Рабочая программа по предмету «Алгебра» на уровень основного общего образования (7-9 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ И.о.директора МБОУ «СОШ№4» г. Салавата ____________/С.В.Турченкова/ приказ от «___» _______2018 г. №______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Алгебра» на уровень основного общего образования |
Красюковой Елены Александровны, учителя первой категории |
7-9 класс
СОГЛАСОВАНО на заседании МО протокол от «___» ______2018г. №____ |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ /О.В.Хисамова/ «___» _________ 2018г. |
|
2018 год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету «Алгебра», / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения). Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897. а также Примерной программы основного общего образования по математике МО РФ, авторской программы по математике 5 – 9 классы авторы И.И. Зубаревой, А.Г.Мордкович, 2014 г. образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №4» г. Салавата.
Рабочая программа ориентирована на использование учебных пособий:
Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч.1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.Ч.2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений. / А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2014.
Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч.1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.Ч.2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений. / А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2014.
Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч.1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.Ч.2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений. / А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2014.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:
I Внаправлении личностного развития:
формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
II В метапредметном направлении:
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
III В предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи:
овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучении смежных дисциплин;
способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формировать представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средствах моделирования явлений и процессов;
воспитывать культуру личности, отношение к математики как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса, играющей особую роль в общественном развитии.
На уровне основного общего образования вопросы национально-регионального компонента рассматриваются совместно в рамках тем
уроков.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ОУ
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. «Алгебра» изучается с 7 по 9 класс. Программа рассчитана на 34 учебные недели (136 часов) из расчета 4 учебных часа в неделю в 7 классе согласно приказу от31.08.17 №273 о распределение часов компонента образовательной организации в учебном плане школы, в 7в классе, 34 учебные недели (102 часов) из расчета 3 учебных часов в неделю в 8 классе,34 учебные недели (102 часов) из расчета 3 учебных часов в неделю в 9 классе.
Рабочая программа предусматривает следующие методы и формы поставленных задач:
Методы обучения:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия).
Работа с учебником и книгой (конспектирование, составление плана текста, цитирование).
Наглядные (метод иллюстраций, демонстраций).
Практические (устные, письменные, графические упражнения, практикумы).
Объяснительно – иллюстративный.
Репродуктивный.
Частично – поисковый.
Проблемный.
Проблемное изложение изучаемого материала.
Исследовательский метод.
Формы обучения:
Формы организации процесса обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная, коллективная.
Формы обучения предмету: уроки-лекции, уроки - практикумы, практические занятия, самостоятельные работы, тренинги.
На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии развивающего
обучения, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной аттестации: тестирование с применением КИМ; контрольные работы.
7 класс: входная контрольная работа -1, тематических контрольных работ – 9, итоговая контрольная работа -1.
Тексты контрольных работ составлены на основе сборника И.И. Зубарева Математика 5 класс. Тетрадь для контрольных работ №1, №2 / И.И. Зубарева, И.П. Лепешонкова. - 6-е изд., испр. - М. : Мнемозина, 2015.
8 класс: входное тестирование -1, тематических контрольных работ – 8, итоговая контрольная работа -1.
Тексты контрольных работ составлены на основе сборника И.И. Зубарева Математика 5 класс. Тетрадь для контрольных работ №1, №2 / И.И. Зубарева, И.П. Лепешонкова. - 6-е изд., испр. - М. : Мнемозина, 2015.
9 класс: входная контрольная работа -1, тематических контрольных работ – 9, итоговая контрольная работа -1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результатом изучения математики в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Личностные результаты включают:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты включают:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и
социальном окружении и др.
Предметные результаты включают:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования.
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
Систематические знания о функциях и их свойствах;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
выполнять вычисления с действительными числами;
решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
решать текстовых задач арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
использовать алгебраический «языка» для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;
проведение практических расчётов: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений;
выполнять тождественнее преобразования рациональных выражений;
выполнять операций над множествами;
исследовать функции и построение их графиков;
чтение и использование информации, представленных в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), графическом виде;
решать простейшие комбинаторные задачи.
