Издания стандарта. Обновление и пересмотр стандарта. | 4 | |||
ПР№ 2. Изучить правовую основу стандартизации. | 2 | ||||
Раздел 3. Подтверждение качества. | Содержание учебного материала | 17 | |||
Тема 3.1. Основные цели сертификации. Объекты сертификации. | Цели, задачи, принципы сертификации. Объекты и средства сертификации. Основные термины и определения. | 2 | | ||
Тема 3.2. Обязательная сертификация Участники обязательной сертификации. Органы по сертификации. | Критерии качества продукции. Правовое обеспечение управления качеством продукции. Регулирование качества продукции с учетом требований потребителей. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей". | 3 | | ||
ЛПР№3. Изучить порядок проведения сертификации и декларации товаров и услуг. | 2 | | |||
Тема 3.3. Добровольная сертификация | Обязательная и добровольная сертификация. Органы по сертификации. Объекты добровольной сертификации. Нормативные документы, применяемые и устанавливающие правила добровольной и обязательной сертификации. | 4 | | ||
Тема 3.4. Правила и порядок проведения сертификации. | Основные этапы сертификации продукции. Основные правила проведения сертификации. Вид и содержание сертификата соответствия на продукцию. Применение знака соответствия. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией. | 4 | | ||
ПР №3.Ознакомиться с правилами заполнения бланков сертификата. | 2 | | |||
Итоговая аттестация в виде дифференцированного зачета. | 1 | | |||
Итого | 55 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Метрология, стандартизация и сертификация»;
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
компьютер, принтер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплекты учебно-методической документации;
автоматизированное рабочее место преподавателя;
методические пособия.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Анисимов В. П., Яцук А. В.Метрология, стандартизация и сертификация: Уч. пос / В.П.Анисимов.2015.,253с.
Брюховец А. А., Вячеславова О. Ф., Грибанов Д. Д., Куранов А. Д., Лось Л. А., Зайцев С. А.Метрология: Уч. / А.А.Брюховец и др. - 2-е изд., перераб. и доп.2015г.,464с.
Егоров П.М.Метрология, стандартизация и сертификация в инфокоммуникациях (1-е изд.) учеб. Пособие.2015г.,352с.
Кайнова В.Н. (под ред.)Метрология, стандартизация и сертификация. Практикум: Уч.пособие 2015г.,368с.
Радкевич Я.М., Схиртладзе А.Г.МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ В 2 Т 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата.2015г.,831с.
Тамахина А.Я., Бесланеев Э.В.Стандартизация, метрология, подтверждение соответствия. Лабораторный практикум: Уч. Пособие 2015г., 320с.
Дополнительные источники:
Агарков А.П.Управление качеством: Учебник для бакалавров.2015г.,208с.
Колтунов В.В. , Кузнецова И.А. , Попов Ю.П.ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ.2016г.,208с.
Миронов Э.Г. , Бессонов Н.П.МЕТРОЛОГИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ (ДЛЯ БАКАЛАВРОВ)2016.,424с.
Фрейдина Е.В.Управление качеством: учебное пособие. 3-е изд., стер...... Фрейдина Е.В.2015.,189с.
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
выполнять технические измерения, необходимые при проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники и оборудования | Аудиторная работа. |
осознанно выбирать средства и методы измерения в соответствии с технологической задачей, обеспечивать поддержание качества работ | Аудиторная работа. |
указывать в технической документации требования к точности размеров, форме и взаимному расположению поверхностей, к качеству поверхности | Аудиторная работа. |
пользоваться таблицами стандартов и справочниками, в том числе в электронной форме, для поиска нужной технической информации | Аудиторная работа. |
рассчитывать соединения деталей для определения допустимости износа и работоспособности, для возможности конструкторской доработки | Аудиторная работа. |
Знания: | |
основные понятия, термины и определения | устный опрос, письменная проверка |
средства метрологии, стандартизации и сертификации | решение задач, устный опрос |
профессиональные элементы международной и региональной стандартизации | устный опрос, письменная проверка |
показатели качества и методы их оценки | устный опрос |
системы и схемы сертификации | устный опрос, письменная проверка |