12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ковалева Галина Валентиновна155350
Педагогический стаж работы 40 лет.
Россия, Воронежская обл., Нововоронеж
Материал размещён в группе «географы»
10

Рабочая программа по основам проектной деятельности (ОПД), по географии. Тема: "Как влияет погода на самочувствие людей" (пояснительная записка)

Муниципальное казённое образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 4

городского округа – город Нововоронеж»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам проектной деятельности

по географии

«Как влияет погода на самочувствие людей»

Ступень обучения: 5 классы (А Б В) – ФГОС ООО

Количество часов: 9

Автор программы: учитель географии Ковалева Галина Валентиновна

2013 - 2014 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Структура программы:

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей приёмам совместной деятельности в ходе разработки проекта. Следует учитывать не сформированные у пятиклассников навыки совместной деятельности, а также возрастные особенности учеников. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. 

Назначение программы:

Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.

Структура программы:

Рабочая программа по проектной деятельности представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; календарно-тематический план; содержание занятий; перечень учебно-методического обеспечения, перечень литературы.

Данный курс является актуальным и необходимым для изучения, так как позволяет подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. В ходе изучения данного курса учащиеся знакомятся с методикой ведения проектной деятельности, овладевают практическими умениями исследовательской работы. 

Погода имеет очень важное значение в человеческой жизни, то радуя нас ясными, солнечными днями, то принося много неприятностей. С развитием цивилизации зависимость человека от погоды не уменьшается, а наоборот увеличивается. Человек, стал не только материально очень зависим от неё, но и более чувствителен физически к её изменениям.

Несмотря на значительные усилия метеорологов по доведению до населения знаний о погодных и климатических условиях, эта информация все еще недостаточна, часто игнорируется и слабо применяется на практике.

Практически каждый человек принимает относящиеся к погоде решения ежедневно, иногда такие незначительные, брать или нет на работу зонтик, иногда огромной важности в вопросах бизнеса или сохранности жизни.

Объект изучения: погодные условия.

Цель: изучение метеозависимости людей, формирование умений вести наблюдения за изменениями погоды, развивать навыки самостоятельной работы, воспитывать ответственность, умение работать в группе.

Задачи:

1.Провести наблюдения за элементами и явлениями погоды.

2.Провести анкетирование с целью выявления влияния изменений погоды на человека.

3.Сделать вывод по результатам исследования.

4. Подготовить продукт с рекомендациями для метеозависимых людей и фотоальбом «Погода за наблюдаемый период».

Методы: Эмпирические: наблюдение, анкетирование, анализ результатов.

Проект рассчитан на полный 2012-2013 учебный год.

В течение 1,2.3 четверти проводятся наблюдения за погодой, а в 4 четверти идет обработка результатов и подготовка продукта, защита проекта и рефлексия.

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение работы детей в группах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.

Технологии, методики:

1. уровневая дифференциация;

2. проблемное обучение;

3. моделирующая деятельность;

4. поисковая деятельность;

5. информационно-коммуникационные технологии;

6. здоровьесберегающие технологии;

Учащиеся должны знать:

- этапы работы над проектом;

- формы представления проектов;

Учащиеся должны уметь (называть, показывать):

- работать с различными источниками географической информации;

- свободно пользоваться барометром, термометром и др. приборами;

Формы контроля: защита выполненных проектов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОЕКТА

Личностными результатами обучения проекта является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

В процессе работы над проектом учащиеся достигнут следующих результатов личностного развития:

1)формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

3) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

4) формирование толерантности, как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку. его мнению, мировоззрению.

5) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, соответственно возрастному статусу обучающихся, формирование основ социально-критического мышления.

6) развитие морального сознания и формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

9) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

10) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического исследовательского проекта познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (самостоятельно добытую информацию в таблицу в текст и пр.).

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами исследовательского проекта являются:

1) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для измерения элементов погоды.

2) овладение основными навыками нахождения, вычисления, обработки полученной информации

3) вести дневник наблюдения; (составлять график хода температуры, розу ветров и читать его).

4)формирование умения вычислять среднюю месячную, годовую температуры воздуха, годовую амплитуду температуры и выявлять причины изменения температуры воздуха в течение года.

5)умение анализировать погоду, используя данные дневника наблюдения, местные признаки предсказания погоды; представить полученные данные в виде проекта и предоставления в виде презентации.

6) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

7) формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Функции УУД

    обеспечение возможностей учащегося САМОСТОЯТЕЛЬНО осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

    создание условий для развития личности и ее САМОРЕАЛИЗАЦИИ на основе готовности к непрерывному образованию;

    обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области

Оборудование и приборы:

    Школьная метеорологическая станция

    Фотоаппарат

    Компьютер

    Мультимедийный проектор

    Анкеты для социологического опроса

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Этап подготовительный.

В ходе подготовительного этапа проводится беседа.

Проведя беседу в классе по вопросу: оказывает ли погода влияние на нас, выяснилось, что практически у каждого учащегося в пасмурную погоду портится настроение, понижается работоспособность. И у нас возник вопрос: А оказывает ли влияние погода на самочувствие других людей? Изменяется ли их работоспособность? Зависит ли здоровье от состояния погоды? Мы решили провести наблюдение за погодой в течение трех четвертей 2012-2013 учебного года, и выяснить, как в эти дни погода оказывала влияние на родных и друзей. Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

-что такое погода?

-какие элементы погоды вы знаете? (температура воздуха, относительная влажность воздуха, атмосферное давление, и др.).

-какие явления погоды вы знаете? (облачность, ветер, атмосферные осадки).

Учащиеся формулируют вывод:

необходимо изучать элементы и явления погоды, чтобы определить степень их влияния на здоровье людей.

Этап выполнения задач

На этапе планирования учащиеся определяют ряд задач, которые необходимо решить в ходе выполнения проектной работы:

-в течение трех четвертей измерять температуру воздуха, облачность и типы облаков, осадки, атмосферное давление, направление ветра, относительную влажность воздуха;

-вычислить среднемесячную температуру воздуха

-составить розу ветров

-провести анкетирование родных и близких с целью выявления их уровня здоровья и настроения;

-сделать вывод о влиянии изменений погоды на самочувствие людей.

Поставленные задачи определяют направление работы для будущих групп. Определяем состав групп: в каждую группу входят учащиеся разного уровня сформированности общеучебных умений, по 5-6 человек. В каждой группе происходит распределение обязанностей: каждый член группы отвечает за подбор сведений по своим показателям.

Первая группа - измеряет температуру воздуха.

Вторая группа - направление ветра.

Третья группа - облачность и облака.

Четвертая группа - атмосферное давление и осадки.

Пятая группа - фотографирует и распечатывает фотографии (изменения природы в течении года)

Итогом обсуждения становится лист оценки работы группы, который заполняется по итогам проектной деятельности. В качестве критериев могут быть: полнота исследования, раскрытия темы; качество оформления; самостоятельность, степень активности и сотрудничества.

Реализация проекта

Обсуждение промежуточных результатов и обсуждение результатов в классе

Учитель может предложить литературные источники, план исследования, некоторые виды работ. Например:

1.Изучив учебную и хрестоматийную литературу, подготовьте сообщение о изменении погоды в данное время года.

2.Сфотографировать одно и то же место несколько раз в течении года с целью выявления визуальных изменений погоды.

3.Собрать информацию о погоде в изучаемый период времени.

4. Провести анкетирование населения и сделать вывод: как погода влияет на самочувствие людей.

Заключительный этап

Оформление результатов работы

Учащиеся сами выбирают способы представления: плакаты, фотографии, газеты, компьютерные презентации. Группы оформляют материалы своих исследований в одну работу. От каждой группы поочередно выступает один из участников, он представляет результаты исследования группы.

Защита проекта

Выступление по защите проекта проходит на школьной научно-практической конференции.

Во время выступлений демонстрируется иллюстративный материал, подготовленный и выполненный группами. Защита в презентации.

Рефлексия.

По итогам выступлений составляется общая программа исследований, заполня. На этом этапе учитель предлагает группам дать самооценку качества проекта, его соответствия цели и задачам. Проводится обсуждение результатов проекта по плану:

1.Сопоставление первоначальных целей и результатов.

2.Подведение итогов.

ЛИТЕРАТУРА

1.Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

2.В.Крылова “Проектная деятельность учащихся по географии” “География” Приложение к 1 сентября №22, 2007 г.

3.Павлова Н.О. “Научно-исследовательская деятельность учащихся общеобразовательной школы” Фестиваль "Открытый урок"2006/2007

Опубликовано в группе «географы»


Комментарии (1)

Ковалева Галина Валентиновна, 29.03.19 в 07:12 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Владимировна!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.