Ученик научится:
оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
выполнять разложение многочленов на множители.
решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными, понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства и свойствами;
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления; применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса;
понимать терминологию и символику, связанные с понятием множества, выполнять операции над множествами;
использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения);
строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами;
понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);
применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.
использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин;
использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
находить относительную частоту и вероятность случайного события;
решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Учащийся получит возможность научиться:
выполнять много шаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.
овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты
разнообразным приёмам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты;
развивать представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике;
развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби);
проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т.п.);
решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую – с экспоненциальным ростом;
понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения; понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных;
приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов; специальным приёмам решения комбинаторных задач.
7 КЛАСС.
Раздел №1. Математический язык. Математическая модель.
Основная цель – систематизируя и обобщая сведения о преобразованиях выражений и решении линейных уравнений с одной переменной, полученные учащимися в курсе математики 5-6 классов, начать знакомить учащихся с особенностями математического языка и математического моделирования.
Ученик научится:
раскрывать понятия «алгебраическое выражение», «математический язык», «математическая модель» «линейное уравнение с одной переменной», «координатная прямая»; «числовой промежуток»;
находить значение алгебраического выражения при указанных значениях перемененных;
определять вид математической модели;
использовать метод математического моделирования для решения текстовых задач, геометрическую, аналитическую и словесную формы представления числовых промежутков;
решать линейные уравнения;
составлять математическую модель реальной ситуации;
Ученик получит возможность научиться:
понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных. - выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов; применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса;
научиться сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных, используя строгие и нестрогие неравенства.
Раздел №2. Линейная функция.
Основная цель – познакомить учащихся с линейным уравнением с двумя переменными и линейной функцией, выработать умение строить их графики, осознать важность использования математических моделей нового вида – графических моделей.
Ученик научится:
определять по формуле особенности расположения графика на координатной плоскости, взаимное расположение графиков линейных функций;
раскрывать понятия: «координатная плоскость»; «линейное уравнение с двумя переменными», «линейная функция», «прямая пропорциональность»;
решать линейное уравнения с двумя переменными;
преобразовывать линейное уравнения с двумя переменными к виду линейной функции;
строить прямую, удовлетворяющую уравнению с одной переменной, график линейной функции, в частности прямой пропорциональности, график линейной функции.
Ученик получит возможность научиться:
находить корни уравнения с одной неизвестной;
выполнять равносильные преобразования уравнений с одной неизвестной;
научиться определять, как влияет знак коэффициента k на расположение графика в системе координат, где k≠0; составлять таблицы значений; строить графики реальных зависимостей; определять знак углового коэффициента;
составлять таблицы значений; находить значения линейной функции при заданном значении функции; строить графики линейных функций.
Раздел №3. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
Основная цель – научить школьников решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными различными способами и применять системы при решении текстовых задач.
Ученик научится:
решать систему двух линейных уравнений с двумя переменными графическим методом, методом подстановки, методом алгебраического сложения, задачи используя в качестве математической модели систему двух линейных уравнений с двумя переменными;
раскрывать понятия «система двух линейных уравнений с двумя переменными», «решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными»;
определять, является ли пара чисел решением системы.
Ученик получит возможность научиться:
правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»;
понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»;
строить некоторые графики уравнения с двумя переменными;
решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.
Раздел №4. Степень с натуральным показателем и ее свойства.
Основная цель – выработать умения выполнять действия над степенями с натуральными показателями и познакомить школьников с понятием степени с нулевым показателем.
Ученик научится:
решать уравнения, содержащие степень с натуральным показателем;
раскрывать понятия «степень с натуральным показателем»;
находить натуральную степень числа;
использовать свойства степени с натуральным показателем при решении заданий, свойства степени для преобразования алгебраических выражений и таблицу степеней;
выполнять действие умножения и деления степеней с одинаковыми показателями.
Ученик получит возможность научиться:
находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком;
решать обратную задачу;
строить графики функций у=х2 , у=х 3 ;
выполнять действия со степенями с натуральным показателем;
преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем;
приводить одночлен к стандартному виду.
