Рабочая программа по основам проектной деятельности (ОПД) по географии. Тема: «Туристический путеводитель по культурным местам Воронежской области»

14
3
Материал опубликован 30 August 2016 в группе

«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4

городского округа город Нововоронеж»

 

УТВЕРЖДЕНО
на заседании методического совета

протокол № 1от 02 сентября 2015 г.

Зам. директора по НМР

___________ Преснякова М.М.

подпись Ф.И.О. директора школы

 

« 02 » сентября 2015 г.

   
     

Рабочая программа №1

По основам проектной деятельности

«Туристический путеводитель по культурным местам

Воронежской области»

Ступень обучения (класс) 6 А, Б, В, Г среднее общее образование

Количество часов 17

Учитель Ковалева Галина Валентиновна

 

Пояснительная записка

Воронежская область обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом, необходимым для развития внутреннего и въездного туризма.

Туризм, являясь высоко интегрированной отраслью экономики, оказывает влияние на все стороны регионального развития, способствуя пополнению бюджетов всех уровней, совершенствованию социальной и рыночной инфраструктуры, решению проблемы занятости населения путем создания новых рабочих мест, укреплению межрегиональных связей. Это составляет актуальность темы исследования.

Цель работы - изучить туристско-рекреационный потенциал Воронежской области, рассмотреть факторы и условия, влияющие на развитие туризма в этом регионе.

Задачей работы является провести анализ природных, культурно-исторических, социально-экономических факторов и условий, влияющих на развитие туризма в Воронежской области.

При работе над проектом, предусматривается распределение ролей учащихся в группе, специализирующиеся как:

1.Географ (исторические справки, сведения, вопросы географического положения, особенности природы)

2. Этнограф (культурно-историческое наследие)

3.Туроператор (достопримечательности объекта и инфраструктура)

4. Оформитель (отвечает за оформление проекта)

Воронежская область располагается в Европейской части Российской Федерации на Русской равнине и имеет выгодное физико- и экономико-географическое положение.

Протяженность Воронежской области с севера на юг - 278 км, с запада на восток - 354 км.

В настоящее время основной проблемой развития сферы культуры является увеличивающийся разрыв между массовой, коммерческой культурой, ориентированной на потребности населения в досуге и развлечениях, и государственной, некоммерческой культурой, ориентированной на реализацию целей государственной политики в сфере формирования культуры общества.

С одной стороны, потребности населения в досуге, развлечениях в основном восполняются за счет рыночных механизмов, с использованием частных капиталов. Стараясь в полной мере отвечать рыночному спросу, участники коммерческого сектора далеко не всегда исходят из высоких профессиональных, нравственных и этических стандартов. С другой стороны, государственные учреждения культуры фактически существуют на грани выживания, их финансирование осуществляется по принципу поддержания работоспособного состояния, а госзаказ на результат их деятельности в отсутствие ясной политики в сфере культуры и формирования духовных ценностей не сформирован.

Материально-техническая и технологическая база госсектора, по сути, законсервирована на уровне конца советского периода. Появившиеся за двадцать лет новые технические возможности, связанные с развитием телевидения, информационных и коммуникационных технологий, цифровых технологий, используются в ограниченном объеме.

На территории области зарегистрировано 354 выявленных объекта культурного наследия и более 120 объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. Количество выявленных памятников археологии на территории области превышает 1200 объектов. На территории области расположены известные стоянки каменного века, памятники эпохи от 45 до 14 тыс. лет до наших дней.

Культурно-историческое наследие Воронежского края представлено именами, составляющими достояние российской истории в различных областях. С Воронежской землей связаны имена поэтов А.В.Кольцова и И.С.Никитина, писателя лауреата Нобелевской премии И.А.Бунина, А.П.Платонова, художников Н.И.Ге, И.Н.Крамского, А.В.Куприна, А.А.Бучкури, этнографа и фольклориста, издателя и собирателя народных сказок А.Н.Афанасьева, историка Н.И.Костомарова, сказительницы А.К.Барышниковой, писателей М.И.Шолохова и Г.Н.Троепольского, поэта С.Я.Маршака, основателя первого народного хора М.Е.Пятницкого, композитора К.И.Массалитинова, частушечницы М.Н.Мордасовой, музыканта М. Ростроповича, изобретателя лампы накаливания А.Н.Ладыгина, конструктора-оружейника О.И.Мосина, физиков лауреатов Нобелевской премии Н.И.Басова, П.А.Черенкова, академиков Н.Н.Бурденко, Е.Н.Павловского, А.Л.Мазлумова, ученого-почвоведа В.В.Докучаева, ученого-лесовода Г.Ф.Морозова, космонавта К.П.Феоктистова, чемпиона мира по шахматам А.А.Алехина и др.

