Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (4 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ 4 КЛАССА
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики. Основам православной культуры для 4 класса разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ №6 г. Сердобска.
Структура документа
планируемые результаты освоения учебного предмета;
содержание учебного предмета;
тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Общие планируемые результаты.
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
–акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
– образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
– самостоятельная и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– этические чувства как регуляторы морального поведения;
– доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
– начальная форма регуляции своих эмоциональных состояний;
– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– мотивация к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
– чувство преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
– способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
– уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные результаты.
У обучающегося будут сформированы:
– познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
– способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
– умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
– умение использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
– логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
– умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
2. Содержание учебного предмета
4 КЛАСС – 34ч.
Основы православной культуры
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
ТЕМА 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. Россия – наша Родина.
ТЕМА 2. Основы православной культуры
Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. История возникновения и распространения православной культуры. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Основы духовной традиции православия. Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура. Православия: виды молитв, молитва «Отче Наш».
Кто такие святые. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия. Основные понятия православной культуры.
Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху. Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Основные содержательные составляющие священных книг, священные сооружения, религиозные праздники и святыни православной культуры.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое. Явления православной духовной традиции и культуры.
Христианство на Руси. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. Что такое подвиг? Человеческая жертвенность. Развитие православной культуры в истории России.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Добро. Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Причастие. Церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Ответственность человека за сохранение природы.
Христианская семья. Венчание, обручальное кольцо.
ТЕМА 3. Духовные традиции многонационального народа
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде. Первый грех людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Толерантное отношение к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
НАЗВАНИЕ ТЕМ | 4 КЛАСС | иТОГО |
1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | 1 |
2. Основы православной культуры | 25 | 25 |
3. Духовные традиции многонационального народа | 8 | 8 |
Итого | 34 | 34 |