Раздел №5. Одночлены. Арифметические операции над одночленами.
Основная цель – выработать умение выполнять действия над одночленами.
Ученик научится:
раскрывать понятия «одночлен», «коэффициент одночлена», «стандартный вид одночлена», «сумма одночленов»;
приводить одночлен к стандартному виду, выполнять сложение одночленов;
выполнять способы сложения, вычитания, умножения, деления одночленов, возведения одночлена в натуральную степень;
упрощать выражения, решения уравнений;
решать задач на составление уравнений, предполагающих приведение подобных слагаемых.
Ученик получит возможность научиться:
приводить одночлены к стандартному виду, выполнять действия с одночленом;
умножать одночлен на одночлен.
Раздел №6. Многочлены. Арифметические операции над многочленами.
Основная цель – выработать умение выполнять действия над многочленами.
Ученик научится:
раскрывать понятия «многочлен», «стандартный вид многочлена», «сумма многочленов»»;
выполнять действия над многочленами (сумма, разность); приводить многочлен к стандартному виду, умножение многочлена на одночлен, многочлена на многочлен;
применять формулы сокращенного умножения для преобразования алгебраических выражений, решать уравнения;
выполнять действия над многочленами (умножение);
решать уравнения предполагающие применение ФСУ, текстовые задачи, применяя полученные знания, текстовые задачи методом математического моделирования.
Ученик получит возможность научиться:
приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества.
Раздел №7. Разложение многочленов на множители.
Основная цель – выработать умение выполнять разложение многочленов на множители различными способами и убедить учащихся в практической пользе этих преобразований.
Ученик научится:
раскрывать понятия «разложение многочлена на множители» и области его применения; алгебраическая дробь, тождество;
выполнять разложение на множители путем вынесения общего множителя за скобки, способом группировки;
сокращение алгебраических дробей;
упрощать вычисления, используя «разложение многочлена на множители;
решать уравнения используя «разложение многочлена на множители; текстовые задачи методом математического моделирования; применять: формулы для преобразования алгебраических выражений;
доказывать простейшие тождества;
использовать выделения полного квадрата для решения уравнений.
Ученик получит возможность научиться:
читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму;
выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители;
применять различные способы разложения многочленов на множители;
преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач.
Раздел №8. Функция y=x2 .
Основная цель – показать учащимся, что, кроме линейных функций, встречаются и другие функции; сформировать навыки работы с графическими моделями.
Ученик научится:
раскрывать понятия «квадратичная функция»;
строить графики функции;
решать графически уравнения;
читать график функции;
определять участки возрастания и убывания функции;
находить точки разрыва и область определения функции;
описывать свойства функции по ее графику.
Ученик получит возможность научиться:
правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач;
находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком;
решать задачу обратную данной;
строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности;
интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.
Раздел №9. Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
Основная цель- выработать умение решать простейшие комбинаторные задачи.
Ученик научится:
использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
находить относительную частоту и вероятность случайного события;
решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Ученик получит возможность научиться:
приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов;
некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Повторение.
Ученик научится:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств.
Ученик получит возможность научиться:
Обобщать и систематизировать знания, умения, навыки по изученному материалу за курс 7 классов.
8 КЛАСС.
Раздел №1.Алгебраические дроби.
Основная цель - научиться выполнять действия с алгебраическими дробями (сокращение, сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень с целым показателем); выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; решать рациональные уравнения;
Ученик научится:
выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;
использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты.
Ученик получит возможность научиться:
углубить и развить представления о натуральных числах;
научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Раздел №2.Функция . Свойства квадратного корня.
Основная цель - научиться извлекать квадратный корень из неотрицательного числа, выполнять действия с действительными числами, преобразовывать выражения, содержащие квадратные корни; строить графики функций у=√х, у=|х|; освобождаться от иррациональности в знаменателе дроби, находить модуль действительного числа.