Среди объектов культурного наследия такие уникальные и общеизвестные, как Дивногорский комплекс объектов культурного наследия (пещерный монастырь и памятник археологии Маяцкое городище); Костомаровский Спасский женский монастырь; Павловское Белогорье; Костенковско-Борщевская группа палеолитических стоянок; Хреновской конный завод; Усадьба XVIII в. Веневитиновых в селе Новоживотинное; уникальный памятник архитектуры, единственный в Центрально-Черноземном регионе дворцовый комплекс императорской семьи - Рамонский дворцовый комплекс Ольденбургских и др.

Города Воронеж, Бобров, Острогожск, Павловск, Новохоперск, Борисоглебск, Богучар включены в список исторических городов Российской Федерации.

Каждый класс работает над одной группой культурных объектов Воронежской области, так:

6А - Пещерные монастыри: Дивногорский комплекс, Костомаровский Спасский женский монастырь, Павловское Белогорье.

6Б - Усадьба Веневитиновых в селе Новоживотинное, Рамонский дворцовый комплекс Ольденбургских.

6В - Хреновской конный завод.

6Г- Костенковско-Борщевская группа палеолитических стоянок.

По развитию музейной сети Воронежская область занимает 15 место среди областей, входящих в ЦФО РФ, по посещаемости на тыс. человек населения - 16 место, по фондооснащенности - 11 место, имея в составе основных и вспомогательных фондов более 503824 тыс. единиц хранения музейных предметов по истории, природе, литературе и изобразительному искусству.

Туристская отрасль Воронежской области обладает всеми необходимыми ресурсами для активного развития практически всех видов отдыха и имеет в своем активе 140 средств размещения, в т.ч. 101 гостиницу, 7 исторических городов, 2,7 тыс. памятников истории и культуры, 20 музеев и 3 заповедника.

Область имеет выгодное географическое положение; наличие благоприятных природно-климатических условий. Также преимуществом области является и благоприятное расположение относительно основных транспортных магистралей (М-4, М-6, Е-38, Р-194).

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностным результатом  является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения ОПД:

– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Воронежской области). Представление о Воронежской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Воронежской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.

– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Метапредметными результатами изучения курса ОПД является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством ОПД знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД:

– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

– понимание позиции другого в дискуссии.

Предметными результатами изучения курса ОПД являются следующие умения:

– понимать роль различных источников краеведческой информации;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

– определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;

– находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Воронежской области;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;

– работать со статистическими данными;

– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Воронежской области.

Место ОПД (основам проектной деятельности) в учебном плане

Курс рассчитан на 17 часов. Он изучается на этапе основного общего образования в 6-х классах. Из расчета 2 учебных часа в неделю в каждом классе.

Список литературы и использованных источников информации

1. Биржаков М.Б., Никифиров В.И. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. Биржаков М.Б., Никифирова В.И -СПб.: Невский фонд, 2004.-82с. 
2. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007.-416с. 

3. Интернет ресурсы:

http://www.tourist36.ru/ - Туристско-информационный портал Воронежской области 

http://vskazku.com/thread-108-1-1.html - Туризм и отдых в Воронежской области. 

http://geum.ru/doc/work/184008/index.html - Туристско-рекреационный потенциал Воронежской области

http://altertravel.ru/view.php?id=679#near Альтернативный путеводитель

Тематический план курса.

п/п

Название темы

Количество часов

Форма проведения

1

Подготовка к проекту.

1

Беседа (определение целей, задач)

Образование групп.

2

Выполнение задач проекта

5

Сбор и обработка материалов проекта

3

Обсуждение промежуточных результатов.

3

Представление первичной проектной работы

4

Обсуждение результатов в классе.

2

Дискуссия

5

Оформление результатов работы

4

Работа по фотоматериалам и текстам.

Оформление презентации

6

Защита проекта

1

Презентация

7

Обсуждение результатов защиты проекта.

1

Итого:17 часов

Подведение итогов

Комментарии

Интересная программа!

26 March 2019

У нас школа проектов. Введен предмет ОПД.

26 March 2019

Спасибо, Светлана Владимировна!!!

29 March 2019

Похожие публикации