12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Павлова Ольга Ивановна362
Учитель начальных классов высшей категории, стаж работы 29 лет
Россия, Пензенская обл., Сердобск
Материал размещён в группе «Рабочие программы учебных дисциплин»
4

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ 4 КЛАССА


Пояснительная записка

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики. Основам православной культуры для 4 класса разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ №6 г. Сердобска.


Структура документа

Рабочая программа содержит:

планируемые результаты освоения учебного предмета;

содержание учебного предмета;

тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Общие планируемые результаты.

В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:

– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;

– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;

– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;


Выпускник научится:

– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;

– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

–акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

самостоятельная и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

этические чувства как регуляторы морального поведения;

доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

начальная форма регуляции своих эмоциональных состояний;

навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных

социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

мотивация к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

– чувство преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

– способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

– уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.


Метапредметные результаты.

У обучающегося будут сформированы:

познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

умение использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и

познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,

построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность

существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

– умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.



2. Содержание учебного предмета

4 КЛАСС – 34ч.

Основы православной культуры

Россия – наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности. 

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

ТЕМА 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. Россия – наша Родина.

ТЕМА 2. Основы православной культуры

Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. История возникновения и распространения православной культуры. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Основы духовной традиции православия. Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура. Православия: виды молитв, молитва «Отче Наш».

Кто такие святые. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия. Основные понятия православной культуры.

Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху. Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Основные содержательные составляющие священных книг, священные сооружения, религиозные праздники и святыни православной культуры.

Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое. Явления православной духовной традиции и культуры.

Христианство на Руси. Что такое Церковь. Что такое крещение.

Подвиг. Что такое подвиг? Человеческая жертвенность. Развитие православной культуры в истории России.

Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

Добро. Как подражают Христу. Чему радуются святые.

Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Причастие. Церковное таинство.

Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Ответственность человека за сохранение природы.

Христианская семья. Венчание, обручальное кольцо.

ТЕМА 3. Духовные традиции многонационального народа

Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

Христианин в труде. Первый грех людей. Какой труд напрасен.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Толерантное отношение к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.


3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


НАЗВАНИЕ ТЕМ

4 КЛАСС

иТОГО

1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

1

2. Основы православной культуры

25

25

3. Духовные традиции многонационального народа

8

8

Итого

34

34


Опубликовано в группе «Рабочие программы учебных дисциплин»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.