Ученик научится:
решать уравнения, содержащие радикал;
раскрывать понятия: о квадратном корне, квадратном корне из неотрицательного числа, о подкоренном выражении, об иррациональных числах, о кубическом корне из неотрицательного числа, о корне n-й степени из неотрицательного числа; о преобразовании выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня, об освобождении от иррациональности в знаменателе о рациональных, иррациональных и действительных числах, о делимости чисел, признаках делимости, о необходимом и достаточном условии делимости, о рациональных, иррациональных и действительных числах, о делимости чисел, признаках делимости, о необходимом и достаточном условии делимости мости чисел, о НОД и НОК нескольких натуральных чисел, о среднем арифметическом и среднем геометрическом, о неравенстве Коши;
применять основную теорему арифметики, находить каноническое разложение на простые множители; доказывать числовые неравенства, применяя свойства числовых неравенств; использовать свойства модуля и его геометрический смысл;
извлекать квадратный корень и корень n-й степени из неотрицательного числа;
строить график функции у = -fx ;и описания ее свойств;
читать график функции у = -fx ;и описания ее свойств.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать не извлекаемые корни;
находить приближенные значения не извлекаемых корней;
применять разложение выражения на множители, используя формулы квадратов суммы и разности, способом группировки, используя определение и свойства квадратного корня;
использовать алгоритм извлечения квадратного корня;
описывать: понятие множества, элемента множества, способы задания множеств; множество натуральных чисел, множество целых чисел, множество рациональных чисел, множество действительных чисел и связи между этими числовыми множествами;
устанавливать связь между бесконечными десятичными дробями и рациональными, иррациональными числами;
распознавать рациональные и иррациональные числа;
приводить примеры рациональных чисел и иррациональных чисел и записывать с помощью формул свойства действий с действительными числами;
формулировать: определения: квадратного корня из числа, арифметического квадратного корня из числа, равных множеств, подмножества, пересечения множеств, объединения множеств.
Раздел №3.Квадратичная функция. Функция .
Основная цель - научиться строить графики функций вида: у=ах2,y=kx+m, y=k/x, y=ax2+bx+c, y=√x, y=|x| и графики функций видау=f(x—l), l=f(x)-m, y=f(x—l)-m, y=-f(x)по известному графику функцииy=f(x);исследовать функции на четность, монотонность, ограниченность; строить и читать графики кусочных функций; решать квадратные уравнения графическим способом.
Ученик научится:
применять алгоритма построения параболы у = ах2 +Ьх + с;
раскрывать понятия о кусочно-заданных функциях, контрольных точках графика, параболе, оси симметрии параболы, асимптотах, оси симметрии гиперболы, об обратной пропорциональности, области значений функции, окрестности точки, о точках максимума и минимума; раскрывать понятия о квадратичной функции, графике квадратичной функции, об оси параболы, формуле абсциссы параболы, о направлении веток параболы;
строить графики функций у = кх2, у =k /x, квадратичной функции у = ах2 +Ьх + с;
описывать свойства у = кх2, у =k /x;
использования алгоритма построения графиков функций у = f(x +l) +m, у = /(* + /), y = f(x) + m;
преобразовывать функций параллельным переносом вправо (влево). Решать уравнения, несколькими способами;
решать графически уравнения.
Ученик получит возможность научиться:
вычислять значения функций, заданных формулами (при необходимости использовать калькулятор);
составлять таблицы значений функции;
использовать функционально-графические представления для решения и исследования уравнений;
распознавать виды изучаемых функций;
показывать схематически положение на координатной плоскости графиков функций в зависимости от коэффициентов, входящих в формулу;
использовать функциональную символику для записи разнообразных фактов, связанных с рассматриваемыми функциями;
строить речевые конструкции с использованием функциональной терминологии.
Раздел №4. Квадратные уравнения.
Основная цель - научиться применять формулы для нахождения корней квадратного уравнения; решать рациональные уравнения, биквадратные уравнения методом введения новой переменной; выполнять разложение квадратного трехчлена на линейные множители различными способами; решать иррациональные уравнения методом возведения в квадрат; решать практические задачи с помощью рациональных уравнений.
Ученик научится:
проверять корни, получившиеся при неравносильных преобразованиях;
раскрывать понятия о квадратном уравнении, о старшем коэффициенте, втором коэффициенте, о свободном члене, о приведенном квадратном уравнении, полном квадратном уравнении, неполном квадратном уравнении, о корне квадратного уравнения, дискриминанте квадратного уравнения; о рациональном уравнении, посторонних корнях, проверке корней уравнения, о квадратном уравнении с четным вторым коэффициентом, о формуле корней квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом; о теореме Виета и обратной теореме Виета, о симметрических выражениях с двумя переменными, об иррациональных уравнениях, о методе возведения в квадрат, проверке корней, равносильности уравнений, о равносильных и неравносильных преобразованиях уравнений;
решать квадратные уравнения;
выводить формулы корней квадратного уравнения;
решать квадратного уравнения: полное, неполное и приведенное; квадратного уравнения по формулам корней квадратного уравнения; рациональные уравнения как математических моделей реальных ситуаций; иррациональные уравнения, совершая равносильные переходы в преобразованиях;
разлагать квадратный трехчлен на множители;
использовать алгоритм решения рационального уравнения;
вычислять не решая квадратного уравнения выражения, содержащие корни этого уравнения в виде неизвестных, применяя обратную теорему Виета;
составлять квадратные уравнения по их корням.
Ученик получит возможность научиться:
распознавать и приводить примеры квадратных уравнений различных видов (полных, неполных, приведённых), квадратных трёхчленов;
описывать в общем виде решение неполных квадратных уравнений;
формулировать: определения: уравнения первой степени, квадратного уравнения; квадратного трёхчлена, дискриминанта квадратного уравнения и квадратного трёхчлена, корня квадратного трёхчлена; биквадратного уравнения; свойства квадратного трёхчлена;
теорему Виета и обратную ей теорему;
записывать и доказывать формулу корней квадратного уравнения.
Раздел №5. Неравенства.
Основная цель - научиться решать линейные и квадратные неравенства; находить приближенные значения действительного числа по недостатку и избытку, записывать действительное число в стандартном виде; применять свойства числовых неравенств для исследования функций на монотонность; представлять число в стандартном виде, находить приближения действительного числа.
Ученик научится:
описывать: свойства функции «модуль», раскрывать понятия о числовых неравенствах, неравенстве с одной переменной,о свойстве числовых неравенств, о неравенствах одинакового смысла, неравенствах противоположного смысла, о среднем арифметическом и среднем геометрическом, о неравенстве Коши; линейной функции, о функциях у = х2, у = у[х , о монотонной функции;
строить кусочно-заданную функцию;
исследовать на монотонность функций: линейную, квадратичную, обратную пропорциональность, функцию корня;
решать: линейные неравенства с одной переменной; системы линейных неравенств; уравнений и неравенств, используя свойство монотонности;
применять метод интервалов для решения квадратичных неравенств о возрастающей и убывающей функции на промежутке;
строить график функции «модуль», функций: линейную, квадратичную, обратную пропорциональность, функцию корня.
Ученик получит возможность научиться:
распознавать и приводить примеры числовых неравенств, неравенств с переменными, линейных неравенств с одной переменной, двойных неравенств;
формулировать: определения: сравнения двух чисел, решения неравенства с одной переменной, равносильных неравенств, решения системы неравенств с одной переменной, области определения выражения; свойства числовых неравенств, сложения и умножения числовых неравенств;
доказывать: свойства числовых неравенств, теоремы о сложении и умножении числовых неравенств;
решать линейные неравенства.
Раздел №6. Теория вероятностей. Выбор нескольких элементов. Сочетания. Случайные события и их вероятности.
Ученик научится:
решать простейшие комбинаторные задачи и задачи на вероятность;
Ученик получит возможность научиться:
раскрывать понятия о всевозможных комбинациях, о методах статистической обработки результатов измерений, полученных при проведении эксперимента, о числовых характеристиках информации.
Повторение.
Учащиеся повторят:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел.
Ученик получит возможность научиться:
Обобщать и систематизировать знания, умения, навыки по изученному материалу за курс 8 классов.
9 КЛАСС.
Раздел №1. Рациональные неравенства и их системы.
Основная цель - формирование представлений о частном и общем решении рациональных неравенств и их систем, о неравенствах с модулями, о равносильности неравенств; овладение умением совершать равносильные преобразования, решать неравенства методом интервалов; расширение и обобщение сведений о рациональных неравенствах и способах их решения: метод интервалов, метод замены переменной.
Ученик научится:
понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойств числовых неравенств;
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;
применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.
Ученик получит возможность научиться:
разнообразным приёмам решения неравенств и систем неравенств;
использовать метод интервалов для решения целых и дробно-рациональных неравенств;
решать линейные уравнения и неравенства с параметрами;
уверенно применять неравенства и их системы для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств содержащих буквенные коэффициенты;
в повседневной жизни и при изучении других предметов:
выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при решении систем линейных уравнений и неравенств при решении задач других учебных предметов;
выбирать соответствующие неравенства или их системы для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи;
уметь интерпретировать полученный при решении неравенства или системы результат в контексте заданной реальной ситуации или прикладной задачи.
Раздел №2 .Системы уравнений.
Основная цель - формирование представлений о системе двух рациональных уравнений с двумя переменными, о рациональном уравнении с двумя переменными; овладение умением совершать равносильные преобразования, решать уравнения и системы уравнений с двумя переменными; отработка навыков решения уравнения и системы уравнений различными методами: графическим, подстановкой, алгебраического сложения, введения новых переменных.
Ученик научится:
решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
применять графические представления для исследования уравнений, исследование и решение систем уравнений с двумя переменными.
Ученик получит возможность научиться:
овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений;
решать несложные системы линейных уравнений с параметрами;
уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты;
в повседневной жизни и при изучении других предметов:
выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при решении линейных и квадратных уравнений и систем линейных уравнений при решении задач других учебных предметов;
выбирать соответствующие уравнения, или их системы для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи;
интерпретировать полученный при решении уравнения или системы результат в контексте заданной реальной ситуации или прикладной задачи.
-
составлять и решать линейные и квадратные уравнения, уравнения, к ним сводящиеся, системы линейных уравнений, неравенств при решении задач других учебных предметов;
Раздел №3.Числовые функции.
Основная цель - формирование представлений о таких фундаментальных понятиях математики, какими являются понятия функции, её области определения, области значения; о различных способах задания функции: аналитическом, графическом, табличном, словесном; овладение умением применения четности или нечетности, ограниченности, непрерывности, монотонности функций; формирование умений находить наибольшее и наименьшее значение на заданном промежутке, решая практические задачи; формирование понимания того, как свойства функций отражаются на поведении графиков функций.
Ученик научится:
понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
по графику находить область определения, множество значений, нули функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения функции;
понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
в повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений и т.п.).
Ученик получит возможность научиться:
проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера;
исследовать функцию по ее графику;
находить множество значений, нули, промежутки знакопостоянства, монотонности квадратичной функции; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми » точками и т.п.);
использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов;
в повседневной жизни и при изучении других предметов: иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам;
использовать свойства и график квадратичной функции при решении задач из других учебных предметов.
Раздел №4 .Прогрессии.
Основная цель - формирование преставлений о понятии числовой последовательности, арифметической и геометрической прогрессиях как частных случаях числовых последовательностей; о трех способах задания последовательности: аналитическом, словесном и рекуррентном; сформировать и обосновать ряд свойств арифметической и геометрической прогрессий, свести их в одну таблицу; овладение умением решать текстовые задачи, используя свойства арифметической и геометрической прогрессии.
Ученик научится:
понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);
применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессией, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессии, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
понимать арифметическую и геометрическую прогрессию как функции натурального аргумента;
связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую — с экспоненциальным ростом.
Раздел №5 . Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.
Основная цель - формирование преставлений о всевозможных комбинациях, о методах статистической обработки результатов измерений, полученных при проведении эксперимента, о числовых характеристиках информации; овладеть умением решения простейших комбинаторных и вероятностных задач.
Ученик научится:
использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
находить относительную частоту и вероятность случайного события;
решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций распознавать рациональные и иррациональные числа;
представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков;
читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика;
определять основные статистические характеристики числовых наборов;
оценивать вероятность события в простейших случаях;
иметь представление о роли закона больших чисел в массовых явлениях;
иметь представление о роли практически достоверных и маловероятных событий.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать количество возможных вариантов методом перебора;
сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального
явления;
оценивать вероятность реальных событий и явлений в несложных ситуациях.
Повторение.
Основная цель - обобщение и систематизация знаний по основным темам курса алгебры за 9 класс; подготовка к единому государственному экзамену; формирование понимания возможности использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Ученик повторит:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств.
Ученик получит возможность научиться:
обобщать и систематизировать знания, умения, навыки по изученному материалу за курс 7-9 классов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 класс
Повторение (4ч).
Раздел №1. Математический язык. Математическая модель (15 ч).
Числовые и алгебраические выражения. Переменная. Допустимое значение переменной. Недопустимое значение переменной. Первые представления о математическом языке и о математической модели. Линейные уравнения с одной переменной. Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Координатная прямая, виды промежутков на ней.
Раздел №2. Линейная функция (17 ч).
Координатная плоскость. Алгоритм отыскания координат точки. Алгоритм построения точки М(а;b) в прямоугольной системе координат.Линейное уравнение с двумя переменными. Решение уравнение. График уравнения. Алгоритм построения графика уравнения.
Линейная функция. Независимая переменная (аргумент). Зависимая переменная. График линейной функции. Наибольшее и наименьшее
значения линейной функции на заданном промежутке. Возрастание и убывание линейной функции. Взаимное расположение графиковлинейных функций.
Раздел №3. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными (15 ч).
Система уравнений. Решение системы уравнений. Графический способ решения уравнений. Метод подстановки. Метод алгебраического сложения.Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи).
Раздел №4. Степень с натуральным показателем и ее свойства. (10 ч).
Степень. Основание степени. Показатель степени. Свойства степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней
с одинаковыми показателями. Степень с нулевым показателем.
Раздел №5. Одночлены. Арифметические операции над одночленами (10 ч).
Понятие одночлена. Коэффициент одночлена. Стандартный вид одночлена. Подобные одночлены.Арифметические операции над
одночленами.
Раздел №6. Многочлены. Арифметические операции над многочленами (20 ч).
Многочлен. Члены многочлена. Двучлен. Трехчлен. Приведение подобных слагаемых членов многочлена. Стандартный вид многочлена. Формулы сокращенного умножения. Деление многочлена на одночлен.
Раздел №7. Разложение многочленов на множители (20 ч).
Разложение многочлена на множители: с помощью формул сокращенного умножения, способ группировки, вынесение общего множителя за скобки, комбинированный способ. Метод выделения полного квадрата.Понятие алгебраической дроби. Сокращение алгебраической дроби.Тождество. Тождественно равные выражения. Тождественные преобразования.
Раздел №8. Функция y=x2(14 ч).Квадратичная функция, ее свойства и график. Графическое решение уравнений. Кусочная функция. Чтение графика функции. Область определения функции. Первое представление о непрерывных функциях. Точка разрыва. Функциональная символика.
Раздел №9. Элементы комбинаторики и теории вероятностей(4ч).Данные и ряды данных. Упорядоченные ряды данных. Таблица распределения. Нечисловые ряды данных. Составление таблиц распределений без упорядочивания данных. Частота результата. Таблица распределения частот. Процентные частоты.
Итоговое повторение (7 ч).
8 класс
Повторение (4ч).
Раздел №1.Алгебраические дроби (21 ч).
Понятие алгебраическойдроби. Основное свойство дроби. Сокращение дробей, сложение и вычитание, умножение и деление, возведение алгебраической дроби в степень. Рациональное выражение. Рациональное уравнение (первые представления) Степень с отрицательным целым показателем.
Раздел №2.Функция . Свойства квадратного корня (17 ч).
Рациональные числа. Понятие квадратного корня. Иррациональные числа. Множество действительных чисел.Функция. Свойства квадратного корня. Выпуклость функции. Область значений функции. Свойства квадратных корней. Модуль действительного числа.
Раздел №3.Квадратичная функция. Функция (17 ч).
Функция , её свойства и график. Функция,её свойства и график. Гипербола. Асимптота. Построение графиков функций. Квадратный трехчлен. Квадратичная функция. Понятие ограниченной функции.Кусочные функции. Графическое решение уравнений.
Раздел №4.Квадратные уравнения (19 ч).
Квадратное уравнение. Корень квадратного уравнения. Решение квадратного уравнения. Дискриминант. Формулы корней квадратного уравнения. Параметр. Уравнения с параметром. Рациональные уравнения. Биквадратные уравнения. Метод введения новой переменной. Частные случаи формулы корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на множители. Иррациональные уравнения.
Раздел №5.Неравенства (13 ч).
Свойства числовых неравенств. Неравенство с переменной. Решение неравенств. Линейные неравенства. Равносильные преобразования неравенств. Квадратное неравенство. Алгоритм решения квадратного неравенства. Возрастающие и убывающие функции. Исследование функции на монотонность, приближенные значения действительных чисел. Стандартный вид числа.
Раздел №6.Теория вероятностей (6 ч).
Решать комбинаторные задачи. Находить частоту события, используя собственные наблюдения и статистические данные. Находить вероятность случайных событий в простейших случаях
Повторение (5 часов).
9 класс
Повторение (6ч).
Раздел №1. Рациональные неравенства и их системы (17ч). Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными. Система уравнений; решение системы. Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением. Уравнение с несколькими переменными. Примеры решения нелинейных систем. Примеры решения уравнений в целых числах. Неравенство с одной переменной. Решение неравенства. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Квадратные неравенства. Примеры решения дробно-линейных неравенств. Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Раздел №2. Системы уравнений (15ч).Основные понятия. Методы решения систем уравнений. Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций (текстовых задач).
Раздел №3.Числовая функция (25ч). Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций. Степенные функции с натуральным показателем, их графики. Графики функций: корень кубический. Использование графиков функций для решения систем. Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост. Числовые функции, описывающие эти процессы.
Раздел №4.Прогрессии (16ч). Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий.
Раздел №5.Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей (12 ч).
Множества и комбинаторика Множество. Элемент множества, подмножество. Объединение и пересечение множеств. Диаграммы Эйлера. Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения. Перестановки. Размещения. Сочетания Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки. Понятие и примеры случайных событий. Начальные сведения из истории вероятностей. Сложение и умножение вероятностей. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности.
Повторение (11ч).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
|
Повторение. |
|
|
Раздел №1. Математический язык. Математическая модель . |
|
|
Раздел №2. Линейная функция. |
|
|
Раздел №3. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными . |
|
|
Раздел №4. Степень с натуральным показателем и ее свойства. |
|
|
Раздел №5. Одночлены. Арифметические операции над одночленами. |
|
|
Раздел №6. Многочлены. Арифметические операции над многочленами. |
|
|
Раздел №7. Разложение многочленов на множители. |
|
|
Раздел №8. Функция y=x2 . |
|
|
Раздел №9. Элементы комбинаторики и теории вероятностей. |
|
|
Итоговое повторение. |
|
Итого |
136 |
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
|
Повторение. |
4 |
|
Раздел №1.Алгебраические дроби. |
21 |
|
Раздел №2.Функция . Свойства квадратного корня. |
17 |
|
Раздел №3.Квадратичная функция. Функция . |
17 |
|
Раздел №4.Квадратные уравнения. |
19 |
|
Раздел №5.Неравенства. |
13 |
|
Раздел №6.Теория вероятностей. |
6 |
|
Повторение. |
5 |
Итого |
102 |
9 класс
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
|
Повторение. |
6 |
|
Раздел №1. Рациональные неравенства и их системы. |
17 |
|
Раздел №2. Системы уравнений. |
15 |
|
Раздел №3. Числовая функция. |
25 |
|
Раздел №4.Прогрессии. |
16 |
|
Раздел №5. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. |
12 |
|
Повторение. |
11 |
Итого |
102 |